3 эмоция

Тест 17. Эмоции

1. Эмоции – это такое отражение в форме переживаний приятного и неприятного процессов и результатов практической деятельности, как:

а) непосредственное;

б) опосредованное;

в) сознательное;

г) рациональное.

2. Эмоции нельзя охарактеризовать как психические реакции, которые отношение субъекта к жизненным обстоятельствам:

а) выражают;

б) отражают;

в) представляют собой;

г) определяют.

3. В том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды, выражается функция чувств:

а) экспрессивная (выразительная);

б) сигнальная;

в) регуляторная;

г) интерферирующая.

4. Переживание субъектом соответствия или несоответствия актуальной потребности и реального или воображаемого объекта, способного или неспособного ее удовлетворить, называется:

а) когницией;

б) эмоцией;

в) акцией;

г) имажинацией.

5. Образ воображаемого объекта, с которым сопряжено переживание того, что этот объект ранее не встречался в опыте субъекта, называется:

а) когницией;

б) эмоцией;

в) акцией;

г) имажинацией.

6. Эмоциональные процессы и состояния в жизни организма выполняют функцию(и):

а) только приспособительную;

б) только мобилизационную;

в) только приспособительную и интегративную;

г) приспособительную, мобилизационную и интегративную.

7. Эмоциональное регулирование поведения– иерархическая система, включающая уровень:

а) полевой реактивности;

б) стереотипов и штампов;

в) эмоционального контроля;

г) социального регулирования.

8. В античности эмоциональные процессы рассматривались как особый вид:

а) познания;

б) переживания;

в) эмпатии;

г) предвидения.

9. Периферическую теорию эмоций выдвинул(и):

а) У. Кеннон;

б) У. Джемс и Н.Н. Ланге;

в) Ф. Бард;

г) Ч. Дарвин.

10. Утверждают, что человек не потому смеется, что ему смешно, а человеку потому смешно, что он смеется, представители теории эмоции:

а) информационной;

б) кибернетической;

в) периферической;

г) когнитивной.

11. Эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями согласно теории эмоций:

а) информационной;

б) периферической;

в) кибернетической;

г) когнитивной.

12. Неразрывно связывает эмоции человека с инстинктами биологическая теория эмоций, разработанная:

а) П.В. Симоновым;

б) Ч. Дарвиным;

в) У. Джемсом;

г) К. Изардом.

13. Первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются изменения физиологического характера, происходящие в организме согласно теории:

а) Кеннона – Барда;

б) Джемса – Ланге;

в) К. Изарда;

г) П.К. Анохина.

14. То, что эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения порождаются одновременно и их источником является гипоталамус, утверждает теория эмоций:

а) Кеннона – Барда;

б) Джемса – Ланге;

в) К. Изарда;

г) П.В. Симонова.

15. Положительное эмоциональное переживание возникает, когда реальные результаты деятельности соответствуют ожидаемым, а отрицательное– когда не соответствуют, согласно теории:

а) П.К. Анохина;

б) когнитивного консонанса;

в) когнитивного диссонанса;

г) Ч. Дарвина.

16. Сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций, является уязвимым местом:

а) биологической концепции эмоций Ч. Дарвина;

б) биологической теории эмоций П.К. Анохина;

в) информационной теории эмоций П.В. Симонова;

г) теории эмоций Джемса – Ланге.

17. Эмоции как отражение мозгом высших животных и человека величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент рассматриваются:

а) в биологической концепции эмоций Ч. Дарвина;

б) в биологической теории эмоций П.К. Анохина;

в) в информационной теории эмоций П.В. Симонова;

г) в теории эмоций Джемса – Ланге.

18. Эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира рассматриваются:

а) в биологической концепции эмоций Ч. Дарвина;

б) в биологической теории эмоций П.К. Анохина;

в) в информационной теории эмоций П.В. Симонова;

г) в теории эмоций Джемса – Ланге.

19. Теория дифференциальных эмоций Изарда рассматривает фундаментальные эмоции как базовые структуры:

а) мышления;

б) сознания;

в) памяти;

г) воображения.

20. Трактовка эмоций в терминах эффекторно-аффекторной стимуляции предложена в концепции:

а) Джемса – Ланге;

б) П.К. Анохина;

в) П.В. Симонова;

г) Кеннона – Барда.

21. Возникновение эмоций обусловлено процессами формирования и удовлетворения потребностей и влечений, с точки зрения:

а) У. Джемса;

б) Н.Н. Ланге;

в) П.К. Анохина;

г) П.В. Симонова.

22. С.Л. Рубинштейн утверждает, что эмоции выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности как проявления:

а) уровня потребностей личности;

б) формы потребностей личности;

в) свойства потребностей личности;

г) механизма потребностей личности.

23. Эмоции непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности, по мнению:

а) Л.С. Рубинштейна;

б) П.В. Симонова;

в) А.Н. Леонтьева;

г) П.Я. Гальперина.

24. С точки зрения У. Джемса, причиной эмоций являются реакции:

а) только вазомоторные;

б) только мышечные;

в) только висцеральные и вазомоторные;

г) вазомоторные, висцеральные и мышечные.

25. Эмоции как способ понимания и «превращения» мира трактовал:

а) У. Джемс;

б) Ж.П. Сартр;

в) З. Фрейд;

г) И.М. Сеченов.

26. Связь между общностью анатомо-физиологических особенностей организма и внешним выражением эмоций установил:

а) В. Вундт;

б) Ч. Дарвин;

в) У. Джемс;

г) У. Кеннон.

27. Не органические процессы вызывают эмоции, а эмоции и органические процессы порождаются одновременно единым источником теории согласно теории:

а) Ч. Дарвина;

б) В. Вундта;

в) Джемса – Ланге;

г) У. Кеннона.

28. По Э. Титченеру, различие между эмоциями и ощущениями состоит в том, что к эмоциям неприложим параметр:

а) модальности;

б) длительности;

в) ясности;

г) интенсивности.

29. Основанием разделения эмоций на стенические и астенические является (ются):

а) мобилизация ресурсов организма;

б) потребности;

в) сила и длительность проявлений;

г) знак.

30. Эмоции на стенические и астенические делил:

а) Ч. Дарвин;

б) Г. Гегель;

в) И. Кант;

г) У. Джемс.

31. Критерием разделения эмоций на низшие и высшие является(ются):

а) мобилизация ресурсов организма;

б) потребность;

в) сила и длительность проявлений;

г) знак.

32. Основанием разделения психических состояний на интеллектуальные, волевые и эмоциональные является(ются):

а) роль личности и ситуации в возникновении эмоций;

б) доминирующие (ведущие) компоненты;

в) время протекания;

г) степень глубины.

33. Переживание удовлетворения потребности в чем-либо называется:

а) интересом;

б) радостью;

в) удивлением;

г) недоумением.

34. Переживание утраты, невозможность удовлетворить потребность в чем-либо – это:

а) горе;

б) стыд;

в) гнев;

г) страх.

35. Переживание собственной неспособности оказаться на высоте тех требований, которые человек предъявляет к самому себе, переживание неудовлетворенности собой – это:

а) горе;

б) стыд;

в) гнев;

г) страх.

36. Показателем аффекта является:

а) незначительное изменение сознания;

б) нарушение контроля воли за своими действиями;

в) сохранение самообладания;

г) сохранение контроля воли за своими действиями.

37. Самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека, называется:

а) собственной эмоцией;

б) аффектом;

в) настроением;

г) чувством.

38. Процесс передачи эмоционального состояния между индивидами на уровне их первой сигнальной системы, т. е. без решающего смыслового влияния, называется:

а) внушением;

б) идентификацией;

в) заражением;

г) подражанием.

39. Характерологическая особенность человека, заключающаяся в повышенной чувствительности, называется:

а) мнительностью;

б) эмпатией;

в) сензитивностью;

г) тревожностью.

40. Предрасположенность к повышенной эмоциональной возбудимости– это:

а) гипертония;

б) гипертомия;

в) гипомания;

г) гипермнезия.

41. Чрезмерное эмоциональное возбуждение определяется как:

а) гипероспия;

б) гипертомия;

в) гиперкинез;

г) гипергия.

42. То, что общий эмоциональный запас эмоциональности, эмоциональных реакций человека в данный период его онтогенеза относительно постоянен и проявление эмоций зависит от интенсивности эмоциональных ситуаций и их количества, утверждает закон:

а) Эммерта;

б) эмоциональной константности;

в) экономии;

г) оптимума мотивации.

43. Достижение эффекта (цели) вызывает положительную эмоцию в форме чувства эффективности: достигнув ожидаемого результата, человек как бы получает подкрепление в виде положительных эмоций согласно концепции:

а) кумулятивной причины;

б) кумулятивно-факторной причины;

в) «мотивации эффекта»;

г) Йеркса – Додсона.

44. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются чувствами:

а) моральными;

б) интеллектуальными;

в) эстетическими;

г) практическими.

45. Сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им, называется:

а) аффектом;

б) страстью;

в) настроением;

г) чувством.

46. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, влияющее на всю личность, характеризующееся бурным протеканием, изменением сознания и нарушением волевого контроля, – это:

а) аффект;

б) страсть;

в) фрустрация;

г) стресс.

47. Состояние возрастающего эмоционального напряжения, которое возникает в конфликтных ситуациях, препятствия, связанные с сильной мотивацией – угрозой для благополучия личности, – это:

а) аффект;

б) фрустрация;

в) настроение;

г) стресс.

48. Устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему «Я» в разных ситуациях характеризуется такое его эмоциональное состояние, как:

а) настроение;

б) стресс;

в) тревога;

г) гнев.

49. То, что в организме человека (как и у животных) постоянно накапливается энергия агрессивности, которая периодически разряжается, считает:

а) З. Фрейд;

б) К. Лоренц;

в) В. Мак-Дауголл;

г) Дж. Доллард.

50. Состояния, содержанием которых является непреодолимая боязнь конкретных ситуаций, предметов, существ или неопределенный беспредметный страх, называются:

а) аффектом;

б) фобиями;

в) стрессом;

г) фрустрацией.

51. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется:

а) рефлексией;

б) идентификацией;

в) эмпатией;

г) симпатией.

52. Положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределенна – это…

а) интерес;

б) радость;

в) удивление;

г) склонность.

53. Положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний и мотивирующее обучение – это…

а) желание;

б) влечение;

в) интерес;

г) радость.

54. Не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства, тормозящая все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект – это…

а) интерес;

б) радость;

в) удивление;

г) влечение.

55. Отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным – это…

а) гнев;

б) страх;

в) страдание;

г) стыд.

56. Отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта – это…

а) гнев;

б) страх;

в) страдание;

г) отвращение.

57. Отрицательное эмоциональное состояние, протекающее, как правило, в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности – это…

а) гнев;

б) фрустрация;

в) страдание;

г) агрессия.

58. Действия, направленные на причинение вреда (физического, морального и пр.) другому человеку – это…

а) гнев;

б) презрение;

в) враждебность;

г) агрессия.

59. Отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства – это…

а) отвращение;

б) презрение;

в) непонимание;

г) гнев.

60. Негативное влияние стресса на организм человека — …

а) апатия;

б) истощение;

в) усталость;

г) дистресс.

60. Отрицательных эмоциональных состояний, переживаемых людьми…

а) примерно столько же, сколько и положительных эмоциональных состояний;

б) больше, чем положительных эмоциональных состояний;

в) меньше, чем положительных эмоциональных состояний;

г) ровно столько же, сколько положительных эмоциональных состояний.

61. Отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей – это…

а) когнитивный диссонанс;

б) неприятная новость;

в) страх;

г) страдание.

62. В отличие от эмоции ………., вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию ……….., располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного) прогноза.

а) страдания/страха;

б) страха/страдания;

в) стыда/страдания;

г) страха/стыда

63. ……, если он(о) сочетается с ……, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется …….., а ………… — желанием «избавиться от кого-либо или чего-либо».

а) отвращение/гневом/отвращением/гнев

б) гнев/отвращением/гневом/отвращение

в) отвращение/гневом/гневом/отвращение

г) гнев/отвращением/отвращением/гнев

64. Деперсонализация является одним из вероятных следствий…

а) гнева;

б) презрения;

в) удивления;

г) страха.

65. Отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике – это…

а) отвращение;

б) гнев;

в) презрение;

г) вина.

Одним из проявлений ВНД являются эмоции. Они представляют собой реакции организма на воздействия внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску. С помощью эмоций определяется личностное отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Эмоции — один из ведущих механизмов регуляции адаптивной и психической деятельности организма. Эмоциональные состояния реализуются в определенных поведенческих реакциях.

Эмоции возникают на этапе оценки вероятности удовлетворения или неудовлетворения возникших потребностей, а также при удовлетворении этих потребностей.

Биологическое значение эмоций состоит в выполнении ими сигнальной и регуляторной функций.

Сигнальная функция эмоций заключается в том, что они сигнализируют о полезности или вредности данного воздействия, успешности или неуспешности выполняемого действия. Приспособительная роль этого механизма заключается в немедленной реакции на внезапное воздействие внешнего раздражения, поскольку эмоциональное состояние мгновенно вызывает ярко выраженные переживания определенной окраски. Это приводит к быстрой мобилизации всех систем организма к осуществлению ответной реакции, характер которой зависит от того, сигналом полезного или вредного воздействия на организм служит данный раздражитель. Таким образом, воздействия, исходящие как из внешней среды, так и от самого организма, приводят к возникновению эмоциональных переживаний, дающих общую качественную характеристику воздействующему фактору, опережая его более полное, детальное восприятие.

Регуляторная функция эмоций проявляется в формировании активности, направленной на удовлетворение возникших потребностей, также на усиление или прекращение действия раздражителей, т. е. в реализации механизмов адаптации организма к непрерывно меняющимся условиям среды. Неудовлетворенные потребности организма обычно сопровождаются эмоцией, носящей неприятный характер. Удовлетворение исходной потребности, как правило, сопровождается приятным эмоциональным переживанием. Возникновение положительных эмоций при удовлетворении потребности характеризует успех поиска для достижения цели, что ведет к прекращению дальнейшей поисковой деятельности. С другой стороны, неоднократное удовлетворение тех или иных потребностей, сопровождающееся субъективно приятными эмоциональными переживаниями, приводит к тому, что в дальнейшем организм стимулируется к целенаправленной деятельности представлением о будущей положительной эмоции. Этот второй стимулирующий момент целенаправленного мотивационного поведения — результат общения и поэтому приобретает особое значение в дальнейшем поведении человека и животного.

Виды эмоций

Эмоции делят на положительные и отрицательные. Положительные эмоции определяют такое состояние организма, которое характеризуется активными усилиями животного и человека, направленными на сохранение и усиление этого состояния. Отрицательные эмоции проявляются в усилиях, направленных на устранение неблагоприятного состояния организма, вызванного неудовлетворением потребности или воздействиями вредоносного фактора. Положительные и отрицательные эмоции играют существенную роль в приспособительном поведении.

Эмоции делят также на низшие и высшие. Низшие эмоции более элементарны, связаны с органическими потребностями животных и человека и подразделяются на два вида:

  • гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза организма и носящие всегда отрицательный характер;
  • инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями.

Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и идеальных потребностей (интеллектуальных, моральных, эстетических и др.). Эти более сложные эмоции развивались на базе сознания и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.

Различают эмоции стенические — вызывающие активную деятельность и астенические — снижающие активность. По длительности и степени выраженности различают эмоции настроения, страсти, аффекта.

Эмоции

Теории эмоций

Биологическая теория эмоций (П,К,Анохин). В основу этой теории эмоций положена концепция функциональной системы: эмоция связана с появлением потребности, которая может сопровождаться отрицательной эмоцией и устранением ее, в результате чего возникает положительная эмоция, то есть входит в состав афферентного синтеза, а также имеет место в структуре акцептора результата действия.

Суть этой теории заключается в том, что положительные эмоции при удовлетворении какой-либо потребности возникают только в том случае, когда параметры реально полученного результата точнейшим образом совпадают с параметрами предполагаемого результата, запрограммированного в акцепторе результатов действия. В таком случае возникает реакция согласования, которая субъективно сопровождается чувством удовлетворения, положительными эмоциями. Если параметры реально полученного результата не совпадают с запрограммированными в акцепторе результатов действия, это сопровождается чувством неудовлетворения, беспокойства — отрицательными эмоциями. Это приводит к формированию ориентировочно-исследовательской реакции и к формированию новой комбинации эффекторных возбуждений, необходимых для организации нового полноценного периферического акта, который обеспечит получение результата, параметры которого совпадают с запрограммированными в акцепторе результатов действия.

Потребностно-информационная теория эмоций (П,В,Симонов), согласно которой в основе появления эмоции лежат потребность и информация, необходимая для ее достижения. Для понимания их соотношения он предложил формулу Э = П(Ин-Ис), где Э – эмоция, ее степень, качество и знак, П – сила и качество потребности, Ин – информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности, Ис – информация о существующих средствах, которыми реально располагает субъект. Если объем информации недостаточен для удовлетворения потребности, возникает отрицательная эмоция, если достаточен – возникает положительная эмоция в результате удовлетворения потребности.

Возникновение эмоций в мозге

В соответствии с теорией И. Пейпеца возникновение эмоций обусловливается лимбической системой. Кортикальные эмоциональные процессы возникают в гиппокампе, оттуда импульсы идут в маммилярные тела, затем в передние ядра гипоталамуса и в поясную извилину (круг Пейпеца). Эмоциональная окраска психических процессов создается распространением этих импульсов на другие области коры. Рецептивной областью эмоциональных переживаний является поясная извилина. Целостность этой цепи представляет собой механизм, организующий переживание и выражение эмоций. Эмоции возникают либо сначала в коре, откуда импульсы поступают в «круг” через гиппокамп, либо в результате возбуждения гипоталамуса, и тогда кору поясной извилины следует рассматривать как воспринимающую область для эмоциональных ощущений в результате приходящих из гипоталамуса импульсов. Лимбическую систему рассматривают как «висцеральный мозг”. Считают, что именно здесь происходит интеграция воспринимаемой информации, получаемой от всех структур тела, в том числе от скелетной мускулатуры и внутренних органов, и формирование определенных эмоциональных состояний.

В настоящее время принято считать, что нервным субстратом эмоций является лимбико-гипоталамический комплекс. Включение гипоталамуса в эту систему обусловлено тем, что множественные связи гипоталамуса с различными структурами головного мозга создают физиологическую и анатомическую основу для возникновения эмоций.

Новая кора на основе взаимодействия с другими структурами, особенно гипоталамусом, лимбической и ретикулярной системами, а также между различными областями самой новой коры, несомненно, играет важную роль в субъективной оценке эмоциональных состояний.

Эмоциональные состояния являются важной формой адаптационных реакций организма, и играют огромную роль в создании условий для более широкого и более совершенного приспособления животных и человека к окружающим условиям.

Нейроанатомические основы эмоций.

Эти сведения появились благодаря деятельности американского невропатолога Джеймса Пепеца, который изучая больных с поражениями гипокампа и поясной извилины, выдвинул гипотезу существования целой системы, обеспечивающей эмоции, которая была названа «лимбической системой». Она включает в себя:

  • поясную извилину
  • гипокамп
  • гипоталамус
  • таламус
  • прозрачную перегородку (между полушариями)

Вместе они образуют замкнутую систему или лимбический круг, благодаря взаимосвязям между собой. сточником возбуждения этой системы является гипоталамус, сигналы от которого следуют в нижележащие отделы, активизируя вегетативные и моторные компоненты эмоциональной реакции. От него возбуждение передается на поясную извилину через таламус.

Поясная извилина является субстратом эмоциональных переживаний, имеет специальные входы для эмоциональных стимулов, похожие на то, что имеет сенсорная кора. Сигнал от поясной извилины через гипокамп направляется в сосцевидные тела гипоталамуса, оттуда на прозрачную перегородку, а затем опять на поясную извилину. Таким образом, существует некая замкнутая система взаимосвязей.

Помимо этих структур, эмоциогенные свойства обнаруживают височная кора и миндалина. Так удаление миндалины приводит к изменению эмоционального состояния. В экспериментах, проведенных Прибрамом на макаках-резус, при удалении миндалины у самца-вожака, наблюдалась полная утрата агрессивности, в результате чего этот самец полностью потерял свое место в зоосоциальной иерархии и превратился в запуганное, покорное животное.

Электрическое раздражение миндалины вызывает эмоции страха, гнева, ярости, редко удовольствия. По мнению ряда исследователей, эмоциональные функции миндалины реализуются на сравнительно более поздних этапах осуществления поведенческого акта. После того, как актуализировались потребности и уже трансформировались в определенное эмоциональное состояние. В этом случае миндалина способна выбрать из конкурирующих эмоций ту, которая значима, если таковые есть.

Серьезные эмоциональные нарушения возникают в связи с повреждением лобных отделов коры головного мозга, в частности развивается эмоциональная тупость, растормаживание низших эмоций и влечений. Удаление (двухстороннее) височных полюсов у обезьян приводи к развитию чувства страха.

Лимбическая кора контролирует эмоциональную выразительность, интонацию речи. Важную роль в обеспечении эмоций играет полушарная асимметрия. Так, например, временное отключение левого полушария электросудорожным ударом, вызывает в эмоциональной сфере правополушарного человека сдвиг в сторону отрицательных эмоций.

Брагина и Доброхотова установили, что больные с поражением левого полушария более тревожны и озабочены, а правого полушария – более легкомысленны и беспечны.

Физиологическое выражение эмоций. Эмоции выражаются не только в двигательных реакциях, но и на уровне тонического напряжения мышц. Лица, страдающие от различных конфликтов и, особенно с невротическими отклонениями, характеризуются большей скованностью движений, чем другие. Многие психотерапевтические приемы связаны со снятием этой напряженности, например, методы релаксации и аутогенной тренировки. Они учат расслабляться, в результате чего уменьшается раздражительность, тревожность и связанные с ними нарушения.

Важным компонентом эмоций являются изменения активности вегетативной нервной системы: изменение сопротивления кожи, гормональный и химический состав крови.

Особую группу эмоциональных реакций составляют изменение биотоков головного мозга. Эмоциональные состояния человека находят отражение в ЭЭГ в изменении соотношения ритмов: ά, β, θ и δ. Изменение ЭЭГ, характерные для эмоций, наиболее отчетливо возникают в лобных областях.

Эмоции в психологии это? Эмоции людей список. Аффекты. Чувства. Настроение. Определения. Структура переживаний. Секс и оргазм. Порождение эволюции.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В этой статье мы препарируем важный психический элемент – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ. Казалось бы, у всех этот феномен на слуху и представляется чем-то знакомым, простым. Однако, денотат этого выражения в научной картине мира несколько отличается от денотата в наивной модели мира, распространенной повсеместно. Для того, чтобы исключить ложное толкование языковой конструкции — эмоциональные переживания, я постараюсь простым языком рассказать о сути явления. Итак, приступим.

Содержание

Блок 1. Эмоции в психологии. Что такое эмоциональные переживания?

Начнем с определения.

Эмоциональное переживание — это психический процесс, протекающий в форме переживания, отражает субъективную значимость событий для жизнедеятельности человека, оценку явлений физического и собственного психического миров.

У многих существует сложившееся представление о том, что ключом к разгадке механизма, действительно запускающего социальную целенаправленную деятельность человека, являются инстинкты, потребности, мотивы, желания. А где расположены эмоциональные переживания? Присутствуют ли они в механизме запуска поступков?

ВИДЕО «Переговоры с сетевым клиентом. Что говорить в жестких переговорах?!»

Блок 2. Эмоции в психологии. Структура переживаний.

Сейчас мы с Вами рассмотрим составляющие эмоциональных переживаний на примере с секретаршей.

2.1. Субъективное эмоциональное переживание.

Секретарша разливает минеральную воду руководителям двух компаний перед предстоящими переговорами. И в этот момент, возможно, она волнуется. Настроение у нее не самое лучшее. Секретарша испытывает беспокойство при автобиографических воспоминаниях. Возможно она переживает конфликт с коллегой накануне и поэтому находится в контексте «там и тогда» вместо того, чтобы быть «здесь и сейчас». Такое состояние является легким трансом.

2.2. Совокупная реакция организма.

В связи с воспоминаниями у секретарши увеличивается частота сердечных сокращений, возникают небольшие задержки дыхания. Она в состоянии легкого стресса. Этому сопутствует повышенный тонус мышц плечевого пояса. В результате рука у секретарши «дрогнула», и вода оказывается не внутри стакана, а на столе переговоров, где разложены документы.

2.3. Внутренний монолог, сопровождающий эмоцию.

У секретарши моментально происходит смена внутреннего монолога. Она говорит себе примерно следующее: «Какая я растяпа, что же теперь будет, как это неловко перед гостем и своим боссом.»

2.4. Двигательные реакции на лице, теле.

У секретарши можно наблюдать сенсомоторные реакции, брови поднимаются вверх, губы «скривились», она побледнела, зрачки сузились. Общий мышечный тонус увеличился. Возникает моментальная телесная реакция на стресс.

2.5. Генерализованная эмоциональная реакция.

Секретарша испытывает коктейль из смешанных переживаний: стыд, страх, гнев на себя.

2.6. Штампованные действия, сопровождающие эту эмоциональную реакцию.

Секретарша начинает извиняться «угнетенным» голосом, старается сгладить ситуацию. Ищет салфетки и пытается просушить лужицу воды на столе.

Все эти составляющие проявляются практически одновременно. Каждая из них не является самостоятельной, и они оказывают воздействие друг на друга. Переживая сильную эмоцию, в теле человека запускаются процессы соответствия данному переживанию. Организм становится готов к деятельности. Затем эмоция затухает и тело человека возвращается в обычное состояние.

Все психические процессы покрыты «изоляцией» эмоциональных переживаний.

Блок 3. Эмоции в психологии. Формы переживаний.

Эмоциональные переживания включают в себя аффекты, чувства, настроения и собственно эмоции.

3.1. Эмоции в психологии. Аффект.

АФФЕКТ Это высокоинтенсивная, кратковременная эмоциональная вспышка, как реакция на конкретный раздражитель, протекает в форме гнева, ярости, ужаса, восторга, отчаяния.

Аффект – это самая мощная эмоциональная реакция. Подобная эмоциональная реакция захватывает все содержание психической деятельности человека. Возникает непреодолимое желание у субъекта реализоваться в действиях, чтобы «разрядить» настолько мощное внутреннее напряжение. Субъект «канализирует» аффект, «разжимает пружину».

Статья «Как справиться с раздражением? Техника управления гневом.»

Волевой контроль деятельности при аффекте становится минимальным. Возбуждение настолько мощное, что человек способен, например, во время паники совершать абсолютно бессмысленные элементарные движения или наоборот входить в состояние оцепенения. Внимание при этом становится узко сфокусированным, поле сужается, переключаемость замедляется, вплоть до остановки. В этот период «достучаться» до человека сложно, если только использовать мощный раздражитель. Этого бывает иногда достаточно, чтобы внимание человека переключилось. Во время аффекта возбуждение генерализованно, тем не менее осознание своих поступков присутствует, но незначительно. А вот способность к волевой деятельности может варьировать от полной неспособности к полноценному контролю. Это связано с особенностями протекания эмоциональных процессов и уровнем развития волевых характеристик.

Статья «Как управлять гневом и раздражением? Дыхание при стрессе.»

3.2. Эмоции в психологии. Чувства.

ЧУВСТВА Это длительное эмоциональное переживание с выраженным предметным характером, всегда осознаваемое и социализированное.

Чувства в отличие от эмоций возникают и формируются в течении социальной жизни и обусловлены влиянием социальных факторов. Человек стремиться находиться в комфорте, это естественно для него. Соответственно избегать тех ситуаций, которые вызывают негативные чувства. При этом одно и то же событие у одного человека вызовет неприятие, а другого одобрение. Это связано с тем, что чувства определяются убеждениями, верованиями, ценностными установками. Также можно разделить в зависимости от предмета чувства на нравственные, социально-общественные, интеллектуальные, эстетические.

3.2.1. Нравственные чувства переживаются человеком, когда он сталкивается с социальными явлениями, и сравнивает их со своими представлениями о нормах, принятых в обществе. Нравственные правила формируются как опорные компоненты мировоззрения в процессе развития человека, его воспитания, и опосредуются существующими именно в данном «родном» социуме коллективными, общими нормами поведения формального либо неформального характера. К нравственным чувствам относят долг, гуманность, любовь, сочувствие, дружбу, сопереживание, патриотизм. К безнравственным чувствам относят эгоизм, жадность, алчность, жестокость, высокомерие.

3.2.2. Социально-общественные чувства определяются через отношение индивида к стране, к общественным организациям, властным структурам, к политической ситуации в мире, в государстве, к людям другой национальности и вероисповедания, к компании, где работает человек, к коррупции в силовых структурах и т.д. Данные чувства являются мощнейшей силой, когда они объединены общим выражением большого количества людей. Контроль и управление данными чувствами это не просто задача, а необходимость со стороны любой власти.

3.2.3. Интеллектуальные чувства – это все переживания человека, связанные с познавательной деятельностью. Какая-то проблемная ситуация запускает подобные чувства. Сама познавательная деятельность определяется этими чувствами, они ее усиливают, развивают, определяют скорость, продуктивность, содержание, точность. К ним относятся – удивление, любознательность, чувство огорчения при неудачах в поиске решения, чувство восторга при озарениях, чувство сомнения при оценке приводимых аргументов во время переговоров.

3.2.4. Эстетические чувства отражают эмоциональное отношение человека к искусству, к красоте окружающего мира, к гармонии явлений, к переливам музыкальных композиций. Люди испытывают восхищение, наслаждение, восторг, радость или отвращение, презрение, тоску и пр. Это проявляется в ситуациях чтения художественных произведений, прослушивания концерта классической музыки, просмотра картин великих художников.

Подобное разделение является условным, поскольку чувства пересекаются, объединяются, формируют целые комплексы чувств. Высшим проявлением чувств является страсть. Это сложный ансамбль эмоциональных состояний, связанный с конкретным предметом или видом деятельности. Страсть доминирует над всеми остальными чувствами и предопределяет всю целевую деятельность человека.

3.3. Эмоции в психологии. Настроение.

НАСТРОЕНИЕ Это фон переживаний, на котором осуществляется жизнедеятельность человека, интенсивность низкая, связь с конкретным предметом отсутствует.

Наиболее естественным эмоциональным состоянием является настроение человека. Данное переживание характеризует жизненную ситуацию на текущем временном этапе. Настроение может быть спокойным, веселым, печальным, угрюмым, подавленным, оптимистичным, позитивным. Причины настроения субъекты часто пытаются найти там, где их нет. Человек склонен рационализировать, объяснять явления видимыми аспектами причинно-следственных связей. Тогда как именно скрытая часть, недоступная для непосредственного наблюдения предопределяет формирование настроение.

Процессы, протекающие вне сознательного контроля, такие как состояние гомеостаза, гуморальный фон, болезни, отклонение щелочного, водно-солевого балансов, электрическая активность головного мозга, недостаток микроэлементов, основных питательных веществ и подобное, наиболее значимым образом определяют настроение человека. Это не означает, что настроение почти не связано с ситуациями, возникающими в процессе межличностного общения. Любое обстоятельство способно изменить настроение человека, если порог восприимчивости низкий. Даже взгляд человека, идущего навстречу по улице может испортить настроение на весь день, если произвести оценку и классифицировать его, как негативный (статья «Общая семантика Альфреда Коржибски. Карта не равна территории.»)

В следующей статье мы с Вами внимательно рассмотрим, что представляют собой собственно эмоции человека.

Статья «Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии.»

Блок 4. Эмоции в психологии. Секс и оргазм.

Выживание в биологическом мире популяции живых существ определяется возможностью и способностью воспроизвести потомство. Секс в человеческом обществе занимает по своей важности одну из ключевых позиций. Эта тема беспощадно эксплуатируется имплицитно и эксплицитно если не во всех проявлениях социальной жизни, культуры, то безусловно в значительном ее количестве. Сам по себе секс не является бесспорно интересным актом на протяжении жизни. С позиции механики для большинства людей он достаточно примитивен, вне зависимости от партнера. Однако, природой предусмотрено получение оргазма, «эмоциональной бури», «острого наслаждения» во время секса, который по эволюционному сценарию приводит к оплодотворению яйцеклетки, последующему развитие плода и появлению нового субъекта на «белом свете».

Статья «Как женщина выбирает мужчин? Стратегия и тактика поведения.»

И в этом большая «мудрость» естественного отбора, который отсек менее совершенные механизмы сотворения жизни человека! Ведь сама потребность воспроизводства себе подобных через копуляцию без соотнесения с оргазмом не будет реализована надежным способом. Это не значит, что люди перестанут без оргазма размножаться. Все-таки данная потребность человеком осознается.

А лично ВАМ будет достаточно лишь рассудочного решения, чтобы заняться поиском подходящего партнера для размножения, осуществления соответствующих «привлекающих» действий и совершения полового акта? Готов ли человек, действующий как рациональный агент, расходовать в течении многих лет огромное количество личной энергии на поддержание, обеспечение, повышения качества жизни своего одного ребенка, двух, трех? Не приведет ли отсутствие оргазма к тому, что процесс воспроизведения себе подобных для людей станет формальной процедурой, от которой желательно увильнуть?

Статья «Каких женщин выбирает мужчина? Инстинкты мужчин. Виды мужчин.»

Мотивом сексуального поведения является стремление получить удовольствие. УДОВОЛЬСТВИЕ является эмоциональным переживанием. Эмоциональные переживания обволакивают потребности и желания. ПОТРЕБНОСТИ/ЖЕЛАНИЯ запускают сексуальное поведение человека опосредованно через актуализированный МОТИВ. Сначала это окрашенный чувствами интерес (когда в первый раз), а затем это стремление, побуждение получить удовольствие, оргазм, т.е. испытать эмоции.

А что подталкивает людей на измены свои супругам с каким-то конкретным человеком? Мотив простого сексуального удовлетворения не единственный, возможно у кого-то приоритетным становится мотив получить переживания заботы и нежности или мотив проявить свою месть супругу (супруге). Во всех случаях наградой становятся эмоциональные переживания, которые важны не по отдельности, а в смешанном состоянии. Это коктейль из разных удовольствий.

Ведущим мотивом в сексуальном поведении человека является получении оргазма. И данный мотив угаснет, если удовольствие в результате будет отсутствовать.

Эмоциональные переживания являются ПРОВОДНИКОМ для возникновения, существования или затухания тех или иных мотивов.

В социуме совершенно не выглядит фантастической картина некоторого будущего или даже настоящего, когда часть людей откажутся от зачатия традиционным способом. Реализация инстинктивной программы возможно трансформируется в социальном мире, потому что представления, установки, ценности, убеждения и верования людей играют ведущую роль в регуляции собственного поведения. Несмотря на это, секс – как источник удовольствия, останется!

Заказать тренинг «Переговоры — Победить начальника»

Блок 5. Эмоции в психологии. Порождение эволюции.

Эмоциональные переживания – это фон, на котором протекают все другие психические процессы. Почти все, с чем индивид сталкивается в мире, вызывает переживания. Эти переживания следствие реакции человека на раздражители. В свою очередь эмоциональные переживания оказываются причиной поступков.

Так, одуванчик, который срывает ребенок с лужайки в парке, чтобы вместе с мамой сдуть «парашютики», вызовет скорее всего радость! Однако в ситуации, когда ребенок страдает поллинозом (аллергия на пыльцу), такое поведение скорее вызовет другое переживание по своей окраски – беспокойство у мамы. Цвет созревшей земляники на лугу не будет безразличен человеку, как и звуки из динамика смартфона соседа маршрутного автобуса.

Субъект еще не успеет сознательно ответить на вопрос — хорошо или плохо для него, когда кто-то сзади на улице прикасается к нему, а его эмоциональные переживания уже сформированы. Человек испытывает, например, страх, если это касание было влажной рукой его шеи. А когда оборачиваемся, то видит своего друга, весело кричащего, что сегодня жара и пора ехать купаться. Страх проходит, появляется радость, связанная с другом и его предложением.

Каждый день, каждый час, каждую минуту люди находятся под влиянием собственных эмоциональных переживаний. Это радость, грусть, восторг, печаль, одобрение, отвращение, гордость, стыд, симпатия, пренебрежение.

Эволюционный процесс путем перебора создал надежный механизм обратной связи во взаимодействиях систем: субъект – среда с помощью переживаний. Эмоции обеспечили не просто выживание популяции, а и наилучшее приспособление к быстро изменяющимся условиям существования через реализацию целенаправленной деятельности.

На сегодня, пожалуй, закончим. Спасибо за Ваше внимание!

УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya

Друзья, ставьте лайки, делитесь своим позитивом, пусть Ваш вклад будет существенным! Пишите комментарии, пусть все узнают Ваше мнение, потому что это важно!

Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!

Проявляйте свои эмоциональные переживания и будьте счастливы! С Вами был Владислав Ядро, тренер по переговорам! Пока!

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 7

А) аффект;

Б) настроение;
В) стресс;

Г) фрустрация.

Задание 221

Психологическое состояние, в основе которого лежит сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, — это…:

Аффект

Задание 222

Психическое состояние, вызванное утомлением или заболеванием, проявляющееся в потере интереса и безразличии к окружающему, — это…:

А) апатия;

Б) амбивалентность;

В) депрессия;

Г) стресс.

Задание 223

Подавленное настроение, связанное со снижением побуждений, заторможенностью движений, — это…:

А) амбивалентность;

Б) апатия;

В) аффект;

Г) депрессия.

Задание 224

Психическое состояние, в состав которого входят стенические эмоции и творческое мышление, — это…:

А) вдохновение;

Б) эмпатия;

В) любознательность;

Г) страсть.

Задание 225

Состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий, — это…: стресс.

Задание 226

Сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание — это…:

А) настроение;

Б) аффект;

В) чувство;

Г) страсть.

Задание 227

Отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, называется…:
страхом

Задание 228

Отличительными особенностями аффектов являются:
кратковременность;

бурное внешнее проявление;

направленность в одну цель;
суженное сознание;

слабая интенсивность.

Задание 229
Настроение имеет следующие отличительные особенности:

кратковременность;
слабая интенсивность;

значительная длительность;

предметность;

Диффузный характер.

Задание 230

Последовательность стадий стресса по Г. Селье:

1: «реакция тревоги»;

2: «стадия сопротивления»;

3: «стадия истощения».

Задание 231

По соответствующей характеристике предложить названия эмоциональных состояний:

Дипрессия сильное и относительно кратковременное переживание
аффект сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание
стресс устойчивое переживание каких-либо эмпатий
настроение отражение в сознании человека его отношений к действительности

Задание 232

Осуждение своего поступка самим человеком, независимо от отношения окружающих, называется:
А) виной;

Б) стыдом;

В) страхом;

Г) презрением.

Задание 233

Положительное эмоциональное состояние, способствующее приобретению новых навыков, умений, знаний, — это…:
интерес

Задание 234

Отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое рассогласование с принципами и установками субъекта, называется…:
А) отвращением;

Б) страданием;

В) презрением;

Г) стыдом.

Задание 235

Сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности, называют…:

А) мотивацией;
Б) волей;

В) рефлексией;

Г) мышлением.

Задание 236

Воля — это:
сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это необходимо;
сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности;

способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности;
возможность человека по собственной инициативе выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой;

способность человека поступать в соответствии со своими желаниями.

Задание 237

Верное высказывание:

А)единственный критерий проявления воли в поведении — волевые качества личности;

Б) главным признаком волевого поведения является недостаток побуждения и восполнение его;

В) волевое действие предполагает переход от самостимуляции к принятию решения и его осуществлению;

Г) волевым называют действие, принятое на основе внушающего воздействия.

Задание 238

Из приведенных терминов выберите волевые свойства человека:

целеустремленность;

решительность;

выдержка;

эмоциональность;

ригидность.

Задание 239

Волевое качество, направленное на неуклонное, вопреки трудностям и препятствиям, достижение осуществления цели, называется …
настойчивость

Задание 240

Последовательность этапов волевого акта:

1: цель и стремление достичь ее;

2: осознание ряда возможностей достичь цели;

3: появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности;

4: борьба мотивов и выбор;

5: принятие одной из возможностей в качестве версии;

Осуществление принятого решения.

Задание 241

В отечественной психологии личность – это:

А) человек как единичное существо, представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врожденного и приобретенного;

Б) человек, характеризующийся своими отличиями от других людей, индивидуальной и личной неповторимостью;

В) человек, развивающийся в обществе, в системе общественных отношений, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка;

Г) биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих, для которого
характерно прямохождение, высокоразвитый мозг и особое строение тела.

Задание 242

Совокупность психических, физиологических и социальных особенностей человека с точки зрения его неповторимости, уникальности, своеобразия называется:

А) индивидом;

Б) личностью;

В) индивидуальностью;

Г) субъектом.

Задание 243

Наиболее социально обусловленной составляющей структуры личности является:

А) способности;

Б) психические процессы;

В) темперамент;

Г) направленность личности.

Задание 244

Человека как индивида характеризуют…

рост, цвет глаз и волос;

тип высшей нервной деятельности;

принадлежность к расе;

нравственность;

инициативность.

Задание 245

Свойства человека, обусловленные биологическими факторами — это:

А) задатки;
Б) лидерство;
В) нравственность;
Г) гуманность.

Задание 246

Врожденным образованием человека является:

А) личность;

Б) индивид;

В) индивидуальность;

Г) субъект деятельности.

Задание 247

»Устойчивое образование», обеспечивающее определенный качественно-количественный уровень психической деятельности и поведения, типичный для индивида — это определение:

А) сферы психических процессов;

Б) сферы свойств личности;

В) сферы психических состояний;

Г) эмоциональной сферы.

Задание 248

Существуют различные точки зрения на соотношение биологического и социального в структуре личности. Наиболее оптимальной является точка зрения:

А) личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния;

Б) личность определяется биологическими, наследственными факторами, никакое общество не может изменить то, что заложено в человеческой природе;

В) в процессе развития личности биологические факторы выступают как предпосылки, а социальные выступают как движущая сила психического развития;

Г) личность — это результат самовоспитания человека, ни биологические, ни социальные факторы существенно не влияют на этот процесс.

Задание 249

В психоаналитической концепции в структуру личности входят:

ИД

ЭГО

СУПЕР-ЭГО

Я — либидо

Я — идеал

Задание 250

Автором психоаналитической теории личности является:

А) К. Роджерс;

Б) Э. Фромм;
В) 3. Фрейд;

Г) А. Маслоу.

Задание 251

Я-концепция является:

А) сознательным представлением о себе;

Б) бессознательным представлением о себе;

В) сознательным и бессознательным представлением о себе;

Г) все ответы верны.

Задание 252

Потребность, которую А. Маслоу назвал высшее человеческой потребностью:

А) потребность в безопасности;

Б) потребность в самоактуализации;

В) потребность в принадлежности и любви;

Г) потребность в эстетических потребностях.

Задание 253

Совокупность относительно устойчивых представлений человека о себе, на основе которых он строит свое взаимодействие с другими и относится к себе, называется:

А) Я – концепция;

Б) мотивационная сфера;

В) направленность личности;

Г) когнитивная сфера.

Задание 254

Качества, характеризующие экстравертированный психологический тип,

по К.Г. Юнгу:
А) инициативность;

Б) необщительность;

В) мечтательность;

Г) застенчивост.

Задание 255

Эмоции, их функции и виды

Определение 1

Эмоциональная сфера – это отражение субъективного отношения к предметам и явлениям, значимым для человека.

Существенная характеристика эмоций – их субъективность. Любая активность человека сопровождается эмоциональным переживанием.

В переводе с латинского языка «эмоция» означает волновать, потрясать, возбуждать. Удовлетворяя свои потребности, человек получает положительные эмоции, а при невозможности их удовлетворить – отрицательные. В течение длительного времени ученые считали эмоции явлением, которое досталось человеку от его далеких животных предков.

Сегодня хорошо известно, что в структуру эмоций входит субъективный и познавательный компоненты, поэтому обусловленность эмоций двойная – потребности человека, с одной стороны, определяющие его отношение к объекту эмоций и, способность отразить и понять свойства этого объекта – с другой стороны.

Эмоции человека отличаются большим разнообразием и каждая из них своеобразна по своим источникам, переживаниям, внешним проявлениям, способам регуляции.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Эмоциональная сфера личности 430 руб.
  • Реферат Эмоциональная сфера личности 280 руб.
  • Контрольная работа Эмоциональная сфера личности 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Эмоции можно разделить на положительные и отрицательные.

По критерию мобилизации ресурсов организма человека выделяются стенические и астенические эмоции, действующие противоположным образом. Если стенические эмоции вызывают прилив энергии, подъем и активность, то астенические вызывают противоположные чувства.

Различаются эмоции и по потребностям – низшие эмоции, вызывающие общие ощущения, например, голод, жажду, ощущение холода или тепла и высшие эмоции, связанные с общественными отношениями.

По поводу того, какова роль эмоций в осуществлении процессов жизнедеятельности человека, мнения ученых разделились.

Для эмоций характерны свои признаки:

  • человек реагирует на ситуацию возникновением эмоции, а не на раздражитель;
  • заблаговременная реакция на ситуацию и её оценка;
  • дифференцированная оценка разных ситуаций;
  • механизм адекватной и заблаговременной подготовки к ситуации;
  • механизм закрепления отрицательного и положительного опыта.

Кроме признаков эмоции имеют свои функции – мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную, защитную, которая возникает моментально и позволяет защититься от опасностей.

Глубина внутренней жизни человека выражается в эмоциональных проявлениях, а одинаковые раздражители вызывают у разных людей разные и непохожие реакции.

Взаимодействие между людьми не может обойтись без эмоциональных проявлений, поэтому коммуникативная функция эмоций относится к одной из важнейших. Посредством эмоций человек показывает свое отношение к действительности, к другим людям.

Эмоциональные свойства личности

Проявляющееся у человека эмоциональное реагирование является эмоциональным свойством, определяющим его эмоциональность – это совокупность свойств человека, которые характеризуют содержание, качество и динамику эмоций и чувств.

Содержательные аспекты эмоциональности связаны со стержневыми параметрами личности – мотивационной направленностью, мировоззрением, системой ценностей, базовыми представлениями и др. Динамическими свойствами эмоциональности являются особенности возникновения, протекания, прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения.

И.П. Павлов считал, что эмоциональность зависит от типа нервной системы. Многие психологи согласны, что эмоциональность необходимо рассматривать как составляющую темперамента, а это значит, что они подтверждают мысль о том, эмоциональность определяется наследственными, врожденными, генетически закрепленными предпосылками.

Структура эмоциональности довольно сложная, а основными её компонентами являются эмоциональная возбудимость, сила эмоций, эмоциональная устойчивость, которую определяют два фактора – время появления эмоционального состояния (чем позднее появляются эмоции, тем эмоциональная устойчивость будет выше) и сила эмоциогенного воздействия (чем она больше, тем выше эмоциональная устойчивость).

Разные люди из основных эмоций чаще всего переживают какую-то одну, поэтому в зависимости от выраженности эмоциональности различают эмоциональные типы людей, которые относятся к разным типам темперамента.

На основании этого выделяется восемь типов характеров:

Для эмоционального типа личности характерна легкость возникновения эмоционального состояния и его интенсивность.

Активность отражает потребность в каком-либо действии, необходимость осуществления задуманного плана. Человек с высокой активностью не может выносить безделья и простоя, в то время как другие долго думают, прежде чем что-то начать, он всегда ищет и находит себе занятие.

Другой стороной эмоциональности является первичность – быстрота исчезновения эмоции. Такой человек не будет долго оставаться под впечатлением пережитого, и непрестанно будет разряжать свои эмоции. Таких людей специалисты назвали «первичными», но, скорее всего это будут эмоционально-лабильные люди.

Полной противоположностью «первичным» являются «вторичные», чаще всего имеющие ровное настроение. Однако если их чашу терпения переполнить, то они будут сильно обижаться, гневаться и длительное время оставаться под впечатлением пережитого.

Эмоциональная сфера личности

Оставаться равнодушным к окружающему миру довольно сложно и, человек, взаимодействуя с ним, может радоваться, печалиться, испытывать возмущение и гнев, хорошее или плохое настроение, а это есть различные эмоциональные процессы.

От того, какое значение для человека имеют разные предметы, как полно они удовлетворяют его потребности, будет зависеть характер его переживаний. Определенные чувства и, надо сказать, не всегда приятные, вызывает даже собственное его поведение.

Случается так, что человека начинает мучить совесть за какие-то поступки. У человека не возникнет никакая эмоциональная реакция, если он абсолютно безразлично к чему-то относится. К.Д. Ушинский считал, что только чувствования человека ясно и верно выражают его отношение к миру.

Если в мыслях можно себя обмануть, то чувствования говорят о том, что такое человек есть на самом деле. С появлением эмоции происходит изменение, как внешнего вида человека, так и деятельности его внутренних органов, обменных процессов, состояния нервной системы.

При плохом настроении, человеку кажется всё серым и невыразительным, а с приходом радостного настроения, мир окрашивается во все цвета радуги.

Отсутствие у человека эмоциональности говорит о наличии тяжелого заболевания – это вид шизофрении, получившей название «эмоционально тупой индивид».

Отношение к поступкам и поведению других проявляется в эмоциях и чувствах человека, когда что-то нравится, возникает положительная эмоция. При безразличии ко всему, становится скучно, человек раздражается, а это уже эмоция.

Экспериментальным путем было установлено – человеку для благополучного существования необходимо действие на мозг трех видов раздражителей – 35% раздражителей, вызывающих положительные эмоции, 5% раздражителей, вызывающих отрицательные эмоции и 60% – эмоционально-нейтральных раздражителей.

Понятно, что на жизненный тонус человека положительные эмоции оказывают благотворное влияние, но и отрицательные эмоции тоже необходимы, но их доза должна быть небольшой.

Замечание 1

Компоненты эмоциональной сферы человека взаимосвязаны и образуют сложную систему, к ним относятся: эмоции, чувства, эмоциональные состояния.

Очень часто понятия «эмоции» и «чувства», несмотря на отличия, употребляются как синонимы.

Замечание 2

Эмоции – это непосредственное переживание в данный момент, а чувства – это постоянные, устоявшиеся эмоциональные отношения человека.

Чувства не всегда предметны, и они свойственны только человеку, потому что они социально обусловлены, например, чувство долга, чувство гордости, чувство собственного достоинства и др. Эмоции характерны и для животных. Эмоциональные проявления человека регулируются социальными нормами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *