11 571 174

Основатель Москвы Юрий Долгорукий был младшим сыном Владимира Мономаха. При нём большого расцвета достигла Северо-Восточная Русь — прежде малонаселённая и небогатая окраина Киевской Руси. При Юрии Владимировиче были основа­ны многие новые города — Москва, Юрьев, Переяславль-Залесский, Дмитров. Стремясь возродить единую прежде дер­жаву, Юрий вёл борьбу за власть в Киеве. Юрию удалось захватить Киевское княжество, но править ему там дове­лось недолго — князь был отравлен.

Старший сын Юрия — Андрей хотя и был храб­рым воином, не любил воевать. Киев был для него враждебен и нелюбим. Вскоре князь уехал в родные и любимые им суздальские земли, где он родился и вырос. Вывез он с собой и большую святыню земли Русской — чудотворную икону Пресвятой Богородицы, написанную, по преданию, ещё евангелистом Лукой. При подъезде к Суздалю ночью приснился Андрею сон, в кото­ром явилась ему Богородица и велела построить на этом месте

церковь и основать монастырь. Так появи­лась церковь Рождества Богородицы и село Боголюбово, где и поселился князь. С тех пор охранительницей и защитницей этих мест почитается Пресвятая Богородица. Началось строительство каменных храмов и расширение городов Северо-Восточной Руси, а центром её стал город Владимир.

Многие походы против булгар, Киева, Новгорода предпринял князь. Сильно окрепла его власть. Недовольные этим бояре соста­вили заговор и убили Андрея. Вновь начались усобицы и разо­рение.

Предложения интернет-магазинов

Кий, Лыбедь, Хорив и Щек

Кий, Щек, Хорив – братья-основатели Киева

ИМЯ КИЙ: По одной из версий, имя Кий происходит от обозначения божественного кузнеца, соратника бога-громовержца в его поединке со Змеем.

РОДОСЛОВНАЯ: Кий, Щек, Хорив — — сыновья Орея(Ария), внуки Дажьбога. Имели сестру – Лыбедь.

КИЙ- прародитель русских, людей, восточных славян.

ЩЕК (ПАЩЕК) — легендарный прародитель славянского народа чехов.

ХОРИВ (ГОРОВАТО) — легендарный прародитель славянского народа хорват.

ЛЕГЕНДА: По легенде, Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

В ЖИВОПИСИ. Есть на рисунках Н.Антиповой.

(128)Найдено на просторах интернета и отредактировано для сайта.

Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев



Храм в честь святого благоверного князя Андрея Боголюбского на Волжском (освящен великим чином 15.12.2019)

Адрес: ЮВАО, пересечение Волгоградского проспекта, Волжского бульвара и ул. Окской

Настоятель: иерей Кирилл Краев

Благотворитель: ПАО «ГМК «Норильский никель»

Архитектор: А. Н. Трофимов

Проектировщики: ОАО «Владимирреставрация», «Моспроект-3» (форма звонницы и куполов была изменена «Моспроект-3»)

Генеральный подрядчик: ОАО ФПК «Сатори»

Годы строительства: 2017–2019

Вместимость: 600 человек

Чин великого освящения: 15 декабря 2019 года совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Сайт прихода: standrews-hram.moseparh.ru

СТРОИТЕЛЬСТВО:

Октябрь 2019 года: храм готов к освящению.

Август 2019 года: работы по благоукрашению святыни подходят к благому завершению. Ко Дню города 2019 года планируется освящение храмового комплекса. Приходская территория благоустроена, высажены деревья, разбиты цветники, выложены дорожки.

Июнь 2019 года: в храме установлены местный и праздничный ряды деревянного резного иконостаса. В июле весь иконостас будет полностью смонтирован. Богослужения совершаются уже в новом храме.

Май 2019 года ведутся работы по благоустройству территории.

На Пасху в храме совершено первое богослужение.

Храм готовится к чину великого освящения. В апреле 2019 года должны быть полностью выполнены работы по внутреннему убранству.

Февраль 2019 года. По храму и приходскому дому отделочные работы закончены в полном объеме. Также выполнены все физические работы по сетям. На данный момент храмовый комплекс сдается в эксплуатацию. Праздник Пасхи приход надеется встретить уже в новом храме.

Декабрь 2018 года: продолжаются работы по внутренней отделке: мастера штукатурят и красят стены в приделе, на полах выкладывают керамическую плитку. Устраняют мелкие недоделки. В следующем году храм планируется освятить.

Август 2018 года: храм и приходской дом построены. В приходском доме завершается внутренняя отделка. Ведутся работы по облицовке цоколя. Задача на ближайшее время — отделка фасадов храма.

17 июля 2018 года освящены колокола храма.

9 июня 2018 года ХРАМ БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО НА ВОЛЖСКОМ был УВЕНЧАН КРЕСТАМИ

Начинаются отделочные работы. В июле планируется закрыть контур. Окна и двери заказаны.

3 марта состоялось освящение купола и креста для колокольни строящегося храма.

В марте планируется завершить кладку стен храма, в апреле-мае выполнить конструктив и воздвигнуть на храм купола с крестами.

На первый престольный праздник прихода (в 2015 году) Божественную Литургию возглавил благочинный Петропавловского округа игумен Алексий (Вылажанин). Сослужил настоятель прихода иерей Кирилл Краев.

Новости прихода:

В храме Андрея Боголюбского на Волжском отметили престольный праздник

В день Всех святых в храме на Волжском совершено богослужение

В воскресной школе храма святого князя Андрея Боголюбского на Волжском итоговые зачеты прошли в онлайн-режиме

В пасхальную ночь храм благоверного князя Андрея Боголюбского вел прямую трансляцию богослужения

В храме на Волжском совершена Литургия с участием детей

15 декабря 2019 года состоится чин великого освящения храма благоверного князя Андрея Боголюбского на Волжском бульваре г. Москвы

Встречи священника с учащимися школ прошли в рамках празднования Дня народного единства

22 декабря 2019 года состоится освящение нового храма благоверного князя Андрея Боголюбского на Волжском в Москве (ОБЪЕЗД ЮВАО)

В храме святого Андрея Боголюбского на Волжском состоялся антисектантский семинар

Покровский храм в Некрасовке города Москвы планируется освятить к 75-летию Великой Победы (ОБЪЕЗД ЮВАО)

В новом храме на Волжском бульваре совершено первое архиерейское богослужение

Архиепископ Матфей посетил строящиеся храмы в Юго-Восточном викариатстве г. Москвы

Приход святого Андрея Боголюбского отметил престольный праздник в новом храме

Три новых храма на юго-востоке Москвы будут готовы к освящению в этом году (ОБЪЕЗД ЮВАО)

На Троицу в храме на Волжском начались регулярные богослужения

11 мая на северо-востоке столицы будет заложен новый храм (Совещание в Храме Христа Спасителя)

Светлая седмица на приходе благоверного князя Андрея Боголюбского на Волжском

На Пасху в новом храме на Волжском в Москве совершилось первое богослужение

В Вербное воскресенье в храме на Волжском прошла благотворительная ярмарка

На юго-востоке столицы началось строительство еще трех храмов (Совещание в Храме Христа Спасителя)

Архиерейское богослужение в храме на Волжском

Председатель Финансово-хозяйственного управления митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий принял участие в совещании по строительству храмов в Храме Христа Спасителя

На юго-востоке столицы возведены два новых храмовых комплекса: на Волжском бульваре и улице Вострухина. ОБЪЕЗД ЮВАО

Храм святой Ольги в Останкине введен в эксплуатацию. В строящемся храме на Дубнинской совершено праздничное богослужение на Рождество. Строительство храма на Волжском близится к завершению. Совещание в Храме Христа Спасителя

Рождественский концерт в храме на Волжском

В преддверии Рождества Христова в школах района Текстильщики прошли беседы со священником

Прихожане храмов Юго-Восточного викариатства приняли участие в благотворительной ярмарке Новоспасского монастыря

Храмовому комплексу на улице Вострухина дали тепло. В храмовом комплексе на Волжском устраняются недоделки. ОБЪЕЗД ЮВАО

Детское и юношеское паломничество по святым местам Москвы

Молодежная викторина, посвященная Рождественскому посту, прошла в храме на Волжском

Родительское собрание в воскресной школе

В школах Текстильщиков прошли уроки, посвященные Дню народного единства

В преддверии Дня народного единства в школах Юго-Восточного округа пройдут встречи со священником

Осенний престольный праздник в храме на Волжском

Завершается строительство храмовых комплексов на Волжском бульваре и на Рязанке. ОБЪЕЗД ЮВАО

Священник рассказал школьникам о святых Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

Владимир-Суздаль-Боголюбово. Паломничество по Владимирской земле

Настоятель храма на Волжском принял участие в детском празднике

В день Преображения Господня в храме на Волжском начали работу приходские консультанты

Возобновлено строительство храма в Некрасовке. ОБЪЕЗД ЮВАО

В храме на Волжском освятили колокола

Приход в честь святого Андрея Боголюбского на Волжском принял участие в поздравлении многодетных семей округа с Днем семьи, любви и верности

На юго-востоке столицы завершается строительство трех храмов. ОБЪЕЗД ЮВАО

Паломничество в Сретенский монастырь

Воспитанники детской воскресной школы «Княжичи» приняли участие в фестивале «Белый цветок»

В храме на Волжском готовятся к освящению куполов и крестов

На Светлой седмице более 200 детей побывали на экскурсии в храме на Волжском бульваре

«На наших концертах дети проповедуют своим родителям о Христе»

Первое знакомство с предметом «Основы православной культуры»

Православная книга – в подарок

На колокольне строящегося храма на Волжском установлен крест

Освящение купола и креста на Волжском

В храме на Волжском прошла встреча с учителями

Беседа со школьниками о значении подвига в жизни человека

Приход храма святого князя Андрея Боголюбского на Волжском приглашает на ярмарку
Дети из воскресной школы при храме благоверного князя Андрея Боголюбского на Волжском поздравили воспитанников школы-интерната с Рождеством Христовым

В Кузьминках прошла встреча преподавателей ОРКСЭ с настоятелем храма святого Андрея Боголюбского на Волжском

Рождественский концерт в воскресной школе «Княжичи» и встречи священника со школьниками районов Кузьминки и Марьино

Прихожане храма святого князя Андрея Боголюбского приняли участие в благотворительной ярмарке

Дети подписывают именные кирпичи

Собрание родителей в воскресной школе «Княжичи»

Экскурсия на колокольный завод

28 октября состоялась закладка капсулы в алтарную стену храма Андрея Боголюбского на Волжском бульваре

К истории и истокам. Строители вместе с прихожанами совершают паломничества по святым местам России

Престольный праздник на приходе Андрея Боголюбского на Волжском

В День семьи, любви и верности в ЮВАО был организован праздник для многодетных семей

14 мая строители храма Андрея Боголюбского на Волжском приступили к заливке плиты

Новые приходы Москвы участвуют в фестивале «Белый цветок»

Храм Андрея Боголюбского на Волжском полюбился школьникам и их родителям

Слово детям

Настоятель храма Андрея Боголюбского на Волжском объясняет родителям, как важно для подрастающего поколения изучение Основ Православной культуры

День православной книги в районной библиотеке

Настоятель храма на Волжском сам напек блины для приходской ярмарки

Приход Андрея Боголюбского на Волжском окормляет школу-интернат для глухих детей

В Программе строительства храмов – пополнение!

В школе №484 прошел концерт с участием воспитанников воскресной школы храма Андрея Боголюбского на Волжском

Рождественский концерт в воскресной школе храма Андрея Боголюбского на Волжском

Дети в храме

Школьники готовятся к Рождеству

Не проходите мимо! Международный день инвалидов

В древней обители

Вопросы духовного воспитания

В преддверии Дня народного единства в школах Москвы прошли тематические занятия

Настоятель храма Андрея Боголюбского: Юные воспитанники Воскресных школ обязательно должны участвовать в богослужениях!

С каждым годом все больше школ приглашают священника, чтобы совершить молебен на начало нового учебного года

В храме Андрея Боголюбского на Волжском настоятель совершил молебен перед началом нового учебного года

Престольный праздник храма Андрея Боголюбского на Волжском

Настоятель храма Андрея Боголюбского поздравил ребят из школы-интерната для глухих со Светлым Христовым Воскресением

Пасхальный концерт на Волжском

В школах района Текстильщики прошли занятия, посвященные празднику Пасхи

Ярмарка на Вербное Воскресенье в храме на Волжском

Архиерейское богослужение в малом храме Андрея Боголюбского на Волжском

Новые приходы активно развивают сотрудничество с районным центрами социального обслуживания

Праздник Крещения Господня на приходе Андрея Боголюбского на Волжском

На Рождество храму Андрея Боголюбского на Волжском исполнился год. Поздравляем с днем рождения!

При храме Андрея Боголюбского открылась Воскресная школа

Первый престольный праздник в единственном храме в Москве в честь Андрея Боголюбского

Епископ Воскресенский Савва совершил малое освящение храма в честь Андрея Боголюбского в Текстильщиках

Воздвижение Креста

Храмы к Рождеству!

Компания «Зодчие» обещает начать строительство храма во имя святого Андрея Боголюбского в середине октября

История и современность. Приходы «Программы-200» продолжают традиции древних храмостроителей

Десятки тысяч москвичей освятили куличи и пасхи в новых церквях Программы «200 храмов» (фоторепортаж)

В Москве будет воздвигнут Первый храм в честь Андрея Боголюбского – основателя города и великого храмостроителя

***

17 июля Русская Православная Церковь отмечает день памяти святого благоверного князя Андрея Боголюбского — великого воина, благочестивого правителя, собирателя русских земель. Его отца называли Долгоруким, а потомков звали Невский, Донской, Грозный. Сам великий князь от своих современников принял другое прозвище — Боголюбский, то есть Боголюбивый.

Красивый деревянный храм на пересечении Волгоградского проспекта с Волжским бульваром и Окской улицей, — первый в столице посвящен святому князю. Мало, кто знает, что вместе со своим отцом князем Юрием Долгоруким Андрей Боголюбский также является основателем великого города Москвы.

Благоверный князь Андрей Боголюбский

Память 17 (4) июля

Великий государственный муж и молитвенник за землю русскую. (1110-1174). Сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны (в крещении Марии). Внук Владимира Мономаха. Храбрый воин (Андрей — означает «мужественный»), участвовал во многих походах своего воинственного отца. Вместе с Юрием Долгоруким строил города и храмы: Москву (1147), Юрьев-Польский (1152), Дмитров (1154), украшал церквями Ростов, Суздаль, Владимир.

Еще в юности его прозвали Боголюбским за любовь к молитве и частое посещение церковных служб. Летописцы также подчеркивают миротворческий дар святого Андрея, что было редкостью среди суровых нравов князей того времени.

К концу 1170 года князь сумел добиться объединения Русской земли под своей властью. Но через четыре года, в ночь на 30 июня 1174-го, принял мученическую кончину в своем Боголюбском замке. Тверская летопись сообщает, что в заговоре против святого Андрея непосредственное участие принимала его жена со своими братьями Кучковичами. Толпа убийц, двадцать человек, пробралась во дворец, перебила малочисленную охрану и вломилась в опочивальню безоружного князя. Меч святого Бориса, постоянно висевший над его постелью, был предательски похищен в ту ночь ключником Анбалом. Князь был смелым и очень сильным человеком, поэтому убийцам не сразу удалось лишить его жизни. Когда князь наконец упал, они опрометью бросились вон. Но святой был еще жив. Он спустился по дворцовой лестнице, надеясь позвать стражу. Однако заговорщики нашли князя по кровавому следу, и после его гибели оставили тело на улице.

Святой канонизирован Русской Православной Церковью около 1702 года в лике благоверного. Память 17 (4) июля. Мощи Андрея Боголюбского находятся в Андреевском приделе Успенского собора во Владимире.

Свято-Боголюбский монастырь

В 1155 году князь Андрей Боголюбский вез из Девичьего монастыря Вышгорода чудотворную икону Божией Матери. Когда он проезжал через небольшой, «мизинный» как его называли в те времена город Владимир, то вынужден был остановиться. В семи верстах от города, на крутом берегу реки Клязьма, лошади внезапно встали и не могли двигаться дальше. Повелев сделать привал, князь всю ночь провел в молитве перед иконой. В полночь ему явилась Пресвятая Богородица и повелела чудотворную икону Свою поставить во Владимире, а на этом месте выстроить храм и основать монастырь. Князь в точности выполнил повеление Богоматери – в 1157 году началось строительство. Чудотворная икона была названа в честь города – Владимирской и с того времени является главной святыней и символом Святой Руси. Кроме того, по повелению князя, была написана икона Богоматери в память о ночном видении, названная Боголюбивой или Боголюбской.

Эта икона – первая писанная на Руси, так как до того времени все иконы привозились из Византии. В течение веков от образа происходило множество чудес, главным из которых стало спасение осенью 1771 года жителей Владимира от моровой язвы. В память об этом событии с 1772 года был установлен ежегодный крестный ход с Боголюбивой иконой, совершаемый в настоящее время накануне 1 июля.

Завоевание великого волжского пути стало для святого Андрея основной задачей его государственного служения России. Волжская Болгария со времен походов Святослава († 972) представляла серьезную опасность для Русского государства. Святой Андрей стал продолжателем дела Святослава. Сокрушительный удар по врагу был нанесен в 1164 году, когда русские войска сожгли и разрушили несколько болгарских крепостей. Святой Андрей брал с собой в этот поход Владимирскую икону Божией Матери и двустороннюю икону: на одной стороне был изображен Спас Нерукотворный, на другой — Поклонение Кресту. (В настоящее время обе иконы находятся в Государственной Третьяковской галерее.)

Великое чудо было явлено русскому войску от святых икон в день решающей победы над болгарами, 1 августа 1164 года. После разгрома болгарского войска князья (Андрей, его брат Ярослав, сын Изяслав и др.) вернулись к пехоте, стоявшей под княжескими стягами у Владимирской иконы, и поклонились ей. Тогда все увидели ослепительные лучи света, исходившие от лика Богородицы и от Нерукотворного Спаса. В честь этого чуда было установлено празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 14 (1) августа. Кроме того, в память о старшем сыне Изяславе, погибшем в бою, князь Андрей выстроил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на месте слияния двух рек – Нерли и Клязьмы. Он сам установил празднование Покрову Богоматери 14 (1) октября в ознаменование того, что Божия Матерь принимает землю Русскую под Свой омофор, Свою защиту. Позднее при храме был устроен женский монастырь, просуществовавший до 1764 года, а затем там находился скит от Боголюбского мужского монастыря.

После кончины князя устроенная им обитель несколько раз претерпевала разорение и разграбление, но продолжала существовать. Обитель часто посещали цари, князья, а также другие именитые государственные и духовные лица. Здесь нередко бывал и молился святой князь Александр Невский, а в 1263 году после его внезапной кончины на обратном пути из орды сюда было привезено и его честное тело. В 1552 году во время казанского похода здесь побывал царь Иоанн IV. Сюда приезжали на богомолье патриархи московские и всея Руси Иосиф и Никон. Князь Димитрий Пожарский и легендарный генералиссимус Александр Суворов также значатся в числе почетных богомольцев монастыря. Великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев, расписывая Успенский собор во Владимире, часто бывал и в Боголюбово. По пути во Флорищеву пустынь в 1680 году в монастыре останавливался царь Феодор Алексеевич, оставивший на украшение Боголюбской иконы Божией Матери свой драгоценный наперсный крест. В 1690 году обитель посещал царь Петр I. Здесь были также Павел I, Александр I, Александр II и многочисленные великие князья.

13 мая 1913 года Боголюбскую обитель почтил своим посещением последний русский император Николай II с августейшим семейством. Император прикладывался к чудотворной иконе, заходил в великокняжеские палаты, с благоговением созерцал нишу под лестницей, где темными пятнами на века впиталась в известковые камни пола кровь великого русского князя. В 1918 году 17 июля в день памяти св.блгв. князя Андрея Боголюбского царь Николай и его близкие будут также злодейски убиты, как и сам князь Андрей.

Знаменательно то, что в конце июля 1991 года во время перенесения мощей прп. Серафима Саровского в Дивеево, крестный ход заходил в обитель. Мощи были поставлены на паперти собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери, и сам Патриарх Алексий II служил перед ним молебен в благословение новоустрояющейся обители. Позднее в память этого события, в цокольном помещении собора был освящен первый на Владимирской земле храм в честь прп. Серафима Саровского.

В 1891 году Свято-Боголюбский монастырь был возведен в I класс. К началу XX века братии в обители было около 75 человек. Последним настоятелем монастыря вплоть до его закрытия в 1923 году был святитель Афанасий Сахаров, причисленный ныне к лику святых (прославление состоялось 29 октября 2000 года).

После революции наступили годы запустения, были разорены храмы, сброшены колокола, осквернены святыни. Монашествующих разогнали, многие из них приняли от рук безбожников мученическую кончину. В монастырских корпусах разместились школа, больница, почта, отделение милиции, консервный завод, а в храмах – хранилища и склады.

По промыслу Божию, накануне зимней памяти прп. Серафима Саровского, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, 14 января 1997 года в Боголюбскую обитель были переведены 60 сестер и архимандрит Петр (Кучер) из Задонского Преображенского женского монастыря, которые и приступили к восстановлению святыни.

В настоящее время в монастыре подвизается более 170 насельниц, настоятельницей является игумения Антония (Шаховцева), духовником обители – архимандрит Петр (Кучер). Благодаря его мудрому духовному руководству, детально вникающему во все строительные, архитектурные, реставрационные работы, Свято-Боголюбский монастырь восстал из руин и сегодня является одним из духовных центров Русской земли. Обитель, входящую в состав «Золотого кольца» России, посещают многочисленные экскурсионные группы, а также тысячи паломников приезжают сюда на поклонение древним святыням.

Тропарь, глас 8

Яко благоверен и праведен,/ за любовь Христа Бога от своих смерть приял еси,/ кровь свою пролияв,/ якоже прежде сродницы твой и страстотерпцы Борис и Глеб,/ ихже кровем совопиет и твоя кровь, святе, к Богу,/ якоже Авеля и Захарии праведных,/ благоверный страстотерпче, великий княже Андрее,/ с нимиже Христа Бога моли о стране нашей, еже Богоугодней быти/ и сыновом российским спастися.

Ин тропарь, глас 3

Еже во плоти житию твоему удивишася ангельстии чини:/ како с телом к невидимым сплетением изшел еси, преславне,/ и уязвил еси демонския полки./ Отонудуже, Андрее, Христос тебе воздаде богатыми дарованьми:/ сего ради, отче, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

В мире сем благочестно и праведно пожив, молитвою, милостынею и благостраданием Богу угодил еси, сего ради и Бог по убиении твоем прослави тя нетлением и чудесы, Егоже, святе Андрее, моли сохранити отечество твое и всех людей, благочестно тебе почитающих.

Политическая борьба на Руси в XII веке носила весьма суровый характер. Проигравший в большинстве случаев мог лишиться не только власти, но и жизни.

И все-таки были свои «красные линии». Поднять руку на князя мог только равный. Бывали, конечно, случаи, когда с князьями расправлялись воины, однако, как правило, делали это они по приказу своего князя, враждующего с жертвой.

Длинные руки Юрия Долгорукого

Особняком стоит история князя Андрея Боголюбского, против которого был составлен нетипичный для своего времени заговор.

После смерти в 1132 году великого князя Киевского Мстислава Великого, старшего сына Владимира Мономаха, единое Древнерусское государство окончательно прекратило свое существование. Феодальная раздробленность вызвала непрекращающуюся борьбу русских князей между собой за власть и влияние.

Шестой сын Владимира Мономаха Юрий, известный нам под прозвищем Долгорукий, получил во владение Ростово-Суздальское княжество. Однако амбиции основателя Москвы простирались дальше: он вел кровавую борьбу за Киев. Впервые он захватил этот город в 1149 году, но спустя два года потерял над ним контроль.

Второе его пришествие в Киев состоялось в 1155 году и завершилось в мае 1157 года, когда князь умер.

Юрий Долгорукий был не слишком популярен среди киевлян, и есть версия, согласно которой его отравили. Впрочем, стопроцентной уверенности в этом нет.

Владимир — столица, Киев — на разграбление

Сын Юрия Долгорукого Андрей, прозванный Боголюбским, участвовал в походах отца, но тяги к Киеву не испытывал. Став «самовластцем всей Суздальской земли», князь перенес свою столицу во Владимир-на-Клязьме и стал активно обустраивать город. При нем были возведены новые укрепления и Успенский собор, а неподалеку от города был построен замок Боголюбово, ставший княжеской резиденцией.

Собор Рождества Богородицы и остатки княжеского дворца (переход и лестничная башня) в Боголюбском монастыре, Боголюбово. Фото: Commons.wikimedia.org

Несмотря на любовь к строительству, князь Андрей имел весьма жесткий характер. Конкурентов в борьбе за власть он теснил безжалостно, не обращая внимания на родственные узы. Добиваясь единоличного правления, он стал ограничивать права бояр, выдвигая вперед младших дружинников, которым щедро жаловал земли.

В 1169 году Андрей Боголюбский показал свое отношение к Киеву. Во время очередной княжеской междоусобицы войско князя взяло город приступом, после чего Андрей отдал Киев на разграбление победителям. Уязвленный тем, что ему не позволили учредить во Владимире независимую от Киева митрополию, он позволил разграбить даже построенный Ярославом Мудрым Софийский собор. Оставаться в Киеве Андрей и не думал, сделав местным князем своего младшего брата Глеба.

Когда Глеб в 1171 году умер, за киевское княжение вновь развернулась ожесточенная борьба. Однако поход на Киев и Вышгород в 1173 году оказался неудачным, что вызвало активизацию, так сказать, «внутренних врагов» Андрея Боголюбского. В первую очередь ими были родовитые бояре, решительно отодвинутые князем от реальной власти. Элита полагала, что, избавившись от Андрея, она сможет призвать на княжение его более сговорчивого родственника. Тем более что кандидатов было хоть отбавляй.

Пока Андрей Боголюбский был на волне успеха, замышлять что-либо против него никто не решался. А вот после провального в военном отношении 1173 года заговор сложился.

Тихо отравить князя не было возможности: зная о подобных историях, происходивших ранее, Андрей был очень осторожен с едой и питьем. Тогда решили устроить нападение там, где Боголюбский чувствовал себя наиболее спокойно: в его собственной резиденции.

Скульптурный портрет Андрея Боголюбского. Реконструкция М. М. Герасимова. Государственный Исторический музей в Москве. Фото: РИА Новости/ Михаил Успенский

Список «проклятых»

В 2015 году при реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском совершенно случайно на стене храма был обнаружен список заговорщиков, участвовавших в расправе над Андреем Боголюбским, а также краткое описание происшедшего.

В числе первых значится имя Петра Кучковича, а также его родственников Амбала и Якима Кучковичей. Всего участников заговора было двадцать, но прочесть все имена трудно. Но точно известно, что среди них были некие Ивка, Петрко и Стырята. Автор записи шлет заговорщикам «проклятие» и сулит «вечную муку». У Кучковичей в отношении князя, помимо всего прочего, был мотив и личной мести. Как вы помните, отец Андрей Боголюбского Юрий Долгорукий основал Москву. Сделал он это на землях, которыми ранее владел боярин Кучка. Предание гласит, что прежнего владельца князь попросту убил. При этом, правда, Андрей Боголюбский женился на дочери убитого Улите, а его сыновей приблизил к себе. Впрочем, один из братьев Кучковичей был уличен в некоем тяжком преступлении и казнен. Так что Кучковичи горели жаждой мести.

Сергей Кириллов. Андрей Боголюбский (Убиение). 2011 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Ни шанса на спасение

Вечером 28 июня 1174 года князь Андрей Боголюбский отправился спать в свои покои в княжеском дворце. Заговорщики, в свою очередь, опустились вниз в прямом смысле слова: отправились в винные погреба. Традиция напиваться перед началом дворцовых переворотов сохранится в России вплоть до убийства Павла I в 1801 году.

Осмелевшие от воздействия алкоголя убийцы пришли к двери спальни князя. Сильный стук в дверь разбудил Андрея.

«Кто там?» — спросил князь.

«Прокопий», — ответили из-за двери. Прокопием звали преданного слугу князя. Но пьяный голос был незнаком Боголюбскому.

«Нет, это не Прокопий!» — крикнул он и бросился к мечу.

Но меча не было. Его заранее вынес из спальни ключник, принимавший участие в заговоре.

Андрей Боголюбский был физически крепким человеком, опытным воином, отлично владевшим мечом. Ни один из заговорщиков не рискнул бы сойтись с ним в честном бою. В Боголюбове князь чувствовал себя уверенно, его сопровождала лишь немногочисленная охрана, которую быстро нейтрализовали. А противостоять без оружия вооруженной толпе было не под силу даже князю.

Выломав дверь, заговорщики с мечами накинулись на Андрея Боголюбского. Несмотря ни на что, он пытался оказывать сопротивление. В суматохе заговорщики даже зарезали одного из своих соучастников.

Наконец князь, получивший многочисленные ранения, упал. Довольные убийцы отправились в винные погреба за добавкой, и тут князь, который был тяжело ранен, пришел в себя. По лестнице он выбрался из покоев и попытался спрятаться. Но раны его были слишком тяжелы, а кровавый след, который он оставлял за собой, выдал его.

Вернувшиеся в спальню заговорщики пошли по пятнам крови и нашли Андрея. Под лестницей лестничной башни, соединённой переходом с Богородице-Рождественским собором Боголюбского монастыря, первого владыку Владимиро-Суздальской Руси добили.

А дальше заговорщики приобщили к происходящему простолюдинов, которым позволили разграбить княжеские палаты. Пока народ выносил трофеи, окровавленное тело Андрея Боголюбского валялось на земле. Спустя несколько дней убитого все-таки похоронили в Успенском соборе Владимира.

Надпись XII века на южной абсиде Спасо-Преображенского собора г. Переславля-Залесского с сообщением об убийстве Андрея Боголюбского. Фото: Commons.wikimedia.org

Всем спасибо, всех казнить

В древних летописях частенько реальные факты искажаются или приукрашиваются. История гибели Андрея Боголюбского — исключение. Когда в XX веке останки князя изучили специалисты, они пришли к выводу, что описание ран, имеющееся в источниках, довольно точно воспроизводит картину повреждений на костях.

Таким образом, летописный рассказ о гибели князя, вероятно, близок к истине.

Заговорщики добились своей цели: тема княжеского единовластия надолго была отложена в долгий ящик. Правда, самим участникам убийства это большой радости не принесло. Младший брат Андрея Боголюбского Всеволод Большое Гнездо, ставший великим князем Владимирским в 1176 году, повелел всех заговорщиков казнить.

Не со зла и не из мести, а ради порядка, дабы привычка резать ножами великих князей, не дай бог, не укоренилась.

Князь Андрей Боголюбский был канонизирован Русской православной церковью в лике благоверного.

Андрей Боголюбский (Виктор Васнецов. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1885-1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва). Фото: Commons.wikimedia.org

Андрей Боголюбский

Андрей Юрьевич Боголюбский. Родился около 1111 года — убит 29 июня 1174 года. Князь Вышгородский (1149, 1155), Дорогобужский (1150-1151), Рязанский (1153), великий князь Владимирский (1157-1174). Сын Юрия Долгорукого. Святой Русской православной церкви.

Андрей Боголюбский родился около 1111 года. Достоверно дата не известна (официально принятые сведения о дате рождения Боголюбского содержатся в написанной через 600 лет «Истории» Василия Татищева).

Отец — Юрий Долгорукий (1090-1157), князь ростово-суздальский и великий князь киевский, основатель Москвы.

Мать — дочь половецкого хана Аепы Осеневича (посредством этого брака отец Юрия Владимир Мономах намеревался упрочить мир с половцами).

О годах детства и молодости Андрея Боголюбского почти ничего не известно.

Андрей Юрьевич получил прозвище «Боголюбский» по названию города Боголюбова под Владимиром, своей основной резиденции.

Первое значимое упоминание о нем в 1146 году, когда Андрей вместе со старшим братом Ростиславом изгнали из Рязани союзника Изяслава Мстиславича — Ростислава Ярославича, тот бежал к половцам.

Личная жизнь Андрея Боголюбского:

Женился в 1148 году на Улите — дочери казнённого боярина Степана Ивановича Кучки. Такова была воля отца. Улита отличалась необыкновенной красотой.

Улита родила ему пятерых детей.

— Изяслав, участник похода против волжских болгар, умер в 1165 году;
— Мстислав, умер 28.03.1173;
— Юрий, князь Новгородский в 1173-1175 гг., в 1185-1189 годах муж грузинской царицы Тамары, умер ок. 1190 года;
— Ростислава, была замужем за Святославом Вщижским;
— Глеб Владимирский (1155-1175), святой. Неизвестен по летописям. Согласно позднейшим источникам, с 12-летнего возраста стал усердно читать духовную литературу, любил беседовать с монахами, отличился христианскими добродетелями, скончался в 20-летнем возрасте незадолго до убиения своего отца.

Улита участвовала в заговоре против Андрея Боголюбского и за это в 1175 году была казнена. Хотя по другой версии казнили не Улиту, а вторую неизвестную жену Андрея Боголюбского.

Внешность Андрея Боголюбского:

В межвоенные годы останками князя Андрея Боголюбского заинтересовался антрополог М. М. Герасимов, и череп был отправлен в Москву, где академик восстановил облик князя своим методом — подлинник (1939) хранится в ГИМ. В 1963 году Герасимов выполнил повторную работу для Владимирского краеведческого музея. Герасимов считал, что череп «европеоиден с определённым тяготением к северо-славянским или даже нордическим формам, но лицевой скелет, особенно в верхней части (орбиты, нос, скуловые кости), имеет несомненные элементы монголоидности» (наследственность по женской линии — «от половцев»).

В 2007 году по инициативе Московского Фонда международного сотрудничества имени Юрия Долгорукого, созданного Распоряжением Правительства Москвы № 211-РМ от 16 марта 1999 года, ФГУ Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздравсоцразвития России произвёл новое медико-криминологическое исследование черепа князя. Исследование было проведено профессором В. Н. Звягиным с использованием программы СranioMetr. Оно подтверждает краниологическую экспертизу черепа князя, выполненную коллегой Герасимова В. В. Гинзбургом, добавляя к ней такие детали как горизонтальная профилировка лица, седловидная деформация темени и поворот плоскости лица на 3-5° вправо, однако относит облик князя к среднеевропейскому варианту большой европеоидной расы и отмечает, что признаки североевропейской или южноевропейской локальных рас отсутствуют в нём с вероятностью Pl > 0,984, в то время как монголоидные особенности полностью исключаются (вероятность Pl ≥ 9 х 10-25).

Облик Андрея Боголюбского

В 1149 году, после занятия Юрием Долгоруким Киева Андрей получил от отца Вышгород, участвовал в походе против Изяслава Мстиславича на Волынь и проявил удивительную доблесть при штурме Луцка, в котором был осаждён брат Изяслава Владимир. Луцк взять не удалось. После этого Андрей временно владел Дорогобужем на Волыни.

Осенью 1152 года Андрей вместе со своим отцом участвовал в 12-дневной осаде Чернигова, закончившейся неудачей. По сведениям поздних летописцев, Андрей получил тяжелое ранение под стенами города.

В 1153 году Андрей был посажен отцом на рязанское княжение, но вернувшийся из степей с половцами Ростислав Ярославич изгнал его. Андрей бежал в одном сапоге.

После смерти Изяслава Мстиславича и Вячеслава Владимировича (1154) и окончательного утверждения Юрия Долгорукого в Киеве Андрей снова был посажен отцом в Вышгороде, но уже в 1155 году вопреки воле отца уехал во Владимир-на-Клязьме. Из Вышгородского женского монастыря он увёз с собой чудотворную икону Богородицы, которая впоследствии получила название Владимирской и стала почитаться как величайшая русская святыня. По дороге в Ростов, ночью во сне князю явилась Богородица и велела оставить икону во Владимире. Андрей так и поступил, а на месте видения основал каменный город Боголюбый (ныне Боголюбово), который стал его резиденцией.

Великое княжение Андрея Боголюбского

После смерти отца в 1157 году он стал князем Владимирским, Ростовским и Суздальским. Став «самовластцем всей Суздальской земли», Андрей Боголюбский перенёс столицу княжества во Владимир.

В 1158-1164 годах Андреем Боголюбским была построена земляная крепость с двумя воротными башнями из белого камня. До наших дней из пяти внешних ворот крепости уцелели одни — Золотые Ворота, которые были окованы золочёной медью. Был построен великолепный Успенский собор и другие церкви и монастыри. В это же время под Владимиром вырос укреплённый княжеский замок Боголюбово — основная резиденция Андрея Боголюбского, по названию которой он и получил своё прозвище. При князе Андрее была построена знаменитая Церковь Покрова на Нерли недалеко от Боголюбова. Вероятно, под непосредственным руководством Андрея в 1156 году была построена крепость в Москве. Согласно летописи, эту крепость строил Долгорукий, но он в это время находился в Киеве.

По известию Лаврентьевской летописи, Юрий Долгорукий взял крестное целование с главных городов Ростово-Суздальского княжества на том, что княжить в нём должны его младшие сыновья, по всей вероятности, рассчитывая на утверждение старших на юге.

Андрей на момент смерти отца уступал в старшинстве по лествичному праву обоим главным претендентам на киевское княжение: Изяславу Давыдовичу и Ростиславу Мстиславичу. Удержаться на юге удалось лишь Глебу Юрьевичу (с этого момента Переяславское княжество обособилось от Киева), с 1155 года женатому на дочери Изяслава Давыдовича, и ненадолго — Мстиславу Юрьевичу (в Поросье до окончательного утверждения в Киеве Ростислава Мстиславича в 1161 году). Остальным Юрьевичам пришлось покинуть Киевскую землю, но незначительный удел (Кидекша) на севере получил только Борис Юрьевич, умерший бездетным уже в 1159 году.

Кроме того, в 1161 году Андрей выгнал из княжества свою мачеху, греческую царевну Ольгу, вместе с её детьми Михаилом, Васильком и семилетним Всеволодом. В Ростовской земле было два старших вечевых города — Ростов и Суздаль. В своём княжестве Андрей Боголюбский пытался уйти от практики вечевых сходок. Желая править единолично, Андрей прогнал из Ростовской земли вслед за своими братьями и племянниками и «передних мужей» отца своего, то есть больших отцовых бояр. Содействуя развитию феодальных отношений, опирался на дружину, а также на владимирских горожан, был связан с торгово-ремесленными кругами Ростова и Суздаля.

В 1159 году Изяслав Давыдович был изгнан из Киева Мстиславом Изяславичем Волынским и галицким войском, киевским князем стал Ростислав Мстиславич, чей сын Святослав княжил в Новгороде. В том же году Андрей захватил новгородский укрепленный пункт Волок Ламский, основанный новгородскими купцами, и праздновал здесь свадьбу своей дочери Ростиславы с князем вщижским Святославом Владимировичем, племянником Изяслава Давыдовича. Изяслав Андреевич вместе с муромской помощью был послан на помощь Святославу под Вщиж против Святослава Ольговича и Святослава Всеволодовича.

В 1160 году новгородцы пригласили на княжение племянника Андрея, Мстислава Ростиславича, но ненадолго: в следующем году Изяслав Давыдович погиб при попытке овладеть Киевом, и в Новгород на несколько лет вернулся Святослав Ростиславич.

В политической жизни Андрей опирался не на родовое боярство, а на младших дружинников («милостников»), которым раздавал в условное владение земли, — прообраз будущих помещиков и дворянства. Проводившаяся им политика усиления самовластия предвещала формирование самодержавия в Московской Руси XV-XVI веков. Историк В.О. Ключевский называл его первым великороссом.

В 1160 году Андрей предпринял неудачную попытку учредить на подвластных землях независимую от киевской митрополию. Но Константинопольский патриарх Лука Хрисоверг отказался посвятить Феодора, Андреева кандидата, и в митрополиты, и в ростовские епископы, поставив епископом византийца Леона. Некоторое время в епархии имело место фактическое двоевластие: местопребыванием Феодора являлся Владимир, Леона — Ростов.

В конце 1160-х годов Андрею пришлось отправить Феодора к киевскому митрополиту Константину, где он подвергся жестокой расправе — низложенному епископу урезали язык и отрубили правую руку.

Андрей Боголюбский приглашал для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих. Тенденция к большей культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. По инициативе князя, как предполагают, были учреждены в Русской (Северо-восточной) церкви праздники Всемилостивому Спасу (1 августа) и Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября по Юлианскому календарю).

Поход Андрея Боголюбского на Киев (1169)

После смерти Ростислава в 1167 году старшинство в роду Рюриковичей принадлежало прежде всего Святославу Всеволодовичу черниговскому, правнуку Святослава Ярославича (старшими в роду Мономаховичей были правнуки Всеволода Ярославича Владимир Мстиславич, затем сам Андрей Боголюбский).

Мстислав Изяславич Волынский занял Киев, выгнав своего дядю Владимира Мстиславича, и посадил в Новгороде своего сына Романа. Мстислав стремился сконцентрировать управление Киевской землёй в своих руках, чему воспротивились его двоюродные братья Ростиславичи из Смоленска.

Андрей Боголюбский воспользовался разногласиями и послал войско во главе со своим сыном Мстиславом, к которому присоединились союзники: Глеб Юрьевич, Роман, Рюрик, Давыд и Мстислав Ростиславичи, Олег и Игорь Святославичи, Владимир Андреевич, брат Андрея Всеволод и племянник Андрея Мстислав Ростиславич. Среди союзников Андрея, участвовавших в походе, были князь полоцкий и дружины муромо-рязанских князей.

Союзники Мстислава Киевского (Ярослав Осмомысл галицкий, Святослав Всеволодович черниговский, Ярослав Изяславич луцкий, Иван Юрьевич туровский и Всеволодовичи городенские) не предприняли деблокирующего удара под осаждённый Киев.

12 марта 1169 года Киев был взят «копьем» (приступом). Два дня суздальцы, черниговцы, смоляне и полочане грабили «мати руских городов», чего прежде в княжеских войнах никогда не случалось. Множество киевлян были уведены в плен. В монастырях и церквах воины забирали не только драгоценности, но и всю святость: иконы, кресты, колокола и ризы. «Митрополия» Софийский собор был разграблен наравне с другими храмами. «И бысть в Киеве на всих человецах стенание и туга, и скорбь неутишимая». В Киеве вокняжился младший брат Андрея Глеб, сам Андрей остался во Владимире.

Деятельность Андрея Боголюбского оценивается большинством историков как попытка произвести переворот в политическом строе Русской земли. Андрей Боголюбский впервые изменил представления о старшинстве в роду Рюриковичей. До сих пор звание старшего великого князя нераздельно соединено было с обладанием старшим киевским столом. Князь, признанный старшим среди родичей, обыкновенно садился в Киеве. Князь, сидевший в Киеве, обыкновенно признавался старшим среди родичей: таков был порядок, считавшийся правильным. Андрей впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда. Таким образом, княжеское старшинство, оторвавшись от места, получило личное значение.

Поход Андрея Боголюбского на на Новгород (1170)

В 1168 году новгородцы призвали себе на княжение Романа, сына Мстислава Изяславича Киевского. Первый поход был проведён против полоцких князей, союзников Андрея. Земля была разорена, войска не дошли до Полоцка 30 вёрст. Затем Роман атаковал Торопецкую волость Смоленского княжества. Посланное Мстиславом на помощь сыну войско во главе с Михаилом Юрьевичем и чёрные клобуки были перехвачены Ростиславичами по дороге.

Хронологически между взятием Киева и походом на Новгород летопись ставит рассказ о столкновении новгородцев с суздальцами в Заволочье, победа в котором досталась новгородцам.

Зимой 1170 года пришли под Новгород Мстислав Андреевич, Роман и Мстислав Ростиславичи, Всеслав Василькович Полоцкий, рязанский и муромский полки. На 4-й день осады, 25 февраля, был предпринят штурм, продолжавшийся целый день. К вечеру Роман с новгородцами победил суздальцев и их союзников. Новгородцы пленили так много суздальцев, что продавали их за бесценок (по 2 ногаты).

Однако вскоре в Новгороде наступил голод, и новгородцы предпочли заключить мир с Андреем на всей своей воле и пригласили на княжение Рюрика Ростиславича, а ещё через год — Юрия Андреевича.

Осада Андреем Боголюбским Вышгорода (1173)

После смерти на киевском княжении Глеба Юрьевича в 1171 году Киев по приглашению младших Ростиславичей и втайне от Андрея и от другого главного претендента на Киев — Ярослава Изяславича Луцкого занял Владимир Мстиславич, но вскоре умер. Андрей отдал киевское княжение старшему из смоленских Ростиславичей — Роману.

В 1173 году Андрей потребовал от Романа выдачи киевских бояр, заподозренных в отравлении Глеба Юрьевича, но тот отказался. В ответ Андрей приказал ему вернуться в Смоленск, тот послушался. Андрей отдал Киев своему брату Михаилу Юрьевичу, но тот вместо себя послал в Киев брата Всеволода и племянника Ярополка. Всеволод просидел в Киеве 5 недель и был взят в плен Давыдом Ростиславичем. В Киеве ненадолго вокняжился Рюрик Ростиславич.

После этих событий Андрей через своего мечника Михна потребовал и от младших Ростиславичей «в Русской земле не быти»: от Рюрика — уйти к брату в Смоленск, от Давыда — в Берладь. Тогда младший из Ростиславичей, Мстислав Храбрый, передал князю Андрею, что прежде Ростиславичи держали его как отца «по любви», но не допустят, чтобы с ними обращались, как с «подручниками», и остриг бороду послу Андрея, чем дал повод началу военных действий.

Кроме войска Владимиро-Суздальского княжества, в походе участвовали полки из Муромского, Рязанского, Туровского, Полоцкого и Городенского княжеств, Новгородской земли, князья Юрий Андреевич, Михаил и Всеволод Юрьевичи, Святослав Всеволодович, Игорь Святославич; численность войска оценивается летописью в 50 тыс. чел.

Ростиславичи избрали другую стратегию, нежели Мстислав Изяславич в 1169 году. Они не стали защищать Киев. Рюрик заперся в Белгороде, Мстислав в Вышгороде со своим полком и полком Давыда, а сам Давыд поехал в Галич просить помощи у Ярослава Осмомысла. Всё ополчение осадило Вышгород, чтобы взять в плен Мстислава, как приказал Андрей. Спустя 9 недель осады Ярослав Изяславич, чьи права на Киев не признали Ольговичи, получил такое признание от Ростиславичей, двинул волынские и вспомогательные галицкие войска на помощь осаждённым. Узнав о приближении противника, огромное войско осаждавших стало беспорядочно отступать. Мстислав совершил успешную вылазку. Многие, переправляясь через Днепр, утонули.

«Так-то, — говорит летописец, — князь Андрей какой был умник во всех делах, а погубил смысл свой невоздержанием: распалился гневом, возгородился и напрасно похвалился; а похвалу и гордость дьявол вселяет в сердце человеку».

Киевским князем стал Ярослав Изяславич. Но на протяжении последующих лет ему, а затем и Роману Ростиславичу пришлось уступить великое княжение Святославу Всеволодовичу Черниговскому, с помощью которого после гибели Андрея во Владимире утвердились младшие Юрьевичи.

Походы Андрея Боголюбского в Волжскую Булгарию

В 1164 году Андрей провёл первый после похода Юрия Долгорукого поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием. Противник потерял много людей убитыми и знамёна. Был взят булгарский город Бряхимов (Ибрагимов) и сожжено три других города.

Зимой 1171 года был организован второй поход, в котором участвовали Мстислав Андреевич, сыновья муромского и рязанского князей. Дружины соединились при впадении Оки в Волгу и ждали рати бояр, но не дождались. Бояре идучи не идяху, потому что не время воевать зимою болгар. Эти события свидетельствовали о крайней напряжённости взаимоотношений между князем и боярством, доходившей до такой же степени, до какой дошли в это время княжеско-боярские конфликты на противоположном краю Руси, в Галиче. Князья со своими дружинами вошли в булгарскую землю и начали грабежи. Булгары собрали войско и выступили навстречу. Мстислав предпочёл избежать столкновения из-за неблагоприятного соотношения сил.

В русской летописи не содержится известий об условиях мира, но после удачного похода на волжских булгар в 1220 году племянника Андрея Юрия Всеволодовича мир был заключён на выгодных условиях, по-прежнему, как при отце и дяде Юрия.

Андрей Боголюбский

Убийство Андрея Боголюбского

Поражение войск Андрея Боголюбского при попытке захватить Киев и Вышгород в 1173 году усилило конфликт Андрея с видными боярами (недовольство которых проявлялось ещё во время неудачного похода войск Боголюбского против волжских булгар в 1171 году) и привело к заговору приближённых бояр против Андрея Боголюбского, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня 1174 года был убит своими боярами.

Согласно Ипатьевской летописи, обстоятельства убийства князя Андрея в княжеском замке в Боголюбово таковы. Заговорщики (бояре Кучковичи, которые были родственниками Боголюбского и некоторое время владели землями на месте будущего города Москвы), сначала спустились в винные погреба, там выпили вина, потом подошли к спальне князя. Один из них постучал. «Кто там?» — спросил Андрей. «Прокопий!» — отвечал стучавший (назвав имя одного из любимых князевых слуг). «Нет, это не Прокопий!» — сказал Андрей, хорошо знавший голос своего слуги. Дверь он не отпер и бросился к мечу, но меч святого Бориса, постоянно висевший над княжеской постелью, был предварительно похищен ключником Анбалом. Выломав дверь, заговорщики бросились на князя. Сильный Андрей Боголюбский долго сопротивлялся. Наконец, израненный и окровавленный, он упал под ударами убийц. Злодеи подумали, что он мёртв, и ушли. Князь очнулся, спустился из своей спальни по лестнице и попытался скрыться за лестничным столбом. Его отыскали по кровавому следу. Убийцы кинулись на него. Андрей в конце молитвы произнёс: «Господи, в руки Твои предаю дух мой!» и скончался.

Предполагаемое место убиения князя Андрея, находящееся под лестницей лестничной башни, соединённой переходом с Богородице-Рождественским собором Боголюбского монастыря, сохранилось до настоящего времени.

Тело князя лежало на улице, пока люд грабил княжеские хоромы. Согласно Ипатьевской летописи, тело князя остался взять лишь его придворный, киевлянин Кузьмище Киянин, который отнёс его в церковь. Только на третий день после убийства игумен Арсений отпел великого князя.

Игумену Феодулу (настоятель владимирского Успенского собора и предположительно наместник епископа Ростовского) с клириками Успенского собора было поручено перенести тело князя из Боголюбова во Владимир и похоронить в Успенском соборе. Другие представители высшего духовенства, видимо, не присутствовали на службе, по предположению Игоря Фроянова, из-за недовольства князем, сочувствуя заговору.

Вскоре после убийства Андрея в княжестве развернулась борьба за его наследство, причём его уже единственный в то время сын не выступал в качестве претендента на княжение, подчинившись лествичному праву.

В 2015 году при реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском была открыта надпись XII века, содержавшая имена 20 заговорщиков — убийц князя (начиная с имён Кучковичей) и описание обстоятельств убийства.

В Ипатьевской летописи, испытавшей значительное влияние т. н. Владимирского полихрона XIV века, Андрей в связи со смертью назван «великим князем».

Рака с мощами князя была вскрыта в феврале 1919 года комиссией по осмотру Успенского собора. После врачебного исследования останки были оставлены открытыми для посетителей. В середине 1930-х годов из «антирелигиозного отдела» Владимирского исторического музея (открылся в Георгиевском приделе собора) останки были переданы в Институт истории феодального общества ГАИМК (Ленинград). Там они были подвергнуты анализу в рентгено-антропологической лаборатории Государственного рентгенологического института профессором Д. Г. Рохлиным, подтвердившим летописные данные об обстоятельствах убийства князя. В феврале 1935 года останки возвратились в музей, и их экспонировали в центре зала музея на первом этаже в стеклянном саркофаге.

Череп был отправлен в 1939 году в Москву Михаилу Герасимову, затем возвращён во Владимир в 1943 году; в конце 1950-х мощи оказались в Государственном историческом музее, где оставались до 1960-х. В 1982 году они были осмотрены судебно-медицинским экспертом Владимирского областного бюро СМЭ М. А. Фурманом, который подтвердил наличие множественных рубленых повреждений скелета князя и преимущественную их левостороннюю локализацию.

23 декабря 1986 года Совет по делам религий принял решение о целесообразности передачи мощей в Успенский собор города Владимира. 3 марта 1987 года произошла передача мощей. Они были переложены в раку на то же место в Успенском соборе, где они находились в 1174 году.

Андрей Боголюбский был прославлен Русской православной церковью в 1702 году, когда его мощи были обретены и положены в серебряную раку (сооружённую на вклад патриарха Иосифа) во владимирском Успенском соборе, почитание установлено было в день памяти чтимого на Руси святителя Андрея Критского — 4 июля по юлианскому календарю.

Образ Андрея Боголюбского в кино:

1998 — Князь Юрий Долгорукий — в роли Андрея Боголюбского актер Евгений Парамонов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *