70 апостолов имена

Икона «Собор семидесяти апостолов»

Апо́столы от семи́десяти (или от 72) — последователи Иисуса Христа, проповедавшие его учение в I веке (кроме двенадцати апостолов и апостола Павла).

В Евангелии от Луки сообщается об избрании Иисусом Христом семидесяти учеников, дополнительно к двенадцати:

После сего избрал Господь и других семьдесят , и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

— Лк. 10:1, 2

Избрание этих учеников произошло после третьей Пасхи Иисуса в Иерусалиме, то есть в последний год его земной жизни. После избрания Иисус дал семидесяти апостолам наставления, схожие с теми, что дал своим двенадцати апостолам (ср. Мф. 10 и Лк. 10:3—24).

Однако многие из этих учеников отошли от Иисуса Христа:

С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго. Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол.

— Ин. 6:66—70

Поэтому позже, в число семидесяти апостолов Христианской церковью были включены известные по именам проповедники Евангелия, жившие в I веке по Рождестве Христовом, являющиеся учениками двенадцати апостолов и апостола Павла и, как правило, пострадавшие за Христа.

Число «70» имеет символическое значение, связанное с Ветхим Заветом. Так, Книга Бытия сообщает о 70 народах, вышедших из чресл детей Ноя, а в Книге Чисел Моисей «собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии» (Чис. 11:24). Даже для перевода Ветхого Завета с еврейского на древнегреческий язык (Септуагинта) собрали 70 (72) почтенных «толковников».

Энциклопедичный YouTube

Автор Инна Пастухова 17.01.2012 14:20

17 января Православная Церковь празднует Собор 70-ти апостолов, избранных Христом для благовествования Евангелия по всей земле. Они не входили в самый ближний круг, состоящий из 12 апостолов, но невозможно переоценить значение их подвигов, исповедничества и мученичества. Кем же были эти избранники? Почему выбрали именно их и именно семьдесят?

«После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лк.10:1) — описывает евангелист Лука избрание Господом семидесяти апостолов, в числе которых был и он сам. Это событие произошло в последний год земной жизни Иисуса Христа. «Жатвы много, а делателей мало» — так объяснил Сам Господь причину избрания апостолов.

Почему именно семьдесят? По мнению толкователей Священного Писания, 12 апостолов соответствуют числу патриархов — родоначальников колен Израилевых, а 70 апостолов — количеству древних старейшин еврейского народа, избранных пророком Моисеем (Числ.11:24). Таким образом, апостолы стали во главе нового Израиля — Церкви Христовой.

Кто же они были такие?

Первым из апостолов был Иаков, брат Господень, сын Иосифа Обручника от первого брака. В молодости он сопутствовал Пресвятой Богородице с Младенцем и праведному Иосифу в бегстве в Египет. Иакова и самого называли Праведным за его мудрость, справедливость и подвижническую жизнь. После Воскресения Христова Иакову был поставлен главой Иерусалимской Церкви. Быть учеником отвергнутого Христа среди гордых израильтян — нелегкое дело, но этого праведника уважали не только христиане, но даже иудеи. В народе его называли «Обли» или «Офли», что значит: «ограда, утверждение людям» — ведь он днем и ночью молился в храме за всех людей. Многие обращались в христианство только по доверию к словам праведного Иакова. Иакову доверяли и сами 12 апостолов, предоставив ему решающее слово на Иерусалимском соборе.

Читайте также: Повинны ли евреи в распятии Христа?

Среди апостолов от 70-ти были и евангелисты Марк и Лука. Марк, племянник апостола Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери примыкал к Гефсиманскому саду, и в ночь Крестных страданий он последовал за Христом, был схвачен воинами и убежал, оставив у них в руках свой плащ. После воскресения Господа Марк был спутником в миссионерских путешествиях апостолам Петру и Павлу, проповедовал в Палестине, на Кипре, в Риме. Особенно же апостол потрудился в Африке: основал Церковь в Египте, был первым епископом в Александрии, где положил начало христианскому училищу.

Апостол Лука, уроженец Сирии, был врачом из образованной греческой среды. Когда он услышал о Христе, то отправился в Палестину и стал учеником Христовым. После Воскресения Господь явился Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус. Клеопа, младший брат Иосифа Обручника, и его сын Симеон также стали апостолами от 70-ти. Лука же сопровождал апостола Павла, оставаясь с ним в самых трудных обстоятельствах. Лука — автор одного из четырех Евангелий и книги Деяний Апостольских. В Евангелии от Луки содержатся такие эпизоды из жизни Пресвятой Богородицы, которые рассказать ему могла лишь Она сама. Также Предание приписывает ему написание первых икон Богородицы, в том числе почитаемой в России Владимирской иконы Божией Матери.

Апостол Варнава был сыном богатых евреев с Кипра, в юности обучался в Иерусалиме вместе с будущим апостолом Павлом, с которым позже разделил и миссионерские труды. Приняв христианство, Варнава, по преданию, продал принадлежащее ему богатое село под Иерусалимом, а вырученные деньги отдал в христианскую общину. Варнава много проповедовал на свое родине — Кипре, а также основал Церковь в Медиолане (Милане).

Апостолами от 70-ти был также Иосиф, называемый Варсавой или Иустом, предложенный вместе с Матфием на место Иуды Искариота. По жребию место покончившего с собой несчастного ученика занял Матфий, а Иосиф-Варсава остался в число 70-ти. В их число входили Фадей из Эдессы, обративший в христианство царя Авгаря и передавший ему нерукотворный образ Спасителя; Анания из Дамаска, крестивший апостола Павла; первомученик и архидиакон Стефан и другие пять из семи диаконов, избранные для помощи вдовам, сиротам и бедным: Филипп, обративший эфиопского евнуха на пути в Газу, Прохор, записавший со слов Иоанна Богослова Апокалипсис, Никанор, Тимон, Пармен. Последний диакон, Николай, предал Церковь и стал основателем учения николаитов, названного в Апокалипсисе «глубинами сатанинскими».

Мелания Римляныня: от замужества к святости

Церковное Предание говорит, что в числе 70-ти апостолов были и новообращенные христиане из разных городов Римской Империи, бывшие иудеи и язычники. Как же так, разве не все семьдесят апостолов были призваны Господом во время его земного служения? Оказывается, нет. Еще до страданий Христовых «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин.6:66), после Распятия их стало еще меньше. По Вознесению число 70-ти постепенно восполнялось из тех, которые были обращены проповедью двенадцати и апостола Павла и стали их соратникамиструдах.

Имена всех апостолов встречаются в Деяниях и Посланиях Апостольских, но к Тимофею, Титу и Филимону обращены отдельные послания. Тимофей родился в Малой Азии, был сыном грека-язычника и иудейки. Он уверовал во Христа, будучи совсем молодым. Тимофей вел настолько высокую христианскую жизнь, что апостол Павел полюбил его, как сына, и, несмотря на возраст, рукоположил в епископа Ефесской Церкви. Это было место для трудного подвига — в Ефесе язычество существовало в самых агрессивных и развратных формах. Зато и христиане этого города были такими, что в Новом Завете все они называются «святыми».

Апостол Тит был греком с острова Крит. Его дядя, правитель острова, послал Тита в Иудею «проверить слухи Христе — Боге, явившемся во плоти, живущем в Иерусалиме и творящем чудеса». Там Тит стал учеником Христовым, а после — апостолом.

Филимон и его супруга Апфия, обращенные из язычников, стали благочестивыми христианами, устроили из своего дома церковь, а также принимали в нем странников и больных. Их сын Архипп, епископ города Колоссы, и их бывший беглый раб Онисифор, о котором идет речь в Послании к Филимону, также вошли в число апостолов от 70-ти.

Читайте также: Апостол Матфей: от мытаря до евангелиста

Святой Андроник и равноапостольная Юния были родственниками апостола Павла. Они раньше Павла уверовали в Христа, распространяя Его учение сначала на территории современной Хорватии, а затем и по всей Европе. Родственниками апостола Павла и его верными спутниками были также ап. остолы Родион, Иасон, Сосипатр.

Апостол Акила до обращения в христианство жил вместе с женой Прискиллой в Италии. Когда император Клавдий приказал евреям выселиться из Рима, Акила с супругой ушел в Коринф. Через некоторое время в этот город пришел ап. Павел. Коринф был местом, мало подходящим для проповеди. Когда грека того времени обвиняли в чем-нибудь неприличном, он говорил: «ну что вы, я же не из Коринфа». Однако святой Павел проповедовал в Коринфе полтора года, и обратил Акилу и Прискилу, некоторых иудеев и даже начальников синагоги Криспа, уверовавшего со всей семьей, и Сосфена, избитого за это своими же соплеменниками. Они также были причислены к апостолам от 70-ти. Их число пополнил и Аполлос, блестяще образованный иудей родом из Александрии. Еще до своего крещения он начал проповедовать в синагогах о Христе. Акила и Прискила, встретив его в Ефесе, наставили его в христианской вере и крестили. Аполлос отправился в Коринф, а Акила с супругой последовали в Рим, а затем в другие города Европы.

Илья Муромец — святой богатырь

Апостол Климент был сыном богатых и знатных римских граждан. Впрочем, юноша рос один — его родители и братья пропали без вести после кораблекрушения. Услышав весть о Христе, он отправился на восток, чтобы узнать подробнее об этом учении. Во время путешествия он встретил апостола Петра и стал его учеником, а затем нашел братьев, мать и отца. Апостол Климент был рукоположен святым Петром в четвертого папу Римского. Он мудро руководил христианской общиной, и обратил к вере даже членов семьи императора. За это Климент был сослан в каменоломни Херсонеса. Условия работы были очень тяжелыми, но он находил силы утешать таких же ссыльных христиан и обращать ко Христу сотни язычников.

В числе апостолов от 70-ти — другие ревностные христиане, ставшие епископами и проповедниками в городах на территории современных Греции, Болгарии, Италии, Турции: апостол Сила, спутник апостола Павла с самого начала его миссионерской деятельности; Силуан, Крискент, Епенет, Андроник; Агав, обладавший даром пророчества; Асинкрит, Руф, Флегонт, Ерм и Епафрас; Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий и Аристовул, ученики апостола Андрея; апостол Олимп, спутник апостола Петра; Ераст, Куарт, Тертий, ученики и спутники апостола Павла; Патров, епископ Неаполя; Ермий, автор раннехристианской книги «Пастырь»; Лин, второй Римский папа после св. Петра; Гаий, Филолог, Лукий, Сосипатр, Олимп, Тертий, Ераст, Куарт; Евод, преемник апостола Петра на Антиохийской кафедре; Тихик, Епафродит, Карп; Кодрат, епископ Афин; Марк, Зина, Аристарх; Пуд, член Римского Сената, сделавший из своего дома церковь, где, по преданию, священнодействовал ап. Петр; Трофим, Артема, Фортунат, Ахаик, Симеон Нигер; наконец, Дионисий Ареопагит, образованный эллин, член Афинского верховного суда, обращенный апостолом Павлом и ставший первым епископом Афин, приезжавший в Иерусалим специально, чтобы увидеть Пресвятую Богородицу, и оставивший воспоминания о Ней, а затем проповедовавший на территории современной Испании, Франции, Германии.

Читайте также: Андрей Первозванный — апостол для Руси

«По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» — так словами псалма Давидова говорит Церковь о служении апостолов. И, действительно, апостолы обошли с проповедью Европу, Азию и Африку — весь тот цивилизованный мир, который греки называли ойкуменой, или обитаемой Вселенной.

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *