24 молитвы Иоанна Златоуста

1. Господи, не лиши меня Небесных Твоих благ.

2. Господи, избавь меня от вечных мук.

3. Господи, согрешил ли я умом или помышлением, словом или делом, прости меня.

4. Господи, избави меня всякого неведения, забвения, малодушия, и окаменелого бесчувствия.

5. Господи, избави меня от всякого искушения.

6. Господи, просвети мое сердце, которое омрачено лукавыми желаниями.

7. Господи, я как человек согрешил, Ты же, как щедрый Бог помилуй меня, видя немощь души моей.

8. Господи, пошли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твоё святое.

9. Господи, Иисусе Христе, напиши меня, раба Твоего, в Книге Жизни и даруй мне благой конец.

10. Господи, Боже мой, хотя я и не сотворил ничего доброго пред Тобою, но даруй мне по Твоей благодати положить начало добрым делам.

11. Господи, окропи в сердце моём росу благодати Твоей.

12. Господи Неба и земли, помяни меня, грешного раба Твоего, скверного и нечистого, в Царствии Твоем.

Аминь.

1. Господи, в покаянии прими меня.

2. Господи, не оставь меня.

3. Господи, огради меня от всякой напасти.

4. Господи, дай мне благую мысль.

5. Господи, дай мне слёзы, и память о смерти, и сокрушение сердечное о грехах.

6. Господи, дай мне мысль исповедать грехи мои.

7. Господи, дай мне смирение, целомудрие и послушание.

8. Господи, дай мне терпение, великодушие и кротость.

9. Господи, насади во мне корень добра – страх пред Тобою в сердце моём.

10. Господи, удостой меня любить Тебя от всей души моей и помышления и исполнять во всём волю Твою.

11. Господи, защити меня от злых людей, и бесов, и страстей, и от всякого неподобающего дела.

12. Господи, Ты знаешь, что делаешь и чего желаешь — да будет воля Твоя и надо мною грешным, ибо Ты благословен во веки.

Аминь.

Свт. Иоанн Златоуст
Прошение первое. Господи, не лиши мене небесных Твоих благ.
Мы просим у Господа самого надежного и вечного. Не говорим «дай», а говорим «не лиши». Значит, уже даны нам вечные небесные блага? Какие же? Самое высшее благо, самое главное сокровище наше – Сам Господь наш Иисус Христос. Он дал нам Себя. Мы еще не научились это как следует осознавать, ценить и благодарить Господа за этот дар. Господь знает нашу немощь, неподготовленность, наше неумение ценить все, что нам открывается верой в Церковь, и потому ждет.

Прошение второе. Господи, избави ми от вечных мук.
Муки, от которых мы просим избавления, начинаются уже здесь. Часто по опыту зная их мы молимся о том, чтобы временные наши терзания не стали вечными. Чтобы этого не случилось, надо придти к твердому убеждению, что к мукам ведут наши грехи. Именно наши собственные грехи, а не кто-то или что-то превращают нашу жизнь в преддверие ада.

Прошение третье. Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя.
Прощение дается просящему, поэтому просит его у Господа мы должны с твердым намерением делать все, чтобы не грешить не только сознательно, но и по небрежности, нерадению или безразличию.
Прошение четвертое. Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия.
Мы просим об этом, потому что именно неведение, забвение, малодушие, нечувствие чаще всего умножают нашу греховность. О скольких грехах мы забыли! Сколько просто не видим в себе, не ведаем! Сколько грешим по малодушию! Часто наши грехи связаны с тем, что мы забываем о Господе. Нам мешает жить в непрестанном памятовании о Господе наше равнодушие ко всему духовному, наше окамененное нечувствие. И этот греховный груз мы не можем сбросить с души без помощи Божией. Только постоянное молитвенное прошение об избавлении от забвения о грехах может помочь нам искренне покаяться.

Прошение пятое. Господи, избави мя от всякаго искушения.
Искушения нас одолевают по причине нашего общего врага – диавола, духа злобы, а также и по нашей расслабленности, неумению, бессилию сопротивляться ему. Бороться с ним мы можем лишь молитвой, молитвенным обращением к своему Спасителю.
Господь попускает искушения для нашего обучения в духовной брани, для познания нами своей немощи и для стяжания высшей добродетели – смирения. Но, по слабости, по греховности нашей, каждое искушение может стать для нас причиной падения, и потому мы молимся об избавлении от всякого искушения, которое может ввергнуть нас в пучину соблазнов и увести с пути праведного.

Прошение шестое. Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение.
Когда Господь взглянет на нас, увидит наше сердце, то нам будет стыдно за его омраченность страстями. Сознавая это, мы просим Господа просветить наше сердце животворным Его светом.

Прошение седьмое. Господи, аз яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея.
Говоря так, мы стоим пред Богом, сознавая свою немощь, и, вместе с тем, уповаем на милосердие нашего Создателя. Мы стоим пред милосердным Богом, не карающим, воздающим по заслугам, а пред Богом любящим! Тем трепетнее должно быть наше предстояние и тем большую благодарность к Господу мы должны испытывать каждый день.

Прошение восьмое. Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое.
Прославить имя Божие – словом ли, делом, даже мыслию – мы не можем без благодатной помощи Божией. И мы просим ее, потому что естественно творению тянуться к Творцу и Подателю жизни и всех благ, как растению к свету.

Прошение девятое. Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий.
Мы просим не просто помнить нас, простить нас – мы просим Господа вписать нас в число Своих учеников, чтобы всегда быть с Ним. Можно всю жизнь быть далеко от Бога, но в последний свой час от всей души обратиться к Нему. Но рассчитывать на это нельзя, поэтому следует просить у Господа конец благий заблаговременно.

Прошение десятое. Господи Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое.
Испрашивая благословения и помощи Божией начать жизнь снова, и начать хорошо, мы в этих словах святого Иоанна Златоуста черпаем утешительную уверенность в том, что никогда не поздно начать исправление. Если мы искренне осуждаем свои грехи и ошибки, если мы сознаем свое бессилие и вину пред Богом, то не должно быть места унынию.
С Богом нет невозвратимых потерь. Главное – есть Господь наш, есть наше желание быть с Ним, есть обращение к Нему за помощью – и Он простит, Он благословит и Сам наставит на путь спасения.

Прошение одиннадцатое. Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея.
Опять мы просим у Господа благодати, как животворящего дождя жаждущей земле. Мы просим благодати как силы любить Господа, любить все, Им сотворенное, и всех, кто нас окружает.

Прошение двенадцатое. Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь.
Завершая обращение двенадцати дневных часов, мы повторяем слова благоразумного разбойника: помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем (Як. 23, 42). Мы просим вспомнить о нас, несмотря на наши грехи и недостоинство, вспомнить, чтобы и мы имели силу, от Господа исходящую, помнить Его всегда.

Прошение тринадцатое. Господи, в покаянии приими мя.
Желание очиститься покаянием – самая естественная, необходимая потребность души. Господь принимает любое покаяние, но трудно нам сразу найти слова и чувства, подтверждающие нашу искренность, поэтому мы просим, чтобы наше покаяние было принято Господом.

Прошение четырнадцатое. Господи, не остави мене.
Среди всех искушений и скорбей жизненных так утешительно знать, что есть надежда: Господь нас не оставит! Только бы не ослабела наша вера, только бы не рассеивалось внимание из-за временных житейских попечений.

Прошение пятнадцатое. Господи, не введи мене в напасть.
Этими словами просим мы не беззаботной жизни, огражденной от всех тревог и скорбей. Мы просим сил одолеть все случающееся, чтобы трудности и скорби не придавили своей тяжестью, не лишили светлой надежды на то, что все, что Бог ни делает, – к лучшему.

Прошение шестнадцатое. Господи, даждь ми мысль благу.
Сколько в течение суток промелькнет в голове мыслей, и сколько среди них пустых, вредных, лишних. Чтобы мысли были благими, нам надо внимательно следить за ними, надо, как учат святые отцы, постоянно бодрствовать, просить у Господа светлых, добрых, – словом, благих мыслей.

Прошение семнадцатое. Господи, даждь ми слезы и память смертную, и умиление.
Конечно, не слезы обиды, которых иногда не удержать, не слезы оскорбленного самолюбия или злобы, а слезы покаяния просим мы на память о смерти. Просим потому, что обычно человеку хочется не только не вспоминать с смерти, но всячески отдалять от себя мысли о ее неизбежности. Нам надо учиться помнить о смерти, чтобы не терять зря времени не относиться легко и безответственно к нашей жизни.
Просим мы у Господа и умиления, потому как для нас более привычное состояние – сухость и равнодушное отупение. Умиление следует принимать от Господа как дар утешения и временного облегчения.

Прошение восемнадцатое. Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих.
Покаяние должно стать нашим постоянным, естественным состоянием, но сразу это не получается. Надо и у Господа просить помощи, и самим прилагать усилия. Помочь себе мы могли бы, если бы ежедневно, подводя итог прошедшего дня, каялись Господу в совершенных грехах, готовясь тем самым к очередной исповеди перед духовником.

Прошение девятнадцатое. Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание.
Без смирения ничего в духовной жизни не получится; без послушания не научишься смирению; христианин, не заботящийся о целомудрии, – не христианин. Все эти добродетели следует освоить опытом своей жизни.

Прошение двадцатое. Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость.
Без терпения никому не обойтись в этой жизни, полной скорбей, но следует научиться принимать их со смирением, без ропота на Бога. Великодушие и кротость терпеливые получают от Господа в дар, если переносят скорби как необходимое средство для лечения своих душевных немощей. В этом прошении мы упоминаем почти забытую современным человеком добродетель – кротость. Кротость – это такое мирное состояние души, при котором исключается всякая резкость, дерзость, грубость по отношению к ближним. Если мы и сдерживаем в себе гневные порывы, то редко кто считает грехом.

Прошение двадцать первое. Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое.
В этом прошении говорится о страхе Божием, который мы просим укоренить в нашем сердце. Страх Божий мы признаем тем корнем, из которого растет все благое, доброе и нужное для спасения. Но что такое страх? Во-первых, это боязнь наказания вечной смертью и адом за грехи наши. Во-вторых, это опасение лишиться благоволения и помощи Божией за совершенный грех. В-третьих, горячее желание ничем не оскорбить любовь Божию, трепетное, благоговейное внимание ко всему, что идет от Бога. Поэтому и назван этот страх началом премудрости. От него происходит наше духовное возрастание, укрепляется вера в Божий промысел.
Прошение двадцать второе. Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою.
Здесь мы молимся о даровании нам любви к Богу. Мы хотели бы любить Его так, чтобы не одни слова свидетельствовали о нашей любви к Создателю, но и готовность творить волю Его, жить по Его заповедям.

Прошение двадцать третье. Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи.
Святитель Иоанн Златоуст много страдал, даже умер на чужбине, в изгнании. Он сочувствует и понимает тех, кто терпит от других неправедные скорби. Он учит нас просить у Господа помощи, советует искать не избавления от скорбей, а защиты Божией.
Прославить имя Божие – словом ли, делом, даже мыслию – мы не можем без благодатной помощи Божией. И мы просим ее, потому что естественно творению тянуться к Творцу и Подателю жизни и всех благ, как растению к свету.

Прошение двадцать четвертое. Господи, веси, яко твориши, якоже Ты волиши, да будет воля Твоя и во мне грешнем, яко благословен еси во веки. Аминь.
Здесь мы словами святителя Иоанна Златоуста утверждаем, что веруем Промыслу, Божию, что принимаем все случающееся с нами, как от руки Божией. Мы повторяем слова: да будет воля Твоя, прославляем Господа исповеданием и запечатлеваем свою молитву словом Аминь.
Осваивая молитвенные прошения свт. Иоанна Златоуста, можно разделить их на весь день и начинать читать хотя бы часть утром или среди дня, чтобы они помогали вживаться в атмосферу молитвы, чтобы помогали приблизиться к постоянному памятованию Господа.
Молитвенные прошения можно включать в молитвы на сон грядущим и читать их все подряд.
history-kazan.ru/aktualnaya-tema/polezno-znat/14113-molitvennye-prosheniya-svyatogo-ioanna-zlatousta

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *