59 псалом текст

Текст молитвы псалом 59

На церковнославянском языке с ударениями

1 В коне́ц, о измени́тися хотя́щих, в столпописа́ние Дави́ду, в науче́ние:

2 внегда́ сожже́ средоре́чие Сири́йское, и Си́рию Сова́льскую, и возврати́ся Иоа́в, и порази́ Едо́ма в де́бри Соле́й двана́десять ты́сящ,

3 Бо́же, отри́нул ны еси́ и низложи́л еси́ нас, разгне́вался еси́, и уще́дрил еси́ нас.

4 Стрясл еси́ зе́млю и смути́л еси́ ю́, исцели́ сокруше́ние ея́, я́ко подви́жеся.

5 Показа́л еси́ лю́дем Твои́м жесто́кая, напои́л еси́ нас вино́м умиле́ния.

6 Дал еси́ боя́щымся Тебе́ зна́мение, е́же убежа́ти от лица́ лу́ка.

7 Яко да изба́вятся возлю́бленнии Твои, спаси́ десни́цею Твое́ю и услы́ши мя.

8 Бог возглаго́ла во святе́м Свое́м: возра́дуюся и разделю́ Сики́му, и юдо́ль жили́щ разме́рю.

9 Мой есть Галаа́д, и Мой есть Манасси́й, и Ефре́м – кре́пость главы́ Моея́, Иу́да – царь Мой.

10 Моа́в – коно́б упова́ния Моего́, на Идуме́ю простру́ сапо́г Мой, Мне иноплеме́нницы покори́шася.

11 Кто введе́т мя во град огражде́ния? или́ кто наста́вит мя до Идуме́и?

12 Не Ты ли, Бо́же, отри́нувый нас? И не изы́деши, Бо́же, в си́лах на́ших?

13 Даждь нам по́мощь от ско́рби, и су́етно спасе́ние челове́ческо.

14 О Бо́зе сотвори́м си́лу, и Той уничижи́т стужа́ющыя нам.

На русском языке

1 К исполнению. Тем, кому ещё предстоит измениться, для надписи на столбе. Давида, к научению,

2 когда он сжёг Междуречье Сирийское и Сирию Совальскую, и возвратился Иоав, и поразил Эдома в ущелье Соляном – двенадцать тысяч.

3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.

4 Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется.

5 Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления.

6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,

7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.

8 Бог сказал во святилище Своем: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:

9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,

10 Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»

11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?

12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?

13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.

14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.

Толкование

  • Стихи: 1-5: Псалом 59 пронизан горечью военных поражений. Она появляется от того, что народ отступил от родного пути и нарушил заповеди. Пророк говорит о таком тяжелом испытании для народа, что ему кажется, что Бог их покинул. Но, когда Господь посылает нам какие-то трудности, Он не лишает нас и некой поддержки, и в самом наказании содержится и некое облегчение; никогда нет наказания сверх наших сил.

Будто испытывая нас на прочность, Господь повергает мир в состояние хаоса, но потом воедино собирает. Потому в скорбях человек чувствует умиление и теплое сокрушение.

  • Стих 6: Здесь пророк просит Бога, чтобы Он дал народу знамя (как образ спасения), и как на войне вокруг поднятого знамени собираются силы и оно означает победу, тем более – у знака Божественного.
  • Стих 7: Чтобы избавились возлюбленные Богом, овцы Его стада, спаси десницею (то есть оправдай) меня, — говорит пророк.

Дальнейший текст псалма 59 похож на отрывок из учебника по Священной географии.

  • Стихи 8-11: Давид перечисляет области Святой земли и прилежащие к ней, говорит о том, что Господь дал ему откровение во святилище, в алтаре, и он обрел уверенность в победе. Он перечисляет границы Палестины и Царства Иудейского как залог непоколебимости и его царства. Пророк поясняет, что Господь – Хозяин мира и может дать во владение любую землю помазанному царю.
  • Стихи 12-14: Итак, Давид познал, что наказан за некие грехи. Главный урок этого псалма в том, что Господь наказывает за грехи и обращается с милостью к кающимся. Пути, которые выбирает человек для жизни, суетны, а спасение, которое оказывает Господь, верно, с Ним можно найти помощь и победить врагов. Заканчивается песнь торжественно и радостно. И мы не постыдимся в надежде на силу Божью, а не на свои силы или силы подобных нам людей.

Правила чтения псалма 59

Шушан-Эдуф (переводится как Лилия Завета) – по мнению некоторых ученых, автор псалма указывает, что именно на этом музыкальном инструменте поется песнь. По мнению других, это указание на песню, по мотиву которой исполняется псалом. Надписание псалма 59 также интересно с точки зрения правил чтения: этот псалом составлен Давидом для изучения другими. То есть царь не напевал этот псалом, а писал, размышляя и передал его другим, чтобы текст его выучили и вразумлялись.

Детально: псалом 59 текст — со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление

В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение: внегда сожже средоречие Сирийское, и Сирию Совальскую, и возвратися Иоав, и порази Едома в дебри Солей дванадесять тысящ

К исполнению. Тем, кому ещё предстоит измениться, для надписи на столбе. Давида, к научению, когда он сжёг Междуречье Сирийское и Сирию Совальскую, и возвратился Иоав, и поразил Эдома в ущелье Соляном – двенадцать тысяч.

1 Боже, отринул ны еси и низложил еси нас, разгневался еси, и ущедрил еси нас.

1 Боже, Ты отринул нас и низверг нас, разгневался, но и пожалел нас.

2 Стрясл еси землю и смутил еси ю, исцели сокрушение ея, яко подвижеся.

2 Ты потряс землю и смутил её; исцели разломы её, ибо она поколеблена.

3 Показал еси людем Твоим жестокая, напоил еси нас вином умиления.

3 Показал Ты народу Твоему жестокое, напоил нас вином сокрушения.

4 Дал еси боящымся Тебе знамение, еже убежати от лица лука.

4 Дал Ты боящимся Тебя знамение, чтобы убежать от лица лука.

5 Яко да избавятся возлюбленнии Твои, спаси десницею Твоею и услыши мя.

5 Чтобы избавились возлюбленные Твои, спаси десницею Твоею и услышь меня.

6 Бог возглагола во святем Своем: возрадуюся и разделю Сикиму, и юдоль жилищ размерю.

6 Бог сказал во святилище Своём: “Возрадуюсь и разделю Сихем и долину шатров размерю.

7 Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий, и Ефрем – крепость главы Моея, Иуда – царь Мой.

7 Мой Галаад, и Мой Манассия, и Ефрем – мощь головы Моей. Иуда – царь Мой.

8 Моав – коноб упования Моего, на Идумею простру сапог Мой, Мне иноплеменницы покоришася.

8 Моав – купель надежды Моей, На Идумею простру обувь Мою, Мне иноплеменники покорились”.

9 Кто введет мя во град ограждения? или кто наставит мя до Идумеи?

9 Кто отведёт меня в город ограждённый, или кто доведёт меня до Идумеи?

10 Не Ты ли, Боже, отринувый нас? И не изыдеши, Боже, в силах наших?

10 Не ты ли, Боже, отринувший нас? И не выйдешь Ты, Боже, среди воинств наших.

11 Даждь нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческо.

11 Дай нам помощь в тесноте, – и тщетно спасение человеческое.

12 О Бозе сотворим силу, и Той уничижит стужающыя нам.

12 В Боге мы проявим силу, и Он вменит в ничто теснящих нас.

Боже, отринул ны еси и низложил еси нас, разгневался еси, и ущедрил еси нас. Стрясл еси землю и смутил еси ю, исцели сокрушение ея, яко подвижеся. Показал еси людем Твоим жестокая, напоил еси нас вином умиления. Дал еси боящымся Тебе знамение, еже убежати от лица лука. Яко да избавятся возлюбленнии Твои, спаси десницею Твоею и услыши мя. Бог возглагола во святем своем: возрадуюся и разделю Сикиму, и юдоль жилищ размерю. Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий, и Ефрем – крепость главы Моея, Иуда – царь Мой. Моав – коноб упования Моего, на Идумею простру сапог Мой, Мне иноплеменницы покоришася. Кто введет мя во град ограждения? Или кто наставит мя до Идумеи? Не Ты ли, Боже, отринувый нас? И не изыдеши, Боже, в силах наших? Даждь нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческо. О Бозе сотворим силу, и Той уничижит стужающыя нам.

1 Боже, отринул ны еси и низложил еси нас, разгневался еси, и ущедрил еси нас.

1 Боже, Ты отринул нас и низверг нас, разгневался, но и пожалел нас.

2 Стрясл еси землю и смутил еси ю, исцели сокрушение ея, яко подвижеся.

2 Ты потряс землю и смутил её; исцели разломы её, ибо она поколеблена.

3 Показал еси людем Твоим жестокая, напоил еси нас вином умиления.

3 Показал Ты народу Твоему жестокое, напоил нас вином сокрушения.

4 Дал еси боящымся Тебе знамение, еже убежати от лица лука.

4 Дал Ты боящимся Тебя знамение, чтобы убежать от лица лука.

5 Яко да избавятся возлюбленнии Твои, спаси десницею Твоею и услыши мя.

5 Чтобы избавились возлюбленные Твои, спаси десницею Твоею и услышь меня.

6 Бог возглагола во святем Своем: возрадуюся и разделю Сикиму, и юдоль жилищ размерю.

6 Бог сказал во святилище Своём: «Возрадуюсь и разделю Сихем и долину шатров размерю.

7 Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий, и Ефрем – крепость главы Моея, Иуда – царь Мой.

7 Мой Галаад, и Мой Манассия, и Ефрем – мощь головы Моей. Иуда – царь Мой.

8 Моав – коноб упования Моего, на Идумею простру сапог Мой, Мне иноплеменницы покоришася.

8 Моав – купель надежды Моей, На Идумею простру обувь Мою, Мне иноплеменники покорились».

9 Кто введет мя во град ограждения? или кто наставит мя до Идумеи?

9 Кто отведёт меня в город ограждённый, или кто доведёт меня до Идумеи?

10 Не Ты ли, Боже, отринувый нас? И не изыдеши, Боже, в силах наших?

10 Не ты ли, Боже, отринувший нас? И не выйдешь Ты, Боже, среди воинств наших.

11 Даждь нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческо.

11 Дай нам помощь в тесноте, – и тщетно спасение человеческое.

12 О Бозе сотворим силу, и Той уничижит стужающыя нам.

12 В Боге мы проявим силу, и Он вменит в ничто теснящих нас.

Боже, отринул ны еси и низложил еси нас, разгневался еси, и ущедрил еси нас. Стрясл еси землю и смутил еси ю, исцели сокрушение ея, яко подвижеся. Показал еси людем Твоим жестокая, напоил еси нас вином умиления. Дал еси боящымся Тебе знамение, еже убежати от лица лука. Яко да избавятся возлюбленнии Твои, спаси десницею Твоею и услыши мя. Бог возглагола во святем своем: возрадуюся и разделю Сикиму, и юдоль жилищ размерю. Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий, и Ефрем — крепость главы Моея, Иуда — царь Мой. Моав — коноб упования Моего, на Идумею простру сапог Мой, Мне иноплеменницы покоришася. Кто введет мя во град ограждения? Или кто наставит мя до Идумеи? Не Ты ли, Боже, отринувый нас? И не изыдеши, Боже, в силах наших? Даждь нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческо. О Бозе сотворим силу, и Той уничижит стужающыя нам.

Вам понравилась молитва – оцените?

Тексту православного псалма 59 предшествует надписание, которое поясняет, что этот псалом написан Давидом, и имеет поучительное значение. Кроме того, в славянской Псалтири присутствует указание, что эта песнь должна исполняться на музыкальном инструменте Шушан-Эдуф (Лилия Завета), однако исследователи до сих пор спорят о том, существовал ли в древнем Израиле такой музыкальный инструмент, или же Давид имел в виду песню, на мотив которой следовало исполнять псалом. Христианское толкование 59 псалма поясняет, что написан он был во время войны Израиля с Сирией на севере страны: воспользовавшись этим, идумеи напали на еврейские земли с юга.

Помощь от 59 псалма: в каких случаях читается песнь Давида?

Из православного текста 59 псалма понятно, и исторические исследования это подтверждают, что идумеи во главе с полководцем Иоавом нанесли Израилю серьезный урон. Это событие вызвало скорбь в сердце Давида, потерявшего в один момент огромное количество своих подданных. Он просит Бога даровать еврейскому народу силы, что он смог подняться на борьбу против идумеев и отвоевать свои земли. В конце 59 псалма автор выражает уверенность в том, что Господь не оставит боящихся Его (то есть тех, кто со страхом выполняет Его заповеди), и дарует им новые победы. Читать, слушать онлайн и смотреть видео с текстом 59 псалма следует тем, кто был оклеветан, ради восстановления своего доброго имени.

Читать текст христианского псалма 59 на русском языке

Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,

когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной. Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам. Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется. Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления. Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины, чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня. Бог сказал во святилище Своем: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю: Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой, Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!» Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома? Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими? Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна. С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.

Церковный Псалтырь, текст псалом 59 на церковно славянском языке

Боже, отринул ны eси и низложил eси нас, разгневался eси и ущедрил eси нас. Стрясл eси землю и смутил eси ю; исцели сокрушенiе eя, яко подвижеся. Показал eси людем твоим жестокая; напоил eси нас вiном умиленiя. Дал eси боящымся тебe знаменiе, eже убежати от лица лука. Яко да избавятся возлюбленнiи твои, спаси десницею твоею и услыши мя. Бог возгла во святем своем; возрадуюся, и разделю сiкиму, и юдоль жилищ размерю. Мой eсть галаад, и мой eсть манассiй, eфрем крепость главы моея, iуда царь мой. Моав коноб упованiя моего; на iдумею простру сапог мой; мне иноплемeнницы покоришася. Кто введет мя во град огражденiя? или кто наставит мя до iдумеи? Не ты ли, Боже, отринувый нас? и не изыдеши, Боже, в силах наших? Даждь нам помощь от скорби; и суетно спасенiе человеческо. О Бозе сотворим силу; и той уничижит стужающыя нам.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 59

Толкование Псалма 59

Это нравоучительное поэтическое произведение (Писание Давида для изучения). Шушан-Эдуф звучит в буквальном переводе как “Лилия завета”. Полной уверенности, что так называлось “музыкальное орудие”, нет; возможно, подразумевалось название песни, на мотив которой следовало исполнять данный псалом. Пространной вводной надписи соответствуют (в русском тексте) два первых стиха. Мы узнаем (из стиха 2) повод для написания псалма: поражение, нанесенное иудейским полководцем Иоавом идумеям в долине Соляной.

Это было время, когда Давид воевал с сирийцами на севере (2-Цар. 1); воспользовавшись этим, идумеи ворвались в Иудею с юга и подвергли беззащитную территорию сильнейшему опустошению. Связанные с происшедшим горестные раздумья (которые сменяются, однако, новым приливом надежды на Господа и даже уверенностью в том, что Он “избавит” народ Свой и дарует ему победы) легли в основу Псалма 59. Давид мог написать его во время (или вскоре после) победоносного сражения (возглавленного им самим, Иоавом и Авессой) с идумеями (2-Цар. 8:13; 3-Цар. 11:15-16; 1-Пар. 18:12; также комментарий на 1-Пар. 18:12, где объясняется, почему в разных книгах Священного Писания приводится неодинаковое число уничтоженных в этом сражении идумеев).

Как и многие другие псалмы, Пс. 59 построен в форме молитвы. Сознавая, что и победы и поражения исходят от Господа, Давид молит о даровании Израилю помощи свыше, и тут же выражает уверенность в том, что она будет ему оказана, и враги его потерпят поражение.

А. Молитва об избавлении (59:3-7)

Пс. 59:3-5. В этих стихах (как уже сказано) подразумевается опустошение, произведенное идумеями в “южных пределах” Иудеи. В глазах Давида несчастье это было попущено Господом “отринувшим” евреев, на которых Он прогневался. Это Он Сам сокрушил их (руками идумеев). Обратись к нам снова, молит псалмопевец (стих 3) в стихе 4 – образ “потрясенной” земли, которая колеблется как бы от землетрясения.

Под “вином изумления” в стихе 5 подразумевается вино, смешанное с растительными соками, вызывавшими головокружение. Это образ изумления (горестного, испуганного удивления) евреев при мысли, что Бог, их защитник, действительно, по-видимому, отвернулся от них.

Пс. 59:6-7. Продолжение молитвы. Даруй боящимся Тебя знамя. Поднятое знамя – символ военной победы, как упавшее – поражения. Ради истины (стих 6); в этой фразе подразумевается восстановление безопасного (под защитой Бога) существования “возлюбленных Им” иудеев.

Текст стихов 7-14 в этом псалме идентичен тексту стихов 7-14 в Пс. 107.

Б. Уверенность в победе (59:8-10)

Пс. 59:8-10. Давид говорит здесь от имени Господа, будучи уверен в Его помощи. (Возможно, ему было дано откровение свыше, когда он находился в скинии.) Это Он, Которому принадлежат все племена и народы, избавит Израиль (руками Давида) от зла, которое они чинят ему, и повергнет их к ногам его. В стихе 8 речь о “разделении” земли и “очищении” ее в пользу Божиего народа. (В тридцати с лишним километрах на востоке от Сихема. расположенного на территории колена Ефремова, находился, вблизи р. Иордан, город Сокхоф, принадлежавший племени Гада.) Ефрем назван “крепостью главы” в силу центрального положения в земле Израиля этого большого и сильного племени. Иуда скипетр Мой. Из колена Иудина вышел Божий избранник – царь евреев Давид.

Под “Галаадом” понимались колена Рувима и Гада (они занимали восточный берег Иордана); как на восточном, так и на западном берегу этой реки селилось племя Манассии. Все они принадлежали Богу. В стихе 9 как бы обозначены границы тогдашнего Иудейского царства, и выражена мысль, что нападения на него враждебных племен не приведут к желательным для тех результатам, ибо Иудея – страна Бога. Вскоре Давидом действительно было нанесено сокрушительное поражение идумеям в долине Соляной, что и послужило поводом к написанию Псалма 59.

В стихе 10 – образы грядущего рабского положения врагов Израиля. Моав уподобляется чаше, подносимой победителю для омовения ног. На Идумею (Едом) Давид (и в его лице Сам Бог) наступит ногой. И филистимлянам предлагается приветствовать Давида как победителя. Многочисленные войны этого Божиего избранника с соседними языческими народами, включая филистимлян, действительно большей частью были победоносными.

В. Упование на Бога (59:11-14)

Пс. 59:11-14. В поставленных им трех риторических вопросах Давид выражает надежду, что Тот Самый Бог, Который отринул евреев, попустив идумеям причинить им значительный урон (стихи 3-5), поведет Свой народ к грядущим победам. Сознавая всю ненадежность человеческих мер защиты (стих 13), он взывает к Нему о помощи. Упование его звучит как убежденность: С Богом сила будет на нашей стороне. Он низложит врагов наших.

Толкование на 59 псалом

В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение, внегда сожже средоречие Сирийское, и Сирию Совальскую, и возвратися Иоав, и порази Едома в дебри Солей, 12 тысящ.

Псалом сей надписывается:

Пс.59:1–2. В конец, о изменитися хотящих,

потому что в конце времен вследствие пришествия Христова происходит, по добровольному изволению и выбору , изменение и переход людей от неверия к вере, от порочности к добродетели и от неведения к ведению рога; а также потому что затем при свершении веков благодаря Тому же Спасителю и Богу нашему, произойдет, посредством чаемого Воскресения, всеобщее и естественное в благодати обновление и изменение всего рода человеческого из смерти и тления в жизнь вечную и нетление.

В столпописание Давиду,

– то есть Самому Христу, потому что благодаря божественному Воплощению Его, подобному столпу, уже произошло в Нем как в Родоначальнике и Спасителе, а вслед за Ним и в благочестиво живущих по Христу, уничтожение порочности; а также потому что через Него еще произойдет полное истребление смерти и тления.

В научение, внегда сожже средоречие Сирийское, и Сирию Совальскую,

– псалом надписывается в научение нам, которые изменяются и будут изменяться (ясно, что речь идет о достохвальном и божественном изменении) духовным Давидом, то есть Христом Богом . Ибо только Он один есть истинный Царь Израиля, видящего Бога, поскольку является Губителем всякой злобы и неведения, а также Победителем всякого времени и естества, через которые возникает порочность в нас. Он «сожже Средоречие», общаясь с нами через плоть, то есть сжег состояние порочности, затопляемое противоестественными плотскими страстями. И «Сирию Совальскую», то есть душевное предрасположение, порабощаемое временем или же прельщаемое веком сим. Ибо «Совальская» толкуется как «семь», а это ясно указывает на своеобразность времени, которое седмирично. Ведь диавол имеет обыкновение вопреки добродетели и ведению приводить в созвучное с самим собой движение естество и время, затевая невидимую брань, как Адраазар две Сирии против Давида (2Цар. 10). А «Адраазар», если переводить это слово на греческий язык, означает «расторгающий мощь» или «разрушающий силу», каковым и является диавол, который путем обмана расторг изначала, через нарушение божественной заповеди, духовную мощь нашей природы, поработив человека времени и естеству. Ибо без этого, то есть без подвластного времени и естеству, он совершенно не в силах вести брань с людьми.

И возвратися Иоав, и порази Едома в дебри Солей, 12 тысящ.

Ибо всякий воевода духовного Царя Давида, то есть Господа нашего Иисуса, ведет войну против супротивных сил и поражает 12 тысящ в долине Солей. Долина же Солей есть плоть, которая вследствие непослушания стала презренной страной страстей. В ней, словно в долине, всякий благочестивый и боголюбивый человек поражает посредством разума и созерцания естество и время. Или : в подобных людях, вследствие возвышенности их добродетелей и ведения, неразумное предвосхищение души никоим образом не находится во власти законов естества и времени. А число двенадцать означает эти естество и время, поскольку естество пятирично вследствие чувств, а время седмирично, как это всем очевидно. А пять в сочетании с семью составляют число двенадцать.

Возможно также, что число умерщвленных обозначает троицу сил души, которая вопреки естеству и вследствие обмана сочеталась и соединилась дурным образом с четверицей чувственных , – а это обыкновенно и приводит к возникновению всякого греха. Его доблестно поразит тот, кто содействует духовному Давиду в борьбе за истину; кто, как ведующий, вступает в незримые брани и духовно подготовленным противостоит злым силам. Ибо всякой способности души, движимой вопреки природе, присуще тесно сплетаться с чувственными . Стало быть, когда разумное, яростное и желательное начала-три основные силы души – подчиняются чувственным , которых четыре, то возникает число двенадцать. Ведь четыре и сверх того еще три (или три и сверх того еще четыре), сложенные с пятью, и составляют именно это число. Его истребляет тот, кто с верой приближается к Господу и отличается доблестью в борьбе против всякого незримого и враждебного духа.

Настоящий псалом надписывается «изменитися хотящим», то есть нам, «в научение» тем благам, которые даруются духовным Давидом. «В столпописание Давиду», то есть в провозглашение божественных и спасительных дел Его ради нас. Ибо, согласно сведующим толкователям подобных слов, «столпописание» означает «провозглашение добрых дел».

Пс.59:3. Боже, отринул ны еси и низложил еси нас, разгневался еси, и ущедрил еси нас.

Бог отринул нас, когда мы, изначала не блюдя заповедь , показали себя недостойными общения с Ним лицом к лицу». Низложил же нас, когда вследствие нашей порочности изгнал с высоты райской славы.

Разгневался, когда в отмщение и наказание за нашу порочность предал каре смерти. А ущедрил нас, когда через Единородного Сына Своего, воплотившегося Бога Слова, принявшего на Себя все наши долги, искупил нас от смерти и вновь возвел к славе Своей.

Пс.59:4. Стрясл еси землю и смутил еси ю, исцели сокрушение ея, яко подвижеся.

стрясл и смутил нашу землю, то есть се, ще, даровав нам духовный меч (Евр. 4:12), который мудро отделяет лучшее от худшего, воздвигает закон духа против закона плоти, созидает в нас достохвальную брань против страстей, сотрясает их плотную массу и, по предвосхищению, возмущает совесть против неподобающих воспоминаний. А исцеляет посредством духовного возрождения в благодати то сокрушение сердца, которое оно претерпело, изначала пав и поколебавшись через непослушание и нарушение в раю.

Пс.59:5–8. Показал еси людем Твоим жестокая, напоил еси нас вином умиления. Дал еси боящимся Тебе знамение, еже убежати от лица лука. Яко да избавятся возлюбленный Твои.

Бог показывает жестокое боящимся Его через заповеди, предлагая им, в соответствии с деятельным любомудрием, способы умерщвления тела. Или же наоборот: человеколюбиво воспитывая нас для нашей пользы посредством многообразного Промысла и Суда, Он показывает жестокое тем, кто не желает добровольно нести божественное иго закона заповедей . А напояет Он нас вином умиления, когда дарует нам, в соответствии с духовным созерцанием, ведение, которое следует за очищением посредством делания. Ибо всякое духовное ведение умиляет сердце и вызывает чувство величием Божественных благодеяний, оказанных нам.

А дает знамение боящимся Его, чтобы убежать от лица лука, научая их носить в теле мертвость Иисуса (2Кор. 4:10), благодаря которой Он показал полную бездеятельность греха. Ибо истинное знамение есть та сила, которая посредством Креста умерщвляет плотское помышление. «Еже убежати от лица лука» от обманчивого явления сущих . Ведь лицо лука, то есть бесовские страсти каждого , есть телесное явление , которое возбуждает чувство, ранит его подобно стреле и неподобающим образом волнует его. Поэтому Писание и говорит, что боящиеся Господа должны бежать от «лица лука, а не от «лука». Ибо «лук» греха, будучи без своего «лица», ничего не сможет сделать против боящихся Господа. «Дабы избавились возлюбленные Бога».

Возлюбленные Бога суть те, которые при созерцании вмещают в себя мысли Божественного ведения – их и избавляют от всякой лжи и от всяких тревожащих душу по предвосхищению греховных воспоминаний образы добродетелей, возникающие при делании.

Спаси десницею Твоею и услыши мя. Бог возглагола во святем своем: возрадуюся и разделю Сикиму и юдоль жилищ размерю.

Бог спасает десницей Своей, давая во искупление ради спасения мира Единородного Сына Своего, ибо Сын есть Десница Отца. А внимает Он, уделяя праведному, помимо отпущения грехов, еще и духовные дары. Ведь Бог слышит молящего Его и дает ему через покаяние отпущение грехов, а затем внимает, даруя, помимо этого, еще и способность творить чудеса посредством духовной благодати. Глаголит же во святем своем, то есть в воплотившемся Слове Своем, возвещая через Домостроительство по плоти Самого Христа сокрытую от веков и от поколений Божественную цель Свою. Благодаря человеколюбивому пребыванию Его среди нас, как бы ясно взывает , даруя живущим во образец жизни вечной пример добрых дел – образ более громкого гласа. Глаголит Он и в каждом святом, хранящем заповеди Его, как бы являя через дела святых живые словеса, которые громче всякого гласа.

Радуется праведный, когда, достигнув совершенства через благодать Единородного, он становится достаточно сильным для того, чтобы разделить Сикиму, то есть чтобы предложить другим, соразмерно достоверному опыту и исходя из него, мужественные образы добродетелей в делании. Ибо «Сикима» толкуется как «плечо», что означает навык воздержания от всяких страстей и навык осуществления добродетелей. Ведь, как говорят, плечо есть символ делания.

И размеряет «юдоль жилищ», то есть уделяет, соответственно естественному созерцанию, каждому из сущих подобающие логосы. Ибо «юдоль жилищ» есть нынешний мир, в котором вследствие различия душевных предрасположений и умонастроений каждого отсутствует незыблемость всего, и здешняя жизнь наша подобна жизни в шатрах, разбиваемых на краткое время.

Или: «юдоль жилищ» суть образы добродетелей, которые премудро разделяет между научаемыми, даруя воспитание, соответствующее душевным свойствам каждого и ограждая сокровища. Ибо ведает, как посредством доброго научения уделить каждому путь, ведущий ко спасению.

Или: «юдоль жилищ» суть церкви верующих народов, которые были учреждены по всей вселенной Христом Спасителем и Богом нашим. Такое , как я думаю, более очевидно, чем другие.

Наконец, «юдоль жилищ» размеряет тот, кто объемлет ведением телесный мир, словно юдоль жилищ. Ибо в Писании тело часто называется «жилищем».

Пс.59:9–10. Мой есть Галаад, и мой есть Манассий, и Ефрем. – крепость главы Моея́. Галаад,

согласно одному из толкований этого слова, означает «откровение». А «Манассий» толкуется как «забвение». Откровение же и забвение естественным образом сочетаются с праведным. Ибо он воспринимает посвящение посредством созерцания неизреченных , а забвение – посредством трудов добродетели. И, как следствие этих трудов, радость духовного созерцания. «Ефрем» толкуется как «расширение», а это есть незыблемое упование на будущие блага, которое является «заступлением» главы праведного, то есть веры. Ибо «главой» всякого праведного и всякого благого дела является упование. Незыблемое же упование на будущие блага есть непоколебимая крепость веры. Вследствие этого упования мы, расширяемые скорбями, созерцаем будущее, как настоящее, и пребываем несгибаемыми в искушениях.

Иуда – царь мой, Моав – коноб упования моего.

Иуда толкуется как «исповедание», ибо у святых исповедание всегда начинается с молитвы. Но «Иуда» может пониматься и как Господь, Который есть истинный Царь духовного Израиля и , зрящего Бога. Став ради нас человеком, Он, исповедуясь Отцу, говорит: «Исповедаю Ти ся, Святый Отче» (Мф. 11:25). «Моав» же толкуется как «лоно отца». Под ним понимается наше тело, посредством которого в соответствии с деятельным любомудрием (а его можно сравнить с купелью) происходит очищение от грехов, подобно тому, как тело омывается в бане. Ведь очищение есть омовение надежды, то есть готовность через жизнь в чистоте унаследовать, по упованию, уготованные нам блага.

Под «Моавом» может также пониматься и Воплощение Господа. Ради нас Он стал Сыном Человеческим и истинной Купелью упования нашего, то есть Тем, Кто очищает нас от грязи и скверны, возникающих вследствие греховности нашей.

На Идумею простру сапог Мой.

«Идумея» толкуется как «кроваво-красная глина»; под ней можно понимать и плоть Господа, в которой, словно в обуви, Он пришел к людям. Ибо иначе невозможно для твари постичь Творца, поскольку по природе Он беспределен и непостижим.

Под «Идумеей» еще можно понимать и плоть каждого из нас. На нее простирается сапог, то есть подвижничество и воздержание, оберегающие душу от злых шипов и колючек диавола – так следует понимать «сапог».

Ибо без подвижничества и воздержания борец благочестия не в силах одолеть плотские страсти.

Под «сапогом души» можно также понимать и чувство, умерщвляемое посредством разума и созерцания. Через это чувство душа входит в общение с чувственными вещами и, невредимо переходя через век сей, посредством ощущения (словно посредством сапога) воспринимает логосы чувственных вещей, представляемые в своих образных и видимых различиях. Затем она сосредотачивается на познании и постижении единого, единственного и царствующего Слова .

Мне иноплеменницы покоришася.

Когда Господь во плоти явился в местах нашего обитания, Он подчинил силой Своего могущества не только побежденных духов злобы, но покорил также и все народы, откликнувшиеся на зов Евангельской проповеди. Иноплеменники покоряются и всякому праведному , когда он наступает, словно сапогом на землю, своим воздержанием на плотский закон греха и уничтожает не только нечистые страсти, свившие себе гнездо во плоти, но и побуждающих их к действию злых бесов.

Пс.59:11. Кто введет мя во град ограждения?

«Град ограждения» есть мудрость, образующаяся из многих божественных и таинственных умозрений, которая, как сказал один толкователь, окружена и ограждена твердынями добродетелей.

Или иначе: «град ограждения» есть то душевное состояние, пребывая в котором, подлинно благочестивый и боголюбивый муж становится неприступным и неуязвимым для недругов, благодаря стене святых Сил, охраняющей его.

Кроме того, «град ограждения» есть душа, защищенная стеной жизни и разума, а также преисполненная дарами всяческих добродетелей.

Наконец, «град ограждения» есть навык в истинном и твердом ведении, окруженный стеной всех нравственных, естественных и богословских умозрений. В этот град приводится всякий праведный , и Проводником ему служит один только Бог, привлекающий к Себе всех невыразимым величием Своей Благости.

Или кто наставит мя до Идумеи?

«Идумея, как показало предшествующее рассуждение, есть тварное мироздание, доступное восприятию. В пределах этого мироздания и вращается естественное созерцание, в духе. А соответственно подобному созерцанию, «от величия красоты созданий сравнительно познаётся Виновник » (Прем. 13:5). И он познаётся теми, кто благочестиво предаётся познанию сущих.

Или еще: » деятельное любомудрие, через плоть ради добродетелей. Благодаря такому любомудрию наше тело становится храмом Святого Духа, созидаясь вместе прекрасных заповедей. И к этому любомудрию приводит опять же Сам Господь, даруя любящим Его знание зримых и научая их умерщвлению членов сей земной и тленной плоти.

Или, чтобы сказать кратко, «град ограждения» есть духовное созерцание умопостигаемого, а «Идумея» есть знание чувственного. К ним приводит Единственная Премудрость Бога Отца – Единородный Сын . Поэтому и руководящий пророк говорит

Пс.59:12. Не Ты ли, Боже, отринувый нас?

То есть Ты, Боже, изначала отринувший нас вследствие греха из сострадания сжалившись над нами, ведешь нас во град ограждения и приводишь вплоть до Идумеи, как из предшествующего толкования.

И не изыдеши, Боже, в силах наших.

Ибо Бог не изыдет на того, кто надеется на самого себя, кто уповает на лук свой и начертывает на мече спасение свое. Но, разумеется, Бог изыдет на брань против невидимых врагов и тем, кто вместе с Самим Богом избодает рогами врагов и во имя Его уничтожает восстающих на них (Пс. 43:6–7).

Пс.59:13. Даждь нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческо.

Пророк от лица общей природы умоляет Бога и Спасителя даровать нам помощь от скорби, которая вследствие греха распространилась по всему естеству и оттеснила его к самым вратам ада. Скорбь есть, по моему мнению, тирания и владычество смерти и тления, а помощь – даруемое благодатию твердое упование на воскресение . К нему и обращают взоры благочестивые , мужественно переносящие бесславие смерти.

Или: скорбь есть труд ради добродетели, а помощь – получаемое подобным трудом, по благодати Божией, бесстрастие. По сравнению с этим бесстрастием всякое спасение человеческое есть суета и совершенное ничто. Так следует понимать суету.

Пс.59:14. О Бозе сотворим силу, и Той уничижит стужающыя нам.

О Бозе сотворяют силу те, которые не приписывают самим себе преуспеяние в добродетели и не относят за счет собственной мудрости постижение Божественных тайн. В них целиком обитает Сам Единственнейший Бог, Который созидает всякую добродетель и дарует ведение, уничижая злых бесов, противостоящих добродетели и ведению и стремящихся, через порок и неведение, придавить гнетом боящихся Бога. Ибо Он, являясь творцом всяческих, есть и Спаситель всех. Ему же подобает слава во веки. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *