14 августа какой спас

Август — месяц Спасов. По традиции сначала отмечается Медовый Спас, затем Яблочный и завершает празднование Ореховый Спас. В эти церковные дни чествуют Спасителя Иисуса Христа, благодарят его за природную благодать и хорошую урожайность.

Медовый Спас-2020

Первый Медовый Спас в 2020 году будет праздноваться 14 августа (пятница). В этот день почитается память Господнего Животворящего Креста, Спасителя и иконы Владимирской Божьей Матери.

День 14 августа будет знаменован не только праздником Медового Спаса, но и началом Успенского поста. По древним поверьям с этого дня пчелы прекращают выработку мёда, пчеловоды с наслаждением собирали и освещали медовые дары в церкви. Считалось, что собранный мёд целебен. Им угощали знакомых, пекли пряники, делали блины и коржи.

Оберегом в Медовый Спас считался мак. Его также освещали в церкви и раскидывали у себя во дворе в качестве защиты от злых духов. Таким же образом освещали собранные травы: календулу, мяту, овес. Высушенные колосья хранили дома для оберега.

Медовый Спас является началом времени по засеву полей и завершением летнего купального сезона. В этот день нельзя ругаться, убираться и работать.

Яблочный Спас-2020

Второй Спас — Яблочный. У православных христиан отмечается 19 августа. В 2020 году это среда. Праздник совпадет с датой Преображения Христа. С наступлением Яблочного Спаса на Руси принято проводить процесс прощания с летом и активно собирать созревший урожай яблок. Их освещают в церкви, делятся с друг другом, пекут пироги и пирожки, делают варенье.

Перед началом Яблочного Спаса проходит служение в церкви, далее — литургия и крестный ход.

Ореховый Спас-2020

Ореховый Спас (по-другому Хлебный) назван в честь начала сбора урожая хлеба и орехов. Празднуется 29 августа. В 2020 году это суббота. Этот день знаменуется ещё одним церковным праздником — перенесение Нерукотворного Образа Спасителя. С этого дня хлеб печется только из освещенного в церкви зерна нового урожая. Накрывается стол из испеченных мучных изделий, за которым трапезничает вся семья.

Главным отличием Орехового Спаса от Медового и Яблочного является скромность в праздновании, так как весь урожай пойдет для заготовки зерновых и ореховых культур на долгую зиму. Не принято отмечать его с размахом.

Считается, что с этого дня на Руси хозяйка начинает ткать полотно, чтобы обеспечить свою семью новой одеждой. По завершению празднования вся семья должна хорошенько вымыться в бане.

По православным поверьям наблюдали за погодными и природными явлениями. Обычно по этим предвестникам предсказывали дальнейшее потепление или похолодание:

  • Если в день 29 августа пройдёт дождь или гроза, то осень сжалится, будет радовать теплом и долгими солнечными днями.
  • Если было собрано много ореховых культур, то следующий год принесёт много зернового и хлебного урожая.
  • Если журавли начали улетать только после празднования Орехового Спаса, то в Покров будет тепло или жарко. Если журавли отправились в путь раньше отведенного времени, то следует готовиться к Покровскому похолоданию.

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовый, Яблочный и Хлебный (Ореховый).

Медовый Спас

Самый первый Спас августа неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста.

В основе первого Спаса — праздник с длинным названием — Присхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Традиция отмечать его пришла к нам из Константинополя — именно здесь хранилась часть креста, на котором был распят Иисус. Раз в году реликвию выносили из храма и шли с ней крестным ходом по столице «для освящения мест и отвращения болезней». Позже такие процессии распространились и на Руси, только наши предки носили самый обычный крест.

Прошло время – и к празднику Креста Господня присоединилось новое торжество. А началось всё с чуда…

В 1164 году совершенно независимо и на значительном расстоянии друг от друга византийский император Мануил и русский князь Андрей Боголюбский разгромили врагов. И было обоим победителям одно и то же знамение: от креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса, находившихся среди войска, исходило сияние. Мануил и Андрей отправили друг другу сообщения о своей славной победе и поразительном зрелище. Каково же было их изумление, когда выяснилось, что чудо ниспослано было сразу обоим! В честь этого великого события и была установлена дата первого Спаса. Вскоре два торжества — праздник Креста Господня и Спаса — слились воедино.

Первый Спас имеет он несколько названий: Спас на воде, Мокрый, или Медовый. В храме в этот день положено освящать воду, мёд и мак, верующие причащаются.

14 августа 988 года (1 августа по старому стилю) отмечают как день начала Крещения Руси. С тех пор по традиции в это время чистились старые колодцы или освящались новые, затем совершался крестный ход на реки, пруды, озёра для освящения воды. После этого уже купались сами и купали скотину, чтобы смыть грехи и быть здоровее.

Этот Спас ещё называется Медовым из-за того, что к этому дню в ульях соты уже наполнены свежим мёдом и пора приступать к сбору. Только с медового Спаса разрешено было есть освящённый церковью мёд.

Говорят, даже сам воздух в день Первого Спаса пропитывается медовым ароматом. Ведь Первый Спас — медовый, это праздник пчеловодов. Лишь после освящения первый мед готов к употреблению. Россияне издавна уважали мед, ведь он — один из самых полезных и вкусных продуктов. По легенде, медовый напиток излечил от паралича самого Илью Муромца.

Часть меда обязательно оставлялась в церкви, часть шла на угощение нищим, а также разносилась по домам бедных соседей.

С этого дня пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь, чтобы освятить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса — Медовый.

К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола. Так Спас получил свое второе название — Маковый, или Маковей. Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Маккавеев.

В этот день просили Господа и святых о хорошем урожае и неголодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов.

Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая – и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.

Яблочный Спас

Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа, приурочен к большой церковной дате — Преображению Господню.

Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.

В этот праздник — день Преображения Господня — прославляется объединение божественного и человеческого начала в лице Иисуса Христа. По легенде, для поддержания веры в учениках Своих, когда они увидят Его страдания, Иисус Христос показал им Свой божественный лик.

Незадолго до распятия Иисус Христос взошел на высокую гору с тремя учениками: Иаковом, Петром и Иоанном, чтобы помолиться. Вдруг они увидели, что Иисус как будто преобразился: лицо Его воссияло как солнце, а одежды стали белоснежными. Тогда же явились им два пророка, Илия и Моисей, и вели беседу с Ним о том, что Его ждёт. Необычайной радостью при этом наполнились сердца учеников.

С тех пор 19 августа в христианские храмы идут на божественную литургию люди, одетые в белое — это цвет Преображения.

Яблочный Спас – это символ преображения природы перед наступлением осени. Считается, что с середины августа ночи становятся холодными. По народным приметам, яблоки заканчивают созревать только ко дню Спаса — до тех пор собирать можно только падалицу, а верующие люди совсем не едят яблок до этого дня.

Существует поверье, что, если родители до Второго Спаса не съедят яблочка, на том свете их детям будут раздавать гостинцы (в том числе и райские яблочки). А если родители ели яблоки — то нет. Потому большинство родителей, дети которых умерли, считают большим грехом есть яблоки до 19 августа. А с этого дня можно срывать разные фрукты нового урожая, в том числе яблоки.

Вообще, собирают плоды для того, чтобы освятить: в России это яблоки, а первые христиане традиционно к алтарю приносили виноград.

В деревнях принято варить яблочное варенье, печь пироги с яблоками и угощать ими всех соседей и знакомых. Считается, что яблоки, освящённые в Преображение, имеют особую силу: люди, откусывая и проглатывая первый кусочек, загадывали желания — считалось, что они обязательно сбудутся.

Про Яблочный Спас ещё говорят — «первые осенины», то есть знамение осени. Этот праздник — напоминание о духовном преображении каждого из нас.

Ранее принято было после церковной службы раздавать освященные яблоки всем присутствующим на ней. Передавали их домой для больных и немощных, угощали всех юродивых и бездомных, отдавали нищим и обездоленным.

По преданию, две птицы прилетают к яблоне из райского сада: Алконост и Сирин, птица радости и птица печали. Сирин-птица первой начинает летать к яблоне и клевать яблоки, взмахивая крыльями, покрытыми мёртвой росой. Поэтому тому, кто сорвёт яблоко раньше срока, может попасться именно такое, на которое попала та роса. Алконост-птица прилетает ко дню Спаса, стряхивает со своих крыльев живую росу. И все яблоки на деревьях с этого дня преображаются, становятся целительными, в них, по преданию, появляется живительная сила.

Как видим, религиозные традиции тесно переплелись в нем с языческими обрядами. Этим праздником условно проводится черта между летним сезоном и осенью, щедрой на дары и приносящей с собой преображение природы. Название праздника произошло от имени Спасителя, ценой своей жизни принесшего людям, уверовавшим в него, надежду на вечную жизнь и благодать прощения.

Часть освященных яблок в этот день несли на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освящали также хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.

Девушки, заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливыми. Вкушая плоды, они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».

Несмотря на то что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

Третий спас в августе

Третий Спас августа, который в народе называют Хлебным, или Ореховым.

Праздник отмечают 29 августа. Считалось, что к этому дню поспевала лещина (ее собирали в лесу и тоже святили в церквях), а также пекли первый хлеб из зерна нового урожая.

С 29 августа разрешено было есть орехи этого года. Считалось, что самый первый сбор лесных орехов необходимо освятить в церкви и раздать страждущим и неимущим, чтобы обрести благодать и здоровье в будущем.

Хлебным называется Спас потому, что накануне праздновалось Успение Пресвятой Богородицы, а с ним заканчивали жать хлеб. В этот день пироги пекли только из новой муки.

Существует также церковное название — Спас Нерукотворного образа Христа Спасителя. В православной традиции эта история связана с больным царем Эдессы Авгарием и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа. Тогда Христос умыл лицо, отер его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Этот нерукотворный образ впоследствии не раз творил чудеса, исцелял людей, пока не был утерян в ходе четвертого Крестового похода.

Как следует из названий, главные блюда в этот праздник – свежеиспеченный хлеб из муки нового урожая и орехи. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым хлеб должен был попробовать самый старший мужчина в семье.

На третий Спас люди шли в лес собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть, на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большом кругу гостей.

В этот праздник торговали холстами и полотнами. Заканчивался один из самых строгих постов, Успенский, во время которого даже постное масло можно было есть только по выходным и который соблюдали с 14 по 28 августа. Но и это не в тягость, ведь разрешалось есть ягоды, фрукты, грибы.

По материалам сайтов Dailyhoro и «Алые паруса»

АВГУСТОВСКИЕ «СПАСЫ»

Медовый, яблочный, ореховый … За вкусными названиями скрываются три важных праздника, посвященных Спасителю: Происхождения честных древ Креста Господня, Преображения и Нерукотоворного образа. Как возникли эти праздники и почему они так стали называться в народе, рассказывает Юрий РУБАН

Август богат календарными воспоминаниями. Некоторые приобрели общекультурный характер и знакомы всем, даже не слишком церковным людям. В первую очередь это относится к так называемым «Спасам». Проблема лишь в том, что в церковном календаре таких названий нет! При этом Первый Спас (1/14 августа) именуется в народе «медовым», Второй (6/19 августа) – «яблочным», а Третий (16/29 августа) – «ореховым», «хлебным». Славянское слово «Спас» (Спаситель) – одно из богословских имен Иисуса Христа, Которому посвящены и многие другие праздники. Здравый смысл подсказывает, что основа церковных торжеств – не сельскохозяйственная и тем более не кулинарно-гастрономическая, а потому эти фольклорные названия не имеют к ним никакого отношения.

Постараемся понять – какие же реальные события скрыты за «Спасами»? Сначала – о первом из них.

ПЕРВЫЙ СПАС (1/14 августа)

Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.

Русский перевод тропаря Всемилостивому Спасу:
Обращающий взоры с высоты, принимающий бедных, посети нас, угнетённых грехами, о Всемилостивый Владыка, и, по молитвам Богородицы, даруй душам нашим великую милость.

Этот праздничный церковный день совмещает в себе несколько знаменательных событий.

Изнесение Креста

Первое праздничное воспоминание – «Изнесение Животворящего Креста Господня». За этим названием стоят жизненные реалии давних лет.

Дело в том, что в столице Византии, Константинополе (Царьграде), в связи с частыми в августе болезнями, существовал обычай носить крест по улицам и дорогам в надежде преградить путь невидимо крадущейся пагубе. Накануне праздника драгоценный крест, включавший в себя сохранившиеся частицы дерева Голгофского Креста, торжественно переносили из царской сокровищницы в главный собор Империи – храм Святой Софии Константинопольской, и полагали на престоле. С этого дня и до Успения Богородицы, в течение двух недель, по всем улицам города проносили крест в процессии, а затем вновь возвращали в императорские палаты. К этому обычаю присоединился ещё один – освящение воды, которое происходило в придворной церкви в первый день каждого месяца. Постепенно местный константинопольский праздник Изнесения Креста распространился по христианскому Востоку, а у нас на Руси появился в XV веке. При этом освящение воды на источниках стало напоминать о крещении Руси, начавшемся, согласно преданию, именно в этот день. (С 2008 года празднование начала крещения Руси, согласно постановлению Архиерейского собора, совмещено с памятью святого князя Владимира, 15/28 июля).

Всемилостивый Спас

Второе церковное событие сегодняшнего дня – празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В его основе – память о чудесных знамениях от иконы Спасителя, сопровождавших сражения с сарацинами византийского императора Мануила (1143–1180) и битву с болгарами русского князя Андрея Боголюбского в 1164 году. К этому присоединяется ещё один эпизод. По свидетельству византийского историка Никиты Хониата, впереди триумфальной процессии императора Мануила, после разгрома паннонцев в 1167 году, «ехала серебряная с позолотой колесница, запряжённая белыми, как хлопья снега, конями, а на ней стояла икона Богоматери, непобедимой Защитницы и соратницы царя».

Кто такие Маккавеи?

В этот же день празднуется память ветхозаветных (дохристианских) мучеников – священника Елеазара, семи юных братьев, их матери Соломонии и многих других, принявших мученическую смерть в период «Великого гонения» (167–164 до н. э). Его инициатором стал антиохийский (сирийский) монарх Антиох IV Епифан (175–164 г. до н. э.), в состав империи которого входила тогда Палестина. Справедливо прозванный современниками Епиманом («Безумным»), этот обожествлявший себя язычник воздвиг беспощадное гонение на богооткровенную религию Моисея и издал декрет, повелевающий всем евреям отречься от веры в Единого Бога и поклоняться мифологическим богам. Он осквернил Иерусалимский храм, установив там языческий жертвенник и совершив на нём жертвоприношение Зевсу Олимпийскому (декабрь 167 г. до н. э.). Идольские капища были сооружены и в других местах, и все иудеи, отказывавшиеся участвовать в жертвоприношениях, предавались пыткам и мучительной смерти. Комиссары Антиоха искали по домам книги Библии и, если находили, то «разрывали и сжигали на огне», а владельцев их убивали. Они также «убивали женщин, обрезавших своих детей, а младенцев вешали за шеи» (1 Макк. 56–57, 60–61). Видимо, это была первая в мировой истории попытка лишить целый народ своей религии. (Подобное пытались осуществить в нашей стране другие комиссары – в кожаных куртках и с «товарищами Маузерами».)

Мученики-братья были названы Маккавеями в память о сыновьях священника Маттафии. Вместе с отцом они бежали в горы, возглавили восстание против тирана и после многолетней борьбы создали независимое Иудейское государство (142–63 до н. э., до прихода римлян), управлявшееся династией Маккавеев (иначе – Хасмонеев). Прозвище «Маккавей» (еврейское слово Маккаби значит «Молот») получил сначала один из братьев, Иуда, наделённый талантом военачальника и поражавший врагов, как молот. (Об этом можно прочесть в библейских I и II Маккавейских книгах, а также у еврейского историка Иосифа Флавия.)

Сегодня же – память и ряда других святых, но, по традиции, акцентируются события, о которых мы только что рассказали. С этого дня начинается двухнедельный Успенский пост(до 28 августа).

«Сельскохозяйственный» аспект праздника

Сельскохозяйственные названия христианских праздников оправданны только в формально-хронологическом смысле. Ведь праздники неподвижного цикла, с фиксированными датами, являлись раньше для простых людей единственными календарными сельскохозяйственными вехами. (В их избах не было колхозных календарей, радиоточек и они не выписывали журнал «Крестьянка».) Так, к Первому Спасу приурочили проводы лета. Пасечники начинали выламывать соты: считалось, что к этому времени «пчела перестает носить медовую взятку». Отсюда название «Медовый Спас», а также «мокрый», – из-за начала холодных рос. Отмечается отлёт первых ласточек и стрижей, появление стай грачей и скворцов.

ВТОРОЙ СПАС ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ (6/19 августа)

Преображение. Греция, XVIII в.

Русский перевод:
Тропарь
О Христос Бог наш! Ты преобразился на горе, показав Свою славу ученикам насколько, насколько они могли её видеть. Да воссияет по молитвам Богородицы и нам, грешным, Твой вечный свет. Податель света, слава Тебе!

Кондак
О Христос Бог наш! Ты преобразился на горе, и Твои ученики увидели Твою славу настолько, насколько они могли её воспринять, – чтобы, увидев Тебя распинаемого, поняли: страдание Твоё – добровольно, и проповедали миру, что Ты – воистину Сияние Отца.

О Преображении Господнем, или о Втором Спасе, мы всё-таки знаем больше, чем о Первом и Третьем. В православном календаре праздник называется «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». У любителей русской литературы «серебряного века» он, несомненно, ассоциируется с замечательными стихами Бориса Пастернака («Август»).

«Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры!»

В народном же календаре он именуется «Яблочным Спасом».

Начнем с выяснения смысла самого евангельского события «преображения». Что означает сам этот термин? Какое событие Священной истории и почему получило такое название?

Преображение: событие и смысл

Преображение (греч. метаморфосис, лат. transfiguratio) – значит «превращение в другой вид», «изменение формы» (отсюда слово «метаморфозы»). Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до последней Пасхи Иисуса Христа. О нём рассказывают три евангелиста: Матфей (17:1–13), Марк (9:2–13) и Лука (9:28–36).

Через восемь дней после торжественного исповедания апостолом Петром своего Учителя Мессией (Христом), – пишет евангелист Лука, – Иисус, «взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала белой до блистания. И беседовали с Ним два мужа; это были Моисей и Илия. Явившись в сиянии небесной славы, они говорили об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.

А Пётр и его спутники забылись дрёмой; когда очнулись, увидели Его славу и двух мужей, стоящих с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Пётр сказал Иисусу: «Наставник, как хорошо нам здесь быть! Устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!» Он и сам не знал, что говорил, – замечает Лука и продолжает. – И ещё он не договорил, как появилось облако и осенило их; и они устрашились, когда вошли в то облако. И из облака раздался Голос: «Это – Сын Мой Избранный, Его слушайте!» И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели» (Лк. 9:28–36).

А евангелист Марк уточняет: «И когда они спускались с горы, Иисус велел им никому не рассказывать о том, что они видели, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. Они это исполнили, но в беседе между собой допытывались: что это значит – воскреснуть из мёртвых?» (9:9–10).

Историко-богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царём-воителем. Эти иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, Владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.

При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей <…> состоится всякое дело» (Второзаконие 19:15). Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении («разрушении») им еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя (!) и грозного пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея, смысл которого состоял в подготовке людей к окончательному Откровению Спасения. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся. Таков смысл празднуемого события.

Преображение: единичное событие и ежегодный праздник

Но когда же произошло само событие преображения – неужели в конце лета, а не перед крестными страданиями Спасителя, как явствует из логики евангельского повествования?

Выдающийся отечественный историк проф. С.-Петербургской Духовной академии Василий Васильевич Болотов († 1900) убедительно доказал, что Христос преобразился перед учениками незадолго до Своей последней Пасхи, в феврале или марте по нашему календарю. При этом, анализируя историю ряда других праздников, он выяснил логику праздничных датировок. Оказывается, в установлении календарных дат своих торжеств Христианская Церковь часто руководствовалась не научными, а «педагогическими» (миссионерскими) соображениями. Нарочито совмещая свои праздники с днями популярных языческих торжеств, Церковь хотела постепенно вытеснить их из народного обихода или, по крайней мере, «христианизировать», наполнив другим содержанием. Этим объясняются расхождения между историческими (в том случае, если их можно установить) и календарными богослужебными датировками.

Так произошло и с праздником Преображения. Ранее всего (в V—VI вв.), по мнению В. Болотова, он был учреждён в Армении и Каппадокии (Малая Азия) взамен местного почитания языческой богини Астхик (аналог греческой Афродиты) и приходился на шестую неделю после Пасхи, – то есть был праздником подвижного (пятидесятничного) цикла.

Эта же «миссионерская» логика была актуальна и в других регионах Средиземноморья. Здесь окончание сбора винограда даже среди формально христианского населения ещё долго отмечалось языческими «вакханалиями» – веселыми празднествами в честь хмельного бога Вакха, «патрона» виноделия. Их сопровождали ночные радения и безудержные игрища. Чтобы христианизировать этот традиционный праздник урожая, было решено торжественно праздновать в это время «Преображение Господне», искусственно совместив с ним благодарственный молебен Истинному Богу за дарование винограда и прочих «плодов земных». (В этом можно видеть продолжение ветхозаветного обычая благословения «начатков» – первых плодов.) Поэтому дата преображения как события евангельской истории и дата праздника «Преображения Господня» не совпадают.

В Константинополе праздник утвердился лишь при императоре Льве Философе (886–912 гг.), но здесь его зафиксировали по неподвижному (минейному) календарю. (Причина происхождения даты именно 6 августа остается под вопросом.) А от византийцев праздник перешел к славянам. В Православной Церкви Преображение имеет статус двунадесятого праздника.

При чем здесь яблоки?

Действительно, предписанная греческим Церковным уставом «Молитва в причащении гроздия в 6-й день августа» говорит только о благословении «плода лозного нового» (винограда). Но, заимствовав от греков календарь праздников и сопровождающих их обрядов, сформировавшихся в регионе Средиземноморья, россияне поневоле должны были «нарушить» устав и заменить виноград яблоками – основными плодами Севера (хотя сбор яблок не сопровождался у нас «вакханалиями»). Отсюда странное, но такое «милое и домашнее» название праздника – «Яблочный Спас», не имеющее никакого отношения к его богословской и исторической основе. С другой стороны, если учитывать климатические реалии наших северных регионов, то благодарить Бога за дарование яблок следует все-таки в сентябре, когда созревают основные сорта.

ТРЕТИЙ СПАС (16/29 августа)

Спас Нерукотворный. 16 век, В.Устюг.

Тропарь Пречистому Образу
Мы поклоняемся Пречистому Твоему Образу, о Благой Христос Бог наш, прося прощения грехов наших, ибо Ты благоволил добровольно взойти плотью на крест, чтобы избавить созданных Тобою от вражеского рабства. За это мы с благодарностью восклицаем Тебе: «Спаситель наш, Ты, пришедший спасти мир, всё исполнил с радостью!»

Христос и Авгарь

Лето на исходе: на следующий день после Успения наступает последний из трех августовских «Спасов». В церковном календаре этот праздник называется «Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944 г.)» и имеет интересную предысторию.

Во времена земной жизни Иисуса Христа в северной Месопотамии существовало государство Осроэна. Его столицей был город Эдесса, а царем – Авгарь (Абгар) V Черный (13–50 гг. н. э.). Узнав от своих послов в Иерусалиме о чудесных деяниях, совершаемых там неким необыкновенным Человеком, он будто бы направил Ему письмо следующего содержания: «Авгарь Ухама, топарх, – благому Спасителю, объявившемуся в пределах иерусалимских, – здравствовать! Слышал я о Тебе и о Твоих исцелениях, которые без лекарств и кореньев Тобой совершаются. Говорят, что Ты слепых делаешь зрячими, хромых – ходячими и прокаженных очищаешь, и нечистых духов и демонов Ты изгоняешь, и мучимых долговременной болезнью исцеляешь, и мертвых воскрешаешь. И всё это услышав о Тебе, положил в уме своем (подумал) одно из двух: или что Ты Бог и, сошедши с неба, совершаешь такое, или Сын Бога, творящий это. И поэтому я счел нужным просить Тебя, чтобы Ты взял за труд прийти ко мне и болезнь, которая у меня есть, исцелить. Слышал также, что иудеи ропщут на тебя и хотят причинить Тебе зло. Город же маленький есть у меня и прекрасный, который достаточен для обоих».

Иисус Христос, удостоив Авгаря ответа, написал ему: «Блажен ты, Авгарь, и город твой, который называется Эдесса. Блажен ты, что уверовал в Меня, не увидев Меня, поэтому здоровье будет тебе обеспечено всегда. О том же, что ты написал Мне, чтобы Я пришел к тебе, отвечу: Мне следует прежде всего исполнить то, для чего Я сюда послан. И после исполнения Я буду взят к пославшему Меня Отцу. Я пошлю же тебе одного из учеников Моих по имени Фаддей, он же Фома, который и болезнь твою исцелит, и жизнь вечную и мир тебе обеспечит и всем тем, кто с тобой…» (Разумеется, эта переписка Авгаря с Христом недостоверна, но отражает факт раннего принятия Эдессой христианства.)

Согласно одной из легенд, Авгарь не слишком надеясь увидеть самого Христа, дал поручение своему слуге и письмоносцу Анании привезти в Эдессу хотя бы Его изображение. При их встрече, Иисус, прочитав невысказанную еще просьбу Анании, омыл лицо и, отершись платом, отпечатал на нем Свой лик. Получив портрет, Авгарь исцелился, после чего обратился в христианство сам и крестил свой город. А Нерукотворный образ, как величайшая святыня, был помещен в одном из залов царского дворца. Позднее Осроэна стала римской провинцией, а в VII столетии была занята арабами-мусульманами.

Возникновение же самого праздника относится к событиям, случившимся уже в X веке, когда Византийская империя пыталась вернуть потерянные земли на Востоке. Отвоевав несколько городов, византийцы принудили эмира Эдессы заключить с ними мир и передать им драгоценную реликвию, перенесение которой и встреча в Константинополе были весьма торжественными. Арабский историк Яхья Антиохийский писал: «И был он (образ) доставлен туда в 15-й день месяца Аба (августа). И вышли Стефан и его брат, патриарх Феофилакт, и Константин, сыновья царя Романа, к «Золотым воротам», чтобы встречать образ. И шли перед ним все сановники государства с многими свечами, и был он принесен в великий собор Святой Софии и оттуда во дворец. И было это в 24-м году совместного царствования старца Романа с Константином, сыном Льва (т. е. в 944 г.)».

Поскольку 15 августа (по юлианскому календарю) празднуется Успение Богоматери, то чествование Нерукотворного образа стало совершаться Греческой Церковью на следующий день. Образ хранился в столичной церкви Богородицы Фаросской, и о дальнейшей его судьбе достоверных сведений нет.

Христианская Русь заимствовала этот праздник у греков, причем с Нерукотворного образа стали писать не только помещаемые в храмах иконы, но и вышивать его на воинских знамёнах (вспомним стяг князя Дмитрия Донского). В народе Третий Спас называли «Спасом на холстах» или «Спасом на полотне», а также «хлебным», потому что пекли пироги из нового хлеба. Другое название, «ореховый Спас», отмечает созревание в лесу орехов. И ещё одна примета осени – пословица «Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса».

Кандидат исторических наук, кандидат богословия Юрий Рубан

Август — месяц щедрый. Идет сбор урожая, начинается жатва, собирают яблоки и мед. Именно на август приходятся самые любимые летние церковные праздники — Спасы. Всего их три — 14 августа — Медовый Спас, 19 августа — Яблочный Спас, 29 августа — Ореховый Спас. ГолосUA собрал интересные факты о традициях и обычаях этих великих праздников, а также о народных приметах и запретах.

Само слово Спас происходит от слова Спаситель. Спасы названы в честь Иисуса Христа-Спасителя. У каждого из Спасов имеется свое церковное название, а народные «съестные» названия пришли к нам из глубины веков.

Первый — Медовый Спас, Маковей, Мокрый Спас имеет церковное название — Происхождение Честных Древ Животворящего Креста. В этот день,14 августа, также начинается Великий Успенский пост. Он длится две недели — до 28 августа — праздника Успения Пресвятой Богородицы. Следующим за Медовым идет Яблочный спас (19 августа) — православные верующие в этот день отмечают праздник Преображения Господня. Ореховый спас (29 августа) посвящен тому, что Нерукотворный образ Спасителя был перенесен из Эдессы в Константинополь.

Медовый Спас

14 августа — первый отмечается первый из трех августовских праздников — Медовый Спас, или Спас на воде. Полное церковное название первого Спаса — «Происхождением Честных рев честного Животворящего Креста Господня». В старинном греческом Часослове объясняется, как возник этот праздник. Из-за сильной жары в августе Константинополь страдал от различных болезней, потому там установился обычай выносить из храма святой Софии для освящения города и предотвращения эпидемий частицу креста, на котором был распят Иисус. Видимо, изначально праздник назывался не «происхождение», а «предысхождение», то есть «вынос».

Дата Медового спаса не переходящая, то есть фиксированная. Ежегодно он отмечается в середине месяца, а именно 14 августа. По названию понятно, что праздник связан с нашим любимым лакомством — медом. Именно в этот день пасечники начинали его сбор. Они были очень суеверны и придерживались многих обрядов, дабы на следующий год собрать такой же богатый урожай меда. Например, пасечник должен обязательно заломать соты, а иначе соседние пчелы вытащат весь мед.

Этот Спас называют еще и Маккавей. Согласно традиции, славяне пекут блины с маком в память о семи ветхозаветных мучениках Маккавеях. Спасом на воде его прозвали в честь старинной традиции осуществлять малое освящение воды, чаще всего — колодцы. Этот обряд языческий, поскольку появился до принятия христианства на Руси.

Поскольку Медовый спас приходится на Успенский пост, то на стол обычно ставят все дары природы — ягоды, фрукты, овощи. Хозяйки обязательно пекут медовые пряники, блины с маком и медом, плюшки с маком, булочки и всяческие пироги. На богослужении обязательно освящают дары природы и, безусловно, мед. Только после этого наши предки начинали употреблять его в пищу.

В память о ветхозаветных мучениках Маккавеях устанавливали высокие кресты, украшенные маками. Сверху непременно прикрепляли тыквенную маску с зажженной свечой. Всю ночь на Медовый спас молодежь гуляет и веселится, а также водит хороводы вокруг креста.

У наших предков на Медовый Спас было принято угощать бедных людей. Многие верили, что если не попотчевать бедняков, можно накликать беду в свой дом. Также наши предки говорили, что нельзя грустить в этот день, иначе так пройдет весь год. Поэтому этот праздник старались провести как можно веселее и радостней.

Согласно народным приметам, освященный в церкви мед получает особую целительную силу. Считается, что даже тяжелобольной человек может выздороветь, если съест хотя бы ложечку. На первую ложку освященного меда нужно загадать заветное желание, и оно сбудется.

После Первого Спаса принято было начинать посев озимых. Если это сделать раньше, то урожая не будет.

Чтобы привлечь в дом счастье и достаток, надо помогать вдовам и сиротам, подавать милостыню или предлагать помощь по хозяйству. Наши прадеды считали, что если кто-то в Медовый Спас бескорыстно нарубит одинокой женщине в деревне дров, он никогда не будет знать горя и голодать.

На Маковей собирают мак: он не только придаст аромат выпечке, но и сделает ее целебной. В Медовый Спас нельзя купаться в открытых водоемах, чтобы не смыть с себя удачу. В этот день женщине, отведавшей меда, прощается любой грех, если она обратится с просьбой к ангелу-хранителю. Но если она сама себя не простит, то и ангел ей в этом не поможет.

На Маковей вода в колодцах становится святой и целебной. Ее набирают в бутыли, хранят, как крещенскую. Этой водой также на следующий день (но ни в коем разе не на Медовый Спас) нужно вымыть дом, сделать генеральную уборку, чтобы освободить его от накопившегося негатива, зависти, распрей и колдовских воздействий.

Яблочный Спас

19 августа — второй Спас, праздник Преображения Господня. Однажды, как гласит Евангелие, Иисус взошел на гору в Галилее с тремя учениками — Петром, Иоанном и Иаковом. На вершине ее Иисус начал молиться, и во время молитвы лицо его внезапно преобразилось, сделавшись, как солнце, одежды же его стали белыми, как свет. В ту же минуту явилось светлое облако, из него вышли два великих пророка древности — Моисей и Илия, и раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». То был голос Бога Отца.

Чрез пять дней после Медового Спаса отмечает Яблочный Спас. Его также в народе называют Великий Спас, Второй Спас, Спас на горе, Средний Спас, Преображение, Преображение Господне, Праздник первых плодов, Горохов день, Первые осенины, Осенины, Спас другий, Великий Спас.

В древности славяне в этот период отмечали праздник сбора урожая яблок. Также этот день был посвящен языческому богу по имени Спас. Именно он, по мнению наших предков, является покровителем урожая. Поэтому, чтобы на следующий год собрать много плодов, славяне преподносили щедрую жертву ему и освящали яблоки.

С этого дня можно было начинать есть яблоки, а хозяйкам — варить яблочное варенье. Также этими плодами угощали всех знакомых, говоря: «Второй Спас яблочком разговляется». Яблоки добавлялись в пироги и другие блюда. Поскольку это Праздник Преображения, то в этот день соблюдается пост. А в храмах освящают весь урожай — фрукты, овощи, овес, пшеницу и другие дары природы.

По Яблочному спасу определяли и погоду, поскольку с этого дня она преображалась — лето постепенно сдает свои права осени, ночи становятся холодней.

Девушки очень любили этот праздник за то, что можно было разговляться яблоком, думая о своем суженом. Каждая из них при этом обязательно приговаривала: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!»

Существовал в древности один обряд, который славяне обязательно выполняли. Во всех селах перед храмом выставляли много столов, на которые женщины ставили всевозможные яства. Эти блюда предназначались для прихожан, которые после крестного хода и обедни вкушали их.

Существует много народных примет на Яблочный Спас. Второй Спас — держи рукавички про запас. Лето катится к концу, погода меняется, становится холоднее. Говорят, что январь будет напоминать Второй Спас. Это не значит, что зимой наступит августовская жара, примету нужно понимать следующим образом: если 19 августа очень тепло, то в январе будет мало снега, если пойдет дождь — много. Для здоровья нужно утром съесть немного меда и яблоко. До Яблочного Спаса наши предки не употребляли яблоки в пищу, поскольку считалось, что они до этого момента еще не вызрели и могут навредить пищеварению. Это — рациональное объяснение. Однако есть яблоки именно женщинам до 19 августа категорически запрещалось, иначе на их плечи «падет тяжкий грех». Примета родилась из библейской легенды про Адама и Еву и их изгнание из рая. Именно поэтому каждый год после Пасхи и до Яблочного Спаса яблоко для женщин было запретным плодом.

На Яблочный Спас надо было собирать горох, который тоже нужно было отнести в церковь и освятить вместе с яблоками.

Если 2 мухи усядутся на вашу руку, то к вам придет успех, гласит народная примета. Не спешите прогонять назойливое насекомое, подождите, пока появится вторая муха. И то, чего вы так ждали, непременно случится.

На Яблочный Спас хозяйки непременно должны печь пироги, консервировать, готовить блюда из яблок.

До 19 августа нужно было завершить уборку зерна, поскольку наступает время дождя-хлебогноя. Сжатая после Яблочного Спаса рожь, если она будет хоть чуточку подмочена дождем, плохо хранится, мука из нее никудышная, выпечка не удается, тесто имеет неприятный привкус. Эта примета проверена многими веками.

В течение дня надо натопить баньку и попариться веником, распаренным в яблочном отваре. Согласно поверью, таким образом можно снять с себя порчу и даже родовое проклятие. Однако в баню можно идти только с близкими родственниками, и самому себя парить нельзя — вреда, конечно, не случится, но и чуда тоже.

Яблочный Спас — уходит лето от нас, говаривали наши предки. В этот день они прощались с летом, вечером жгли на полях костры, чтобы в огне сгорели летние проблемы и заботы.

Ореховый Спас

29 августа — третий Спас, названный в народе Ореховым. Это последний Спас, который мы отмечаем в августе. Ореховый Спас ежегодно отмечается 29 августа.

Ореховым он называется потому, что именно к этому времени созревают орехи. Как и в случае с Яблочным спасом, так и в этот раз. С этого дня начинался сбор орехов. Хлебным же его прозвали потому, что в этот день можно было впервые печь хлеб из нового урожая. Название Спас на холсте связано с тем, что в этот день проводили самые крупные ярмарки, где можно было купить холсты и готовые холщовые изделия. Здесь же проходили громкие гуляния с танцами и песнями.

В этот день по традиции освящают еду — только уже пшеницу и орехи. Именно с Хлебного Спаса раньше начинали заготавливать лесные орехи на зиму. Однако прежде чем начать их сбор, в лес отправляли самую уважаемую женщину села. То, что она соберет в лесу, считалось нормой для каждой женщины. Затем всей деревней отправлялись в лес, где расстилали ковры и складывали туда орехи. Там же устраивали и всеобщее гуляние.

В этот день также заготавливали веники из орешника для бани, которому приписывали особые лечебные свойства — при условии, что в этот веник не будут добавлять никаких других веток, только ореховые.

Согласно Евангелию, 29 августа Иисус вытер лицо полотенцем, на котором остался Его лик, поэтому в этот день в церковь на освящение несут не только орехи, но также ткани, из которых шьется одежда и исподнее, способные исцелить больного.

Согласно народным приметам, если урожай орехов хороший — в следующем году непременно уродится зерно. Считается, что Господь дает много орехов за праведные дела, а если и дальше жить по Божьим законам, то и хлеба будет вдоволь. В этот день обязательно нужно печь хлеб, чтобы улестить духов дома. В это праздник освящаются новые колодцы, чистятся святые источники. Ключевая вода смывает все грехи и болезни.

В народе верят, что веточки орешника обладают магической силой. Ведьмы и колдуны спешат в лес, чтобы ими запастись для своих ритуалов. Потому в Ореховый Спас не стоит выходить из дома без оберега. Надо заготовить ветки орешника для банных веников, которые выгоняют из тела хвори, а также изготовления талисманов для себя и близких.

В народе в этот день отмечают отлет птиц — журавль к Третьему Спасу отлетает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *