10 дев

Светить всегда
светить везде,
с рожденья и до гроба
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой-
и Бога!
Притча о десяти девах — одна из притч Иисуса Христа, приводимая в Евангелии от Матфея:
Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
Евангелие от Матфея гл.25
Эта притча интересна тем, что ни на одну не написано столько толкований как на неё. Но сегодня я вопреки своему правилу напишу своё понимание этой притчи, да просит мне Господь.
Суть я думаю понятна и я не буду много на этом останавливаться.Речь идет о людях,а если конкретно, то о христианах, которые не попадут в Царство Небесное, перед ними Бог (жених) закроет врата и скажет: «Не знаю вас».
Почему Господь взял в пример дев, а не просто христиан- людей уверовавших в Бога?
Девы- это девушки, которые принесли свое целомудрие в дар Богу, остались девственницами ради Христа.
Вот что пишет об этом Иоанн Златоуст: «Богу известно было высокое мнение многих о девстве. Оно и по природе своей — великое дело, что видно из того, что как в ветхом завете оно не было хранимо даже святыми и великими мужами, так и в новом не поставлено в необходимый закон. Христос не дал о нем заповеди, а предоставил его произволению слушающих. Поэтому и Павел говорит: о девах же повеления Господня не имам (1 Кор. VII, 25). Я хвалю того, кто хранит девство, но не принуждаю того, кто не хочет быть девственником, и совета не делаю законом.»
То есть девство — это очень тяжелая ноша,которая по плечу не каждому, а потому и ценится высоко не только людьми,но и Богом. И все-таки, не смотря на этот драгоценный дар, половина дев не войдет в царствие небесное. Почему же эти девы в притче названы неразумными? Потому что их светильники погасли из-за отсутствия масла. Теперь давайте разберём что такое светильники и что это за масло, которое они не запасли заранее и не смогли добыть ни у девушек разумных, ни у продавцов.
Светильник в храме можно считать за символ Самого Бога, «Света Израиля», одежда Которого — свет и Который один является светом для Своего святилища — Церкви. Срававните слова Иисуса: «Я свет миру» (Иоан. 8:12) с Откровением, где сказано, что слава Божия освещает новый Иерусалим и светильник его — Агнец (Иисус Христос).
Тот же светильник символизирует Церковь Божию, призванную и получившую благодать, чтобы ходить в свете перед Богом и свидетельствовать о Нем миру. Поэтому христиане называются «светом мира» и побуждаются «светить перед людьми» и «держать свои светильники горящими».
Светильник с маслом и фитилем изо льна считался с древнейших времен необходимой домашней утварью; свет от светильника символизировал счастье и жизнь, отсутствие его обозначало горе и опустошение . Когда, однажды, Давид едва не был убит одним филистимлянином, то люди его поклялись, говоря: «не выйдешь ты больше с нами на войну, чтобы не угас светильник Израиля» и до сих пор в Палестине можно услышать такое выражение: «Его масло иссякло», т.е. его светильник угас.
Из всего этого следует, что христиане призваны вслед за Христом быть светом во тьме неверия для людей не познавших Истину.
Когда на улицах не было ещё фонарей, то люди, приказом государя, должны были ставить свечки на подоконники. Тем самым каждый горожанин вносил свой вклад в освещение улиц.
Человек, уверовавшией в Бога,принявший благодать Христову, сам должен стать такой свечкой. В Библии сказано: свечу не покрывают сосудом и не ставят под кровать, но ставят на подсвечник, чтобы входящие видели свет. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
«Христиане должны быть светом в мире. Их свет должен сиять перед людьми. Они не только должны быть добрыми, но – творить добро. Время Церкви – от Первого до Второго Пришествия Христова – время, когда слово Божие должно быть проповедано всею жизнью тех, кто принял его».
Как человек неверующий может узнать о Боге и вере, если он не ходит в храм, не изучает Библию, не читает православных писателей, не знакомится с жизнью святых, не заходит на православные сайты ? Только от своих верующих знакомых, соседей, сослуживцев, родственников. Это они должны, обязаны !!! донести до своих неверующих знакомых Божественное Слово. А если они этого не делают, значит они так же нерадивы как те девы из сегодняшней притчи. Наши современники — тем, что их вера настолько мала, что не спасает даже их самих. Те, о которых говорится в Библии, тем, что успокоились, эгоистично полагая, что они своим даром заслужили спасение, а остальные их не волнуют. Это уже не их проблемы.
Хотя все святые отцы говорят, что нелья успокаиваться на достигнутом и до конца своих дней считать, что ты ничего не сделал для своего спасения и если всё же спасёшься, то только милостью божией, а не своими трудами. У одного святого перед кончиной лицо просияло, как солнце, а он говорил «не знаю сделал ли я что доброе» и просил ещё минуту, чтобы покаяться.
А великий святой Макарий Египетский в своей молитве говорил : «Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою», т.е. «Боже, очисти меня, грешного, так как я никогда не делал доброго пред Тобою». И это не просто святой, а Великий!
Теперь я думаю понятно почему в притче Бог называет этих девушек нерадивыми. Чего же им не хватило, чтобы быть мудрыми? » Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла».
Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои».
Что значит поправили? Подлили масла чтобы те не угасли. Ведь каждому ясно что без масла светильник гореть не будет. Его постоянно нужно подливать.
Теперь давайте разберём что подразумевается под маслом. Одни говорят что это деньги для нищих или обездоленных людей, другие- просто добрые дела, третьи- молитва, четвертые- хождение в церковь, пятые- Дух Святой. Я склонясь к тому, что это молитва. Потому что без неё человек не будет делать ни первое, ни второе, ни третье и далее по порядку. Богородица сказала: «Тот, кто не молится, не может считать себя христианином» Но молитвы молитвам рознь.
Можно молиться так : «Господи, избави меня и моих близких от всякого зла» или «Господи, путь мой сын поступит в институт» или «Спиридон Тримифутский помоги нам получить квартиру» или «Николай Угодник помоги мне выиграть в лотерею», «Богородица помоги мне найти работу». Всё это тоже молитвы, но о чём? О земном, суетном, сиюминутном. А можно так : Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое? » Псалом Давида.
А вот молитва Макария Великого, которого мы уже сегодня упоминали:
Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Вот ещё- утренняя молитва Святому Духу : Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
А можно просто с утра и до вечера : «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго»
Вот такие молитвы вместе с раскаянием в соделанных грехах и желанием стать лучше и дают человеку силы гореть, светить и согревать. Конечно же не молитвы, а сам Бог через молитвы, возносимые к нему верующим человеком.
А если будет постоянная молитва будет и изучение Библии, и чтение псалмов, и хождение в церковь, и добрые дела и стяжание Духа Святого.
Закончить хочу словами Господа тем, чьи светильники погасли или вообще не загорались, а именно людям, у которых Бог в душе.
«Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».Ст. 15-16
Что значит извергну? По-русски значит сблюю тебя из уст своих. Так что думайте люди о своем недалеком будущем. Выбирайте! Только не говорите потом, что вас не предупреждали :))
P.S.
Читая митрополита Антония Сурожского наткнулась на его понимание этой притчи. Очень коротко о том почему же разумные девы не поделились своим маслом с девами неразумными.
«Мне кажется, суть ее в том, что если вы идете навстречу Господу, внутри у вас должно быть горючее, которое поддержит пламя; если внутри у вас ничего нет, кроме порыва «я хочу встретить Его», если кроме этого вы абсолютно пусты, без содержания, поделиться с вами елеем невозможно. Невозможно в один миг передать человеку зрелость».
Георгиевна

См. также мудра.

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им. му́дрый му́дрое му́драя му́дрые
Рд. му́дрого му́дрого му́дрой му́дрых
Дт. му́дрому му́дрому му́дрой му́дрым
Вн. одуш. му́дрого му́дрое му́друю му́дрых
неод. му́дрый му́дрые
Тв. му́дрым му́дрым му́дрой му́дрою му́дрыми
Пр. му́дром му́дром му́дрой му́дрых
Кратк. форма му́др му́дро мудра́ му́дры
мудры́

му́д-рый

Прилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1a/c’. Сравнительная степень — мудре́е, мудре́й, помудре́е, помудре́й.

Корень: -мудр-; окончание: -ый .

Произношение

  • МФА: (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. книжн. обладающий большим умом, высшим знанием, значительным опытом ◆ Он мудр не по годам. ◆ Мудрый вождь. ◆ Мудрый философ.
  2. книжн. содержащий что-нибудь мудрое, проникнутый мудростью ◆ Мудрый совет. ◆ Мудрое решение.

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

  1. змеемудрый, глубокомудрый, великомудрый, совершенномудрый

Родственные слова

Ближайшее родство

  • имена собственные: Мудрый
  • пр. существительные: мудрец
  • прилагательные: умудрённый, мудрёный
  • глаголы: мудрить
  • наречия: мудро

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • Ярослав Мудрый

Перевод

Список переводов

  • Английскийen: wise, sage
  • Бурятскийbua: сэсэн
  • Испанскийes: sabio
  • Итальянскийit: sapiente, saggio, savio
  • Корейскийko: 현명하다
  • Немецкийde: weise, klug
  • Словенскийsl: moder
  • Французскийfr: sage

Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    Притча «5 мудрецов» о предназначении и жизненных путях человека
    Пять мудрецов заблудились в лесу.

    Первый сказал:
    — Я пойду влево — так подсказывает моя интуиция.

    Второй сказал:
    — Я пойду вправо — недаром считается, что «право» от слова «прав».

    Третий сказал:
    — Я пойду назад — мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из лесу.

    Четвёртый сказал:
    — Я пойду вперёд — надо двигаться дальше, лес непременно закончится, и откроется что-то новое.

    Пятый сказал:
    — Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.

    Он нашёл самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очерёдности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал всё правильно. А другие — нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом!
    Но он ошибался…

    Все поступили правильно.

    Тот, кто пошёл влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других.

    Тот, кто пошёл вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него всё и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чём они забыли — человечность и сострадание. Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.

    Тот, кто пошёл назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться.

    Тот, кто пошёл вперёд, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных.

    Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведёт к развитию.

    Так все пятеро мудрецов выполнили своё предназначение…

    PS. Не забывайте о том, что истинная мудрость — разрешить другим идти собственным Путём и признать то, что каждый собственный Путь важен для человека…

    Среди чтений Великого вторника есть притча о десяти девах.

    Лампады, масло, сон, ожидание Жениха. Одна из песен вседневной полуночницы взята по смыслу отсюда. «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб его же обрящет бдяща». Там еще говорится: «Блюди убо, душе, да не сном отяготишься» А вот те девы как раз «задремали и уснули». Уснули и мудрые, и не мудрые. Уснули потому, что «жених замедлил» (Мф. 25:5)

    Как важно здесь каждое слово! «Жених замедлил». Полстраницы выше в притче о неверном управляющем Господь вкладывает в уста злого раба такие слова: «Не скоро придет господин мой» (Мф. 24:48) Эти слова произносятся злым рабом для того, чтобы дать себе вольную на пьянство и бесчинство. И в послании апостола Петра говорится, что некие «наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям» будут говорить: «где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как начали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» (2 Пет. 3:3)

    То есть Господь часто говорит нам «бодрствуйте», а Сам намеренно медлит, закаляя веру одних и обличая неверие других. Одни заслуживают венцы долготерпением, другие обнажают гнилое нутро нетерпеливостью и отказываются от веры. Вместе с тем Божие замедление есть дело любви, поскольку нужно дать шанс спастись всем, кто хочет спастись, и эта задержка второго пришествия называется «благостью, которая на покаяние меня ведет».

    Итак, девы уснули. Сначала «задремали», и начали, вероятно, зевать. И первый порыв радостного ожидания сменился ожиданием терпеливым. А потом пришла усталость, и стали слипаться глаза, причем – у всех, и затем – сон.

    Это двоякий сон. Во-первых, смертный. Мы ведь не зря называем умерших — усопшими. И Христовы уста о мертвой дочери Иаира сказали: «Она не умерла, но спит» (Лук. 8:52) Множество христиан умерло, не дождавшись при жизни пришествия Христа на суд. Они уснули смертным сном в ожидании дня Воскресения, и когда Господь воззовет их из гробов их, они поправят свои светильники. Горящий или потухший светильник есть тайна сердца, по которой мы будем судимы.

    Погасший светильник есть подобие каменистой земли, на которой что-то выросло, но быстро увяло, не имея глубины. А заправленная маслом лампада есть подобие земли доброй, приносящей плод в сто, или шестьдесят, или тридцать раз. Поскольку спали все, то скудость и полнота масла в лампадах проявляли прежние, ранее понесенные труды. Вот в этом смысле и сказал некто из древних: «Умножай молитвы и труды, когда ты помнишь Господа, чтобы Он тебя не забыл, когда ты Его забудешь»

    Второй смысл сна проще. Это просто сон. Просто, но и не просто. Человек спит не только потому что сильно устал. Иногда он спит от уныния. Иногда тяжелый сон смыкает ему очи как раз в то время, когда нужно быть особенно бодрым. Бывает, что человек непреодолимо зевает в храме, но бодренько носится по мирским делам. Так, побежденные немощью, спали апостолы в Гефсимании, хотя Христос просил их бодрствовать с Ним и молиться. Даже от избытка благодати можно впасть в сон, потому что душа не выдерживает неземной силы и спасается сном в это время. Этим сном спали на Фаворе те же апостолы, что уснули в Гефсимании. «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним» (Лук. 9:32)

    Итак, десять уснувших дев есть образ всей полноты уверовавших в Господа людей, которые спят или тяжким сном уныния, или от естественной усталости, или смертным сном. Все они будут пробуждены неким криком, который еще именуется «гласом Архангела и трубой Божией» (1 Фес. 4:16). В это время мы уже не сможем разбогатеть милостыней. Всякий будет обеспокоен светом собственного светильника, и маслом делиться не сможет. Притча оканчивается Христовым повелением «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф. 25:13)

    Это бодрствование должно быть противоположностью и мирской расслабленности, которая овладела миллионами. А еще — противоположностью той псевдохристанской уверенности в своей, якобы, окончательной спасенности, характерной для людей, выдавливающих из себя счастливые улыбки по поводу и без повода.

    Сказанное Господом, да закрепится в сознании словами апостола: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью» (2 Кор. 16:13-14)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *