3 части храма

Типология храмов. Объемно-планировочная организация храма. Нормали объемно-­планировочных решений храмов. Построение объёмной композиции храма. Подготовлено архитектором Кеслером М.Ю.

Факторы, определяющие архитектурно­строительные решения православных храмов

Архитектурно­строительные решения православных храмов определяют следующие основные факторы:

Богослужебная функция

Архитектурно­планировочная организация храма должна быть подчинена каноническому чину православного богослужения, обеспечивать беспрепятственное движение клира по храму и вокруг него, хорошую слышимость и видимость для прихожан. В зависимости от размеров и функциональной особенности храмы могут быть однопридельными или двух – и более придельными для возможности проведения нескольких служб в один день с различными посвящениями приделов, которые могут быть в одном пространстве храма или пристроенными к главному приделу.

Функциональные особенности

Православные храмы имеют общую богослужебную функцию, тем не менее, их можно разделить на несколько групп, в которых отличия объёмно­планировочных решений связаны с функциональными особенностями, в т.ч. наличием тех или иных вспомогательных помещений.

Современные православные храмы подразделяются на: соборы, храмы приходские, кладбищенские, монастырские (в том числе трапезные, больничные, надвратные и скитские), храмы­памятники, храмы­усыпальницы, домовые храмы, храмы при учреждениях (посольствах, больницах, учебных заведениях, приютах, домах престарелых, тюрьмах и исправительных учреждениях, воинских частях, промышленных предприятиях), мобильные, обыденные.

Вместимость

Вместимость храма определяет его размеры, пролёты между опорами, количество этажей, нефов, приделов, глав и т.д.

Основной строительный материал

Основными строительными материалами, используемыми в наше время в храмостроительстве, являются кирпич, дерево, бетон. Они могут использоваться во всех элементах конструкций здания или в сочетании друг с другом.

Использование кирпича в стенах и конструкциях покрытия определяет ограниченность пролётов, массивность опор и наружных стен, воспринимающих распор от подпружных арок и сводов.

Архитектурно­строительные решения деревянных храмов диктуются ограничениями длины и конфигурации стен, определяемых габаритами брёвен.

Железобетонные конструкции позволяют создавать поверхности любых очертаний и перекрывать достаточно большие пролёты. Однако теплозащитные характеристики железобетонных конструкций не позволяют использовать их для наружных ограждающих конструкций без облицовки. Таким образом, бетон целесообразно применять в конструкциях каркаса и покрытия в сочетании с кирпичными стенами.

Сочетание с другими сооружениями храмового комплекса

На архитектурно­строительное решение храма влияют:

– сочетание со звонницей, особенно если звонница располагается в главе храма (тип «иже под колоколы»);

– сочетание с блоком вспомогательных помещений, размещаемых в цокольной части храма или в подклете с гульбищем наверху;

– сочетание с комплексом зданий вспомогательного назначения: домом причта и другими зданиями.

Градостроительные условия размещения

Архитектурно­строительные решения, в том числе архитектурная композиция храма, формируются в зависимости от градостроительных условий его размещения и окружения: в открытом пространстве на площади или в ряду городской застройки. Для первого случая характерна центрическая композиция. Во втором случае более характерно продольное расположение отдельных частей храма или иное расположение, обусловленное конфигурацией участка.

Климатические, сейсмические, гидрогеологические условия и требования создания благоприятных санитарно­гигиенических условий

Для районов Севера с низкими температурами, ветрами и снежными заносами архитектурно­строительные решения должны быть ориентированы на условия сохранения тепла: компактность объёма с минимальной площадью наружных поверхностей, соответствующая толщина стен, форма кровли, используемые материалы. Для южных районов, где характерна сейсмоопасность и вопросы теплоизоляции не стоят так остро, возможно широкое применение бетона и, как следствие, есть больше возможностей в формировании пластики объёмов.

При благоприятных гидрогеологических условиях участка при необходимости может быть использовано подземное пространство под храмом, а при высоком уровне грунтовых вод придётся ограничиться одноэтажным решением.

Для обеспечения благоприятных условий микроклимата внутри храма сегодня используются системы отопления, механической вентиляции или кондиционирования, для размещения которых требуются специальные помещения и места прокладки коммуникаций в пространстве храма.

Национальные или региональные традиции

Национальные или региональные традиции сформировались во многом исходя из социально-экономических, климатических условий, наличия тех или иных строительных материалов. Даже с изменением социально-экономической ситуации и появлением возможности применения любых привозных материалов тем не менее, привязанность к сложившимся решениям остаётся тем фактором, с которым необходимо считаться.

Предпочтения заказчика (общины), проектировщика и подрядчика

Предложения по различным параметрам архитектурно­строительных решений могут исходить от заказчика, проектировщика, подрядчика, каждый из которых решает кроме общей собственную задачу.

Объемно-планировочная организация храмов

Функционально здание храма можно разделить на следующие функциональные блоки (группы помещений):

— богослужебная (алтарь, наос, трапезная часть, крестильня, хоры);

— входная (паперть, притвор, гардеробная);

— служебная (ризница, кабинет настоятеля, бухгалтерия, комната персонала, трапезная с кухней, мастерские и др.);

— вспомогательная (магазин, классы воскресной школы, универсальный зал, туалеты и др.);

— техническая (венткамера, бойлерная, электрощитовая и др.);

— горизонтальные и вертикальные коммуникации (коридоры, лестницы, пандусы, лифты).

Основная задача функционального зонирования – организация взаимосвязей между помещениями при сохранении их разграничения по блокам. Эта задача решается при помощи определённой группировки помещений.

Архитектурно-строительная типология храмов

По типу объёмно-планировочной структуры здания православных храмов чаще всего бывают крестово­купольные, центрально­купольные, базиликальные, столпообразные.

Для Руси традиционным является крестово-купольный тип храма. На основе крестово­купольной структуры может существовать множество модификаций за счёт формы плана и его частей, формообразования объёма храма в зависимости от его габаритов, строительных материалов и конструкций покрытия, градостроительных условий размещения.

Как правило, храм состоит из трех основных частей: алтаря, средней части (собственно «храма” или помещения для молящихся) и притвора. В храмах большой вместимости притвор может быть расширен за счет трапезной части, где могут располагаться дополнительные приделы храма. Приделы могут быть пристроены к основному объему храму.

Алтарь может быть встроен или пристроен к основному объему храма.

С западной, северной и южной сторон средней части храма на антресолях могут устраиваться хоры.

Высота средней части храма (без барабана и купола) при квадратном плане, как правило, соответствует ее размерам в плане, что связано с символикой храма, так как храм в целом символизирует собой земной мир, который по древним представлениям имеет кубическую форму, в отличие от небесной области, имеющей вид сферы. Притвор и алтарь могут быть меньшей высоты.

Форма плана традиционно бывает крестообразная, прямоугольная, круглая или восьмиугольная. Средняя часть может разделяться столпами на несколько нефов или, при их отсутствии, иметь зальную планировку. Размер центрального нефа предусматривается, как правило, большим, чем в боковых нефах.

Традиционными формами кровельного покрытия русских православных храмов являются купольная, позакомарная, шатровая, горкой кокошников, ярусная и щипцовая. Венчает храм глава луковичной, шлемовидной или иной формы с крестом наверху. Традиционное количество глав на многоглавых храмах – 3, 5, 7, 12, но может быть и иным. Как правило, количество глав бывает не меньшим, чем количество престолов в храме.

Строго каноничным является лишь отделение алтаря иконостасом, а варианты объемно-планировочных решений определяются церковно-канонической традицией, функциональными особенностями, конструктивным решением и градостроительной ситуацией размещения храма.

Размеры нефов, наличие столбов зависят от строительных материалов и конструкций. Традиционные для православных храмов кирпичные конструкции стен и сводов определяли размер пролета арок и сводов в пределах 6–9 м. Использование в конструкции покрытия монолитного железобетона или металлоконструкции в сочетании с торкрет-бетоном дает значительно больше возможностей в организации внутреннего пространства храма, в том числе бесстолпного. Наличие столпов в традиционном типе крестово-купольного храма обогащает его пространственную организацию, выделяет центральную, наиболее значимую часть храма, наполняет пространство символами. Однако бесстолпные храмы более просторны, в них богослужение могут беспрепятственно созерцать все молящиеся.

Здания приходских и монастырских храмов, а также отдельно стоящих храмов, расположенных в общественных комплексах, бывают, как правило, одноэтажными или с цокольным этажом (стилобатом), предназначенным для размещения помещений богослужебного и вспомогательного назначения. Кафедральные и монастырские соборы могут быть двухэтажными. При этом над алтарными частями храмов нижнего этажа не должно быть помещений иного назначения, кроме алтаря.

Под алтарями храмов верхнего этажа могут располагаться как алтари нижних храмов, так и некоторые помещения вспомогательного значения, например, ризницы.

Домовые церкви и церкви, встроенные в общественные здания учреждений медицинского и социального назначения, учебных заведений и пр. должны размещаться, как правило, на верхних этажах или таким образом, чтобы над алтарем не было помещений иного назначения.

В домовых церквах вместимостью до 100 человек высота всех частей церкви может быть одинаковой и соответствовать высоте этажа здания, в который встроена домовая церковь.

Объем зданий храмов в расчете на одного молящегося составляет, как правило, м3:

приходских храмов……4–6

соборов…………………6–8

(в зависимости от объемно-планировочного решения возможно увеличение или уменьшение указанных величин).

Главный вход в храм располагается, как правило, с западной стороны. Дополнительные входы могут быть и с южной, и северной стороны.

Нормали объемно­планировочных решений храмов

Ширину проёмов для основных входов в храм следует определять в зависимости от его вместимости с тем, чтобы обеспечить беспрепятственный выход людей из храма во время Крестного хода и при пожаре.

Проектом должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению безбарьерного доступа инвалидов и маломобильных групп населения согласно СНиП 35­01­2001.

Площадь части храма, где располагаются молящиеся, принимается из расчета 3 человека на 1 м2 без учета тех площадей, где люди не стоят: вокруг подсвечников, аналоя, «кануна», скамей для сидения немощных и других элементов оборудования храма, размещённых вдоль стен и вокруг столбов. Для размещения молящихся, как правило, используется от 70 до 90 % площади средней части храма в зависимости от его размера.

Общую площадь храма рекомендуется принимать из расчёта от 0,5 до 1 м2 на единицу вместимости храма без учёта солеи с клиросами и алтаря.

Алтарь, как правило, устраивается на возвышении по отношению к средней части храма на одну или несколько ступеней.

Габариты алтаря и подсобных помещений при нём в зависимости от функционального назначения храма и его вместимости устанавливаются заданием на проектирование.

Основные формообразующие элементы в построении объёмной композиции храма

Православный храм олицетворяет своеобразную модель Вселенной, образ мира. Основные формы, образующие пространственные модели храма, – куб, сфера, пирамида. Промежуточной формой между квадратом и кругом является восьмиугольник и его пространственная модель – восьмигранник. Квадрат и куб символизируют собой мир материальный, земной, временный; круг и сфера – мир духовный, божественный, вечный; восьмиугольник и восьмигранник, треугольник и пирамида – это фигуры инверсии, связывающие миры – материальный и духовный.

Основные формообразующие плановую структуру фигуры – это прямоугольник (квадрат), восьмиугольник, круг и полукруг. Их сочетания, в том числе по внутреннему и внешнему контурам, и их модификации могут дать бесконечное количество плановых композиций.

Построение объёмной композиции храма

Объемная композиция храма строится на основе функциональных требований богослужения и символики отдельных частей и элементов храма, связанной с догматикой православия. Влияние оказывают и другие факторы, рассмотренные в начале публикации. В основе объёмной композиции храма лежит его ядро – средняя часть с алтарём, являющиеся необходимыми элементами православного храма. Средняя часть храма согласно символике означает Землю, что традиционно выражается кубической формой. Венчающая часть выбирается исходя из различных требований (шатровая, купольная, скатная, позакомарная одноглавая или многоглавая, типа «восьмерик на четверике», «иже под колоколы» и т.д.).

Если заданная вместимость храма диктует габариты средней части более 10–15 м, то центральное ядро окружается дополнительными ячейками (в зависимости от выбранной архитектурной композиции одинаковой или пониженной высоты) со всех сторон, только с западной или только с северной и южной сторон. При заполнении угловых ячеек одинаковой или пониженной высоты получается традиционный крестово-купольный храм с четырьмя опорами, выделяющими центральное ядро храма и несущими центральную главу. В угловых ячейках могут быть устроены дополнительные главы. С восточной стороны могут быть пристроены дополнительные апсиды, образующие трёхапсидный центральный алтарь или образующие самостоятельные алтари приделов. Высота алтарных апсид может соответствовать высоте центральной части храма или быть пониженной в зависимости от требований архитектурной композиции интерьера и внешнего вида храма.

С западной стороны может быть пристроена трапезная часть, являющаяся развитым притвором, как правило, пониженной высоты по сравнению с центральной частью храма. Ширина трапезной части может соответствовать ширине храма, быть больше или меньше неё. Трапезная часть может также охватывать среднюю часть храма с трёх сторон (кроме восточной), образуя крытое или открытое гульбище. Вход в притвор (трапезную часть) может осуществляться непосредственно с улицы или через пристроенный объём открытой или закрытой паперти. Паперти могут быть пристроены как с одной западной стороны, так и с северной и южной или с одной из них в зависимости от градостроительных особенностей или планировочных решений храма.

Звонница (колокольня) может быть как отдельно стоящая, так и пристроенная. Наиболее характерным случаем является колокольня над притвором, но могут быть и другие приёмы, применение которых зависит от архитектурной композиции всего храма.

Чаще всего применяется симметричная в своей основе архитектурная композиция храма, но могут быть и асимметричные композиции, диктуемые особенностями участка или поставленной архитектором задачей создания выразительного образа. Нежелательна нарочитость асимметричных решений, навеянная современной архитектурой светских сооружений, помня о том, что храм есть образ Божий и образ человека, созданного по Его образу и подобию, т.е. симметричность в целом с некоторыми асимметричными деталями, исключающими сухость образа храма.

Основными принципами построения архитектурной композиции православного храма являются:

— главенство внутреннего пространства храма, его интерьера над внешним обликом;

— построение внутреннего пространства на гармоничном равновесии двух осей: горизонтальной (запад–восток) и вертикальной (земля–небо);

— иерархичность построения интерьера с главенством подкупольного пространства.

Архитектор Кеслер М.Ю.

Множество капелл и нефов освещены сиянием золотого убранства, поражает великолепием ризница, по-прежнему крепки старинные колонны.

Справа находилась ризница из темного дерева; высокий, изможденный священник уже надел почти все облачение; стихарь из тонких кружев ждал маленького певчего; рядом стояла сестра-монахиня.

Правда, существуют в Париже такие клоаки поэзии, как промозглая церковная ризница, где молитвы отсчитывают и продают, будто бакалейный товар, да лавчонка перекупщицы, где развешанное у входа тряпье умерщвляет все наши иллюзии жизни, показывая человеку, чем кончаются его радости, — но если не считать их, этих двух клоак, контора стряпчего — самое мерзкое из всех мест социального торга.

Какой неудобной была эта маленькая ризница: драма мисс Темплтон требовала больше места. — Если бы только я не так любила тебя!

Одни были убеждены, что им грозит смерть от холода в обновленном здании, где не было никакой защиты от сквозняков, гуляющих по нефу, другие возражали против того, что теперь ризница а, следовательно, и они сами — оказались на виду; это мешает сосредоточиться, полагали они, мешает слушать с должным вниманием и может привести к неверным толкованиям.

Мэгги наконец получила возможность сесть — что она и сделала, радуясь тому, что ризница слишком мала, чтобы вместить также и подружек невесты.

Дверь с силой распахнулась; священник вошел быстрой, энергичной походкой, и ризница заполнилась шумом его шагов.

Порталы украшались резьбой, росписью, лепникой, изразцами; изразцы – облицовочные плитки из обожженной глины, покрытые, как правило, глазурью; прапор – значок, знамя, флюгер, которым завершались башни крепостей и кремлей; прясло – отрезок крепостной стены между двумя башнями; ризница – помещение при церкви дл хранения утвари и одежды; балясина – фигурная стойка, из которой делают ограждения балконов, гульбищ, галерей и др.; бочка – один из видов деревянных зданий, имеющей в разрезе форму луковицы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *