А ты улыбайся

Урок по рассказам В.Крупина «Сбрось мешок» и «А ты улыбайся»
Остановись и ты в изумлении перед красотой-
и в твоём сердце расцветёт благородство.
В.А.Сухомлинский
Всегда надо помнить, что жизнь наша может и должна быть лучше.
Л.Н.Толстой.
Ти п урока: урок изучения нового материала с использованием философских размышлений.
Цели:
Познакомить учащихся с творчеством Владимира Николаевича Крупина, его особенным взглядом на события и героев современной жизни; научить школьников видеть проблемы, поставленные автором в художественном тексте, авторскую позицию.
Приобщить к одному из философских законов бытия, что любое количество переходит в качество. Закон бумеранга. Продолжить работу по развитию связной речи учащихся, умению находить точные цитаты, подтверждающие те или иные проблемы, видеть их во всей системе литературного образования, аргументируя литературным (или жизненным) опытом.
Воспитание внимательного читателя, способного понимать художественный текст, правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих людей.
Наглядные материалы:
– фотографии В. Крупина
– карточка-информатор на каждый стол;
– толковый словарик;
– тексты рассказов В. Крупина «Сбрось мешок» и «А ты улыбайся» на каждый стол;
– ноутбук и экран.
Слово учителя:
“Лишь Слову жизнь дана”. Эти слова принадлежат известному русскому писателю Ивану Алексеевичу Бунину. С давних пор люди пытались ответить на вопросы: для чего живёт человек? что такое правда и ложь, добро и зло? Эти вопросы называются “вечными” вопросами. Сегодня мы попытаемся ответить на некоторые из этих вопросов, прочитав рассказы Владимира Крупина. (портрет автора).Этот автор нам пока не знаком, давайте узнаем о нём побольше.
Слово о Крупине (выступление ученика) Слайд 4
— Владимир Николаевич Крупин родился в солнечный воскресный день первой военной осени 7 сентября 1941 года в селе Кильмезь, недалеко от города Вятка, что стоит на Великом Сибирском тракте. Он стал третьим ребёнком в семье работника лесхоза Николая Яковлевича и Варвары Семёновны Крупиных. Главным родительским уроком стал труд.Счастье искупаться в реке, переночевать на сеновале и много других детских забав надо было заработать: прополоть грядки, накормить скотину. Трудовые будни большой семьи по вечерам завершал праздник, его дарила мать, которая читала детям сказки ПушкинаДетство прошло в голодные годы войны и тяжёлое послевоенное время. Отец был немногословен, трудолюбив, первым брался за любую работу. Поэтому и сын после окончания школы трудился в качестве слесаря, грузчика, служил в армии. После армии поступил в педагогический институт на факультет русского языка и литературы. Работал в районной газете, на центральном телевидении, в различных издательствах, преподавал в школе. Он был членом редколлегии журнала «Новый мир», главным редактором журнала «Москва» (1989-1992). С 1994 преподает в Московской духовной академии; с 1998 главный редактор христианского журнала «Благодатный огонь».
Слово о творчестве (доклад ученика) Слайд 5
Начал Владимир Крупин с публикации стихов, репортажей и очерков, однако истинное писательское лицо Крупина автора «деревенской прозы» проявилось в рассказах и повестях. Широкую известность принесла Крупину повесть «Живая вода» (1980). Все рассказы Крупина проникнуты щемящей болью за разрушаемую, уходящую деревню, любовью к сельским жителям. Крупин в одном интервью сказал: » Мне не надо было говорить люби Родину, я вырастал среди такой красоты природы, церквей и людей, что любовь к миру родилась вместе со мной. И это огромное счастье». И ещё он говорит так : «Мои родители, дедушки, бабушки — вот кто русские писатели, а лишь записчик».
Учитель : Постараемся быть внимательными читателями, видеть проблемы , поставленные автором в рассказе «Сбрось мешок»(чтение рассказа)
Двойной дневник (после прочтения на обороте записываем одно слово или словосочетание)
Беседа по содержанию рассказа.
-Как вы думаете, когда происходит действие рассказа?
-Как жилось рассказчице?
-Какие глаголы раскрывают физическое состояние героини?( таскала мешки, ноги подгибаются. промокла, мешок к земле пригибает)
-Что же случилось в этот вечер необычного?
-Какие отношения связывают дочь и отца?
-Что значит слово «тятя»?
-Как обращается к дочери отец?
-Какую красоту они увидели? (смотрим на картину) Пишем на обороте слово или словосочетание
-Как вы понимаете слово красота?
-Составим кластер на слово красота, используя словарные статьи из словаря Даля и Ожегова (Слово на обороте), Слайд 8
-Кто был источником красоты?
-Какую цепочку мы могли бы составить из нашего кластера? (видеть красоту, воспринимать её душой и передавать её дальше )
Учитель: В жизни есть такой закон, который говорит. Что определённое количество переходит в определенное качество. Как вы понимаете эту фразу, посмотрев на эту цепочку? Слайд 9
отец дочь(мать, баубушка) дочь(внучка,мать) дочь(правнучка,внучка)
Вятка радуга, солнц земляника в росе веточки, облака
Слово на обороте
-Какие плоды принесла всего лишь одна фраза : «Сбрось мешок!»
-Групповая работа (составляем кластер на слово мешок по словарной статье из словаря Даля и Ожегова)
— Каждая группа объясняет свой кластер (слово на обороте)
-Какова же проблема текста. Что хотел сказать автор этим рассказом В.Крупин?
-А теперь прочитаем рассказ «А ты улыбайся». В какое качество перешло количество информации, увиденное детьми? Слайд 10
-Подтвердите примерами из текста (дети бросили лепить фигуры. Стали бросаться снежками сначала в ноги , а потом в друг друга,расстреливали снежками вылепленных из снега папу, маму и себя, и всю родню)
– Каким образом В.Крупин «пробуждает» наше сознание, вновь обращаясь к вечным вопросам жизни и пытаясь на них дать свой ответ.
Учитель. Сейчас я прочитаю вам стихотворение. А вы прокомментируйте его. Слайд 11
Существует закон бумеранга.Бумеранг, брошен с силой тобой,Не считая ни званья, ни рангаК нам вернется, как будто домой.Как аукнется, так откликнется,Все как эхо обратно придет:Бумерангом все к нам же двинется,Божья кара нас всюду найдет.Все получишь сполна полной мерой,Все что мерил другим — понесешьСам. И наказан ты будешь первый,Что посеешь – получишь, пожнешь.Как идем мы дорогой жизненной,Что, кому в этой жизни даем,Чем обидели явно иль мысленно –На пути то получим своем.
, 2006 (слово на обороте)
-А теперь познакомимся с вашими фразами, которые вы записали на оборотной стороне (каждый читает свою бумажку)
-Оценки
-Рефлексия (свои примеры. Какие виды работы понравились на уроке. Что удалось. Что было трудно)
— домашнее задание– Вам предстоит дома ответить на вопрос «Что значить жить?»
Технологическая карта урока
Комментарий хода урока
Развитие личных качеств и психических процессов
Способы и приемы воздействия
Учитель приветствует учащихся, желает успешной деятельности на уроке.
Картина природы,
Положительные эмоции
Аудиальный и визуальный каналы восприятия
Педагогика сотрудничества 1 этап-заинтересовать . Логико-психологический прием.
Визуальный (портрет).
Аудиальный (звуки музыки)
Знакомство с интересными биографическими сведениями из жизни В.Крупина
Аудиальный канал
Вызвать интерес у учащихся
Читаем рассказ В.Крупина » Сбрось мешок»
Аудиальный канал восприятия, аналитическое мышление
Педагогика сотрудничества. Вызвать на размышление, логико-психологический прием: аналогия
Выявление сути рассказа, основной проблемы
Смысловая память, точная речь, эмоциональная отзывчивость, глубина мышления.
3 этап:соорганизация.
Психологический приём погружение в ситуацию. Групповая работа
Погружение в текст
Контроль за ходом чтения, составление кластера
Чтение с выделением глаголов, анализ кластера
Комплексный анализ текста
Умение на основе ключевых фраз сформировать проблему текста
Размышления учащихся, выявление проблемы текста, закона бумеранга.
Закон перехода количества в качество
Умение интерпретировать высказывание
Аргументация тезиса
Применение закона при анализе текста «А ты улыбайся»
Неприятие насилия
Анализ некоторых отрывков, Психологический приём погружение в ситуацию.
Закон бумеранга
Аудиальный канал восприятия, аналитическое мышление Ответ на фразу «За все поступки нужно отвечать»
Размышления учащихся, открытость и искренность выводов и мыслей
Знакомство с ключевыми фразами урока
Речевая деятельность
Развитие умения связанно строить текст, аргументировать своё утверждение
Рефлексия
Формирование положительных эмоций
Развитие умения анализировать свои умения
Домашняя работа
Закрепление полученных эмоций на письме
Развитие умения связанно строить текст, аргументировать своё утверждение
Сбрось мешок!
В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат. И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а все равно. Дождь шел, промокла я, продрогла, все прокляла. К вечеру дождь перестал. Тащу мешок, а тятя (он тоже грузил) говорит: «Варя, посмотри-ка какая красота». Я отвечаю: «Тять, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами и вижу». — «Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь — и не увидишь. Коня, говорит, какого в радугу запрягли». Что такое, думаю. Сбросила тяжесть, разогнулась. И ровно в глазах воссияло. Думала — пожар. Вятка красная. Радуга во все небо. А над радугой, как под дугой, солнышко, поглядела я — как будто умылась, дышать легче стало. И вот, думаю, не обрати мое внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала. Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шепотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет. Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени — и рвать. Подожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать, давай просто так уйдем». Я засмеялась: «Милая ты моя! Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать». И вот чем закончу. У этой дочки своя дочь. Гуляем мы втроем в парке, она дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы». На руки взяла: «Смотри, Машенька, какие облака».
А ТЫ УЛЫБАЙСЯ!
В воскресенье должен был решаться какой-то очень важный вопрос на собрании нашего жилищного кооператива. Собирали даже подписи, чтоб была явка. А я пойти не смог не получилось никуда отвести детей, а жена была в командировке.
Пошел с ними гулять. Хоть зима, а таяло, и мы стали лепить снежную бабу, но вышла не баба, а снеговик с бородой, то есть папа. Дети потребовали лепить маму, потом себя, потом пошла родня поотдаленней.
Рядом с нами была проволочная сетчатая загородка для хоккея, но льда в ней не было, и подростки гоняли в футбол. И очень азартно гоняли. Так, что мы постоянно отвлекались от своих скульптур. У подростков была присказка: «А ты улыбайся!» Она прилипла к ним ко всем. Или они ее из какого фильма взяли, или сами придумали. Первый раз она мелькнула, когда одному из подростков попало мокрым мячом по лицу. «Больно же!» закричал он. «А ты улыбайся!» ответили ему под дружный хохот. Подросток вспыхнул, но одернулся игра, на кого же обижаться, но я заметил, что стал играть он злее и затаенней. Подстерегал мяч и ударял, иногда не пасуя своим, а влепливая в соперников.
Игра у них шла жестоко: насмотрелись мальчики телевизор. Когда кого-то сшарахивали, прижимали к проволоке, отпихивали, то победно кричали: «Силовой прием!»
Дети мои бросили лепить и смотрели. У ребят появилась новая попутная забава бросаться снежками. Причем не сразу стали целить друг в друга, вначале целили по мячу, потом по ноге в момент удара, а вскоре пошла, как они закричали, «силовая борьба по всему полю». Они, мне казалось, дрались настолько грубы и свирепы были столкновения, удары, снежки кидались со всей силы в любое место тела. Больше того подростки радовались, когда видели, что сопернику попало, и больно попало. «А ты улыбайся!» кричали ему. И тот улыбался и отвечал тем же. Это была не драка, ведь она прикрывалась игрой, спортивными терминами, счетом. Но что это было?
Тут с собрания жилищного кооператива потянулся народ. Подростков повели обедать родители. Председатель ЖСК остановился и пожурил меня за отсутствие на собрании.
Нельзя стоять в стороне. Обсуждали вопрос о подростках. Понимаете, ведь столько случаев подростковой жестокости. Надо отвлекать, надо развивать спорт. Мы решили сделать еще одно хоккейное поле.
«А ты улыбайся!» вдруг услышал я крик своих детей. Они расстреливали снежками вылепленных из снега и папу, и маму, и себя, и всю родню.
Красота поступков
красота
солнышко
Радуга во всё небо
Красота души
облака
Вятка
Полянка с земляникой
Красота души отца
Красота души дочери
Красота души внучки
мешок
Рисунок 1ђЗаголовок 1ђЗаголовок 215

«Человеком надо быть всегда» (по рассказам Е.В. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» и В.Н. Крупина «А ты улыбайся!»)

  • Щетинина Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Литература

«Всё начинается с любви. Мы родились на свет людьми – давайте жить как люди!»

Владимир Башунов

(Приложение 1. Слайды 1-2)

Цель урока: создать условия для анализа произведений Е.В.Габовой и В.Н. Крупина Слайд 2.

Задачи:

  • Образовательный аспект – познакомить ребят с творчеством Е.В.Габовой и В.Н. Крупина с целью анализа художественных средств выразительности рассказов «Не пускайте рыжую на озеро» и «А ты улыбайся»
  • Развивающийся аспект – развивать навыки чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память;
  • Воспитательный аспект – создать условия для развития интереса к современной литературе, осмысление поступков подростков, осознание того, что нет людей, похожих друг на друга, человек должен ощущать себя частью целого и прислушиваться к себе и к окружающим людям.

Оснащение урока: мультимедиа проектор.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент урока

Учитель: Мы с вами прочитали рассказы Е.В. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» и В.Н. Крупина «А ты улыбайся!»
Какие вопросы вы хотели бы задать учителю и друг другу? (Ученики предлагают круг вопросов для обсуждения)
А какие основные проблемы поднимает автор этих рассказов, запишите их на листочках и приклейте их на схеме фишбоун. Работа в группах.

II. Основная часть урока

1) Учитель: Мир детства всегда интересен нам, он чистый, яркий, своеобразный, но и жестокий, суровый, который наносит свой отпечаток на всю жизнь. Вот об этом нам рассказывает Елена Габова. Но сначала слово о писателе.

2) Сообщение ученика о Е.В.Габовой. (Приложение 1. Слайды 3-4)

Ученик: Елена Васильевна Габова (Столповская) родилась в 1952 году в городе Сыктывкаре. Закончила сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Автор 12 книг для детей и подростков, изданных в Москве, Киеве, Японии. За рассказы и повести для детей удостоена звание лауреата Государственной премии Республики Коми в области литературе. Лауреат Международной литературной премии Владислава Крапивина (2006 г.) за сборник повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего», «Не вставайте с левой ноги», утверждающие доброту, совестливость и уважение к людям. Она заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза писателей России.

3) Аналитическая беседа по прочитанному рассказу Е.В. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро»

– Какой вы представили главную героиню рассказа? (Света Сергеева осталась без отца, у нее мать и две сестренки, семья живет очень бедно и внешность её совсем не примечательна: рыжая, волосы, как проволока, глаза блестящие. Большая фантазерка, любит ходить в походы, одноклассники её не любят, особенно девчонки, презирают за бедность, внешность и за непослушание)

– Какой художественный прием использует автор, чтобы описать внешность девушки? (Основной прием – антитеза. В начале рассказа перед нами скромная, застенчивая Света Сергеева, а в конце – «золотоволосая красавица. Как она величаво идет! Молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная.» Удивительная метафора: «… от всей её наружности веет благородством»)

– Почету так Света стремилась в поход с одноклассниками? (Основная причина – отправиться на озеро, заплыть далеко-далеко и петь, чтобы слушал весь мир её)

– А как она пела? (Ребята считали, что она выла (начало рассказа), а в конце – она пела высоким, удивительно знакомым голосом, так пели только оперные артисты, это была восходящая звезда Светлана Сергеева. Тоже основной прием – антитеза)

– А как вы думаете, где кульминация рассказа? (Когда Женька выбросил сумку Светы на берег, ей ничего не оставалось, как покинуть теплоход)

– Ваше отношение к её одноклассникам? (Жестокие, бессердечные, никто не возразил, безмолвные, думаем не все были на стороне Женьки)

– Надо ли идти на поводу у других или быть самим собой, всегда удаётся защитить слабого? (Думаем не всегда, надо иметь большой авторитет, чтобы возразить «сильному»)

– Нашлись бы в нашем классе ребята, которые защитили бы «слабого»? (Ребята называют несколько человек)

– А Светы Сергеевой класс был ли дружным? (Конечно, нет, их дружба заключалась в том, чтобы хорошо развлечься, а мало кто любовался природой, наслаждался свежим воздухом. Они давно уже изгнали из «своего круга» Свету, это постоянно подчеркивается в рассказе: «бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала»)

– Что же помогло героине выстоять? (Она была старшей в семье, оставшись без отца, она научилась сдерживать слезы, страдать, чтобы не видела мать, но главное – умела прощать одноклассникам (делилась своей едой, улыбалась «через силу»), она могла себя выразить в пении, её голос сливался с миром природы: озеро оживало, деревья стихали, ей даже солнце подчинялось. В лесу, на озере ей «пелось», здесь её никто не обижал)

– А как рассказчик относится к пению Светы? (Жалобно, заунывно, никогда я таких песен не слышал. А голос Рыжухи все раздавался, и было в нем что-то родственное с начинающей расти травой, легкими перистыми облаками, теплым воздухом…)

– Внимательно прочитайте последнее предложение. Какие приемы использует автор, чтобы передать пение Светы? (Сравнение, умолчание)

– Почему рассказчик не подошел к Свете Сергеевой в оперном театре? (Наверное, было стыдно, стыдно за всех, кто причинял ей боль, а она, вопреки обстоятельствам, шла к своей главной цели – доказать всем, что она талантлива, умна, имеет право на счастье.)
– А как вы думаете, из какой сказки пришла к нам Света Сергеева? (На память приходит сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» и стихотворение К.Бальмонта «Белый лебедь»)

4) Ученик наизусть читает стихотворение К.Бальмонта «Белый лебедь»

Белый лебедь, лебедь чистый,
Сны твои всегда безмолвны,
Безмятежно-серебристый,
Ты скользишь, рождая волны.
Под тобою – глубь немая,
Без привета, без ответа,
Но скользишь ты, утопая
В бездне воздуха и света.
Над тобой Эфир бездонный

С ярко Утренней Звездою.
Ты скользишь, преображенный,
Отраженный красотою.
Символ нежности бесстрастной,
Недосказанной, несмелой,
Призрак женственно-прекрасный
Лебедь чистый, лебедь белый!

– Что объединяет рассказы Елены Габовой и Владимира Крупина? (Подростковая жестокость, невнимание к людям, несправедливость взрослых и одноклассников)
А теперь познакомимся с творчеством Владимира Крупина. Презентация «Владимир Крупин». (Приложение 1. Слайды 5-9)

5) Аналитическая беседа по рассказу Владимира Крупина «А ты улыбайся!»

– Чем интересен рассказ? (Мал по объёму, но событие, которое происходит в рассказе, совсем простое: мальчишки, играя в футбол, избивают друг друга.)

Учитель: Автор обращается к современной молодёжи, к их нравственным и духовным ценностям. Владимир Николаевич имеет особый неподражаемый дар: не описывать картину в подробностях, а расположить её так, что она сама начинает играть и рассказывать. Его трудно с кем-то перепутать. «Это какая-то особая манера повествования – живая, бойкая, воодушевлённая, образная, в которой русский язык «играет», как порою весело и азартно «играет» преломляющееся в облаках солнце», – так о его рассказах писал Валентин Распутин. Ваши впечатления после прочтения рассказа?
(Рассказ интересен тем, что повествуется о нас, подростках. Мы порой не замечаем, как бываем жестоки. Главные герои не играют в футбол, а дерутся. Маленькие дети потом копируют их. Старшим детям нужно всегда помнить: за вами следят малыши, и они хотят походить на вас.)
– Что больше всего удивило рассказчика?
(Мальчишки играли зло, азартно, использовали силовые приёмы, приговаривая: «А ты улыбайся!» И тот, кого били, улыбался и отвечал тем же.)

– Что же на самом деле творилось на поле?
Настоящая драка: мальчишки били не по мячу, а по ногам, по спине, отпихивали руками, кричали: «Силовой приём!»

6) Поисковая работа в группах с извлечением художественно-выразительных средств языка и стилистических фигур.
(Несколько раз употребляется одно предложение: «А ты улыбайся!» Лексический повтор отличается мощным эмоциональным зарядом: выделяется ключевое понятие, которое несёт основной смысл, это же противоестественно, если мы испытываем радость, когда человеку больно. Такого не должно быть!)
Риторический вопрос усиливает эмоциональность высказывания, заставляет задуматься нас (Но что это было?) И основной вопрос, который задаёт «Что делать с подростковой жестокостью? Как остановить насилие среди детей?»
Ребята выделяют эпитеты, метафоры, сравнения.

– А какая часть речи несёт основную нагрузку в произведении?
Думаем, что это глаголы.
– Как называется прием, который использует автор?
Это градация-последовательность в расположении ряда слов по степени нарастания их смыслового и эмоционального значение. (Подросток вспыхнул, одёрнулся, ударил, влепил мяч.)
– Мы говорили с вами, что манера повествования у Владимира Крупина бойкая, живая. А почему? (Скорее всего, это разговорная лексика (влепливать, шарахивать, потянулся народ) помогает увидеть реальную картину на футбольном поле.)

7) Обсуждение финала рассказа.
– Давайте прочитаем финал рассказа и прокомментируем его. Какова основная мысль?
(Маленькие дети, глядя на мальчишек, расстреливали снежками вылепленных из снега и папу, и маму, и себя, и всю родню. После прочтения этого рассказа чувствуешь боль за всех: и за старших, и за младших детей, и за их родителей.)

III Обобщение по теме и заключение

– Можно ли было остановить жестокие действия мальчишек или одноклассников Светы Сергеевой? (Можно, но это сделать могли только взрослые мальчишки, у которых есть авторитет. О причине жестокости детей говорит Владимир Крупин: «Насмотрелись телевизора».)

– Дают ли Елена Габова и Владимир Крупин готовые рецепты поведения человека в коллективе? Чему они учат? (Конечно, нет. Но они учат нас быть внимательными друг к другу, уметь постоять не только за себя, но и учить » слабого» защищаться, быть самим собой в любой ситуации.)

Вы выделили основные проблемы в рассказах Елены Габовой и Владимира Крупина, как бы вы решили их в своём классе? (Приложение 1. Слайд 10 – схема «Фишбоун»)

Проблемы

1. Подростковая жестокость

Решения
– смотреть добрые передачи
– на классных часах подбирать материал на эту тему, формирование такого классного коллектива, в котором не было бы места невежам, вовлекать подростков в активную жизнь класса

2. Проблема одиночества

– привлечь таких детей к работе в классе, помочь найти друзей по интересам, классный руководитель обязан быть более внимательным к этому ученику;

3. Бездушие и безразличие учителей к судьбе детей

4. Зависть девочек

– таким учителям не место в школе (такой была учительница Светы Сергеевой),
– больше читать рассказов о доброте, об истинной красоте человека

Учитель: Каждый раз, глядя на «униженного», помните, что на его месте может быть самый близкий вам человек. Чем больше будете делать добра людям, тем легче вам будет жить в обществе, зло будет прятаться, не «высовываться», оно растворится в добре. Что каждый для себя возьмёт с урока?
(Быть внимательным к людям, уважать одноклассников, стремиться к знаниям, нужно хорошо учиться, быть целеустремлённым, развивать свой талант, быть всегда человеком.)
Быть всегда человеком – это и легко, и трудно. Быть самим собой легко, но защищать интересы других трудно. Помните, что только добрые люди оставляют свой след на Земле. И мне хочется, чтобы вы запомнили навсегда два высказывания:

«Знания должны увеличиваться с добротой». (Фазиль Искандер)
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Блез Паскаль)

Урок по теме «Человеком надо быть всегда»

Тема урока «Человеком надо быть всегда»

(по рассказам Е.В. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» и В.Н. Крупина «А ты улыбайся!»)

«Всё начинается с любви. Мы родились на свет людьми – давайте жить как люди!»

Владимир Башунов

Цель урока: создать условия для анализа произведений Е.В.Габовой и В.Н. Крупина

Задачи:

  • Образовательные – познакомить ребят с творчеством Е.В.Габовой и В.Н. Крупина с целью анализа художественных средств выразительности рассказов «Не пускайте рыжую на озеро» и «А ты улыбайся»

  • Развивающие – развивать навыки чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память;

  • Воспитательные – создать условия для развития интереса к современной литературе, осмысление поступков подростков, осознание того, что нет людей, похожих друг на друга, человек должен ощущать себя частью целого и прислушиваться к себе и к окружающим людям.

Оснащение урока: мультимедиа проектор.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент урока

Учитель: Мы с вами прочитали рассказы Е.В. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» и В.Н. Крупина «А ты улыбайся!»
Какие основные проблемы поднимают авторы этих рассказов, запишите их в таблице их на фишбоун. (Задание №1) Работа в парах.(1мин) Озвучивать пока не надо.

II. Основная часть урока

1) Учитель: Мир детства всегда интересен нам, он чистый, яркий, своеобразный, но и жестокий, суровый, который наносит свой отпечаток на всю жизнь. Вот об этом нам рассказывает Елена Габова. Но сначала слово о писателе.

2) Сообщение Д. Карманова о Е.В.Габовой.(кратко) ( Презентация «Портрет Е.Габовой»)

Ученик: Елена Васильевна Габова (Столповская) родилась в 1952 году в городе Сыктывкаре. Закончила сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Автор 12 книг для детей и подростков, изданных в Москве, Киеве, Японии. За рассказы и повести для детей удостоена звание лауреата Государственной премии Республики Коми в области литературе. Лауреат Международной литературной премии Владислава Крапивина (2006 г.) за сборник повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего», «Не вставайте с левой ноги», утверждающие доброту, совестливость и уважение к людям. Она заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза писателей России.

3) Аналитическая беседа по прочитанному рассказу Е.В. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро»

– Хорошо, спасибо ! Теперь обратимся непосредственно к самому рассказу.

-Какой вы представили главную героиню рассказа? Задание №2 Заполняем. (Света Сергеева осталась без отца, у нее мать и две сестренки, семья живет очень бедно и внешность её совсем не примечательна: рыжая, волосы, как проволока, глаза блестящие. Большая фантазерка, любит ходить в походы, одноклассники её не любят, особенно девчонки, презирают за бедность, внешность и за непослушание) Оцените себя.

– Какой художественный прием использует автор, чтобы описать внешность девушки? (Задание №3) Все средства можете не найти, заполняем в ходе урока. Основной прием – антитеза. В начале рассказа перед нами скромная, застенчивая Света Сергеева, а в конце – «золотоволосая красавица. Как она величаво идет! Молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная.» Удивительная метафора: «… от всей её наружности веет благородством» «голос высокий- высокий» » голос раздавался далеко по озеру»,гипербола- «её весь мир слышит» , сравнение- «Волосы грубые и толстые, словно яркая медная проволока», коса напоминала трос» . «глаза зелёные, блестящие, как лягушата»

-Почету так Света стремилась в поход с одноклассниками? (Основная причина – отправиться на озеро, заплыть далеко-далеко и петь, чтобы слушал весь мир её)

– А как она пела? (Ребята считали, что она выла (начало рассказа), а в конце – она пела высоким, удивительно знакомым голосом, так пели только оперные артисты, это была восходящая звезда Светлана Сергеева. Тоже основной прием – антитеза) оцените себя.

– А как вы думаете, где кульминация рассказа? Задание №4 (Когда Женька выбросил сумку Светы на берег, ей ничего не оставалось, как покинуть теплоход) Оцените себя.

– Ваше отношение к её одноклассникам? (Жестокие, бессердечные, никто не возразил, безмолвные, думаем, не все были на стороне Женьки)

– Надо ли идти на поводу у других или быть самим собой, всегда удаётся защитить слабого? (Думаем, не всегда, надо иметь большой авторитет, чтобы возразить «сильному») А что такое авторитет? Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова даёт такое толкование(1.Общепризнанное значение, влияние. общее уважение.

2.Лицо, пользующееся влиянием, признанием.)

– Нашлись бы в нашем классе ребята, которые защитили бы «слабого»? (Ребята называют несколько человек)

– А Светы Сергеевой класс был ли дружным? (Конечно, нет, их дружба заключалась в том, чтобы хорошо развлечься, а мало кто любовался природой, наслаждался свежим воздухом. Они давно уже изгнали из «своего круга» Свету, это постоянно подчеркивается в рассказе: «бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала»)

– Что же помогло героине выстоять? Задание №5 (Она была старшей в семье, оставшись без отца, она научилась сдерживать слезы, страдать, чтобы не видела мать, но главное – умела прощать одноклассникам (делилась своей едой, улыбалась «через силу»), она могла себя выразить в пении, её голос сливался с миром природы: озеро оживало, деревья стихали, ей даже солнце подчинялось. В лесу, на озере ей «пелось», здесь её никто не обижал)

– А как рассказчик относится к пению Светы? (Жалобно, заунывно, никогда я таких песен не слышал. А голос Рыжухи все раздавался, и было в нем что-то родственное с начинающей расти травой, легкими перистыми облаками, теплым воздухом…)оцените себя.

– Внимательно прочитайте последнее предложение. Какие приемы использует автор, чтобы передать пение Светы? » Думал о том , что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий.»(Сравнение, умолчание )допишите средства , задание №3

– Почему рассказчик не подошел к Свете Сергеевой в оперном театре? (Наверное, было стыдно, стыдно за всех, кто причинял ей боль, а она, вопреки обстоятельствам, шла к своей главной цели – доказать всем, что она талантлива, умна, имеет право на счастье.)

– А как вы думаете, из какой сказки пришла к нам Света Сергеева? (На память приходит сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» (вот выдержки из сказки) ,а Костин М. прочитает нам стихотворение К.Бальмонта «Белый лебедь» ( слайд №4)

Белый лебедь, лебедь чистый,
Сны твои всегда безмолвны,
Безмятежно-серебристый,
Ты скользишь, рождая волны.
Под тобою – глубь немая,
Без привета, без ответа,
Но скользишь ты, утопая
В бездне воздуха и света.
Над тобой Эфир бездонный

С ярко Утренней Звездою.
Ты скользишь, преображенный,
Отраженный красотою.
Символ нежности бесстрастной,
Недосказанной, несмелой,
Призрак женственно-прекрасный
Лебедь чистый, лебедь белый!

Всё гармонично в природе. Глядя на лебедя, нельзя не восхититься его прелестью. Не может быть красота и грация жестока и зла. Только часто люди не хотят замечать это причин много. Только это не снимает с него вину…. За внешней неказистостью ,как и в рассказе , так и в стихотворении Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка», не видят или не хотят видеть прекрасную добрую душу.

– Что объединяет рассказы Елены Габовой и Владимира Крупина? Карта №2( Задание № 1Подростковая жестокость, невнимание к людям, несправедливость взрослых и одноклассников)оцените себя.
А теперь познакомимся с творчеством Владимира Крупина.( Презентация «Владимир Крупин»)

5) Аналитическая беседа по рассказу Владимира Крупина «А ты улыбайся!»

– Чем интересен рассказ? Задание №2 (Мал по объёму, но событие, которое происходит в рассказе, совсем простое: мальчишки, играя в футбол, избивают друг друга.)

Учитель: Автор обращается к современной молодёжи, к их нравственным и духовным ценностям. Владимир Николаевич имеет особый неподражаемый дар: не описывать картину в подробностях, а расположить её так, что она сама начинает играть и рассказывать. Его трудно с кем-то перепутать.

«Это какая-то особая манера повествования – живая, бойкая, воодушевлённая, образная, в которой русский язык «играет», как порою весело и азартно «играет» преломляющееся в облаках солнце», – так о его рассказах писал Валентин Распутин. Ваши впечатления после прочтения рассказа?
(Рассказ интересен тем, что повествуется о нас, подростках. Мы порой не замечаем, как бываем жестоки. Главные герои не играют в футбол, а дерутся. Маленькие дети потом копируют их. Старшим детям нужно всегда помнить: за вами следят малыши, и они хотят походить на вас.)
– Что больше всего удивило рассказчика?
(Мальчишки играли зло, азартно, использовали силовые приёмы, приговаривая: «А ты улыбайся!» И тот, кого били, улыбался и отвечал тем же.)

– Что же на самом деле творилось на поле?
Настоящая драка: мальчишки били не по мячу, а по ногам, по спине, отпихивали руками, кричали: «Силовой приём!» оцените себя.

6) Поисковая работа в группах с извлечением художественно-выразительных средств языка и стилистических фигур. Задание №3
(Несколько раз употребляется одно предложение: «А ты улыбайся!» Лексический повтор отличается мощным эмоциональным зарядом: выделяется ключевое понятие, которое несёт основной смысл, это же противоестественно, если мы испытываем радость, когда человеку больно. Такого не должно быть!)
Риторический вопрос усиливает эмоциональность высказывания, заставляет задуматься нас (Но что это было?) И основной вопрос, который задаёт «Что делать с подростковой жестокостью? Как остановить насилие среди детей?»
Ребята выделяют эпитеты, метафоры, сравнения.

– А какая часть речи несёт основную нагрузку в произведении?
Думаем, что это глаголы.
– Как называется прием, который использует автор?
Это градация-последовательность в расположении ряда слов по степени нарастания их смыслового и эмоционального значение. (Подросток вспыхнул, одёрнулся, ударил, влепил мяч.)
– Мы говорили с вами, что манера повествования у Владимира Крупина бойкая, живая. А почему? (Скорее всего, это разговорная лексика (влепливать, шарахивать, потянулся народ) помогает увидеть реальную картину на футбольном поле.)оцените себя.

7) Обсуждение финала рассказа.
– Давайте прочитаем финал рассказа и прокомментируем его. Какова основная мысль? Задание №4
(Маленькие дети, глядя на мальчишек, расстреливали снежками вылепленных из снега и папу, и маму, и себя, и всю родню. После прочтения этого рассказа чувствуешь боль за всех: и за старших, и за младших детей, и за их родителей.)оцените себя.

III Обобщение по теме и заключение

– Можно ли было остановить жестокие действия мальчишек или одноклассников Светы Сергеевой? (Можно, но это сделать могли только взрослые мальчишки, у которых есть авторитет. О причине жестокости детей говорит Владимир Крупин: «Насмотрелись телевизора».)

– Дают ли Елена Габова и Владимир Крупин готовые рецепты поведения человека в коллективе? Чему они учат? (Конечно, нет. Но они учат нас быть внимательными друг к другу, уметь постоять не только за себя, но и учить » слабого» защищаться, быть самим собой в любой ситуации.)

Вы выделили основные проблемы в рассказах Елены Габовой и Владимира Крупина, как бы вы решили их в своём классе?( вернёмся к заданию №1– схема «Фишбоун» заполним.)

Мы озвучили все проблемы.

Проблемы ( слайд №5)

  1. Подростковая жестокость

  2. Решения
    – смотреть добрые передачи
    – на классных часах подбирать материал на эту тему, формирование такого классного коллектива, в котором не было бы места невежам, вовлекать подростков в активную жизнь класса

2. Проблема одиночества – привлечь таких детей к работе в классе, помочь найти друзей по интересам, классный руководитель обязан быть более внимательным к этому ученику;

3. Бездушие и безразличие учителей к судьбе детей

4. Зависть девочек–– больше читать рассказов о доброте, об истинной красоте человека

Учитель: Каждый раз, глядя на «униженного», помните, что на его месте может быть самый близкий вам человек. Чем больше будете делать добра людям, тем легче вам будет жить в обществе, зло будет прятаться, не «высовываться», оно растворится в добре.

Что каждый для себя возьмёт с урока?
(Быть внимательным к людям, уважать одноклассников, стремиться к знаниям, нужно хорошо учиться, быть целеустремлённым, развивать свой талант, быть всегда человеком.)
Быть всегда человеком – это и легко, и трудно. Быть самим собой легко, но защищать интересы других трудно. Помните, что только добрые люди оставляют свой след на Земле. И мне хочется, чтобы вы запомнили навсегда два высказывания (слайд №6)

Поставьте оценки за урок. Листочки сдайте.

А теперь вместо заключения я предлагаю сыграть в игру . Прослушав отрывок из песни , соотнесите его с героями и назовите понятие, которое лежит в основе её слов.

  1. мир, улыбка

2 дом, тепло

3 взаимовыручка, смелость

4 сила.

5 Любовь и т.д.

Понятия, которые вы себе записали можно назвать одним общим словом, без которого нельзя быть человеком. Что это за слово?

Правильно, ЛЮБОВЬ, ПОМОЩЬ, ДОБРОТА. ( Эпиграф)

Домашнее задание. (Слайд №6 ) Карту вложить в тетрадь.

Написать творческую работу, взяв за основу 3 высказывания великих людей.., по изученным рассказам. (можно взять эпиграф.)

«Знания должны увеличиваться с добротой». (Фазиль Искандер)
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Блез Паскаль)

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в IX классе

Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку позволят оценить уровень овладения не только коммуникативной, но и лингвистической компетенцией. Аттестационная работа состоит из трех частей:

1 часть – сжатое изложение прослушанного текста;

2 часть – чтение и анализ предложенного текста и выполнение тестовых заданий;

3 часть – написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста (учащимся предлагается выбрать один из вариантов творческого задания: с.2.1 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, с.2.2. – сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста).

Чтобы написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, учащиеся должны четко представлять, о чем писать, как подбирать материал по теме сочинения, в каком порядке выполнять работу. Для этого нужно повторить структуру текста-рассуждения, средства связи его частей; формировать умение создавать текст-рассуждение на определенную лингвистическую тему; через восприятие текста подвести учащихся к размышления о важном и вечном в жизни человека.

1. Чтение задания.

Ознакомьтесь с мнениями Ильи и Романа о роли орфографии в письменной речи.

Илья: «В письменной речи нельзя обойтись без правил русской орфографии». Роман: «Правил орфографии очень много. Все их запомнить трудно. Можно писать с орфографическими ошибками, все равно смысл сказанного будет понятен».

Помогите Илье доказать свою точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужна орфография?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте данный ниже текст М.Пришвина. Найдите и приведите два примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные принципы русской орфографии.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Илье, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Ильи.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

2. Чтение текста.

М. Пришвин «Дедушкин валенок»// Русский язык в школе. – 2008, №4 – с.6. Определение темы, формулировка тезиса.

Сочинение учащегося 9 класса

Зачем нужна орфография?

Знание языка – ключ к правильному выражению своих и пониманию чужих мыслей. И оно невозможно без знания правил русской орфографии. Поэтому я полностью согласен с мнением Ильи.

Знать орфографические правила мы должны для того, чтобы избежать ошибок в письменной речи, чтобы верно понимать смысл написанного. Вы можете сказать, что невозможно знать правильное написание всех слов. Но ведь существуют простые принципы русской орфографии, усвоив которые Вы не будете испытывать затруднений. В тексте «Дедушкин валенок» М.Пришвина написания слов «хорошо», «проходил» основаны на морфологическом принципе, а, например, «фельдшер» и «пушинка» — пишутся в соответствии с традиционным.

Словом, нам не обойтись без орфографических правил. Не знать их – значит не любить и не уважать, в первую очередь, самого себя.

Сочинение учащегося 9 класса

Зачем нужна орфография?

Проблема орфографической грамотности актуальна в наше время. На письме без знания орфографических правил обойтись невозможно.

Вы, наверное, говорите себе: «Зачем нужна эта орфография? Неужели без нее никак нельзя?» Орфография нужна для того, чтобы человек правильно понял значение прочитанного слова. Так, например, в рассказе М.Пришвина «Дедушкин валенок» слово «пора» (25) можно написать в соответствии с произношением – «пара», допустив при этом орфографическую ошибку. Тогда смысл слова изменится.

Для правильного написания слов достаточно знать элементарные правила. Кто-то может сказать, что правил слишком много. Но ведь в русском языке существуют простые принципы орфографии, усвоив которые Вы не будете затрудняться: морфологический, фонетический, традиционный и дифференцирующий.

Например, слова «жизнь» и «пушинка» пишутся по традиционному принципу, а, «поглядит» и «проходились» — в соответствии с морфологическим — самым распространенным.

Таким образом, орфография – вечный раздел русского языка и без нее не обойтись.

Исследовательская работа «Как остаться человеком» (по рассказам В.Крупина « А ты улыбайся», «Мария Сергеевна»)

» Как остаться человеком»

( по рассказам В.Крупина » А ты улыбайся», «Мария Сергеевна»)

Турук Анастасия , ученица 8 класса

МБОУ «Зверосовхозская СОШ»

Мамадышского муниципального района

Республики Татарстан

2016 г

Введение…………………………………………………………………….2

Глава 1. Художественный мир В. Крупина………………………………3

Глава 2. Выявление ключевых символов и нравственное содержание рассказов «А ты улыбайся» и «Мария Сергеевна»……………………..5

Заключение.……………………………………………………………….7

Список использованной литературы…………………………………….8

Введение

Быть человеком и остаться им всегда в любых случаях,

какие бы несчастья не были.

Ф.М. Достоевский

Современный мир перевернулся. Люди стали жестокими и бессердечными. Повсюду мы наблюдаем несправедливость, нравственные ценности изменились, поэтому сложно оставаться человеком в такой ситуации. «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком» , писал Иоганн Вольфганг фон Гёте. Всё в жизни относительно. Для меня главное в любой ситуации оставаться собой и быть достойным называться Человеком с большой буквы. Для этого необязательно спасать людей или воевать на войне, нужно просто быть внимательнее к своим ближним, и не только своим, но и к чужим людям. Например, пожилому человеку уступить место в транспорте или не пройти мимо человека, которому плохо.

Предметом моей исследовательской работы является вопрос: «Как остаться человеком?» на примере рассказов «А ты улыбайся» и «Мария Сергеевна» В.Крупина.

Цель данной работы – рассмотреть идейно-эстетическую и нравственную позицию В. Крупина в рассказах «А ты улыбайся» и «Мария Сергеевна». Задачи:

  1. раскрыть художественный мир В. Крупина;

  2. проанализировать рассказы В.Крупина «А ты улыбайся» и «Мария Сергеевна» и выявить ключевые символы и нравственное содержание в рассказах.

К проблеме «Как остаться человеком?» обращались многие авторы, например, В.Распутин в «Уроках французского», В.К. Железников в «Чучеле».

Глава 1. Художественный мир В. Крупина

В. Н. Крупин родился 7 сентября в 1941 году село Кильмезь Кировской области, сын лесника. После окончания школы в 1957 г. работал в газете, был членом бюро райкома комсомола, выдвигался на должность секретаря райкома комсомола.

Служил в армии, учился в Московском областном педагогическом институте имени Н.К. Крупской. Работал учителем русского языка, был редактором в издательстве «Современник».

Владимир Николаевич был членом редакции журналов «Новый мир», «Москва». С 1994 года преподавал в Московской духовной академии. Сейчас преподаёт в Академии живописи . Он секретарь правления Союза писателей России. Живёт в Москве.

Основная тема в творчестве Крупина – тема детства. Больше всего Владимира Крупина беспокоит судьба молодого поколения, какими вырастут наши дети, как уберечь их от жестокости, как помочь выжить в быстроменяющемся мире.

В. Крупин – мастер рассказов и повестей. Широкую известность ему принесла повесть «Живая вода» (1980г.), «Зёрна» (1974г.), «Сороковой день» (1982г.) и многие другие, с большой любовью к сельским подросткам рассказывают повести «Дымка», «Родная сторона». Валентин Распутин писал о нём: «Владимир Крупин – один из самых святых и честных людей нашего поколения».

«Его творчество развивалось и продолжает развиваться в лучших традициях русской литературы. Ему присуща совестливость, душевная четкость, философская глубина и нравственная прозорливость. Главной темой в его прозе и публицистике был и остаётся русский человек: его прошлое, настоящее и будущее».. Многослойность художественных произведений В.Н.Крупина открывает путь к содержательному диалогу читателя и автора, в недрах которого – история и современность, глубинный пласт отечественной культуры, духовный опыт поколений. «По работам Крупина когда-нибудь будут судить о температуре жизни в окаянную эпоху конца столетия и о том, как эта температура из физического страдания постепенно переходила в духовное твердение» . Он более всего заботится о духовном начале в человеке. Писатель взял на себя проповедническую функцию: средствами литературы влиять на читателя, что сказалось и на характере его прозы, и на особенностях поэтики и стиля произведений.

Исследование прозы В.Н. Крупина с 80 х- годов XX века до начала XXI века позволяет сделать выводы о том, что, следуя по пути творческого освоения традиций классической словесности (А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.А.Бунина, М.А. Шолохова и других писателей), он придерживается православного направления в современной литературе, развивая идею взаимной обусловленности состояния жизни и духовного мира человека. Главное в творчестве В.Н. Крупина – это его потребность во всём, о чем бы он ни писал, оставаться русским по духу. Ему принадлежат слова: «Иду с православными, дышу воздухом Родины, страдаю вместе с нею…».

Глава 2. Выявление ключевых символов и нравственное содержание рассказов «А ты улыбайся» и «Мария Сергеевна».

Рассказ «А ты улыбайся» мал по объему, но событие, которое происходит в рассказе, совсем простое: мальчишки, играя в футбол, избивают друг друга. Автор обращается к современной молодёжи, к их нравственным и духовным ценностям. Владимир Николаевич имеет особый неподражаемый дар: не описывать картину в подробностях, а расположить её так, что она сама начинает играть и рассказывать. Его трудно с кем-то перепутать. «Это какая-то особая манера повествования – живая, бойкая, воодушевлённая, образная, в которой русский язык «играет», как порою весело и азартно «играет» преломляющееся в облаках солнце», – так о его рассказах писал Валентин Распутин.

Подростки порой не замечают, как бывают жестоки. Главные герои не играют в футбол, а дерутся. Мальчишки играли зло, азартно, использовали силовые приёмы, приговаривая: «А ты улыбайся!». И тот, кого били, улыбался и отвечал тем же. Настоящая драка: мальчишки били не по мячу, а по ногам, по спине, отпихивали руками, кричали: «Силовой приём!».

В рассказе несколько раз употребляется одно и то же предложение: «А ты улыбайся!». Лексический повтор отличается эмоциональным зарядом: выделяется ключевое понятие, которое несёт основной смысл, это же противоестественно, если мы испытываем радость, когда человеку больно. Так быть не должно! Риторический вопрос усиливает эмоциональное высказывания, заставляет задуматься нас: но что это было? И основной вопрос, который задаёт «Что делать с подростковой жестокостью? Как остановить насилие среди детей?».

Основную нагрузку в произведении несут глаголы. Прием, который использует автор в рассказе,- это градация — последовательность в расположении ряда слов по степени нарастания их смыслового и эмоционального значение: «подросток вспыхнул, одёрнулся, ударил, влепил мяч».

Манера повествования В. Крупина бойкая, живая, так как в рассказе, в основном, присутствует разговорная лексика, например, «влепливать», «шарахивать», «потянулся народ».

Финал рассказа открывает нам картину подражания младших детей старшим детям. «Маленькие дети, глядя на мальчишек, расстреливали снежками вылепленных из снега и папу, и маму, и себя, и всю родню». Автор считает, что жестокое отношение среди подростков распространено очень сильно, быстро передается от одного к другому и приобретает огромные масштабы, и эту ситуацию нужно искоренять.

После прочтения этого рассказа чувствуешь боль за всех: и за старших, и за младших детей, и за их родителей.

В рассказе «Мария Сергеевна» можно увидеть очерковое начало. Рассказ построен на чередовании различных эпизодов . Кольцевая композиция придает рассказу целостность, завершённость. Авторская позиция к проблемам рассказа выражена в ощущениях героя: «Сердце сжималось от жалости к старухе и от радости, что хоть чем-то он послужил ей».

В рассказе действие происходит в Москве, мы это узнаем из первых строк рассказа «В этом году была такая длинная и такая теплая осень, что, казалось, и зима не наступит. Московские мостовые были как лотки с грязной снежной жижей». Но только ли о Москве идет речь? Прочитав рассказ, мы понимаем , что нет. Такую картину можно наблюдать в любом месте России. Пространство и время то «сужается»: Москва, окраина – центральные улицы, помойки, подвалы, образуя некую «воронку», то расширяется, когда героиня из центра отправляется на окраину. Создается определенный ритм. Но это не ритм биения здорового сердца, а ритм аппарата, который пытается искусственно поддержать чью-то жизнь. Рассуждая о символическом образе воронки, в которой может оказаться любой из нас, живущий на земле и забывающий о нравственных ценностях.

В рассказе нет счастливых людей, как из людей окраины, например, кочегар Николай – пьющий не от счастья, пьющий вино, так как оно «содержит» тепло и солнце, то, что отсутствуют в его жизни; подавальщица в доме престарелых – злые люди – это тоже несчастные; бывшая учительница, по доброй воле, оказавшаяся в доме престарелых, ушедшая от родных детей, всё отдавшая и ничего не получившая, так и среди людей, которые живут в престижном районе, как супруги Кожемякины – у них нет взаимопонимания, каждый живет на своей «территории». Сергей Николаевич «мыслит самостоятельно», а » Лора прочно зомбирована телевидением».

Автор заставляет нас задуматься над вопросом: «Кто виноват?» И сам даёт нам ответ на него: «Мы сами виноваты. Многое терпим, прощаем, позволяем не уважать себя». Вот только один эпизод. Дом престарелых. Обед. Грязные тарелки, в которые накладывают пищу,»…а там подавальщица шваркнула мне в грязную тарелку жидкой каши, прямо брызги полетели. Я говорю: «Хотя бы вы чистую мне дали тарелку, давайте я сама помою».

Или «парни в черных куртках, с голыми головами», избивающие таких, как Мария Сергеевна. Это они лишают нас главного – свободы: «все вы тут – тюремщики с пожизненным сроком», – услышит Мария Сергеевна в доме престарелых. Слабость людская. Даем возможность злу восторжествовать над добром. Потеря истинных ценностей: «…на помойки хлеба выбрасывают много»; родителям позволяем покинуть дом; забываем о предках, теряя отчества, называя при этом человеческими именами собак и кошек.
Равнодушие к чужой боли «Лоре и в голову не пришло, что можно помочь старухе, которая побирается на помойке. Она уверена, что это обязано делать государство: «…собирать, вывозить». Последние глаголы не о мусоре, о людях!

Автор в рассказе называет главную героиню грубо «старуха». В этом названии отражается не его личное отношение к героине, а мнение читателя, к таким людям как она.

Прочитав рассказ, можно сделать вывод нужно оставаться человеком в любой ситуации. Главная героиня вспоминает, что ещё в писании говорится: «…нищие ничего не имеют, но всем обладают».

Примером настоящей человечности является то, что Мария Сергеевна никого не винит в том, что она осталась на улице. Она продолжает любить людей: «…старуха молилась за всех», умеет прощать: «Вы не подумайте ничего на моих детей». Также главная героиня не забывает о тех, кто нуждается: «отдельный пакетик заполнила для собак,…которые всегда её ждали», ей присуще чувство собственного достоинства, это нравственно чистый человек.

Не случайно автор выбрал название своего рассказа «Мария Сергеевна». Мария – это имя матери Христа, отдавшая людям своего сына. А наличие отчества – связь с предками, с прошлым, где так много осталось хорошего. Не случайно и то, что героиня – бывшая учительница, так как именно в учительской среде сохраняются высокие моральные принципы. Также не случайна символическая фамилия – Кожемякины. Сила настоящего человека измеряется не физическими показателями, а нравственными. Сергей Николаевич нашёл в себе силы пригласить в дом старуху, разрешил её помыться, напоил её чаем. А кочегар Николай, забывший имя бывшей учительницы своих детей, тем не менее: «…никогда не переходил на «ты».

В рассказе присутствует мотив Рождества Христова, церкви, свечки. Меняется Сергей Николаевич. Человек может и должен очиститься. Это и будет человеческим Рождеством!

Трагически звучат многие строчки рассказа, но вступление и заключение подчеркивают оптимистическое его звучание: на смену грязной осени приходит чистая зима; снег пытается скрыть грязь …

В рассказе много символов: дети, детские ладошки – это устремление в будущее и надежда на лучшее, это «выход из реанимационного отделения» ; окно – как выход в иную жизнь. Какой она будет? Это зависит от нас.

Заключение

Рассмотрев идейно-эстетическую и нравственную позицию В. Крупина в рассказах «А ты улыбайся» и «Мария Сергеевна», мы выявили следующие проблемы: подростковая жестокость, проблемы совести, нравственной прочности человека, отношения к людям старшего поколения и сохранения душевных качеств человека в сегодняшнем мире.

Каждый раз, глядя на «униженного», нужно помнить, что на его месте может быть самый близкий вам человек. Чем больше мы будем делать людям добра, тем легче нам будет жить в обществе, зло растворится в добре. Нужно быть внимательным к людям, уважать друг друга, быть целеустремлённым, быть всегда человеком. Об этом говорит эпиграф, который написан в начале моей работы.

Остаться человеком – это и легко, и трудно. Быть самим собой легко, но защищать интересы других трудно. Помните, что только добрые люди оставляют свой след на Земле.

Список использованной литературы

  1. Крупин В.Н. Мария Сергеевна / В.Н. Крупин //Рассказы последнего времени. — М., Глобус.

  2. Крупин В.Н. А ты улыбайся / В.Н. Курпин // рассказы последнего времени. – М., Глобус.

  3. Крупин В.Н. Отец, я еще здесь / В.Н. Крупин //Вятский рассказ. – Киров. – 2006. – С.215-231.

  4. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М. Бахтин. — М.: Художественная литература, 1975.- С.374.

  5. Белова О.П. Своеобразие художественно-публицистической манеры В.Н. Крупина — Диссертация канд. филолог. наук/О.П. Белова — Ульяновск,2004.- С.155.

Напишите сочинение по тексту. Сформулировать одну из проблем поставленных автором. Сформулировать позицию автора. И написать согласны ли вы с мнением автора или нет и почему. не менее 150 слов. вот текст:

А ТЫ УЛЫБАЙСЯ!

В воскресенье должен был решаться какой-то очень важный вопрос на собрании нашего жилищного кооператива. Собирали даже подписи, чтоб была явка. А я пойти не смог — не получилось никуда отвести детей, а жена была в командировке. Пошел с ними гулять. Хоть зима, а таяло, и мы стали лепить снежную бабу, но вышла не баба, а снеговик с бородой, то есть папа. Дети потребовали лепить маму, — потом себя, потом пошла родня поотдаленней. Рядом с нами была проволочная сетчатая загородка для хоккея, но льда в ней не было, и подростки гоняли в футбол. И очень азартно гоняли. Так, что мы постоянно отвлекались от своих скульптур. У подростков была присказка: «А ты улыбайся!» Она прилипла к ним ко всем. Или они ее из какого фильма взяли, или сами придумали. Первый раз она мелькнула, когда одному из подростков попало мокрым мячом по лицу. «Больно же!» — закричал он. «А ты улыбайся!» — ответили ему под дружный хохот. Подросток вспыхнул, но одернулся — игра, на кого же обижаться, но я заметил, что стал играть он злее и затаенней. Подстерегал мяч и ударял, иногда не пасуя своим, а влепливая в соперников. Игра у них шла жестоко: насмотрелись мальчики телевизор. Когда кого-то сшарахивали, прижимали к проволоке, отпихивали, то победно кричали: «Силовой прием!» Дети мои бросили лепить и смотрели. У ребят появилась новая попутная забава — бросаться снежками. Причем не сразу стали целить друг в друга, вначале целили по мячу, потом по ноге в момент удара, а вскоре пошла, как они закричали, «силовая борьба по всему полю». Они, мне казалось, дрались — настолько грубы и свирепы были столкновения, удары, снежки кидались со всей силы в любое место тела. Больше того — подростки радовались, когда видели, что сопернику попало, и больно попало. «А ты улыбайся!» — кричали ему. И тот улыбался и отвечал тем же. Это была не драка, ведь она прикрывалась игрой, спортивными терминами, счетом. Но что это было? Тут с собрания жилищного кооператива потянулся народ. Подростков повели обедать родители. Председатель ЖСК остановился и пожурил меня за отсутствие на собрании. — Нельзя стоять в стороне. Обсуждали вопрос о подростках. Понимаете, ведь столько случаев подростковой жестокости. Надо отвлекать, надо развивать спорт. Мы решили сделать еще одно хоккейное поле. «А ты улыбайся!» — вдруг услышал я крик своих детей. Они расстреливали снежками вылепленных из снега и папу, и маму, и себя, и всю родню.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *