7 ключей Пенза

11 Июля 2019, 16:21

Первая мысль, которая посещает тебя на Семиключье, в Тихвинском скиту Спасо-Преображенского монастыря (Шемышейский район): «Хочу здесь жить!». Остаться бы навсегда в этой блаженной лесной тиши, нарушаемой лишь пением птиц и журчанием родников, среди вековых деревьев, где дышится полной грудью. Где одинаково хорошо чувствуют себя и люди, и животные, сосуществуя в полной гармонии.

Здесь всем хорошо

Вода в святых источниках (их не семь, как можно предположить из названия места, а гораздо больше, и название происходит не от русской цифры «семь», а от мордовского слова «симемс» — «пить») невероятно холодна для полного погружения, но приятна для умывания и питья. Вкусна невероятно. И, по заверению здешнего насельника иеромонаха Антипы (Масленникова), чиста настолько, что совсем не оставляет накипи в чайнике.
— Когда мы обустраивали скит, не ставили целью превратить его в образцово-показательную обитель с нарезанными по линеечке клумбами, — рассказывает отец Антипа. — Да, построили братский корпус, оборудовали подъездные пути, выложили плиткой дорогу к родникам, провели освещение — к нам ведь люди порой и ночью приезжают. Постоянно очищаем лес от валежника. А в остальном оставляем природу в ее первозданной красоте.

Жизнь отшельника

Отец Антипа — первый монах, поселившийся в скиту после его возрождения в ноябре 2011 года. Когда батюшка приехал на Семиключье, здесь были только храм, церковная лавка и купель над родником. Жить до 2014 года, пока не построили братский корпус, ему пришлось в строительном вагончике, отапливаемом печкой-буржуйкой.
В первую же зиму он перенес тяжелейший бронхит, перешедший затем в хронический.
— Я же городской житель, привык к центральному отоплению и к тому, что из крана постоянно течет горячая вода. А тут раз — и как будто в XIX век попал, — вспоминает отец Антипа. —Вагончик кое-как протапливался, я потом систему поменял, но все равно вверху было душно, а внизу — холодно. Этот перепад температур и сыграл со мной злую шутку. Плюс я постоянно выскакивал на мороз, ходил в храм — дров подложить в печку.
Фактически два с половиной года батюшка жил здесь отшельником. Днем, правда, приезжали люди — паломники, строители, работники церковной лавки. А вот ночью все стихало — и ни единой человеческой души на несколько километров вокруг.
По мирской профессии отец Антипа — техник-электрик, но за годы отшельничества успел освоить еще несколько специальностей.
— Например, научился заготавливать дрова — у нас все жилые и хозяйственные здания до сих пор отапливаются дровами, газ сюда, за четыре километра от основной дороги, никто специально проводить не будет. Получил водительские права.
Одиночество его не угнетало. Он никогда не избегал людей, но наедине с самим собой ему легче. В тишине и молитва лучше идет, и труд спорится.
Это состояние очень точно описал известный православный автор-исполнитель иеромонах Роман (Матюшин): «Слава Богу, снова я один, снова я лампадку затеплю. Суету оставив позади, Господу молитву пролию».

Про иконы и дуб

Беседуя, мы неспешно двинулись с отцом Антипой по дорожке к святым источникам. Тут же к батюшке за благословением подошли несколько паломников. Как выяснилось, не местные, даже не из Сурского края. Например, Марина Белышева приехала из Москвы, гостит у знакомых в Шемышейском районе:
— Грех было не заехать на Семиключье! Я столько слышала об этом святом месте, но все не получалось выбраться сюда. А в этом году Господь наконец дал возможность.
Марина говорит, в источники окунается редко — тяжело переносит ледяную воду, а на этот раз аж в три захода погружалась.
— Вы не представляете, какая благодать!
По потоку людей, стремящихся к святым источникам, сразу видно, кто и зачем прибыл в Семиключье. Люди в шортиках и майках с пятилитровыми канистрами в руках — «за водичкой и свежим воздухом подышать». Другие, соблюдающие благочестие, в том числе и в одежде, первым делом заходят в храм — паломники.
Есть и еще одна категория, с виду вроде благочестивая: всем интересуются, вопросы задают.
— Нет, история о семи монахах, которых здесь убили кубанцы во время набега в начале XVIII века, всего лишь легенда, новодел 1990-х ­
годов, — поясняет батюшка. — А вот то, что в одном из здешних родников в том же XVIII веке была обретена Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, — правда.
И тут некий мужчина спрашивает:
— А сколько раз нужно обойти вокруг дуба, чтобы желание исполнилось?
Отец Антипа глубоко вздыхает и спокойно объясняет, что тот самый дуб никаких желаний исполнить не может, что это непонятно откуда взявшееся языческое суеверие, о котором людям, называющим себя православными, не пристало говорить всерьез. Да, порой мы поступаем как та бабушка из старой русской байки, которая перед сном ставила две свечи перед образом Георгия Победоносца: большую — самому святому, маленькую — поверженному змею, на всякий случай.

Под покровом Богородицы

А настоящие чудеса и исполнения желаний на Семиключье происходят постоянно. Помните евангельское «По вере вашей да будет вам…»?
Пару лет назад сюда приехали две паломнические группы из Пензы и близлежащего региона. В одной оказался молодой парень, в другой — девушка. И у родника, зачерпывая воду в ковшик, они встретились глазами. В общем, случилась любовь с первого взгляда.
Через несколько месяцев молодые люди вернулись в Семиключье вдвоем. Уже с обручальными колечками. И пожертвовали в храм большую красивую резную Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы. Как рассказала молодая жена, именно перед этим образом, еще до той памятной поездки, она молилась Святой Деве о счастливом замужестве.
По небесному ходатайству Богородицы после погружения в источники были и случаи исцеления. В частности, отец Антипа приводит пример, когда от одной из паломниц отступила онкологическая болезнь, а к другой, которой предстояла операция на глаза, после умывания водой вернулось зрение.
— Наверняка исцелений было больше, мы ведь не ведем учета, — улыбается батюшка. — Просто эти женщины вновь приезжали в скит после исцеления.

Свой предел

Сегодня в скиту живут шесть насельников — четыре монаха и двое трудников. Последним прибился Михаил Печенков. Он на Семиключье всего два месяца. Колоритный, представительный, с окладистой бородой.

Его Господь сюда из Башкирии привел. А до этого где только не мотало бывшего детдомовца! Рыбачил на Камчатке, 22 года работал в Америке, не чураясь никакого труда. Там же, в Сан-Франциско, впервые пришел в православный храм. Но его тянуло на родину. Вернулся в Россию, а здесь ни семьи, ни работы, ни жилья…
— Но я не отчаивался, верил, что Господь все управит, — признается Михаил Георгиевич. — Однажды в интернете прочел про Тихвинский скит и вспомнил, что родился-то в Пензенской области, хотя детство и юность провел в Самаре. В общем, на свой страх и риск приехал сюда. Меня приняли как родного.
Жизнь в труде и молитве вновь обрела смысл.
— Верю, что здесь, на Семиключье, мой предел.

Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку — выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

В июле довелось-таки снова побывать в Пензе и реализовать старую задумку – поехать в Семиключье, что рядом с Мордовской Норкой в шемышейском районе. По преданию Святой источник Семиключье образовался после очередного набега кочевников и семеро из монахов, которые жили в этих местах, спасаясь в глуши от суеты мира, были убиты, и тут же из-под земли забили семь ключей. По слухам вода из семи ключей обладает необыкновенной целебной силой: «Имеются многочисленные свидетельства чудесных исцелений людей, страдающих различными заболеваниями и недугами, после купания в источнике. Рассказывают, что местный блаженный купался в этой купели круглый год и даже в лютую зиму ходил по снегу босиком.»

Вот мы и решили, что будучи там было было бы грех не окунуться и не проверить все на себе. На том и порешили.
Погода не подвела, время и настроение были… Итак, в путь!
GPS координаты: 52°48’56 N 45°26’42 E
Расстояние от Пензы до Шемышейки — 54 км; Время в пути: 1:18
Расстояние от Шемышейки до Семиключья — 12 км.
Трасса с Пензы до Шемышейки:
Пенза — Камайка (21 км)
Камайка — Алферьевка (4 км);
Алферьевка — Старое Захаркино (14 км)
Старое Захаркино — Назимкино (5 км)
Назимкино — Шемышейка (9 км)
Шемышейка — Семиключье (12 км)

Как оказалось, добираться туда гораздо проще, чем представлялось изначально.
Если выезжать из Пензы, то сначала направление в сторону аэропорта. Далее, не доезжая до аэропорта на большом и довольно сложном перекрестке есть указатель — налево в сторону Шемышейки. Далее, повернув на Шемышейку, ехать только прямо примерно 47 км. Дорога до Мордовской Норки — асфальт, в отличном состоянии! Последние 4,5 км нужно будет проехать по гравийке, которая тоже неплохо накатана.

На этом перекрестке поворачиваем налево.



Едем и любуемся красивыми пейзажами за окном.


Далее ехать придется по грунтовой дороге 4,2 км.


Вода в святом источнике холодная +6 или +8 градусов, ну очень бодрит! Окунались по три раза с головой — не заболели. Значит точно святая)
Там встретили людей, которые приехали в Семиключье из Тюмени, много было машин и с московскими номерами.
Всем рекомендуем. Это мини путешествие оставило самые приятные впечатления.

Мiръ Россия Пензенская область Тихвинский скит Спасо-Преображенского монастыря («Семь Ключей»)

Идёт загрузка карты…

На территории Тихвинского скита находится семь чтимых источников («Семь Ключей»), на которых на рубеже XVIII-XIX веков было явление Тихвинской иконы Божией Матери. В 2000 году Семиключье было признано памятником природы областного значения.

История

Вряд ли найдется на Пензенской земле православный, не слышавший об этом святом месте в Шемышейском районе, между селами Русская Норка и Мордовская Норка, на левом берегу Узы. Его название, «Семь Ключей» или «Семи-Ключи», в переводе с мордовско-эрзянского означает «питьевые ключи» («симемс» по-эрзянски – «пить»).

По преданию, в свое время на Русскую и Мордовскую Норку часто нападали разбойники. Жители молились об избавлении от них Божией Матери, и Она им подала видимый знак своей милости.

Однажды в этих местах проходили трое солдат: двое православных и мусульманин. Вдруг они услышали в стороне шум воды. Подошли поближе, и увидели родники, а на дереве над ними – Тихвинскую икону Божией Матери. Это было на девятую пятницу по Пасхе, на рубеже XVIII-XIX вв.

Солдаты попытались снять икону с дерева. Но только иноверец смог взять ее в руки. Об этом доложили правящему архиерею, и тот сказал, что это – чудо Божие. Солдат-мусульманин после этого случая принял Православие. А Тихвинскую икону перенесли в ближайший храм – в Русскую Норку.

Поток богомольцев был столь велик, что на Семи Ключах в первой трети XIX в. учредили Тихвинскую ярмарку. Она проходила ежегодно с 26 по 28 июня. В 1834 г. на ярмарке побывало около двух тысяч человек – она была самой многолюдной во всем Петровском уезде.

Интерес к святому источнику рос и среди интеллигенции. В 1847 г. «Саратовские губернские ведомости» опубликовали статью «Петровский уезд. Семь Ключей. Из путевых записок».

А по сообщению «Саратовских епархиальных ведомостей», 8 июля 1915 г. верующие пришли на Семь Ключей крестными ходами из десяти окрестных сел, и одиннадцать священников во главе с благочинным совершили молебствие о даровании Российскому воинству победы: шла первая мировая война. «Истинно добрым делом» назвал молебствие епископ Саратовский и Царицынский Палладий.

В эти же годы на Ключах зарождался скит. Около 1910 г. первым здесь выкопал себе землянку и поселился крестьянин из Мордовской Норки Федор Савкин. В документе, предположительно датируемом 1914 г., упоминаются уже три «кельи богомольцев», расположенные «при реке Узе и роднике Семь Ключей», где живут четверо мужчин. Между 1914 и 1917 гг. на родниках была построена и часовня, приписанная к храму Михаила Архангела в селе Русская Норка. Настоятелем церкви с. Русская Норка в те годы был священник Иоанн Руссов, церковным старостой – Петр Занин.

Около 1920 г. на Семь Ключей пришел Илья Массеров, до этого живший в монастыре под Киевом. Примерно в это же время в скиту поселились Гавриил Сурков из Урлейки, Григорий Пронин и Иосиф Шашин из Русской Норки. Были построены две избы, для насельников скита и богомольцев, а в 1926 г. – и небольшая бревенчатая Тихвинская церковь. На ее освящение приезжал последний настоятель Пензенского Спасо-Преображенского монастырь архимандрит Иоанникий (Жарков), а всего на торжество собралось около двадцати тысяч верующих. Никто из насельников скита священного сана не имел, но литургии совершали по воскресным дням и праздникам священники окрестных сел.

С отшельниками поддерживал духовную дружбу святой старец Иоанн Оленевский. Приходившим к нему людям он часто советовал брать для исцеления воду из святого источника.

В эти годы на Семиключье приходили богомольцы за сотни верст – даже из теперешних Барановского и Павловского районов Ульяновской области. На девятую пятницу по Пасхи и на Тихвинскую собиралось до трех тысяч человек. Особенно усердно на Семиключье приходили молиться о дожде во время засух. Женщины из Русской Норки за три версты ползли к источнику на коленях.

Конечно же, всё это не устраивало безбожную власть. В ноябре 1930 г. церковь разобрали и перевезли в Узинское лесничество, где до 1993 г. ее здание использовали как клуб. Гавриил Сурков и Илья Массеров были арестованы на Семи Ключах, Григорий Пронин и Иосиф Шашин – чуть позже в Пензе. Скит прекратил существование.

Но тропинка паломников не зарастала сюда и в эти страшные годы. До начала 50-х гг. на Семи Ключах по-прежнему ежегодно проводили ярмарки. На девятую пятницу сюда собирались не менее 150-200 человек. В 1952-1959 гг. настоятелем церкви в Русской Норке был протоиерей Димитрий Калмыков (1904-1976), немало сделавший ради спасения источника от поругания; в 1975-1986 гг. здесь служил еще один известный духовный подвижник, протоиерей Анатолий Зотов (1930-2000).

С 1961 г. в течение нескольких лет на Семиключье была пасека, затем – летний лагерь скота. Но и тогда сюда собирались в праздники паломники. В 1991 г. возобновилась традиция крестных ходов на девятую пятницу от Пасхи из Русской Норки на Семь Ключей. Сюда любил заезжать архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим (Тихонов; 1935-2000), чтобы постоять в тиши, помолиться, испить ключевой воды.

В 2000 г. Семиключье было признано памятником природы областного значения. В 2003 г. здесь построили купальню и поставили семь поминальных крестов – в память о пострадавших за Христа насельниках скита. В 2005-2006 гг. от Мордовской Норки была проведена дорога с твердым покрытием. В 2007 г. за сорок дней была построена Тихвинская часовня.

В сентябре 2010 г. на Семи Ключах был образован Тихвинский скит Пензенского Спасо-Преображенского монастыря. Сюда снова вернулись монахи. В 2010-2011 гг. была построена церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери и благоверного князя Александра Невского. Колокола для нее освятил 28 июля 2011 г. митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. В 2013 г. был заложен фруктовый сад. В 2012-2014 гг. построили братский корпус.

Святыни

Тихвинская икона Пресвятой Богородицы

  • Семь чтимых источников
  • Образ Тихвинской иконы Божией Матери

Престольные праздники

Икона Пресвятой Богородицы «Тихвинская» — 9 июля

Александр Невский, благоверный князь — 6 декабря

Как добраться

Адрес: Шемышейский район, с. Мордовская Норка, 3 км. к югу-западу от села, Левый берег р. Узы. Добраться до «Семи Ключей» можно только по грунтовой дороге, через Русскую или Мордовскую Норку.

Наверное в Пензе врят ли найдется человек, который не слышал про святые источники «Семиключье». Само название с мордовско-эрзянского языка означает «питьевые ключи».

Расположено «Семиключье» под Пензой, в Шемышейском районе, недалеко от деревни Русская Норка. Доехать можно на машине со стороны района Терновка. По трассе путешествие занимает чуть больше часа.

До 2000 года «Семиключье» было в очень запущенном состоянии и паломников здесь практически не было. Начиная с 2000 года «Семиключье» было признано памятником природы областного значения и началось благоустройство этого святого места. Были построены храм, часовня, монастырская лавка, купальня. Поставлены лавочки, беседка.

Почему это место считается святым? По легенде в конце ХVII века здесь были убиты 7 монахов, которые нашли здесь спасение от мирской суеты. После их гибели из-под земли забили семь ключей. Считается, что вода из этих источником является целебной и способна исцелять.

Я была на «Семиключье» несколько раз: и в дождливую, и в солнечную погоду, и зимой, и летом, и здесь всегда много паломников. Приезжают сюда, судя по номерам машин, не только из Пензы, но и из близлежащих областей.

При входе на территорию «Семиключье» сразу видим табличку о правилах поведения на этом святом месте.

ОСНОВНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ «СЕМИКЛЮЧЬЯ»

************ ХРАМ **********

Первое, что мы видим при въезде в «Семиключье» – это деревянный храм.

Внутри множество икон, здесь проходит обряд крещения (совершенно бесплатно). Когда были там в последний раз, как раз готовили купель, думаю желающих покрестить здесь своего ребенка много. Также здесь можно купить свечи и поставить за здравие или за упоминовение ушедших родных и близких людей.

Напротив храма расположено белокаменное здание, говорят там живут монахи.

********** РОДНИКИ ************

Родников здесь семь. Расположены они рядом друг с другом. Паломники приезжают с тарой для воды и многие сразу направляются к родникам (если тары нет ее можно купить в монастырской лавке).

Заметила, что некоторые паломники хотят попробовать воду из разных источников. Как по мне, так вода везде на вкус одинаковая, но люди верят, что она обладает разными целительными свойствами. Наблюдала, как некоторые паломники идут с бутылкой для воды, сначала к одному источнику, потом к следующему, и так набирают по чуть-чуть изо всех родников. Сама всегда набираю воду из одного источника, хранится она долго, так же как и крещенская. Вкус у нее действительно не сравним ни с одной родниковой водой.

Этот родник обнесен деревянные бревнами и внутри вырезан православный крест.

Есть родник из которого не принято пить, а только умываться, так как считается, что именно здесь была найдена Тихвинская икона Божией Матери.

При спускании к родникам по деревянной лестнице для удобства сделаны перила. Для пожилых паломников, а их здесь основная масса, это важный элемент.

********* СЕМЬ КРЕСТОВ ***********

В память о семи погибших монахов в 2003 году поставлены семь поминальных крестов. Здесь ставят свечи о поминовении усопших.

********** КУПАЛЬНЯ ********

На территории «Семиключья» находится бревенчатая купальня, она была построена в 2003 году.

Она делится на две половины – мужскую и женскую.

При входе есть указание как вести себя при окунании в воду.

Вода здесь ледяная, я ни разу еще не рискнула сюда войти. Хотя считается, что вода из этих источников содержит ионы серебра и естественный радон, поэтому купание в такой воде исцеляет многие болезни.

********** МОНАСТЫРСКАЯ ЛАВКА *************

Рядом с родниками находится Монастырская лавка.

Чего здесь только нет: серебряные крестики, огромный выбор икон, церковных книг. Также здесь можно записать свое имя, своих друзей, родственников, чтобы на следующей службе за Вас помолился священнослужитель.

********** ЧАСОВНЯ *************

За монастырской лавкой расположена небольшая часовня, в которой расположена главная икона «Семиключье» — Тихвинская икона Божией Матери.

Считается, что после убийства монахов через некоторое время на роднике местные жители обнаружили эту икону. Они решили перенести ее в храм деревни Русской Норки, но она опять чудодейственным образом возвращалась на «Семиключье». Так происходило несколько раз и поэтому было решено построить храм-часовню и оставить ее здесь.

Часто перед иконой молятся при принятии важного решения, при бесплодии и женских болезнях, при болезнях детей.

Считается, что почитание Тихвинской иконы началось во время царствования Василия III. После развода с первой супругой, царь приезжал в Тихвин и молился о послании им детей. Через два года на свет появился наследник – Иоанн Васильевич, который также относится к иконе с особым почтением, считая её своей небесной Заступницей.

По легенде перед битвой в Казани в 1552 г. Ивану Грозному явилась Тихвинская икона Богородицы и предрекла победу в предстоящем сражении. И в 1560 г. по его приказу был построен Тихвинский мужской монастырь.

Кроме Тихвинской иконы Божией Матери в часовне много других реликвий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *