А рублев

Андрей Рублев (около 1360-1370 — около 1430 гг.) — русский живописец, создатель московской школы иконописи, наиболее известный и почитаемый ее мастер, а также всей книжной и монументальной живописи XV века.

Творчество Рублева сложилось на почве художественных традиций Московской Руси. Он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом.

Иконописец продолжил лучшие традиции современного русского и византийского искусства. Сильное воздействие на него, несомненно, оказало творчество Феофана Грека. Он наследует не только высокое техническое мастерство — для него, так же как для Феофана, иконопись — это «умное делание». И Феофан, и Рублев стремятся выразить в искусстве «мудрость жизни».

Однако в творчестве московского художника живописная концепция ХIV века подверглась коренной переработке. Феофановское «индивидуалистическое» начало — свободный, широкий мазок, эскизность исполнения — несвойственно живописи Рублева.

На формирование мировоззрения иконописца большое влияние оказала атмосфера национального подъема второй половины XIV — начала XV века, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии он воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека.

Биографические сведения о Рублеве крайне скудны: жил в Москве, воспитывался в светской среде. До 1390-х годов он учился и работал в дружине московских художников. В зрелом возрасте (до 1405 года) принял монашеский постриг с именем Андрей в Троицкой Лавре, а впоследствии перешел в московский Спасо-Андроников монастырь. В 1405 году он совместно с художниками Феофаном Греком и Прохором с Городца расписывал Благовещенский собор Московского Кремля; в 1408 — вместе с художником Даниилом Черным написал фрески и иконы в Успенском соборе во Владимире.

Из фресок иконописца в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Андрея во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

Около 1408 года Рублев написал иконы, получившие впоследствии название «Звенигородский чин». Между 1422 и 1427 годом — совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Тогда художник и написал икону «Троица».

Сохранились и другие иконы — они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева. В ряде произведений ему удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»). Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции.

За 1427-1430 года Андрей создал росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря. А 29 января 1430 года он скончался во время морового поветрия и был погребен возле колокольни в Спасо-Андроникове монастыре.

Творчество Рублева является одной из вершин русской и мировой культуры. О нем не забывают все последующее время:

1551 год — постановление русского церковного собора («Стоглав») об объявлении иконы Андрея образцом для художников;

1647 год — первое печатное упоминание имени Рублева;

конец XVII века — глава в рукописном «Сказании о святых иконописцах», посвященная этому художнику;

1947 год — в Спасо-Андроникове монастыре открыт Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени А. Рублева. Перед главным входом в него находится памятник преподобному Андрею;

1960 год — всемирное празднование 600-летнего юбилея иконописца по решению ЮНЕСКО;

1988 год — канонизация Собором Русской Православной Церкви преподобного Андрея Рублева «на основании святости жизни и подвига иконописания» и установление ежегодного церковного праздника ему 17 июля по новому стилю;

также в честь Рублева назван кратер на Меркурии.

Наивысшее творческое достижение Рублева — икона «Троица». Ныне ее знают все — даже те, кто имеет самое приблизительное представление о русском искусстве. Ею гордится Третьяковская галерея как одной из своих драгоценностей. Художник создал эту икону для собора Троице-Сергиева монастыря в начале XV века, незадолго до смерти, а расчищена она была только в 1904 году.

Историческая канва Рублевского шедевра — библейская легенда о явлении бога Аврааму и его жене Саре под видом трех мужей; об угощении, приготовленном для них пожилыми супругами под сенью дуба и состоявшем из заколотого тельца, лепешек, молока и сливок; о предсказанном Аврааму рождении сына.

В иконе поражает необыкновенная простота, «немногословность», с какой воспроизведено библейское событие. Из ветхозаветного рассказа художник выбрал лишь те детали, которые дают представление, где и как происходило действие: гора (символ пустыни), палаты Авраама и Мамврийский дуб. Подобной смелости в отношении к священному тексту напрасно искать в более ранних иконах. Древнерусская живопись, прежде без рассуждений следовавшая за священным текстом, ставившая своей задачей дать зримый образ всего, о чем повествуют Библия и Евангелие, в лице Рублева пренебрегла буквой Священного писания и попыталась раскрыть его философский смысл. Из искусства иллюстрирующего иконопись превратилась в искусство познающее.

В основе философского замысла «Троицы» — мысль о могущественной всепобеждающей силе любви как сокровеннейшей человеческой сущности, раскрытие которой служит реальным залогом осуществления единства человечества. Художественное совершенство, с которым эта общечеловеческая идея выражена Рублевым в символических образах средневековой живописи, ставит икону «Троица» в ряд бессмертных творений мирового искусства.

Отойдя от канонов, он поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным «голубцом» и зеленью.

Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект.

«Троица» рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти.

Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи «Троицы» — самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни.

Художник воплотил в «Троице» свой идеал, представление о человеке тонкой одухотворенности и нравственной просветленности. В линейном и цветовом ритме иконы, в певучих линиях, плавных согласованных жестах, мягких наклонах голов ангелов, в созвучиях чистых сияющих красок рождается ощущение единодушия, взаимной любви и возвышенной душевной чистоты.

грек рублев живописец иконопись

5 / 5 ( 3 голоса )

Молитва преподобному Андрею Рублеву

«О предивный иконописче преподобне отче Андрее! Услыши моления нас, грешных, с верою, надеждою и любовию взывающих тебе, и буди предстателем нашим пред Святою Троицею. Творивый благодатно в храмех Божиих, помози и нам созидати храмы во славу Божию. Постигнув тайны красоты истинныя, озари нас познанием красоты богослужения нетленныя. Исцеляяй души взиранием на иконы твоя, даруй нам и мощей твоих цельбу. Послуживый единению верных, исходатай и нам единым сердцем и едины устны восхвалити утишающаго розни мира сего в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.»

Молитва Андрею Рублеву перед иконописанием

«О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Андрее! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

Молитва иная ко преподобному Андрею иконописцу

«О преподобне отче Андрее, зело облагодатствованный пресветлым даром видения первообразов красоты Божественных! О дивный плоде Церкве Российския, отрасле благая Сергием великим насажденного древа! В грозное бо время постави тя Господь свидетеля своего и земли нашея молитвенника велика тя содела. Кто исповесть безчисленныя труды и подвиги твоя, разум земный превосходящия и единому токмо ведомых Господу, имиже благодать писания чудотворящих икон стяжал еси! Ты благоуханием святых твоих икон весь мир исполнил еси, наипаче образом Пресвятыя Троицы, да воззрением нань побеждается всякий грех и ненавистная рознь мира сего. О преподобне и пречудне отче, призри с высоты, идеже в Божественнем свете пребываеши, и услыши молитвы нас, грешных, и, яко имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице, со преподобным Сергием и всеми святыми моли Владыку всех, о еже Церковь его укрепити, разобщенных соединити, расточенных собрати и в разумение истины всем приити, отвратити от нас праведный гнев Свой и исполнити даров Духа Святаго, любве, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания, земное же странствие прейти нам, грешным, безбедно, в будущем же веце сподобится с тобою и всеми святыми прославляти Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.»

Смотрите так же: акафист, тропарь, кондак, величание.

Знаем ли мы житие преподобного Андрея Рублева?

О житии преподобного Андрея Рублева летописи говорят очень скупо. Мы знаем только то, что он был иноком, знаем, что он расписал несколько соборов, причем часто не один, а вместе с другими известными иконописцами: Феофаном Греком, Прохором и Даниилом. Знаем, что в дни, когда он не занимался иконами (в праздники), преподобный Андрей предавался духовному созерцанию. Знаем, что жил и умер в Спасо-Андрониковом монастыре.

Данных очень мало, и они часто противоречивы, что дает обильную почву для бесконечных споров историков и искусствоведов. Точно так же обстоит дело и с иконами, которые связывают с Андреем Рублевым. Но важно главное: Церковь чтит память преподобного Андрея Рублева именно как святого иконописца. И чтит иконы, связанные с его именем. Эти иконы говорят лучше всяких слов.

Загадка иконописца Андрея Рублева

Справка: Андрей Рублев — один из самых загадочных людей своего времени. Мы мало знаем о нем. Известно лишь, что годы его жизни совпали с трудным периодом русской истории. Но даже в условиях голода, лишений, нашествия татар, создавались великие произведения живописи, которые продолжают восхищать и наших современников. До сих пор остается загадкой точное количество его работ, об авторстве некоторых из них продолжаются споры. Его останки также были найдены при необычных обстоятельство в Спасо-Андрониковом монастыре. Там, где хоронили людей, имевших особые заслуги перед Церковью. Великий иконописец был канонизирован Церковью в лике преподобных.

Известный Режиссер Тарковский снял фильм «Андрей Рублев», где представил свое видение жизненного пути художника и иконописца. В фильме события русской истории проходят перед глазами Андрея Рублева и через призму его восприятия.

Документальных свидетельств об Андрее Рублеве осталось крайне мало. Предполагают, что он родился в семье ремесленников. Его творчество соответствовало традициям Московского княжества. Он расписал Благовещенский храм в Московском Кремле. Скончался Андрей Рублев во времена морового поветрия в 1482 году.

Ряд его работ сейчас приписывают кисти работников Артели Андрея Рублева или другим авторам — его современникам. Но нельзя отрицать, что творчество Андрея Рублево оказало огромное влияние на всю школу живописи того времени.

«Троица» Андрея Рублева

Одна из самых знаменитых работ Андрея Рублева икона «Троица». Ее история удивительна. В 1422 году на Руси наступил страшный голод. Икона изображает трех сидящих за столом ангелов. На столе у них стоит чаша с головой тельца. Ангелы сидят на фоне необычного пейзажа. Это — дом, дерево и гора. Дом — это палаты Авраама, дерево — Мамврийский дуб, а гора — гора Мориа. Храмовая гора или гора Мориа возвышалась над Иерусалимом, именно там стоял Иерусалимский храм, место для которого Царь Давид приобрел у иевусея Аравны (Орны). Мамврийский дуб — то самое дерево, под которым Авраам встретил Господа. Авраам встретил трех ангелов Господних, явившихся ему под видом усталых путников. Он предложил им отдохнуть в тени дуба. Дуб стоит на своем месте до сих пор.

Русский паломник, игумен Даниил писал о нем — Дуб же тот святой рядом с дорогой; когда там идешь, по правую руку; и стоит, красив, на высокой горе. А вокруг корней его внизу Бог вымостил мрамором белым как пол церковный. Вымощено около всего дуба того хорошего; посреди этого помоста вырос дуб святой из камня этого, удивительный! Дуб этот не очень высок, раскидист очень и густ ветвями, и плодов на нем много. Ветки же его низко к земле склонились, так что муж может, на земле стоя, достать его ветки. Окружность его в самом толстом месте две сажени, а высота его ствола до ветвей — полторы сажени. Удивительно и чудесно, что столько много лет стоит дерево то на такой высокой горе и не повреждено, не искрошилось!

Сюжет «Гостеприимство Авраама» заложен в основу иконы. В ней наиболее полно раскрыто догматическое учение о Святой Троице. Единство Святой Троице и благодать Богообщения раскрыты в удивительной работе Андрея Рублева, одной из немногих точно принадлежавших его кисти. Авторство «Троицы» не вызывает сомнений.

Существуют два списка иконы.

  1. Копия Годунова, заказанная царём в 1598—1600 годах.
  2. Копия Баранова и Чирикова 1926—1928 годов для международной реставрационной выставки икон 1929 года.

Обе иконы сейчас находятся в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, где находилась и сама икона, пока ее не перенесли в Третьяковскую галерею.

Сейчас «Троица» находится в зале древнерусской живописи Третьяковской галереи. Для нее создан специальный шкаф, поддерживающий нужный уровень влажности и температуры, чтобы сохранить уникальное произведение искусства.

На праздник Троицы икону переносят в храм-музей, ранее шли разговоры о передаче «Троицы» епархии, но было принято решение отказаться от этой идеи и картина принадлежит Третьяковской галерее. Иконе нужен специальный уход и температурный режим. Люди продолжают восхищаться этим потрясающим образцом древнерусской живописи, дошедшим до наших дней.

(по клику икону можно рассмотреть в более высоком разрешении)

«Есть люди верующие, но почти ничего не делающие. Тех же, кто истинно любит Христа, отличает именно действие. Другие слушают, а эти делают. Угоден Христу тот, кто выполняет Его волю. Его последователи посылаются в мир не просто знать, верить, сделать из Его имени профессию, мечтать – но действовать» (из духовного дневника св. Царицы-Мученицы Александры за 1917 г.)
В виртуальном царстве-виртуальном государстве будто вымерли все жители, но наш музейный сайт продолжает вести скорбную летопись последних дней. В день празднества Владимирской иконы Божией Матери 21 мая (3 июня н.ст.), которое совершается Русской Православной Церковью в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г., хотелось бы поведать благочестивым читателям о чудесах, которые явила Пресвятая Богородица в XX веке чрез свою икону Владимирскую.

Владимирская икона Богоматери.
Начало XVIII в.
31,5 х 27.
ЦМиАР. КП 4630.
Гос. поступление в Музей имени Андрея Рублева.
Сохранность: утраты краски на щеке около губ Богородицы, серебро и двойник на одеждах Христа потерты, значительные утраты двойника на нимбе, остатки олифы на картушах, по лузге, местами остатки поздней живописи, утраты левкаса по внешнему ковчегу, тонировки в местах утрат красочного слоя, отверстия от гвоздей.
См. также: 23 июня / 6 июля — Владимирской иконы Божией Матери

В одной из предыдущих статей «Державы Русские заступление» уже были прослежены краткие исторические вехи почитания на Руси чудотворной Владимирской иконы, которая была палладиумом Русского государства. У этой величайшей русской святыни, постоянно находившейся почти 6 веков (!) на самом видном и почетном месте в Успенском соборе Московского Кремля, венчались на царство наши самодержцы и происходило избрание митрополитов и Патриархов: http://expertmus.livejournal.com/53393.html О Владимирской иконе много и охотно пишут в разных современных изданиях, в т.ч. церковных, но странным образом обойден молчанием ряд чудес, когда с Владимирской иконой была напрямую связана судьба всей России.



Во время Первой Мировой войны в августе 1915 г., когда под натиском немцев пала Варшава, положение Русской армии стало критическим, и Всероссийский Император Николай II принимает на себя Верховное главнокомандование. На совете министров решение Его Императорского Высочества вызвало критику, что в случае совмещения Императором обязанностей монарха и главнокомандующего возникнут неминуемые трудности. В твердой вере, что его присутствие обязательно поднимет моральный дух всей армии, Государь сказал Родзянко: «Пусть я погибну, но зато я спасу Россию». 4 сентября 1915 г. Император выехал в Ставку, где на следующий день принял на себя обязанности Верховного Главнокомандующего (см. илл.). Об этом было объявлено Высочайшим рескриптом на имя вел.кн. Николая Николаевича: «возложенное на меня свыше бремя Царского служения родине повелевает мне ныне, когда враг углубился в пределы Империи, принять на себя Верховное командование действующими войсками и разделить боевую страду моей армии и вместе с нею отстоять от покушений врага русскую землю». В дневнике Государя за 5 сентября сделана запись, что он подтверждает своё прежнее решение не заключать мира до тех пор, пока хоть один вражеский солдат остаётся на Русской земле. Тогда же Императрица написала своей сестре: «Ники сам берет на себя этот тяжкий крест, но – с помощью Господа — этот шаг вернет нам военную удачу».


Спустя 10 лет, когда бывшие союзники стали игнорировать и даже высмеивать роль России в Первой Мировой войне, Уинстон Черчилль (Churchill) напишет: «Это лишь мода того времени – представлять Царя как недальновидного, испорченного, некомпетентного тирана… Он был лишь обыкновенным честным человеком, нормальных человеческих способностей, милосердным, имеющим крепкую веру в Бога и во всем полагающимся на Него… Вот знаменитое наступление русских войск 1914 года, спасшее Париж; вот удалось справиться с агонией отступления полувооруженной армии; постепенное накапливание сил; победы Брусилова; наступление в кампании 1917 года – непобежденная, сильнее, чем прежде, армия; и что? Всё это без его участия? Несмотря на ошибки – масштабные, пугающие, тот образ правления, что он представлял, руководя страной, вкладывая живую искру своего личного участия,- именно он выиграл войну для России в то время» (Churchill Winston L.S. The world crisis. New York, 1931. P. 695-697).
В мае 1916 г. по воле Государя была привезена из Москвы на фронт чудотворная икона Божией Матери Владимирская (см. илл.).

Как нам приходилось уже отмечать в одном из сообщений, Владимирская икона была торжественно принесена в Ставку Государя в субботу перед праздником Пресвятой Троицы 28 мая 1916 г. в сопровождении протопресвитера московского Успенского собора Н.А. Любимова, протоиерея Н. Пшенишникова и протодиакона К.В. Розова: http://expertmus.livejournal.com/53393.html Одновременно Государь приказал генералу А. А. Брусилову начать 21 мая (3 июня) 1916 г. наступление на Юго-Западном фронте, которое увенчалось большим успехом. Государь и Брусилов связывали этот успех с помощью Божией Матери, всегда помогавшей России, когда с верой к Ней прибегали.


В том же 1916 г. Александр Боде напишет стихотворение «Священная война», которое всем известно как песня, впервые прозвучавшая 26 июня 1941 г., в первые дни Великой Отечественной войны :

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С германской силой тёмною,
С тевтонскою ордой.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,
Идёт война народная,
Священная война.
Пойдём ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой
За землю нашу милую,
За русский край родной.

С военной точки зрения предстоявшая в 1917 г. неминуемая победа Русской армии была очевидна. Но предательский февральский переворот с изменническим требованием большинства генералитета об отречении Государя лишил армию и государство Божией помощи. О надвигавшейся катастрофе Государю дано было знать пред ликом чудотворной Владимирской иконы Богоматери 26 февраля 1917 г., когда он находился в могилевской церкви, где почувствовал мучительную боль в середине груди. «Я едва выстоял,- писал он Императрице,- и лоб мой покрылся каплями пота. Я не помню, что это было, потому что сердцебие­ния у меня не было, но потом оно появилось и прошло сразу, когда я встал на колени пред образом Пречистой Девы».

5 марта, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Государь впервые на обедне в той же церкви не услышал молитвенных возношений о Царствовавшем Доме, хотя определение Св. Синода № 1207 с приказом о «возглашении многолетия Богохранимой Держа­ве Российской и благоверному Временному Правительству ея» было принято лишь на следующий день, 6 марта 1917 г. (РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2832. Л. 2 а. Машинопись. Подлинник; РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Д. 54. Л. 36, 40. Машинопись. Копия; Вестник Временного правительства. Пг., 1917. №5 (51). С. 1; Церковные ведомости (ЦВ). Пг., 1917. №9-15. С. 58. Новое время. Пг., 1917. № 14720. С. 4). Генерал Н. М. Тихменев описывал в своих воспоминаниях этот ужасный и позорный день следующим образом: «Как всегда, Государь поехал к обедне в штабную церковь — одну из больших городских церквей, отданную в распоряжение Штаба. Как всегда, вошел в церковь с левого бокового входа и стал на свое обычное место на левом клиросе. Как всегда, стояли в церкви стройными рядами конвойные казаки со своими офи­церами, занимая пространство между пилонами против царских врат, оставляя широкий проход посередине для молящихся. Приближа­лось, по ходу обедни, время «Великого Входа» с сопровождавшим его возгласом священника, начинавшимся в алтаре и выносимым на сере­дину амвона перед царские врата: «Благочестивейшего, Самодержав­нейшего, Великого Государя нашего». Этого возгласа мы не услыша­ли. Но услышали другой, никаким церковным каноном не установлен­ный и придуманный тут же нашим штабным священником о. Влади­миром. Государь поминался в нем, но в необычных и непривычных словах, однако поминался… «Я не мог помянуть его, как обычно, говорил потом о. Владимир,- ибо он не Самодержавнейший и даже уже не Государь. Но я и не мог не помянуть совсем Царя, стоявшего тут же в церкви, у алтаря, на том самом месте, где я привык видеть его каждую службу в течение двух лет» (Тихменев Н.М. Из воспоминаний о последних днях пребывания Императора Николая II в Ставке. М., 1990. С. 17). И это совершилось это совершилось, как вспоминал полковник А.А. Мордвинов, перед Великой Православной Святыней – чудотворной Владимирской иконой Божией Ма­тери, «с которой прибыл в Ставку настоятель Московского Успенского Собора… Помню, что по окончании службы Государь, Императрица и все мы прикладывались к чудотворным иконам» (Отречение Николая II. Воспоминания очевидцев. Документы. Л., 1927. С. 133-134).

Определение Св. синода № 1207 «Об обнародовании в православных храмах актов 2 и 3 марта 1917 г.» (6/19 марта 1917). Данное синодальное послание было опубликовано практически во всех «Епархиальных ведомостях»:
«Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви, выслушав состоявшийся 2 марта 1917 года акт об отречении Государя императора Николая II за себя и за сына от Престола Государства Российского и о сложении с себя Верховной власти, и состоявшийся 3 марта 1917 года акт об отказе великого князя Михаила Александровича от восприятия Верховной власти впредь до установления в Учредительном Собрании образа правления и новых основных законов Государства Российского, ПРИКАЗАЛИ: Означенные акты принять к сведению и исполнению и объявить во всех православных храмах, в городских — в первый по получении текста сих актов день, а в сельских — в первый воскресный или праздничный день, после Божественной литургии, с совершением молебствия Господу Богу об утешении страстей, с возглашением многолетия Богохранимой Державе Российской и Благоверному Временному Правительству ея. О чем, для исполнения по духовному ведомству, послать подлежащим учреждениям и лицам циркулярные указы. Подписали: Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский; Макарий (Парвицкий-Невский), митрополит Московский; Сергий (Страгородский), архиепископ Финляндский; Тихон (Белавин), архиепископ Литовский; Арсений (Стадницкий), архиепископ Новгородский; Михаил (Ермаков), архиепископ Гродненский; Иоаким (Левицкий), архиепископ Нижегородский; Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский; Протопресвитер придворного духовенства Александр Дернов; Протопресвитер военного и морского духовенства Георгий Шавельский. 6 марта 1917 г.
Что вспомнилось Государю, когда в последний раз в своей земной жизни он прикладывался к древней чудотворной Владимирской иконе — свидетельнице его Священного Коронования? Быть может, слова Первоиерарха митрополита Санкт-Петербургского Палладия, сказанные им после коленопреклоненной, от лица всего на­рода, «Молитвы за Царя», когда он один — Император — в короне и порфире стоял у престола: «Радуйся, Россия, радостию велиею! Божие благословение воссияло над тобой в священной славе Боговенчанного Царя твоего. Ты же, Царь Православный, Богом Вен­чанный, уповай на Господа, да утвердится в Нем сердце Твое: верою и благочестием и цари сильны, и царства непоколебимы». Протодиа­кон Попов неспешно начал: «Благоверному и Благочестивому, Само­державнейшему Великому Государю нашему, Богом Венчанному, Пре­вознесенному и Святым муром помазанному Николаю Александрови­чу, Императору и Самодержцу Всероссийскому, и Супруге Его, Благо­верной и Благочестивой, Венчанной, Превознесенной и Святым миром помазанной Государыне Императрице Александре Феодоровне» (Священное Коронование Царя-Мученика Николая Второго // Православная жизнь. № 7. Джорданвилль, 1985. С. 31-33). Трижды под древние своды Успенского собора взлетело: «Многая лета». Обрученный с отрочества России, в этот день он повенчался с нею (см. илл.). «Все, что произошло в Успенском соборе, хотя и кажется настоящим сном, но не забывается во всю жизнь!!!»,- занес Государь тогда в свой дневник.

А, может, вспомнились ему крестный ход в Костроме 14 марта (снова март!) 1613 г., когда Великое посольство от Земского Собора всея Земли достигло Ипатьевского монастыря, у врат которого ар­хиепископ Рязанский Феодорит, указывая на чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, которую он нес, и на другие чудотворные образы вопросил юного Михаила Романова: «Если веришь, верь, что их, а не нашей волею ты избран, и что они дадут тебе силы Царствовать и спасут отца твоего. Что человек и что им делается? Волею Бога сии Святые иконы совершили путь из Москвы: преклонись же перед ними и повинуйся». «Великий же государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии и с материю сво­ею, с великою государынею старицею иноко Мар­фою Ивановною, виде пришествие чесных и чюдотворных икон в пречестную обитель Ипатцкого монастыря со многонародным множеством, изыдоша против честных и животворящих крестов, и честных и чюдотворных икон на встретение за монастырь. И егда же прииде к чюдотворному образу пречистые и прененорочные Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария, тогда слез многих исполнился, гласом велиим возопив, глагола: «О милосердая Царица, пресвятая Бого­родице, Мати Христа Бога нашего! Почто толик подвиг сотворила еси, и чюдотворный образ Свой воздвиже с честными кресты и с ыными множе­ство чюдотворных образов? Тем, Пречистая, помолися о мне и помилуй.- И сия вопия, глагола со многим рыданием и плачем, паде на замлю пред чюдотворным образом пречистые Богороди­цы, и леже слезами землю мочаше на мног час» (Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова 1613 г. М., 1906).

Эту историю призвания своего предка на Царство Император Ни­колай II помнил ясно. И сейчас от Владимирской иконы было ему утешение и благословение на предстоящий Крестный путь. О чем он просил Ее тогда перед расставанием неизвестно, но … ровно через восемь месяцев (день в день!), 5 ноября 1917 г., перед чудотворной Владимирской иконой, вынесенной из полоненного безбожниками Кремля в Храм Христа Спасителя, старец Алексий, затворник Зосимовский, трижды перекрестив­шись, вынул из ковчежца записку. Священномученик митрополит Влади­мир внятно прочел: «Митрополит Московский и Коломенский Тихон». Россия обрела Патриарха (см. видео).

Прибывшим с благовестием на Троицкое подворье об избрании его в Патриархи святитель Тихон сказал: «…Утешением и ободрением служит для меня и то, что избрание мое совершается не без воли Пре­чистая Богородицы. Дважды Она, пришествием Своея честныя иконы Владимирския, в храме Христа Спасителя, присутствует при моем из­брании: в настоящий раз самый жребий взят от чудотворного Ея об­раза. И я как бы становлюсь под честным Ея омофором…» (Ответное слово митрополита Московского и Коломенского Тихона при благовестии ему Патриаршества // Сергиевский листок. № 11-61. Париж, 1932). Келейной святыней Святителя стала точная копия, снятая с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери. После кончины Патриарха Тихона она перешла к Местоблюстителю митрополиту Петру (Полянскому), а от него к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому), впоследствии Патриарху, составившему но­вый акафист в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, в котором «восхваляет попечение Богоматери о земле Русской и особенно радостно восхваляет Богоматерь, что Она Своею чудо­творною иконою благословила работу Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. и от Своея же чудотворной иконы дала жребий восстановленного Патриаршества Своему избраннику Патриарху Тихону» (ЖМП. № 12. М., 1944).
По свидетельствам современников, в конце ноября 1917 г., сразу же после избрания на патриарший престол Тихона, епископ Тобольский Гермоген (Долганов) просил его поддержки в оказании помощи Царской семье, находящейся под арестом в Тобольске. Предлагались план принятия Государем Николаем II в одном из сибирских монастырей монашеского пострига или же вариант «выкупа» царских узников у охраны, назначенной еще Временным правительством. Охрана из трех гвардейских стрелковых рот (состоящая из 330 солдат и 7 офицеров, многие из которых являлись георгиевскими кавалерами), несколько месяцев не получавшая своего жалования, не скрывала своего согласия отдать Царскую Семью любой власти, которая в полной мере погасит перед ними все долги. Деньги для выкупа епископу Гермогену были тайно доставлены от монархистов Петрограда и Москвы.
Однако патриарх Тихон от участия в освобождении Царственных Мучеников отказался, сказав, что сделать для них ничего не может, и предпочел ограничиться передачей Николаю II большой просфоры и своего благословения! Полученные же деньги он распорядился по прямому назначению не тратить, а отложить их для церковных нужд. Вследствие чего в Тобольске сложилась такая ситуация: с одной стороны, епископ Гермоген, не смея ослушаться патриарха, прятал в окрестных монастырях материальные ценности, предназначенные для выкупа Царской Семьи. С другой – большевики Сибири и Урала также не могли получить узников, поскольку опасались хорошо вооруженного отряда охраны, состоящего из трехсот человек. Вскоре, 22 апреля 1918 г. из Москвы в Тобольск прибыли полторы сотни красноармейцев, возглавляемые чрезвычайным комиссаром (особоуполномоченным) ВЦИК и Совнаркома В.В. Яковлевым, доставившим полугодовое жалование для охраны семьи Государя Николая II. В результате Царская Семья была выкуплена и увезена в столицу Урала на свою Голгофу … (Марков С.В. Покинутая царская семья. 1917-1918 гг. Вена, 1928. С. 250; Петрушин А. Сокровища епископа Гермогена // Родина. М., 2003. № 4. С. 72–74).

…В конце сентября и начале октября 1993 г. взоры всех православных верующих были вновь устремлены к чудотворной Владимирской иконе, когда Российское государство пережило один из самых трагических политических кризисов в своей новейшей истории. «Властью, данной нам от Бога, мы заявляем, что тот, кто поднимет руку на беззащитного и прольет невинную кровь, будет отлучен от Церкви и предан анафеме», — с таким грозным предостережением выступил накануне расстрела Белого дома из танков и страшного кровопролития Синод Русской Православной Церкви. По благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 2 октября 1993 г. древняя Владимирская икона была принесена в кафедральный Богоявленский Елоховский собор для всенародной молитвы об избавлении России от кровопролития. Святейший Патриарх Алексий, чью недавнюю страдальческую кончину оплакивала вся всероссийская паства, в свое время сказал, что он никогда не забудет тяжкие дни осени 1993 г. Ведь в том кровавом братоубийстве, как пел Юрий Шевчук, пошла «вера на икону»…http://www.youtube.com/user/expertmus#p/u/46/gpASGLzysmo

Паки и паки приходится задаваться вопросом, почему чудотворная Владимирская икона до сих пор находится не на своем историческом месте в Успенском соборе Московского Кремля, а в Никольском храме Третьяковки ( ГТГ. Инв. 14243), хотя и Успенский собор, и домовый храм Третьяковки (http://expertmus.livejournal.com/45730.html) принадлежат самому государству как музеи? Почему в СМИ раз за разом тиражируются безграмотные разлагольствования о чтимой святыне нашей Церкви, с которыми выступает директор Музея имени Андрея Рублева Геннадий Попов, смеющий утверждать, что «верующие отроду не видели Владимирской иконы. Она стояла в алтаре Успенского собора и выносилась только во время коронации»? Недавно Геннадий Викторович Попов и его «сообщники» устроили провокацию против Церкви на последнем заседании Общественной палаты, которое был вынужден покинуть глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, однако именно с этими самозваными «экспертами» предпочитает сотрудничать руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия» Сергей Кравец, занимающийся какой-то странной сегрегацией в общецерковном издании. Неудивительно, что на страницах этого многотомного издания нет ни слова ни о принесении древней Владимирской иконы в Ипатьевский монастырь при избрании на царство Михаила Романова, ни о чудесной победе русской армии на фронтах Первой мировой войны после принесения в Ставку этого палладиума Русского государства, ни о последней молитве Царя-Мученика пред чудотворным образом…

P.S. Обращаем внимание всех наших друзей на вопрос для обсуждения, который был предложен в комментариях к предыдущей статье: http://expertmus.livejournal.com/55210.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *