7 даров святого духа

Дары Духа Святого являются сегодня темой, которая обсуждается с особой настойчивостью и, порой, даже со злобой и осуждением. Давайте разберемся в ней тихо и скурпулезно.

Мы уже говорили, что слова, написанные прописью или в скобках – это слова добавленные переводчиками для связки. Здесь несколько иначе звучит перевод, сделанный с помощью греческого словаря.()

Касательно духовного, не хочу, чтобы вы были в неведении.

Дары, проявления от Бога.

Очень важно понять, что всё, что мы получаем – есть от Бога. Проявления могут отличаться у разных людей. Это не говорит о том, что у кого-то правильно, а у кого-то нет. Дары Духа Святого описаны ясно в Писании. Но вот их проявления могут быть разными. Самое важное понять, что дары Духа Святого – это НЕ ПРОЯВЛЕНИЕ НАШИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Дары Духа Святого или проявления Духа?

Здесь мы не видим указание на то, что это дары Духа Святого. Только исцеление названо даром. Это важно. В дальнейшем мы не будем называть остальные дары Духа Святого дарами, кроме исцеления. Это ПРОЯВЛЕНИЕ Духа. Это не значит, что слово «дар» не правильное. Это на самом деле дар от Бога и это слово имеет ясный перевод с греческого – xаrisma. И это слово используется во многих других местах.

Дары непреложны.

«непреложны» — «не вызывающий раскаяния или сожаления, непреложный, неизменный».

То есть то, что вам даровано, Бог не заберет здесь на земле. «Но я могу НЕ ИМЕТЬ этих даров, проявлений Духа» — скажете вы. Не обманывайтесь!!!

Нет таких ВЕРУЩИХ, рожденных свыше христиан, которые бы не имели дары Духа Святого, не имели бы проявлений Духа, с помощью которых они будут служить Богу и друг другу.

Тест духовных даров

Сегодня появилось большое количество разнообразных тестов, с помощью которых предлагают выявить то, что вы имеете. Или то что можете иметь. Хочу ещё раз подчеркнуть. Это — ПРОЯВЛЕНИЯ ДУХА СВЯТОГО. Не человеческих способностей. Поэтому любые человеческие методы неприемлемы. Не обманывайтесь!!!

Только на основании Слова можно проверить то, что вам даровано.

Ревнуйте о дарах больших

Ревнуйте – (греч) ревновать, ревностно добиваться, страстно стремиться, усердствовать.

Ревность проявляется тогда, когда ВАШУ жену пытается забрать другой, когда ВАШЕ изобретение кто-то крадет или присваивает себе, когда ВАШЕ дело кто-то уничижает и оскорбляет. Вы видите, когда проявляется ревность? Призыв ревнуйте о дарах духовных — это НЕ ПРИЗЫВ ПРОСИТЬ. Ревновать — значит заявить о своей власти на это, на принадлежность ВАМ духовных даров. А кто украсть может вы знаете. И помните КАК он это делает — крадет Слово, чтобы вы не уверовали.

Слово призывает нас ревновать, стремиться к большим проявлениям Духа. То есть нельзя останавливаться на том, что имеешь сейчас. В большинстве случаев верующие думают, что имеют дар говорения на языках, и на этом успокаиваются. Хочу разочаровать. Надо больше. Даже в Слове написано об этом и, судя по тому, что происходит сегодня, Дух знал об этом заранее(а как иначе?).

Именно это место когда-то открыл мне Господь, когда я ревновал о истолковании иных языков. И благодаря этому месту я получил проявление Духа.

Предупреждение

Несколько моментов.

Бог дал дары Духа Святого, проявления Духа КАЖДОМУ из нас по нашей силе. Можно употребить их в дело, как сделали добрые и верные рабы, а можно спрятать, закопать. Часто люди бояться духовных проявлений, имея какой-то негативный опыт. А по большей части, этому учат лжеучителя, внушая людям страх и не доверяя Богу.

По вере

Всё, что мы получаем, принимаем от Бога – принимаем верой. Никак иначе. Никакие тренинги, лекции, ступени… не помогут.

Вникайте в Слово, изучайте Библию. Не изучайте учения людей и их мнения. Пусть приоритетом будет Библия.

Прославление Бога

Важно!!! Наличие этого проявления Духа не сделает вас мудрее, вы не будете выше ваших братьев и сестёр. Это проявление Духа Святого, а значит должно прославлять Иисуса. Потому что именно это является служением Духа.

Цель – назидание Церкви

Есть Божье определение богатства. И одна из жемчужин – это дары Духа Святого. Слово говорит нам обогатиться ими. Это истинно небесное богатство. Не имеющее аналогов на земле. Именно поэтому проявление силы Божьей, Слова Божьего всегда вызывало трепет и страх у посторонних. И стараться приобрести это богатство надо НЕ ДЛЯ СЕБЯ, не для своей славы. ДЛЯ НАЗИДАНИЯ ЦЕРКВИ. Другими словами — принести Его плоды, исполнить волю Божью.

Изучим каждое проявление Духа.

В Писании встречается несколько упоминаний даров Духа, проявлений Духа. Поэтому мы изучим все.

Дары Духа Святого на основании 1 коринфянам 12.

Слово мудрости

Слово знания

Вера (вера как дар, как проявление Духа, а не как плод духа)

Дары исцеления (не один дар, ДАРЫ)

Чудотворение

Пророчество (не служение Пророка)

Различение духов

Вспоможение

Разные языки (не один язык)

Истолкование языков

Различные дарования на основании Римлянам 12.6 и 1 Кор. 12.28

Служитель,учитель, увещатель, раздаватель, благотворитель

О Вознесении Христовом и о Святой Пятидесятнице в жизни каждого из нас рассказывает протоиерей Олег Стеняев.

– Отец Олег, что для каждого христианина означает праздник Вознесения Христова? И на кого Господь по Вознесении оставил Церковь Свою Святую?

– Все, что с нами происходит, происходит во Христе и со Христом. А значит, все, что происходит со Христом, происходит и с нами, если мы живем во Христе. Сказано: «И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12:27).

Вознесение Христово для каждого из нас означает саму возможность жизни во Христе посредством Духа Святаго, итог и исполнение этой жизни как вхождение самой нашей человеческой природы в жизнь Святой Троицы: «и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:5–6).

Перед Вознесением на Небеса Господь наставлял Своих учеников словами: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте»; – то есть преподавал им Свою силу, об этом нельзя забывать: «даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8).

Вознесение Господне Фреска Фаворского монастыря

Святой Августин Блаженный учил, что Церковь созидается не на человеке Петре, но на исповедании Петра, на вере в Иисуса Христа как Сына Божия, то есть Богочеловека. С точки зрения святого Августина, верх кощунственного безумия считать, что у Церкви может быть другой Глава – Жених, кроме Христа Спасителя (например, Папа). Он пишет: «Жених, готовый отойти (перед Вознесением на Небо. – прот. О.С.), поручил Невесту Свою друзьям Своим (апостолам. – прот. О.С.) не для того, чтобы она возлюбила кого-либо из них, но чтобы осталась верной единому своему Жениху; они же – только друзья Его, защищают горячо и не потерпят со стороны Церкви преступной любви».

Также Блаженный Августин пишет: «Павел, истинный друг Жениха, не захотел быть любимым вместо Жениха».

Говоря о равенстве всех апостолов, а в их лице и всех священнослужителей Церкви, святой Августин учит: «Неужели ключи те получил Петр, а Павел не получил? Петр получил, а Иоанн, Иаков и прочие апостолы не получили? Не в Церкви ли те ключи, где ежедневно отпускаются грехи? Эти ключи и право вязать и решить получил не один человек, но единая вселенская Церковь».

Нам надо усвоить и понять, что Церковь созидается не на иерархической должности, а на вере в Иисуса Христа как Сына Божия, то есть на Самом Христе. И никто не должен ни перед кем превозноситься. В противном случае мы присваиваем друзьям Жениха статус Самого Жениха, то, что Августин называет преступной любовью. Это искажение Евангельского учения о браке Агнца Христа с Невестой Церковью совершенно недопустимо.

Пятидесятница Сошествие Святого Духа

– Отец Олег, церковные праздники имеют не только всеобъемлющее для всей Церкви, но и личное значение в жизни каждого христианина. А что прообразует схождение Духа Святого, Пятидесятница, – как это может сбыться в жизни каждого из нас?

– Это событие произошло однажды в истории, но оно имеет вечное, непреходящее значение. И в этом смысле каждый из нас переживает свою собственную пятидесятницу в Таинстве Святого Миропомазания. В этом Таинстве нам сообщаются дары Святого Духа (Его печати). И в этой жизни мы призываемся к тому, чтобы раскрыть их, эти дары – печати. Исполненные Духа Святого, в эти дни апостолы безбоязненно проповедовали Слово Божие. И мы призываемся к подобному дерзновению в Духе Святом. Святые апостолы заговорили на разных языках, и это означает, что все человечество призывается к новой жизни в Боге и с Богом. Мы, православные, не имеем автономию на Духа Святого. Сказано: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8).

Иными словами, Дух Святой Сам избирает для себя, где ему находиться. Говоря о необходимости крещения и его цели, апостол Петр учил: «…покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38).

Дары Святого Духа: слово мудрости, слово знания, вера, дары исцелений, чудотворения, пророчества, различения духов, разные языки, истолкование языков. В применении к современным обстоятельствам церковной жизни эти дары могут означать следующее: слово мудрости есть проповедь святой православной веры; слово знания есть научение церковной жизни (воцерковление); вера есть вера Божия, то есть вера не субъективная, наподобие «личной веры»; дары исцеления есть дух сострадания и благотворительности; чудотворение есть реальная возможность положительно влиять как на свою собственную жизнь, так и на судьбы других людей; пророчества есть духовное предвидение; различение духов есть духовное видение происходящих процессов, как положительных, так и отрицательных; разные языки есть умение находить общее с каждым человеком, живущим на земле (независимо от нации, религии, пола, возраста и социального положения); истолкование языков есть умение делать правильные выводы из того видения добра и зла, которое открывается нам в Духе Святом. Все эти дары необходимы нам в нашей повседневной жизни, стяжание их и означает стяжание благодати Духа Святого.

Но особое значение для стяжания этой благодати означают плоды Духа Святого, о которых сказано: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22–23).

Стяжать эти плоды и означает быть крещеным Духом Святым, все святые пережили это духовное крещение, крещение в любви, радости, миролюбии, долготерпении, благости, милосердии, вере, кротости и воздержании. Эти плоды и есть отличительные признаки каждого подлинного святого, и где их нет, там духовная работа только еще в начатках.

В 1-м послании к Коринфянам, 12:4-11, говорится о девяти дарах, которые даются каждому через Святого Духа по необходимости. Давайте же рассмотрим их подробнее.

Слово мудрости

Если мы получаем слово мудрости от Святого Духа, то можем применить Слово Божье тогда, когда это необходимо, и таким образом мы можем помочь людям быстро измениться.

Святой Дух обновляет их сердца. Он ободряет их и меняет их жизнь, наполняя ее радостью и благодарностью. Более того, Он сеет веру и надежду на Небеса в них, чтобы они смогли победить мир. Чем больше мы становимся освященными, тем больше Бог дает на мудрости (Посл. Иакова, 3:17-18). Если мы получаем этот дар, то это духовно укрепляет нас и позволяет нам исполнять достойно каждое данное нам поручение.

Слово знания

Чтобы быть вооруженным Словом Божьим, мы должны сначала понять Слово. Это означает, что наши духовные глаза должны быть открыты для Слова. В противном случае мы будем знать только буквальный смысл, не понимая его истинного значения. И тогда мы не сможем почувствовать Божье сердце и любовь.

Без такого духовного вооружения мы не сможем применять Слово и не сможем испытать на себе Божьи деяния. Лишь получив в дар слово знания, мы сможем понять духовный смысл Писания, сделать его своим хлебом и применять его на практике.

Вера

Только благодаря помощи Святого Духа нам может быть дана вера от Бога. Потому что веру мы можем получить только тогда, когда, накопив знания Слова Божьего, мы применяем их на практике.

Доброжелательные люди на деле применяют Слово, и как только они обнаруживают в своем сердце то, что противоречит Слову, они решительно избавляются от этого. Некоторые люди сразу же принимают и верят деяниям Живого Бога, когда они испытывают их на себе или видят доказательства Его существования. Эти люди способны сделать это, потому что они получили дар веры.

Исцеление

Те, кому дан дар исцеления, могут исцелять различные болезни через молитву.

Даже если кто-то серьезно заболеет, но искренне покается в своих проступках и примет молитву того, кто наделен даром исцеления, то он может быть исцелен. Допустим, что человек совершил грех из-за незнания истины. Если он искренне раскается, то Бог может проявить милость к нему и исцелить его. Более того, если он получит молитву человека, у которого есть дар исцеления, он будет исцелен довольно быстро и легко.

Чудотворение

Дар чудотворения позволяет являть дела, совершать которые не в человеческих силах, например, такие, как избавление от инвалидности и врожденных болезней, управление погодой и небесными телами, изменение качеств характера и темперамента людей.

Этот дар дается людям, которые стремятся исполнить волю Божью. После того как они достигнут четвертого уровня веры, то есть такой веры, при которой любовь к Богу для человека превыше всего, они могут совершать чудеса, которые находятся за пределами человеческих возможностей; а когда они накопят достаточное количество молитв, они достигнут пятого уровня веры – веры, угодной Богу.

Пророчество

Пророчество – это предсказание будущего, сделанное под водительством Духа и по воле Божьей. Тот, кто пророчествует, говорит людям в назидание, увещание и утешение (1-е посл. к Коринфянам, 14:3).

Дар пророчества дается человеку, который много молится, который, проявляя послушание Слову Божьему, освятил свое сердце, очистив его от зла. Когда они пророчествуют, они говорят не то, что им хочется, а говорят в полноте Святого Духа и под Его водительством.

Различение духов

Различать духи – значит знать волю Божью. Чтобы получить этот дар, мы должны полностью покориться Слову Божьему. Когда мы ясно слышим голос Святого Духа и исполняем волю Его, тогда мы можем различать духи в силе Божьей.

Достигнув уровня различения духов, мы сможем отличить, что имеет отношение к духу, а что – к плоти. Мы сможем отличать голос Духа от собственных мыслей, благость от зла, истину от неправды. Мы можем распознать тех, кто связан со злыми силами, кого они будоражат, и быстро отреагировать на это.

Разные языки

Разные языки благотворно влияют на христианскую жизнь, поэтому Бог хочет дать его каждому чаду Божьему, получившему Святого Духа.

Молиться на языках – значит молиться в духе. Когда мы молимся в духе, мы можем получить полноту Духа и лучше понять Слово Божье. Мы сможем горячо молиться и наполняться Духом, Который поможет нам получить силу. Мы будем способны преодолеть испытания и невзгоды и отбросить то, к чему мы больше всего тяготели. Кроме того, молитву духом слышит только Бог, поэтому сатана не может помешать молитве, которая возносится к Богу.

Толкование языков

Человек может толковать языки, когда он или она исполнены Святым Духом и водимы Им, однако этот дар дается только людям, которым этот дар был дан по особой воле Божьей, или тем, кто стал освященным.

Для того чтобы получить дары пророчества и толкования языков, мы должны быть способны останавливать поток собственных мыслей. Даже если Бог дал нам дары, то иногда в пророчествах или толковании языков проскальзывают собственные мысли, если мы не способны их остановить. Конечно же Бог не дает дар толкования языков тем, кто не живет в истине, потому что они в той или иной степени находятся под влиянием сатаны.

Газета «Манмин»


ПРИНЯТИЕ ДУХА СВЯТОГО

Каждый человек живет сегодня в страхе: остаться без денег, работы, потерять близких, мнения других людей о себе, репутацию, заболеть, боятся начальника, темноты, высоты, мышей и т.д. В страхе есть мучение, но » где Дух Господень, там свобода»(2Кор3:17).
У Бога есть лекарство от страха – Дух Святой. «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия»(2Тим.1:7) (здравого разума).

Примите дар Духа Святого – и вы навсегда обретете свободу от рабства страха в вашей жизни.

Когда-то человек, согрешив, в страхе убежал от Бога, спрятавшись от Него. Бог-Отец стал звать его обратно: «Адам, где ты, выходи, приди обратно ко мне, без Меня тебе будет плохо». Адаму было страшно и стыдно выходить из кустов, куда он спрятался от Отца. Совершённый грех загнал его туда.

Сегодня Бог-Отец зовет каждого из нас: «Хватит прятаться от Меня, выходи из своих кустов: проблем, болезней, страха, мучений. Я хочу решать все твои проблемы. Выходи! Приди ко Мне! Я хочу дать тебе чувство уверенности и безопасности в завтрашнем дне.
Выходи из своих кустов: убеждений, философий и религий! Я хочу дать тебе полноценную жизнь, настоящую радость, настоящую любовь и настоящий мир. То, что ты желаешь и жаждешь, ищешь и не находишь; то, что ты не можешь приобрести за деньги и свое общественное положение.

Я хочу тебе дать все это через дар Святого Духа. Выходи и прими, потому, что только Я люблю тебя бескорыстно и искренне. Я ничего не хочу от тебя и не требую взамен. Я не имею к тебе корысти. Я только хочу, чтобы ты позволил себя любить».

Бог хочет нас опять усыновить, простить, обнять, все прошлое забыть, вернуть все законные права и наследие как Его сынов и дочерей. «Все, водимые Духом Божиим (принявшие Его как Отца, Иисуса – как Сына и Духа Божия), суть сыны (дочери) Божии. Потому, что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче. Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним прославиться».

Отец хочет дать тебе сегодня Свое имя, Свою славу, Свою силу и авторитет. Бог дает, потому, что любит тебя. Прими и цени, потому что Он дает нам даром, но Ему это досталось ценой жизни Собственного Сына, чья плоть была разорвана, истязаема и прибита ко кресту. Это цена была заплачена Им за наши грехи. Ценой Его жизни мы получили прощение и были оправданы перед Отцом.

Мы куплены дорогой ценой крови Христа, поэтому поступай и живи на этой земле достойно Бога.

Отец, прости нам все годы жизни, прожитые без познания Тебя, в суете, сребролюбии, поклонении идолам, греху. Мы устали от этой жизни в страхе и болезнях, скорбях и горечи. Прости нам всякий грех и то, что мы так долго не отзывались на Твой голос. Мы хотим жизни в мире, любви и покое. Прими нас сегодня такими, какие мы есть и дай нам дар Духа Святого, Духа усыновления, чтобы мы каждый день могли взывать к Тебе: «Авва, Отче» (Папочка, Папочка). Ты всегда слышишь своих детей и отвечаешь им. Аминь.

ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА

«Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.
Но каждому дается проявление Духа на пользу.
Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» 1Коринфянам 12: 4-11.

Дары:

1. Дар слова мудрости.
Слово мудрости — сверхъестественная мудрость, позволяющая решать практические и духовные проблемы.
2. Дар слова знания.
Слово знания — сверхъестественное знание, необходимое для того, чтобы разобраться в той или иной ситуации
3. Дар веры.
Вера (или «верность»), превосходящая «обычную» веру верующих людей, хотя любая вера является Божьим даром (Ефесянам 2: 8-9) — «вера, производящая не только чудеса, но и мучеников».
4. Дар исцеления.
Это дарованная от Бога способность исцелять от болезней не прибегая к лекарствам или другим медицинским манипуляциям.
5. Дар чудотворения.
Способность от Бога совершать нечто в обход естественных законов.
6. Дар пророчества.
Пророчество — это говорение от имени Бога, подобно тому, как это делали пророки Танаха. Не все их слова были предсказанием, однако всё, что они говорили, предназначалось для того, чтобы внушить людям страх и благоговение перед Богом. Сегодняшние пророки говорят от имени Бога, но их пророчества не становятся Священным Писанием (многие из упомянутых в Библии пророков также не вошли в Писание). Однако к ним нужно относиться серьёзно
7. Дар различения духов.
Способность различать духов — способность определять источник конкретных явлений (Божий Дух, человеческий дух или бесовский дух). Можно также назвать это сверхъестественной способностью не поддаваться на обман.
8. Дар разных языков.
Способность от Бога говорить языками разного рода.
9. Дар истолкования языков.
10. Дар вспоможения.
11. Дар управления.

Бог определил несколько различных видов служения.
Первое, наиболее важное служение — служение посланников («апостолов»), то есть людей, посланных Богом провозглашать Евангелие и создавать новые общины верующих.
Второе — служение пророков, говорящих от имени Бога.
Третье — служение учителей, которые должны углублять знания верующих в том, что касается Божьих истин.
Четвертое – служение чудотворения.
Пятое – служение дарами исцеления.
Шестое – служение оказания помощи нуждающимся («дар вспоможения»).
Седьмое – служение управления: консультирование, милосердие, благотворительность и руководство.
— «Если ты способен дать совет, используй свой дар, чтобы утешать и наставлять; если ты благотворишь, делай это бесхитростно и щедро; если ты на посту руководителя, руководи прилежно и ревностно; если благотворишь, делай это с охотой» Еврейский Новый Завет. Римлянам 12: 8.
Восьмое – служение говорения на разных языках.
Девятое – служение истолкования.

Продолжение темы » НЕ ПУТАЙ БОЖИЙ ДАР С ЯИЧНИЦЕЙ»

СЕМЬ ДАРОВ ДУХА СВЯТОГО

И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать.

Деян. 2, 4

История Пятидесятницы повествует о том, что ученики исполнились Духа Святого и с каждым стали говорить от Бога. Божественный Дух вошел в учеников и во всех, кто был к тому восприимчив, и переполнил их изнутри, подобно воде, сметающей в половодье все защитные дамбы, когда, нахлынув мощной бурлящей волной, перетекает она через все и затопляет, переполняя, долины и луга.

Так же поступил Дух Святой с учениками и со всеми, кто был открыт ему и готов принимать. И то же совершает они сегодня, и во все времена без перерыва: он перетекает через все преграды и заполняет богатством божественных даров все долины и низины, каждое сердце, глубину каждой души, в которой находит приют.

Что же нужно делать нам, дабы воспринять Дух Божий?

Наивысшее и самое существенное он сам в нас сделает. Он сам для себя подготовит глубину души и сам воспримет себя в человеке. Это произойдет двояко:

Первое — он сделает нас пустыми, второе — он заполнит пустоту, сколь далеко бы она ни простиралась.

Это состояние пустоты есть первое и важнейшее условие готовности к тому, чтобы втекал в нас Дух Божий. Ибо насколько человек опустошит глубину своего существа от всего прочего, настолько и воспримет он Дух Божий.

Когда хотят наполнить бочку, то прежде выливают то, что в ней. Чтобы влить вино, нужно вылить воду. Точно так же — долой все, что на нас и в нас «человек», чтобы был в нас Бог.

Пусть человек сделается пустым, оставит все, даже само оставление, погрузившись в абсолютное ничто. Если такова степень готовности, то Дух Божий немедленно свершит свое дело, заполнив того, кто к нему восприимчив.

Чем более пуст и свободен ты от своей самости, а с ней и от себялюбия и своеволия, тем совершеннее заполнит тебя Дух Божий. Это означает: если предстало пред тобою открытое Царствие Божие, то не войдешь ты туда, не узнав сперва, хочет ли того Бог…

Даже если человек считает, что по тягости и лености своей натуры он непригоден и неготов, не может достичь внутреннего покоя и не знает, как к нему прийти, то все равно пусть сделается пустым от всякой самости и всякой одержимости, поручая себя Богу и вверяясь Его воле, — и будь, что будет.

Но такое именно оставление по силам лишь немногим, поскольку велика приверженность к внешним вещам и тварному и поскольку привычка и самодовольство заставляют человека более почитать делание, нежели неделание, которое являет собой оставление всего и препоручение Духу в себе.

Только если достигнуты такая отрешенность от всего внешнего и совершенное оставление, сотворяет Дух Божий великие вещи во всецело погрузившемся в глубь человеке, даже если тот ничего об этом не знает: точно так же, как душа действует в теле, а тело никак этого не чувствует и не знает, так и Дух Святой действует в глубине души человека, а тот ничего не знает.

Осознав эти дары, придется человеку прибегнуть ко всем силам внутреннего человека, которые связывают его с глубиной души, где обитает и действует Дух. Поскольку есть опасность, что, увидев их, внешний человек припишет эти дары себе и тем испортит. Тот, кто подумал, что дары эти — плод его труда, даже только радуясь их получению, тот их лишается.

Нет, пусть человек отвергнется от себя самого, если Дух Божий будет являть в нем свои дары.

Что случилось это, узнаешь по тому, что ничто из прежде возбуждавшего твое Я, ущемлявшего и заставлявшего страдать, больше не волнует душу. Затем уйдет от человека все внешнее: останется единственное, что волнует его и движет, это Дух Божий в нем.

Этот дух и сподвигнутость им — нечто столь несказанно блаженное, что все великое и необычайное из подвластного рассудку в чувствах и образах — ничто в сравнении с этим: небо, земля, все творения и блага мира вместе взятые для него — не более песчинки против всего мира.

Но вернемся к Пятидесятнице:

Ученики «исполнились Духа Святого». Обрати внимание на положение, в котором находились ученики, когда они того исполнились, и пусть каждый человек принимает его, желая, чтобы и с ним повторилось подобное.

Собравшись (Ср. Деян. 2,1), они молча сидели, когда низошел на них Дух Святой. Каждый человек столь часто наделяется Духом Святым, сколь часто всей силой отворачивается он от тварного и всецело уходит внутрь, к Богу. В мгновение, когда человек это совершает, нисходит Дух Святой со всем Своим богатством и тотчас заполняет все уголки и глубину души.

Дом, в котором сидели ученики, «полностью наполнился» (Деян. 2,2). Внешне этот дом означает церковь, внутренне же — душу каждого человека, в которой обитает Дух Божий. Подобно тому, как в доме множество комнат и каморок, так и в душе человека много чувств, сил и стремлений, и во все он входит особым образом. И войдя, теснит и гонит человека, действует в нем и его просвещает.

Это проникновение, напор и воздействие не все люди воспринимают одинаково. И хотя Дух Божий есть во всех людях, пусть все же тот, кто хочет испытать его присутствие внутри и действие, соберется прежде в себе самом и к себе самому, отключится и отрешится от всего внешнего и приготовит в себе место для Духа Божьего, ибо Тот действует в тишине и покое. И чем более он раз от разу ему предается, тем отчетливей тот у него внутри и тем лучезарней ему открывается, несмотря на то, что был в нем изначально.

Ученики «закрылись» (Ср .Деян. 1, 13) из страха перед враждебным миром. Человеку сегодняшнему намного нужней закрываться от мира, который вторгается в него со всех сторон, препятствуя становлению внутри него Духа Божьего и воруя у него божественное утешение.

Внешний мир ничего не мог отнять у учеников, кроме их тела. У нас же, сегодняшних, он может отнять и Бога, и душу, и вечную жизнь. Поэтому более обращайтесь внутрь, чем наружу и затворяйтесь от мира изнутри…

…В особенности берегитесь того, что сбивает с пути: мирской рассеянности, общества, досужих слов и образов и всяких внешних занятий и дел. И обращайтесь к мудрым и просветившимся людям, которые уже знают о непосредственном присутствии Божьем в сокровеннейшей части души и могут о том рассказать.

Ученики сидели, «собравшись» (Ср. Деян. 2,1). Этим и нам дан совет постоянно собирать свои внешние и внутренние силы, дабы Дух Божий обрел в нас место, где может действовать.

Ученики «пребывали» (Ср. Деян. 1, 13), когда снизошел Дух Святой. Воистину, так и нам нужно пребывать, расслабившись, обратившись внутрь, оставив все внешнее, и переложив в Божью волю все тварное и вещное, веселье и страданье, охоту и неволю.

Тем, кто стремится к этому, уподобляясь в своем поведении ученикам, Дух Божий подает семь даров и совершает этим семь дел, из которых три готовят человека к совершенствованию, а остальные четыре делают его совершенным внутренне и внешне, доводя до высшей ступени божественного совершенства.

Первый дар — это страх Божий. Он означает безопасное начало пути вверх, мощную крепостную степу, защищающую человека от ошибок, помех и ловушек. Этот дар делает его похожим на животных, которые инстинктивно прячутся или бегут от тех, кто хочет их поймать и уничтожить.

Подобно тому, как Бог снабдил инстинктом природу тварей, так и Дух Святой дарует своим эту ценнейшую осторожность, дабы они избегали препятствий, которые могут не допустить их к Нему или удалить от Него. Он оберегает людей от мира и от всех путей и навыков, дел и трудов, которыми лишаются они своего внутреннего покоя, ведь в них — обитель Божия. Пусть человек остерегается и избегает всего этого. Это — начало мудрости.

Затем следует второй дар. Это мягкая кротость, которая ведет человека к предуготовленности Богу. Она забирает у него всякую робость и унылость, способствуя страху и осторожности, направляет его снова вверх и приводит к божественной терпимости во всех вещах— и внутренне, и внешне, — отнимает у него дурное настроение и досаду, упрямство и горечь по отношению к себе и другим, делая его во всех вещах ласковым к ближним, спокойным и благостным в своих мыслях, поведении и образе жизни.

Затем идет третий дар, который ведет человека еще выше, ибо Дух всегда ведет человека от одного дара к другому, более высокому. Он называется «Знание». Им человек научается замечать внутренние предостереженья и знаменья Духа Божьего, на которые указал Христос: когда услышим мы в себе Слово Его, оно сообщит нам все вещи, в которых нуждаемся (Ср. Ин. 16, 13).

Это либо предупреждение остерегаться чего-то или кого-то, осознавая губительность последствий, если поступим неправильно, либо напоминание поступать так-то и так-то, одно оставляя, другое претерпевая или делая. они вознесут наш дух надо всеми вещами, дабы осознал он свое божественное благородство, и наставят его, покуда он в теле, терпеливо упражняться во всяких добродетелях.

Тот, кто последует этим внутренним указаниям, будет ими приведен к четвертому дару, который называется «Божественная сила». И как же благороден этот дар! Им Дух Божий проведет человека сквозь все мелкие человеческие слабости и страхи.

Этой божественной силы преисполнялись мученики, так что радостно претерпевали смерть во имя Божие. Она делает людей столь великодушными и отважными, что они готовы на любое благое дело, ибо вместе с Павлом говорят: «Все превозмогу с Тем, Кто укрепляет меня!» (См. Флп. 4, 13). В этой уверенности человек не боится ничего, что приходит извне, ни страданий, ни смерти. Он делается столь силен, что скорее умрет, чем совершит то, что отдалит его от Бога.

Когда человек наделяется такими дарами, они всегда приносят с собой свет и озарение, любовь, благодать и утешение. Если это достается неумному, то, предаваясь радости, он довольствуется этим и отдаляется от своей внутренней глубины. Мудрый же, напротив, перешагнет через эти дары и в высшей чистоте и просветленности всецело возвратится в свою первопричину. Он не смотрит ни на те дары, ни на эти, глядя лишь Бога.

Затем приходит пятый дар: осмотрительность и сила отрешенности. Этот дар очень понадобится человеку, когда Бог возьмет у него все, что прежде дал, дабы всецело указать ему на Самого Себя и посмотреть, что и кто он есть и как поведет себя в нужде и одиночестве. Здесь он совершенно оставлен, так что не знает ни о Боге, ни о дарах Его и утешении, и ни о чем ином, что он или другой какой-то добрый человек когда-то получил. Здесь все у него отнято.

Поэтому так нужен человеку этот дар, дабы держался он с осмотрительностью и отрешенностью, как хочет и ожидает от него Бог. Так учится человек оставлять себя и отвергать и, послушно принимая оставленность, погружаться в божественную глубину и препоручать себя воле Божьей.

Всякое прежнее отречение от мира и отказ от внешних вещей — ничто в сравнении с этим совершенным оставлением и изъятием своего и Божьего. Ибо восстают в человеке все ошибки и соблазны, которые были уже преодолены, и цепляются за него сильнее, чем когда-либо прежде. Все должен он вытерпеть, совершенно оставив себя, и, пребывая в покое, вновь и вновь погружаться в глубину и волю Божию.

Если, получив первые дары, человек делается добрым и просветленным, то с этим даром он становится Божьим и, оставленный и отрешенный, одной своей ногой стоит в жизни вечной, в Царствие Божьем.

После этих последних смертных мук уже нет страдания, ибо невозможно, чтобы Бог когда-либо снова оставил такого человека. Сколь невозможно, чтобы Бог покинул Самого Себя, столь же невозможно, чтобы он оставил такого человека, ибо тот отдал Ему себя и всецело Ему предался. Одной ногой он стоит в Царствии Божьем, и ничего ему уже не нужно, кроме того, как подтянуть к себе и вторую свою ногу, которой он еще здесь, в бренности; и тогда попадет он прямо в жизнь вечную.

Затем приходят шестой и седьмой дар: познание и божественная мудрость. Оба они приведут его, минуя все человеческие пути, в божественную бездну, где Бог познает и понимает Себя Сам, узнавая о собственной Своей премудрости и пресущественности. Дух столь глубоко и совершенно погружается в эту бездну, что ничего не знает о себе самом. Он не знает ни слова, ни способа, ни что такое «познавать», ни что такое «любить», ибо здесь все — единое бытие и единый Дух с Богом.

Здесь Бог дает духу то, что есть он Сам по природе Своей, и соединяет дух со Своей сущностью, у которой ист ни имени, ни вида, ни образа. Тогда Бог творит в духе и через него дела Свои, Дух же всецело погружен в Него и един с Ним.

Так приводит Дух Божий всех, кто уготовит ему место, к тому, чтобы всецело заполнить их и стать с ними одним.

Подай нам, Боже, так же принимать его и становиться одно с ним!

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *