Абсолют философия

Важнейшей целью и задачей философской теологии является стремление создать учение о Боге сугубо философскими средствами, отталкиваясь от рассуждений о мире и «естественных» данностях человеческого существования. Во множестве теоретических построений понятие «Бог» наполнялось различным смысловым содержанием. Среди основных типов философской концептуализации этого понятия можно выделить, в первую очередь, философско-теистическое, являющееся основным или базисным для европейской мысли. Кроме того, существуют альтернативы такому пониманию в той или иной форме: концепции безличностного Бога или иеперсонализированного Абсолюта (Бог как субстанция, Бог как монада монад, Бог как безличный разум), характерные для рационалистической метафизики Нового времени и эпохи Просвещения, а также концепции развивающегося Абсолюта, получившие распространение в XIX и XX вв.

Бенедикт

Спиноза

Классическая концепция безличностного Бога, понимаемого в качестве идеальной субстанциальной основы мира, представлена у Бенедикта Спинозы (1632—1677). Субстанция определяется мыслителем как причина самой себя, то, что существует через само себя и познается из самого себя. Субстанция существует только одна, Бог Спинозы — бесконечная безличная сущность, бытие в качестве начала и причины всего сущего. Бог есть имманентная причина всех вещей, поэтому в природе вещей нет ничего случайного, все, что существует, существует в Боге и зависит от него, все процессы происходят в силу абсолютной необходимости.

Лейбниц развивает учение о множественности духовных единиц бытия или субстанций-монад, лежащих в основе мира, поэтому понятие субстанции у него приобретает плюралистический характер. Бога он называет Единым Существом, владыкой универсума, последней причиной всех вещей. Бог у Лейбница есть первичная монада, или монада монад, все бесчисленное множество монад произведено Богом путем собственных «беспрерывных излучений». В Боге, как в источнике и необходимой субстанции, находится последняя причина вещей и все многообразие возможных изменений. Бог есть достаточное основание для всего этого разнообразия, не только существующего, но и возможного. Бог является основой взаимной согласованности монад, поскольку развитие каждой из них находится в полном соответствии с развитием других и всего мира в целом. Лейбниц называет такую гармонию монад предустановленной, мыслимой Богом до того, как он сотворил данный мир как «наилучший из всех возможных». Лейбниц дает одну из первых рационалистических концепций христианской Троицы. Первое лицо Троицы — Бог как всемогущество, которое есть источник всего, второе лицо — Логос как знание, содержащее в себе все разнообразие идей, третье лицо — воля, производящая изменения сообразно началу наилучшего.

Для Иоганна Готлиба Фихте (1762—1814) Бог есть изначально абсолютное «Я» как абсолютный субъект, из которого выводятся как все познавательные способности человека, так и порождаемый деятельностью абсолютного «Я» внешний мир. Кроме того, Бог и безусловный, абсолютный моральный миропорядок, который пронизывает собою всю эмпирическую реальность, и лишь благодаря этому она обретает свой истинный смысл.

Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг

Если в своем понимании Бога Фихте отталкивался от представления об абсолютной субъективности, то Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775—1854) вновь возвращается к понятию субстанции, однако под влиянием взглядов Бруно и Кузаиского воспроизводит такую структуру Абсолюта, благодаря которой он оказывается способным не впадать в «абсолютно необходимое» бытие, как это было у Спинозы. У Николая Кузан- ского Бог есть совпадение всех противоположностей, в том числе и противоположности завершенности и становления. Абсолют Шеллинга является тождеством субъективного и объективного, не есть ни дух, ни природа, но безразличие обоих, содержащее в себе возможность всех вообще определений. К Богу применим принцип саморазвития, в процессе которого происходит самопознание, последовательное развертывание божественных потенций, принимающих образы Бога-Отца, Бога- Сына, Святого Духа. Жизнь Божества представляет собой историю движения от чистой потенциальности Бога-Отца, первоначального основания или единства, замкнутого Бога к процессу актуализации потенциальности Богом-Сыном и к высшей актуальности в Духе, когда ничто уже не останется замкнутым и Бог будет раскрыт во всем. Шеллинг вводит представление о Божественном всеединстве, развитие которого к конечной цели проходит через три мировые эпохи (зоны).

В философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831) Бог как Абсолютная Идея понимается в качестве субъект-субстанции, которая сама в себе различается и развивается, раскрывается в развитии мира, в природе, всемирной истории. Бог есть в себе и для себя всеобщее, всеохватывающее, сознание Бога есть абсолютная мощь и субстанция, основа, которая остается всецело имманентной своим дальнейшим определениям, из нее исходит и в нее возвращается все богатство естественного и духовного мира. В силу противоречия, внутренне присущего абсолютному первоначалу, всеобщая субстанция развивается, диалектически реализуясь, формообразуется и двигается к достижению Абсолютного Духа, т.с. к постижению самое себя. Мировой Дух «сам себя производит» в процессе восхождения но ступеням, в результате саморазвития бытие становится мышлением, а мышление обретает бытие. Сущность саморазвивающегося Мирового Духа Гегель видит в свободе, и сама история Абсолютной идеи предстает как прогресс духа в сознании свободы. В гегелевской интерпретации Троицы «царство Отца» — бытие Бога до сотворения мира, сфера логических категорий, «Царство Сына» — сотворенный мир (и природы, и сотворенного духа), «царство Духа» представляет собой синтез первых двух.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Анри

Бергсон

О процессуалъпости Божественного бытия говорит и Анри Бергсон (1859—1941). Бог, как утверждает мыслитель, — это процесс, а не вневременная субстанция. Бог как источник творческой эволюции вселенной не имеет в себе ничего законченного, он есть непрекращающаяся жизнь, действие, свобода. Бог изливает из себя дух, который Бергсон называет или сверхсознанием, или «жизненным порывом». Бог — это творческая сила, из которой происходит жизнь и все, что в ней, — это усилие, создающее жизнь и являющееся бытийным основанием для самой длительности и жизни. Бергсон описывает процесс непрерывного творческого обогащения бытия, включающего и самого Бога, и все им созданное. Свою концепцию творческой эволюции Бергсон противопоставляет как механистическому, так и телеологическому ее пониманию, развитие не должно быть предопределено ни прошлым, ни будущим, это развитие абсолютно свободное в каждый следующий момент времени, и поэтому существует абсолютная открытость будущего даже и для Бога.

Концепция развивающегося Абсолюта представлена и в работах позднего Макса Шелера (1874—1928). Если для раннего Шелера характерен скорее теистический подход к пониманию Бога, связанный с представлением о бесконечном личностном духе и основе божественного ценностного универсума, то в поздний период он именует Абсолют Первосущным бытием, имеющим два атрибута — дух и порыв, которые находятся в состоянии изначального напряжения, преодолеваемого в мировом процессе. Атрибут духа в основе бытия изначально не обладает никакой мощью и силой, по Шелеру, ему противостоит слепой к идеям и духовным ценностям, но всемогущий по силе порыв. Мировой основе, поскольку она включает в себя изначально и небожественный принцип, только предстоит в мировом процессе стать Богом, и в этом процессе бессильный дух, не имеющий собственной энергии, поставляет первоначальным силам и жизненным импульсам порыва сублимирующие их идеи и образы. Это происходит до тех пор, пока не завершится достигающее все более высокого уровня взаимопроникновение духа и порыва, в котором порыв одухотворяется, а дух оживотворяется. Шелер подчеркивает особую роль и сопричастность человека этому иерархическому порядку становления Первосущного, стремящегося к полному самосознанию и самопостижению.

Макс

Шелер

Философско-теистическое понимание исходит из представления о Боге как бесконечной божественной личности, трансцендентной миру, сотворившей его в свободном акте воли и свободно действующей в мире, проявляющей постоянное попечение над миром (провидение). Трансцендентный Бог мыслится как источник бытия всех вещей, все исходит из него как первопричины и влечется к нему как последней цели. Богу, с точки зрения философско-теистического понимания, традиционно приписываются атрибуты вневременное™, нематериальное™, простоты, неизменности, всемогущества, всеблагости, вездесущности, всеведения. Бог есть абсолютная, совершенная, безусловно-свободная личность, обладающая разумом и волей, с совершенным разумом в Боге соединяется безграничная любовь, Он может свободно вступать в отношения с личностью человеческой.

Многие теологи XX в. привносят в такую трактовку те или иные особенности, вызванные желанием дать такую интерпретацию классическим теологическим понятиям, которая сделала бы их близкими и понятными современному сознанию.

Концепция католического теолога Карла Ранера (1904—1984) отличается ярко выраженной темпо- ральностью: обращенность к будущему является центральным пунктом его рефлексии. Бог как абсолютная полнота бытия, смысла, истины и добра является конечной целью всего существующего,

Карл

Ранер

Бог предстоит как абсолютное будущее и реальная возможность, которая предложена человеку. Абсолютное будущее — это направление и источник силы для движения, оно должно быть абсолютной полнотой действительности как опора динамики будущего. Эта первичная целостность абсолютного будущего никогда не может быть выражена посредством определений, почерпнутых в посюстороннем категориальном опыте. Бог остается, прежде всего, тайной безграничной полноты, по сути своей трансцендентный и приобщающий к Себе абсолютное будущее человека.

С точки зрения философско-теистического понимания, в трактовках Бога как Абсолюта рационалистической метафизики нет признаков Бога

Живого, немыслимо возлагать на такого Бога надежду и обращаться к нему с молитвой. Характерной чертой для религиозно-философской мысли XX столетия становится понимание Бога как вечного «Ты».

Мартин

Бубер

Мартин Бубер (1878—1965) утверждает, что Бог есть тайна самоочевидного, которая ближе ко мне, чем мое Я. Он есть для нас непосредственно, изначально и вечно в отношении к нам Сущее; оправдано лишь отношение к нему, но не высказывание о нем. Бубер выделяет в Едином Боге две ипостаси: «Бог в себе» и «Живой Бог», Вечное Ты, открывающееся человеку. Вера, по Буберу, — не словесная формула, а жизнь под взглядом Бога. Поэтому мыслитель отличал живую религиозность от религии, которая может исказить лик Божий. Вырождение религий означает все более убывающую силу отношения, задавленную объективностью, когда все труднее изречь Богу Ты.

Во второй половине XX в. многие мыслители пытались понять и с религиозной позиции дать оценку трагическим событиям Холокоста, в результате чего появилась и идея «смерти Бога» Р. Рубинштейна, и представление о присутствии страдающего Бога в нашем мире, и утверждение Э. Берковица о молчащем и ограничивающем свою власть Боге, «скрывающем Свое лицо» без какой-либо вины со стороны людей.

Эммануэль

Левинас

Лицо Бога, который заповедует, скрывая себя, описывается и в философии Эммануэля Левинаса (1906—1995). Для него Бог есть Абсолютное прошлое, Абсолют, ушедший по ту сторону бытия, — это высшая доброта, отказ осмелиться и отступление, подобное прощанию, обозначающему себя, став инкогнито в противостоящем лике. Левинас в своих работах отталкивается от каббалистической традиции, согласно которой Абсолют (Эн Соф) уходит в себя, оставляя космос, в котором мир может появиться как нечто самостоятельно существующее. Мыслитель говорит, что Бесконечное устремляется из онтологического пространства, чтобы освободить место для отделившегося бытия. Такое творение разрывает путы системы и делает возможной свободу. В интерпретации Бога Левинас использует концепцию диахронического этического времени: Бог мыслится как абсолютно отсутствующий, предшествующий по отношению к не вмещающему его миру, невыразимый в категориях Бытия и структуры. Бог показывается лишь через след, который не только ведет к прошлому, но является самим пропуском в прошлое, где вырисовывается вечность, абсолютно прошлое, объединяющее все времена.

Как видно, под влиянием различных факторов и условий трансформируется язык современной философской теологии и образ Бога чаще понимается и воспринимается в новых формах, выражается в категориях, отвечающих новой культурной ситуации и вызовам времени.

Философское учение о Боге опирается на утверждение о том, что оно обусловлено и опосредовано познавательными возможностями человека, должно исходить из доступной философскому опыту действительности мира и человека. Различные религиозно-философские концептуализации понятия Бога являются разнообразными попытками построить «образ» бесконечного, их авторы по-разному подходят также и к пониманию проблемы принципиальной возможности познания Бога. Для мыслителей интуитивистской ориентации более близким является апофатический подход или метод, предполагающий, что о Боге как беспредельном и бесконечно полном ничего определенного сказать нельзя, кроме того, что он есть. Лпофатическое, таинственное и неизреченное познание Божества предполагает, что Бог не может быть охвачен человеческой мыслью или описан словом, Его невозможно постичь в формах образного знания, знаках и понятиях, но его можно непосредственно пережить как нечто прямо данное нашей совести, интуиции, вере. Катафатический (положительный, утвердительный) подход, близкий, по преимуществу, представителям рационалистической метафизики, подразумевает, что Бог обладает множеством совершенств и разные атрибуты Бога могут быть перечислены и частично познаны людьми по его проявлениям. С такой точки зрения, задача разума состоит в том, чтобы синтезировать отдельные схваченные в рассудочных абстракциях черты абсолютной реальности в единый целостный образ. Для катафатического подхода характерно также создавать или варьировать уже имеющиеся доказательства бытия Бога.

АБСОЛЮТ (лат. absolutus — безусловный, неограниченный, безотносительный, совершенный) — вечная неизменная первооснова мира, первоначало всего Сущего, которое мыслится единым, всеобщим, безначальным, бесконечным и противостоит всякому относительному и обусловленному Бытию. Термин А. впервые был применен в конце 18 в. М.Мендельсоном и Ф.Якоби, которые использовали его для обозначения категории «Бога, или Природы» в философии Спинозы; введен в широкое употребление Шеллингом (1800). Синонимы: Абсолютный Дух, Абсолютная идея, Беспредельность, Абсолютный Разум, Мудрость, Абсолютное Сознание и Абсолютное Бытие. А. в религиях — Божество; в философиях — Абсолютная идея или Материя; в искусстве — Красота; в науке — истинное знание; в жизни человека — достижение идеального Совершенства. В религиях понятие Бога тождественно с понятием А.: христианство- Бог Отец и Христос; мусульманство — Аллах; индуизм — Брахман; буддизм — Ади-Будда; даосизм — Дао и т.п. Понятие А. было распространено в различных версиях и в философских системах: у Пифагора это Единица; у Платона — Единое или Благо; у Конфуция — Поднебесная; у Аристотеля — «Перводвигатель»; у Шанкары — Брахман; у Фихте — Абсолютное «Я»; у Гегеля — Абсолютная идея. Ведущее значение категория А. приобрела у Брэдли и сторонников абсолютного идеализма, отождествляемая с идеей всеобщей гармонии или мирового целого, которое заключает в себе субъект и объект в нерасчлененной форме и познается «непосредственно опытом». В учении Агни Йоги А. тождественен понятию Беспредельности. В религиозно-философских мистических учениях (неоплатонизм, йога, суфизм, исихазм) А. представляется Непостижимым, Неизреченным, Неведомым. Для Плотина и Шанкары А. не есть нечто данное как объект, А. постигается непосредственным контактом, который является более высоким, чем познание и опыт. Шанкара выступает против любой попытки постигнуть А. В тот самый момент, когда мыслится об А., он становится частью мирового опыта, что невозможно. Но А. — реален и присутствует. Он — неощутим, но Он есть. Определенный А. — это воплощенный Бог, Ишвара (ср. Кришна, Иисус Христос). А. — неизрекаем. В неисчерпаемости, незавершенности и беспредельности самой категории А. и его синонимов — одна из гарантий постоянного развития философии. (см. также: АБСОЛЮТНОЕ и ОТНОСИТЕЛЬНОЕ, АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ).

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. Абсолют — См. Абсолютный и Гегель. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  2. абсолют — абсолют I м. 1. Некая абстракция, недостижимая в реальном мире. 2. Что-либо самодовлеющее, независимое от каких-либо условий или отношений. II м. Вечная, неизменная первооснова всего существующего — Бог, дух, идея и т.п. Толковый словарь Ефремовой
  3. абсолют — -а, м. В идеалистической философии: вечная, неизменная первооснова всего существующего (дух, идея); в религии — божество. — философский идеализм есть одностороннее, преувеличенное — развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон… Малый академический словарь
  4. Абсолют — (лат. absolutum — независимое, ничем не обусловленное) — филос. термин, означающий высшее, совершенное начало, имеющее источник своего существования в себе самом. Понятие А. как высшего начала имплицитно присутствует в филос. Католическая энциклопедия
  5. абсолют — АБСОЛ’ЮТ, абсолюта, ·муж. (от ·лат. absolutus — самостоятельный) (филос.). Первопричина, основное начало всего существующего. Толковый словарь Ушакова
  6. АБСОЛЮТ — АБСОЛЮТ (от лат. absolutus — безусловный, неограниченный) — англ. absolute; нем. Absolut. В идеалистической философии и религии безусловное совершенное начало бытия, свободное от к.-л. отношений и условий. Социологический словарь
  7. абсолют — Абсолюта, м. (филос.). Первопричина, основное начало всего существующего. Большой словарь иностранных слов
  8. абсолют — АБСОЛЮТ, а, м. (книжн.). 1. В философии: вечная, неизменная первооснова всего существующего (дух, идея, божество). 2. Нечто самодовлеющее, независимое от какихн. условий и отношений. Возвести что-н. в а. Толковый словарь Ожегова
  9. АБСОЛЮТ — АБСОЛЮТ (от лат. absolutus — безусловный, неограниченный) — в философии и религии — безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношений и условий (бог, абсолютная личность — в теизме, Единое — в неоплатонизме и т. п.). Большой энциклопедический словарь
  10. АБСОЛЮТ — АБСОЛЮТ (от лат. absolutus – законченный, завершенный, полный; совершенный; независимый, самостоятельный; несвязанный, свободный; неограниченный, безусловный) – философский термин, обозначающий понятие самодостаточной, вечной… Новая философская энциклопедия
  11. абсолют — Абсолю́т/. Морфемно-орфографический словарь
  12. абсолют — орф. абсолют, -а Орфографический словарь Лопатина
  13. абсолют — АБСОЛЮТ -а; м. . Книжн. 1. В идеалистической философии: вечная, неизменная первооснова всего существующего (дух, идея). 2. В христианстве: Бог. Толковый словарь Кузнецова
  14. Абсолют — 1) А. регулярного топологического пространства X — пространство аХ, обладающее тем свойством, что оно совершенно и неприводимо отображается на X, а всякий совершенный неприводимый прообраз пространства аХ гомеомор-фен пространству аХ. Математическая энциклопедия
  15. Абсолют — (лат. absolutus – безусловный) начало безусловное, независимое в своем существовании, свободное от каких-либо ограничений: синоним Божества. Словарь по культурологии
  16. абсолют — Абсолют, абсолюты, абсолюта, абсолютов, абсолюту, абсолютам, абсолют, абсолюты, абсолютом, абсолютами, абсолюте, абсолютах Грамматический словарь Зализняка
  17. абсолют — сущ., кол-во синонимов: 7 демиург 10 законченный 61 идеал 28 логос 15 первооснова 25 совершенство 18 творец 23 Словарь синонимов русского языка

Абсолют — это категория философского дискурса (см. Философия), обозначающая всеобщую, вечную и неизменную первооснову мира (см. Мир), творческое первоначало всего Сущего (см. Сущее), которое мыслится единым, всеобщим, безначальным, бесконечным и тем самым противостоит всякому относительному и обусловленному Бытию (см. Бытие). В философский оборот термин «абсолют» был введён в конце XVIII века М. Мендельсоном и Ф. Якоби, которые использовали его для обозначения категории «Бога, или Природы» в философской системе Б. Спинозы. Затем, благодаря философским системам Ф. В. Й. фон Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля, абсолют превратился в онтологическую категорию (см. Онтология), которая обобщила такие предельно общие понятия, как «единое», «апейрон», «нус», «логос», «всё», «сущее», «субстанция», «всеобщий субстрат», «вечное», «совершенство», «максимум» и «минимум» и тому подобные. Ныне размытые представления об абсолюте широко применяются в обыденно-расширительном смысле практически во всех сферах человеческой жизни, подразумевая, как правило, идеальное, совершенное: абсолютом могут именовать физические пределы и константы (например, абсолютно-чёрное тело, абсолютная скорость света), характер социального управления (абсолютная монархия), высшие достижения в искусстве (например, абсолютный шедевр), спорте (абсолютный рекорд мира) и так далее.

В философских системах объективно-идеалистического направления наибольшее распространение получили такие понятия абсолюта как «абсолютный дух», «абсолютная идея», «абсолютный разум», «абсолютное сознание» и «абсолютное бытие», при этом из предельного совершенства абсолюта выводятся суждения о неизменности и себе-тождественности абсолюта. Философы-материалисты, напротив, чаше всего понимают под абсолютом материю, описывая материальное начало либо как неподвижную и самодостаточную сущность, либо как вечно изменяющуюся и обновляющуюся основу мироздания. В монотеистических религиозных системах, религиозно-философских и теологических концепциях понятию абсолюта соответствует представление о Боге. В религиозно-философских мистических учениях абсолют представляется «всеобщим» и «беспредельным», но при этом «непостижимым» и «неведомым».

В целом, в религиозных и философских системах сформировались несколько широко известных обобщённых образов абсолюта:

  1. Личностный Бог (религии авраамического цикла, теизм);
  2. Неперсонифицированное Бытие как абсолютный исток всякого существования (Брахман, Единый без атрибутов, Татхагата, Ци, Морфе, материя);
  3. Абсолют, внутренне присущий каждому человеку (Вечный Атман, Просвещённый Разум, Святой Дух, Абсолютное Я, Абсолютный Дух, диалектическое противоречие);
  4. Абсолютная цель (Нирвана, Параматман, Царство Небесное, коммунизм, всеобщая гармония, всеединство, истинное знание);
  5. Райский Сонм Богов, достигающих единой цели (Ками, Вакан);
  6. Абсолют, воздвигнутый на основе откровения основоположника той или иной религии, доктрины, философии (Космический Будда, Предвечный Христос, сверхчеловек, вечно живой Ленин);
  7. Абсолют как вечный закон (Рита, Дхарма, Дао, Логос, Тора, закон единства и борьбы противоположностей).

Понятие абсолюта не было дано человеческому духу изначально, оно, скорее, было лишь «задано» как цель устремлений философской мысли, движимой потребностью к познанию бесконечного. Из чего возникает такая потребность? Соответствует ли понятию абсолюта какая-нибудь реальность, то есть имеет ли оно денотат? Как должно быть построено это понятие, чтобы ему соответствовало что-либо в действительности? Насколько вообще правомерна такая постановка вопроса? Можем ли мы, не впадая в противоречие, говорить об абсолюте как о «предмете» знания? Если же противоречие должно быть признаком того, что мы находимся на правильном пути к познанию абсолюта (Гегель), то где найти критерий для того, чтобы отличить в самопротиворечивых утверждениях об абсолюте противоречия, свидетельствующие лишь об ограниченности, беспомощности и заблуждениях конечного духа, от противоречий, выражающих внутреннюю диалектику бесконечного?

При решении проблемы о принципиальной познаваемости абсолюта в религиозном и философском познании сложились два противоположных подхода:

  1. апофатический (отрицательный) подход: об абсолюте, беспредельном и бесконечно полном, ничего определённого сказать нельзя, кроме того, что он есть;
  2. катафатический (утвердительный) подход: абсолют обладает множеством совершенств (абсолютной простотой, абсолютной сложностью, способностью связывать весь универсум воедино, пребывать во всём и так далее); разные атрибуты абсолюта могут быть перечислены и частично познаны людьми.

Какой же метод познания абсолюта следует считать наиболее правильным и предпочтительным? На этот счёт существуют три основных мнения. Философы интуитивистской ориентации полагают, что абсолют невозможно постичь в формах образного знания, знаках и понятиях, но его можно непосредственно пережить как нечто прямо данное нашему восприятию, интуиции, вере. Философы-дедуктивисты, сомневающиеся в реальности феномена непосредственного знания, предпочитают говорить о логических методах познания абсолют: атрибуты абсолют выводимы из общего понятия абсолют подобно тому, как из понятия треугольника возможно выводить всю сумму свойств треугольника. Философы-эмпирики усматривают лучший способ познания абсолюта в индуктивных обобщениях фактов об удивительной целесообразности, связности и гармоничности мира.

Таким образом, основной проблемой религии и философии, вероятно, является вопрос о связи человека и абсолюта, имеющий три аспекта:

  1. существует ли абсолют?
  2. как его познать?
  3. как мы должны себя вести исходя из своих представлений об абсолюте?

Абсолю́т (от лат. «absolutus» – отрешенный, отделенный) – религиозно-философская категория, использующаяся в христианской философии и христианском богословии для обозначения совершенного нетварного Божественного бытия, противоположного относительному тварному бытию.

Абсолютное бытие по своему определению является бытием, отрешенным и отделенным от всего условного, относительного и несовершенного. Абсолютное бытие обязано своим существованием только самому себе, оно существует только благодаря собственному, а не благодаря иному бытию. Абсолютное бытие есть самосущее бытие, оно является причиной самого себя или самопричинным бытием. Абсолютное бытие – несозданное, несотворенное, неуничтожимое и неразрушимое бытие. Абсолютное бытие не имеет начала, безначально и не имеет конца, бесконечно. Абсолютное бытие ничем не ограниченно, беспредельно и вечно. Оно не подчинено пространственно-временному континууму, пребывает вне законов и свойств пространственно-временной метрики. Абсолютным бытием не может являться какое-либо явление материального мира, а также материальный мир в целом. Абсолютным бытием обладает лишь совершенно Духовное Существо – Бог.

«Бог, как Дух, отличается от всех прочих существ вообще тем, что они все ограничены и по бытию и по силам, и следовательно более или менее несовершенны, а Он есть Дух Неограниченный или Беспредельный во всех отношениях, иначе – Всесовершенный», – учит митр. Макарий (Булгаков) (Православно-Догматическое богословие. Часть I. О Боге в Самом Себе и общем отношении Его к миру и человеку). Божественное бытие всецело духовно, следовательно, не подчинено пространству и времени. Напротив, весь пространственно-временной мир подчинен совершенно духовному Богу, создан Им, существует по определенным Им законам. При этом Бог является Создателем не только грубого материального мира, но и более тонкого мира ангелов и человеческих душ. Этот мир назван духовным только условно, в силу создания по образу Божию и в силу сравнения с более грубым материальным миром. «Все по сравнению с Богом, единым только несравнимым, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно», – говорит св. Иоанн Дамаскин. Ангелы и человеческие души названы бесплотными и вещественными «только относительно: относительно к грубым телам человеческим и к грубому миру вещественному, а отнюдь не относительно к Богу – единому Духу. Един Бог – вполне Дух, – учит св. Игнатий Брянчанинов. – … Согласившись, что ангелы ограничены, необходимо должно принять и то, что они, по отношению к пространству, имеют форму, а по отношению к тонкости естества имеют известную степень этой тонкости, т.е. неизбежно суть тела, как бы эти тела ни были тонки. Форма ограниченного существа непременно обрисовывается, так сказать, самыми его пределами, оконечностями; обрисованное таким образом существо имеет свой вид. Бесконечное не подчинено никакой форме как не имеющее ни в каком направлении никакого окончания; по этой же причине оно не может иметь никакого вида. Бога не видел никто никогда (Ин. 1:18). Бесконечное существо не может быть телом, потому что оно тоньше всякой превосходнейшей тонкости, оно вполне дух. Такой Дух – Существо, несравнимое ни с каким существом созданным». Православное богословие выделяет следующие основные атрибуты духовного бытия Бога: беспредельность, самобытность, независимость, неизмеримость и вездеприсутствие, вечность, неизменяемость, всемогущество, всеведение, высочайшую премудрость, высочайшую свободу, совершеннейшую святость, бесконечную благость, бесконечное правосудие.

Абсолют христианской религии есть совершенно духовный личный Абсолют. Он – нетварное, всецело духовное личное бытие. Как личное бытие, Он не просто Дух, но Дух, обладающий Умом и Словом. Триединство Ума (Бог Отец), Слова (Бог Сын) и Духа (Святой Дух) названо в христианстве Святой Троицей. Учение о Пресвятой Троице есть учение «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности», как говорит о Святой Троице величайший христианский учитель св. Григорий Богослов. Божественный Ум в вечности рождает Божественное Слово. Святой Дух в вечности исходит от Божественного Ума. Это учение и названо учением о рождении Слова и исхождении (извождении) Святого Духа. Так говорит о Боге св. Иоанн Дамаскин: «Он – Ум, Бездна разума, Родитель Слова и чрез Слово Изводитель Духа, Который Его открывает». «Ум – Отец, Слово – Сын, Дух Святой – Дух, как учат богоносные отцы, излагая догматическое учение о пресущной и преестественной Святой Троице», – говорит св. Григорий Синаит. Он не единосущен относительному тварному миру, а являет Собой иную, отличную от тварного мира Божественную сущность. В Своей сущности Он трансцендентен, запределен тварному миру. Но, в тоже время, Он пребывает в тварном мире Своими нетварными энергиями, имманентен миру в Своих Божественных действиях.

В качестве синонима слова «Бог» категорию «Абсолют» («Абсолютное») активно используют христианские философы. «Исследование мирового бытия неизбежно приводит к мысли о Сверхмировом Начале, об Абсолютном или Боге, – говорит Н. О. Лосский, – этот предмет исследования столь своеобразен, что может составить целый особый отдел метафизики, трактующий об Абсолютном в его отношении к миру. Эту часть метафизики называют естественною теологиею в отличие от теологии, основанной на Откровении».

Материалистические учения исходят из того, что бытие есть материя, бесконечная в пространстве и вечная во времени, несотворимая и неуничтожимая, находящаяся в процессе непрерывной смены состояний и форм проявления. Сознание или разум появляются на определенном этапе развития мира как способность, предназначенная для самопознания материи. В отличие от объективного идеализма, утверждающего, что материальный мир есть инобытие идеи, материализм настаивает на диаметрально противоположной зависимости: идея вторичная по отношению к материи, является её отражением.
Абсолютный характер материального бытия означает, что оно закончено, самодостаточно, является причиной самого себя, то есть не нуждается для своего существования в чем-то внешнем по отношению к себе. Изменчивость и пространственно-временная конкретизация касается только единичных вещей и процессов, но не затрагивает бытие как таковое.
В истории философии материалистические концепции преобладали на стадии возникновения и оформления философского мировоззрения. Само слово «материя» взято из латинского языка (materia), куда его ввел Цицерон как перевод с греческого слова «hyle» — материя. Первые философы пытались объяснить единство мира наличием единого материального начала — воды, воздуха, огня. Материя в их понимании является тем, из чего все происходит, из чего все состоит и к чему все, в конечном счете, возвращается. Понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в учениях Платона и Аристотеля, которые понимали материю как неоформленное небытие, чистую потенцию.
Основным недостатком большинства материалистических учений является то, что материя отождествлялась ими с конкретным веществом или энергией. Поэтому, по мере того, как знания о структуре материи изменялись, возникал кризис в философии, для которой материя ассоциировалась с чем-то определенным — водой, атомом, эфиром, электроном и т.д. Чтобы избежать подобных кризисов в материалистическом мировоззрении английский философ Джон Толанд в 18 столетии предложил определять материю не как что-то конкретное и чувственно воспринимаемое, а как всю реальность, независимую от человека. В начале 20 века В.И.Ленин сформулировал определение материи, ставшее классическим и признаваемое большинством философов-материалистов: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».11
Философский материализм тесно связан с естествознанием, в особенности с самой фундаментальной из наук о природе — физикой. Открытия в области физики элементарных частиц изменили классические представления о структуре материи, её закономерностях, свойствах пространства и времени. Однако они не затронули сущности философского материализма, то есть представлений о материи как объективной реальности.
Определенное бытие, его уровни и виды
Абсолютное бытие, являющееся по своей сути всеобъемлющей потенцией, обнаруживает себя через многообразие единичных вещей, явлений и процессов, помещенных в конкретное пространство и время и связанных друг с другом и с абсолютным бытием причинно-следственными связями. В этом многообразии определенного бытия выделяют уровни и виды.
Уровень бытия — это часть бытия, характеризующаяся особым типом объективности, который проявляется в том, как это бытие воспринимается человеком. Различают три уровня бытия:
* Уровень объективной реальности;
* Уровень субъективной реальности;
* Уровень трансцендентной реальности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *