2 младшая группа подвижная игра

Методика проведения подвижных игр с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил, распределение ролей, руководство игрой, подведение итога; требования к считалке). Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста. Варианты усложнения игр.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВЫБОР ИГР.

Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.

С детьми 3—4 лет игры проводят на понятном и близком им материале. Их привлекает главным образом сам процесс движения: им интересно бегать, догонять, бросать предметы и искать их. Поэтому для них подбирают игры с одним-двумя основными движениями.

Важно также учесть и то, что в этом возрасте ребенок плохо владеет своими движениями: часто теряет равновесие, падает, прилагает значительные усилия во время выполнения физических упражнений. Поэтому игры для младших дошкольников подбирают простые, интересные, разнообразные, с обязательным чередованием движений и отдыха. Содержание их составляют посильные и интересные задания («Догони мяч», «Беги ко мне» и др.). Основ-ные движения в этих играх — кратковременный бег и ходьба с последующим отдыхом. Ходьба, бег, несложные прыжки — наиболее доступные движения для малышей. Игры, в которых есть бег, хорошо укрепляют сердечно-сосудистую систему, развивают быстроту и ловкость.

Такие игры, как «Мой веселый, звонкий мяч», «Допрыгни до мяча» и др., формируют навыки прыжков вверх с места, воспитывают смелость, настойчи-вость и другие качества.

Правил в этих играх немного — одно-два. Невелико и количество ролей (один — «кошка», остальные — «котята»; один — «наседка», остальные — «цыплята»).

Дети 5 лет, по сравнению с предыдущими возрастными группами, проявляют большее желание к играм с динамичными движениями (бег, прыжки, упражнения в лазаньи, равновесии и т. д.). Им нравится догонять друг друга, убегать от водящего. Постепенно они начинают интересоваться результатами своих действий: попасть мячом в цель, легко перепрыгнуть через «ручеек».

К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Учитывая этот фактор, педагог усложняет условия проведения игры: увеличивается расстояние для бега, метания, высота прыжков; подбираются игры, упражняющие детей в ловкости, смелости, выдержке. Увеличение их двигательных возможностей позволяет подбирать игры с разнообразными видами основных движений: с метанием — «Кто дальше бросит?», прыжками — «Лягушка», бегом — «Перелет птиц» и др.; игры с простей­шим соревнованием, как инди­видуальным, так и коллек­тивным, прос­тые игры-аттракционы.

СБОР ДЕТЕЙ НА ИГРУ. Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.

СОЗДАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИГРЕ. Прежде всего нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре нередко удается и путем вопросов, загадывания загадок. В частности, можно спросить: «Что вы сегодня рисовали?» Дети, например, ответят: «Весну, прилет птиц». «Очень хорошо,—говорит воспитатель.— Сегодня мы будем играть в игру «Перелет птиц» Детям младшей группы можно показать флажок, зайчика, мишку и тут же спросить: «Хотите поиграть с ними?»

Например, перед началом игры «Птицы и кукушка» можно во время прогулки обратить внимание ребенка на птичек, которые прыгают по земле и клюют зернышки, ищут себе разную пищу, быстро летают и т. д.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРАЮЩИХ, ОБЪЯСНЕНИЕ ИГРЫ. Объясняя игру важно правильно разместить детей. Объясняя правила игры, детей размещают так, чтобы им было хорошо видно и слышно взрослого. Лучше всего поставить их в такое положение, из которого они начинают игру.

Для игр, в которых дети строятся в круг («Пузырь», «Мой веселый, звонкий мяч» и др.), взрослый становится в середину круга. Если игру начинают с движения врассыпную («Солнышко и дождик», «У медведя во бору»), удобнее построить детей полукругом, чтобы всем было хорошо видно и слышно, что им показывают и о чем рассказывают. Не рекомендуется перед объяснением правил игры расставлять детей лицом к солнцу или к другим источникам света, так как им будет плохо видно и внимание их рассредоточивается.

Детей младшей группы воспитатель чаще всего ставит так, как это нужно для игры (в круг).

В младшей группе все объяснения делаются, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать.

Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Большое значение при этом имеет интонация. Объясняя, особо нужно выделить правила игры. Правила игры объясняют выразительно, доходчиво, конкретно, раскрывая самое главное. Длительное, нечеткое объяснение утомляет детей, снижает их интерес к игре. В дальнейшем в ходе ее можно более глубоко выяснить отдельные детали.

Для того чтобы лучше освоить игру (особенно с участием младших дошкольников), рекомендуется наиболее сложные моменты объяснить жестом или показом некоторых движений. Перед этим желательно напомнить детям, как нужно бегать, прыгать, лазить, бросать предмет и т. д.

Движения можно показать до начала или в ходе игры. Это обычно делает сам воспитатель, а иногда кто-либо из детей по его выбору. Объяснение часто сопровождается показом: как выезжает автомобиль, как прыгает зайчик.

В средней группе воспитатель объясняет пра­вила по ходу игры. В средней группе широко используются сюжетные игры типа: «Кот и мыши», «Котята и щенята», «Мышеловка» и др., несюжетные игры — «Найди себе пару», «Чье звено скорее соберется?» и т.д. По ходу объяснения воспитатель показывает действия раз­личных героев.

Возможно и объ­яснение через сюжетный рас­сказ до игры. Как и в младшей группе, воспитатель, проводя сюжетную игру, использует образный рассказ. Такое объяснение сюжета не занимает более полутора минут, не снижает двигательную активность детей, моторную плотность игры.

Сказочные игровые образы побуждают ребенка комбинировать реальные черты воспринимаемого сюжета в новые сочетания. Воображение ребенка 5-го года жизни носит воссоздающий характер, поэтому воспитатель должен все время направлять его развитие.

Успешное проведение игры во многом зависит от удачного РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛЕЙ.

В играх с детьми младшего возраста воспитатель сначала берет на себя исполнение главной роли (например, кота в игре «Воробышки и кот»). И только потом, когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям. Еще во время объяснения он назначает водящего и ставит остальных играющих на свои места, но с этой целью могут быть использованы и считалки. Иногда выполнившие роль водящего сами выбирают себе заместителя.

В средней группе воспитатель уже распределяет роли среди детей. Роль водящего вначале поручается детям, которые могут с ней справиться. Если же ребенку не по силам четко выполнить задание, он может потерять веру в свои возможности и его трудно будет привлечь к активным действиям. Педагог отмечает успехи детей в игре, воспитывает доброжелательность, формирует честность, справедливость.

Важным моментом в организации игры является выбор водящего (одного или нескольких). Их роли могут быть разными: догнать того, кто убегает; попасть в игрока мячом; угадать по голосу, кто подходил и т. д.

Если игру проводят с дошкольниками разного возраста, то она должна быть интересной для всех участников и соответствовать их двигательной подготовленности. В данном варианте главные роли (водящих) выполняют старшие по возрасту дети.

Существуют различные способы выбора водящего. Иногда перед началом игры его могут выбрать сами играющие. Этот способ имеет положительное значение с педагогической точки зрения, поскольку выражает коллективное желание детей доверить почетную роль самому достойному из них.

Можно назначить водящего с помощью короткой считалки. Вот некоторые из них:

«Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет,

Но охотник не попал,

Серый зайчик убежал».

«Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть;

Ну, попробуй нас догнать!

Раз, два, три, ловить будешь ты!»

Тот, на кого выпадет последнее слово считалки, становится водящим или, наоборот, выходит из круга. При повторении игры водящий сам может выбрать себе замену. Все вышеуказанные способы выбора водящих применяют в зависимости от характера игры, места ее проведения и количества детей.

ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ И РУКОВОДСТВО ЕЮ.Учитывая неустойчивость поведения и быструю возбудимость младших дошкольников, желательно проводить игру весело, но в спокойном и бодром тоне. Это положительно влияет на ребенка, повышает интерес к игре.

Длительность игры средней и большой подвижности у детей 3—4 лет не должна превышать 6—8 мин.

Значительная подвижность детей среднего возраста, неумение экономно распределять свои силы требует от взрослых внимательного отношения к регулированию нагрузки во время игры (чередование движений с кратковременным отдыхом). Даже небольшая пауза (в пределах одной минуты), во время которой происходит обмен впечатлениями об игре, дает возможность ребенку восстановить свои силы. Общая длительность подвижной игры для дошкольников этой возрастной группы в пределах 8—10 мин.

Игровой деятельностью детей руководит воспитатель. Роль его зависит от характера самой игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников: чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог.

Каждую подвижную игру начинают по условному сигналу (хлопок в ладони, взмах флажком, рукой, удар в бубен, барабан, погремушку и т. д.) или по указанию взрослого. Сигнал подается после того, как все участники займут соответствующие места.

В соревновательных играх желательно давать команды, состоящие из двух частей: «Внимание! Марш!». Все это формирует у ребенка правильную и быструю реакцию на соответствующий сигнал.

Игры сюжетного характера («Лошадка», «Рыбаки» и др.), где отсутствует выраженный соревновательный момент, не требуют четких команд для их начала. Можно спокойно сказать: «Игру начнем!» или предупредить детей, что игра начинается после слов «раз, два, три», и внимательно следить за ходом игры и поведением детей.

Играя с младшими детьми, он действует наравне с ними, нередко выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. Очень важно, чтобы воспитатель был в игре не только исполнителем ответственной роли, но и просто рядовым участником (птичкой, зайкой и т. п.). Малыши с удовольствием играют, когда взрослые проявляют интерес ко всем их действиям в играх и сами в них активно участвуют, показывая пример правильного выполнения движений. Веселый, ласковый тон воспитателя подкупает малышей, им передается его радостное настроение. В таких случаях дети очень внимательно прислушиваются к каждому слову педагога, выполняют все его требования, охотно повторяют игры, хорошо их усваивают.

В средней группе воспитатель вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары («Найди себе пару»). Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает интерес к ней, делает ее эмоциональнее.

ОКОНЧАНИЕ ИГРЫ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

В младших группах воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. Малышей обязательно надо похвалить.

В средней группе после окончания игры обязательно отмечают тех, кто был наиболее активным и достиг определенных успехов. Это вызывает у дошкольников чувство уверенности в своих действиях. И обязательно нужно похвалить всех детей.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ВАРИАНТЫ УСЛОЖНЕНИЯ ИГР.

Хорошая двигательная подготовленность детей 6 лет дает возможность шире использовать в играх разнообразные и более сложные движения (броски и ловля мяча в игре «Подбрось и поймай», колец в игре «Серсо», прыжки с разбега через «ров» в игре «Волк во рву» и т. д.).

В этом возрасте большое значение имеют игры с мячом, скакалкой, обручем, флажками. Они нравятся конкретностью и наглядностью оценки игровых действий: поймал мяч или попал им в кольцо, прокатил обруч до определенного места и т. д. Игры с предметами в основном индивидуальные. Ребенок принимает в них участие в соответствии со своим желанием, не ограничивая себя четкими правилами. Такие игры дают ему большие возможности для выполнения разнообразных движений, меньше утомляют и всегда вызывают большой интерес.

В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку.

Движения детей старшей группы отличаются большей координированностью, точностью, поэтому наряду с сюжетными и несюжетными играми широко используются игры с элементами соревнования, которые вначале целесообразно вводить между несколькими детьми, равными по физическим силам и развитию двигательных навыков. Так, в игре «Кто скорее добежит до флажка?» задание выполняют 2—3 ребенка. По мере овладения детьми навыков и ориентировки в пространстве вводятся соревнования по звеньям. Лучшим считается звено, участники которого справятся с заданием быстро и правильно.

Образовательная концепция детских садов реализуется, прежде всего, в совместной деятельности педагогов и дошкольников. Однако роль самостоятельной работы для формирования и развития у подрастающего поколения умения нестандартно, творчески мыслить недооценивать нельзя. В связи с этим Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены условия для полноценного социального развития ребёнка, где среди прочего оговаривается поддержка развития индивидуальности воспитанников детских садов через организацию самостоятельной деятельности малышей.

Содержание

Цели, задачи и формы самостоятельной деятельности во второй младшей группе ДОУ

Самостоятельная деятельность — это задания, которые выполняются ребёнком целенаправленно и сознательно без непосредственного участия взрослого. Индивидуальная работа может проходить:

  • в утренние часы;
  • между занятиями;
  • во время прогулки;
  • после дневного сна;
  • вечером.

Цели самостоятельной деятельности в детском саду:

  • тренировать навыки самообслуживания;
  • обучать ребят ставить цель и достигать её;

    Игры со шнуровками, мозаиками воспитывают в детях терпение и целеустремлённость

  • поддерживать инициативу воспитанников;
  • развивать в детях умение принимать решения, выражать свои идеи и чувства;
  • воспитывать эмоционально-волевую сферу личности ребёнка, а также трудовые навыки.

Для реализации поставленных целей педагог ежедневно сталкивается с необходимостью решения следующих задач:

  • отрабатывать навыки умываться, мыть руки, сушить их и пр.;
  • показать малышам наличие возможности выбора рода занятий;

    Дети сами выбирают тот вид деятельности, который интересен им в данный момент

  • формировать умение действовать произвольно (например, воспитатель в ролевых играх с куклами не участвует, и все возникшие вопросы — кому какую игрушку взять, как тому или иному персонажу реагировать на поступок товарища — малышу предстоит решать самостоятельно);
  • работать над развитием речи (для детей 3–4 лет это очень актуально, так как уже налицо возможные дефекты речи, побороть которые можно, в том числе и с помощью, например, ролевых игр, где персонажам приходится много разговаривать);
  • воспитывать терпение, уважение друг к другу и себе.

Если говорить о детях второй младшей группы (3–4 года), то здесь важно сконцентрироваться на выборе видов и приёмов организации самостоятельной деятельности, которые помогут малышам проявить инициативу, учиться доводить начатое до конца и при этом помогут научиться действовать произвольно, а также станут основой для развития речи. Акцент именно на эти цели и задачи объясняется двумя особенностями воспитанников второй младшей группы:

  1. Большая часть этих детей переживает кризис 3 лет, который характеризуется переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими людьми. Если раньше малыш безоговорочно слушал маму и старших, то теперь из-за появившегося негативизма ребёнок часто им противоречит. Самостоятельная деятельность позволяет маленькому бунтарю самоутвердиться, а значит, и снимает некоторое напряжение во взаимодействии с таким малышом.

    Кризис 3 лет накладывает отпечаток на работу с детьми, требуя повышенного внимания и терпения

  2. Дети теперь стремятся играть не рядом, как было в первой младшей группе, а вместе. В связи с этим дошкольникам необходимо выбрать собственную, привлекательную для окружающих модель поведения. Самостоятельная деятельность поможет малышам проследить за своими сверстниками, принять или не принять увиденный ролевой образец, на его основе выработать свой образ действий.

Это интересно. Известный советский психолог Л.С. Выготский называл возрастной кризис трёхлеток «семизвездием симптомов», выделяя 7 основных признаков: негативизм, строптивость, упрямство, своеволие, протест, обесценивание, протест-бунт.

Формы самостоятельной деятельности

Модель организации образовательного процесса, основанная на самостоятельности детей, может быть:

  • свободной (то есть дошкольники действуют в рамках созданной педагогом предметно-развивающей или игровой среды по интересам);

    Свободная форма самостоятельной деятельности не освобождает воспитателя от обязанности контролировать, чем занимаются дети

  • организованной (то есть направленной на помощь другим — покормить рыбок в аквариуме, полить цветы и т. д.).

Это интересно. Важно регулярно проводить просветительскую работу с родителями в отношении повышения уровня самостоятельности ребёнка, так как большинство мам и пап, будучи уверенными, что малыш нуждается в помощи во всех повседневных делах, до 4 лет кормят своё чадо с ложечки, умывают по утрам и одевают. Такое положение вещей отнюдь не идёт на пользу ребёнку, развитию его личности. Кроме того, подобный стиль воспитания тормозит образовательный процесс в ДОУ.

Предметно-развивающая среда

Для самостоятельной деятельности нужны определённые условия, которые обеспечиваются правильно организованной предметно-развивающей средой — материалами и оборудованием для создания естественного фона жизни в группе, оказывающего положительное влияние на эмоциональный фон ребят. Обычно пространство группы для детей 3–4 лет разграничивается на несколько зон-центров:

Самостоятельная активность в центрах помогает малышам самим осуществлять поиск информации, включаться в познавательный процесс без непосредственного получения знаний от воспитателя.

Фотогалерея: примеры оформления зон предметно-развивающей среды

В творческом центре можно поставить пару стульев и столов, чтобы дети занимались прямо там и не носили краски, карандаши по группеИгровая зона обычно занимает больше всего места и требует тщательной сортировки игрушекСпортивный центр стоит удалить от остальных, оставив для него больше свободного пространстваВ театральном уголке малыши знакомятся с персонажами сказок и разыгрывают представления

Требования к организации предметно-развивающей среды

Центры должны быть:

  • трансформируемыми (могут передвигаться в зависимости от целей игры ребят, например, конструктор может использоваться и для строительства крепости в игре, и для отработки навыка счёта на деталях игрушки в процессе занятий математикой);
  • полифункциональными (особенно это касается природных материалов — шишек, желудей, каштанов, которые могут применяться и для составления фигурок в рамках художественной деятельности, и для игр в качестве строительного материала, монет, фишек и пр.);
  • вариативными (наполнение центров должно меняться в зависимости от времени года, тематики занятий и пр., например, в декабре картинки в познавательном центре соотносятся с приближающимся Новым годом, а игрушки в игровой зоне к весне всё больше носят математическую направленность, так как дети в этот период активно учатся считать до 10);
  • безопасными (форма и материалы, из которых изготовлены пособия, игрушки, не должны вредить здоровью малышей) и доступными (понятными) всем воспитанникам группы;
  • привлекательными (все материалы приведены в порядок, чистые, аккуратно сложены).

Это интересно. Для полноценного функционирования центры должны быть правильно организованы. «Тихие» (для складывания пазлов) и «громкие» (игры с мячами) зоны нужно разнести, чтобы малыши не мешали друг другу. Все материалы должны находиться на уровне глаз ребёнка, помещение не должно быть загромождено, но и оставлять много свободного пространства, провоцирующего малышей бегать, прыгать, не рекомендуется.

Правильная организация предметно-развивающей среды — залог успешной реализации целей и задач самостоятельной деятельности

Приёмы организации самообслуживания детей 3–4 лет

Мастерство педагога заключается не только в правильной организации пространства в группе, и не столько в знании разнообразных приёмов, сколько в умении грамотно сочетать данные методики.

Наглядность

Наглядность — один из самых продуктивных приёмов в работе с детьми младшей группы, у которых в этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление. Для самостоятельной деятельности наиболее подходящей формой этого приёма является демонстрация, представленная в виде показа:

  • картинок, презентаций (например, если идёт работа над освоением навыков самообслуживания, то набор картинок, демонстрирующих порядок действий утреннего туалета, будет полезен для более прочного усвоения этого режимного момента);
  • образца (прежде чем допускать малышей до кормления рыбок в аквариуме или полива цветов, педагог несколько раз проделывает манипуляции сам, сопровождая их детальными комментариями относительно порядка действий: набрать корм, открыть отверстие в крышке ёмкости, засыпать пищу; для отработки навыков самообслуживания используются элементы театрализации — все изучаемые позиции (надеть, снять одежду, помыть руки и т. д.) демонстрируются на куклах, пупсах);

    Демонстрация образа действия — ведущий приём наглядности в аспекте самостоятельной деятельности

  • предметов (воспитатель объясняет назначение тех или иных инструментов, игрушек, например, лейки, геометрического конструктора и пр.).

Словесные приёмы

Слово должно сопровождать любой вид активности детей, поэтому педагог ДОУ стремится к использованию как можно большего количества речевых приёмов.

Беседа

Расширение словарного запаса детей 3–4 лет — одна из основных задач образовательного процесса во второй младшей группе. Этот приём также стимулирует малышей сопровождать свои действия словом, что очень важно для развития речи.

Воспитатель организует беседу на основании того, чем занят малыш. Так, в процессе игры с конструктором педагог начинает разговор с вопроса: «Что ты хочешь построить?», выстраивая диалог так, чтобы ребёнок формулировал полные ответы простыми предложениями.

Воспросы можно задавать от лица персонажей пальчикового театра

Рассказ, сказка

Прежде чем поручить детям самостоятельное выполнение какого-либо задания, педагогу необходимо убедиться в том, что дошкольники поняли суть процесса. Например, чтобы приобщить малышей к чистоте и порядку, можно не только прочитать детям «Мойдодыра», но и рассказать занимательную историю или терапевтическую сказку. Это является психологическим приёмом, используемым для поощрения ребят к определённым действиям, а также помогает справиться с детскими страхами.

Таблица: сказка про дом, который любил чистоту и уют

Автор Мария Шкурина
Название Сказка про дом, который любил чистоту и уют
Текст сказки Жил-был Дом. Это был очень красивый, весёлый и приветливый Дом. Вот только в Доме не было хозяев, и Дом ждал, когда же они, наконец, появятся. Наконец-то этот день настал! В Доме поселилась целая семья: мама, папа и мальчик! Как же рад был Дом, как он мечтал о том, как дружно они будут жить вместе.
— Я буду помогать им, буду защищать их от бед и ненастья, а они будут обо мне заботиться, — думал он.
Вот наконец-то семья въехала в Дом, расставила мебель, разложила по местам вещи, игрушки. И жизнь потекла. Только вот, к сожалению, совсем не так, как представлял её себе Дом. В первый же вечер, перед тем как пойти спать, мальчик разбросал свои игрушки по всему дому, он даже не обратил внимания на то, что родители попросили его убрать за собой после игры. Это продолжилось и на следующий день. Книги, игрушки, карандаши теперь были разбросаны повсюду. Дом нахмурился. Он не знал, что ему предпринять. Прошло ещё несколько дней, и Дом понял, почему мальчик не хотел убирать за собой. Он просто делал то же самое, что и его родители. Папа везде оставлял свои вещи, мама часто забывала помыть посуду. А уж о том, чтобы вымыть полы или окна и речи не было! Дому было очень грустно, он ведь так хотел сделать жизнь своих хозяев счастливой, а они совсем не хотели помогать ему и проявить немножко заботы.
— Разве в таком грязном доме люди могут быть счастливы?! — думал он. — Нет, не нужны мне такие хозяева. Лучше самому.
Вот и решил дом выгнать эту семью. Для этого он стал гудеть по ночам. Вот так, тихонько:
— Уууууууууууууу…
Гудел он несколько дней подряд. Семья подумала, что в Доме живут приведения. Они собрали свои вещи и уехали. Правда, Дому всё равно было очень и очень грустно. Поэтому он совсем не обрадовался, когда через несколько дней в него въехала другая семья: мама, папа и девочка. Мама с девочкой вымыли полы и окна, повесили разноцветные занавески, поставили горшки с цветами. Дому это так понравилось, что он улыбнулся, и настроение его сразу улучшилось. Перед тем как ложиться спать, девочка убрала все свои игрушки, а потом мама почитала ей интересные сказки. Дом с удовольствием слушал сказки. Как же они ему понравились! И снова жизнь потекла своим чередом. Новые хозяева очень заботились о доме, убирали его. Девочка всегда раскладывала по местам свои вещи, книги и игрушки. А ещё она помогала маме: вытирала пыль, подавала прищепки и многое другое. Когда семья возвращалась домой в плохом настроении, Дом делал всё возможное, чтобы им становилось веселей. И семья очень любила Дом и была в нём счастлива.
Дому было так приятно, что временами он даже начинал петь:
Как хорошо мы все живём,
Хорошие люди и их милый дом.
Уют и счастье, и доброта.
Тара-та-та, тара-та-та.
Только он пел тихо-тихо, чтобы хозяева не услышали его и не испугались. Ведь это были самые лучшие хозяева на свете. А он был — самый счастливый Дом!
Цит. по: http://maminiskazki.ru/skazka-pro-dom-kotoryj-lyubil-chistotu-i-uyut.html

Стихотворения, загадки

Разгадывание загадок не только настраивает малышей на работу, но и тренирует мышление, речь, память. Эти образцы словесного приёма подбираются под тему. Так, если ребята отправляются в игровой центр, в качестве сопровождения можно предложить стихотворения о куклах, игрушках:

  • У куклы синие глаза,
    У куклы жёлтая коса
    И розовое платье.
    Для куклы Катя фартук шьёт,
    А Надя варит ей компот.
  • Мяч летает полосатый,
    Мяч гоняют медвежата.
    — Можно мне? — Спросила мышка.
    — Что ты! Ты ещё малышка!
  • Шла по улице машина,
    Шла машина без бензина,
    Шла машина без шофёра,
    Без приказа светофора,
    Шла сама куда не зная,
    Шла машина заводная.
  • Деревянная матрёшка
    Влезла с Машей на окошко.
    По карнизу ходит кошка
    И не может сосчитать:
    То стоит одна матрёшка,
    То матрёшек целых пять!

Если планируется самостоятельная изобразительная деятельность на тему рисунка осени, то предварить работу можно загадками про это время года:

  • Стало хмуро за окном,
    Дождик просится к нам в дом.
    В доме сухо, а снаружи
    Появились всюду… (Лужи).
  • Осень в гости к нам пришла
    И с собою принесла…
    Что? Скажите наугад!
    Ну, конечно … (Листопад).
  • Падают с ветки
    Золотые монетки. (Листья).

Чтобы ребятам было легче справиться с загадками, в качестве подсказок можно предложить им картинки

Музыка

О пользе музыкального сопровождения сегодня говорят не только психологи, но и педагоги, которые видят практические результаты от прослушивания детьми в процессе образовательной деятельности приятно звучащих мелодий. К таковым можно отнести образцы классической музыки, звуки природы, которые являются универсальным фоном для любой самостоятельной активности.

Музыка должна быть негромкой и не слишком динамичной, иначе она будет отвлекать, а не настраивать на продуктивную деятельность

Это интересно. Многочисленные исследования подтверждают факт повышения уровня развития интеллекта в результате прослушивания классической музыки.

Игра

Использование игр в качестве приёма организации самостоятельной деятельности ограничивается двумя условиями:

  • забавы не применяются в том случае, если самостоятельная деятельность предполагает собственно игровую активность (иначе возникнет переизбыток впечатлений и, как следствие, однообразие и скука);
  • этот приём используется, как правило, в начале самостоятельной деятельности, так как в дальнейшем игры будут рассеивать внимание малышей.

Это интересно. Исключением во втором случае являются только физкультминутки и подвижные игры, которые направлены на отвлечение детей от основной деятельности.

Таблица: игровые приёмы в рамках самостоятельной деятельности детей

Название игры Тема Цель Описание
«Зайка серый умывается» «Учимся умываться» Развивать внимание, учить выполнять определённые действия по команде воспитателя. Педагог предлагает детям послушать, как умывается зайка, а затем исправить его ошибки (например, заяц умывается стиральным порошком).
«Семья» «Моя семья» Научить малышей правильно подбирать атрибуты для игры. Воспитатель предлагает детям из набора предметов (блеск для губ, наручные часы, игрушка и пр.) выбрать то, что принадлежит маме, папе, ребёнку. Примечание: задание может выполняться на скорость.
«Строим дом» «Дом для кукол» Научить подбирать игрушки и атрибуты для игры, объединяться по двое-трое для самостоятельных игр. Воспитатель предлагает детям построить дом для куклы, поскольку ей негде жить. Малыши выбирают строительный материал, вместе возводят стены и крышу, заборчик, дорожку и т. п.
«День рождения Степашки» «Накрываем на стол» Расши­рить знания детей о спосо­бах и после­до­ва­тельности серви­ровки стола, закре­пить знания о столо­вых предметах. Педагог сообщает воспитанникам, что у Степашки сегодня день рождения, пред­ла­гает пойти к нему в гости и позд­ра­вить его. Степашка пред­ла­гает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть на стол. Дети с помощью воспи­та­теля серви­руют стол.

Исходя из сути самостоятельной деятельности и содержания описанных приёмов, можно сделать вывод, что любой из них может использоваться в качестве мотивационного, если он будет гармонично вписываться в план конкретного вида самостоятельной работы.

Виды свободной деятельности во второй младшей группе детского сада

Индивидуализация в работе с детьми имеет особенное значение, так как позволяет включить в образовательный процесс ребят, отличающихся по характеру, темпераменту, уровню знаний и т. д. Самостоятельная деятельность является наиболее полноценным вариантом воплощения целей индивидуализации в жизнь, поэтому этот вид занятости включается во все другие компоненты образовательного процесса группы. Можно выделить 3 основных вида деятельности, используемых в ДОУ, в рамках которых реализуются цели и задачи самостоятельной работы детей во второй младшей группе.

Познавательно-исследовательская активность

Познавательно-исследовательская деятельность связана с получением знаний. Например, рассматривание картинок, упорядочивание иллюстраций по ходу развития сюжета сказки. Во второй младшей группе дети учатся сами рассказывать содержание того или иного художественного произведения по картинкам или в процессе простых драматизаций с помощью пальчикового театра. Так, в 3–4 года малыши могут самостоятельно надеть кукол-героев на пальцы и рассказать сюжет «Репки», «Трёх поросят», «Колобка».

Самостоятельная познавательная активность может быть связана не только с работой по картинкам, но и, к примеру, с рассматриванием кормушек для птиц

Художественная или проектная деятельность

В изобразительной деятельности детей часто преобладают рисунки любимых персонажей из мультфильмов, книг. В практике работы ДОУ эта активность используется не только непосредственно на занятиях, но и в качестве приёма привлечения родителей к совместной с ребёнком деятельности. Например, если задание сделать поделку на осеннюю ярмарку даётся на дом.

Дети 3–4 лет с удовольствием занимаются аппликациями, лепят и рисуют

Игровая активность

Это ролевые, режиссёрские игры, а также забавы по правилам. Поскольку игра — ведущий вид деятельности дошкольников, то её организации в ДОУ уделяется особое внимание. Для самостоятельной игровой деятельности воспитанников второй младшей группы необходим стандартный набор игровых материалов:

  • мозаики (наряду с традиционными следует подключать и геометрические, то есть представляющие собой простые геометрические фигуры);
  • пазлы;
  • конструкторы.

В процессе игры дети:

  • моделируют бытовые ситуации с куклами, игрушками;

    Очень важно, чтобы в ролевых играх дети сами выбирали себе персонажа

  • учатся принимать решения и делать выбор (например, складывая пазлы и выбирая тот или иной фрагмент);
  • развивают логику (к примеру, раскладывая картинки по порядку развития сюжета прослушанной истории).

В процессе игры у дошкольников появляется возможность проявить самостоятельность, фантазию, по своему желанию объединиться со сверстниками, развивать свои знания и способности.

Самообслуживание

Начало трудового воспитания связано с формированием навыков самообслуживания:

  • умения ухаживать за собой;
  • пользоваться туалетом;
  • самостоятельно кушать;
  • одеваться и раздеваться.

Навык одеваться отрабатывается несколько раз в год в зависимости от сезона

Эти умения влияют на самооценку ребёнка, то есть являются важным условием полноценного психического развития личности.

Вторая младшая группа — это благоприятный период для продолжения работы над перечисленными навыками, а также для автоматизации полученных умений. И связано это, прежде всего, именно с характерным для трёхлеток стремлением к самостоятельности («Я сам!»).

Видео: тренировка навыков самообслуживания по системе Монтессори

Таблица: план по самообслуживанию во второй младшей группе (фрагмент)

Автор Соколова В., воспитатель МБДОУ №60 «Детский сад компенсирующего вида» г. Сыктывкар, Республика Коми.
Цели
  • Помочь ребёнку овладеть простейшими микропроцессами (надеть или снять носочки, колготки, маечку, трусики, шапочку и т. д.), из которых складываются целостные процессы самообслуживания (одевание, раздевание, умывание и др.).
  • Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
  • Приучать детей к опрятности, аккуратности.
Приёмы и материалы
  • Наглядная информация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка быть аккуратным».
  • Блок познавательных занятий «Одежда». Подборка художественных произведений, загадок, словесных игр по данной теме.
  • Блок познавательных занятий «Обувь».
  • Оформление уголка (туалетной комнаты).
  • Подборка наглядного материала (иллюстраций) по произведению К. Чуковского «Мойдодыр».
  • Дидактические упражнения: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать».
  • Наглядная информация для родителей на тему: «Культурно-гигиенические навыки у детей младшего возраста».
  • Чтение русской народной сказки «Про непослушные ручки и ножки».
  • Дидактическое упражнение «Айболит встречает ребят».
  • Игровые ситуации: «Купание куклы», «Накормим куклу».
  • Игровая ситуация «Обед для кукол».
  • Игровая ситуация «Наш зайчонок заболел».
Период Месяц Задачи
Осень Сентябрь
  • Учить детей пользоваться унитазом.
  • Продолжать учить самостоятельно снимать и надевать (трусики, шорты, колготки) в туалете.
  • Находить своё полотенце и уметь им пользоваться.
  • Есть аккуратно.
  • Учить пользоваться салфеткой.
  • Научить детей складывать свою одежду в шкафчик.
Октябрь
  • Приучать детей мыть руки после туалета.
  • Продолжать учить детей пользоваться индивидуальным полотенцем.
  • Учить пользоваться ложкой.
  • Познакомить детей с алгоритмом одевания и раздевания.
  • Продолжать учить детей есть аккуратно, всегда ложкой, а не рукой.
  • Учить замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
Ноябрь
  • Учить детей мыть руки, последовательно следуя алгоритму умывания.
  • Продолжать учить детей насухо вытирать руки полотенцем.
  • Продолжать учить детей во время одевания на прогулку последовательно одеваться и после прогулки убирать свою одежду и обувь на место.
  • Продолжать совершенствовать навыки культуры поведения за столом (есть аккуратно над тарелочкой, не крошить еду на стол, не крутиться во время еды и не разговаривать во время приёма пищи).
  • Продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его.
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/plan-raboty-dlja-2-oi-mladshei-grupy-po-formirovaniyu-navykov-samobsluzhivanija.html

Занятие по самообслуживанию во второй младшей группе ДОУ

Как и любой другой урок в детском саду, занятие по самообслуживанию во второй младшей группе длится 15–20 минут. Это время распределяется между тремя этапами:

  1. Введение. Выделяется 2–3 минуты для актуализации опорных знаний. На этом этапе используются мотивационные приёмы. Например, прослушивание сказки или разгадывание загадок.
  2. Основной этап рассчитывается на 12–15 минут. В ходе работы детям демонстрируется образец (например, порядок одевания, раздевания на кукле) или рассказывается назначение тех или иных предметов в центре (к примеру, нового набора картинок по теме «Что нужно для соблюдения гигиены» в уголке познавательной деятельности). Затем дети отрабатывают на практике полученные знания.
  3. Заключительный этап (2–3 минуты). Целью завершающей фазы занятия является оценка деятельности ребят, а также первичное освоение навыка рефлексии. Во второй младшей группе детям достаточно уметь оценивать свою работу на уровне «понравилось занятие (задание) или не понравилось».

С целью профилактики переутомления воспитанников в середине занятия можно провести подвижную игру или физкультурную паузу.

Работа по самообслуживанию требует методичной ежедневной отработки навыков не только в детском саду, но и дома

Таблица: пример конспекта занятия по самообслуживанию во второй младшей группе на тему «Учимся одеваться»

Цели и задачи
  • Продолжать учить самостоятельно одеваться в определённой последовательности: снимать и надевать одежду, расстёгивать и застёгивать пуговицы, развязывать и завязывать шнурки.
  • Воспитывать у детей опрятность.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, речь, мышление.
Материалы
  • Детская одежда,
  • кукла Буратино.
Ход занятия Дети сидят на стульчиках. Забегает Буратино, плачет, не может остановиться.
В.: Что случилось, Буратино? Почему ты плачешь?
Буратино: Все ушли на прогулку, а меня с собой не взяли.
В.: А почему не взяли?
Буратино: А потому что я не хотел одеваться.
В.: Ну, конечно, тебя не взяли, потому что ты не одевался.
Буратино: Я не умею одеваться (плачет).
В.: Не плачь, Буратино, наши дети тебя научат одеваться. Научим, ребятки?
Дети: Да!
Буратино: Как же вы научите, вы такие маленькие?
Дети: Нет, поможем, хоть мы и маленькие, но одеваться уже умеем.
В.: Буратино! Поиграй с нами в игру «Зеркало» и тебе уже легче будет научиться одеваться. Мы будем показывать действия, а ты отгадывай. Кто, ребятки, первый покажет? (Проводится игра).
Буратино: Ребята! Мальвина дала мне задание — отгадать загадки, а я никак не могу. Помогите мне, пожалуйста!
Читает загадки:

  • Всегда шагаем мы вдвоём,
    Похожие как братья,
    Мы за обедом под столом,
    А ночью под кроватью. (Ботинки).
  • Один вход, три выхода. (Рубашка).
  • По дороге я шёл,
    Две дороги нашёл,
    По обеим пошёл. (Штаны).
  • Сижу верхом, не выдавая на ком. (Шапка).

Буратино: Ой, спасибо. Как вы мне помогли!
В.: Ну, вот, ребята, мы позанимались, поиграли, а теперь нам пора на прогулку. Кто хочет, сходите в туалет, и покажем Буратино, как мы умеем одеваться.
Буратино: Да, давайте, научите. Что сначала одеваем? (Ответы детей).
Что дальше? (Ответы: носочки, штаны, кофточку).
У меня правильно получается? (Ответы детей).
Что теперь оденем? и т. д.
Буратино: Ой, ребята, как мне понравилось у вас! Я ещё к вам приду. Можно? Наверное, меня Мальвина потеряла. Я пойду к ней и покажу, чему вы меня научили.
До свидания, ребятки!
Дети идут на прогулку.

Открытое занятие по самообслуживанию

Различий в структуре подготовки обычного и открытого занятий по самообслуживанию нет. Что касается содержания урока, то в показательном варианте в основной его части акцент делается на отработку и повторение полученного навыка.

Открытое занятие демонстрирует уже освоенные детьми навыки, например, умение аккуратно кушать

Таблица: пример конспекта открытого занятия по самообслуживанию во второй младшей группе

Автор Закирова Ю. Х., воспитатель СП Детский сад «Колосок» ГБОУ СОШ им. А. А. Каргина, п. Краснооктябрьский, Самарская область.
Тема «Учим куклу умываться»
Задачи
  • Воспитывать потребность мыть руки с мылом перед едой, после посещения туалета, игр с песком;
  • учить умываться, соблюдать последовательность действий процесса умывания, насухо вытираться полотенцем;
  • формировать навык аккуратности в умывальной комнате, одновременно воспитывая интерес к действиям, желание всё делать самостоятельно, аккуратно, быстро.
Ход занятия Раздаётся стук в дверь.
В.: Кто там стучится? (Открывает дверь). Кто там? Входите, пожалуйста!
Никто не входит, но за дверью лежит красиво упакованная «посылка». Воспитатель вносит её в группу, дети рассматривают, предлагают открыть. Достают письмо от Мойдодыра: «Дорогие ребята! Вчера на прогулке я встретил девочку, и она мне рассказала, что в вашем детском саду есть кукла, у которой лицо и руки чумазые. Вот я и решил попросить вас показать ей, как надо умываться. Посылаю в подарок «мыло душистое и полотенце пушистое». До свидания. Ваш друг Мойдодыр».
В.: Спасибо, Мойдодыр! Понюхайте, ребята, как мыло пахнет.
Все с удовольствием нюхают мыло.
В.: А какая же кукла у нас чумазая? Поищите её. Дети обнаруживают куклу Таню в кукольном уголке за столиком. Перед ней на блюдечке конфеты. Щёки и руки измазаны.
В.: Ой, какие у тебя грязные, щёки и руки! Подвела ты нас!
По просьбе педагога дети вспоминают правильные и последовательные действия умывания. Затем одна девочка берёт куклу Таню, сначала моет ей руки, затем лицо. Воспитатель следит за выполнением действий, при необходимости поправляет.

  • Водичка, водичка,
    Умой моё личико,
    Чтобы глазоньки блестели,
    Чтобы щёчки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.

В.: Сейчас мы тебе сделаем из мыльной пены белые «перчатки». Затем смоем пену водой — вот руки и чистые. Теперь умоем лицо, чтобы тоже было чистое. Почему мы умываем куклу Таню? Верно, она испачкалась.
А ещё когда мы моем руки и умываемся? Правильно, по утрам, перед едой. Вот и сейчас мы все пойдём мыть руки. Вспомним, как это надо делать.

  • Нужно мыться непременно
    Утром, вечером и днём —
    Перед каждою едою,
    После сна и перед сном!
  • Дорогие мои детки!
    Очень, очень вас прошу,
    Я прошу вас, мойте чаще
    Ваши руки и лицо.
    Будет мыло пениться,
    И грязь куда-то денется.
  • Ай, лады, лады, лады,
    Не боимся мы воды.
    Чисто умываемся,
    Гостям улыбаемся.

Видео: открытое занятие по самообслуживанию во второй младшей группе

Самостоятельная деятельность во второй младшей группе строится на тех же принципах, что и в первой младшей. С той лишь разницей, что в 3–4 года дети переживают переходный возраст, когда возрастает потребность в самостоятельности. Этот период развития оказывается благоприятным для освоения и закрепления навыков самообслуживания.

Развитие игровой деятельности (картотеки):

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ 1,5 – 2 лет

РАЗВИТИЕ БЕГА, ПРЫЖКОВ

Медведь и дети (1 год 6 месяцев — 2 года)

Задачи. Учить бегать в одном направлении, действовать в соответствии со словами взрослого; вызывать удовольствие от совместных действий; поощрять самостоятельность детей.

Роль медведя исполняет помощник воспитателя или ребенок старшей группы. Дети размещаются на одном конце групповой комнаты или участка. Воспитатель произносит слова:

Мишка по лесу гулял, Долго, долго он искал,

Мишка деточек искал, Сел на травку, задремал.

Медведь ходит по группе и делает вид, что ищет детей. Затем он садится на противоположном конце комнаты на стул и дремлет. Воспитатель говорит:

Стали деточки плясать, Мишка, Мишка, вставай,

Стали ножками стучать. Наших деток догоняй.

Под эти слова дети бегают по комнате, топают ножками, выполняют движения по своему желанию. Взрослый поощряет их.

Катится колобок (1 год 6 месяцев — 2 года)

51

Задачи. Развить крупные мышцы туловища; разгружать позвоночник; вызывать чувство удовольствия от выполняемых движений.

. Дети изображают колобков: они ложатся на ковер, выпрямляют ноги, руки и катятся сначала в одну сторону, затем в другую. Вначале взрослый помогает ребенку, как бы переворачивая его, приговаривая: «Вот и покатился колобок. Катится, катится, не догнать его».

Попади в обруч (1 год 6 месяцев — 3 года)

Задачи. Учить бросать в цель, выдерживать направление броска; вызывать удовольствие от выполненного движения.

Взрослый размещает обруч на расстоянии 1 —1,5 м в зависимости от возраста и возможностей ребенка. Детям предлагается бросить мяч в обруч, затем добежать до мяча, взять его и опять бросить.

Прятки (1 год 6 месяцев — 2 года)

Задачи. Учить самостоятельно ориентироваться в пространстве; развивать и

поддерживать интерес к общению со взрослыми; совершенствовать ходьбу.

Варианты игры

1. Взрослый прячется от ребенка и кричит: «Ay, ay!» Ребенок находит его (для детей 1 года 6 месяцев — 2 лет).

2. Взрослый прячется от ребенка и звонит в колокольчик. Ребенок по звонку находит его (для детей 1 года 6 месяцев — 2 лет).

3. Ребенок прячется, а взрослый ищет его и поет песенку:

Я по комнате хожу, Ну куда же мне идти?

Машу я не нахожу. Где мне Машеньку найти?

После этих слов ребенок кричит: «Ay, ay!» Взрослый находит его (для детей 2 лет 6 месяцев — 2 лет).

52

РАЗВИТИЕ РАВНОВЕСИЯ

По ровненькой дорожке (1 год 6 месяцев — 2 года)

Задачи. Упражнять детей в ходьбе по ограниченной поверхности; развивать равновесие; укреплять стопу; учить действовать ритмично, согласуя действия с ритмом стихотворения; поощрять самостоятельность, поддерживать уверенность в своих действиях.

. Взрослый произносит текст, а дети выполняют движения в соответствии с текстом:

1. По ровненькой дорожке, (Идут по дорожке.)

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Раз-два, раз-два.

2. По камешкам, по камешкам, (Прыгают.)

По камешкам, по камешкам,

Раз-два, раз-два.

3. По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке.

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Вот наш дом,

В нем мы живем. (Останавливаются.)

53

Вариант игры. Вместо ровной дорожки можно взять извилистую, короткую, длинную, узкую, широкую, мягкую, твердую дорожку. Тогда в соответствии с качеством дорожки меняется текст, например: «По мягкой дорожке шагают наши ножки…» И т. д.

ИГРЫ НА ПОДРАЖАНИЕ

Птичка (1 год 3 месяца — 1 год 6 месяцев)

Задачи. Побуждать к подражанию птицам; совершенствовать ускоренную ходьбу; вызывать радость от общения со взрослыми.

Дети изображают птичек, сидя на корточках. Взрослый поет:

Села птичка на окошко. ‘ Посиди, не улетай, Посиди у нас немножко, Улетела птичка — аи!

После последних слов дети-птички улетают, помахивая крылышками-руками.

ИГРЫ С МЯЧОМ

Передай мяч (1 год 6 месяцев — 2 года)

Задачи. Учить передавать мяч двумя руками и принимать его; развивать внимание; поддерживать самостоятельность в действиях.

. Дети встают в круг и по сигналу взрослого передают мяч соседу, называя его имя. Когда дети овладеют движением, можно регулировать темп словами: «Миша, быстро передай мяч Вове» и т. д.

54

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ

Комарики и лягушка (1 год 8 месяцев — 2 года)

Задачи. Учить выполнять действия по слову взрослого; поощрять самостоятельность, инициативу детей; вызывать чувство радости от

совместных действий.

Материал. Шапочки или нагрудные эмблемы с изображением комариков и лягушки, стулья, на которых лежат платочки (по числу детей).

Дети-комарики летают по группе, произнося звук «з-з-з», присаживаются, опуская руки-крылья после слов взрослого:

Сел комарик на кусточек, Свесил ножки под листочек,

На еловый на пенечек, Спрятался!

Комарики садятся на стулья и прячутся за платочками. Выходит водящий в шапочке или с эмблемой лягушки и говорит: «Где же комарики? Я их сейчас найду! Ква-ква-ква!» Ищет, но не находит. Игра повторяется. Затем водящий-лягушка со словами «Вот они!» находит комариков. Но комарики разлетаются, и лягушка пытается их поймать.

Музыкально- дидактические игры (картотека)

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, Потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка.

Народ создал чудесные произведения – потешки, прибаутки, с тем, чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка. Некоторые прибаутки побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи. Другие включают в себя незаменимый материал для упражнения детей в произнесении звуков.

55

Дидактические игры и упражнения очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время их проведения у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие

С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д.

Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, боле важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.

Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.

Цель игр, приведенных ниже, — открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.

В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.

56

КТО ЧТО УСЛЫШИТ?

Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.

Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п.

Ход: Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ

Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.

Оборудование: Бубен, два флажка.

Ход: У ребенка в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.

Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.

КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?

Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка.

57

Ход: Воспитатель сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Воспитатель предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:

— Возьми мишку и посади в машину.

— Возьми мишку из машины.

— Посади в машину куклу.

— Покатай куклу машине.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.

СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК?

Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Оборудование: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.

Ход: Воспитатель говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.

ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?

Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.

Оборудование: Колокольчик.

58

Ход: Ребенок закрывает глаза, а воспитатель тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ

Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.

Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.

Ход: Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».

Игры, развивающие силу голоса и темп речи

Воспитания звуковой культуры речи у ребенка данного возраста направлено на развитие у него слухового восприятия, усвоение и закрепление правильного звукопроизношения.

Голосовой аппарат малыша еще недостаточно окреп.

Ребенок не всегда может правильно им пользоваться, часто говорит тихо, шепотом или наоборот крикливо.

Поэтому для развития голоса необходимо проводить игры, в которых одни и те же звуки или слова надо произносить с различной громкостью.

Для того, чтобы речь малыша была выразительной, яркой и красочной, чтобы он мог говорить как быстро, так и медленно, его необходимо научить пользоваться умеренным темпом речи.

59

Это полезно не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения звуков.

ГРОМКО – ТИХО

Цель: Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

Оборудование: Большая и маленькая собачки или другие игрушки.

Ход: Воспитатель показывает двух собачек и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка? (ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)».

ИДЕМТЕ С НАМИ ИГРАТЬ

Цель: Вырабатывать умение пользоваться громким голосом.

Оборудование: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.

Ход: На расстоянии 2 – 3 метров от малыша воспитатель расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!». Малыш вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и лисичку и играют с ними. Важно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.

НЕ РАЗБУДИ КУКЛУ

Цель: Развивать умение пользоваться тихим голосом.

Оборудование: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др.), коробка

60

для игрушек.

Ход: Воспитатель говорит, показывая на кроватку со спящей куклой: «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку. Важно следить, чтобы малыш говорил тихо, но не шептал.

ДУЕТ ВЕТЕР

Цель: Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.

Оборудование: 2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья.

Ход: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением ветерка и говорит: «Летом мы пошли на прогулку в лес. Дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у» (звук произносится тихо и длительно)». Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит: «Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у» (звук произноситься громко и длительно)». Малыш повторяет за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Важно следить, чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал ту же силу голоса.

Игры, развивающие речевое дыхание

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.

Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот.

Ниже приведены упражнения, в которых ребенку в игровой форме предлагается подуть на различные предметы. Такие игры помогут ребенку достичь плавного вдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое

61

дыхание. Эти упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи.

ОДУВАНЧИК

Цель: Развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ.

Ход: Упражнение проводится на улице. Воспитатель предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3 – 4 раза. Важно следить за правильностью выдоха. Используйте художественное слово.

Одуванчик, до чего ж

Ты на облачко похож.

Страшно даже и взглянуть:

Как бы облачко не сдуть.

(Г. Виеру)

ПУЗЫРЬ

Цель: Развивать речевое дыхание и звукового аппарата.

Ход: Играют несколько человек. Они становятся тесным кругом и надувают воображаемый пузырь, дуют в кулачки, составленные один на один «трубочкой».

«Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!»

Потом большой пузырь сдувается (дети длительно произносят звук «т-с-с-с-с». Игра возобновляется.

62

СНЕЖИНКИ

Цель: Развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

Оборудование: Несколько рыхлых кусочков ваты.

Ход: Воспитатель показывает кусочек ваты и говорит: «На улице падает снежок. Там – снегопад. Давайте устроим снегопад в группе». Затем кладет на ладошку ребенку «снежинку» и показывает, как надо дуть. Потом дует ребенок. Упражнение выполняется 2 – 3 раза.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

(А. Барто)

ЛИСТОПАД

Цель: Учить плавному, свободному выдоху.

Оборудование: Вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листья.

Ход: Воспитатель объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад. Предлагает устроить листопад дома. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Упражнение повторяется 2 – 3 раза.

ЧЬЯ ПТИЧКА ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ?

Цель: Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха.

63

Активизировать мышцы губ.

Оборудование: Фигурки птиц, вырезанных из тонкой бумаги и ярко окрашенных.

Ход: Двух птичек садят на стол у самого края на расстоянии 30см друг от друга. Двое детей садятся напротив птичек. По сигналу «Птички полетели!», дети начинают дуть на фигурки птиц. Важно следить за тем, чтобы дети не надували щеки, когда дуют на птичек; не должен сильно напрягаться.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста «Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста» Алейникова Валентина Александровна,.

«Игры с цветом для детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы) Познание мира ребенком начинается с восприятия цветных предметов и явлений. В младшей группе у детей формируют умение различать и называть.

«Народные игры для детей младшего дошкольного возраста» (консультация для воспитателей) Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость,.

Игры для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Для своей работы, мы выбрали тему: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста «. Малышам, с которыми мы работаем от 2 до 3 лет (1 младшая.

Интегрированные игры-занятия по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста (Игрушки из ковролина 3) Тема: Домик. Образовательные области: Познание. Развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной).

Консультация для воспитателей «Режиссерские игры для детей младшего дошкольного возраста» Режиссёрские игры – это тип детских развлечений, в ходе, которых ребёнок выступает в роли режиссёра, проектируя действия, придумывая, чем.

Математические развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста Активизация мыслительной деятельности детей дошкольников в процессе обучения математике мы рассматриваем как условие успешного формирования.

Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста Цели, задачи: музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается.

Пальчиковые игры на русском и английском языке для детей младшего дошкольного возраста Потольская Е. А. педагог дополнительного образования Гущина Ю. В. воспитатель Пальчиковые игры на русском и английском языке для детей младшего.

Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста 1. Поймай бабочку. На игровой площадке натянут шнур на расстоянии 3-5 м от земли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *