2 вселенский собор

Содержание

Первый Константинопольский собор

У этого термина существуют и другие значения, см. Константинопольский собор.

Первый Константинопольский собор

Дата

381 год

Признаётся

Православие, Католицизм, Англиканство, Ассирийская церковь, Лютеранство, Древневосточные церкви

Предыдущий Собор

Первый Никейский собор

Следующий Собор

Эфесский собор

Созван

Феодосием I

Под председательством

Мелетия, Григория Богослова, Нектария

Число собравшихся

150 (Западная церковь не была представлена на соборе)

Обсуждавшиеся темы

Арианство, Аполлинаризм, Савеллианство, преемник Мелетия

Документы и заявления

Никео-Цареградский Символ веры, 7 канонов

Хронологический список Вселенских соборов

Второй Вселенский Собор
(миниатюра IX века к сочинениям Григория Богослова)

Пе́рвый Константинопо́льский собо́р — поместный собор восточных иерархов, впоследствии получивший название — Второй Вселенский Собор Христианской Церкви. Созван в 381 году императором Феодосием I (379—395) в Константинополе. Признаётся Вселенским всеми церквами. Утвердил догмат об исхождении Святого Духа от Отца, о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с прочими лицами Святой Троицы — Богом Отцом и Богом Сыном; дополнил и утвердил Никейский Символ веры, получившей позднее название Никео-Цареградской (Никео-Константинопольской).

Кроме того, установил статус епископа Константинопольского как епископа Нового Рима, вторым по чести после Римского епископа, обойдя епископа Александрийского, до того считавшегося первым на Востоке и носившего титул «папа». В результате на IV Вселенском соборе образовалась так называемая пентархия — пятёрка главных епископских кафедр (поместных Церквей) христианского мира:

  1. Рим,
  2. Константинополь,
  3. Александрия,
  4. Антиохия и
  5. Иерусалим.

Собор открылся в мае 381 года в константинопольской Церкви Святой Ирины и закончил работу в июле того же года. Император Феодосий I присутствовал на его открытии, но в соборных заседаниях ни его представители, ни он сам участия не принимали.

Память Отцов II Вселенского Собора празднуется Церковью 22 мая (4 июня).

Участники

На Соборе присутствовало 150 ортодоксальных восточных епископов. Западные, латинские архиереи в Соборе не участвовали из-за Мелитианского раскола. Феодосий пригласил на Собор также 36 македонианских епископов во главе со старейшим епископом Елевсием Кизикским, надеясь, что они согласятся в исповедании веры с ортодоксальными. Но македонианские епископы Македонии и Египта прямо заявили, что не допускают и не допустят «единосущия», и покинули Собор. Папу Римского Дамасия (из Западной Римской империи Грациана) император Феодосий об открытии Собора даже не извещал.

Среди главных участников Собора присутствовали: Диодор Тарсийский, Мелетий Антиохийский, Тимофей I Александрийский, Кирилл Иерусалимский, Геласий Кесарие-Палестинский (племянник Кирилла), Асхолий Фессалоникийский, Григорий Нисский (брат Василия Великого), Амфилохий Иконийский, Оптим Антиохии Писидийской, Диодор Тарсийский, Пелагий Лаодикийский. Председательствовали на Соборе Мелетий Антиохийский, который вскоре после начала работы Собора умер, и его заменил Григорий Назианзин (ок.330-ок.390), известный в церкви под именем Богослова, а после того, как и он покинул Собор — Нектарий, преемник Григория на Константинопольской кафедре.

Соборные постановления

Собор издал Послание, которое впоследствии было разделено на 7 правил. В Кормчей книге 7-е правило было разделено на два.

О ересях (1-е правило)

Борьба между ортодоксальными христианами и арианами, возобновившаяся вслед за окончанием I Вселенского Собора и сосредоточившаяся первоначально на решённом вопросе о Божестве Иисуса Христа, с течением времени вызвала появление новых ересей, из которых наиболее опасными были ереси, связанные с именами Аполлинария и Македония. Ересь Аполлинария и ересь Македония возбудили новые вопросы догматического свойства: первая — о Богочеловечестве Иисуса Христа, а вторая — о Святом Духе — третьей ипостаси Троицы.

Второй Вселенский Собор осудил и предал анафеме ереси поздних ариан:

  • Евномиан — последователей епископа Кизикского Евномия (около 390 г.), который учил, что Святой Дух не есть Бог, а сотворён по воле Отца через Сына.
  • Аномеев — их называли также евномиане, потому что они отрицали единосущие лиц Святой Троицы, утверждая, что второе и третье лицо ни в чём не подобны первому лицу.
  • Омиусиан — тех ариан, которые учили, что Сын Божий не рождён от Отца, а сотворён и только подобен Отцу. Собор отождествляет их с евдоксианами, последователями Евдоксия (первая половина IV века), бывшего епископом Германикийским, затем Антиохийским и, наконец, Константинопольским. Учение Евдоксия подобно евномианскому, но он шёл далее ариан, утверждая, что Сын даже не подобен Отцу.
  • Македониан (полуариан и духоборцев, пневматомахов) — последователей Македония I, епископа Константинопольского (355—359 гг.), который учил, что Дух Святой ниже Отца и Сына, что Он сотворён и подобен ангелам. Собор отождествил две ереси, которые выступали одновременно, но на самом деле полуариане шли дальше духоборцев, которые не отрицали единосущия Сына с Отцом, в то время как полуариане отрицали и это.
  • Савеллиан — учивших, что нет ипостасной разницы между Отцом и Сыном и Святым Духом, что Они составляют одно Лицо. Основателем этой ереси был епископ Птолемаиды Пентапольской Савеллий, живший в первой половине III века.
  • Маркеллиан — последователей епископа Анкирского Маркелла (половина IV века), который отрицал вечную ипостась Сына и учил, что с наступлением конца мира будет и конец царства Христова и даже самого Его бытия.
  • Фотиниан — последователей Фотина, епископа Сремского, ученика Маркелла, особенно сосредоточивших своё учение на утверждении, что Иисус Христос был просто человеком, в котором с особой полнотой обитало Божество, но Он не вечен.
  • Аполлинариан — последователей Аполлинария, епископа Лаодикийского, жившего в Сирии около половины IV века. Исходя из учения о трёхсоставности человеческого существа, Аполлинарий приписывал Иисусу Христу человеческое тело и человеческую душу (подобную животным), но не человеческий дух, взамен которого он признавал в Нём Логос. Он сливал в Нём божественное и человеческое естество, отрицал в Нём человеческую волю и, таким образом, в сущности, отрицал Его Богочеловечество.

Об автокефальном управлении поместными Церквами (2-е правило)

Собор ввёл запрещение епископам одних поместных церквей вмешиваться в дела других церквей.

О статусе епископа Константинопольского (3-е правило)

Практически до времени Второго Вселенского Собора на Востоке первой кафедрой считалась Александрийская, поэтому порядок в древней Церкви, в котором кафедры перечислялись и оказывалась им честь, был таков: Рим, Александрия, Антиохия, Иерусалим. Но в связи с тем, что Константинополь стал местопребыванием императора и столицей, авторитет Константинопольского архиепископа возрос, и 3-е правило Второго Вселенского Собора выдвинуло Константинополь на второе место вслед за Римом, мотивировав это тем, что Константинополь — Новый Рим.

Хотя на соборе были представлены только восточные епархии, греки объявили этот собор Вселенским. Это правило Второго Вселенского Собора не было признано римскими папами. Папа Дамас I в Риме не принял канон о старшинстве Константинополя после Рима. Тем самым было положено начало церковно-правовой полемике, а фактически — великому разделению церковного Востока и Запада. В действительности Рим принял старшинство Константинополя после Рима только на IV Латеранском соборе 1215 года во времена латинской империи Константинополя, созданной после Четвёртого крестового похода.

О Максиме Кинике (4-е правило)

Собор, прежде всего, занялся рассмотрением очередного вопроса о замещении свободной константинопольской кафедры. По желанию императора и народа, Григорий Богослов был признан Собором законным епископом Константинополя. Однако вскоре после смерти Мелетия снова возникли споры о церковном расколе, давно уже волновавшем Антиохийскую церковь. Раскол этот возник в Антиохии в начале 60-х годов IV века, когда в ней одновременно появились два епископа, Мелетий и Павлин, они оба разделяли управление над ортодоксальною паствою Антиохийской церкви и находились в непримиримой вражде друг с другом. Григорий Богослов предложил Собору не выбирать преемника на место умершего Мелетия. Он предлагал этот выбор отложить до времени, когда враждующие партии Антиохийской церкви уже с взаимного согласия могли бы выбрать себе епископа. Но предложение Григория Собором было отвергнуто, поэтому между ним и епископами, участвовавшими в Соборе, возникло непонимание, окончившееся тем, что Григорий добровольно отказался от константинопольской кафедры. Кроме того, епископы Египта и Македонии, прибывшие на Собор с опозданием и потому не дававшие согласия на избрание Григория Богослова епископом столицы, поставили под сомнение вопрос, о правильности этого избрания ссылаясь при этом на 15-е правило I Вселенского собора, запрещавшего епископам переходить с одной кафедры на другую (Григорий Богослов пред возведением на престол Константинопольской церкви был епископом местечка Сасим). В июне 381 года, после произнесения прощальной речи перед делегатами Собора, Григорий удалился в Назианз, где и скончался 25 января 389 г. Собор резко осудил (4-е правило Собора) действия Максима Киника, заявлявшего притязания на замещение константинопольской кафедры, которую в то время возглавлял Григорий Богослов. По вызову Максима из Александрии прибыли два епископа, совершившие над ним хиротонию, но она так никем и не была признана. В результате на столичную кафедру по предложению императора Феодосия I был избран светский чиновник, претор Константинополя Нектарий.

О Никео-Цареградском Символе веры (5-е правило)

Первый Константинопольский собор

Догматическая деятельность Второго Вселенского собора нашла своё выражение в составлении символа, известного в истории церкви под именем Никео-Цареградского. Хотя, сам символ был составлен и получил распространение гораздо позже Второго Вселенского собора:

Лишь спустя ряд столетий было бесспорно признано вселенское достоинство как самого II Константинопольского собора 381 г., так и связываемого с ним ныне символа веры…Символ этот довольно рано (VI в.) приобрел на практике, без всякой формальной санкции, название Никео-Цареградского. Таким названием внушалась мысль, будто он издан II Вселенским собором, на что собор этот не был уполномочен. Ни самим собором (381 г.) и никем из его участников и современников этот символ веры II собору не приписывался.

Церковная же традиция передаёт следующую историю принятия символа. На рассмотрение делегатов Собора было предложено утверждённое на Римском соборе исповедание веры, которое папа Дамасий I прислал епископу Антиохийскому Павлину. Обсудив текст этого исповедания, Собор, единодушно утвердил апостольское учение о том, что Дух Святой есть не служебное существо, но «Господь Животворящий, от Отца исходящий, со Отцом и Сыном спокланяемый и сславимый». До восьмого члена, то есть до изложения учения о Святом Духе, символ Второго Вселенского собора представляет собою Никейский символ, изменённый и дополненный Собором для опровержения ересей, которые вызвали необходимость созыва Второго Вселенского собора. В Символе, принятом Первым Вселенским Собором, не говорилось о Божественном достоинстве Святого Духа, потому что духоборческой ереси тогда ещё не было.

В учении о Боге Отце в Никейском символе Собор после слова «Творца» ввел слова «неба и земли». В учении о Сыне Божьем были заменены после «рожденного от Отца» слова «из сущности Отца, Бога от Бога» словами «прежде всех веков». При наличии в символе слов «Бога истинного от Бога истинного» выражение «Бога от Бога» являлось в некотором роде повторением, которое было исключено из текста. При этом опустили выражение «на небе и на земле», идущее за словами «чрез Которого все произошло».

В учении о Сыне Божием, содержащемся в Никейском символе, Собором вставлены некоторые слова (выделены жирным шрифтом), яснее выражающие ортодоксальное учение о плотском естестве Богочеловека, направленные против некоторых ересей:

«…нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечившегося, распятого за нас при Понтии Пилате и страдавшего, и погребенного и воскресшего в третий день по писаниям , и восшедшего на небеса и седящего одесную Отца и паки имеющего прийти со славою судить живых и мёртвых, Которого царству не будет конца».

Таким образом, деятельность Второго Вселенского собора, как видно, не была направлена на отмену или изменение по существу Никейского символа, но лишь на более полное и определённое раскрытие содержавшегося в нём учения.

Никейский символ оканчивался словами «(Верую) и в Духа Святого». Второй Вселенский Собор дополнил его, присоединив к нему учение о Святом Духе, о Церкви, о крещении, о воскресении мёртвых и о жизни будущего века; изложение учения об этих истинах веры и составляет содержание 8, 9, 10, 11, и 12 членов Никео-Цареградского символа.

О форме церковного суда и принятии еретиков в церковное общение (7-е правило)

В заключение Собор постановил форму церковного суда и принятия еретиков в церковное общение после раскаяния, одних через крещение, других через миропомазание, в зависимости от тяжести заблуждения. (7-е правило Собора).

Хотя в греческих, славянских и русских изданиях II Вселенскому собору приписывается 7 правил, но в действительности ему принадлежат только первые четыре, о которых упоминают и церковные историки V века. Правила же 5-е и 6-е составлены на Константинопольском соборе 382 года, 7-е представляет собою сокращение послания, сделанного Трулльским собором (692 г) от лица Константинопольской церкви к Антиохийскому епископу Мартирию.

Примечания

  1. Правило 3-е
  2. Был также другой еретик Евномий, епископ Веррии Фракийской (кон. IV в.)
  3. А. В. Карташев. Вселенские соборы. Никео-Цареградский символ. http://www.sedmitza.ru/lib/text/435092/

Признаются
Католической и
Православной церквями

  • Первый Никейский собор (325)
  • Первый Константинопольский собор (381)
  • Эфесский собор (431)
  • Халкидонский собор (451)
  • Второй Константинопольский собор (553)
  • Третий Константинопольский собор (680-681)
  • Второй Никейский собор (787)

Признаются
Католической церковью

  • Четвёртый Константинопольский собор (869–870)
  • Первый Латеранский собор (1123)
  • Второй Латеранский собор (1139)
  • Третий Латеранский собор (1179)
  • Четвёртый Латеранский собор (1215)
  • Первый Лионский собор (1245)
  • Второй Лионский собор (1274)
  • Вьеннский собор (1311–1312)
  • Констанцский собор (1414–1418)
  • Ферраро-Флорентийский собор (1431–1445)
  • Пятый Латеранский собор (1512/1517)
  • Тридентский собор (1545–1563)
  • Первый Ватиканский собор (1869–1870)
  • Второй Ватиканский собор (1962–1965)

Частично признаются
Православной церковью

  • Трулльский собор (692)
  • Четвёртый Константинопольский собор (Софийский) (879–880)
  • Пятый Константинопольский собор (1341–1351)
  • Ясский собор (1642)
  • Иерусалимский собор (1672)
  • Всеправославный собор (2016)

Не признаются
(Разбойничьи соборы)

  • Антиохийский собор (341)
  • Миланский собор (355)
  • Второй Эфесский собор (449)
  • Иерийский собор (754)
  • Константинопольский собор (815)

См. также

  • Иерусалимский собор (49)
  • Иерусалимский собор (1443)

Основные соборы периода арианских споров (карта)

Иерусалимский
собор (335) Тирский собор (335) Александрийские соборы
(338)•(362) Филиппопольский
собор (343) Сардикийский собор (343) Сирмийский собор (353)
Парижский собор (360) Аквилейский
собор (381) Тианский собор (367/368) Ариминский собор (359) Константинопольские соборы
(336)•(360)•(381) Римские соборы

  • Деяния Вселенских Соборов. Том 1. Казань, 1910 г. Собор Константинопольский 1-й (Вселенский 2-й)
  • А. В. Карташев. Вселенские Соборы. Париж, 1963 // Глава: II Вселенский собор в Константинополе 381 г.
  • А. В. Карташев. Вселенские Соборы. Париж, 1963 // Глава: Никео-Цареградский символ.
  1. Правило 3-е
  2. Был также другой еретик Евномий, епископ Веррии Фракийской (кон. IV в.)

Вселенские соборы

Восточной и Западной церквей

Первый Никейский собор | Первый Константинопольский собор | Эфесский собор | Халкидонский собор | Второй Константинопольский собор | Третий Константинопольский собор | Второй Никейский собор

Восточной церкви

Трулльский собор | Четвёртый Константинопольский собор (Софийский собор) | Пятый Константинопольский собор | Иерусалимский собор

Западной церкви

Четвёртый Константинопольский собор | Первый Латеранский собор | Второй Латеранский собор | Третий Латеранский собор | Четвёртый Латеранский собор | Первый Лионский собор | Второй Лионский собор | Вьеннский собор | Констанцский собор | Ферраро-Флорентийский собор | Пятый Латеранский собор | Тридентский собор | Первый Ватиканский собор | Второй Ватиканский собор

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Викифицировать статью.

Константиновский дворец

Дворец

Константиновский дворец

Большой Стрельнинский дворец


Вид с Петергофской дороги

59°51′13″ с. ш. 30°03′35″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Стрельна, Санкт-Петербург

Тип здания

дворец

Архитектурный стиль

барокко

Автор проекта

Н. Микетти и др.

Архитектор

Жан-Батист Леблон

Основатель

Пётр I

Первое упоминание

1715 год

Дата основания

1720 год

Основные даты

1720 — Закладка дворца в императорской
загородной резиденции
1750 — Перестройка по проекту Растрелли
1803 — Перестройка А. Н. Воронихиным и Л. Руска
1851 — обновлён Х.Ф. Мейером,
А. И. Штакеншнейдером и А. Н. Брюлловым
1940-е — Дворец сильно разрушен
2000 — Реконструкция под Государственный
комплекс «Дворец конгрессов»
2003 — Открыт «Дворец конгрессов»

Известные обитатели

великие князья Константин Павлович, Константин Николаевич, Константин Константинович, Дмитрий Константинович

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781510303030086 (ЕГРОКН). Объект № 7810426044 (БД Викигида)

Состояние

отличное

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 540-014
рус. • англ. • фр.

Константиновский дворец (Большой Стрельнинский дворец) — памятник архитектуры XVIII века, формирующий дворцово-парковый ансамбль в Стрельне, с 2003 года — Государственный комплекс «Дворец конгрессов». Комплекс находится на южном берегу Финского залива на реках Стрелка и Кикенка вдоль Петергофской дороги в 19 км от центра Санкт-Петербурга.

Находится в ведомственном подчинении Управления делами Президента Российской Федерации.

История

Садово-дворцовый комплекс складывался в XVIII — первой половине XIX веков. До 1917 года усадьба принадлежала российской императорской фамилии. Первым её владельцем был Пётр Великий, в конце XVIII века Стрельна стала частным великокняжеским владением — в 1797 году Павел I подарил её своему второму сыну — великому князю Константину Павловичу, благодаря чему большой дворец и парк получили название, сохранившееся до сих пор.

«Русский Версаль» в Стрельне

Ещё в 1709 году император Пётр I присмотрел место для строительства парадной императорской резиденции, способной превзойти знаменитый Версаль. 26 мая 1710 года он «изволил по плану рассматривать места палатному строению, садам и паркам». Проект, выполненный римским архитектором Себастьяном Чиприани (итал.)русск., оказался слишком сложным. В 1715 году были заключены договоры с известным французским архитектором Ж.-Б. Леблоном и архитектором Бартоломео Карло Растрелли. Победителем конкурса оказался Леблон. Однако Леблон скончался в 1719 году, и проектирование продолжил итальянец Николо Микетти. Архитектурная доминанта комплекса — Константиновский дворец — по проекту Микетти была заложена 22 июня 1720 года.

Чтобы превзойти дворцово-парковые ансамбли Европы, фонтаны и сопутствующие им механизмы должны были функционировать круглые сутки в течение нескольких месяцев, поддерживая необходимый уровень воды в накопительном резервуаре. Однако внезапно возникшая проблема поставила под вопрос возведение резиденции в Стрельне: для функционирования фонтанов необходимо было поднять воду до соответствующей отметки (примерно 10 метров над уровнем моря), что привело бы к затоплению бассейнов рек Стрелки и Кикенки, так как окружающая их территория (южнее Петергофской дороги) площадью в десятки квадратных километров находится ниже указанной отметки (местами отметки опускаются даже ниже нуля относительно уровня моря).

Способные решить проблему гидротехнические сооружения обошлись бы Петру I слишком дорого, а стоило ли тратиться, когда западнее от Стрельны существовал ландшафт, идеально созданный природой для круглосуточного поступления воды? Пойти против царской воли, инженерными расчётами доказать невозможность устройства «водных фиерий» в Стрельне и перенести строительство в Петергоф смог талантливый инженер-гидротехник Б. Миних. После смерти Петра I к 1730 году строительные работы в Стрельне окончательно прекратились.

Ж.-Б. Леблон. Проект дворца в Стрельне. Фасад к морю. 1717 год

Великокняжеские владения

Приём лейб-гвардии в Константиновском дворце. Картина XIX века.

В 1750-х годах достройку дворца поручили архитектору Б. Растрелли; во дворце были произведены перепланировки, появилась большая парадная лестница в восточном флигеле. Однако вновь работы не были завершены. В кирпичной кладке Стрельнинского дворца Растрелли использовал привезённые со стройки Рундальского дворца экземпляры кирпичей необычно больших размеров. Предполагается, что именно под влиянием архитектурного решения Микетти (предтечей которого был Леблон) граф Растрелли спроектировал трёхчастную сквозную арку со стороны главного фасада Зимнего дворца.

Ж.-Б. Леблон. Проект дворцово-паркового ансамбля в Стрелиной мызе. 1717 год

В 1797 году усадьба утратила статус императорского владения и повелением Павла I перешла к его сыну Константину. В 1802 году архитектор А. Н. Воронихин переделал интерьеры в античном духе. Затем, после пожара 1803 года Воронихин и Л. Руска внесли значительные конструктивные и декоративные изменения: был надстроен бельведер, в бельэтаже сооружена парадная анфилада. Богатое живописное убранство исполнили художники Ф. А. Щербаков и Дж. Феррари. В 1847—1851 годах, по заказу нового владельца — великого князя Константина Николаевича, была проведена Х. Ф. Мейером и А. И. Штакеншнейдером очередная реконструкция: на фасадах появились эркеры и балконы; личные покои были отделаны в стиле эклектики. Во дворце была устроена домовая церковь.

Затем здесь проживала, в основном только летом и осенью, большая семья Константина Константиновича (известен под поэтическим псевдонимом К. Р.), а фактическим владельцем был его брат Дмитрий Константинович с матерью, Александрой Иосифовной.

Во дворце находились личные апартаменты греческой королевы Ольги Константиновны, после убийства мужа жившей в России.

XX век

После Октябрьской революции во дворце разместилась Первая Стрельнинская школа-колония. В 1937 году в нём открылся санаторий, затем расположились курсы усовершенствования высшего и среднего состава ВМФ. Во время Великой Отечественной войны дворцово-парковый ансамбль в Стрельне был почти полностью разрушен, от здания дворца оставался только каменный остов. Дворец был полностью восстановлен уже к 1950 г. В восстановлении дворца активно участвовали курсанты Арктического училища. Училище в течение 45 лет готовило гидрометерологов, аэрологов, радистов, электромехаников и судомехаников для полярных станций и торгового флота. После закрытия училища, с 1990 года дворец фактически стал бесхозным.

Дворец на фото 1921 года Государственный комплекс «Дворец конгрессов» (вид с самолёта), 16 июня 2012 года

Государственный комплекс «Дворец конгрессов»

В 2000 году дворец с окружающими землями площадью более 140 гектаров был передан на баланс Управления делами Президента и начались масштабные строительно-восстановительные работы. По старинным чертежам были восстановлены фасады и интерьеры дворца, парк, система каналов. Основной упор в проекте реконструкции был сделан на обеспечение государственных приёмов. Гидротехники углубили русла водоемов для приёма яхт и речных судов. Были сооружены мосты и фонтаны, существовавшие ранее только в проектах. Три моста были сделаны разводными. В парке сделаны задуманные ещё Петром I фонтаны.

Недалеко от дворца на берегу Финского залива построена «консульская деревня» — 20 двухэтажных коттеджей. Возведен пятизвездочный отель «Балтийская звезда», стилизованный под старинную русскую усадьбу. Здание бывшего яхт-клуба реконструировано под пресс-центр и оснащено спутниковыми средствами связи. В бывших царских конюшнях расположился административный корпус «Дворца конгрессов».

Открытие воссозданного дворца состоялось 30-31 мая 2003 года.

Участники саммита на фоне Константиновского дворца

В июле 2006 года во «Дворце Конгрессов» проходил петербургский саммит «большой восьмёрки», а 5-6 сентября 2013 года здесь прошел саммит G-20.

В рамках подготовки к саммиту в Стрельне были проведены:

  • ремонт гостиницы «Балтийская звезда»;
  • реконструкция парка;
  • работы по очистке водоемов, питающих гидросистему парка дворца.

На территории комплекса Дворца конгрессов в начале 2006 года построен новый объект — экскурсионное бюро. Комплекс является особо охраняемой территорией, его посещение возможно только в составе экскурсионных групп.

25 июля 2015 года в Константиновском дворце прошла жеребьёвка отборочного турнира чемпионата мира по футболу 2018 года.

Ландшафтный парк перед дворцом

Коллекции

Во взаимодействии с музеями и частными коллекционерами России и Европы Константиновский дворец пополняет свои музейные собрания. Во дворце открыто несколько экспозиций, восстановлены некоторые исторические интерьеры. Летом 2005 года коллекция музея пополнилась четырьмя картинами, поступившими в рамках возврата культурных ценностей из Германии. В 2007 году Алишер Усманов передал в дар государству приобретённую им коллекцию произведений искусства, собранную Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской.

Коллекция Ростроповича — Вишневской

В 2007 году было принято решение о размещении в Константиновском дворце коллекции произведений искусства, собранной Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской. Коллекция была выставлена Галиной Вишневской на продажу на аукционе «Сотбис», но за день до проведения торгов приобретена предпринимателем Алишером Усмановым и передана им в дар государству.

Сначала было объявлено, что коллекция будет официально представлена в конце марта 2008 года. В апреле срок был перенесён на 12 мая. 12 мая выставка была открыта премьер-министром России Владимиром Путиным. Для широкой публики открытие выставки было перенесено «на ближайшее время».

В экспозиции представлены 853 предмета коллекции, в том числе и восемь работ Бориса Григорьева, чье имя на родине многие годы было под запретом, несмотря на его мировую известность. Центральное место среди этих картин занимает произведение Бориса Григорьева «Лики России» из цикла «Расея», написанное в 1921 году в Париже. Бывшее собрание Ростроповича-Вишневской, ставшее самой значительной частью художественной коллекции дворца, особенно ценно тем, что в разделе живописи и графики, кроме произведений классиков русского искусства, есть и работы художников‑эмигрантов «первой волны», являющиеся редкостью даже для крупных российских музеев. .

Транспорт

Вид на дворец со стороны Финского залива

До Константиновского дворца можно добраться на трамвае № 36, маршрут которого во многом пролегает по созданной в начале XX века вдоль Петергофской дороги Ораниенбаумской электрической линии (ОРАНЭЛ) — первый в Российской империи проект пригородных электропоездов, — которая должна была связать Стрельну с Нарвской заставой.

> См. также

  • Список официальных резиденций высших должностных лиц России
  • Львовский дворец
  • Орловский дворец
  1. Владимир Ефимов: «Почему не состоялся „русский Версаль“ в Стрельне», журнал «АРДИС: Архитектура, реставрация, дизайн и строительство», № 3(46) 2010 год
  2. Журнал «АРДИС: Архитектура, Реставрация, Дизайн и Строительство» № 3(46) 2010 год, стр. 80
  3. в восстановлении дворца участвовали архитекторы Ф. Ф. Олейников, И. Г. Капцюг, В. Б. Можанская, Н. М. Уствольская, Л. М. Захарова и др.
  4. ЗАО «Институт «Стройпроект». История в проектах, 1990 – 2010. — 2010. — С. 76. — 116 с. — 1500 экз. Архивная копия от 23 марта 2013 на Wayback Machine
  5. Пресс-конференция А. Усманова, М. Швыдкого, В. Кожина в студии «Интерфакс» (1 октября 2007) (недоступная ссылка)
  6. «Коллекция Ростроповича-Вишневской откроется весной» (недоступная ссылка) «Деловой Петербург» ISSN 1606-1829 (Online) со ссылкой на интервью управляющего делами президента РФ Владимира Кожина в прямом эфире «Русской службы новостей», 16 января 2008 года
  7. www.dp.ru со ссылкой на РИА «Новости» и пресс-службу дворца. Коллекцию Ростроповича-Вишневской покажут 12 мая // Деловой Петербург ISSN 1606-1829 (Online) /Санкт-Петербург/. — 16:38 16 апреля 2008 года. (недоступная ссылка)
  8. www.dp.ru со ссылкой на РИА Новости. Открывается выставка предметов из коллекции Ростроповича-Вишневской // Деловой Петербург ISSN 1606-1829 (Online) /Санкт-Петербург/. — 10:48 12 мая 2008 года. — Т. 12, № 1253. (недоступная ссылка)
  9. Возвращение Бориса Григорьева. Сайт журнала «Мир музея».

Признаки Вселенских соборов

Христианство

Библия

Троица

История христианства

Христианское богословие

Христианское богослужение

Направления в христианстве

Критика христианства

Другое

Портал:Христианство

Вселенским соборам присущи внешние и внутренние отличительные признаки.

К внешним признакам Вселенских соборов относятся:

  • участие в соборе представителей всех поместных церквей в лице предстоятелей церквей, епископов или их заместителей, уполномоченных и посланных (легатов) от них;
  • каноническая правильность в порядке созыва собора, формирования состава участников, ведения и объявления определений собора;
  • признание собора Вселенским всеми поместными церквами, как теми, от которых епископы присутствовали на нём, так и теми, от которых на нём не было представителей.

Внутренние признаки Вселенских соборов:

  • соответствие его постановлений Священному Писанию, апостольскому преданию, вероучению и правилам Вселенской Церкви всех предшествующих веков;
  • единодушное выражение на нём вероучения, которого все поместные церкви держались и держатся везде и всегда;
  • свойственная в церкви только Вселенским соборам законодательная деятельность (составление символов веры и изложение догматов).

В разрешении вопросов об истинах вероучения и нравоучения Вселенский собор обладает свойством непогрешимости, как орган Вселенской Церкви, руководимый Святым Духом. Догматические определения и каноны Вселенских соборов помещаются в «Книге правил», определения и судебные решения — в «Деяниях».

Список соборов

Полужирным шрифтом выделены поместные соборы, по значению соответствующие статусу Вселенских.

Собор Годы Католическая церковь Православные церкви Протестантские церкви Древневосточные церкви
I Первый Никейский собор 325 X X X X
II Первый Константинопольский собор 381 X X X X
III Эфесский собор 431 X X X X
IV Халкидонский собор 451 X X X
V Второй Константинопольский собор 553 X X
VI Третий Константинопольский собор 680—681 X X
Трулльский собор 691—692 X
VII Второй Никейский собор 787 X X
VIII Четвёртый Константинопольский собор I 869—870 X
Четвёртый Константинопольский собор II 879—880 X
Великая схизма (1054)
IX Первый Латеранский собор 1123 X
X Второй Латеранский собор 1139 X
XI Третий Латеранский собор 1179 X
XII Четвёртый Латеранский собор 1215 X
XIII Первый Лионский собор 1245 X
XIV Второй Лионский собор 1274 X
XV Вьеннский собор 1311—1312 X
Пятый Константинопольский собор 1341—1351 X
XVI Констанцский собор 1414—1418 X
XVII Ферраро-Флорентийский собор 1438—1445 X
XVIII Пятый Латеранский собор 1512—1517 X
Начало Реформации (1517)
XIX Тридентский собор 1545—1563 X
Иерусалимский собор 1672 X
XX Первый Ватиканский собор 1869—1870 X
XXI Второй Ватиканский собор 1962—1965 X

Вселенские соборы, признаваемые Православной, Католической, Протестантскими и Древневосточными церквями

См. также Апостольский собор

  • Первый Вселенский собор 325 г. — I Никейский. Принятие Символа веры, осуждение арианства, определение времени празднования Пасхи. Также он постановил, что Христос вочеловечился, то есть имел не только тело человека, но и человеческую душу.
  • Второй Вселенский собор 381 г. — I Константинопольский. Повторное осуждение арианства; формулирование православного учения о Святой Троице, дополнение Никейского Символа веры). Собор поясняет, что человечность Христа не есть преграда, чтобы быть Ему и Богом.
  • Третий Вселенский собор 431 г. — Эфесский (осуждение Нестория, запрет изменений Никео-Цареградского Символа веры («да не отменяется Символ веры трёхсот восемнадцати отцев, бывших на Соборе в Никее…» — 1-е правило Собора). Также этот собор поясняет, что человеческая природа Христа взята без всякого изъяна, неизменной. Этот собор не признаётся Ассирийской церковью.

Вселенские соборы, признаваемые Православной, Католической и Протестантскими церквями

  • Четвёртый Вселенский собор 451 г. — Халкидонский (осуждение монофизитства).

Вселенские соборы, признаваемые Православной и Католической церквями

  • Пятый Вселенский собор 553 г. — II Константинопольский (Признание Богородицы Приснодевой, осуждение платонизма, оригенизма, несторианских сочинений и, повторно, монофизитства).
  • Шестой Вселенский собор 680—681 гг. — III Константинопольский (осуждение монофелитства) (Трулльский собор, «Пято-шестой собор», 691 года в православии рассматривается как продолжение Шестого Вселенского Собора, изначально не признан за пределами Византийской империи, Римо-Католической Церковью не признан до настоящего времени).
  • Седьмой Вселенский собор 787 г. — II Никейский (осуждение иконоборчества). Собор отмечает, что поскольку Христос был человеком, имеют право на существование иконы с его изображением.

Соборы, называемые Вселенскими некоторыми богословами и иерархами Православной церкви

Эти соборы не имеют официального статуса Вселенских и считаются поместными, но в литературе встречается именование их Вселенскими. Тем не менее, предсоборные совещания, проводимые при подготовке нового Всеправославного собора, не признали эти соборы Вселенскими.

8. Большой Софийский собор 879—880 гг. — IV Константинопольский (восстановление Фотия на Константинопольском престоле, осуждение филиокве и анафематствование любых изменений Никео-Константинопольского Символа веры). В греческих Церквях единодушно признаётся фактическим Восьмым Вселенским. 9. 1341—1351 гг. — V Константинопольский (подтвердил богословие исихазма св. Григория Паламы и осудил противостоявших ему философа Варлаама и других антипаламитов).

Соборы, признаваемые только Католической церковью

8. 869—870 гг. — IV Константинопольский (другой) (осуждение Константинопольского патриарха Фотия). Собор обнаружил острые противоречия между западно-христианскими и восточно-христианскими церквями; различные церкви оценивают собор различно: Католическая церковь признаёт его VIII Вселенским, Православная — не признаёт. 9. 1123 г. — I Латеранский (утверждение Вормсского конкордата, положившего конец борьбе за инвеституру). 10. 1139 г. — II Латеранский (осуждение Арнольда Брешианского). 11. 1179 г. — III Латеранский (осуждение вальденсов, катаров, установление порядка избрания папы римского). 12. 1215 г. — IV Латеранский (осуждение альбигойцев, вальденсов, санкционирование инквизиции). 13. 1245 г. — I Лионский (отлучение Фридриха II Гогенштауфена). 14. 1274 г. — II Лионский (уния с Православной Церковью). 15. 1311—1312 гг. — Вьеннский (упразднение ордена тамплиеров). 16. 1414—1418 гг. — Констанцский (положил конец «великому расколу», казнь Яна Гуса, осуждение Джона Уиклифа). 17. 1438—1445 гг. — Ферраро-Флорентийский (рассмотрение вопросов, препятствующих воссоединению (унии) западных и восточных церквей, догмат о чистилище). 18. 1512—1517 гг. — V Латеранский (церковная реформа). 19. 1545—1563 гг. — Тридентский (контрреформация, литургическая реформа). 20. 1869—1870 гг. — I Ватиканский (догмат о папской безошибочности в вопросах веры и морали). 21. 1962—1965 гг. — II Ватиканский (литургическая реформа, отмена обязательности латинского языка в богослужении).

Разбойничьи соборы

Разбойничьи соборы — соборы, которые претендовали называться Вселенскими, но были отвергнуты всеми историческими церквями.

  1. 341 г. — Антиохийский собор (Признание арианства официальным учением).
  2. 355 г. — Миланский собор (репрессии ариан против их противников. Собор не признан ни одной из современных церквей).
  3. 449 г. — Эфесский «Разбойничий» собор.
  4. 754 г. — Первый Иконоборческий собор.
  5. 815 г. — Второй Иконоборческий собор (отмена решений Второго Никейского собора).

Другое значение

Согласно Н. Ф. Каптереву, «вселенскими» иногда в документах XVII—XVIII веков называли некоторые земские соборы (например, тот, который избирал на царство Михаила Фёдоровича).

> См. также

  • Поместный собор
  1. Католицизм: Словарь атеиста / пПод общ. ред. Л. Н. Великовича. — М.: Политиздат, 1991. — С. 251. — ISBN 5-250-00779-1.
  2. Булгаков С. В. Вселенские Соборы. Соборы Восточной Церкви по IX в. // Настольная книга священнослужителя. — 3-е изд. — К., 1913. — С. 1745. (недоступная ссылка)
  3. Вселенские соборы // Христианство. Энциклопедический словарь в 3 томах. Гл. ред С.С. Аверинцев. — 1993, М. — Т. 1. — С. 385—386. — ISSN 5-85270-050-9.
  4. Поснов М. Э. «История Христианской Церкви», стр. 423—431.
  5. 1 2 3 4 5 6 7 Ошибка в сносках: Неверный тег <ref>; для сносок Соборы не указан текст
  6. Всеправославный собор оказался под угрозой срыва // Взгляд, 8/VI/2016
  7. Упоминание «о так называемом осьмом Вселенском Соборе» есть, например, в «Окружном послании» 1848 г., § 5 п. 11: «Подвергнуто анафеме, как нововведение и увеличивание Символа, на (так называемом) осьмом вселенском Соборе, созванном в Константинополе для умирения Церквей восточных и западных».
  8. Каптерев Н. Ф. Царь и церковные Московские соборы XVI и XVII столетий Архивная копия от 18 июня 2010 на Wayback Machine // Богословский вестник, 1906. — Т. 3. — № 10. — С. 331.
  • Вселенские соборы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Александрийские соборы // Православная богословская энциклопедия. Том 1. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1900 г.
  • Правила Апостолов и Вселенских Соборов
  • Болотов В. В. «Лекции по истории древней Церкви», том 4.
  • Карташёв А. В. Вселенские Соборы Париж, 1963.
  • Иоанн (Митропольский). История Вселенских соборов. СПб., 1906.
  • Владислав Цыпин (протоиерей). Церковное право // Глава: 6. Греческие источники церковного права эпохи Вселенских соборов.
  • Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. Казань, 1910. Том 1. Том 2. Том 3. Том 4. Том 5. Том 6. Том 7.

Признаются
Католической и
Православной церквями

  • Первый Никейский собор (325)
  • Первый Константинопольский собор (381)
  • Эфесский собор (431)
  • Халкидонский собор (451)
  • Второй Константинопольский собор (553)
  • Третий Константинопольский собор (680-681)
  • Второй Никейский собор (787)

Признаются
Католической церковью

  • Четвёртый Константинопольский собор (869–870)
  • Первый Латеранский собор (1123)
  • Второй Латеранский собор (1139)
  • Третий Латеранский собор (1179)
  • Четвёртый Латеранский собор (1215)
  • Первый Лионский собор (1245)
  • Второй Лионский собор (1274)
  • Вьеннский собор (1311–1312)
  • Констанцский собор (1414–1418)
  • Ферраро-Флорентийский собор (1431–1445)
  • Пятый Латеранский собор (1512/1517)
  • Тридентский собор (1545–1563)
  • Первый Ватиканский собор (1869–1870)
  • Второй Ватиканский собор (1962–1965)

Частично признаются
Православной церковью

  • Трулльский собор (692)
  • Четвёртый Константинопольский собор (Софийский) (879–880)
  • Пятый Константинопольский собор (1341–1351)
  • Ясский собор (1642)
  • Иерусалимский собор (1672)
  • Всеправославный собор (2016)

Не признаются
(Разбойничьи соборы)

  • Антиохийский собор (341)
  • Миланский собор (355)
  • Второй Эфесский собор (449)
  • Иерийский собор (754)
  • Константинопольский собор (815)

См. также

  • Иерусалимский собор (49)
  • Иерусалимский собор (1443)

II ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Второй Вселенский Собор. Фреска XVI в., Сучевицкий монастырь, Румыния.

Второй Вселенский Собор был созван в 381 году в Константинополе при святом императоре Феодосии Великом

Память 22 мая

  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)

Собор был созван против лжеучения бывшего арианского епископа Константинопольского Македония, который отвергал Божество третьего Лица Святой Троицы, Духа Святого. Он учил, что Дух Святой не есть Бог, и называл Его тварью или сотворённой силой и притом служебной Богу Отцу и Богу Сыну, подобную Ангелам.

На Соборе присутствовало 150 епископов.

На рассмотрение святых отцов было предложено утвержденное на Римском соборе исповедание веры, которое святой папа Дамас прислал епископу Антиохийскому Павлину. Прочитав свиток, святые отцы, отвергая лжеучение Македония, единодушно утвердили апостольское учение, что Святой Дух есть не служебное существо, но Господь Животворящий, от Отца исходящий, со Отцом и Сыном спокланяемый и сславимый. Для опровержения прочих ересей — евномиан, ариан и полу-ариан — святые отцы подтвердили Никейский символ веры.

В Символе, принятом I Вселенским Собором, не говорилось о Божественном достоинстве Святого Духа, ибо духоборческой ереси тогда не было. Поэтому святые отцы II Вселенского Собора прибавили к Никейскому Символу 8, 9, 10, 11 и 12 члены, т. е. окончательно сформулировали и утвердили Никео-Цареградский Символ, исповедуемый и ныне всей Православной Церковью.

Второй Вселенский Собор, кроме того, установил формы церковного суда, определил принимать в общение через Таинство Миропомазания раскаявшихся еретиков, которые крестились во Имя Святой Троицы, а крестившихся единократным погружением принимать как язычников.

Святитель Григорий Богослов, патриарх Константинопольский, в своём слове на Соборе дал следующее изложение православной веры:

«Безначальное Начало и Сущее с Началом — Един Бог. Но безначальность или нерожденность не есть естество Безначального. Ибо всякое естество определяется не тем, что оно не есть, но что оно есть: оно есть положение, а не отрицание существующего. И Начало, тем, что оно начало не отделяется от Безначального, ибо для Него быть началом не составляет естества, как и для первого быть безначальным; потому что это только относится к естеству, а не есть самое естество. И Сущее с Безначальным и с Началом есть не иное что, как то же, что и Они. Имя Безначальному — Отец, Началу — Сын, Сущему вместе с Началом — Дух Святый; а естество в Трех единое — Бог. Единение же — Отец, из Которого и к Которому они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и не разделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом». >См. также

  • Правила II Вселенского Собора
  • Вселенские Соборы

> Использованные материалы

  • «Память Второго Вселенского собора», страница календаря на портале Православие.ru:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *