Аарон и моисей

ААРОН. Ветхозаветный святой по имени Аарон – первосвященник, праотец и пророк, брат Моисея Боговидца.

Дни церковной памяти:

* Воскресенье перед воскресеньем святых отец. В Соборе святых праотец.
* Воскресенье перед Рождеством Христовым. В Соборе святых отец.
* В среду Светлой седмицы. В Соборе Синайских преподобных.
* 20 июля (02 августа). В Греческих Православных Церквах.

Имя Аарон можно перевести с еврейского как Просвещённый, или Высокая Гора, Гора Света, Учитель. И действительно, этого человека можно назвать Просвещённым учителем. Как родоначальник священства, Аарон провозглашал ожидание пришествия Иисуса Христа.

Аарон прославлен тем, что был первым священнослужителем, назначенным самим Богом, и совершал Богослужения в традициях Ветхого Завета. Во время сорокалетнего странствия Моисея по пустыне он был его верным помощником. В Библии при описании многочисленных чудес и Божественных откровений имя праотца Аарона упоминается более трёхсот раз. Это говорит о значительной роли Святого в установлении истинной религии и Божьих законов. Основная же его заслуга в том, что он, как родоначальник священства, провозглашал ожидание пришествия Иисуса Христа.
Аарон родился в Египте в 1574 году до Рождества Христова. Это были времена жестокого притеснения израильского народа египетскими фараонами. Его родителями были Амрам и Иохаведа. Это был знаменитый род из колена Левиина. Левий был один из двенадцати сыновей Исаака, от которого пошёл весь еврейский народ. Младший брат Аарона Моисей был великим пророком.

Так же, по Божьему указанию, Аарон стал первым первосвященником. От Аарона начинает исчисляться род священнослужителей, где сан передаётся от отца к сыну.
Весь род Аарона был избран Богом для священнического служения в Ветхозаветной Церкви. Звание первосвященника сохранялось за его потомками до пришествия на землю Христа Спасителя, преемственно переходя к старшему в роде.

Аарон занимал должность первосвященника около сорока лет, а затем сан перешёл к его третьему сыну Елеазару.
Народ израилев претерпел много лишений на земле египетской после смерти Иосифа. Это при жизни Иосиф был в милости у фараона и мог всячески покровительствовать потомкам Исаака, своего отца, пришедшего с сынами к нему от бедствий засухи.

Но умер Иосиф и сменился фараон. А народ израилев размножился многочисленно. Царствующий фараон стал опасаться бунта еврейского народа. И постарался ужесточить условия жизни евреев, облагая их ограничениями и утруждая в тяжёлых работах.
Израильтяне трудились на тяжёлых строительных работах, они строили города и изнурялись в полевых трудах, собирая урожай для египтян.
Но избранный Богом народ в тяжёлых трудах обретал силу и разрастался. И все мечтали об освобождении и о своей земле.
Люди молили Бога об избавлении, и Бог избрал Моисея для их спасения из египетского рабства. А в помощь Моисею Бог призвал Аарона, поскольку у самого Моисея был изъян речи, он трудно выговаривал слова.

Аарону было 83 года, когда он был призван стать помощником Моисею. Моисею было явленно видение горящего куста, при котором он получил Божье откровение. Это явление носит обозначение «Неопалимая Купина». С этого события начинается великое служение пророка Моисея и его брата Аарона.
Аарон обладал даром слова и свидетельствовал при народе всё, что Моисей получал от Бога. Именно через уста Аарона заблудший народ Израиля узнавал волю Божью и истину.
И Бог определил для своего народа обетованную землю Ханаанскую. И Моисей получил благословение от Бога привести в эту землю свой народ.
Пророк Моисей в сотрудничестве с братом Аароном предстали перед фараоном и изъявили волю Божью об освобождении евреев. Фараон надсмеялся над ними, за что был наказан Богом. Бог наслал на египтян десять египетских казней. Тогда Моисей и Аарон собрали народ израильский и повели из под фараонского рабства. Так началось великое служение пророка Моисея и его брата Аарона во время скитаний еврейского народа по пустыни. Долгим и трудным был путь в поисках земли обетованной. Люди постоянно роптали, но их поддерживал Аарон и Моисей под покровительством самого Бога.

Трудный путь поиска своей земли описан во многих главах Ветхого Завета. Бог помогал чудесами и откровениями выдержать трудный путь хождения по пустыни.
У народа пропадали силы, люди часто впадали в неверие и роптали на Бога.
Моисей устами Аарона от имени Божьего постоянно поддерживал уставших людей.

Много чудесных избавлений от бед произошло с людьми во время долгого путешествия.
Бог постоянно являл себя Моисею во время странствий израильского народа по пустыне. Одним из самых ярких событий Божьего явления было на горе Синай, где пророк Моисей получил от Бога главные заповеди, по которым весь мир христианства живёт и поныне.
Это самый знаменитый эпизод Библии, описывающий деятельность Аарона.
На гору Синай Моисей пошёл один и долго не возвращался. Бог запретил близко подходить даже к подножию горы, чтобы ни люди, ни скот их не приближался к явлению Божьему.
Моисея не было долго. И народ стал роптать. Народ не видел Бога и требовал себе обретения фактического отображения Бога. У всех в памяти были египетские идолы и кумиры, к которым обращались египтяне в трудные периоды жизни.

И тут не хватило Аарону веры в Бога. Под давлением людей Аарон велел отлить изображение тельца из золота, которое было собрано с людей в виде пожертвований. Женщины вынимали серьги из ушей. Каждый отдавал свои золотые монеты. И люди радовались золотому тельцу и преклонялись перед ним. Этим призвали они на себя гнев Божий.
Моисей спустился с горы, неся каменные скрижали, на которых сам Бог своим перстом написал заповеди для жизни людей. И тут он увидел, что люди пляшут и поклоняются золотому быку, символу плодородия у язычников. В гневе бросил скрижали Моисей, и они разбились.

Но Бог смилостивился. И опять призвал Моисея. И ещё раз дал свои наказы.
Это были заповеди, по которым до сих пор живут многие народы. Главные десять заповедей знают все христиане.
А чтобы Аарон укрепился в вере, сам Бог благословил его на священнослужение.
1490 год до Рождества Христова – Посвящение Аарона в священнический сан.

Многие святые отцы, например Иоанн Златоуст, проводят параллель первосвященника Аарона с величайшим влиянием на людей, когда проповедовал Иисус Христос. Никто не может на себя взять власть священнослужения, только Бог может своим благословением обозначить своего избранника. Именно это благословение и получил Аарон, а, впоследствии, Иисус Христос
Установление священства было ознаменовано многочисленными Божественными чудесами.
Вот интересный случай, который рассказывает, почему Бог выбрал именно Аарона. Было несколько претендентов на звание первосвященника. Все были достойные и праведные люди. Простым указанием было выбрать трудно. Поэтому, Бог велел кинуть своеобразный жребий. У каждого был свой деревянный жезл. Все претенденты сложили свои жезлы. А утром увидели, что один жезл, будучи сухой палкой, пустил корни, ветки, зацвёл цветами и плодоносил миндалём. Это был жезл Аарона.
Установление на священство Аарона было важнейшим событием религиозного понимания для всего мира. Священство было обозначено определёнными рамками взаимоотношений, чёткими правами и обязанностями, выделялось внешними признаками в одежде и почитании.

В Библии написано ещё множество законов, по которым должен был жить древний еврейский народ.
В числе предписаний отдельным списком было свидетельство о совершении Богослужения. Сам Бог передал чёткие указания, как построить скинию с мельчайшими подробностями всех деталей. А также с описаниями вида первосвященника. Золотые одежды с камнями. Каждый камень символизировал один из двенадцати родов евреев.
И первым первосвященником стал Аарон и служил Богослужения у подножия горы Синай. Давал еврейскому народу вместе со своими четырьмя сыновьями Аароново благословение. От Скинии во время Богослужения исходило белое облако дыма. А ночью – огненный столб. Это сам Бог присутствовал во время Богослужения первосвященника Аарона.
Но слабый народ израилев постоянно уклонялся от истинной веры. Роптал и впадал в языческие традиции. Библия свидетельствует, что Аарон часто поддавался влиянию своего народа. За это Бог очень часто наказывал Аарона.

Например, два старших сына Надав и Авиуд, которые уже имели сан священников, были поражены смертью за богоотступничество, за самовольство в деле Богослужения. А так же, в наказание за нарушение Божьей воли Аарон не дожил до великого выхода из странствий, не увидел обетованную землю.
1451 год до Рождества Христова – Отшествие Аарона ко Господу. Святой Аарон умер в 123 года. Местом смерти была гора Ор, куда он взобрался с Моисеем и со своим сыном Елеазаром. Но уже никогда не спустился. 30 дней народ оплакивал Аарона.
По преданию, гробница Аарона до сих пор находится в аравийской пустыне, на юге от Палестины, вблизи древнего идумейского города Petra. Эта местность у арабов зовётся Джебль неби Гаруна, т. е. Гора пророка Аарона.

Аарон канонизирован Русской Православной Церковью.
Церковь вспоминает Аарона в круге церковных Богослужений несколько раз в году. Ему молятся для вразумления и покровительства в священническом служении, о даре красноречия, просят помощи понять волю Божию о себе, умиротворить враждующих.

Молитва пророку и первосвященнику Аарону.

О, святый славный пророче и первосвященниче Божий Аароне! Архиерейским служением своим первосвященство великаго Архиерея Христа Сына Божия прообразовавый и жертвами непорочными Его жертву на крестном алтаре за весь мир провозвестивый. Ныне мы искупленные Его честною Кровию восхваляем тя и просим. Твоим предстательством у престола Всевышнего испроси нам вся потребная в жизни сей и душам нашим полезная. Пастырям нашим испроси мудрости и ревноси по Бозе, попечения о словесных овцах, воинству нашему победу на враги даруй, младенцы возрасти, юных во благочестии и целомудрии воспитай, супругам согласие и мир ниспошли, старых поддержи, немощных исцели и во вражде сущия умири. Всем же нам подай в Православной вере утверждения и мирную непостыдную кончину христианскую и Святых Таин причастну. Да благочестно пожив веце сем, сподобимся достигнути вечнаго Небеснаго Царствия идеже ты ныне пребывеши со сродником твоим великим Моисеем и сродницей твоей святой Мариамною и тамо со всеми святыми прославлять Святую Троицу во веки веков. Аминь.

  • Аарон Библейская энциклопедия
  • Аарон Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Аарон Православная Богословская энциклопедия
  • Жезл Аарона Словарь библейских образов
  • Аарон Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
  • Аарон Богословско-литургический словарь
  • Священники в истории Израиля

Ааро́н – († 1445 до Р.Х.) первый ветхозаветный первосвященник, брат пророка Моисея, потомок Левия, сын Амрама и Иохаведы (Исх. 6:20; Числ. 26:59). Бог назначил Аарону говорить к народу вместо его косноязычного брата, Моисея. Аарон должен был стать «устами» Моисея (Исх. 4:16) и его пророком (Исх. 7:1). Аарон был первым первосвященником и основателем единственного законного рода священнослужителей. Моисей получает от Бога повеление посвятить Аарона и его сыновей в священники. Потомки Аарона получили право наследовать первосвященство (Исх. 29:29). Предназначение священников и их обязанности, права на жертвоприношения и их обеспечение устанавливаются Самим Богом (Числ. 4:18). Священников Израиля называли «домом Аарона» (Пс. 117:3).

В Новом Завете образ первосвященства Аарона раскрывается с двух сторон.

Во-первых, говорится о первосвященстве Аарона как прообразе Первосвященства Иисуса Христа. Подобно Аарону, Иисус Христос не присвоил Себе служение первосвященника, но был призван Богом: «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Евр. 5:4-5). Подобно Аарону, Иисус Христос должен был принести жертву за грехи для умилостивления: «Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи» (Евр. 5:1).

Во-вторых, указывается на преимущество первосвященства Иисуса Христа, Который, Сам будучи совершенным Богом и совершенным человеком, единожды принес совершенную Жертву за грехи – Самого Себя. Как Сын Божий Он есть: «Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного» (Евр. 7:26-28).

В Новом Завете первосвященство Христа сравнивается с первосвященством Мелхиседека, которому отдается преимущество в сравнении с первосвященством Аарона.
Мелхиседек («Царь правды») – царь и первосвященник Салима, отождествляемого в Пс. 75.3 с Иерусалимом, вышедший с дарами навстречу Аврааму после его победы и благословивший его. Как священник Мелхиседек выше священников-левитов, ибо в лице своего прародителя Авраама сыны Левия почтительно склонились перед ним, получили его благословение и принесли ему дань. Он прообраз благодатного Первосвященства Иисуса Христа, превышающего ветхозаветное священство по чину Аарона. Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос есть Царь и Первосвященник (Зах. 6:12, 13), Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос несравненно и выше Авраама или его потомков. Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос представляется без отца, без матери, без родословия, не имеющим ни начала дней, ни конца жизни (Евр. 7:3).

«Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. И как сие было не без клятвы, ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, то лучшего завета поручителем соделался Иисус» (К Евреям 7:14-22).

Скачать эту статью

Народ Израиля много веков томился в египетском плену. Для того чтобы спасти его, Господь послал пророка Моисея. Моисей не умел красиво говорить и поэтому хотел отказаться исполнить это поручение Господа.

Чтобы этого не произошло, Бог указал ему на его родного брата Аарона. Он стал «устами его» и говорил перед египетским народом и фараоном за Моисея.

Аарон — потомок Левия

Аарон — брат и помощник пророка Моисея. В переводе с греческого его имя означает «высокий», «гора света», «учитель». Оно известно на Востоке как аналог популярного имени Гарун.

Аарон в Киевской псалтири 1397 год. Первосвященник Аарон — брат пророка Моисея. Аарон старше Моисея на три года

Родился праведник в 1574 году в Египте, где израильский народ находился в египетском плену. Он потомок Левия. Его отец Амрам, а мать Иохаведа.

Аарон старше своего брата пророка Моисея на три года, при этом младше сестры Мириам.

Аарон был старше пророка Моисея на 3 года.

Брат пророка Моисея известен тем, что он стал первым ветхозаветным первосвященником и основал линию еврейских священников, которыми стали его дети и потомки.

Он женился на Елисавете, дочери Аминадава и сестре Наасона. Она происходит из колена Иуды.

Его четырёх сыновей звали: Авиуда, Надава, Ифамара и Елеазар. Из них в живых осталось всего двое. Остальные поражены Господом за нарушение священнических правил — их поглотила трещина в земле.

Жизнь Аарона описана в Торе и Ветхом Завете

В Библии, в Ветхом Завете, Аарону, отводится второстепенная роль. Главным действующим лицом везде выступает его брат, пророк Моисей.

При этом он активно участвовал во всех событиях, связанных с освобождением израильского народа из египетского плена, творил вместе с ним чудеса и участвовал в ниспослании на Египет некоторых из египетских казней.

Кроме того, Аарон первый библейский священник и все его потомки стали священниками Израиля.

Скиния. Мануил Панселин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон. Начало XIV в

Сведений о молодости Аарона не сохранилось, но из рассказа о молодых годах Моисея известно, что пророка взяли на воспитание при дворе фараона как приёмного сын его дочери.

Его же старший брат в это время находился на восточной окраине Египта среди израильтян, томившихся в плену.

Естественно, что он не получил хорошего образования, но при этом отличался красноречием.

Моисей же, наоборот, косноязычен и поэтому отказывался исполнить поручение Господа освободить народ Израиля от Египетского плена.

Видеоролик Аарон. Лекция. На 5 минуте 22 секунде говорит о том, что Аарон всегда был рядом с Моисеем.

Чтобы побудить Моисея исполнить свою волю, Бог указал на Аарона и сказал Моисею, что он будет говорить за него перед фараоном и египетским народом. Именно поэтому он назван Богом

«… устами Моисеевыми и пророком его».

(Исх. 4.:16, Исх. 7:1)

При этом необходимо отметить, что Моисее, несмотря на косноязычие, всегда оставался центральной фигурой и всегда разговаривал с народом самостоятельно.

Жезл Аарона поразил египетского фараона, и он отпустил евреев из плена

Когда Аарону исполнилось 83 года, он встретился с Моисеем в пустыне для того, чтобы выступить перед старейшинами египтян и перед фараоном.

Такое выступление потребовалось для того, чтобы просить их отпустить евреев из египетского плена.

Им предстояло служить Богу в Иерусалимском Храме. Именно в это время ветхозаветный пророк Моисея совершил своё первое чудо.

Аарон. Роспись в апсиде Часовни пророков и святых монастыря вмц. Екатерины на Синае. Сер. XV в. С помощью своего жезла первосвященник Аарон сотворил чудо: превратил его в змею

Дело в том, что фараон не поверил словам Моисея и Аарона и отказался отпустить евреев в Израиль. Для того чтобы показать ему могущество Господа, Аарон превратил свой жезл в змею.

Египетские чародеи сотворили такое же чудо и Господь, доказывая своё всемогущество, через Аарона приказал ему поглотить жезлы факиров. Это произошло и повергло фараона в страх перед могуществом Божьим.

Жезл Аарона с его помощью на Египет были наведены первые три казни

В дальнейшем, при помощи жезла первосвященник навёл три первые казни на египтян.

Далее наказывал их уже сам Моисей, и жезл мог осуществлять чудеса только в его руках. Пример этому — рассечения Красного моря.

При этом Аарон поддерживал руки Моисея вместе с Ором во время молитвы пророка при битве израильтян с амаликитянами, то есть оставался его ближайшим помощником.

Когда Моисей опускал руки, израильтяне начинали проигрывать, если же руки молящегося подняты, побеждал Израиль.

После того, как фараон отпустил евреев в Израиль, он повелел посвятить Аарона в первосвященники

При заключении Моисеем Завета с Господом он не присутствовал на месте нахождения Божества, но сопровождал его вместе с 70 старейшинами и своими сыновьями Надавом и Авиудом при восхождении на гору Синай.

Туда Господь допустил только Иисуса Навина и сам Моисей. После того как пророк снова поднялся на гору, он назначил Аарона и Ора вершить суд и следить за народом.

Гора Синай. На неё поднялся пророк Моисей для получения им от Господа Скрижалей Завета. Следить за народом и вершить суд он поручил Аарону

Во время отсутствия Моисея, который пребывал на Синайской горе для того, чтобы получить от Господа скрижали Завета, Аарон провинился перед Господом и преступил его заповедь «Не сотвори себе кумира».

Уступая просьбам народа, он изготовил золотого тельца. Дело в том, что израильтяне хотели видеть видимое изображение Бога, освободившего их из египетского плена.

После этого в народе начал свирепствовать мор: так Господь наказал преступивших Его Завет. Аарона же из-за заступничества Моисея перед Богом он не затронул.

Поклонение золотому тельцу, Никола Пуссен, 1633 год

Далее, в течение 40 дней Господь дал Моисею несколько поручений, среди которых находилось поручение призвать к священнической службе колено Левино.

Моисей лично помазал Аарона в первосвященники.

Его облачили в одежды священника, и Моисей рассказал ему о его обязанностях.

При этом они, а также права священников и порядок совершения жертвоприношения установлены самим Господом, архимандрит Никифор утверждает, что это произошло в 1490 году до нашей эры.

Именно поэтому отступление от этих правил жестоко каралось.

В сам день посвящения Наддав и Авиуд совершили жертвоприношении недозволенным Господом способом.

«… Принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им».

(Лев. 10.1)

За это они сожжены Божьем огнём, при этом Аарон молча принял такое наказание, которое потребовалось чтобы показать, что священники должны серьёзно и внимательно относиться к своим обязанностям.

Преимущества в священстве колена Левина подтвердил Моисей

Когда шёл второй год странствования по египетской пустыне первосвященник выступил против Моисея.

Он присоединился к сестре пророка Мириам, которая утверждала, что пророк имеет особое положение перед Богом. Кроме того, они укоряли Моисея, который взял в жёны эфиоплянку.

Скорее всего, инициатором выступления стала Мириам, ведь недаром Господь наказал её проказой. Аарону приходится просить Господа о том, чтобы он исцелил её.

Сам он покаялся в грехе и не пострадал от болезни потому, что его защитил священнический сан.

Аарон с расцветшим жезлом, миниатюра из Speculum humanae salvationis, 1450 год. Для того чтобы повторно подтвердить первосвященничество Аарона, господь заставил цвести его жезл

В это же время произошло восстание Корея, Дафана и Авирона. Восставшие выступали против Моисея, а также оспаривали закрепление за потомством Аарона права на священство. Бунтовщики погибли.

Их поглотила разверзнувшаяся бездна, а народ обвинил Моисея и Аарона в этом. Чтобы прекратить волнение среди евреев, Господь наслал на них мор. Аарону пришлось принести жертвоприношение, чтобы прекратить его.

После этого события Господь ещё один раз подтверждает первосвященство Аарона. Он совершил чудо, заставив цвести жезл Левия, который носил на себе имя Аарона.

Аарон и Моисей не вошли в землю обетованную

Аарон и Моисей не вступили в землю обетованную. Дело в том, что пророк проявил нетерпение в Кадеше или Мерибе.

Это произошло тогда, когда израильтяне последний год блуждали по пустыне. Это безлюдная и безжизненная местность. Здесь отсутствовала вода и растения.

Иссечение Моисеем воды из скалы. Автор принадлежит к Школе Рафаэля. Ослушавшись Господа и ударив по скале жезлом два раза для получения из неё воды, Моисей потерял возможность войти в землю обетованную

Так как народ стал роптать, Моисей решил извлечь воду из скалы. При этом он просил помощи у Господа, и он сказал ему приказать скале, чтобы из неё начала течь вода.

Пророк же ослушался Господа и использовал свой жезл. Он ударил им два раза по скале. Таким образом, он использовал Благодать Божию без Его разрешения.

В наказание Аарону, который неоднократно ослушался Бога и Моисею, поддавшегося на его уговоры и извлекшему из скалы воду с помощью жезла Господь запретил входить в землю обетованную, куда они выели народ Израильский.

«За то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему».

(Чис. 20:8-12)

За ослушание Бога Аарон лишился звания священника.

Что же касается Аарона, Господь наказал его отдельно: Он повелел Моисею взойти на гору Ор с Аароном и его сыном Елеазаром.

Здесь ветхозаветный первосвященник потерял своё священничество. Моисей снял с него одеяние священника и передал их его сыну.

Вид на могилу Аарона с воздуха. Гора Ор, Иордания. По одной из версий, здесь умер первосвященник Аарон

Существует две версии смерти Аарона.

Первая говорит о том, что он умер на горе Ор. На этом момент его возраст насчитывал 123 года. Народ Израиля плакал о нем в течение 30 дней.

30 дней столько дней народ Израиля плакал о смерти Аарона

Вторая же версия говорит о том, что праведник скончался в Мосере, где его и похоронили. Между вершиной и городом насчитывается всего семь дневных переходов.

Поминание первосвященника в православии

В поместных православных Церквах праведного первосвященника отдельно не почитают. Поминание его имени происходит совместно с именами других ветхозаветных праведников.

Обычно оно встречается в службах Недель праотец и отец в преддверии Рождества Христова.

Это две последних недели, то есть воскресенья Рождественского поста. Они посвящены воспоминаниям о прародителях Спасителя и о всех ветхозаветных праведников, ожидавших Его пришествия.

20 июля день памяти Аарона

Кроме того, также поминают праведника вместе с пророком Моисеем в первую неделю Великого поста.

Большинство старых месяцесловов говорят о дне Аарона, упоминая 20 июля.

Прав. Аарон. Фрагмент русской иконы, из иконостаса Рождественского собора Ферапонтова монастыря. 1502 год. Обычно праведника Аарона изображают в виде старца с длинной борой, держащим свиток

Что же касается икон пророка, то они обычно изображаются в ряду сцен Исхода. Одно из таких изображений сохранилось в синагоге Дура-Европос, что в Сирии.

Роспись относится к 245-250 годам нашей эры и на ней изображен старец.

Он облачён в одежды первосвященника: ефод, наперсник, поддир, кидар — головной убор. Находится праведник внутри Храма, в котором хранился Ковчег завета.

В ранних же памятниках изобразительного искусства Византии изображение Аарона можно увидеть в виде юноши в античной одежде. Устойчивое же его изображение складывается в иконописи в IX-XI веках.

Для него характерно наличие изображения седовласого старца. Он с длинной бородой и держит в руках жезл, кадило или же ларец. Одет он в одежды священника.

Св. Праотец Аарон, врата иконостаса. Успенская церковь в усадьбе Демьяново. Часто на иконах праотца Аарона он изображается с жезлом и одетым в священнические одежды

Иногда можно увидеть изображения, в которых описываются те или иные события из жизни пророка.

Например, распространён сюжет, в котором жезл Аарона превращается в змею. Кроме того, часты изображения первосвященника вместе с Моисеем. На иконостах он обычно изображается в пророческом ряду.

Почитание Аарона в иудаизме и исламе

Кроме христианской церкви Аарон почитается в иудаизме и исламе. Иудеи считают, что первосвященник — это предвестник прихода Мессии.

Кроме того, в сочинениях раввинов подчеркивается, что брат Моисея имел очень кроткий нрав. Он считался миротворцем, за это его Господь и сделал первосвященником.

Иудейский первосвященник. Иллюстрация XIX века. Господь сделал через пророка Моисея Аарона первосвященником за его кроткий и миролюбивый нрав

Иудеи и ранние христиане считали, что смерть Аарона и наказания за его проступки произошли вследствие действия первородного греха.

То есть пророка нельзя назвать греховным. «Змей» искусил его на ослушание Божьей Воли. О смерти первосвященники израильтяне горевали больше чем о смерти Моисея.

Харун ибн Имран так называли Аарона мусульмане, что означает старший брат Муссы или Моисея

Мусульмане называют его Харун ибн Имран, то есть старший брат Муссы или Моисея. Коран следует традиции отображения Аарона как помощника косноязычного Моисея.

При этом в исламе не признаётся тот факт, что золотого тельца для поклонения создал он. Вся вина за этот поступок возлагается на неизвестного самаритянина.

Ааронова могила почитается представителями трёх религий

Под Ароновой могилой понимают гору Джабаль-Харун или гору Аарона. Она находится на расстоянии в пять километров западнее города Петра Набетская, что в Иордании.

Иосиф Флавий, известный римский историк, считал, что она тождественна библейской горе Ор, где праведник умер в возрасте 123 года.

Арабы до сих пор почитают это место, приходят к ней так же иудеи и христианские паломники.

Исламское святилище XIV века над могилой Аарона на вершине горы Аарона (Джабаль-Харун). В наше время на вершине горы Ор, где умер праведный Аарон расположено исламское святилище

В 1999 году на вершине горы провели археологические раскопки под руководством финского археолога Яаако Фрёсина.

На имеющихся развалинах церковного комплекса обнаружены остатки византийской базилики. Её упоминает папирус, относящийся к VI веку.

В нём говорится о том, что это «дом Аарона». Также нашли остатки капеллы, на постаменте которой существует греческая надпись «ΑΑΡΩΝ».

Кроме того, на горе стоит мечеть, которую, скорее всего, перестроили из христианского храма периода правления византийского императора Юстиниана.

Аарон — родной брат Моше Рабейну. Великий мыслитель, пророк, первый в ряду первосвященников Храма, прямой предок всех священников-коаним. Вместе с Моше сыграл ключевую роль в еврейской истории — при Исходе из Египта и за сорок лет блуждания по пустыне.

Аарон был на три года старше брата. Все время, проведенное Моше в доме фараона в качестве приемного сына его дочери, Аарон оставался в среде евреев. Отличался красноречием и способностью увлечь за собой людей. Вместе с Моше участвовал в переговорах с фараоном в попытке уговорить того отпустить евреев. Именно руками Аарона были «устроены» три первых удара по Египту. Аарон упоминается среди помощников Моше в битве против Амалека. В дни получения Торы на горе Синай, оставался в еврейском стане (пока его брат пребывал на горе), где безуспешно пытался отговорить народ от участия в грехе «золотого тельца».

Умер Аарон на подходе к Святой земле.

Дадим перевод «драши» (комментария) на его смерть. Написано: (Бамидбар 20:29): «И оплакивал Аарона тридцать дней весь дом Израиля». Весь дом Израиля — то есть все евреи. Так не сказано о смерти Моше. Получается, что Моше оплакивали не все? Да, не все, ибо он был судьей Израиля, а судье приходится разбирать тяжбы между истцами и ответчиками, после чего кто-то из них может остаться недовольным. Но Аарон не был судьей. За всю жизнь он никому не сказал тяжелых слов «ты согрешил». Более того, его отличительной чертой было миролюбие: он любил мир, жил в согласии со всеми и творил мир — то есть мирил поссорившихся.

Аарон был приветлив даже с грешниками. После встречи с ним самые нечестивые раскаивались в содеянном, ибо им было стыдно глядеть в глаза праведника Аарона. Что касается поссорившихся, то с ними Аарон поступал так. Шел к одному и говорил: «Послушай, сын мой, твой друг признался мне, что ему стыдно, но он не знает, как попросить прощение». После таких слов из сердца человека уходила ненависть к товарищу. А Аарон шел ко второму, чтобы сказать те же слова. В результате оба мирились.

Когда Аарон умер, скорбел «весь дом Израиля», ибо все знали, что потеряли великого миротворца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *