1 глас

В словаре Даля

м. голос, во всех знач. взывания, звук, звон, шум и пр. | Глас, в церковном пении, нечто похожее на тон светской музыки; в церковном нет мажора и минора, нет и тонов (означаемых ныне бемолями, крестиками), а есть восемь звукопоследований, служащих основными образцами напевов и определяющих простор и порядок, в котором движутся все напевы, относимые к одному гласу, почему: запеть на девятый глас, петь нестройно, нескладно, драть козла. Глас шестый, подымай шесты на игумена, на безумена, семинарская острота. Собирать на глас Божий, на церковный колокол; для чего подвешенный колокол возят по городу, со звоном. Глас Божий вызвонит из аду душу грешника, о вкладе на колокол за упокой самоубийцы. Глас народа, глас Божий. Глас народа Христа предал (распял). Гласный прилаг. громкий, звучный, зычный, шумный, слышимый; | всем известный или явный, нескрытный, всюду оглашаемый. | Сущ. м. член думы или магистрата, избираемый от купечества и заседающий с правом голоса. Гласная буква, самогласная, произносимая по себе, без помощи другой: а, е, и, о, у, ы, и пр. Гласность ж. известность, общеизвестность чего, оглашение, огласка. Гласник м. тетрадь, содержащая указание церковных напевов, или голоса, напевы положенные на ноты. Гласобежание стар. церк. мелодия, движение голоса чрез степень (интервал) 2, 3, 4, редко 5, никогда 6 и 7. Гласопременность, в древнем осмогласном пении: перемена значения крюка, смотря по тому гласу, в котором крюк стоит; иногда то же, что в западном столбовом пении (cantus planus) mutatio, nuance. Глашать, гласить что, взывать, издавать голос, слова, речи; говорить, вещать, произносить, звать, называть, призывать. -ся, быть глашаему. | Гласится, ему не сдобровать, орл. слышится, молва идет; думается, видится. Глашение ср. взывание, вещание. Глашатель, гласитель м. -ница ж. возглашатель, кто громко что-либо говорит, вещает. Глашатай, всенародный вестник, возвестник, вещатель, оглашатель, объявитель, бирюч, герольд.

В словаре Ожегова

В словаре Ефремовой

м.

    1. Вид лада в церковной музыке.
    2. Напев, входящий в систему церковного пения.
  1. устар. То же, что: голос (1,3,6).

В словаре Фасмера Макса

церк. и поэт., гла́сный «публичный», также «городской депутат», производное от глас «голос». Подробнее см. на го́лос.

В словаре Д.Н. Ушакова

В словаре Синонимов

голос, напев, мольба

В словаре Энциклопедии

(греч. echos), в древнерусском церковном пении ладово-мелодический модус. Гласы различались по господствовавшим в них ладовым структурам, по мелодическому содержанию и количеству попевок. Вместе они образовали систему осмогласия.

В словаре Синонимы 4

голос, мольба, напев

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

В попытках докричаться до тупае by Ноэру

Глас божий — это то, с помощью чего Творец может давать всяческие приказания и наставления своему герою.

Воздействие

Типичная ошибка начинающего бога, не прочитавшего эту статью.

Слова Всевышних иногда могут найти отклик в сердцах подопечных. Божества могут попытаться призвать героев к совершению действий подробно описанных в следующей главе. Иногда глас слышат и другие герои и, при желании бога, тщательно их документируют.

Но, как отмечено богами Годвилля, их повеления не всегда выполняются приключенцами. Верную трактовку и исполнение гласа осложняет не только природная лень подопечных, но ещё и вероятность искажения Слова Божьего в процессе доставки. Не стоит забывать и о том, что герой не всегда физически способен выполнить указание. Стали бы вы молиться, забыв про бой со злобным монстром, который так и норовит побольнее укусить?

Герои могут ответить на ваш глас! Полноценного общения ждать, конечно же, не следует, но на пару реплик от героя рассчитывать всё же можно. Если повезёт, то эти фразы будут сказаны ещё и более-менее по теме. Кроме этого дело осложняется эфирными помехами на пути гласа, иногда искажающими смысл сказанного. Правда, некоторые считают, что виной всему «тугоухость» приключенцев.

Зачастую, даже верно услышанное послание божества игнорируется героями. Объясняется это ленью и уровнем влияния божества на своего подопечного.

Таким образом, голосистые божества могут неплохо повлиять на эффективность совершения подвигов своим героем. С другой стороны, ленивые и несколько тугоухие герои могут свести на нет все старания Всевышних. Выбор за вами.

Систематика гласов

Герой иногда прислушивается к божественным гласам. Так как все герои по своей природе тупае, то понять волю Всевышнего они могут только в том случае, если глас содержит знакомые ключевые слова (а также их корни). С помощью гласа своего подопечного можно заставить (на самом деле, скорее уговорить) делать разные полезные штуки. Виды гласов по назначению:

Боевые

  • Работают везде: «бей», «удар», «лупи», «атаку», «мочи»
  • Работают только в режиме дуэли: «шибани», «топчи», «круши», «врежь», «вмажь», «расчлен», «уничтож», «жахни», «вдарь», «задай», «заряди», «дубась», «покарай», «завали», «сокрушай»
  • Работают только в поле: «атак»
  • Тут всё просто. Герой сильнее бьёт своего оппонента — монстра или вражеского героя.
  • Шанс срабатывания в поле 26%, шанс срабатывания в бою считается иначе.

Защитные

  • Работают только в режиме дуэли: «блок», «отбив», «щит», «защищ», «оборон», «отраз», «уверн»
  • В этот ход Герой получает меньше урона.

Лечебные

  • Работают везде: «лечис», «отдых», «исцел», «зелёнк», «раны»
  • Работают только в режиме дуэли: «кореш», «таблет», «помр», «выпей», «врач», «жизн», «здоровь», «здорови», «перевя», «испей», «заживл»
  • Работают только в поле: «отдохн», «лечи», «живи», «держись»во время выполнения задания
  • Герой лечится.

Копательные

  • «копай», «золот», «клад»
  • Герой откапывает босс-монстра и в случае удачных раскопок вступает с ним в дуэль. Если герой уже бился с боссом, следующий откопается только через час. Ищет клады. Добычей может стать трофей (часто жирный), предмет снаряжения, немного денег. Изредка удаётся найти сундук со значительной суммой. В процессе копания герой может обнаружить целебные корешки (и немного исцелиться) или высоковольтный кабель (и слегка покалечиться). Также копание может привести к потере денег или закапыванию имеющегося трофея. Самая большая удача в кладоискательстве — готовый кирпич для храма. Но такое случается крайне редко. Копательные гласы — основной способ промышленной добычи золотых кирпичей (некоторые подробности можно найти ).
  • Шанс срабатывания 17%, шанс зацепа 4%.

Крафтовые (2 трофея)

  • «крафт трофей и трофей», «склей трофей и трофей», «собери трофей и трофей», «слепи трофей и трофей», «соедини трофей и трофей», «сделай трофей и трофей» , «изобр трофей и трофей»
  • Можно указать через союз «и» два трофея, начинающиеся на одну букву, чтобы получить другой на эту же букву, но более полезный.
  • Шанс срабатывания 26%

Исследовательские (1 трофей)

  • «трофей трофей», «разбери трофей», «изучи трофей»
  • Этими гласами можно надоумить героя исследовать свой инвентарь. Иногда из трофея удаётся вытрясти немного денег, иногда — другой трофей. Зачастую исследуемый предмет не выдерживает процедуры и портится или теряется.
  • Шанс срабатывания 14.1%

Квестовые

  • «задани», «квест», «выполняй»
  • В случае успеха герой приближается к выполнению своей текущей миссии. Прогресс может быть от 1 до 15 процентов. Эти гласы очень полезны для воскрешения питомцев (подробнее об этом можно почитать ).

Отменительные

  • «отмени квест», «отмени задани», «брось квест», «брось задани», «другое квест», «другое задани», «другой квест», «другой задани», «откажись квест», «откажись задани», «прекрати квест», «прекрати задани»
  • Основное назначение этих гласов — заставить героя не менять гильдию, пока он не достиг звания грандмастера. Если герой соизволит выполнить совет божества, то он вернётся в столицу и возьмёт другой квест.

Вступительные

  • «вступ «название гильдии”», «перейди в «название гильдии”», «переход «название гильдии”» — для вступления в существующую гильдию
  • «созда «название гильдии”» — для создания новой и вступления в неё
  • Для того, чтобы герой правильно понял, чего от него хочет Всевышний, надо правильно указывать название желаемой гильдии в кавычках.

Если тупайка правильно поймет глас, текущее задание будет отменено

Жертвенные

  • «жертв»
  • Герой жертвует немного денег или трофей. Пожертвовать монстра уговорить нельзя, герои занимаются этим лишь по собственному разумению. Иногда герой может пожертвовать всю свою наличность, но праны при этом получается довольно много. Жертвенные гласы приносят значительно больше праны, чем молитвенные. При этом количество праны не зависит от пожертвованной суммы. Жертва всей наличности может приносить до 80 % праны.
  • Шанс срабатывания 26 %

Молитвенные

  • Работают везде: «молис», «молит», «внемли», «пран»
  • Действуют только вне дуэльных режимов: «аминь», «моли», «солнышко», «люблю», «свет», «умница», «молодец», «радуйся», «кайс», «благосл», «храм», «слежу», «наблюд», «берегу»
  • Работают только в режиме дуэли: «воздай»
  • Герой вспоминает о своём божестве и молится. Обычно намоленной праны хватает лишь на компенсацию затрат на гласы. Изредка получается намолить солидное количество (до 30 %).

Опытные

  • «эксп», «опыт», «учись», «учит»
  • Опытные гласы, как и следует из названия, прибавляют герою опыта и приближают его к следующему уровню.

Возвратные

  • «город», «возвращ», «домой», «прода», «магазин»
  • Герой чаще всего возвращается в ближайший город. Таким образом можно попробовать убедить подопечного зайти в город с хорошими ценами (Торгбург, Снаряжуполь) или уберечь от пьянства в Больших Бодунах и Пивнотауне. После возвращения в город гласом, герой всегда проходит полный цикл: лечение — торговля — пьянка — молитва.
  • Во время мини-квеста работают как отменительные, при этом не отправляя героя в город.

Смертельные

  • «умри», «сдохни»
  • Герой может умереть по воле своего бога. Симптомы такие же, как и у «нечаянной» смерти. Используется, например, для того, чтобы герой не мог излечить контуженого питомца. Или чтобы пройти подряд на воскрешение.
  • Действует независимо от наличия храма уже на довольно низких уровнях.
  • Шанс срабатывания 2,5 %

Навигации

  • Работают только в подземельях: «север», «юг», «восток», «запад». В гласах некоторых богов вы можете встретить «зеркальные» версии «ревес», «гю», «котсов», «дапаз» — но не верьте глазам своим, на самом деле развёрнуто только их отображение при помощи специального символа, и сами по себе, будучи так написаны, работать они не будут.
  • Команда героев идет соответственно вверх, вниз, направо, налево.

Ругательные

  • В бою/подземельях иногда вместо гласа раздаётся неразборчивое бормотание. Это <<вырезано цензурой>> матофильтр реагирует на корни, содержащиеся в таких словах как «подстрахуй», «истреблять», «эпоху» и т.д. При этом неразборчивое бормотание видят только соперник (в бою) или союзники (в подземелье), у самого игрока глас проходит без каких-либо пометок. Глас с «матерным» корнем не срабатывает.
  • В поле за мат в гласе может сниматься прана.
  • Гласы, нарушающие ПХТ, могут привести к блокировке.

Пустышки

Карта действия гласов

Вид гласов Бой с монстрами в поле Идёт в город или из города В поле Отлёживается под деревом Бой на арене или с боссом В городе
Боевые да нет нет нет да нет
Возвратные нет нет да нет нет нет
Вступительные нет да да да нет нет
Жертвенные да да да да да нет
Защитные нет нет нет нет да нет
Исследовательские нет да да нет нет да
Квестовые нет нет да нет нет нет
Копательные нет да да нет нет нет
Крафтовые нет да да нет нет да
Лечебные нет нет да нет да нет
Молитвенные нет да да нет да да
Опытные нет да да нет нет да
Отменительные да да да да нет да
Смертельные нет да да нет нет нет

Срабатывание гласов

Таблица вероятности срабатывания гласов (без аур и астропрогнозов).

Дуэльные режимы

  • В морях герои не понимают гласов.
  • В коридорах подземелий герои различают только гласы направлений. Если в подземелье использовать сразу два направления, герои запутаются и проигнорируют глас. Во время боя на арене или с боссом работают лечебные, боевые, жертвенные (молитвенные срабатывают как жертвенные) и защитные гласы. Гласы без ключевого корня снижают шанс срабатывания последующих гласов с корнем.
  • Если в бою использовать два и более противоречащих корня, при срабатывании гласа герой может прислушаться к одному из них, а может и запутаться, навредив себе.

Подробнее о срабатывании гласов в дуэльных режимах рассказано в статье Вероятность.

В городе и в поле

  • Любой сработавший глас на 20 секунд уменьшает шанс срабатывания следующего гласа. Глас считается сработавшим и в случае, если герой выполнил указание, и в случае, если просто на него что-то ответил.
  • Взять квест на вступление в гильдию, либо отменить квест гласом можно всегда (если квест уже не отменён или не выполнен).
  • Если использовать два и более противоречащих корня, при срабатывании гласа герой прислушается к одному из них.
  • Если использовать более одного однотипного корня в гласе, шанс его срабатывания не увеличится.
  • У отменительных, возвратных и вступительных гласов есть свой счётчик (один на все три типа). Счётчик обнуляется, когда герой выполняет задание, и растёт на единичку, когда любой из трёх вышеперечисленных гласов срабатывает. Рост счётчика увеличивает шанс отмазки героя на сработавшие гласы этих трёх типов. Так, например, при первом и втором развороте в город герой возражает изредка, при третьем начнёт сопротивляться, а на четвёртый уже придётся прилично распаковаться.
  • Действие гласов в палатке торговца равнозначно их действию в городе.

Доставка гласа

Глас божий из опавшей листвы. Аджериеру

Слово божье добирается до приключенцев самыми различными способами. Некоторые герои утверждают, что им приходят анонимные письма, а другие говорят, что глас Всевышнего транслируется потоками сознания. Непосредственно доставка божественной мысли осуществляется специальной анонимной службой, фантазия которой не знает границ.

К примеру, закавыченный текст может явиться в языках пламени или среди облаков и немало напугать героя, мирно ими любующегося. Муравьи, опавшие листья или даже орешки в дуплах периодически складываются в выверенные фразы, хотя в последнем случае некоторые считают, что это происки белок, но мы-то знаем правду. Иногда служащие гипнотизируют монстров, заставляя их напиваться и горланить послание или, может, просто бубнить, если монстр гипнозоустойчивый. Ради своей работы они забираются повыше или закапываются в землю, а то и занимаются чревовещанием, раскидывая по округе лягушек или прикидываясь деревом (чаще дубом).

Иногда, конечно, божества и сами могут что-нибудь нарисовать на небе или чудом впихнуть бумажку с посланием в печенье, ибо такое не под силу больше никому. Но чаще всё же работники САС карябают что-то на монетах или кусках брони, после чего подкидывают оные героям в самый интересный момент. Особенно героям радостно, конечно, когда эти самые работники, зарываясь от непомерного количества работы, сгоряча хватают для последующей подписи не обычный кирпич, а попавший под руку золотой. Такой стройматериал непременно используется при строительстве храма и будет водворён на место в стене исписанной стороной наружу.

Совсем утомившись и забегавшись, служащие могут просто написать письмо (своим родственникам) — и по привычке отдать мимо проходящему приключенцу. Обозлившись на особо говорливых богов, они могут подкараулить ничего не подозревающего вервольфа и выбрить послание у него в шерсти, а то и остричь налысо прикорнувшего героя и вытатуировать что-нибудь у того на затылке.

Правда, бывает, все работники САС оказываются заняты, и тогда божеству удаётся заставить героя написать Глас самому — на любых пригодных (и не очень) для этого поверхностях. Некоторые со скуки развлекаются с облаками или поджигают кусты, а потом странные люди верхом на червях советуют не есть больше этих грибов.

Голосование

За некоторые гласы могут голосовать другие боги. Чем больше богов проголосуют за глас, тем большее количество богов увидит этот глас в дневнике своего героя и смогут присоединиться к голосованию. А в третьем глазе появится уведомительное сообщение.

Пример:

Третий глаз

12:07 Великая, я только что узнала, что твой глас «…» разносят глашатаи. Чем тебе не молитва.

При этом пранополоска синеет, давая автору популярного гласа некоторое количество дополнительной праны. Мабританские учёные выяснили, что это количество не фиксированное, а плавает в интервале от 50 до 100%, но изредка может быть и меньше 50 (48 или 49%), если это второй или третий глас, ушедший в народ, за сутки.

Дабы простимулировать голосование за гласы (таким образом косвенно стимулируя гласосочинительство), демиурги в один прекрасный день слабым манием руки прикрутили добавление голосующему 1% праны за любой голос — как положительный, так и отрицательный. Это, конечно, не бог весть что, но лучше, чем ничего: иногда помогает наскрести на глас или влияние.

Галерея

  • Гласы
  • Неожиданная реакция.  Кукумбер

  • Гласы могут проявляться самыми невероятными способами… Даже через лягушек.  Firiatcat

  • Иногда герои понимают лечение по-своему.  Krollzilla

  1. 1,0 1,1 Если перед этим корнем поставить любой символ кроме пробела, он перестанет работать.
  2. Конечно, в настройках должен быть включен показ чужих гласов.

Ни для кого не секрет, что в Годвилле, помимо кнопочек «Сделать хорошо» и «Сделать плохо», есть окошко с припиской «Глас Божий» 🙂

Команды в игре Команды в игре

Вбив туда некий текст и нажав «Изречь», мы отправляем наше послание герою, которое тот может получить множеством способов. Может, муравьи выстроятся в буквы и слова, а может, наш герой стукнется головой о дерево и у него в мозгу возникнет та самая фраза… Как можно легко догадаться, на это распространяется воля Великого Рандома 🙂

Казалось бы, бесполезная штука. Но нет! Герой с некоторой вероятностью может распознать команды в нашем послании и подчиниться воле Всевышнего 🙂 По предположениям, таких команд конечное число; даже не команд, а ключевых слов.

Так, например, если в тексте будут слова «молись», «помолись», «прана», «жертва», то герой может испытать приступ внезапного просветления и принести вам в жертву золото или расстелить коврик и забиться в молитвенном экстазе 🙂

Также герой может послушаться слов:

— копай, ищи, золото, клад — начинает искать золото, как это не странно

— город, домой — возвращается в город

— умри — практически сразу умирает от любого монстра

— лечись, отдохни — лечится, отдыхает 🙂

Может, вы находили что-то, чего здесь нет, а герой слушался?

З.Ы. Может послушаться, но не обязан.

Инфа взята из собственного опыта и бесед на

См. раздел ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ

  • Глас Богословско-литургический словарь
  • Тропари и кондаки воскресные восьми гласов (+Аудио)
  • Осмогласие
  • Тест: Осмогласие

Глас – особый мотив (лад), используемый в практике богослужебного пения Православной Церкви.

4 главных (прямых, или высоких) и 4 плагальных гласов (косвенных, или низких) вместе образуют осмогласие – систему восьми гласов.

Принцип осмогласия был в свое время принят Русской Церковью от Церкви Греческой и является музыкальной основой богослужения. Однако, понятие осмогласия в греческой традиции отличается от нашего. У греков глас- это лад, тональность. В русской традиции глас — это некоторая мелодия, закрепленная раз и навсегда. Каждый глас имеет помимо характерной для него тональности, лада, еще и наиболее употребительные в данном гласе мелодические обороты — попевки.

Большинство песнопений (из Октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов.

Каждую субботу вечером, на воскресной всенощной происходит поочерёдная смена одного из восьми гласов. Каждый глас господствует в богослужении всю седмицу до субботы включительно, сообщая ей благодать минувшего дня воскресного. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз (см. богослужебные круги).

Звучание Описание
Глас 1 Т.н. глас Богоявления. Сокращенный греческий распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 2 Глас Исхода, напоминающий о смирении. Сокращенный греческий распев. Одноголосно исполняется в соль-мажоре.
Глас 3 Глас Небесной радости. Сокращенный греческий распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 4 Глас Всепразднственный. Обычный распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 5 Глас Поклонения. Киевский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 6 Глас Покаяния. Болгарский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 7 Глас Преображения. Болгарский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.
Глас 8 Глас Вечности. Сокращенный киевский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре.

Счет гласов начинается со второй седмицы после Пасхи (службы первой пасхальной седмицы — Светлой — совершаются по особому чину без участия Октоиха). За седмицей 1-го гласа следует седмица 2-го, потом 3-го — и так до 8-го, а затем снова 1-го, и цикл повторяется. И на каждый день седмицы каждого гласа в Октоихе содержатся изменяемые части богослужений.

Как определить глас Недели? – Если порядковое число (номер) Недели по Пятидесятнице больше 8, нужно от числа Недели отнять единицу (потому что на Неделю всех святых назначен глас 8-й, а не 1-й, первый же глас начинается с Недели 2-й) и остаток разделить на 8. Остаток от деления укажет глас. Если остатка не будет, это означает глас 8-й. Если порядковый номер Недели меньше 8, глас определяется опять же вычитанием единицы из номера Недели.

Восемь церковных гласов

составитель В. Хорецкая

Гласы – музыкальная система из восьми ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений в Православной Церкви. В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения. В певческой практике сложилось понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся. Попевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей. Так как в богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. – для них установлены и различные напевы. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной.

Тем не менее, музыкальная основа всех мелодических вариантов одного и того же гласа и доныне одна и та же – она сохранялась более или менее постоянно в течение веков.

Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл.

Ниже приведем небольшие «описания» каждого гласа, а также далеко не полный перечень наиболее знакомых верующим песнопений разных гласов.

ГЛАС 1 – древние церковные писатели говорили, что «первый глас важен, величествен и наиболее торжествен». Его сравнивали с солнцем, говоря, что он прогоняет леность, вялость, сон, грусть и смущение. В первой строке и тропарного, и стихирного распевов этого гласа есть широкий «шаг» мелодии наверх, что и придает ему мерность, важность и торжественность.

Тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя»;
Тропарь Богоявлению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи»;
Тропарь Успению «В рождестве девство сохранила еси»;
Догматик «Всемирную славу»;
Ирмосы канонов Св. Пасхи «Воскресения день, просветимся, людие»;
Рождества Христова «Христос раждается, славите»;
Ирмосы воскресного канона «Твоя победительная десница».

ГЛАС 2 – «исполнен кротости, благоговения, он утешает печальных и отгоняет мрачные переживания». Поется несколько вариантов этого гласа, однако общее – гибкая мелодия, светлая интонация – присутствует во всех вариантах распевов.

Тропарь Нерукотворенному образу «Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий»;
Тропарь Крестителю и Предтече Иоанну «Память праведнаго с похвалами»;
Тропарь субботы, всем святым и усопшим
«Апостоли, мученицы и пророцы»;
Богородичен «Преблагославенна еси, Богородице Дево»;
Ирмосы канонов «Во глубине посла иногда», «Грядите, людие».

ГЛАС 3 – «глас бурный, он, как море при непогоде, побуждает на духовный подвиг». Эта характеристика древних относится в полной мере к поющемуся у нас тропарному распеву гласа. Стихирный же распев более безмятежен.

Кондак Рождеству Христову «Дева днесь Пресущественнаго раждает»;
Тропарь вмч. Пантелеимону «Страстотерпче святый»;
Воскресная стихира «Твоим Крестом, Христе Спасе».

ГЛАС 4 – «двоякий: то возбуждает радость, то внушает печаль. Тихими и мягкими переходами тонов он сообщает покой душе, внушает стремление к Вышнему, наиболее выражая действие на нас Божией благодати». Пожалуй, один из наиболее употребительных и «популярных» гласов церковного пения в сравнении с другими. Многие известные всем тропари написаны именно на этот глас. Его логичное и простое мелодическое строение доступно всем.

Тропарь Рождеству Христову «Рождество Твое, Христе
Боже наш»;
Тропарь Божией Матери «Богородице Дево, радуйся»;
Тропарь свт. Николаю «Правило веры и образ кротости»;
Догматик «Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид»;
Ирмосы канона Богородице «Отверзу уста моя»;
Ирмосы воскресного канона «Моря чермную пучину».

ГЛАС 5 – «успокаивает душевные волнения, он подходит для плача о грехах». Мелодия гласа равномерно «покачивает» слова песнопений, интонация скользит то вверх, то вниз, давая ощущение покоя и бесконечности.

Заупокойный седален «Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя»;
Воскресные тропари «Ангельский собор» («Благословен еси,
Господи, научи мя оправданием Твоим»);
Догматик «В Чермнем мори».

ГЛАС 6 – «рождает благочестивые чувства – преданность, человечность, любовь». Так писали древние. Мы же знаем этот глас и как глас сосредоточенности и скорби – минорная интонация, в которой, как по «ступенькам», поднимаются слова текста.

Воскресная песнь по Евангелии «Воскресение Христово видевше»;
Тропарь (стихира) Святому Духу «Царю Небесный»;
Стихира «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси»;
Погребальная стихира «Зряще мя безгласна»;
Ирмосы канона «Яко по суху пешешествовав Израиль»
(6-я песнь «Житейское море»).

ГЛАС 7 – «глас мягкий, трогательный, увещающий. Он ласково убеждает, призывает, просит об умилостивлении». Из всех гласов нашего осмогласия самым скудным по количеству песнопений является глас седьмой. Достаточно редко звучит этот глас, и поэтому, вероятно, нелегко его узнать и обозначить в памяти.

Тропарь Преображению «Преобразился еси на горе, Христе Боже»;
Тропарь блаж. Ксении Петербургской «Нищету Христову возлюбивши»;
Воскресный тропарь «Разрушил еси Крестом Твоим смерть».

ГЛАС 8 – «выражает веру в будущую жизнь, созерцает небесные тайны, молится о блаженстве души». Восьмой глас можно еще назвать гласом восклицания: большинство песнопений подчеркивают эту восклицательную сторону. Многие из них прямо начинаются междометиями: «Увы!» или «О!». Восьмой глас можно рассматривать и как глас «трубный», глас высокого проповедания и похвалы.

Заупокойный тропарь «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй»;
Тропарь Пятидесятнице «Благословен еси, Христе Боже наш»,
«Достойно есть» и «Взбранной воеводе» часто поют на 8-й глас;
Заупокойная стихира «Плачу и рыдаю»;
Ирмосы канона «Воду прошед, яко сушу» (6-я песнь «Молитву
пролию ко Господу»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *