36 псалом текст

По надписанию еврейской, греческой и латинской (Вульгаты) Библии псалом принадлежит Давиду. Из указания Пс.36_25 ст. видно, что псалом написан Давидом уже в старости и представляет научение, предлагаемое им всякому человеку, для руководства в жизни. Это научение основано им на опыте и наблюдениях. В указании псалма на быструю гибель нечестивца, временно восторжествовавшего (Пс.36_35–36), но неожиданно скоро погибшего, можно видеть изображение судьбы Авессалома. Да и все содержание псалма не противоречит данному времени бегства Давида из Иерусалима, когда ему приходилось видеть быстрое усиление своих врагов и удрученное состояние окружавших его лиц. В воспоминание этого времени и написан псалом.

Псалом алфавитный.

Не гневайся, когда видишь благоденствие нечестивого, так как оно не прочно, как трава (1–2). Положись на Господа, и Он спасет тебя и наградит (3–6). Все богатство нечестивых и все их козни против праведных будут уничтожены Господом, праведные же – насаждены и поддержаны Им во время своего падения, они наследуют землю, с которой Господь уничтожит нечестивых (7–24). Господь любит правду и не оставит праведников. Как бы быстро ни возрастало могущество нечестивого, Господь сокрушит последнего (25–40).

Пс.36:1. Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,

Пс.36:2. ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.

«Не ревнуй» – не гневайся, не волнуйся при виде благоденствия нечестивого.

Пс.36:3. Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.

«Живи на земле и храни истину» – стремись в продолжение земной жизни к следованию и хранению истины, так как в ней залог твоего благополучия.

Пс.36:4. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.

«Утешайся Господом» – находи утешения в своей деятельности и жизни не во внешних успехах, а в согласии ее направления с указаниями Господа. Такое поведение заслужит награду от Бога: Он исполнит «желания сердца твоего».

Пс.36:5. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,

Пс.36:6. и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.

Кто вверит свою жизнь руководству Бога, того Господь за его правду и справедливость выведет на свет, т. е. наградит.

Пс.36:8. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло,

«Не ревнуй до того, чтобы делать зло» – не гневайся на успехи нечестивых до той степени, чтобы перейти к причинению им зла.

Пс.36:9. ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.

Пс.36:10. Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.

Пс.36:11. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.

«Уповающие же на Господа» то же, что и «кроткие» (Пс.36_11), так как упование на Бога есть покорность Его водительству, подчинение своей воли Его указаниям. Они «наследуют землю» – перифраз всего второзакония, в котором наследие Палестиной, как землей обетованной, Богом назначается только для людей нравственно заслуживающих награды от Бога, для праведников.

Пс.36:16. Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых,

Пс.36:17. ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.

Выражение 16 ст. объясняется содержанием 17. Так как нечестивые гибнут, их сила («мышцы») сокрушается Богом, то и приобретенное ими не может быть прочно, в каком бы количестве оно ни было собрано. Наоборот, то малое, что есть у праведных, не только не утрачивается, но постепенно увеличивается, так как Господь их «подкрепляет».

Пс.36:18. Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек:

Под «достоянием …непорочных», как можно судить по контексту речи, разумеется их материальное благополучие. Оно «пребудет вовек» – указание на прочность этого блага: оно будет переходить из поколения в поколение, тогда как у нечестивых их блага отнимаются в одном роде.

Пс.36:21. Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает,

Отношение нечестивого к людям вообще отлично от отношений праведных. Нечестивый руководится не нравственными началами, а материальным расчетом. Для него смысл жизни в приобретении внешнего могущества и материального блага, а потому, когда он «берет взаймы, и не отдает», старается задержать или совсем не производить платежа, так как последний, по его пониманию, наносит ущерб его внешнему благу. Праведный же, наоборот, руководится нравственными обязательствами к людям и любовью, а потому снисходит к своим должникам («милует») и дает нуждающимся из своего достатка.

Пс.36:25. Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба:

Необходимость следования правде и жизни по закону Бога Давид оправдывает своими наблюдениями: он уже состарился «и не видал праведника оставленным», т. е. он не знает примера, когда бы праведник совсем оставлялся Господом, был бы Им отвергнут, хотя бы и приходилось ему в свою жизнь испытывать разные бедствия. Последние были только временными, но никогда, по наблюдению Давида, решительными и заключительными положениями жизни праведника.

Пс.36:27. Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек:

Пс.36:28. ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; и потомство нечестивых истребится.

«Жизнь вовек» зависит от уклонения от зла и делания добра, так как «Господь любит правду и не оставляет святых Своих; во век сохранятся они». Под жизнью вовек здесь можно разуметь вечную жизнь за гробом в близости и единении с Богом. Давид, как и все псалмопевцы и, вообще, писатели Ветхого Завета считали смерть тела неизбежным концом существования человека на земле, поэтому буквальное понимание выражения «жизнь вовек», в смысле вечной физической жизни на земле, не может быть допустимо в данном месте. Господь вечен, Он любит правду и праведников не оставляет; когда последний умирает на земле телом, он все-таки не оставляется Богом, так как Господь близко стоит к его душе, т. е. праведник по смерти находится в вечной близости к Богу. Данное место псалма одно из немногих в Псалтири, раскрывающих черты загробного существования праведников.

Пс.36:29. Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.

Здесь Давид опять переходит к изображению ранее высказанного в 10–12 ст. и 18.

Пс.36:37. Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир;

«Наблюдай за непорочным и смотри на праведного» – поучайся из наблюдения над их поведением и судьбою тому, как тебе поступать. «Будущность праведного есть мир» – указание общее, или в смысле благополучия в земной жизни (см. 25 ст.) или загробной (см. 27–28).

См. ст. 7. Далее приводится и причина: потому что Всевидящий не попустит пройти этому безнаказанно. Как другой пророк говорит: «чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь» (13 Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его,Авв. 1:13), так и он выражает тоже в словах: «праведен Господь и правды возлюби» «праведен Господь и правду возлюбил». Богу особенно свойственно принимать правду, справедливость, и Он не попустит никогда противного ей. Вот почему и в начале псалма пророк сказал: «на Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица?» («на Господа уповаю, как скажете душе моей: «улетай на горы, как птица?») Те, которые надеются на блага житейские, не лучше птицы, которая, надеясь на пустыню, делается легко уловимою для всех. Таков – надеющийся на богатство. Как птица уловляется и детьми, и сетями, и силками, и другими бесчисленными средствами, так и богатый уловляется и друзьями, и врагами. Он живет даже в большей опасности, нежели птица, имея множество людей, которые ловят его, а прежде всех – свои порочные пожелания; он – изгнанник, всегда зависящий от обстоятельств времени; он боится и свирепости палачей, и гнева царя, и коварства от льстецов, и обмана от друзей; когда восстают на него враги, он трепещет больше всех; и когда бывает мир, он опасается козней, потому что не имеет богатства прочного и неотъемлемого. Потому он постоянно скитается и переселяется из одного места в другое, проходя пустыни и горы, обитая во мраке, находя среди полудня глубокую тьму и строя козни. Не таков праведник. «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (18 Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня.Притч. 4:18). Они не решаются ни строить козней, ни делать несправедливостей, и имеют спокойную душу. А порочные, постоянно строя козни, всегда пребывают во тьме и страхе, подобно ворам, разбойникам и прелюбодеям; они во время дня видят мрак, потому что душа их бывает одержима страхом. Каким же образом может быть рассеян этот мрак? Если, отставши от всего этого, ты утвердишься в надежде на Бога, хотя бы ты был величайшим грешником. «Взгляните», говорит Премудрый, «на древние роды и посмотрите: кто верил Господу – и был постыжен?» (10 Взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу — и был постыжен? или кто пребывал в страхе Его — и был оставлен? или кто взывал к Нему — и Он презрел его?Сир. 2:10)? Не сказал: праведник, но: «кто». Хотя бы, говорит, это был грешник. То и удивительно, что и грешники, держась этого якоря, делаются непобедимыми для всех; таково особенное свойство преданности Богу, что и отягченный грехами ты найдешь ободрение в Его человеколюбии, потому что, как «проклят человек, который надеется на человека», так блажен, «который надеется на Господа» (5 Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа.Иер. 17:5, 7). Итак, оставив все другое, держись этого якоря. Бог видит все и судит праведно, и не только судит, но и приводит в исполнение суд свой. Поэтому пророк, сказав о праведности Его, изображает и наказание огнем и бурным духом. Он делает это потому, что печется о грешниках и желает наказанием побудить их к исправлению.

В минуты отчаяния, бессилия и бед у человека остается лишь одна надежда и вера – Господь. В тексте псалма 36 Давида изложена главная мудрость, которую царь познал в жизни — только Господь может принести людям покой и спасение.

Текст молитвы Псалом 36

На церковнославянском языке

Псалом Давиду
1 Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящим беззаконие.
2 Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут.
3 Уповай на Господа и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея.
4 Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца Твоего.
5 Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит:
6 и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне.
7 Повинися Господеви и умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку, творящему законопреступление.
8 Престани от гнева и остави ярость, не ревнуй еже лукавновати.
9 Зане лукавнующии потребятся, терпящии же Господа, тии наследят землю.
10 И еще мало, и не будет грешника, и взыщеши место eго, и не обрящеши.
11 Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира.
12 Назирает грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими.
13 Господь же посмеется eму, зане прозирает, яко приидет день eго.
14 Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем.
15 Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся.
16 Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа.
17 Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь.
18 Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет.
19 Не постыдятся во время лютое, и во днех глада насытятся, яко грешницы погибнут.
20 Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша.
21 Заемлет грешный и не возвратит, праведный же щедрит и дает.
22 Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же Его потребятся.
23 От Господа стопы человеку исправляются, и пути eго восхощет зело.
24 Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку eго.
25 Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семени eго просяща хлебы.
26 Весь день милует и взаим дает праведный, и семя eго во благословение будет.
27 Уклонися от зла и сотвори благо, и вселися в век века.
28 Яко Господь любит суд и не оставит преподобных Своих, во век сохранятся. Беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится.
29 Праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней.
30 Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык eго возглаголет суд.
31 Закон Бога eго в сердце eго, и не запнутся стопы eго.
32 Сматряет грешный праведнаго и ищет еже умертвити eго.
33 Господь же не оставит eго в руку eго, ниже осудит eго, егда судит eму.
34 Потерпи Господа и сохрани путь Его, и вознесет тя, еже наследити землю, внегда потреблятися грешником узриши.
35 Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския.
36 И мимо идох, и се не бе, и взысках eго, и не обретеся место eго.
37 Храни незлобие и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну.
38 Беззаконницы же потребятся вкупе: останцы же нечестивых потребятся.
39 Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорби.
40 И поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник, и спасет их, яко уповаша на Него.

На русском языке

Псалом Давида
1 Не соревнуйся с творящими зло и не завидуй делающим беззаконие,
2 ибо они, как трава, скоро засохнут, и, как свежая зелень, скоро опадут.
3 Уповай на Господа и делай добро, и поселись на земле, и будешь пастись среди богатства её;
4 насладись Господом, и Он даст тебе по прошениям сердца твоего.
5 Открой пред Господом путь твой и уповай на Него, и Он сотворит,
6 и откроет, как свет, правду Твою и решение о Тебе – как полдень.
7 Покорись Господу и умоли Его, не соревнуйся с преуспевающим на пути своём, с человеком, творящим беззаконие!
8 Удержись от гнева и оставь ярость, не ревнуй до того, чтобы делать зло,
9 ибо делающие зло истребятся, ожидающие же Господа, они унаследуют землю.
10 И ещё немного, и не будет грешника, и поищешь места его и не найдёшь.
11 А кроткие унаследуют землю и насладятся множеством мира.
12 Подстерегать будет грешник праведного и скрежетать на него зубами своими,
13 Господь же посмеётся над ним, ибо предвидит, что наступит день его.
14 Меч извлекли грешники, натянули лук свой, чтобы низвергнуть нищего и бедного, пронзить правых сердцем.
15 Меч их да войдёт в сердца их, и луки их да сокрушатся.
16 Малое лучше для праведного, чем многое богатство грешных,
17 ибо мышцы грешных сокрушатся, а праведных подкрепляет Господь.
18 Знает Господь пути непорочных, и наследие их вовек пребудет,
19 не постыдятся они во время злое и в дни голода будут насыщены. Потому что грешники погибнут,
20 враги же Господни сразу, как прославились они и возвысились, исчезли, как дым, исчезли.
21 Занимает грешник – и не возвращает, а праведник сострадает и даёт,
22 ибо благословляющие его унаследуют землю, а проклинающие его истребятся.
23 От Господа шаги человека направляются, и пути Его возжелает он сильно,
24 когда будет падать, не разобьётся, ибо Господь поддерживает руку его.
25 Я был молод, и вот, состарился и не видел ни праведника оставленным, ни семени его, просящим хлеба, –
26 весь день милует и взаймы даёт праведный, и семя его в благословении будет.
27 Уклонись от зла, и сделай добро, и живи во век века,
28 ибо Господь любит суд, и не оставит святых Своих, они будут вовек под охраной. Беззаконные же будут изгнаны, и семя нечестивых истребится.
29 А праведные унаследуют землю и поселятся во век века на ней.
30 Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд, –
31 закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его.
32 Наблюдает грешный праведного и ищет умертвить его,
33 но Господь не отдаст его в руки его и не осудит его, когда тот будет судим.
34 Положись на Господа и сохрани путь Его, и Он возвысит Тебя, чтобы тебе унаследовать землю; истребление грешников ты увидишь.
35 Видел я нечестивого, превозносящегося и возвышающегося, как кедры ливанские;
36 и мимо прошёл, и вот, нет его, и поискал его, и не нашлось места его.
37 Храни беззлобие и блюди правоту, ибо есть будущность человеку мирному,
38 а беззаконные истребятся вместе, остатки нечестивых истребятся.
39 Спасение же праведных – от Господа, и Он – защитник их во время скорби;
40 и поможет им Господь, и избавит их, и освободит их от грешных, и спасёт их, ибо они уповали на Него.

История написания

Царь Давид жил 3000 лет назад, поэтому песни в Псалтири стали своеобразной летописью его жизни. В псалме 36 Давид говорит о своей старости, что говорит об окончании его правления на момент написания этой песни. В тексте собрана главная мудрость, те наставления, которые царь считает необходимыми для молодого поколения.

Песнь псалма 36 похожа на учение, которое Давид мог бы поведать своему сыну Соломону. Он говорит о том, что лишь Господу известны пути человека, в его руках находится судьба и суд людей, и только в Боге можно найти истинное утешение и покой.

Когда читать псалом 36?

Песни царя Давида, из всех книг Библии, читают чаще всего во время богослужений. Но всё же каждый псалом имеет свой смысл, поэтому читают их лишь в определенное время и в особых случаях. Псалом 36 на русском языке или в других переводах читают при нападках от врагов. Если другие люди затевают зло, без всяких оснований обвиняют и клевещут, то следует обратить к Господу. В руках Господа находятся спасение и процветание праведных и кара для грешников. Не людям судить своих врагов или же мстить им, но они должны передать виновных на суд Божий.

Толкование

Псалом 36 – это наставление, мудрость, которую царь Давид познал за свою жизнь. Каждый стих песни имеет собственный смысл, толкование псалма 36 состоит из понимания отдельных стихов:

  • Стихи 1-3 содержат простые, но важные советы, которые помогут избежать страданий и проблем. Необходимо сохранять веру в Бога, не отступать от истины – это и есть ключ к благополучию.
  • Стих 4 – только Господь приносит мир и утешение праведным.
  • Стихи 5-8 говорят о том, что жизнь по Божьим законам всегда будет вознаграждена и полна радостей, а зависть к успехам других приводит к падению.
  • Стихи 16-17 раскрывают путь, уготованный грешникам. Даже если сперва кажется, что их жизнь много лучше, они всё утратят, а праведные, даже если имеют немного, всегда останутся при своём.

Как читать псалом 36?

Песни Псалтири можно читать как дома, так и в храме, в любом переводе: на русском, старославянском и других языках. Рекомендуется использовать текст псалма 36 на старославянском языке, но лишь потому, что на этом языке проводятся церковные службы. Дома читать молитву лучше перед иконами, это позволяет сосредоточиться на обращении к Господу, что крайне важно. Нельзя читать псалом 36 в суете, это будет неуважительно, и такая просьба вряд ли будут услышана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *