5 крестов

Иерусалимский крест — одна из древних форм принятых в христианстве крестов, привлекающая внимание выразительной и сложной формой, составленной из пяти равносторонних крестов.
Конечно же, об этой форме креста и о легенде, связывающей его с одним из предводителей первого крестового похода 1096-1099 года Готфридом Бульонским, я был наслышан, когда собрался посетить Святую Землю сам.
Во время поездки к Иерусалиму я услышал от одной из попутчиц и о том, что Иерусалимский крест, или Крест паломника — один из самых популярных сувениров, которые везут паломники и простые туристы из Иерусалима.
Сама дама ехала в Святую Землю во второй раз, и горько сокрушалась, что не приобрела сей сувенир в свою первую поездку, поскольку, будучи верующей, не была уверена в правильности сего шага для православной, а потому специально испрашивала мнения своего духовника по сему вопросу перед второй поездкой.

От неё я узнал, что, хотя православное духовенство в своём большинстве и не благословляет ношения Иерусалимского креста вместо креста нательного, тем не менее, признаёт сей крест равночестным с другими, и не имеет ничего против его приобретения и сохранения паломниками как реликвии, напоминающей им о паломничестве.
Должен сказать, что, будучи закоренелым атеистом, я совершенно не озабочен отношением духовенства той или иной конфессии к тому или иному ритуальному предмету, но и мне сей крест показался весьма достойной вещицей и лучшим сувениром из Иерусалима, который только можно себе представить.
Кроме того, мой атеизм не исключает интереса к мировым религиям, их основам, символам и реликвиям, а потому я решил выяснить все подробности про этот столь выразительный символ, с которыми вас и познакомлю.

Как пишет кандидат культурологии О.В. Губарева:
…бытует мнение, что подобный крест является чужим для православных.
Его называют «крестом крестоносцев» и видят в нем только герб военного католического ордена Святого Гроба Господня. Подобное представление об Иерусалимском кресте совершенно неверно, и появилось оно только в конце XX века как реакция на прозелитизм Католической Церкви на Святой земле.
Помогают этому и популярные справочные сайты в Интернете. В них публикуются переводные западные статьи, в которых история и символика Иерусалимского креста освещается однобоко.
Везде можно найти рассказ о первом крестовом походе (1099 г.), Готфриде Бульонском, завоевателе Иерусалима, на флаге которого был Иерусалимский крест, и о латинском государстве на Святой земле, сделавшем Иерусалимский крест своим гербовым знаком.
О том же, что пятисоставная крестовая композиция появилась на Востоке задолго до крестовых походов, что она была одним из важнейших символов восточно-христианской цивилизации, в интернет-ресурсах умалчивается.
В действительности иконография Иерусалимского креста, как и все крестовые иконографии, родилась на Востоке. И произошло это в IV веке, когда императором Римской империи, простиравшейся на огромных территориях Малой Азии, Европы, Палестины и Северной Африки, стал Константин I.
Перед одним из сражений, по легенде, Константину было видение равностороннего креста, который он принял за доброе предзнаменование, и повелел изобразить на своём знамени.
После победы в сражении этот крест стали именовать Константиновым крестом, и после принятия христианства самим Константином и объявлении им христианства государственной религией, почитали наравне с крестом с Голгофы, который якобы обнаружила его мать, христианка Елена, во время экспедиции на Святую Землю.
В течение многих веков в христианском мире равно почитались оба образа креста – Истинный Крест Христов, на котором был распят Спаситель, и крест, явленный равноапостольному императору Константину на небе перед Мульвийской битвой.
Истинный, или Голгофский, крест имел вытянутую форму с двумя или тремя поперечными перекладинами. Его историческая форма несла в себе символику, связанную с искупительной жертвой и страданиями Господа.
Константинов крест имел правильную равностороннюю форму и был символом охранения и победы. Достоянием христианского мира эти кресты стали примерно в одно и то же время, но первым – Константинов крест, с которым связано распространение христианства во всем мире.
Долгое время образы двух священных для христианства крестов использовали по-разному, в соответствии с их символическим значением.
Голгофский крест участвовал в церковных богослужениях, а Константинов крест помещали на знамена, им украшали храмы и носили как тельник.
Крест Константина начали изображать и на византийских монетах:

Есть еще один интересный факт, связанный с иерусалимским крестом на монетах:
ИЕРУСАЛИМСКИЙ КРЕСТ — колоссальный каменный крест, возведенный после 420 года на Голгофе, Иерусалим, при императоре Феодосии II (408-450 гг.).
Поводом для его водружения послужило видение Креста в небесах и проявление его на одеждах всех наблюдавших.
Холму была придана форма четырехступенчатой усеченной пирамиды, на вершине которой, на базе, находился Крест, возвышавшийся не только над зданиями города, но и над его стенами. Напоминал о Распятии и символизировал Божественную победу над смертью.
Уничтожен персами и иудеями после взятия Иерусалима первыми в 614 году.
Восстановлен после 628 года императором Ираклием Великим.
Уничтожен арабами и иудеями после 638 года.
Сохранился обширный нумизматический материал в различных вариациях, отображающий иерусалимский Крест, а также следы террас на холме.
Солид императора Тиверия II (578-582 гг.). Золото.

Впрочем, этот крест на террасном холме встречается на монетах многих византийских императоров:


На флаге Византии был изображен равносторонний крест с четырьмя буквами «В» между ветвями. Крест и аббревиатура ВВВВ представляли собой священную криптограмму, прославляющую Христа. Крест символизировал Самого Господа, а буквы вокруг расшифровывались так: «Βασιλεὺς Βασιλέων, Βασιλεύων Βασιλευόντων» (с греческого: «Царь царей, царствующий над царями»).
Символика флага сообщала всему миру, что Византия – христианское государство, истинным государем которого является Иисус Христос, а земной царь, в священном обряде помазания на царство, только принимает на себя Его образ.
В древних Грузии, Армении и странах Анатолии флаги были похожи на византийский, только вместо букв между ветвями стояли малые кресты. Сохранились древнейшие карты, на которых указанные территории обозначены такими флагами.
Современный флаг Грузии повторяет эти древние знамена.
Все эти страны были частью византийского мира, то есть их Церкви, будучи самостоятельными, признавали первенство Константинопольского патриарха.
После разделения Церквей на Православную и Католическую в 1053 году восточными патриархами было решено, что Вселенский собор Православных Церквей должен состоять не менее чем из пяти патриархатов.
Поэтому четыре малых креста вокруг центрального, большого, на флагах восточно-христианских государств стали символизировать также соборное единство Православной Церкви, объединенной вокруг Константинополя.
Равносторонний крест, составленный из пяти крестов, стал образом священной иерархии православных народов, на вершине которой стоит Сам Господь Бог Иисус Христос.
Во времена Крестовых походов Иерусалимский Крест стал формой и эмблемой Ордена Гроба Господня.
Основателем Ордена по одной из самых достоверных версий считается Готфрид Бульонский, предводитель первого крестового похода, в 1099 г. захвативший Иерусалим, «рыцарь без страха и упрека».
На одном из гобеленов, хранящихся ныне в Храме Рождества Христова в Вифлееме, изображены рядом два символа — Иерусалимский крест — герб Ордена Гроба Господня, слева, и францисканский герб — справа:
Когда Готфриду Бульонскому предложили стать главой Иерусалимкого Королевства, он сказал: «Королём и царём в городе, где Иисус носил терновый венец вынужденно, я никакого венца на свою голову не надену». И принял титул «Защитник Гроба Господня».
Интересно, что Иерусалимский крест в гербе именно Готфрида Бульонского — наиболее древний и известный геральдический нонсенс, представляющий собой золотой костыльный крест с четырьмя золотыми же крестиками в межкрестиях в серебряном поле.
По легенде, бароны Готфрида Булонского по окончанию 1-го Крестового похода убедили этого основателя династии королей Иерусалимских избрать именно такой герб, открыто нарушающий правило о недопустимости наложения металла на металл, для себя и своего потомства.

Был подобный крест и на русских флагах.
Когда он стал использоваться на Руси – неизвестно. Первые свидетельства относятся к XVI веку. Сохранилось описание флагов стрелецких полков – первого русского регулярного войска, созданного в середине XVI века.
С двумя флагами, расцвеченными пятичастными крестами, стрельцы изображены на миниатюре Книги об избрании на царство Михаила Федоровича Романова в 1613 году:

Фрагмент миниатюры с Иерусалимским крестом на знамени крупнее:
Уже в XVI веке в русских текстах пятисоставный крест называется Иерусалимским. Очевидно, что в символическом сознании русских он был одним из знаков христианского Иерусалима, но не воспринимался как палладиум крестоносцев.
В XVI веке четыре восточных патриарха, сохранивших в турецкой оккупации свои кафедры, подписывают документ об установлении в Москве нового патриархата. До этого Русская Церковь была митрополией Константинопольского патриархата. В послании восточных патриархов подчеркивается, что установление нового патриархата делается не по человеческому произволению, а для восстановления канонического числа престолов Вселенского православия. Символом этого канонического числа был пятисоставный Иерусалимский крест.
Иерусалимские кресты в русской геральдике не были редкостью. Сведения о них то и дело появляются в документах. Например, известно, что два иерусалимских флага были пожалованы Петром I во время поездки по северным губерниям Архангельскому архиепископу и что под флагами с Иерусалимскими крестами ходили суда Соловецкого монастыря.
Разумеется, Иерусалимский крест наличествует и в самом Иерусалиме — им украшена Базилика Рождества в Вифлееме:
Есть он и на мозаике, изображающей Базилику Рождества на карте Святых Мест Вифлеема, и находящейся внутри самого храма:
Иерусалимский крест можно увидеть и в Риме — на полу Базилики Санта Кроче ин Джерусалемме (Santa Croche in Gerusalemme), построенной на насыпной земле, по легенде, привезенной самой Святой Еленой, матерью императора Константина I, из Иерусалима на кораблях:
На одной из сохранившихся старинных мозаик этого храма мы можем увидеть и Константинов Крест:
Как видим, толкований символики Иерусалимского Креста несколько — помимо уже упоминавшихся Христа и 4 Евангелистов, а также пяти Православных церквей, есть версии, что Иерусалимский крест символизирует сам Крест Распятия и 4 гвоздя, которыми Иисус был к нему прибит (хотя сам вопрос о количестве использованных гвоздей — 3 или 4 — является спорным).

  • Иерусалимский крест в православии
  • Духовно-рыцарские ордена: Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского

В некоторых месяцесловах празднование «Происхождения Древа Честного и Животворящего Креста Господня» отождествляется с «Празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Марии». Этим самым дается повод думать, что оба празднества не имеют никаких своих особенностей и представляют в сущности одно и то же празднование, известное под двумя различными наименованиями. Но подобная мысль совершенно неправильна. Это для нас станет ясным и несомненным, если мы рассмотрим сущность и повод установления этих двух различных празднеств.

Обратимся к празднику «Происхождения Честных Древ Креста Господня». Мы говорим: «Происхождение Древа Честнаго и Животворящего Креста Господня». Однако слово «происхождение» не совершенно правильно и представляет неточный перевод греческого слова προοδος, которое буквально означает «предъисхождение», «несение впереди» древа или части от подлинного Креста Господня. Уже в самом наименовании этого празднества есть намек на его содержание. О происхождении этого праздника в греческом Часослове 1838 года говорится следующее: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на св. трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (προοδος) Честнаго Креста». С этим обычаем соединялся другой — освящать в придворной Константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца, за исключением января, когда освящение воды совершалось 6-го числа, и сентября, когда оно бывало 14 числа. Эти два обычая и легли в основу празднования 1 августа «Происхождения Честных Древ Креста Господня» и торжественного освящения воды. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня

Первого августа совершается также празднование Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его, установленное в 1158 году в России при митрополите Киевском Константине, а в Греции — при Царьградском патриархе Луке. Поводом к установлению этого празднования в России послужила победа, одержанная при великом князе Андрее Боголюбском русскими войсками над волжскими болгарами 1 августа, а в Греции — победа в один и тот же день греческого императора Мануила над магометанами-арабами или сарацинами.

Всякий раз, когда только приходилось благочестивому русскому князю Андрею Боголюбскому отправляться в поход на неприятелей, он брал с собой икону Пресвятой Богородицы и Честный Крест Господень. Был у него и другой благочестивый обычай, тесно связанный с только что указанным. Прежде чем вступить в кровавую битву, он выносил св. икону Богоматери с Честным Крестом к своим войскам и вместе с ними, пав на землю, возносил к Богоматери слезную молитву:

— О, Владычице, родившая Христа Бога нашего! Всякий уповающий на Тебя не погибнет; и я, раб Твой, имею Тебя по Бозе стену и покров, и Крест Сына Твоего — оружие на врагов обоюду острое. Умоли держимого Тобою на руках Спасителя мира, да будет сила крестная как огнь, попаляющий лица сопротивных, и Твое всесильное предстательство да поможет нам победить врагов наших.

После этой молитвы сам князь Андрей, а за ним и все его воины лобызали святую икону Богоматери и Честный Крест Господень. Потом только с твердой надеждой на помощь Божию и заступничество Пречистой Богоматери они дружно устремлялись на врагов.

Так было и первого августа 1158 года. Войска князя Андрея Боголюбского, одушевленные молитвой своего любимого предводителя и поддерживаемые небесной помощью, отважно бросились на волжских болгap и скоро одержали над ними полную победу. Вид погибших соратников не омрачал их радостных мыслей, вызываемых столь благоприятным исходом кровавого столкновения. Когда русские воины возвратились с поля битвы в свой стан, они были поражены дивным видением: огненные лучи, исходившие от Честного Креста и св. иконы Божией Матери, своим блеском озарили все войско. Тогда русские полки, обрадованные этим чудесным знамением, еще с большим мужеством и отвагой стали преследовать своих врагов: они сожгли и опустошили до пяти их городов, оказавших сопротивление и не пожелавших добровольно сдаться, наложили на жителей дань, обычную в то время, и после этого возвратились с торжеством на родину.

С этим довольно крупным событием в жизни Руси совпало другое не менее важное событие в Греции. В том же 1158 году греческий император Мануил принужден был выступить со своими войсками против сарацин, намеревавшихся покорить под свою власть Грецию. Осуществление этого их намерения повело бы за собой многочисленные бедствия для греков: помимо того, что они потеряли бы свою политическую самостоятельность, они понесли бы еще и большую утрату — лишились бы своей святой христианской веры, вместо которой должны были бы исповедывать магометанскую веру своих победителей. Первого августа император Мануил видел от Честного Креста и иконы Богоматери, которые он брал с собой в поход, чудо подобное вышеописанному — огненные лучи, озарявшие своим блеском все войско. И когда после этого была одержана победа над неприятелем, греческий император Мануил всецело приписал ее чудесной помощи Божией.

Между греческим царем и русским князем в то время не прекращались письменные сношения. Поэтому князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил — о подобном же чуде в России. Оба они прославили Бога за одновременно явленное над ними обоими чудодейственное промышление Его, а потом после совета со своими архиереями и сановниками решили установить 1-го августа празднество Господу и Пречистой Его Матери.

Итак, из сделанного нами краткого описания повода и содержания совершаемых первого августа двух празднеств ясно видно, что оба они различны по своему характеру и установлены по совершенно различным причинам: одно празднество установлено в связи с распространившейся смертоносной эпидемией, а другое — по поводу чудесного видения и победы над врагом. Поэтому-то в «Житиях», составленных митрополитом Московским Филаретом, не отождествляются эти два празднества, но одно из них называется «Происхождением Древа Честного и Животворящего Креста Господня», а другое «Празднеством Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его».

Это небольшой серебряный крестик, имеющий подвижное оглавие и выполненный согласно традициям изготовления и оформления сирийского энколиона десятого-одиннадцатого столетий.

Крест подобной формы, имеющий расширяющиеся балки и гравированные образы святых в положении орант или образ Богоматери Оранты, изготавливался в Сирии и Палестине, и был довольно распространён в Византии. Ну а уже потом паломники привозили их в Европу и на территорию России. Выполнение данного креста продолжает развитие тех древних традиций.

Форму крест имеет четырёхконечную. По углам каждой из балок нарисован отросток каплевидной формы. В России подобные изображения называли слёзками. Балка, расположенная вертикально, оканчивается окружностью и имеет большое отверстие. А в этом отверстии видно закреплённое кольцо для подвешивания. Такой вид креста без иконографического изображения был известен среди христиан Востока ещё в пятом столетии.

С лицевой стороны крестика видно изображение рельефного Распятия, которое выполнено в византийских традициях шестого-десятого столетий. Иисус Христос стоит исключительно прямо, над его головой виден крестчатый нимб. Его голова чуть-чуть опущена в сторону левого плеча, оба глаза открыты, руки распростёрты в разные стороны. О том, что на данном сюжете показана крестная казнь, мы можем узнать только по изображению, а сам Он стоит на большом подножии, обе руки у него распростёрты навстречу всем, кто готов пойти на его призыв к Спасению. Изображение объёмного подножия в Византии говорит о символе величия лица, которое там нарисовано.

В верхней части Креста на планке начертана надпись И&С Х&С, в которой говорится о том, что Иисус Христос есть единственный помазанник Бога.

Данное Распятие имеет ещё одну свою особенность – это одежды, в которые одет Спаситель. Мы все привыкли видеть Его в повязке, которая находится на его чреслах. А на этом Кресте он одет в колобий – это вид длинной безрукавной туники, которая украшена своеобразным орнаментом из геометрических фигур и двумя клавами (вертикальная золотая полоса, которая в античные времена подчёркивала знатное происхождение данной особы).

Профессор Н. В. Покровский подчёркивает, что с шестого по десятое столетие в период полного расцвета искусства в Византии Иисус Христос на каждом Распятии был одет в длинную безрукавную коллобию, а вот уже в более поздние времена и в настоящий момент современные Распятия всего христианского мира предоставляют изображение Христа в полуобнажённом виде.

Если обратиться к истории по поводу этого вопроса, то можно узнать очень много интересного. Так, во время жизни Иисуса Христа существовали два в обязательном порядке соблюдаемых обычая в момент совершения крестной казни. У еврейского народа во время казни мужчин должен быть закрытым спереди, а женщина – и сзади и спереди. В Древнем Риме осуждённые должны быть голыми. Правда, разрешалось наличие узкого куска полотна, которое было обвёрнуто вокруг его бёдер, так как в те времена оно являлось одним из предметов нижней одежды. Поэтому, самые первые, известные нам Распятия того времени, имели именно такой вид. На двери Храма святой Сабины в Риме видно изображение лентия, а вот уже на сирийском Евангелии Раввулы – колобий.

В храмовом искусстве через различные виды символов передаётся реализм Божьего Откровения, которое всегда было более важным и значимым, нежели исторические и археологические детали.

В те времена, когда христианское искусство ещё только развивалось и люди ещё помнили о распятии, как позорной казни людей, стоящих на самой низшей ступеньке социальной лестницы, стал преобладать образ на Кресте Иисуса Христа – триумфатора. Этим самым подчёркивалась мысль о том, что Спаситель победил смерть и даровал милость спасения всему человечеству. Суть крестной казни передавалась условно посредством изображения орудий казни: самого креста, копья и трости. А также большую роль в развитии сюжета играют персонажи, которые окружают эту сцену. Понятно, что вид нагого Иисуса Христа не очень подходил под идею торжества победы добра над всемирным злом. К тому же, давние христиане были очень благочестивыми и их не мог не смущать образ Обнажённого Спасителя.

В 451 году на Соборе в Халкидоне Христианская Церковь официально провозгласила церковный догмат о таинственной гармоничности двух природ в едином образе Бога Слова. Это было связано с тем, что в то время велись ожесточённые дискуссии по поводу двуединства образа Спасителя. Так, в пятом столетии Несторий утверждал, что Иисус Христос был только человеком и являлся обителью Божества, но сам не был Богом. Другой церковник Евтихий ударился в другую крайность, утверждая, что Спасителю была дана только природа Божества, которая полностью вобрала и поглотила в себе его человеческое естество. Решение Халкидонского собора одержало победу над еретиками. И необходимо было закрепить её в искусстве иконографии. Так, необходимо было показать Иисуса Христа, распятого на Кресте и как Божество и как обыкновенного человека, который умер, но потом воскрес. В связи с этим изображение Иисуса Христа на Кресте в обнажённом виде снова стало востребовано.

Изображение фигуры Распятого Иисуса Христа продолжало и после смерти хранить печать величия и выражало скорее Божественное спокойствие, но не саму смерть. В восьмом столетии набедренная узкая повязка была заменена на перезониумум (декоративная драпировка, которая полностью закрывала бёдра Иисуса Христа, а иногда даже опускалась ниже уровня колен.

У художников востока Христос-триумфатор изображался по-разному. Использование детских пропорций фигуры у Иисуса Христа говорит о его человеческой беззащитности и кротости. Смерть на Кресте явилась последней точкой пути Господа на Земле и установила духовные связи с Рождеством Спасителя – началом Его земной жизни. Этот художественный штрих напоминает ещё всем людям о том, что подобное детство должно быть всем нам примером, потому что как говорил сам Христос, что если человек не примет в сердце своё Божье Царство, как дитя, то он и не сможет туда войти.

Церковь в Западной Европе до тринадцатого столетия максимально выставляла напоказ сан величия и царственности Иисуса Христа. Его изображали обязательно одетого в колобий с длинным рукавом. На ногах обязательно присутствовала обувь. Голову венчала царская корона. Рим очень сильно осуждал восточную иконографию умирающего Иисуса. А вот уже после тринадцатого столетия их понимание этого вопроса снова кардинально меняется. Они начинают показывать процесс предельного самоуничижения Иисуса Христа. В последующие столетия заметна тенденция отказа от символических значений и замена их натурализмом и исторической достоверностью.

В странах Западной Европы было очень популярно духовно концентрировать внимание верующих на Христовых страстях. Этим самым они думали, что преследуют морально-нравственное воспитание каждого христианина. Но очень часто наблюдались крайние проявления такого подхода к данному вопросу, что приводило к развитию у человека душевных заболеваний (появления стигматов), что у католиков считалось чуть ли не признаками святости.

Начиная с восемнадцатого столетия оформление русских крестов стало очень похоже на католические и отличались только числом, обозначающим количество забитых гвоздей.

По своей иконографии этот крест очень похож на тот, который была принят в древней Византии, а в настоящее время его можно считать антиподом современных прозападных Распятий, которые ничего не говорят о Божественной сути Иисуса Христа. Благодаря простоте изображения она помогает поменять мышление рациональное на символическое, и тем самым способствует соитию с Иисусом Христом — Богом и Человеком.

С обратной стороны креста хорошо видно изображение гравированного ростового образа Богородицы Оранты, который выполнен в стиле сирийско-палестинского энколпиона. Возле фигуры Божией Матери начертаны надписи, в которых говорится о Всесвятой Матери Божией. Эти слова являются утверждением церковных догматов, которые возникли в результате церковных споров по поводу почитания Девы Марии как Божией Матери. Святой Иоанн Дамаскин утверждал, что данное её имя отражает весь таинственный процесс воплощения. Образ Божией Матери с надписями её имён можно часто увидеть на обратной стороне нательного креста и выполняет тем самым важную догматическую задачу.

Богородица в Небесном Царстве по своей значимости стоит выше любого ангела или архангела. Сам Бог дал ей первостепенное право просить у Иисуса Христа – Своего Сына – милости и прощения для всего человечества. Именно поэтому уже на первых христианских иконах Божия Матерь обычно изображается в момент вознесения ею молитвы. Ещё в древних римских катакомбах, в которых прятались первые христиане и проводили свои богослужения, можно увидеть образ Богоматери «Оранта». А одним из самых знаменитых её изображений находится в софийском соборе в Киеве (одиннадцатое столетие). За очень сильное воздействие и помощь этого образа его назвали «Нерушимая Стена». Все православные христиане мира уверены, что до тех пор, пока Божия Матерь молится и простирает свои руки к Небу, никакое зло не сможет одолеть мир и поработить всё человечество.

А вы знаете, где сейчас находится Крест, на котором распяли Иисуса Христа? Кто нашел величайшую христианскую святыню? И какое чудо произошло от животворящего Креста Господня сразу после его нахождения? Расскажем в нашей сегодняшней статье.

От орудия казни − к символу спасения

Карл Брюллов «Распятие”, 1835 г.

В Римской империи крестом было принято называть столб с одной ил несколькими поперечными перекладинами, предназначенными для казни разбойников. Римляне позаимствовали этот жестокий способ экзекуции и назидания из Карфагена. Мы помним из Священного Писания, что Иисус Христос принял крестную смерть вместе с двумя разбойниками, совершившими тяжкие преступления.

Руки и ноги приговоренного к казни человека прибивали огромными гвоздями к столбу и перекладинам, после чего он медленно умирал от кровопотери, солнечного зноя или удара копья палача.

Господь, распятый на кресте, сделал предмет Своей казни центральным символом Христианства. С тех пор каждый верующий по укоренившейся традиции после принятия Крещения надевает себе на шею крестик и крестообразно осеняет себя знамением в память о страданиях Спасителя и свидетельстве принадлежности к вере в Истинного Бога.

Обретение Креста Господня

На горе Голгофе, где был распят Христос, по приказу императора Андриана был поставлен храм богини Венеры. Язычники видели стремительное развитие новой веры и содрогались от религиозной самоотверженности первых христиан. Поэтому римляне пытались стереть из памяти людей все, что было связано с Иисусом.

Как Христос преобразил крест в символ спасения, так и христиане постепенно преобразили богоборческий Рим в православную империю. После победы в 313 году император Константин провозгласил Миланский эдикт и сделал Христианство государственной религией своей страны.

Новый правитель в поисках всего, что связано с земной жизнью Христа, направляет в Иерусалим свою маму, царицу Елену. Женщина была уже немолода, но с радостью отправилась на Святую Землю, чтобы отыскать Крест Господь. Ей это удалось в 326 году. Старый иудей по имени Иуда сообщил, что святыня может находиться в земле под храмом богини Венеры, который построили несколько столетий назад на Голгофе.

Святые Константин и Елена вокруг Животворящего Креста Господня. (Картина В. К. Сазонова, XIX век)

Языческое капище снесли, под руководством патриарха Макария была совершена молитва, после чего начались раскопки. Было обнаружено три креста, четыре гвоздя и табличка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанная по приказу Пилата. Согласно преданию, чтобы определить, на каком из крестов был распят Спаситель, деревянные находки поочередно прикладывали к телу недавно умершего человека. После прикосновения Креста Господня усопший воскрес. Так была обнаружена величайшая христианская святыня.

Где сейчас Крест Господень?

Царица Елена вскоре после обретения Креста разделила Святое Древо на две части: одну оставила в Иерусалиме, вторую забрала с собой в Константинополь. Часть святыни, оставшаяся на Святой земле в храме Воскресения Христова. Но в 614 году Крест был захвачен персами и находился у них до 628 года. Святыню вернули, но в 638 году она оказалась у арабов. Часть ее смогли возвратить в Иерусалим, но в 1187 в битве при Хаттине Часть Креста Господня была захвачена мусульманами и окончательно утеряна.

Из Константинополя Животворящее Древо похитил в 1204 году крестоносцы. Святыню разделили на части, после чего Она разошлась по храмам и монастырям Западной Европы. Но обычай отделять частицы от Креста Господня, согласно преданию, заложила еще царица Елена. Разделив реликвию в Иерусалиме, она оставляла мощевики по пути в Константинополь в каждом основанном ею монастыре. Частицы Креста Господня и позже расходились как величайший дар по православным землям из столицы Византии.

В наши дни частицы святыни находятся в храмах таких стран, как Австрия, Армения, Бельгия, Германия, Греция, Грузия, Израиль Испания, Италия, Кипр, Латвия, Россия, Украина, Франция и Черногория.

В России частицы Животворящего Креста Господня находятся в монастырях:

  • Монастыре иконы Божей Матери Державная
  • Богородицерождественском Бобреневом мужском монастыре
  • Успенском Шаровкином женском монастыре
  • Сретенском женском монастыре

Но самая крупная из известных в наши дни частица Креста хранится в храме Гроба Господня в Иерусалиме − там, где совершились важнейшие евангельские события, и была обретена святыня.

православная сокровищница рядом с Голгофой, Храм Гроба Господня

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»

(Мк. 8:34)

Каждому из нас Господь дает в свой крест − испытания, которым суждено выпасть на нашу долю. Трудности закаляют человека, делает его свободным от греха, и дают возможность от земных пристрастий обратить взор к вечным ценностям. Последовать за Господом − значит, встать на путь обретения вечного счастья. Дай Бог нам всем к нему прийти.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Иерусалим – это святое место, которое ежегодно посещают миллионы паломников. Посещая Святую землю как правило верующий кроме поклонения Святым местам и молитв о здоровье своих близких покупает там иерусалимский крест паломника. После чего конечно же начинает естественно волновать вопрос, а можно ли носить иерусалимский крест православным, ведь место где он был приобретен считается христианской святыней. Конечно ответ может быть не однозначен. И мнения разных священнослужителей отличается. Для того, чтобы в этом разобраться необходимо узнать немного истории возникновения и значения такого креста.

Крест иерусалимский из оливы представляет собой равносторонний прямой крест алого или золотого цвета на белом фоне. Он окружен четырьмя крестами меньшего размера. Такой крест в свое время являлся гербом Готфрида Бульонского. Герцог Лотарингии и граф Бульонский были лидерами Крестового похода, который происходил в период с 1096 до 1099 года.

Граф Бульонский отказался принимать королевский титул так как счел вместо него принять золотой венец в том месте где Спаситель принял терновый венец. Но при этом согласился на титул Хранителя и Защитника Гроба Господня. В этом качестве новый правитель в качестве герба взял пять крестов, изготовленных из золота на фоне цветного серебра.

Со временем крест был видоизменен и был символом католического Ордена Святого Гроба Иерусалимского Господнего. Такое изображение даже присутствовало на государственном флаге Грузии, но с религией такой символ ничего общего не имел.

В древние времена Иерусалимский крест красного цвета нашивался на плащи самого ближнего окружения короля. Позже его начали использовать на покрывалах в католической религии для покрывал алтаря. Сегодня же его используют как символ непоколебимой веры. Поэтому считается, что если посещаешь Святую Землю, то его обязательно нужно приобрести.

Сегодня существует достаточно много различных трактований значения данного символа:

  • В самом Иерусалиме принято считать, что пятикрестие иерусалимского креста соединенных в один знак означают раны Христа, которые он получил во время Распятия.
  • Также такой символ часто расшифоровуют таким образом, что большой крест является символом Христа, а четыре маленьких – это четыре Апостола, которые и являются авторами Евангелия.
  • Также Он символизирует обретенные На Святой Земле христианские реликвии – четыре гвоздя которыми было прибито тело Иисуса Христа. Кстати, такое мнение имело место именно во время Крестового Похода.
  • В России был свой образ иерусалимского креста и его значения. Он был изображен на окладе Евангелия, который хранился в храме Христа Спасителя в Москве до самого разрушения храма. Ограничительные линии креста означали четыре книги Евангелии. Смысл изображения был очень прост. Все что касается жизни Христа и его пребывании в Иерусалиме ограничивается этими святыми книгами.

Следует также отметить, что несмотря на то, что православные священнослужители не опровергают существование такого креста и в принципе его принимают, все же носить его в качестве нательного креста они его не рекомендуют. Если уж так случилось что вы побывали на Святой Земле и купили данный символ, то священники рекомендуют его хранить рядом с иконами, которые стоят у вас в «красном углу» в доме. Крестик будет выступать в качестве оберега и памятного элемента о вашей поездке.

Можно ли крестить иерусалимским крестом

Согласно православной религии, иерусалимский крестик немного отличается по своей форме от традиционных восьмиконечных или шестиконечных православных крестов. Поэтому крестить иерусалимским крестиком не рекомендуют.

Его можно носить вместе с православным, но только не крестить. Дело в том, что традиционных православный символ веры считается восьмиконечный или шестиконечных крест. Им же и проводят тайный обряд крещения в православной Церкви. При этом не обязательно покупать крестик именно в церкви где будет проводится обряд. Достаточно перед самой церемонией дать его священнику, чтобы он его освятил.

Но если вам повезло побывать на Святых Землях и стать обладателем Иерусалимского креста или вы его приобрели своему ребенку, то его можно носить поверх одежды в качестве декоративного элемента. При этом согласно старинным поверьям такой элемент может стать надежным амулетом и хранить вас и вашего ребенка от нечистой силы и всего плохого.

На мнение некоторых священнослужителей православной веры данное украшение является высокохудожественно декоративным. И скорее всего оно представляет собой смесь трех различных крестов. Несмотря на то, что это мнение не подтверждено, оно все же имеет место.

Господь всегда с Вами!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *