42 вопроса ребенку

Катя, с какими проблемами к вам обращаются чаще всего?
Чаще всего, это, как правило, проблема детского непослушания и неуправляемости. Так обозначают проблему сами родители — это то, что психологи называют первичным запросом, то, как вопрос формулируется, для родителей. Это то, что лежит на поверхности, на самом деле, часто это не истинный вопрос, а некая «обертка» вопроса настоящего. Обычно в «начинке» такого рода вопросов лежит, то, что ребёнок не непослушный — он просто не совсем такой, как хотелось бы родителям, то есть вопрос стоит о несоответствии родительским ожиданиям.

Второй по частоте вопрос — проблема детских взаимоотношений в семье. Не всегда все так гладко, как хотелось бы родителям. И это тоже обёртка, а у этой обёртки даже несколько начинок. Часто, если детей в семье больше одного, они дерутся, не обязательно врукопашную, ведь можно бить словами. Совсем уж мирно уживающиеся дети, мне кажется, только в книжках встречаются, да и то в книжках неправдивых. Родителей очень расстраивают эти конфликты, особенно расстраиваются родители те, которые сами росли в семье своей единственными, и в детстве сами этого не видели, не представляли себе, как дети себя друг с другом ведут.

Итак, первая начинка вопроса детских конфликтов — отсутствие родительского опыта. А второй начинкой этого вопроса могут быть ошибки родительского поведения: что-то неправильно устроили сами родители, и это вызывает огромный рост конфликтов.
Ну и третий вопрос, это, конечно, отношения в семье, а именно постепенное охлаждение, увеличение дистанции между супругами. В семьях, где растут дети, динамика бывает такова: в браке всё хорошо, у супругов общие интересы, потом рождается ребенок, мама занимается ребёнком, а папа — в основном работой. Мужчина редко может себе позволить проводить с ребенком столько времени, сколько ему бы хотелось, а вот женщина, она «у своего станка». Со временем накапливается не то чтобы непонимание, просто интересы начинают расходиться.
Вот, наверное, самые частые вопросы.

Среди наших читателей много многодетных семей. Давайте поговорим о них, тем более что вы упомянули детские конфликты. Знаю, что вы читаете лекции на тему: детская ревность. Что такое детская ревность и как её избежать?
Это большая и серьезная тема. Совсем избежать детской ревности невозможно, потому что где-то глубоко в основе братско-сестринских отношений заложено соперничество. Но, это может быть соперничество как вражда, а может быть соперничество как соревнование – а это не одно и то же. Совсем ревности не избежать, а вот окультурить ревность, то есть сделать так, чтобы жизнь в семье не напоминала войну, вполне можно. Во-первых, золотое правило для родителей: с того момента как младший ребёнок заговорил, детей нужно «сажать в одну лодку». То есть, если вы приходите и видите, что они что-то там не поделили, набезобразничали, и даже если понятно, что виноват один, наказывать нужно обоих, ну, «ругать-наказывать» это в кавычках, каждый родитель использует свои способы наказания. Ни в коем случае не взваливать ответственность, вину на старшего, потому что если в семье укоренится позиция: «ты старший — ты во всем виноват, ты за всё отвечаешь», то старший будет чувствовать младшего как обузу. Любви и близости между детьми не будет. Это первый момент.

Второй момент, и очень важный, действительно не показывать разность отношений к детям. Это легко сказать и достаточно трудно сделать, потому что любой родитель двух и более детей знает, что невозможно даже к очень похожим друг на друга детям относиться одинаково, и когда родители говорят: я вас одинаково люблю, они говорят не совсем правду, потому что нельзя двух разных людей любить одинаково.

Можно любить одинаково сильно, это очень важный нюанс. Сила, интенсивность родительской привязанности должна быть более-менее ровной, потому что, если есть любимчики, то есть и не любимчики. И ребёнок, который чувствует, что его любят меньше, чем брата или сестру, озлобляется, закрывается внутренне, и эта жесткость выливается в отношения между детьми. Вот. И, наконец, очень важно стараться давать старшему ребенку в семье тепло и ласку, потому что младший ребенок – он всегда ближе к родителям, он до старости малыш, а старший ребенок, как только мама беременеет следующим, сразу становится взрослым, сколько бы ему ни было, а ему может быть год, полтора.

Мне кажется, корень ревности заложен в неравном родительском отношении. Старшему больше достаётся «дисциплинарных взысканий», он «фотографирует» отношение к себе, и на младших, как если бы на своих подчинённых, спускает это недоброе отношение по цепочке. Какая-то минута, пусть небольшая, должна находиться для каждого, потому что если ребенок вообще не чувствует внимания, а бывает сейчас так, что с ребёнком, в основном, общаются нанятые люди – няни, потом учителя, какие-то репетиторы – они общаются корректно и правильно, но без любви. Короче говоря, ревнуют друг к другу — дети несчастные. Если ребенок счастлив, он будет чувствовать себя хорошо, он не будет ревновать или обижать своего брата или сестру.

На лекции одного психолога я услышала, что дети до трёх лет, не находящиеся в постоянном контакте с мамой, за родительскую занятость расплачиваются в будущем неврозами. Позволю себе не согласиться с этим утверждением. Прокомментируйте, пожалуйста.
Я тоже не согласна. Утверждение слишком общее и категоричное. Потом, мне кажется, возраст три года взят слишком абстрактно. Это актуальный вопрос, потому что все хотят быть хорошими родителями. Если ребенок до года, даже до 10 месяцев находится в длительном отрыве от мамы, когда, скажем, в два месяца мама выходит на работу full-time, вот тут действительно могут быть проблемы, потому что в этот период развития Я ребенка и Я матери представляют собой единое целое, то есть они совершенно не отделимы.

Если девять месяцев беременности – это вынашивание физическое, то первый год, пока ребенок не пошел — это вынашивание, скажем так психическое, психологическое. Где-то в год, год и два месяца, здесь все индивидуально, наступает следующая фаза развития и ребенку уже не нужно такое постоянное присутствие матери. Хотя, мне кажется, что даже в первый год для психологического здоровья мамы ей обязательно нужно отрываться. Устраивать себе «шопинг-терапию» или что-то в этом роде, пусть не надолго. Три-четыре часа в перерывах между кормлениями даже маленький ребенок способен нормально перенести, а вот что касается полного рабочего дня после года, там уже есть варианты. Тут уже надо смотреть на ребенка, есть дети, которые уже в год настолько открыты миру, другим людям, что их можно оставлять, и видимого вреда не будет но, все равно, мне кажется, не на длительное время. То есть для второго года, для начала третьего подойдет половинная, скажем так, загрузка мамы на работе, либо «половинный» отрыв. Мне кажется, во второй год очень хорошо учиться чему-то новому, или продолжить незаконченное образование в какой-то области.

И второй и третий год такие по своей психологической специфике, что если мама от ребенка не отходит — могут возникнуть проблемы совершенно иного круга.

Есть ведь такое народное выражение «свет клином сошелся», то есть, если мама сидит около ребенка больше года, не отходя никуда – ребенок становится зеницей ока, пупом земли, единственно важным для матери человеком. Это очень тяжелая позиция, как сейчас принято говорить, и для ребенка, и для мамы, такого ребенка нужно постоянно развлекать, он привык к неотрывному вниманию, и это маме тяжело психологически.

У меня ощущение, что женщины очень часто впадают в депрессию оттого, что им постоянно нужно концентрировать свое внимание на этом дражайшем существе. А ребенку-то уже нужна не только мама, ему нужны разные впечатления от общения с другими людьми, прежде всего, конечно, двигательные впечатления, ему нужны разные взрослые. Конечно, желательно, чтобы это были родственники, но если семьи небольшие, то подойдут другие взрослые – не родственники.

То есть, мне кажется, такое сидение один на один с ребёнком может только усугубить развитие таких личностных черт, как эгоцентризм, эгоизм у ребенка и закрепить депрессивно-тревожное отношение женщины к ребенку, когда крошечная проблема для женщины становится катастрофической, все мухи превращаются в слонов — потому что она просто сидит дома. Мама тоже должна получать собственные впечатления, чтобы не измельчать характером.

Мне кажется, что второй год жизни желательно, третий год обязательно нужно «разбавлять». После полутора лет ребёнку обязательно бывать на каких-то детских тусовках, занятиях, а вот к трём годам, пора уже отделяться от мамы.

Но до трёх лет самые хорошие занятия — это занятия, на которых взрослый не просто присутствует, но и активно участвует. В это время близкий взрослый (мама или няня) как бы переводчик в мире незнакомых людей. А вот после двух с половиной, трёх лет, обязательно нужен какой-то социальный опыт «открепления», скажем так. Потому что «пришитым к юбке» маминым деткам потом будет трудно. Надо, чтобы всем было хорошо, потому что если мама, сидя при ребёнке, переживает депрессию, то ребенку от этого хорошо не будет, и его личностные проблемы, несмотря на то, что мама при нём сидела, будут гораздо серьезнее, чем, может быть какие-то проблемы у ребенка, мама которого его оставляла, но была при этом таким живым и умеющим радоваться жизни человеком.

Катя, роль мамы понятна. Понятна и озвучена роль бабушек и нянь. А вот роль отца с научной точки зрения, насколько мне известно, не рассматривалась до последнего времени. Какова она?
Знаете, с отцами тема абсолютно отдельная. Роль отца не такая, как роль мамы. Большинство проблем, с которыми приходят семьи на консультацию, заключаются в том, что женщины ждут от мужчин поведения такого же, какое демонстрируют сами. Они говорят: «Как же так, он с ним никогда ласково не поговорит, или он никогда с ним в куклы не поиграет, вплоть до того». Понимаете, роль мамы в воспитании– это как бы основа, это база, фундамент. Женщина, которая рожает ребенка или которая сидит с ребенком, автоматически переходит на так называемый baby talk – интернациональный материнский язык.

Интереснейший феномен, он во всех языках прослеживается. Это — речь совершенно другого интонационного наполнения, там используются маленькие слова, легкие для произношении, уменьшительно-ласкательные суффиксы всякие, у языка другая мелодика, в общем-то это нечто среднее между пением и речью.

Так разговаривают матери и женщины с ребенком. Мужчины так не разговаривают. Не потому, что они не делают того, что должны – просто мужчины разговаривают по-другому, и именно речь отца, речь мужчины готовит ребенка к восприятию речи других людей. Очень важно, чтобы мужчина вел себя в доме естественно, именно как мужчина.

Отцы, как правило, затевают более шумные моторные игры, чреватые повреждениями телесными, и это тоже важно, потому что мамы, если играют, всегда проигрывают знакомые сюжеты, а когда играет папа – это всегда выход за границы известного, предсказуемого. И для ребенка это всегда — шаг вперед, это создание «зоны ближайшего развития», скажем так. Роль папы — вести вперед и давать ощущение надежности. В младенческом возрасте папа может с ребенком вообще практически не общаться (на что мамы обижаются), но при этом папа дает ребенку ощущение защиты, уверенности, укорененности в мире. Ведь матери хорошо и спокойно только когда она уверена в своих отношениях с мужем, в том, что он ребенка принимает.

Об этом можно очень много говорить. Папа для ребенка важен, даже если он никогда не вытирал ему попу, не кормил его супом и не делал с ним уроки. Мама может говорить с ребенком часами, говорить-говорить, а в памяти сказанное не останется,тогда как одна-две отцовские фразы отпечатываются. Главное, – не ждать от мужчин женского поведения.

Спасибо, Катя. О членах семьи мы поговорили, давайте в следующем разговоре поговорим о тех, кто приходит в семью и остается надолго – о нянях.
Я очень часто как психолог сталкиваюсь с фактором женских депрессий, материнских послеродовых и депрессий более позднего времени. У женщины возникает ощущение, что она одна во всем мире и до неё никому нет дела. Это делает женщину несчастной, портятся отношения в семье. Няня нужна как «вторые руки», на которые ребенка можно перекинуть ненадолго, когда тебе нужно заняться чем-нибудь, кроме него. Да, это обширная многоплановая тема, давайте обсудим ее в следующий раз.

Источник: клуб «Рождество»

Издревле люди боялись различных напастей: сглаза, плохих снов, болезней и т.п. От всего этого спасались различными заговорами и ритуалами. Конечно, всё это можно отнести к глупым суевериям и предрассудкам, но мало кого из нас не посещало смутное беспокойство при виде черной кошки или человека с пустым ведром, переходящих нам дорогу.

Нож и ножницы под подушкой, или как я впервые лично столкнулась с бабушкиными суевериями.

Моя бабушка Маша по папиной линии, например, иногда клала под мою подушку ножницы, а когда я в детстве приезжала в деревню к бабушке Тане по маминой линии, то иногда замечала, как она кладет нож под свою подушку. Сначала я думала, что бабушка Таня так защищается от грабителей, хотя какие в деревне грабители? Позже, путем настойчивых расспросов и шантажа с угрозами: «если не раскроешь свой секрет – никогда больше не приеду к тебе в гости», мне всё же удалось узнать: нож под подушкой – это своеобразный оберег, но не от грабителей, а от плохих снов и разного негатива. Бабушка свято верила в то, что нож «отрезает» все пути нечистой силы к ее кровати.

Смысл подкладывания под подушку ножниц означал примерно то же самое. Только ножницы, в основном, клали под подушку детям, если ребенок плохо спал или было подозрение, что его сглазили. Так, еще в детстве, я впервые столкнулась с подобными суевериями.

Студенческие суеверия или зачем кладут под подушку учебник?

Позже, став студенткой института, я с удивлением обнаружила, что некоторые мои соседки по общежитию кладут под подушку учебники. Причиной этого опять же явилась не элементарная жадность и скопидомство, как я сначала подумала, а особенный ритуал. Согласно этому поверью, книга под подушкой способствовала лучшему запоминанию наших нелегких теоретических постулатов. Кстати, вскоре я тоже стала использовать данный ритуал, разумеется, с тщательным предварительным изучением нужного материала, и он, как мне казалось, действительно работал!

Молочные зубы под подушкой – отличный подарок для Зубной феи!

В еще более зрелом возрасте, когда я уже сама стала мамой, я узнала об еще одном достаточно интересном ритуале, связанном с подкладыванием под подушку выпавших детских молочных зубов. Так получилось, что зубы у моего ребенка стали выпадать с завидной регулярностью, и я просто не знала, что с ними делать. Первый зуб, как и положено, мы отдали мышке, а вот второй, третий, четвертый… И тут в случайном разговоре одна моя знакомая сказала мне, что они вместе со своей 6-летней дочкой отдают её молочные зубы Зубной фее! Позже я нашла описание этого ритуала и в интернете. Считается, что Зубная фея, вместо подаренного ей зубика, дарит ребенку подарок или монетку. Моей дочке очень понравилась эта игра, конечно подарки и незаметное извлечение зуба из-под подушки до того, как проснется ребенок, были моей заботой, но всё же.

Привлечь в дом богатство? Без проблем!

И еще одним любопытным, на мой взгляд, ритуалом, о котором я узнала совсем недавно, стало подкладывание денег под подушку новорожденного ребенка. Считается, что таким образом вы привлечете в свой дом богатство и достаток. Данный ритуал я пока не пробовала в действии, поэтому ничего сказать о его эффективности, увы, не могу. Что же касается других примет и поверий, то их накопилось просто огромное количество. Я думаю, они действительно помогают тем, кто в них безоговорочно верит.

1. В чём разница между «в земле» и «под землёй»?
2. Если человек теряет Большой и Указательный палец, Безымянный становится Средним?
3. Если кентавр совокупится с русалкой, у них родится наполовину человек, на четверть рыба ,на четверть лошадь?
4. Если бы Золушка находилась в карете, когда карета превращалась в тыкву, Золушку бы спрессовало внутри тыквы?
5. Откуда кленовый лист знает, что он должен вырасти похожим на флаг Канады?
6. Что произошло бы с Бенджамином Баттоном, если бы ему написали портрет как у Дориана Грея?
А что было бы, если имя Дориана Грея вписали в Тетрадь Смерти?
7. Почему снежный человек снежный человек, если он ни чуть не снежный и совсем не человек.
8. Почему менопауза называется менопаузой, если это меностоп?
9. Если в Макдоналдсе кола бывает четырёх объёмов, то откуда там «средняя»?
10. Почему чёрно-белый телевизор – это не цветной телевизор, но белая капуста – это цветная капуста?
11. Если скрестить единорога и осьминога, то получится единорогий осьминог или восьминогий единорог? Или осьмирог? Или единоног?
12. У людей, у которых нет друзей во Вконтакте, всё равно есть кнопка «рассказать друзьям»?
13. Сон о том, что сны не сбываются, вещий?
14. Если я сдал такой предмет как Планирование, не планируя сдать Планирование, значит ли это, что я незаслуженно сдал Планирование, ибо не умею планировать?
15. Если свет движется так быстро, то почему на фотографиях он не размазанный?
16. Если ничто не вечно, то и вечность не вечна?
17. Когда у бессмертных начинается кризис среднего возраста?
18. Что если абсолютно всё наше пространство состоит из невидимых порталов, которые отправляют нас в то же место, в котором мы находимся?
19. Если мыть святой водой интимные места, это освящение интимных мест или осквернение святой воды?
20. Если в одной матрёшке несколько матрёшек, значит ли, что матрёшка это одновременно матрёшки?
21. Что делать, если женщина скажет: «Послушай женщину и сделай наоборот»?
22. Как арестовывают преступников, у которых нет кистей рук?
23. Улица, названная в честь города, названного в честь человека, считается улицей названной в честь города и человека или только города?
24. Если оттенки цвета крови всегда разные, какой цвет считать кроваво красным?
25. Почему слово «дожили» чаще всего имеет негативный оттенок? Радоваться ж надо! Дожили!
26. Попав на Солнце, человек погибает от СОЛНЕЧНОГО ожога? Если нет, то на каком расстоянии от Солнца солнечный ожог становится обычным?
27. Аэрохоккей в самолёте – это аэроаэрохоккей?
28. Когда у клиента не встаёт, путаны расстраиваются из-за своей возможной непривлекательности или радуются халтуре?
29. Если родить ребёнка между пограничными постами двух государств, у него будет двойное гражданство или не будет вообще?
30. Что если тому мальчику первые два раза просто виделись волки, а на третий раз он сам себя съел?
31. Если она морячка и он моряк, почему они не встретятся никак?
32. Где Доктор Кто моется?
33. Если снегопад – это снежный аналог дождя, то почему дождь – это дождь, а не водопад?
34. Если Земля геоид, то почему у неё полушария, а не полугеоидия?
35. Если индюк милее рыбы, то почему рыбкой называть свою девушку можно, а индюшкой нельзя?
36. Если летоисчисление идёт от рождения Иисуса, то сколько лет Иисусу между 25 и 31 декабря?
37. Если человек умирает, на кого перекладывается ответственность за книги, которые он взял в библиотеке?
38. Кем становятся солдаты диванных войск, выходя на гражданку?
39. Разговаривают ли во сне люди, онемевшие после психической травмы?
40. Как влияет вeтер-суховей на половую жизнь тушканчика?

Ребенок уже через пару месяцев отправляется в первый класс? Он уже такой взрослый, самостоятельный. Скоро начнет грызть науку и поглощать знания… Многие мамы очень волнуются, готов ли малыш к обучению в школе, не будет ли ему тяжело там. Вопрос готовности ребенка к школе очень важен, поскольку именно от готовности зависит и первое впечатление от школы, и последующее желание или нежелание ее посещать, а также успешность. Насколько ваш ребенок готов к школе помогут узнать специалисты (педагоги и психологи). При этом психологическая готовность к школе является очень важным аспектом, поэтому не стоит ею пренебрегать.

Сегодня мы предлагаем вам проверить общую эрудицию своего «без пяти минут” школьника, его общий уровень мышления, кругозор. Для этого предлагаем список из 35 вопросов, на которые должен отвечать ребенок 6-ти лет:

  1. Как тебя зовут? Твоя фамилия? Отчество?
  2. Сколько тебе лет, сколько тебе будет через год, а через 2 года?
  3. Когда твой день рождения?
  4. Как зовут твою маму? Полное имя с фамилией и отчеством.
  5. Как зовут папу? Полное имя с фамилией и отчеством.
  6. Когда у твоей мамы день рождения? (достаточно назвать только месяц)
  7. Когда день рождения у твоего папы? (достаточно назвать только месяц)
  8. Где и работают твои родители? Кем?
  9. В какой стране мы живем?
  10. Как называется город, в котором ты проживаешь?
  11. Назови свой адрес, телефонный номер мамы или папы.
  12. Что делать, если вдруг ты потерялся?
  13. Что делать, если ты порезался?
  14. Сколько стоит буханка белого (серого) хлеба?
  15. В квартире чувствуется запах газа? Что делать?
  16. Что делать, если ты обидел друга?
  17. Где лед толще — возле берега или на середине водоема?
  18. Почему нам, посетителям, нельзя кормить животных в зоопарке?
  19. Какой сегодня день? А какой будет завтра? А какой был вчера?
  20. Назови времена года.
  21. Чем похожи и чем отличаются белка и ворона?
  22. Как назвать одним словом: груша, роза, крапива, дуб?
  23. Почему перед тем как поедет поезд опускают шлагбаум?
  24. Который сейчас час?
  25. Во сколько ты ложишься спать?
  26. Как называется детеныш коровы, овцы, лошади?
  27. Зачем автомобилю тормоза?
  28. Что общего между молотком и топором?
  29. Чем отличаются гвоздь и болт? Как их отличить?
  30. Назови 5 домашних и 5 диких животных.
  31. Назови 5 названий городов.
  32. Какие ты знаешь виды транспорта?
  33. Чем отличается старый человек от молодого?
  34. Зачем заниматься спортом?
  35. Зачем ходить в школу?

Стоит обратить внимание, если ребенок не может ответить на большинство из этих вопросов. Возможно, ему стоит еще позаниматься, а может, он не понимает, что его спрашивают или, возможно, он просто не хочет отвечать… Если же без правильного ответа осталось только несколько вопросов, значит ваш 6-летка имеет широкий кругозор и имеет достаточно высокую эрудицию.

Викторина «Почемучка»

1. Почему заяц с горки скатывается кубарем?

2. Почему ежика называют смельчаком?

3. Почему белка легко перепрыгивает с веточки на ветку, с одного дерева на другое?

4. Почему синички дружат с поползнями?

5. Почему стрижей нельзя увидеть прыгающими по земле или сидящими на ветках деревьев?

6. Почему благодаря сороке человек может приучиться к порядку?

7. Почему сову часто называют люди лесной кошкой?

8. Почему галку так назвали?

9. Почему летчики благодарны лягушкам?

10. Почему у змей происходит линька?

11. Почему ворона любит принимать муравьиные «ванны»?

12. Почему у слонов такие большущие уши?

13. Почему у муравьедов нет зубов?

14. Почему бобры строят плотины?

15. Почему зайчишку дразнят «косым»?

16. Почему природа сделала лису рыжей, а кончик хвоста — белым?

17. Почему волки стараются поселиться у воды?

18. Почему добыча прилипает к паутине, а сам паук — нет?

19. Почему бегемоты часами лежат в воде и не всплывают, чтобы подышать?

20. Почему стрекозы все время возвращаются к водоемам?

Ответы: 1. Задние лапки короче передних. 2. Может съесть ядовитую гадюку, так как не чувствителен к ее яду. 3. Лапки с острыми коготками и хвост-руль. 4. Поползни благородно делятся с синичками едой. 5. На земле им мешают длинные крылья и коротенькие ножки. На ветках они не могут удержаться, так как на лапках отсутствуют задние пальчики. 6. Сорока любит блестящие предметы и может их утащить. Поэтому нельзя оставлять, где попало украшения, ключи, ложки. Птица может их украсть. 7. Во-первых, благодаря голове, похожей на кошачью. Во-вторых, из-за острых коготков. В- третьих, бесшумным приближением к добыче. В- четвертых, одинаково хорошо развиты слух и зрение. В-пятых, — «любители» мышей. 8. За ее особый крик при полете: «Галл-ка!». 9. По образцу лягушачьего глаза ученые сконструировали электронный прибор, обеспечивающий безопасность полетов. 10. Старая кожа узка и мала. 11. Очищает от вредителей перьевой покров. 12. Чтобы лучше улавливать звуки и охлаждать, помахивая ими, тело. 13. Без надобности, так как пищу (термитов и муравьев) они слизывают липким языком. 14. Чтобы поднять уровень воды, которая закроет вход в хатку. 15. Зайчишка старается увидеть всё, что происходит вокруг него, и «косит» глазками вовсе стороны. 16. Чтобы лисята не потеряли маму в темноте. 17. Пьют много воды. 18. Он не наступает на клейкие нити. 19. Ноздри выставляют на поверхность воды. 20. Откладывают в воду яйца….

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *