7 труб апокалипсиса

Вопрос 37. Восточные славяне в VIII-IX вв. по археологическим данным

Проблемы возникновения государства на Руси по прежнему занимают важное место в отечественной историографии. Это обусловлено прежде всего недостаточной источниковой базой, неясностью и противоречивостью некоторых источников, политической окраской данного вопроса. Для всестороннего и объективного подхода в исследовании данной проблемы необходимо применение комплексного метода, использование данных археологии, этнологии, лингвистики, теории и истории государства и права, других научных дисциплин.
Истоки зарождения государственности необходимо искать в периоде русской истории, непосредственно следующим за эпохой Великого переселения народов. Именно тогда, в VI – IX вв., начался процесс освоения восточными славянами лесной зоны Восточной Европы. Для общего представления процесса расселения восточнославянских племен необходимо обратиться к данным археологии. Наиболее полно этот вопрос освещен в работах члена-корреспондента РАН, заведующего отделом Института археологии РАН В.В. Седова. Из его работ следует, что уже накоплен достаточный материал для подробного освещения многоэтапного процесса расселения славян на обширных пространствах Восточной Европы, которое осуществлялось не одновременно и из разных этнографических регионов славянского мира . (См.: Седов В.В. Восточные славяне в эпоху средневековья// Восточные славяне: антропологическая и этническая история. М., 2002, С. 153.)
Как показывают современные археологические исследования, до VI в. славяне заселяли территорию, включавшую бассейн верхнего и среднего течения Вислы и смежные земли Поодерья, верховья Днестра, Подолию и Среднее Поднепровье.
В.В. Седов обращает внимание на локализуемую в Подольско-Днепровском регионе черняховскую археологическую культуру и диалектно-племенную груп-пировку славян – антов (упоминаемых в источниках VI-VII вв.), которые формировались в условиях славяно-иранского симбиоза .(См.: Седов В.В. У истоков восточнославянской государственности. М., 1999. С. 29-30.) На рубеже VII и VIII вв. среди антского населения расселяются славяне, по всей видимости, являвшиеся потомками населения именьковской археологической культуры. На основе антской общности сформировались известные по летописям племенные союзы хорватов, уличей и тиверцев. Одной из крупнейших славянских общностей того времени были носители пражско-корчакской археологической культуры. Из ее состава впоследствии вышло племенное объединение дулебов, на основе которого позднее, уже в летописное время, сформировались племенные союзы полян, дреговичей, древлян и волынян.
Как показывают археологические данные, процесс массового расселения славян в Поочье начался в VIII в. Именно там впоследствии формируется племенной союз вятичей.
В IX в. в бассейне р. Сожа расселяются радимичи, ареал которых отчетливо очерчивается по курганным материалам XI-XII вв.
Таким образом, все упомянутые племенные союзы формировались в южной части общего ареала расселения восточно-европейских племен.
В северной части ареала расселения восточнославянских племен в данный период также формировались племенные союзы. Истоки происхождения союзов племен словен и кривичей следует искать в культурно-племен-ной группировке, расселившейся в V-VII вв. в бассейнах рек, связанных с Псковским озером, и в Южном Поильменье, представленной культурой псковских (или ранних) длинных курганов, которая впоследствии смешалась с более поздней культурой сопок VIII-X вв. Заметное место в данном процессе занимали и носители культуры браслетообразных височных колец, основное ядро которой было сконцентрировано в междуречье Волги и Клязьмы в VIII-IX вв.
В период, непосредственно предшествовавший формированию протогосударственных образований, у восточных славян происходило разложение родоплеменного строя, связанное с военными конфликтами. Роль князя в племенных объединениях начинала возрастать. Необходимость защиты от внешних врагов обуславливала появление в раннесредневековом восточнославянском обществе племенной верхушки, состоявшей из князя – военного предводителя, и его дружины. На более раннем этапе развития общества князь фактически делил свою власть с властью вече – собрания всех взрослых членов племени, и с собранием старейшин, но вследствие частых военных столкновений между племенами власть князя усиливалась. Начинался новый, непосредственно предгосударственный этап – этап военной демократии.
Необходимо отметить, что в восточнославянском обществе накануне зарождения государственности уже существовали некоторые правовые институты. Как показывают исследования первых письменных правовых источников, таких, как договоры русских князей с Византией, Повести Временных Лет, и Русской Правды, проведенные А.А. Зиминым, в этот период действовали нормы обычного права (Зимин А.А. Правда Русская. М., 1999. С. 65.), родоплеменных обычаев (См.: Томсинов В.А. Юристпруденция Древней Руси (X-XIII вв.) // Законодательство. – М., 2003. — №7.- С. 85.). Кровный принцип родства в обществе данного периода был очень силен, институт кровной мести имел большое значение. Некоторые исследователи полагают, что системы обычного права у различных племен отличались друг от друга, каждое племя обладало собственной системой обычного права (Петров И.В. Государство и право Древней Руси (750-980 гг.). СПб, 2003. С. 218.). Однако, при создании письменных источников права во времена Ярослава Мудрого система права была достаточно унифицированной, несмотря на то, что отдельные княжества оставались еще изолированными территориально. В Повести временных лет племя полян резко отделяется летописцем от соседних племен, живущих «звериньским образом», однако это разделение имеет явно тенденциозный характер и преследует цель «доказательства» изначального культурного превосходства полян над другими славянскими племенами. Следует отметить, что этот древнейший летописный свод составлялся в Киеве, а его составителем был Нестор — полянин по происхождению. В дальнейшем, в XVIII в. сторонники норманнской теории в обосновании своей концепции широко использовали данные утверждения.
В Повести временных лет под 859 годом впервые упоминается объединение четырех северных племен – словен, кривичей, чуди и мери, в связи с началом норманнской экспансии. Археологически подтверждается, что в 40-60-х гг. IX в. на славяно-финском северо-западе появляются отдельные скандинавские группы, в частности в Старой Ладоге, основанной скандинавскими переселенцами еще в VIII в. (750-760 гг.). Впоследствии, военные столкновения северных племен с норманнами продолжались, в тоже время многие норманнские купцы и ремесленники поселялись среди славяно-финского населения.
Противостояние северных племен и норманнов привело к необходимости политической консолидации славян и финнов. По всей видимости, во второй половине IX в. начинается реальное объединение славянских и финских племен Северо-Запада в единое предгосударственное образование – назовем его “северной конфедерацией”. Появляется единая политическая власть, способная организовать противостояние внешней “варяжской” угрозе. Это подтверждается и из летописных источников, в соответствии с которыми славяне и финны начали “сами в собе володети” (Повесть временных лет), “городы ставити” (Новгородская первая летопись). Археологические данные свидетельствуют о том, что в IX в. возникает большое количество городищ на территории “конфедерации” (Петров И.В. Государство и право Древней Руси (750-980 гг.). СПб, 2003. С. 218.).
Необходимо подчеркнуть, что история зарождения предгосударственных образований в южной части территории расселения восточнославянских племен (в Подонье, Приднепровье, причерноморских степях) уходит в глубокую древность. Племенное объединение антов выходит на историческую арену еще в готское время, в IV в. Потомки этого племени в позднейшее время смешиваются со славянами — переселенцами из других районов, образуя известные нам племенные союзы уличей и тиверцев, упомянутых в “Баварском Географе” (Седов В.В. У истоков восточнославянской государственности. М., 1999. С. 43, 45.). В этом же западноевропейском источнике (вторая половина IX в.) рядом с уличами и хазарами указано племя Русь (ruzzi), под которым следует понимать племенные союзы северян и тех же уличей, полян и части вятичей, т.е. населения волынцевской, роменской, борщевской и окской археологических культур (Седов В.В. У истоков восточнославянской государственности. М., 1999. 49, 54.). Именно территория расселения этих племен и составила первоначальную “Русь”, “Русскую землю”.
Таким образом, рассмотрев этнополитические процессы, происходившие в VIII-IX веках, мы переходим к одному из важнейших вопросов истории русского государства, озвученному еще составителем Повести временных лет – “откуда пошла русская земля”. Представляется необходимым при рассмотрении этого вопроса обратиться к данным языкознания. Как указано выше, в процессах, происходивших на юге ареала расселения восточнославянских племен, принимали участие потомки древнего причерноморского населения – антов, представлявших собой смешанное славяно-иранское (аланское) население (Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995. С. 68-94.). В дальнейшем, аланы принимали участие в формировании этнического состава таких племен, как северяне. Самоназвание этого племени происходит от иранского корня “сав”, “сев”, и связано с некоторыми распространенными в ареале северян гидронимами (Топоров В.Н., Трубачев О.Н. Лингвистический анализ гидронимов Верхнего Поднепровья. М., 1962. С.226; Седов В.В. У истоков восточнославянской государственности. М., 1999.С. 53.). Исходя из этого, возникает предположение: не является ли имя народа Русь этнонимом иранского (сармато-аланского) происхождения? В науке на этот счет существует множество гипотез. Этнониму “русь” приписывали и скандинавское, и западно-славянское, и восточно-славянское, и кельтское происхождение. Однако, наиболее обоснованной следует признать гипотезу академика РАН О.Н. Трубачева о происхождении этнонима “русь” от древнейшей индоарийской основы ruksa-/ *ru(s)sa – «светлый, белый». Топонимы, образованные на этой основе, с глубокой древности распространялись в Северном Причерноморье, в местах расселения индоарийского населения, которое впоследствии сменили сармато-аланы. О.Н. Трубачев убедительно доказывает происхождение корня «рус» от упомянутой основы, привлекая обширный фактический материал (Трубачев О.Н. В поисках единства. Взгляд филолога на проблему истоков Руси. М., 1997. С. 211-260.). Проводя параллельно анализ других гипотез происхождения этнонима «русь», исследователь указывает на их неаргументированность, в особенности скандинавской версии (по которой «русь» выводится от финского «руотси», в свою очередь происходящего от якобы существовавшего самоназвания дружин скандинавских гребцов-викингов rops-menn, rops-karlar )(Мельникова Е.А., Петрухин В.Я. «Русь» в этнокультурной истории Древнерусского государства//Вопросы истории. М., 1989. № 8. С. 24-38.).
Исходя из этого, можно сказать, что происхождение этнонима “русь” связано с южными районами ареала расселения восточных славян в VIII — IX вв. Однако, привлекая исторические и археологические данные, необходимо уточнить: исходя из присутствия в этнополитических образованиях антов, а затем и северян, полян, уличей, южных вятичей аланского элемента, этноним «русь» целесообразнее выводить из иранской основы ruxs-roxs (светлый, белый), прямо родственной индоарийской основе (Седов В.В. У истоков восточнославянской государственности. М., 1999. С. 51.). Двойственность этой формы объясняет существование двух вариантов написания этого этнонима. Это подтверждается аланской этимологией некоторых личных русских имен, указанных в древнейших письменных памятниках, в частности, в Повести временных лет.
Как следует из вышеизложенного, этнополитическая ситуация на Юге была изначально более сложной, нежели на Севере. В 30-х годах IX в. южные племенные союзы, находившиеся ранее под властью Хазарского каганата, в силу происходивших объективных исторических процессов (возвышение князя и дружины в условиях постоянной военно-политической угрозы с Востока) начали усиливаться, что привело к созданию системы оборонительных сооружений на северо-западных рубежах Хазарского каганата (Седов В.В. У истоков восточнославянской государственности. М., 1999. С. 26.). Именно к этому времени относится свидетельство Бертинских анналов, из которого следует, что в 839 году император Людовик принял византийское посольство, вместе с которым прибыли люди народа “рос”, “король” которого именуется “каганом”. Необходимо заметить, что именование короля “русов” “каганом” не могло быть случайным, и явно было заимствовано племенами, составлявшими ядро Русской земли, у ранее могущественного соседа – Хазарского каганата. Целью данного титулования было доказательство независимости южных племенных союзов от хазар, равноправия с Хазарским каганатом. Следовательно, к 839 году южные племенные союзы, а именно поляне, северяне, южные вятичи (т.е. составлявшие ядро “народа русь”) перешли на совершенно иную стадию — от племенных княжений, которые можно рассматривать как вершину в развитии родоплеменного строя, к предгосударственному образованию, к “конфедерации” с единым центром управления и единым верховным правителем.
В целом, проблему формирования предгосударственных этнополитических структур у восточных славян в данном случае можно рассматривать в рамках “цивилизационного подхода”, в соответствии с которым возникновение двух политических образований на Севере и Юге вписывается в известную модель А. Тойнби “Вызов-и — Ответ”.
Возникновение предгосударственного образования у северных славянских племен –словен и кривичей, совместно с финскими племенами меря и весь, происходило на базе достаточно развитых племенных княжений (структур, не являвшихся протогосударственными образованиями) в результате военного противостояния с варягами. В данном случае “Вызовом” являлась необходимость защиты от постоянных грабительских набегов, а “Ответом” – консолидация упомянутых славяно-финских племенных союзов в единую структуру.
Создание предгосударственного этнополитического образования на юге – (союзы племен полян, северян и вятичей), происходило на базе военно-политического противостояния с Хазарским каганатом. “Вызовом” здесь являлась необходимость сохранения политической и экономической независимости от Хазарского каганата, “Ответом” — консолидация племен и усиление их военной мощи. Как видим, механизм возникновения как северного, так и южного союза славянских племен можно определить как военно-оборонительный.
Таким образом, анализ некоторых археологических, этнополитических и лингвистических данных, историко-правовых исследований позволяет нам сделать вывод о о том, что в первой половине IX в. завершился процесс создания двух крупнейших политических центров у восточных славян, которые в 882 г. объединились под властью Киева и образовали Древнерусское государство.

Археологические культуры славян:

— Трипольская (3 тыс. до н. э.)

— Фатьяновская (2 тыс. до н. э.)

— Унетицкая (XVIII-XV вв. до н.э.)

-Тшинецкая (XVI-XII вв. до н.э.)

— Лужицкая (XIII-IV вв. до н.э.)

— Поморская (VI-II вв. до н.э.)

— Чернолесская (VIII-VI вв. до н.э.)

— Пшеворская (II в. до н.э. – II в. н.э.)

— Зарубинекая (II в. до н.э.– II в. н.э.)

— Черняковская (II-IV вв. н.э.)

— Пражская (VI-VII вв. н.э.)

Характеристика пражской АК:

Восток Центральной Европы, южная часть Белоруссии, запад Украины, Молдавия, Румыния.

Виды археологических памятников: основными памятниками пражской культуры являются неукреплённые поселения – селища. Обычно они располагались по берегам рек и иных водоёмов, часто на склонах надпойменных террас. Изредка находились и на открытых местах плато. 4. Характеристика вещевого комплекса: основу пражской керамики составляют высокие горшки со слегка суженным горлом и коротким венчиком. Наибольшее расширение их приходится на верхнюю треть высоты. Поверхность сосудов обычно коричневатая, изредка несколько сглаженная. Большинство их лишено орнаментации, лишь изредка встречаются горшки с косыми насечками по верхнему краю венчика. Вся эта керамика изготовлена без помощи гончарного круга, технология которого была известна ранее (Пшеворская культура), но была утеряна в связи с великим переселением народов.

Поселения представлены селищами, имевшие в основном небольшие размеры и состояли в среднем из 8-20 хозяйств. Пражская культура представлена неукреплёнными поселениями с жилищами-полуземлянками, имеющими печи-каменки, полями погребальных урн и, грунтовыми бескурганными могильниками и курганными могильниками с трупосожжениями.

Седов В. В., идентифицирует памятники пражской культуры с раннесредневековой, славянской племенной группой дулебов. Средневековые византийские источники ассоциируют эти территории с хорватами. В 565-567 годах через территорию пражской культуры проходила миграция аваров. Согласно источников X века, говорится что часть хорватов переселилась в первой половине VII века в Далмацию, вступив в противостояние с аварами. Древнерусские летописи рассказывают об этнической связи племен кривичей (полочан), наряду с древлянами, полянами (днепровскими), и дреговичами, от осевших на территории Белоруссии племен белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI-VII веках

38. Древнерусский город по археологическим данным. Ремесло и торговля домонгольской Руси.

Города, несомненно, были центрами экономической, политической и духовной жизни Древней Руси.

“Именно города предохраняли Русь от гибельного изоляционизма. Они играли ведущую роль в развитии политических, экономических и культурных связей с Византией и дунайской Болгарией, мусульманскими странами Передней Азии, тюркскими кочевниками причерноморских степей и волжскими булгарами, с католическими государствами Западной Европы. В урбанистической среде, особенно в крупнейших центрах, усваивались, сплавлялись, по-своему перерабатывались и осмысливались разнородные культурные элементы, что в сочетании с местными особенностями придавало древнерусской цивилизации неповторимое своеобразие”.

В изучении городов домонгольской Руси отечественными историками и археологами достигнуты серьезные успехи. В то же время накопилось значительное число проблем, требующих своего разрешения.

Первый вопрос, на который необходимо ответить: что такое древнерусский город? При всей своей “очевидности” ответ на него вовсе не так прост, как может показаться на первый взгляд. Если исходить из этимологии слова “город” (родственное “жердь”), то следует признать, что это прежде всего огороженное (укрепленное) поселение. Однако этимологический подход далеко не всегда может удовлетворить историка. Он фиксирует лишь наиболее раннюю стадию истории слова, но ничего не может сказать о том, что же собственно называлось городом в более позднее время. Действительно, “городом” в древнерусских источниках до XVI в. назывались огражденные населенные пункты и крепости, независимо от их экономического значения. В более позднее время так стали называться ремесленно-торговые поселения и крупные населенные пункты (при всей нечеткости определения “крупные”), независимо от того, имели ли они крепостные сооружения или нет. Кроме того, когда речь заходит об историческом исследовании, в нем под термином “город” имеется в виду не совсем то (а иногда и совсем не то), что подразумевалось под этим словом в Древней Руси.

Что же называют древнерусским городом современные исследователи? Приведу некоторые типичные определения:

“Город есть населенный пункт, в котором сосредоточено промышленное и торговое население, в той или иной мере оторванное от земледелия”.

“Древнерусским городом можно считать постоянный населенный пункт, в котором с обширной сельской округи-волости концентрировалась, перерабатывалась и перераспределялась большая часть произведенного там прибавочного продукта”.

Повторю: насколько такие представления соотносятся с тем, что называли городом в Древней Руси, — точно не известно. Решение этой проблемы, как уже отмечалось, затрудняется неоднозначностью понятия город в Древней Руси.

“Термином “город” в Древней Руси обозначалось вообще укрепленное, огражденное поселение, вне зависимости от его экономического характера — был ли это город в собственном смысле слова — значительный ремесленно-торговый центр, или небольшая крепостица с военным гарнизоном, или старое укрепленное поселение дофеодальной поры”.

Такое расхождение в определениях серьезно затрудняет использование информации о городах, почерпнутой из древнерусских источников, поскольку требует предварительного доказательства, идет ли речь в данном конкретном случае о городе в “нашем” смысле слова (точнее в том смысле, который вкладывается в этот смысл данным исследователем). Вместе с тем становится под вопрос принципиальная возможность выработки универсального определения древнерусского города.

В советской историографии, опиравшейся на марксистскую теорию, появление городов связывалось с отделением ремесла от земледелия, т.е. с так называемым вторым крупным разделением труда (Ф. Энгельс). Прочие факторы, если и учитывались, ставились в подчиненное положение. Им уделялось гораздо меньше внимания при объяснении формирования такого типа поселений. В качестве примера приведу высказывание М. Н. Тихомирова, весьма характерное именно для такого подхода:

“Настоящей силой, вызвавшей к жизни русские города, было развитие земледелия и ремесла в области экономики, развитие феодализма — в области общественных отношений”. Правда, одновременно с этим исследователи часто подчеркивали, что “само возникновение русских городов имело различную историю”.

В последнее время все больше внимания обращается на то, что происхождение и особенности жизни древнерусского города не могут объясняться сугубо экономическими причинами. В частности В. П. Даркевич считает, что “объяснение появления раннесредневековых городов на Руси в итоге общественного разделения труда — пример явной модернизации в понимании экономики того времени, когда господствовало натуральное хозяйство. Продукты труда производятся здесь для удовлетворения потребностей самих производителей. Товарное производство находится в зачаточном состоянии. Внутренние местные рынки в эпоху становления городов на Руси еще не получили развития. Господствует дальняя международная торговля. Затрагивавшая лишь верхи общества”.

Подвергается сомнению и жесткое противопоставление города и села в Древней Руси. При этом подчеркивается роль агрикультуры в городе, жители которого (как, впрочем, и западноевропейские горожане) “вели полукрестьянское существование и занимались разнообразными промыслами, как свидетельствуют археологические материалы: охотой, рыболовством, бортничеством”.

Горожанам не чужды были занятия земледелием и скотоводством (об этом говорят многочисленные находки на территории древнерусских городов сельскохозяйственных орудий труда: лемехов плугов, мотыг, кос, серпов, ручных жерновов, ножниц для стрижки овец, огромного количества костей домашних животных). Кроме того, сельское население занималось производством большинства “ремесленных” продуктов для удовлетворения собственных нужд: ткало ткани и шило одежду, производило гончарные изделия и т.п. Пожалуй, единственным исключением были металлические орудия и украшения, изготовление которых требовало специальной подготовки и сложного оборудования. Добавим к этому, что по свидетельствам археологов, крупные городские поселения подчас возникали раньше окружавших их сельских поселков. К тому же, подобно городам Западной Европы, население городских поселений Древней Руси постоянно пополнялось сельскими жителями. Все это заставляет согласиться с мнением В. П. Даркевича о высокой степени аграризации древнерусских городов и отсутствии жестких различий между городскими и сельскими поселениями. Он пишет: “Как на Западе, так и на Востоке Европы город представлял собой сложную модель, своего рода микрокосм с концентрическими кругами вокруг основного ядра. Первый круг — садовые и огородные культуры (огороды вплотную примыкают к городскому пространству и проникают в свободные его промежутки), а также молочное хозяйство; во втором и третьих кругах — зерновые культуры и пастбища. При раскопках на территории городских дворов-усадеб находят огромное количество костей домашних животных. Места для содержания скота обнаружены как в пределах укреплений, так и вне их”.

Основным отличительным внешним признаком городского поселения, видимо, было лишь наличие укрепления, крепостного сооружения, вокруг которого концентрировалась собственно “городская жизнь”. При этом в сознании жителей Древней Руси город отличался от пригорода, также окруженного “городскими” укреплениями. В городах — “пригородах” отсутствовал очень важный, хотя и почти не заметный для нас элемент настоящего города — вече.

Центрами развития ремесла становились города. Они возникали из крепостей-замков и из торгово-ремесленных поселков. Город был связан с ближайшей сельской округой, продуктами которой он жил и население которого обслуживал ремесленными изделиями. В городах имелись рынки, на которых продавались продукты питания и ремесленные изделия, туда привозили товары иноземные купцы.

Таблица: Как пишутся века римскими цифрами? с 1 по 21 в.

Как правильно написать века римскими цифрами, периода с 1 по 21 век ?

Век (арабскими цифрами)

Век (римскими цифрами)

21 век

20 …

2 …

1 век

Примечание:

  • 4 век (до 19 столетия) раньше обозначали, вот так — IIII
  • 8 век, сейчас в цивилизованном мире принято писать как VIII, но в ранние периоды в некоторых старых рукописях, можно встретить такое обозначение IIX.
  • Например число 9 должно быть таким IX (но иногда записывали такими римскими цифрами VIIII)

Как распечатать таблицу? Левой кнопкой на мишке выделите полностью всё таблицу, на выделенном фоне нажмите правую кнопку мишки и в появившемся меню перейдете в пункт «Печать».

————————————————-

1 век или столетие = 100 лет;

  • XXI век — Временной отрезок, который согласно официально принятому у нас Григорианскому календарю начинается 1 января 2001 года и закончится 31 декабря 2100 года;
  • XX век — Последний век второго тысячелетия, начался 1 января 1901 и завершился практически совсем не давно, а именно 31 декабря 2000;
  • XIX век — длился с 1801 по 1900 г.
  • XVIII век — с 1701 по 1800 г.
  • XVII век — с 1601 по 1700 г.
  • XVI век — с 1501 по 1600 г. (*** Стоит упомянуть, в 1582 году состоялся переход с юлианского календаря (старого стиля) на григорианский (новый стиль), формально разница между ними в пару дней, что для исчисления целых столетий весьма ничтожно, конечно если вы не питаетесь рассчитать сколько же дней, минут или секунд в разных столетиях, а посему данным фактором формально пока можно пренебречь. )
  • XV век — с 1401 по 1500 г.
  • XIV век — с 1301 по 1400 г.
  • XIII век — с 1201 по 1300 г.
  • XII век — с 1101 по 1200 г.
  • XI век — с 1001 по 1100 г.
  • X век — с 901 по 1000 г.
  • IX век — с 801 по 900 г.
  • VIII век — с 701 по 800 г.
  • VII век — с 601 по 700 г.
  • VI век — с 501 по 600 г.
  • V век — с 401 по 500 г.
  • IV век — с 301 по 400 г.
  • III век — с 201 по 300 год
  • II век — длился с 101 по 200 год.
  • I век нашей эры, согласно юлианскому календарю начался 1 января 1 года и закончился 31 декабря 100 года.

8. Снятие седьмой печати и чо за ужас будет дальше.

Четыре всадника прискакали, кошмар Апокалипсиса начался, но еще оставалась несломанной 7-я печать. Что произойдет, когда ее снимут? Как это вдохновляет современные блокбастеры — фильмы-катастрофы? Смотрим произведения искусства и попробуем угадать реальный природный (или ядерный) катаклизм по описанию человека 1-го века н.э. (Тематический саундтрек: «Коррозия металла»).

Очередные ужасы из книги «Откровение Иоанна Богослова». Читаем и смотрим для расширения кругозора как туриста и как слушателя рок-музыки.

Глава 8 (синодальный перевод)

1 И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.

Тишина, наступающая на небесах — это символ надвигающейся грозы.
Фредерик Картер. «Безмолвие в небесах». 1925 год

2 И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб.

Василий Корень. «Ангелы получают 7 труб». Илл. «Библии для бедных». 1690-е.

3 И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. 4 И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.

В правом верхнем углу — рожицы дующих ветров.
Douce Apocalypse, 13 век, Англия

5 И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение.

С этим мощным броском молитвы святых возвращаются на землю гневом, они вызывают месть на тех, кто дурно со святыми в данный момент обращался (римляне и проч.).
Гебхарт Фюгель. «Ангел повергает фимиам на землю», 1933

6 И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить.

Звук трубы может символизировать три вещи: сигнал тревоги, фанфары о прибытии царя или призыв к битве.
Микеланджело. Фреска «Страшный суд», фрагмент, 16 век

7 Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.

Бедствия, случающиеся после 1-й трубы, взяты автором из ветхозаветной книги «Исход» и вдохновлены 10 казнями египетскими, насланными из-за Моисея на фараона и египтян.
Peter Olsen. «Град, огонь и кровь», 21 век.

8 Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, 9 и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.

Когда вы говорите «делу труба!», вы и не представляете, насколько плохо, и что изначально это выражение обозначало.
Джусто де Менабуои. Падуанский баптистерий, 14 век

10 Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. 11 Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.

Трава полынь несколько раз упоминается в Ветхом Завете, она символ идолополклонства, которое окажется горьким. Бог грозил через Иеремию, что он накормит их полынью и напоит водой с желчью. Тут Иоанн, как и во многих других образах, использовал старую идиому, играл с интертекстуальностью, так сказать.
Гобелен «Анжерский апокалипсис». 14 век

Тематический саундтрек для желающих эстетов — «Звезда Полынь», Коррозия металла

12 Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была — так, как и ночи.

Страдают не все предметы целиком, а у каждого только треть, потому что это только вступление к грядущим бедствиям. Тут внизу светила разделены на сектора.
«Эскориальский Беатус», 10 век. «4-я труба»

13 И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!

Текст про горе (лат. «voe, voe, voe») исходит от уст ангела в том, что ныне комиксисты называют «пузырем».
Published by: Gerard de Jode. After: Jan Snellinck. 1565

***

Глава 8 (современный перевод)

1 И когда Он снял седьмую печать, на небесах настала тишина примерно на полчаса.

В классической иконографии этот стих не принято было иллюстрировать, поэтому мне удалось найти, видите, только свежие иллюстрации.
Peter Olsen. «Тишина». 21 век.

2 Я увидел семь ангелов, стоявших перед Богом. Им было дано семь труб.

Welles Apocalypse, 14 век

3 Пришел другой ангел и стал с золотой кадильницей у жертвенника; ему дали много фимиама, чтобы вместе с молитвами всего народа Божьего принести его на золотой жертвенник перед престолом. 4 И из руки ангела поднялся перед Богом благоуханный дым вместе с молитвами народа Божьего.

Лютеровская библия, 1534

5 Ангел взял кадильницу и положил в нее огня с жертвенника и бросил на землю, и были там громы, клики, молнии и землетрясение.

Martin Young. Bible Cartoons. Ангел бросает кадильницу на Землю. На самой первой картинке в посте, со спутниками, эта же тема.

6 А семь ангелов, державших семь труб, приготовились трубить.

Болонская школа, ок. 1360. Abbazia di Pomposa

7 Затрубил первый — и посыпался град и огонь, смешанный с кровью, и пал на землю. И сгорела треть земли, и треть деревьев сгорела, и вся зеленая трава сгорела.

Прерафаэлиты обожали эту рукопись и внимательно ее изучали.
Douce Apocalypse, 13 век, Англия

8 Второй ангел затрубил — и словно огромная гора огня упала в море. И треть моря превратилась в кровь,
9 и умерла треть всего живого в море, и погибла треть кораблей.

Возможно, речь идет об извержении вулкана — Средиземноморье же.
Rodney Matthews. 2-я труба. 20 век

10 Третий ангел затрубил — упала с неба огромная звезда, горящая, как светильник. Она упала на треть всех рек и водных источников. 11 Звезда эта называется Полынь, и треть всех вод стала как полынь, и множество людей умерло от воды, потому что она стала горькой.

Douce Apocalypse, 13 век, Англия

Тематический саундтрек Ordo Rosarius Equilibrio — The Name of the Star Is Called: Wormwood (интересная неофолковская группа, рекомендую).

12 Четвертый ангел затрубил — и была поражена треть солнца, треть луны и треть звезд. Они на треть затмились, и треть дня была без света, как и треть ночи.

Дирк Веллерт. 4-я труба.16 век

13 Я увидел и услышал, как паривший в поднебесье орел восклицал громким голосом:— Горе, горе, горе жителям земли от звука остальных труб, в которые вскоре протрубят три ангела!

В синодальном переводе это кричит «ангел», а в европейских — «орел». Существовали разные рукописи «Апокалипсиса», и в православии стал каноничным вариант именно с ангелом. В искусстве, наоборот, обычно «горе» кричит именно орел.
Беатус Сен-Север. 11 век

***

Просто картинки

Peter Olsen. «Первые четыре трубы».
Тут наглядно, можно попробовать позапоминать: 1) кровь, 2) гора, 3) звезда Полынь, 4) затмения

Альберт Годвин. «Апокалипсис», 1903 год. Очень крутая картина для художника, который еще даже не пережил Первую Мировую войну с ее ужасами. Не знаю, к какой главе книги относится, но пусть тут лежит.

1-я труба (огненный дождь)

Манускрипт 13 века

«Беатус Сен-Север»

Professor John Steczynski, Boston College. Apocalypse: Meditations on the Visions of John 1996-1997

2-я труба (гора падает в море)

Беатус, 10 век. Какие-то арабские элементы, мне кажется, в дизайне

Paul Mersmann. 2010 год

3-я труба, звезда «Полынь»

Дирк Веллерт.16 век

Малые признаки Судного Дня у МУСУЛЬМАН

ПЕРВЫЙ ПРИЗНАК: НАЧАЛО ПОСЛЕДНЕЙ ПРОРОЧЕСКОЙ МИССИИ
Пророк Мухаммад часто обращал внимание своих сподвижников на то, что его пришествие было свидетельством приближения Конца света. Он также называл себя Пророком Судного часа.
ВТОРОЙ ПРИЗНАК: РАСПРОСТРАНЕНИЕ МУСУЛЬМАН ПО ВСЕМУ МИРУ
Напомним, что Пророк Мухаммад скончался в 10 году по мусульманскому календарю. В это время исламскими считались земли от Мекки до Медины, а также земли соседних арабских племен в Йемене и на востоке Аравийского полуострова. Несмотря на это, Пророк Мухаммад предсказал, что мусульмане в скором времени победят Персидскую и Римскую империи – два самых сильных государства той эпохи. Абу Хурайра рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Персидский хосрой умер, и после него больше не будет хосроев. А когда умрет цезарь, то после него больше не будет цезарей. Клянусь Тем, в чьих руках находится моя душа! Вы будете расходовать их сокровищницы на пути Аллаха».
Это предсказание сбылось через десять лет после смерти Пророка, когда мусульмане разгромили Персидскую империю, а позднее под натиском мусульманских войск пала и некогда величественная Византийская империя.
ТРЕТИЙ ПРИЗНАК: ПОКОРЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА
Мусульманская армия окончательно захватила Кудс (Иерусалим) во время правления второго праведного халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба в 16 году по мусульманскому календарю.
ЧЕТВЕРТЫЙ ПРИЗНАК: ЭПИДЕМИЯ ЧУМЫ В ПАЛЕСТИНЕ
Это событие, которое было предсказано Пророком Мухаммадом, произошло в 18 году во время правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба. Болезнь распространилась по всей стране, количество погибших от нее – десятки тысяч.
ПЯТЫЙ ПРИЗНАК: СРАЖЕНИЕ С ТЮРКСКИМИ НАРОДАМИ
При жизни Пророка Мухаммада о тюркских народах было известно очень мало, большинство сподвижников знало о них лишь то, что эти люди жили далеко на востоке, но как они выглядят, было неизвестно. Поэтому Пророк Мухаммад сказал: «Оставьте тюрков, пока они оставляют вас. Судный час не наступит до тех пор, пока мусульмане не сразятся с тюрками, у них узкие глаза, красные лица, широкие носы и лица, подобные окольцованным кожей щитам. Они носят шерсть и обуваются в шерсть» (приводит Муслим).
Когда халифом был Му’авийа, он запретил своей армии продвигаться на восток, сказав: «Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: “Тюрки непременно одержат верх над арабами в степях, где растет полынь” (передал Абу Йа’ла).
В седьмом веке мусульманского летоисчисления на исламские страны напали татаро-монголы под предводительством Чингиз-хана. В656 г.х. они разрушили Багдад, уничтожили огромную библиотеку и убили халифа аль-Муста’сыма. В течение еще нескольких десятков лет они продолжали грабить мусульманские земли, сожгли и разрушили до основания Дамаск. Одним словом, тюркские завоеватели причинили мусульманам огромный урон, но позднее они обратились в Ислам и создали много великих государств.
ШЕСТОЙ ПРИЗНАК: ПОТЕРЯ ДОВЕРИЯ
Посланник Аллаха сказал: «Когда будет утеряно доверие, ожидай наступления Судного часа».
Сподвижник по имени Хузайфа рассказал: «Было время, когда для меня не было разницы, с кем вести торговлю. Если это был мусульманин, то его религия удерживала его от мошенничества. Если же это был христианин, то его удерживал от мошенничества правитель. Но сегодня я веду торговлю только с тем и с тем (и назвал имена конкретных людей)».
СЕДЬМОЙ ПРИЗНАК: РАЗВРАТА СТАНЕТ БОЛЬШЕ
Посланник Аллаха сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани находится моя душа! Эта община не исчезнет до тех пор, пока мужчина не станет укладывать женщину на землю прямо на дороге. А самые лучшие из людей того времени скажут: «Ты укройся хотя бы за той стеной!»»
ВОСЬМОЙ ПРИЗНАК: СОСТЯЗАНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ВЫСОКИХ ДОМОВ
Посланник Аллаха сказал: «Судный час не наступит до тех пор, … пока люди не станут состязаться в строительстве высоких домов».
Обратим внимание, как в наше время арабы соревнуются, чье здание будет самым высоким. До недавнего времени таким считалось здание в Дубае, но уже несколько государств подали заявки на строительство еще более высоких домов.
ДЕВЯТЫЙ ПРИЗНАК: УЧАЩЕНИЕ УБИЙСТВ
Пророк сказал: «Перед наступлением Судного дня наступят войны». Его спросили: «Что за войны?» Он сказал: «Много убийств». Люди спросили: «Неужели они будут убивать больше, чем это делаем мы?» Пророк сказал: «Это не будут сражения с многобожниками. Вы будете убивать друг друга». Люди спросили: «И мы будем в здравом рассудке?» Он ответил: «Большая часть людей того времени будет лишена рассудка, и останется он только у некоторых. Очень многие будут считать, что они правы, хотя в действительности они будут далеки от истины».
Как поясняют современные ученые, этот хадис очень точно подходит к нынешним гражданским войнам в мусульманских странах.
ДЕСЯТЫЙ ПРИЗНАК: УСКОРЕНИЕ ВРЕМЕНИ
Посланник Аллаха сказал: «Судный час не наступит до тех пор, пока не ускорится время. Год будет подобен месяцу, месяц будет подобен неделе, неделя будет подобна дню, день будет подобен часу, а час будет подобен времени тления уголька».
Существует несколько толкований этого высказывания. Аль-Хаттаби и другие писали, что время постепенно теряет благословение, в результате чего люди не могут делать за одни сутки того, что делали за этот же срок прежние поколения людей.
Сейид Сабик и Хамуд ат-Тувейджри считают, что в словах Посланника Аллаха содержится указание на появление средств связи и скоростных транспортных средств, благодаря чему люди смогут передавать информацию на расстояние и преодолевать огромные расстояния за незначительный срок.
Все упомянутые выше толкования касаются переносного смысла слов Пророка Мухаммада, однако перед наступлением Конца света его пророчество исполнится в буквальном смысле, потому что время действительно ускорится.
ОДИННАДЦАТЫЙ ПРИЗНАК: СБЛИЖЕНИЕ РЫНКОВ
Посланник Аллаха сказал: «Судный час не наступит до тех пор, пока не появится смута, пока не распространится ложь и пока не сблизятся рынки».
Это предсказание Пророка Мухаммада также имеет несколько толкований.
Во-первых, сегодня рынки сблизились благодаря тому, что люди на разных континентах быстро узнают о повышении или понижении цен на товары.
Во-вторых, купцы и бизнесмены быстро доставляют свои товары с одного рынка на другой даже несмотря на значительные расстояния.
В-третьих, различия в ценах на товары не велики даже в разных частях света, тогда как в прошлом этого не могли позволить себе даже крупные торговцы.
ДВЕНАДЦАТЫЙ ПРИЗНАК: РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЯЗЫЧЕСТВА СРЕДИ БЫВШИХ МУСУЛЬМАН
Посланник Аллаха сказал: «Судный час не наступит до тех пор, пока племена моих последователей не присоединятся к язычникам и пока они не станут поклоняться истуканам».
В наши дни проявления язычества и многобожия очень часто встречаются в деяниях невежественных мусульман. В центральной Африке, Индии и некоторых других странах есть люди, которые называют себя последователями Пророка Мухаммада, но поклоняются могилам и усопшим праведникам. Они взывают к ним о помощи, считают их посредниками между собой и всемогущим Аллахом, совершают жертвоприношения на их могилах, обходят вокруг них со смирением и покорностью, превращают их могилы в усыпанные цветами мавзолеи и тем самым подрывают основы мусульманской веры.
ТРИНАДЦАТЫЙ ПРИЗНАК: УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ЖЕНЩИН И УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ МУЖЧИН
Анас ибн Малик сказал: «Я расскажу вам хадис, который вам не расскажет никто, кроме меня. Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: “Признаками Судного часа будут исчезновение религиозных знаний, распространение невежества, распространение прелюбодеяния, увеличение численности женщин и уменьшение численности мужчин. Дело дойдет до того, что у пятидесяти женщин будет лишь один господин»».
Причиной численного превосходства женщин могут быть многочисленные войны, уменьшение рождаемости мальчиков и т.д.
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ПРИЗНАК: ПРЕОБРАЖЕНИЕ АРАВИЙСКОЙ ПУСТЫНИ В САДЫ
Посланник Аллаха сказал: «Судный час не наступит до тех пор, пока арабская земля вновь не преобразится в пастбища, по которым текут реки».
Из этих слов Пророка становится очевидно, что некогда Аравийская пустыня уже была зеленым садом, в котором текли реки. Геологи утверждают, что это действительно было так во время великого оледенения. Но из хадиса также следует, что Аравия вновь превратится в цветущий сад, и многие мусульмане в наши дни являются свидетелями начала этого чудесного преображения.
ПЯТНАДЦАТЫЙ ПРИЗНАК: РАЗРУШЕНИЕ КААБЫ
Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Святость Каабы нарушат только сами ее почитатели. Затем придут эфиопы и разрушат Каабу до основания, после чего она никогда уже не будет отстроена заново. Я словно смотрю на того, кто сломает ее: лысый, кривоногий, он будет ломать ее лопатой и киркой».
Кааба будет разрушена непосредственно перед наступлением Судного дня, когда будут происходить самые невероятные события. Но этому будут способствовать бесчинства самих мусульман, которые обязаны чтить Каабу и лучше кого бы то ни было выполнять предписания Аллаха.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *