3 религия

6. Елеосвящение (соборование) больного (согласно православному учению, больному прощаются грехи, которые он забыл или не успел исповедать);

7. Священство (рукоположение) — посвящение в священнослужители, совершаемое епископом (сложилось в процессе образования сословия духовенства).

В католицизме только 7 таинств! Не больше – не меньше.

В протестантизме признаются только два обряда — крещение и причащение, которые действуют не автоматически, а силой веры. Это не таинства. Человек должен совершать их сознательно (поэтому в большинстве протестантских направлений крещение совершается в совершеннолетнем возрасте).

Англикане признают три таинства: крещение, причащение и брак.

В лютеранской теологии таинство считается средством благодати Бога, в нем Слово Божье соединяется с физическим элементом (водой, хлебом и вином) и вместе передаются верующему. Признаются только два таинства — крещение и причастие, так как только они непосредственно установлены самим Иисусом Христом.

· Символ веры — изложение основных положений христианства и одновременно молитва.

Это система основополагающих догматов вероучения. Термин происходит от греческого наименования документов данного рода.

· Апофатическое богословие(греч. «отрицающий») — богословский метод, заключающийся в выражении сущности Бога путём последовательного отрицания всех возможных его определений как несоизмеримых. Например: безгрешный, бесконечный, бессмертный.

Познание Бога через понимание того, чем Он не является.

Иудаизм считает апофатическое богословие единственно возможной формой познания Бога, так как один из тринадцати принципов иудаизма гласит, что «Ему нет вообще никакого подобия».

В православии апофатическое богословие ставится выше катафатического богословия, но не считается единственно возможной формой познания Бога.

· Катафатическое богословие(от греч. «утверждающий») — совокупность теологических принципов, постулирующая познание Бога через понимание того, чем он является.

Иудаизм считает катафатическое богословие принципиально невозможным, так как один из тринадцати принципов иудаизма гласит, что «Ему нет вообще никакого подобия».

В Православии катафатическое богословие утверждает то, что возможно познать о Боге человеку — Его проявление в мире, Его понятные свойства. Утверждения катафатического богословия часто встречаются в Библии. Например, «Бог есть Любовь» (1Иоан.4:8,16), «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». (1Иоан.1:5).

· Шахада (шахида)Шаха́да (араб. свидетельство) — исламский символ веры, свидетельствующий веру в Единого Бога (Аллаха) и пророческую миссию Мухаммада. Необходимое и достаточное условие для принятия ислама.

· Шииты(от араб. «приверженцы, партия, фракция») — второе по числу приверженцев направление ислама.

Как и все мусульмане, шииты верят в посланническую миссию пророка Мухаммада, однако в отличие от суннитов считают, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать не выборным лицам — халифам, а Имамам — избранным потомкам пророка, к которым они относят Али ибн Абу Талиба и его потомков от дочери Мухаммада Фатимы.

· Сунниты(от араб. أлюди сунны) — последователи наиболее многочисленного направления в исламе. Существуют также значительные различия в принципах юридических решений, в характере праздников, в отношении к иноверцам, в деталях молитв и др.

По численности сунниты составляют более одного миллиарда человек — более 90 % всех исповедующих ислам.

Верховная власть в халифате, по воззрению суннитов, должна принадлежать халифам, избираемым всей общиной. Шииты же признают законной лишь указания пророка Мухаммада на передачу власти его потомкам по линии его двоюродного брата Али. В суннитском исламе отсутствуют церковь и священнослужители, аналогичные, например, христианским, а суннитские богословы (улемы), в отличие от шиитских, не пользуются правом выносить собственные решения по наиболее важным вопросам религиозной и общественной жизни. Таким образом, должность богослова в суннизме сводится прежде всего к толкованию священных текстов.

· Ритуальная чистота/ нечистота -определяемое еврейским религиозным законодательством состояние человека или предметов, которое обуславливает возможность участия в храмовом культе и соблюдения связанных с этим культом мицвот (предписания и запреты еврейской религии).

· Спасение -в христианстве, согласно Библии, спасение человека и человечества в целом от греха и его последствий — наказания за грех (вечной смертью) и обретение спасённым человеком Царства Небесного — соединения с Богом. В христианстве спасение рассматривается как акт любви Бога по отношению к людям.

Вопросы:

· Назовите священные тексты буддизма/ иудаизма/ христианства/ ислама. Перечислите основные части этих священных текстов.

Буддизм — Тибетский канон — многотомный свод буддийских сочинений (Ганджур тиб. bka’ ‘gyur), к которому прилагается свод комментариев (Данджур тиб. bstan ‘gyur).

Палийский Канон — собрание буддийских текстов на языке пали. Известен также как Типитака. На них основывается учение Тхеравады. Делится на три большие части (корзины — питаки):

  1. Виная. (Vin) «Корзина дисциплинарных правил». Сбоpник пpавил поведения монахов и монахинь. Делится еще на 3 части.
  2. Суттанта. «Корзина наставлений». Собрание раннебуддийских текстов для обучения молодых монахов и мирян. Делится еще на 5 частей.
  3. Абхидхамма. (Abh) «Корзина доктрин». Собрание текстов по этике, психологии и эпистемологии, предназначенные для медитации. Это не изречения Будды, а труды его учеников и выдающихся учёных. Делится еще на 7 частей.

Иудаизм – Танах -принятое в иврите название еврейского Священного писания (в христианской традиции практически полностью соответствует — Ветхому Завету).

Слово «ТаНаХ» представляет собой акроним (начальные буквы) названий трёх разделов еврейского Священного Писания:

Тора́ — Пятикнижие

Невии́м — Пророки

Ктуви́м — Писания (Агиографы)

Христианство – Ветхий Завет — первая, древнейшая из двух (наряду с Новым Заветом), часть христианской Библии, древнее еврейское Священное Писание («Еврейская Библия»).

Новый Завет — вторая часть христианской Библии — собрание из 27 христианских книг (включающее 4 Евангелия, послания Апостолов и книгу Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), написанных в I в. н. э. и дошедших до нас на древнегреческом языке.

Ислам – Коран. В Коране насчитывается 114 сур (глав). Все главы разделены на аяты (стихи). В общей сложности в Коране больше 6200 аятов и более 320 тысяч букв (харф). Текст Корана разделен на 30 равных частей, каждая из которых по-арабски называется джуз.

· На каком языке (или языках) написаны священные тексты буддизма / иудаизма/ христианства/ ислама?

Буддизм –Типитака написан на языкепали

Иудаизм –Танах написан наиврите,кроме нескольких глав в книгах Эзра и Даниэль и небольших отрывков в книгах Берешит и Ирмеяhу, написанных на библейском арамейском.

Христианство – Ветхий Завет — на древнееврейском языке,за исключением некоторых частей книг Даниила и Ездры, написанных на арамейском языке.

Новый Завет — Исходные тексты Нового Завета, появившиеся в разное время, начиная со второй половины I века н. э., были написаны на диалекте греческого языка койне, который считался общеупотребительным языком восточного Средиземноморья в первые века н. э.

Уже после паринирваны Будды в буддизме появилось множество разнообразных течений и школ. При их классификации исходят из разных принципов, в частности из регионального, учитывающего область формирования направления (индийский, тибетский, японский буддизм, буддизм на территории России), и доктринального, опирающегося на сходства и отличия вероучительно–мировоззренческого характера. Не всегда одно направление буддизма можно чётко отделить от другого. Все школы принято делить на два течения: стхавиравадинов (тхеравадины) и махасангхиков, из которых на рубеже нашей эры сформировались основные направления буддизма, существующие на современный момент:

– Хинаяна – «Малая колесница» (малый, ущербный путь спасения), или Тхеравада (Учение старейших);

– Махаяна – «Большая колесница» (большой, великий путь спасения);

– Ваджраяна – «Алмазная колесница» (особый, интенсивный путь).

Структура современного буддизма указана на рис. 17.

Рис.17. Структура современного буддизма

Различия между этими направлениями буддизма весьма существенны. Главным образом они касаются представлений об идеальной личности, цели буддийского пути и учения о природе Будды.

Идеалом Хинаяны является архат («Достойный») – монах, собственными усилиями достигший нирваны и покинувший мир. На пути к нирване монах преодолевает три ступени:

– сротапанна (ступень «вступившего в поток») – монах бесповоротно вступает на путь спасения;

– сакридагамин (ступень «единожды возвращающегося») – ожидание последнего перерождения в мире;

– анагамин (ступень «более не возвращающегося») – сознание человека пребывает на уровне мира форм и мира не–форм, достигает состояния архата и уходит в нирвану.

С точки зрения учения Хинаяны, Будда до своего пробуждения (бодхи) был добродетельным и совершенным человеком. После же пробуждения, понимаемого как достижение состояния архата, он перестаёт быть человеком, становясь просветлённым, преодолевшим сансару. Достигнув нирваны, он уже не существует ни в мире, ни вне мира, таким образом, все молитвы ему бессмысленны, ибо его уже нет. Зато любой монах, точно следующий пути, указанным Буддой, может достичь того же, что и Будда.

Достижение просветления возможно только в монашеской общине (сангхи), собственно буддистами могут считаться только монахи. Миряне могут только улучшать свою карму добрыми делами и содержанием сангхи, и в одной из следующих жизней получить возможность стать монахами и достичь нирваны. При этом монашество в буддизме основано на иных началах, чем в других религиях, например в христианстве. В частности, оно менее подчинено дисциплинарным требованиям.

Таким образом, Хинаяна, будучи достаточно закрытой формой буддизма, не нуждалась в широкой проповеднической деятельности и получила распространение лишь в тех регионах, где изначально было сильное влияние индийской культуры – в Южной и Юго–Восточной Азии. Она, пожалуй, ближе всего идеалу классического буддизма, поскольку интенсивная забота о других может войти в противоречие с изначальной установкой на подавление привязанности к миру, а значит, и к окружающим. Следствием является отказ от активного миссионерства. Религия же становится в значительной мере элитарной.

Идеалом Махаяны является бодхисаттва, стремящийся к достижению состояния Будды на благо всех живых существ. Целью буддистского пути здесь является не нирвана как таковая, а достижение пробуждения (бодхи). Эта идея настолько важна, что её называют Бодхисаттваяной (Колесница Существ, Стремящихся к Пробуждению). Махаяна отказалось от строгой элитарности, с одной стороны, и чистой пассивной созерцательности – с другой.

Бодхисаттва – это любой человек (монах, мирянин, женщина, мужчина), наделённый намерением достичь бодхи, пробудиться и стать Буддой (бодхичитта). Бодхичитта это ещё и отношение ко всем живым существам, как к своим «матерям»: каждое существо в бесконечном круговороте сансары выступало в роли матери, поэтому задача буддиста – прежде спасти своих матерей, т.е. указать путь спасения всем остальным существам, отказавшись от собственного спасения, пока не спасутся остальные. Основными качествами бодхисаттвы в Махаяне являются праджня (мудрость) и каруна (сострадание).

Каруна понимается как набор практических средств или методов помощи окружающим (упая). Цель сострадания всегда сотериологична (ведёт к спасению, которое понимается в буддизме иначе, чем в монотеистических религиях) – освобождение страдающих существ от мук сансары.

В Махаяне выделяются три типа бодхисаттв:

– Бодхисаттва–царь – разом спасающий всех;

– Бодхисаттва–лодочник – спасающий по одному;

– Бодхисаттва–пастух – спасающий всех существ и только затем уходящий в нирвану. В последнем случае появляется элемент жертвенности.

Достижение пробуждения и состояния Будды – крайне долгий процесс. Обретая пробуждение, бодхисаттва не уходит в нирвану, а накопленные силы и могущество тратит на помощь окружающим.

Бодхисаттва следует путём парамит (путь совершенств). Всего существует шесть парамит:

– дана–парамита (совершенство даяния);

– кшанти–парамита (совершенство терпения);

– виръя–парамитпа (совершенство усердия);

– шила–парамита (совершенство соблюдения обетов);

– дхьяна–парамита (совершенство созерцания);

– праджня–парамита (совершенство премудрости).

В поздней Махаяне бодхисаттвами стали называть великих подвижников, достигших бодхи и оказывающих помощь всему живущему. Культы бодхисаттв Манджушри (бодхисаттва мудрости), Ваджрапани (уничтожение заблуждений), Авалокитешвары (милосердие и сострадание), Кшитигарбхи (спасение от ада), Майтреи (бодхисаттва будущего), Самантабхадры (защитник учения и буддистов), Тары (бодхисаттва сострадания, давшая обет стать Буддой в женском теле, чтобы доказать возможность пробуждения и просветления для женщин) и др. составляют основу культовой практики Махаяны.

С точки зрения Махаяны, природа Будды и бодхи совпадают, пробуждение Будд выражено в Дхарме (Учении), и последняя формирует как духовное, так и физическое тело Будды. Так было сформировано учение о Дхармовом Теле (дхармакая) Будд как высшей онтологической реальности.

Природа Будды – это истинная природа всех дхарм, тогда все дхармы – это дхармы Будды, из чего следует, что все существа, состоящие из дхарм, – Будды, только ещё не пробудившиеся и не понявшие этого факта. Обретая Дхармовое Тело, Будда не уходит в нирвану, он создаёт два отражения его тела: самбхогакая (тело всеблаженства), в котором он наслаждается нирваной, и нирманакая (магически созданное тело), в котором Будды обитают в нашем мире в виде учителей и защитников. Будда не является обычным человеком, это некая метафизическая реальность, истинная природа всех дхарм, явленная в человеческом обличии Будды. Эта метафизическая реальность уже являлась в образе других Будд и будет явлена в будущих Буддах как нашего, так и следующих миров.

Специфика учения Махаяны обусловило быстрое распространение именно этого направления буддизма за пределами Индии. В настоящее время буддизм Махаяны существует в нескольких вариантах, существенно различающихся друг от друга: тибето–монгольская Махаяна (Тибет, Монголия, Калмыкия, Тува и т.д.) и дальневосточная Махаяна (Китай, Япония, Корея, Вьетнам и др.). Следующая ветвь буддизма является своеобразным изводом предыдущей.

В середине I тыс. в буддизме Махаяны зарождается новое направление – Ваджраяна, или тантрический буддизм (тантра – разновидность священных буддийских текстов).

Особенность этого направления состоит в определенной цели – ускоренное обретение статуса Будды, для чего начинают использоваться своеобразные «технологии» (упая), причём результат может распространяться и на других людей. Но при «технологизации» этого процесса повышается опасность ошибок при совершении этого пути, чреватых безумием или помещением в состояние «ада». По этой причине тантрические тексты считались сокровенными, а обращение к ним предполагало прохождение сложной системы посвящений и строгого контроля со стороны гуру. На эзотерический характер этого учения указывает и такое его наименование, как Колесница Тайной Тантры.

Очень существенно, что Ваджраяна исходит из принципиального единства тела и психики, отказываясь их разделять. Отсюда учение о наличии в теле особых тонких путей движения праны (энергии). Зоны пролегания этих каналов имею определенную локализацию на теле человека. В процессе овладения йогическими техниками устанавливается контроль над передвижением энергии, что достигается и с помощью контроля над двигательной сферой тела, дыханием.

Все тантры (вероучительные тексты Ваджраяны) делятся на четыре класса:

– крия–тантры (тантры очищения);

– чарья–тантры (тантры действия);

– йога–тантры (йогические тантры);

– аннутара йога–тантры (тантры наивысшей йоги).

Последние делятся на материнские (обращённые к мудрости – праджню и женскому началу), отцовские (посвящённые методу – упае и мужскому началу) и недвойственные (обращённые к обоим принципам учения).

Каждый тип тантр предполагает определенные методы. В крия–тантрах – это внешние формы практики (мистические ритуалы); в чарья–тантрах и йога-тантрах – внутренние формы практики (созерцание); в аннутара йога–тантрах – все описанные приёмы с сильно изменённым содержанием.

Методы первых трёх групп предполагают особые ритуалы, повторение мантр, особые способы созерцания, предполагающие интенсивное использование контроля над сознанием. Мантра обращена не к привычному пониманию текста, а к воздействию определенных повторяющихся звуков, создающих завораживающий эффект. Считается, что при этом постигается особый внутренний смысл слов. Созерцание предполагает максимально интенсивное воображение Будды или Бодхисаттвы, когда с ними можно вступать в разговор. Также объектом созерцания служит мандала (круг) – модель соотношения вселенной и человека, соединённых воедино, в центре которой находится Будда. Созерцая образ мандалы, который по яркости может напоминать галлюцинаторные видения, созерцающий отождествляется с ней.

Эти приемы сформировались среди махасиддхов (великих совершенных), ищущих скорейшего достижения своих духовных целей. Они использовали следующие виды йоги:

– йога промежуточного состояния, предполагающая вхождение в состояние между смертью и новым рождением (антара бхава). Сознание при этом становится независимым от тела, хотя связь с ним полностью не теряется. Если происходит созерцание света Дхармового Тела, т.е. из начальной природы самого созерцающего, то искомое состояние Будды достигается. К ней близка Йога ясного света (прабхасвара);

– йога внутреннего тепла (чунда йога), предполагающая воздействие на некие психофизиологические центры (чакры) и каналы распространения жизненной энергии (прана). Энергию предлагается сконцентрировать, результатом чего должно быть изменение температуры тела и переживание блаженства и безмятежности. «Раскрытие чакр» должно принести особые способности вроде умения летать (левитация), становиться невидимым – вплоть до обретения телесного бессмертия;

– йога сновидений, предполагающая воздействие на процессы сна и бодрствования, в результате чего йогические практики продолжаются и во сне, а граница между сном и бодрствованием начинает стираться;

– йога иллюзорного тела предполагает замену физического тела («грубого») энергетически телом («тонким»);

– йога переноса сознания, сводящаяся к «открытию» на макушке головы отверстия Брахмы («тонкого отверстия») для выхода через него в момент смерти сознания.

В Ваджраяне широко используются методы, активизирующие подсознание, что выражается в мотивах прелюбодеяния, кровосмешения, убийства, воровства, каннибализма и т.п. Работа с подобными образами должна эффективнее подавлять влечения, которые, однако, не полностью устраняются, а очищаются и преобразуются в мудрость Будды (по аналогии с преобразованием физической энергии).

Тантрические тексты подразумевают множественность толкований и не рассчитаны на дословное понимание. На разных ступенях духовного пути можно постичь разные уровни смысла, когда кажущаяся парадоксальность ряда высказываний снимается, поскольку выявляется их подлинный смысл.

Много внимания уделяется эротическим мотивам, поскольку эти влечения считаются основной энергией человеческого организма и присутствуют в природе Будды. Отсюда практики, рассматривающиеся в иных религиозных культурах как непристойные и греховные. С ними связаны и эротические сюжеты из жизни божеств, имеющие и переносное толкование.

Тантрический буддизм имеет множество собственных специфических божеств, в том числе заимствованных из старых индийских верований.

Ваджраяна переосмыслила персонажи демонологического толка в определенные образы психических состояний. Особо выделяются ишта дэвата (покровительствующие божества; тиб. йидам), имена которых могут совпадать с названиями тантр. Эти божества соответствуют положению Будды, при их изображении используются такие детали, как многорукость, свирепость, расчленённые части человеческих тел, оскаленные клыки и т.д., долженствующие обозначить готовность к уничтожению страстей. Созерцание такого божества ведёт в итоге к растворению в Будде.

Для использования в рамках тантрического буддизма был заимствован шаманский ритуал предания своего тела в жертву вызванным голодным демонам.

В Ваджраяне богато представлены ритуалы магического типа, включая и вредоносную магию, хотя можно встретить ограничения, указывающие на необходимость серьёзных поводов для их использования.

Тантрический буддизм получил широкое распространение в Тибете, Монголии, Калмыкии, Бурятии и других регионах РФ.

В учении чанъ–буддизма, распространённом в КНР, и дзен–буддизма в Японии прослеживаются элементы Ваджраяны: представления о том, что природа Будды уже содержится в каждом живом существе и её нужно только выявить, узреть, о необходимой роли наставника, напрямую влияющего на сознание ученика. Делается акцент именно на практике достижения просветления, которое не достигается путём теоретического изучения положений религии. Это последовательное усиление антитеологических установок, присутствующих в буддизме, когда никакого вероучения, облечённого в чёткие понятийные и логически выстроенные формы нет, а проповедь Будды воспринимается как пример для действий и предмет для дальнейших интерпретаций.

Большой известностью пользуются чаньские (дзэнские) приёмы выведения сознания из обычной колеи через постановку в тупик странными парадоксальными вопросами, не имеющими удовлетворительных ответов в привычной логике мышления. Это даже дало основание говорить об особой «дзэнской философии» (как следствие, злоупотребление «дзэнской терминологией», часто встречающееся в обывательской среде), что признается не всеми специалистами, поскольку здесь имеет место скорее не систематическое изложение взглядов, а именно практическая техника, ориентированная на определенные цели. Объявлять любое мировоззрение философией по причине его необычности – научно некорректно.

Интересно, что увлечение буддизмом, наблюдающееся во второй половине XX в., чаще всего выступает именно как интерес к тантризму, причём понимаемому поверхностно и буквально. Это увлечение находится в русле оживления оккультных настроений и проистекающего отсюда «интереса к Востоку».

Его используют для создания сексуальных техник с целью получения примитивных удовольствий, превращая в средство наживы и коммерческого обмана людей, создания на их основе экстрасенсорно–оккультных практик (с массовыми явлениями шарлатанства), разного рода «энергетических учений», выступающих часто как псевдонаучные. Как следствие, частое осуждение тантрических техник как безнравственных, квалификация подобных действий со стороны иных религий, например христианства, как оккультизма и формы контакта с миром бесов, результатом чего может стать бесоодержимость, даже при эпизодическом и случайном их использовании.

Некоторых привлекают необычные образы божеств, которые используются для примитивного эпатажа. С ростом популярности йоги участились предложения использовать её приёмы в медицинских целях, но при забвении того, что они являются органической частью целой религиозной системы и их функционирование в отрыве от неё представляется проблематичным.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Знаете ли вы, кто такой бодхисаттва? На самом деле значение этого слова известно далеко не каждому, даже среди тех, кто увлекается буддизмом.

Сегодняшняя статья расскажет, что означает это слово, какой путь выбирает такой человек в своей жизни, какими качествами он должен обладать и какие имена носят известные в буддизме бодхисаттвы.

Итак…

Что значит бодхисаттва
Каков его путь
Какие качества ему присущи
Великие бодхисаттвы
Заключение

Что значит бодхисаттва

Это слово имеет санскритские истоки и состоит из двух корней:

  • «бодхи» – пробудиться;
  • «саттва» – существо.

Нехитрым сложением корней получаем, что бодхисаттва – существо, достигшее пробуждения. Для более полного понимания значения нужно копнуть глубже – это человек, который не просто пробудился, но и всю дальнейшую жизнь посвятил помощи людям на пути освобождения.

Пробудившись сам, он отказался от освобождения от страданий и выхода из колеса сансары, остался в этом мире, чтобы помочь другим достичь духовного совершенства и по итогу выбраться из череды перерождений.

Цель бодхисаттвы – стать буддой во имя добра, всеобъемлющей выручки других существ. С этой целью тесно связана доктрина бодхичитты – любви ко всему живому и служения бодхисаттвы.

Его жизнь – путь самопожертвования. В этом отличие его от архата – бодхисаттва желает действовать во имя всеобщего блага.

Интересно, что…Тибетский язык содержит аналогичное понятие – «джанг-чуб-семпа», которое буквально значит «тот, кто пробудил и очистил сознание».

Каждому, кто стремится к пробуждению и освобождению из цикла перерождений, может понадобиться помощь. Для этого нужны бодхисаттвы. Они чаще всего живут вместе с мирянами, указывают им нужное направление, сами при этом соблюдают обеты и движутся по праведной тропе.

Образ пробужденного, который отдал себя во имя помощи, воплотился еще на ранних стадиях становления буддийской философии, он упоминался в первых священных писаниях, к примеру, в Саддхармапундарика-сутре. Сегодня он особенно почитается в течениях махаяны.

Каков его путь

Прежде чем завоевать почетное звание бодхисаттвы, верующий должен достичь особого уровня сознания, который соответствует так называемой первой бхумми. Все, что было до этого, зовется джатисаттвой.

Первые писания направления махаяны насчитывали семь таких уровней, а позднее их количество возросло и теперь насчитывает десяток. Путь становления делится на определенные промежутки – кальпы.

В течение трех кальп бодхисаттва обычно проходит все десять уровней. С первой кальпой достигается только первая бхумми, со второй – седьмая бхумми, с третьей – десятая, которая именуется так поэтично – «облако дхармы».

Для достижения каждого уровня нужно следовать определенным законам, читать мантры, не нарушать данных обетов, совершать особые практики. Данными обетами проявляется забота обо всем живом в мире, следование нравственным правилам, избавление от порочных черт характера и мыслей.

За все время становления бодхисаттва перерождается не один раз, причем иногда он воплощается не в образе человека, а виде низших существ. Достигнув десятого уровня, он сможет сам выбрать воплощение, и даже не одно.

Кроме этого, выделяется четыре ступени его развития – чарьи:

  1. Пракрити – осознанное пробуждение, бодхичитта. С этой точки зрения бодхисаттвой могут стать все, кто практикует принцип бодхичитты.
  2. Пранидхана – твердое решение встать на путь бодхисаттвы и дать обещания Учителю.
  3. Анулома – принятие обетов и строгое следование им.
  4. Анивартана – осознание невозвратности пути.

Мы уже знаем, что бодхисаттва – это тот, кто пробудился, дал обет и готов принимать чужие страдания со смирением. Однако есть еще и более широкое понимание этого слова, и с этой точки зрения даже тот, кто только вступил на путь учения Будды, т.е. любой человек, принявший решение стать буддой на благо всех существ, уже является бодхисаттвой.

Какие качества ему присущи

Бодхисаттва – это воплощение самоотверженности, сострадания, ведь он ведет других к высшей цели – к нирване, сам себя лишая этого.

Выделяют несколько качеств, или «парамит», которыми они владеют в совершенстве:

  • дана – щедрость, даяние, жертвенность;
  • шила – высоконравственные качества, соблюдение аскез, обетов, обещаний;
  • кшанти – терпение, сдержанность;
  • вирья – усердие, стремление, старание;
  • дхьяна – созерцание;
  • праджня – мудрость;
  • упая – умения, которые помогают справиться с трудностями на тропе помощи буддистам;
  • бала – сила, идущая изнутри.

Чтобы помогать другим, бодхисаттва должен быть сам исключительным существом и вбирать в себя лучшие человеческие черты и умения:

  • всеобъемлющее человеколюбие;
  • почитание будд и служение;
  • распространение учений дхармы;
  • способность убеждать, показывать своим примером;
  • умение взаимодействовать с людьми как с равными;
  • ораторские способности, хорошая речь;
  • смирение, сострадание, альтруизм.

Великие бодхисаттвы

Узкое понимание значения «бодхисаттва» более персонифицировано – оно предполагает имена известных существ в пантеоне божеств направления махаяны. Для мирян они наставники на тропе просветления. В храмах часто можно встретить их изображения, статуи.

Каждый из них имеет собственное имя, являясь олицетворением великих качеств. Так, например, бодхисаттва Авалокитешвара нередко изображается с тысячей рук и являет собой сострадание. Манджушри – воплощение мудрости, знания, а Тара, которая имеет множество воплощений разных цветов – женская ипостась великого существа.

Также почитают Майтрея, которого на языке пали величают как Меттей. Он в скором времени должен воплотиться на Земле, стать буддой и ознаменовать своим приходом начало Золотого века.

Будда Майтрейя. Статуя

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!

Если статья оказалась для вас полезна, то делитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях и подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные посты себе на почту!

До скорых встреч!

Буддизм — одна из трех основных мировых религий, которую исповедуют во всем мире. Зародился буддизм в Индии, но получил широкое распространение в азиатских странах. Моя сестра год назад заинтересовалась учением Будды и рассказала мне, что трипитака — это одна из священных буддийских книг. Что это за учение, о чем написано в священной книге: об этом я коротко расскажу в статье.

Священные книги буддизма

Учение Будды не утратило актуальности и в наш современный век, потому что отвечает на самый главный вопрос — о страдании. Это учение объясняет причину всех страданий на земле и путь освобождения от них. Также в буддизме поднимается вопрос о выходе из круга сансары (перевоплощений), и каким способом можно достичь просветления за одну жизнь.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Привлекательность буддизма в том, что он не устанавливает ограничения и не ставит вопрос морали выше всего. В этом учении вы не встретите слепую веру, фанатичных последователей и догматиков: у каждого человека свой собственный кармический путь, и именно он определяет направление духовного развития. Сам Будда призывал проверять его учение на практике, а не слепо верить каждому слову.

На заметку! Будде удалось достичь просветления, которое давало право покинуть этот мир досрочно. Однако он остался на земле, чтобы стать духовным учителем и наставником своих учеников.

Каждая духовная традиция (ислам, иудаизм, христианство, индуизм и др) имеет собственные священные книги. В буддизме эта книга называется Трипитака. Как Тора состоит из пяти книг, так и Трипитака состоит из трех основных книг: они называются в буддизме «корзинами» (питака). В этих трех «корзинах» (питаках) содержатся другие книги-разделы, которые раскрывают суть трех основных.

На заметку! Трипитака — это Канон буддийской веры, свод правил и наставлений для монахов и мирян.

Три основных священных книги (питаки) буддизма:

  1. Винайя;
  2. Сутра;
  3. Абхидхарма.

Почему книги называются корзинами? Потому что раньше тексты записывали на пальмовых листьях и хранили в плетеных корзинах. Корзина на санскрите звучит как «питака».

Итак, в Трипитаке собраны все известные проповеди великого Будды, которые запомнили его ученики. Книги были художественно оформлены в I веке до нашей эры, но само учение существовало еще до своей записи в книгу.

В первой книге под названием Винайя-питака записаны правила для общины монахов. Она состоит из пяти разделов:

  1. устроение буддийской общины;
  2. правила приема в общину;
  3. правила поведения монахов в общине;
  4. моральный кодекс монахов;
  5. правила поведения монахов с мирянами.

В итоге, книга регламентирует жизнь в монастыре в мельчайших подробностях. Эти тексты помогают монахам гармонично организовать свою жизнь в общине и быстрее достичь состояния просветления. В переводе на русский слово «винайя» обозначает «устав».

Вторая книга Сутра-питака представляет суть учения Будды, которое записано в виде:

  1. диалогов;
  2. притч;
  3. афоризмов;
  4. поэтического повествования;
  5. комментариев.

Сутра на санскрите обозначает главный текст буддизма. В этих сутрах (их число составляет 10 000) записаны проповеди Будды, истории из его земной жизни и жизни первых монашеских общин. Также в этой книге записаны все воспоминания о прошлых воплощениях Будды. Как только Будде удалось достичь просветления, ему открылись тайны его прошлых воплощений. На основе историй из прошлых жизней Будда проиллюстрировал неумолимость кармического закона.

Считается, что авторство текстов принадлежит как самому Будде, так и его близким ученикам и последователям. Также содержание книги раскрывает как жизнь самого учителя, так и его учеников: некоторые сутры посвящены именно им.

Третья священная книга Абхидхарма состоит из семи разделов, в которых разъясняется философия учения Будды. Это принципиально иные по содержанию тексты, не похожие на писания двух предыдущих книг: они написаны в форме комментариев. Комментарии помогают лучше понять принципы учения, так как записаны доступным для понимания языком (без аллегорий и притч).

С чего начать изучение

Новички в буддизме не знают, с чего начинать изучать священные тексты. Чтобы лучше понять принципы буддизма, нужно начать изучение священного писания со следующих разделов:

  • сутра запуска колеса Дхармы;
  • сутра Сердца;
  • Алмазная сутра;
  • о цветке лотоса чудесной Дхармы;
  • о карме;
  • Вималакирти-сутра;
  • сутра основных обетов бодхисаттвы Кшитигарбхи.

Сутра запуска колеса Дхармы имеет основополагающее значение, именно с нее нужно начинать изучение буддизма. После вдумчивого прочтения рекомендуется размышлять о написанном. В этой сутре записана первая проповедь Будды, дающая начало его учению.

Сутра Сердца знакомит неофита с основным понятием буддизма о пустоте. Шуньята (пустотность) — основная цель буддийских медитаций. Описать словами это понятие невозможно, его постигают на практике.

Алмазная сутра дает представление о мироздании, в ней собраны основные понятия Пути Бодхисаттвы. Более широко суть этой сутры раскрывается в другом разделе — сутре о цветке лотоса чудесной Дхармы.

В сутре о карме раскрывается принцип кармического закона вселенной.

Вималакирти-сутра раскрывает наставления и поучения Бодхисаттвы Вималакирти, а сутра основных обетов бодхисаттвы Кшитигарбхи раскрывает суть Пути Бодхисаттвы.

Изучение священных буддийских текстов раскрывает мудрость Будды, который достиг просветления при жизни. Тех, кто станет просветленным, тоже будут называть Буддами: таковы особенности этого удивительного учения.

На заметку! Для полного усвоения информации каждый текст рекомендуется читать 33 раза подряд.

Даже простое чтение текстов очищает сознание от суетных мыслей и организует мыслительный поток. Буддийские священные книги очищают и освящают внутренний мир человека, освобождая его от шквала внешней деструктивной информации. Даже без достижения просветления человек становится другим: спокойным, уравновешенным, разумным и стрессоустойчивым.

Три издания Трипитаки

В наши дни существует 3 издания священной книги:

  • Палийский канон (на палийском языке);
  • китайская трипитака;
  • тибетская трипитака.

Палийский канон используют в Тайланде, Лаосе, Бирме, Шри-Ланке и Камбодже. Китайский вариант в ходу у жителей Японии, Кореи, Вьетнама, Китая. В России, Монголии и Тибете используют тибетский вариант трипитаки.

В китайском варианте, в отличие от тибетского, меньше тантризма. В тибетском варианте больше текстов тибетских авторов. Палийский канон подвел итог развитию доканонического буддизма.

Вопрос о правильности вероучения был окончательно решен в Бирме (Мьянма) в конце XIX века. Была создана единая Трипитака, которую признают все три ветви буддийского вероучения. Текст священной Трипитаки высечен на мраморных «листах» (729 штук) и помещен в храмовый комплекс под названием Куто-до Пайя. Каждый мраморный лист находится в индивидуальном мини-храме. Это культовое сооружение является священным для буддистов всех направлений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *