Абсолютные ценности

Ядром организационной культуры, по мнению большинства исследователей, являются ценности, в большей или меньшей степени разделяемые всеми сотрудниками организации. Ценности могут быть как позитивными, ориентирующими людей на такие образцы поведения, которые поддерживают достижение стратегических целей организации, так и негативными, которые отрицательно влияют на эффективность организации в целом. Примеры таких ценностей приведены в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Примеры позитивных и негативных ценностей

Позитивные ценности

Негативные ценности

Работа должна быть выполнена на «отлично»

Начальству доверять нельзя, доверять можно только друзьям

В споре рождается истина

Ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак

Интересы потребителя превыше всего

Не высовывайся

Успех компании – это мой успех

Хорошо работать –

это не самое главное в жизни

Настрой на взаимопомощь и поддержание хороших отношений с коллегами

Покупатели (клиенты) – случайные люди и они только добавляют неудобства и мешают нашей работе

Не конкуренция, а сотрудничество в работе на общую цель

Всей работы не переделать

Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности.

Р. С. Немов под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придаст особый, положительный жизненный смысл. E. С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Они играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности.

Ценности функционируют как нормативные и моральные эталоны, определяющие поведение членов группы. Э. Шайн дифференцирует ценности, основывающиеся на опыте пребывания в культуре и поддерживаемые ценности, базирующиеся на идеологических положениях.

В рамках организационной культуры нормы могут быть зафиксированы на двух уровнях: как закрепленные инструкции и стандарты поведения и как стратегии и схемы восприятия, поведения и деятельности, принятые и реализуемые сотрудниками.

О. С. Виханский и А. И. Наумов в качестве смысловых компонентов организационной культуры называют базовые предположения, разделяемые и бездоказательно принимаемые всеми членами организации. Вторым важнейшим компонентом выступают ценности, ориентирующие индивида в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым. Так, в некоторых организациях считается, что «клиент всегда прав», поэтому в них недопустимо обвинять клиента за неудачу в работе членов организации. В других – может быть все наоборот. Однако и в том, и в другом случае принятая ценность помогает индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуациями.

Д. Шермерорн также говорит о важности изучения ценностей работников в организации. Автор пишет, что ценности можно определить как устойчивые предпочтения в отношении соответствующего хода событий или их результат. Ценности отражают то, что является для человека «правильным» и «неправильным», а также то, что «должно» быть. «Равные права для всех» и «С людьми следует обращаться достойно и уважительно» – вот примеры ценностей. Как правило, ценности влияют на установки и поведение.

М. Рокич разработал широко известный список ценностей, распадающийся на две группы. Терминальные ценности отражают предпочтения человека в отношении «конечных» целей, которые должны быть достигнуты; именно этих целей люди стремятся достичь в течение своей жизни. Инструментальные ценности отражают «средства» для достижения желаемого конечного результата. Они показывают, каким образом вы можете достичь намеченной цели в зависимости от важности, которой вы наделяете инструментальные ценности.

Перечень ценностей, разработанный специально для организационной ситуации, включает в себя:

  • – достижения – получение результатов в жизни ценой упорного труда;
  • – помощь окружающим и забота о них – интерес к другим людям и оказание им помощи;
  • – честность – способность говорить правду и делать то, что кажется правильным;
  • – справедливость – способность не вставать ни на чью сторону и делать то, что будет справедливым в отношении всех заинтересованных лиц.

Именно эти четыре категории ценностей играют важную роль на рабочем месте.

Ценности могут оказывать влияние посредством конгруэнтности (совместимости) ценностей, которая имеет место в тех случаях, когда человек испытывает положительные чувства к людям, обладающим ценностями, сходными с его собственными. Если ценности различаются, т.е. не являются конгруэнтными, может возникнуть конфликт но поводу целей и средств их достижения. Схемы ценностей используют для исследования конгруэнтности ценностей руководителей и подчиненных. Исследователи установили, что подчиненные испытывают большую удовлетворенность своим лидером, если существует конгруэнтность таких ценностей, как достижение, помощь, честность и справедливость.

Менеджеров и специалистов по управлению человеческими ресурсами в масштабах США попросили определить те ценности, связанные с работой, которые они считают самыми важными для людей на рабочем месте, как в настоящий момент, так и в ближайшем будущем. Было представлено девять наиболее популярных ценностей:

  • – признание компетенции и достижений;
  • – уважение и достойное отношение;
  • – личный выбор и свобода;
  • – вовлеченность в работу;
  • – гордость за свою работу;
  • – финансовая безопасность;
  • – саморазвитие;
  • – здоровье;
  • – благополучие.

Все перечисленные ценности для менеджеров исключительно важны, поскольку они демонстрируют некоторые ключевые запросы новой рабочей силы.

Установки находятся под влиянием ценностей и имеют те же источники, что и ценности: друзья, родители, ролевые модели. Установки фокусируются на определенных людях и объектах, тогда как ценности имеют более широкое значение и отличаются большей стабильностью. «Работникам следует позволить принимать участие в управлении организацией» – это ценность. Положительные или отрицательные чувства, испытываемые по поводу работы, в связи с тем, что работникам это позволено, – это установка.

Некоторые успешные организации обладают одними и теми же культурными характеристиками. Организации с «сильной культурой» обладают широкой и глубокой системой ценностей, которые разделяют их сотрудники. Уникальные общие ценности могут дать чувство неразрывной принадлежности к организации, усилить коллективную сплоченность, гарантировать стабильность социальной системы и снизить потребность в формальном и бюрократическом контроле. Однако сильная культура может оказаться палкой о двух концах. Сильная культура и система ценностей могут подкреплять единый взгляд на организацию и ее окружение. Если понадобится произвести глубокие изменения, то в такой организации это будет очень нелегко. Корпорация General Motors обладает сильной культурой, но сталкивается с огромными трудностями, пытаясь адаптироваться к динамичному окружению, которое характеризуется очень напряженной конкуренцией.

Формирование индивидуальных ценностей можно представить как процесс интериоризации (присвоения) личностью социальных ценностей. В течение жизни человека одни ценности подкрепляются, другие отбрасываются или видоизменяются, и, в конечном счете, формируется индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, присущая только ему. Большое внимание ценностям и убеждениям человека уделяется в концепции логических уровней Г. Бейтсона. Как отмечал Г. Бейтсон, в процессах обучения, изменения и общения существуют естественные иерархии классификации. Функция каждого уровня заключается в организации информации на предшествующем ему более низком уровне. При этом правила изменения чего-либо на одном уровне отличаются от правил изменения на более низком уровне. Изменение чего- либо па более низком уровне может, но не обязательно будет оказывать влияние на более высокие уровни; изменение же чего-либо на более высоких уровнях неизбежно влияет на более низкие уровни, призванные содействовать изменению на более высоком уровне. Р. Дилтс распространил модели организации информации Рассела и Бейтсона на процессы коммуникации, построения субъективного мира человека и др. Он представил эти процессы в виде объединенного поля или пирамиды логических (нейрологических) уровней (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Пирамида логических уровней

Р. Дилтс указывает на существование естественных уровней классификаций в структуре нашего мозга, языка и систем восприятия. Он полагает, что ментальные стратегии организованы на разных уровнях мышления. На каждом вышерасположенном уровне регистрируются взаимоотношения между событиями с нижнего уровня, и, соответственно, следует определенная реакция. Изменив что-либо на высшем уровне, вы, несомненно, повлияете и на взаимоотношения нижних уровней. Изменения же на низших уровнях могут, но не с такой долей необходимости, повлиять на вышерасположенные уровни. Р. Дилтс выстроил эти уровни по следующим категориям (см. табл. 5.2):

  • 1-й уровень. Движущие силы окружения определяют те внешние побуждения, на которые человек должен реагировать. Отвечают на вопросы: Где? Когда? (где вы находитесь, и когда это происходит?).
  • 2-й уровень. Поведение состоит из особых действий, совершаемых в данном окружении. Отвечают на вопрос: Что делаю (делает)? (что вы делаете?).

Таблица 5.2

Логические уровни

Духовный

Видение и Цель

Кто еще?

Кто есть я – Идентичность

Миссия

Кто?

Моя система убеждений – ценности и значения

Позволения и мотивация

Почему?

Мои способности – стратегии и состояния

Карты и планы

Как?

Что я делаю или сделал – специфические повеления

Действия и реакции

Что?

Мое окружение – внешние ограничения

Ограничения и возможности

Где? Когда?

  • 3-й уровень. Способности направляют поведение по ментальным картам и стратегиям. Отвечают на вопрос: Как? (как и насколько эффективно вы что-то делаете?).
  • 4-й уровень. Убеждения и ценности обеспечивают усиление (мотивация и разрешение), поддерживают или отвергают способности. Отвечают на вопрос: Почему? (почему мы что-то делаем?).
  • 5-й уровень. Факторы личностного своеобразия определяют общее видение или цель и формируют убеждения и ценности. Отвечают на вопрос Кто? (кто действует?).
  • 6-й уровень. Духовность (идеальное «я») – это восприятие себя как части гораздо большей системы (миссия или трансмиссия) (то, что находится за пределами нашей индивидуальности).

Р. Дилтс полагает, что на нижних уровнях мы проявляем особые виды поведения под влиянием внешних побуждений. Эти виды поведения подобны коленному рефлексу, привычкам или ритуалам. На уровне способностей мы можем отбирать, изменять и адаптировать поведение для более общих контекстов на уровне убеждений. Мы можем поощрять, запрещать или выбирать новые формы поведения. Личностное своеобразие охватывает всю систему убеждений. На духовном уровне мы воспринимаем себя как часть большей, окружающей нас системы: семьи, профессионального сообщества, жителей планеты Земля, Вселенной. Этот уровень соотносится с нашей высшей миссией и предназначением.

Итак, чем более абстрактным и отстраненным от специфического поведения и сенсорного опыта становится каждый уровень, тем больше он влияет на наше поведение.

На каждом уровне существует свой способ организации, оценки, отбора и использования информации с уровня нижеследующего. Они, таким образом, образуют сеть взаимоотношений.

При многократном повторении какого-либо действия под давлением окружения изменяется стереотип поведения человека. Если это действие вступает в противоречие с убеждениями и ценностями человека, для сохранения своей идентичности человек вынужден изменять свои убеждения и ценности, т.е. привести их в соответствие с новыми условиями.

Изменения, которые происходят на высоких уровнях, являются более сильным стимулом и почти всегда вызывают целый комплекс изменений на более низких уровнях. Изменения, которые происходят на более низких уровнях, не во всех случаях и не обязательно вызывают изменения на высоких уровнях пирамиды.

Ценностные ориентации служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения. Непротиворечивость ценностных ориентаций – показатель устойчивости личности.

В системе ценностных ориентаций каждого человека происходят изменения, есть своя диалектика и развитие. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности.

Люди приходят в организацию, имея в своем багаже системы ценностных представлений. Эти представления не являются пассивными. Напротив, они участвуют в интерпретации (в терминах истинного и ложного) очень многих аспектов организационной жизни. Они априори предполагают, что определенные виды поведения и некоторые результаты являются предпочтительнее других. Вследствие этого ценности способны влиять не только на поведение работников, но и на эффективность организации в целом.

Управление персоналом организации опирается на знание актуальных регуляторов его поведения. Деятельность в любой современной организации, несомненно, включает в себя ценностный аспект, т.е. наличие явных, а чаще скрытых, ожидаемых стандартов поведения, которым должны следовать работники.

Ценности – связующее звено между культурой сообщества и духовным миром человека. Более того, социальные ценности выступают регуляторами поведения и занимают центральное место в совокупности побудителей процесса принятия решения, так как принятие решения в социальных ситуациях, в большей или меньшей степени, соотносится, как правило, с господствующей системой ценностей. Именно поэтому для оптимизации подбора персонала актуальным является выявление организационных ценностей как отдельных членов организации, так и субъектов совместной деятельности. Такой перечень ценностей был создан Т. С. Кабаченко. В их число включены следующие.

  • 1. Власть (возможность оказывать влияние на других людей и/или ход событий).
  • 2. Нормативность деятельности.
  • 3. Время (как показатель исполнения обязательств).
  • 4. Достижение обговоренного результата (как показатель исполнения обязательств).
  • 5. Минимизация усилий (удобство, комфорт).
  • 6. Собственные принципы.
  • 7. «Социальное лицо» (самооценка, «сохранение лица»).
  • 8. Поддержка неформальной группы.
  • 9. Оценка со стороны формальных структур (руководства).
  • 10. Причастность к власти (причастность к «ближнему кругу», неформальный ресурс власти).
  • 11. Традиции организации, декларируемые принципы и ценности.
  • 12. Собственная безопасность, стабильность положения (в широком смысле).
  • 13. Безопасность, стабильность положения неформальной общности.
  • 14. Новые горизонты, перспективы, потенциальные достижения.
  • 15. Стабильность в организации.
  • 16. Карьера.
  • 17. Материальный интерес.
  • 18. Обязательства других.
  • 19. Стабильность трудовой нагрузки (объема деятельности).
  • 20. Стабильность содержания деятельности.
  • 21. Возможность получить более высокооплачиваемую работу.

Непосредственная связь ценностей с актуальными потребностями людей привлекла внимание к проблеме ценностей со стороны прикладных исследователей. В частности, ей заинтересовались те исследователи, которые занимаются психологическими проблемами маркетинга. Они попытались связать ценности индивида со стилем его жизни. Такой подход позволил им выделить семь иерархических уровней в ценностно-поведенческой сфере.

  • 1. Реактивный. Индивиды, находящиеся на этом уровне, лишены каких-либо ценностных устоев и в основном действуют, только исходя из своих физиологических потребностей. Такие индивиды по понятным причинам чрезвычайно редки в современных организациях.
  • 2. Стадный. Индивиды, стоящие на этом уровне развития ценностной сферы, характеризуются высокой зависимостью. Они неукоснительно следуют за массой, опасаются хоть как-то отклониться от предписанных правил, беспрекословно следуют указаниям лиц, облеченных властью.
  • 3. Эгоцентрический. Эти лица проповедуют ярко выраженный индивидуализм. Они агрессивны и эгоистичны, уступают только жесткому давлению власти.
  • 4. Ригидный. Индивиды этого ценностного уровня тяжело переносят неопределенность, они отвергают лиц с иными, чем у них, системами ценностей, пытаясь во всем навязать свой собственный взгляд.
  • 5. Манипулятивный. Этих людей характеризует стремление достичь собственных целей путем манипулирования другими. Они прагматичны и активно стремятся к высокому положению и признанию.
  • 6. Социоцентрический. Для индивидов, находящихся на социоцентрическом уровне, свойственна ориентация на создание гармоничных отношений с окружающими. Они отвергают приоритет цели над средствами и болезненно реагируют на любые попытки манипуляции и давления.
  • 7. Экзистенциальный. Эти лица чувствуют себя вполне комфортно в условиях неопределенности, например, среди людей с различными ценностными взглядами. Они постоянные противники и критики политики ограничений, негибкого поведения, статусных символов и произвола властей.

Несмотря на стабильность и прочность, ценности подвержены изменениям и, следовательно, менеджер может оказывать влияние на ценности своих сотрудников. Кроме того, новые поколения могут приносить с собой в организации новые системы ценностей.

Как уже указывалось, важная группа ценностей человека связана с его трудовой деятельностью. Среди привычных, но нередко ставящихся под сомнение ценности труда, можно назвать следующие.

  • 1. Работа – занятие мужское, а дело женщины – дом, семья, дети.
  • 2. Если работа дает экономическую стабильность, ей следует заниматься, даже если она тебе не по душе.
  • 3. Деньги – главный мотив человеческого труда.

В последнее время возросла роль и таких ценностей, как досуг, смысл труда, самореализация в труде и возможность работника самому определять многие аспекты трудовой деятельности. Исследования показали, что причиной наибольших различий в ценностях является возраст. Молодое поколение большее значение, чем их родители и дети, придает личной свободе, быстрому достижению весомых результатов и индивидуализму.

Лонгитюдинальное исследование ценностной сферы молодых российских менеджеров в период социально-экономических изменений 1991–1995 гг. продемонстрировало изменение как терминальных, так и инструментальных ценностей. Три последовательных оценочных среза показали устойчивое падение роли таких ценностей «демократия», «социальный прогресс и социальные реформы», «власть закона» и «национальная безопасность». В то же время неуклонно повышалась значимость таких поведенческих стандартов, как «амбициозный», «адаптивный», «ловкий» и «предприимчивый».

Э. Берн предложил простой и ясный способ описать четыре основные жизненные позиции. В соответствии с типологией Э. Берна, люди могут быть довольны собой и считать себя успешными (со мной все – «ОК», «я – в порядке») или, наоборот, быть недовольными собой («я – не в порядке») и воспринимать себя неудачниками. Аналогичным образом люди могут относиться и к окружающим. Различные комбинации самооценок и оценок окружающих позволяют выделить четыре базовые жизненные позиции.

  • 1. «Я – в порядке» + «все – в порядке».
  • 2. «Я – в порядке» + «все – не в порядке».
  • 3. «Я – не в порядке» + «все – в порядке».
  • 4. «Я – не в порядке» + » все – не в порядке».

Руководитель, осуществляя свое управленческое воздействие, учитывает ценности сотрудника, так как иначе нет гарантии, что сотрудник поведет себя нужным для организации способом. Возможна ситуация, когда сотрудник владеет профессией и этим устраивает организацию, но не разделяет организационные ценности. Возможно ли воздействие на систему ценностей такого сотрудника? Существует четыре способа, с помощью которых люди стараются повлиять на ценности других людей.

  • 1. Морализирование. Что-то объявляется хорошим, что- то плохим. При этом используется любой авторитет, на который можно сослаться для того, чтобы подкрепить свои слова.
  • 2. Личный пример. Индивид старается поступать в соответствии со своими убеждениями, надеясь, что окружающие будут учиться на его опыте и воспользуются его примером.
  • 3. Невмешательство. Работникам позволяется вести себя так, как им хочется, их поведение не комментируется и в него не вмешиваются.
  • 4. Помощь в прояснении ценностей.

Работа менеджера протекает не в вакууме, а во взаимодействии с коллегами и подчиненными. На него оказывают влияние ценности, преобладающие в данной организации, особенно взгляды и личные позиции руководителей. В связи с необходимостью следовать стилю, принятому в организации, у отдельных менеджеров возникают проблемы, связанные с конфликтом организационных и индивидуальных ценностей. Соответствие между личными и организационными взглядами может варьироваться от поддержки до несогласия.

  • 1. Полная поддержка системы организационных ценностей. В этой ситуации все силы и помыслы менеджера направлены на их укрепление и развитие.
  • 2. Согласие с организационными ценностями. Менеджер с пониманием относится к идеологии, которой следует организация, хотя и не со всем согласен.
  • 3. Возможность мириться с организационными ценностями. Несмотря на серьезные различия между индивидуальными и организационными взглядами, менеджер в силу тех или иных обстоятельств вынужден мириться с ценностями, принятыми в организации.
  • 4. Полное несогласие с организационными взглядами. В этой наиболее сложной ситуации от менеджера требуется поддержка ценностей, диаметрально противоположных его моральным принципам и установкам.

1. ПОДДЕРЖАНИЕ БЕЗКОНЕЧНОГО РАЗНООБРАЗИЯ ЖИЗНИ.
«Живи сам и давай жить всем остальным»(Свобода Воли Личности — Основной Этический Кон Творца).
2. ВО ВСЕМ ДОЛЖНА БЫТЬ МЕРА.
Второй Кон (Основа Бытия) для человеков, как правило идёт в парной (бинарной связке как Янь-Инь) со всеми Конами (Основами Бытия).
3. КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН РАЗВИВАТЬСЯ.
Разумеется – речь идет не о формальном развитии в современных общепринятых смыслах этого понятия. Нонешние стереотипы диктуют, как правило — узкую специализацию в рамках одной профессии (иногда – двух-трёх)…
Так же, разумеется – что Душа и Дух (и шельт) развиваются – чем бы человек ни занимался по жизни (или вовсе бездельничал на фундаменте родительских денег и богатств)…
Речь идёт о глобальном развитии в рамках человеческого бытия.
А совсем проще – человек должен уметь почти всё, что умеют другие человеки (или способен быстро научаться)… в пределах соответствующей ему касты (своего уровня развития Души и шельта – «из доярок не стоит делать членов правительства»)).
4. ЛИЧНОСТЬ ДОЛЖНА УМЕТЬ ЗАЩИЩАТЬСЯ.
Вероятно – где-то ближе к Центру Галактики (на Землях Круга Сварога), где нет посторонних (интервентов из-за пределов Галактики), а люди соблюдают Родовые Устои и следуют своей Со-Вести – Личности и нет нужды уделять особое внимание обретению устойчивых навыков собственной защиты (всесторонней). Но на пограничной Мидгард-земле – условия Жизни, приближенные к боевым… а посему… — «война – фигня, а главное – манёвры».

5. ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ПОЧИТАТЬ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ (земных богов его человеческого тела). Его тело (плоть) – соединение генетического фонда его родителей.
Общепринятым (и самым распространенным) считается мнение – что шельты как бы притягиваются к будущим родителям по принципу соответствия энергий шельта будущего ребёнка и энергий будущих его родителей.
Это верно, но следует уточнить – о каком соответствии и каких энергий идёт речь. Не всех и не любых. Полагаю: речь идёт лишь о высоте вибраций (общее звучание всего биополя), ну и, разумеется, об энергии любви, существующей на момент зачатия и перед ним, между родителями. И, как правило, эти два момента и являются определяющими – в семье какой касты родится шельт.
Но не следует утрировать сии закономерности. Ребенок должен за свою жизнь (научаться) превосходить своих родителей в присущих им самим качествах и способностях. Но в наше странное (не сказать – сраное) время родители (оба или поодиночке) деградируют часто… Чему тут учиться и что превосходить, если они воспитанием детей почти вообще не занимаются (спихивая стереотипно эту «обузу» на школу, вузы или «улицу»)..? А вот тому и учиться — чем они владели и что развивали в молодости (до начала своей деградации). И, разумеется, опять речь идёт вовсе и не обязательно о какой-то профессии или мастерстве (исключения – династические семьи), речь идёт о каких-то доминирующих качествах характеров людей…
Другими словами – У-роки, которые должен пройти шельт за очередной период жизни в человеческом теле, вовсе не всегда должны быть полностью и исключительно позитивными во всех аспектах (неприятности любого сорта человек тоже должен научаться преодолевать)…

6. ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН СОБЛЮДАТЬ РОДОВЫЕ УСТОИ.
Сколько хаоса привнесли к нам неисчислимые научатели и как бы доброхоты… несть им числа…
Одни на стяг подымают Любовь, другие – Справедливость, третьи – Безкомпромиссность и равенство всех перед законом, четвертые – Свободу, Равенство и Братство (тавтология – потому что третий принцип отрицает первые два), пятые – Достижение своих целей (успеха в начинаниях) почти любыми средствами («цель оправдывает средства»)…
Засрали нам все мозги своими долбанными доминантами и доводами в их поддержку.
А исконная суть проста —
1. У всех родов – свои приоритеты (свои доминирующие качества, соответствующие характеру и основным занятиям Бога-Прародителя рода).
Например:
Перун – Справедливость и Доблесть,
Велес – Милосердие и Сострадание к нижним царствам (животному и растительному в основном),
Лада – Любовь и Забота,
Крышень – Коны и Порядок…
и т.д.

2. У каждой касты внутри родов – тоже свои приоритеты.
Не надо «обезьяне втирать про высокие материи и нравственность, и полезность голодания – ей следует просто дать банан». ))
Пример: не следует витязям предлагать любить своих врагов и убивать их с энтим же чувством – херовые из них витязи получатся — сгибнут все в итоге и остальных погубят, кого защищать должны.
7. ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЕРЕЖНО И СОЗИДАТЕЛЬНО ОТНОСИТЬСЯ К ПРИРОДЕ.
«Берегите Природу, Мать вашу…!»
В хорошие времена на первом месте этого Кона находится «созидание» (продуцирование привычных форм флоры и фауны и создание новых в процессах терраформирования), но в наши («худые») времена на первый план вышла защита Природы от тотального разрушения.
8. БИОРИТМЫ ЧЕЛОВЕКА ДОЛЖНЫ СОВПАДАТЬ С АЛГОРИТМАМИ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ.
Может, Ярило-солнце молод и не так «крут», как иные наши Боги-Прародители… но все мы ноне живём в именно его жизньродящем свете и под его опёкой… (а посему рекомендую — не особо «наезжать» на т.н. «Детей Солнца» (а проще рыжих)).

Основы Бытия в подробностях…

1. Не принимать на веру без личного осознания ничьи догматы, поучения, заповеди, кои претендуют на роль Основ Бытия.
Мы живем в условиях отсутствия Общинно-Родового строя и Копного Права, а стало быть, нет и единых для всех отточенных Основ и норм поведения, зато есть куча корыстных поучателей, а следовательно, надеяться стоит только на собственный Здравый Смысл.
2. Чем шире горизонт познания, тем сложнее принимать решения по жизни.
Потому что понимаешь, что не видишь и не осознаешь всех отдаленных, а чаще всего и близких последствий совершаемых Поступков. И чем выше уровень развития, тем больше последствий осознается, а значит, остается все меньше решений. «Я знаю, что ничего не знаю». (Диоген)
3. Проявленная Вселенная и разумная жизнь в ней построены Творцом по единому алгоритму от микро- до макромира. «Как вверху, так и в низу».
4. «Всяк сверчок знай свой шесток».
Каждый человек хорош на своем месте. И не надо пытаться занять чужое место или выполнять функции, до которых не дорос.
5. «Не ошибается тот, кто ничего не делает».
Но совершенные ошибки не должны становиться основой для страхов к самой жизни – их следует осознать во всей полноте причинно-следственных связей, по возможности исправить и устранить негативные последствия. А затем, так изменить свое мировоззрение, привычки или даже образ жизни, чтобы больше их не совершать.
6. Чем выше по кастам развивается человек, тем меньше ему нужно материальных, социальных и иных благ от жизни. Тем более самодостаточным он становится.
7. Волосяной покров на теле человека – не атавизм, а представители растительного царства, призванные защищать энергетические центры и важные органы человека, а также служить своеобразными антеннами для связи с Космосом и Предками в Светлой Нави. (Минимальная длина волос с головы – до плеч, с бороды – до груди, грудь начинается там, где кончается шея.)
8. Сноходчество – занятие, за которым мы проводим треть своей жизни. Восстановление всех сил и тонких энергий человека проходит примерно за 4 часа сна.
Во время сна наше астральное тело отделяется от физического и путешествует по тонким мирам и там мы тоже приобретаем опыт и знания, поэтому оставаться максимально осознанным нужно и во сне тоже. По сему отходить ко сну нужно в состоянии легкой усталости, но не совсем без сил, т.к. есть опасность подвергнуться нападению энергетических вампиров разного толка: эгрегоры, демоны, бесы и проч.
9. Для любого мужчины долг перед своим Родом выше долга перед самим собой и своей семьей. Потому что именно и только благодаря своему Роду, родичам, Устоям и Знаниям, передаваемым по поколениям, он из Индивида превращается в Личность.
10. Самыми непростительными поступками для человека – являются предательство: Конов (Основ Бытия) нашей Галактики (созданием религий, идеологий, сект), агрессия на энергию Любви, пропаганда и переход на демоническую пищевую цепочку (например, мясоедство), демоническое нарушение чужой Свободы Воли, остальные виды предательства; зависть; распространение осознанной кривды и лжи; желание чужого добра; лихоимство.
11. Самое главное в жизни человека это сама Жизнь в соответствии с Конами Бытия, отраженными в его Со-Вести.
12. Оберегайте и проявляйте заботу о Родителях и о Старцах Родов своих, во все дни и преклонные лета их, потому что это земные Боги ваши, даровавшие вам жизнь в человеческом теле и это Предки ваши. Хранящие и поддерживающие ваш Род и его Устои.
13. Всякие явления различных природных Сил, проявленные вокруг нас, не существуют сами по себе, а свершаются в точном соответствии с Древними Устоями Мироздания, коие соблюдаются всеми живущими, в природе Мидгарда, существами, а посему без самой крайней нужды человекам нарушать их нельзя.
14. Старайтесь не делать другим того, чего не хотите, чтобы сделали в отношении вас самих. Не надо нарушать чужую Свободу Воли и разрушать чужие жизненные основания и само пространство.
15. Намереваясь совершить Поступок, имеющий необратимые вашими силами последствия – тщательно обдумайте все возможные последствия.
16. Никто никому ничего не должен. Для человека есть лишь долг добровольно следовать Родовым Устоям и голосу Со-Вести, а также выполнять данные клятвы и обещания.
17. Всю свою жизнь женщина должна быть опекаема (понимай – направляема и управляема). Сперва – отцом, после – мужем, в случае смерти мужа – старшим из сыновей.
(Надо понимать: что женщина конструкционно (на уровнях энергетики, генетики и психофизиологии) находится на полступеньки ниже мужчины на Лестнице Эволюции – и это не мужской шовинизм, это – просто констатация факта, порождение нашими Душами парных шельтов (мужского и женского, Янь-Инь). Но Развитие возможно только (строгой симметрии нигде в природе вы не найдете) при разности потенциалов и нечетных сочетаний: нечет – развитие, чет — сохранение.) И основная функция женщины – сохранение плодов созидания мужчины, в том числе способствование дальнейшему развитию в мальчике мужских качеств, заложенных его отцом.
18. Внимательно выслушивайте наставления людей, которые старше вас по возрасту, особенно, если это кровные родственники и родичи, тщательно анализируйте и осознавайте эти наставления как передаваемый вам жизненный опыт достижения Целей и преодоления препятствий по Жизни.
19. Добродушие – это Руль.
(Не забывайте, что сегодняшний враг или недоброжелатель уже завтра в силу Закона Карны может стать вашим лучшим другом и побратимом, и никогда не совершит таких ошибок (хотя бы в этой жизни), которые совершал по отношению к вам ранее. «Не ошибается тот, кто ничего не делает», и вы сами – далеко не ангелы с безупречно белыми крылышками. «Кто без греха? Я первый брошу в него камнем»).

20. Энергетическая и микробиологическая чистоплотность.

На эволюционной лестнице Человек – существо переходного (к чисто энергетическому) уровня Бытия. Поэтому родителям следует помнить:

1. Сын – это будущий Мужчина, отец и т.д. (но на уровне сознания физического тела и ниже – до подсознания и микробиологии он уже Мужчина, так как его физическое тело является все же телом высшего животного и подчиняется законам эволюции животного мира, в частности – закону «самого сильного самца»);

2. Дочь – это будущая жена и Мать.

Поэтому недопустимо любое грубое энергетическое вмешательство в биополя и сознания детей (кроме исцеления), а также хаосные смешения слюн, пота и иных жидкостей тел.

21. Внимательно выслушивайте наставления людей, которые старше вас по возрасту, особенно, если это кровные родственники и родичи, тщательно анализируйте и осознавайте эти наставления — как передаваемый вам жизненный опыт достижения Целей и преодоления препятствий по Жизни.
22. Воспитанием (понимай стратегическим и тактическим руководством) детей обоего пола должен заниматься Отец, ибо
1. Только он способен в полной мере руководствоваться Конами и Основами Бытия и именно на нем лежит вся ответственность за Судьбы и Развитие Детей, коих он породил в этой жизни.
2. Только он, как истинный Хозяин Семьи, способен и должен обезпечить своим детям Свободу Воли (выбора) в реализации основных приоритетов их текущего воплощения, согласно их кастовой принадлежности, личным особенностям, предпочтениям и талантам.
23. Устойчивое поступательное развитие от Индивида — до Личности возможно только при постоянном осознании. А для этого нужно развивать в себе Культуру Мышления, которая состоит:
1. Образное Мышление — умение видеть феномены со всеми их наполнениями и связями с другими феноменами. Количественное же наполнение, качество и ясность сих образов напрямую зависит от степени развитости Индивида.
2. Линейная логика – умение выстраивать логические цепочки причинно-следственных связей (в прошлое и будущее) между феноменами и увязывать их в некий алгоритм происходящего.
3. Встраивание получающихся результатов в общую схему нашего мировоззрения (построенного на Основах Бытия)
24. «Жизнь прожить – не поле перейти». (Особливо на нашем пограничном Мидгарде с четырьмя народами сожителями и прочими рептилоидами, инопланетянами и т.д. Перманентная Ночь Сварога опять же… Всевозможные конфликты вплоть до войнушек…)
(Зло должно быть остановлено и, по возможности, пресечено, а не наказано – см. 1-й и 2-й Коны Бытия).
(Созерцающий совершаемое преступление и не сделавший достаточного для его прекращения приравнивается к преступнику).
25. Настоящая (Истинная) Любовь это:
1. Настоящая Любовь (Н.Л.) — это созидающая и формообразующая энергия Творца.
2. Н.Л. — это Гармония алгоритмов Развития.
3. Н.Л. — это альтруистическая доминанта основных потребностей объекта любви над большинством оных субъекта.
4. Н.Л. — это всестороннее ЕДИНЕНИЕ — духовное, душевное, мировоззренческое, энергетическое и физиологическое между людьми.
5. Н.Л. — это со-Творчество и продолжение его в детях.
26. Гостеприимство
Есть два основных закона гостеприимства:
1. Гостей нужно накормить.
2. Предоставить место для отдыха и ночлега.
Остальное – ситуативно.
27. Каждый человек — это микрокосм, с уникальными биоритмами и строго индивидуальными путями и формами Развития.
Гармоничное развитие человека от Индивидуальности (шельта) до Личности (Души): формирование цельного характера с чувством собственного достоинства, внутреннего Духовного Стержня (Ментал — Витал — Хара) – напрямую зависят от
ЭТИЧНОСТИ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ — в которой взаимная любовь, поддержка и доверие должны сочетаться с чуткостью, тактичностью и бережным отношением друг к другу повседневно и ежечасно.
Семья – основная самодостаточная общность (часть социума от Рода до Народа), внутри которой можно выделить три вида неприкосновенности личностных границ:
1) Личное биологическое пространство человека (расстояние – от поверхности тела до вытянутой руки, т.е. размер биополя человека);
2) Личное жизненное пространство (расстояние – от вытянутой ноги до пределов личной комнаты или спальни);
3) Жизненное пространство семьи (расстояние – от стен дома-терема до границ огороженного земельного участка).

5. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Отрицательную ценность, т.е. характер зла (в широком, а не этическом лишь значении), имеет все то, что служит препятствием к достижению абсолютной полноты бытия. Из этого, однако, не следует, будто зло, например, болезнь, эстетическое безобразие, ненависть, предательство и т.п., сами в себе безразличны и только постольку, поскольку следствием их является недостижение полноты бытия, они суть зло; как добро оправданно само в себе, так и зло есть нечто само в себе недостойное, заслуживающее осуждения; оно само в себе противоположно абсолютной полноте бытия как абсолютному добру.

Но в отличие от Абсолютного Добра зло не первично и не самостоятельно. Во-первых, оно существует только в тварном мире и то не в первозданной сущности его, а первоначально, как свободный акт воли субстанциальных деятелей, и производно, как следствие этого акта. Во-вторых, злые акты воли совершаются под видом добра, так как направлены всегда на подлинную положительную ценность, однако в таком соотношении с другими ценностями и средствами для достижения ее, что добро подменяется злом: так, быть Богом есть высшая положительная ценность, но самочинное присвоение себе этого достоинства тварью есть величайшее зло. В-третьих, осуществление отрицательной ценности возможно не иначе как путем использования сил добра. Эта несамостоятельность и противоречивость отрицательных ценностей особенно заметна в сфере сатанинского зла, к рассмотрению которого мы и приступим.

Сатанинское зло есть гордыня деятеля, не терпящего превосходства Бога и других деятелей над собою, стремящегося поставить себя на место Бога и занять исключительное положение в мире, выше остальных тварей. Эта основная черта сатанинской воли выражается в различных видоизменениях, например в сатанинском честолюбии, сатанинском властолюбии, в проявлениях ненависти, зависти, жестокости и т.п. Для этой воли имеют характер самоценности такие действия и положения, которые сами по себе, а не по своим следствиям или предварительным условиям наносят ущерб другим существам. Так, например, для честолюбца с сатанинским уклоном, состязающегося с другими деятелями, конечная цель есть не просто совершенство деятельности, а именно первенство, победа над другими деятелями. Точно так же для жестокого существа, для кошки, играющей пойманною мышью, или для садиста, мучения жертвы составляют то именно, в чем они утверждают свое превосходство и господство над миром.

Совсем другой характер имеет зло, вносимое в мир земным себялюбием: оно содержится не в самом том действии или положении, которое служит целью, а в его следствиях или средствах для достижения его; эти следствия рассматриваются самим деятелем, если он замечает их (это случается редко), как нежелательные, а злые средства для достижения цели – сами по себе ему не нравятся. Так, громадное большинство людей охотно отказалось бы от животной пищи, если бы удовлетворительная система безубойного питания была выработана и народное хозяйство было приспособлено для обеспечения ее. Держа конкурсный экзамен для поступления в высшее учебное заведение, юноша нормального душевного склада сожалеет своих товарищей, не достигших цели, а не злорадствует над их неудачею.

Коротко говоря, различие между сатанински злою волею и злою волею земного себялюбия следующее: с точки зрения сатанинской воли сами злые деяния суть положительные самоценности, поскольку они удовлетворяют гордыню; а для земного себялюбия злые деяния имеют лишь служебную ценность, оставаясь сами по себе нежелательными. И тут, и там зло, причиняемое другим существам, не есть первичная цель, оно есть следствие себялюбия. В этом смысле даже и Сатана не есть существо, стремящееся к страданию других существ самому по себе. Однако характер сатанинского себялюбия таков, что цели его с аналитическою необходимостью включают в себя угнетение бытия других существ, а цели земного себялюбия синтетически необходимо связаны с поступками и положениями, угнетающими чужое бытие. Первое есть абсолютное зло, а второе – зло относительное.

Различие между этими двумя видами воли можно еще пояснить различием сатанинского и земного честолюбия. Для сатанинского честолюбия первенство, как победа над другими деятелями, есть самоцель; для земного честолюбия достижение первенства есть не самоцель, а средство, именно – или показатель совершенства исполняемой деятельности, или источник обеспечения себе какого-либо другого блага (например, положения в обществе, благоприятного для свободного развертывания всех жизненных деятельностей) и т.п.

Теоретически разграничить сатанинское и земное честолюбие не трудно, но практически, сталкиваясь в жизни с конкретными проявлениями человека, зачастую почти невозможно установить, с чем имеешь дело. Соревнование незаметным рядом ступеней быстро приводит к развитию зависти и ненависти, которая, согласно определению Шелера, радуется недостаткам ненавидимого и печалится, подметив в нем какое бы то ни было достоинство. Вступив на этот путь, человек идет по краю пропасти, зловеще освещаемый отблесками сатанинской злобы. Жизнь великих людей и видных исторических деятелей дает немало примеров такого опасного положения. Вспомним соперничество Фихте и Шеллинга, скрытую ревность в отношениях между Л. Толстым и Достоевским, дьявольские выходки Байрона в отношении к своей жене, обусловленные, по-видимому, тем, что она до замужества не сразу ответила на любовь Байрона к ней, низменное поведение Лермонтова в отношении к Сушковой. Те же явления мы найдем и в своей среде во всех сферах жизни. В каждом университете есть две, три пары профессоров, работающих в одной и той же области и ненавидящих друг друга всеми силами своей души; то же самое происходит в жизни артистов, политиков, церковных деятелей.

Себялюбие, как сатанинское, так и земное, есть основное зло, зло нравственное, осуществляющееся в разнообразных видоизменениях. Следствием его, поскольку оно ведет к относительной изолированности деятелей друг от друга, являются всевозможные другие виды зла, которые могут быть названы производным злом: таковы телесные страдания, болезни, смерть, душевные страдания и душевные болезни, эстетическое безобразие, неполнота истины, заблуждение и т.п.

Если мир есть создание благого Творца, во всех своих деталях осмысленное, то является вопрос, почему в нем существует зло и каков смысл различных видов зла. Ответ на этот вопрос дан мною в книге «Свобода воли» и вкратце намечен также здесь. Высшее достоинство мира, ради которого только и стоит существовать миру, именно способность творить Царство Божие, возможно не иначе как при условии свободы деятелей. Но свобода связана с возможностью не только добра, а и зла. Деятель, неправильно пользующийся своею свободою, вступивший на путь себялюбия, вносит в мир зло. Добро любви к Богу и тварям Божиим предполагает возможность зла себялюбия, вовсе, однако, не требуя действительности его. Действительность себялюбия есть, таким образом, свободное, самочинное проявление деятеля, никем не вынужденная вина его, грех, влекущий за собою, как естественное и должное следствие, изолированность его со всеми возникающими отсюда видами производного зла – скудостью жизни, болезнями, смертью, эстетическим безобразием и т.п.

Основное зло, зло эгоистического себялюбия, есть свободный акт деятеля, ведущий к своего рода антипреображению его; следовательно, зло не есть только недостаток добра, только неполнота его, т.е. небытие. Зло есть некоторый особый вид содержания бытия – некоторое esse, о котором приходится сказать, что оно – male esse в отличие от bene esse. Однако оно появляется на свет не иначе как путем неправильного использования великого добра, именно свободной творческой силы, и притом а погоне за величайшею положительною ценностью, именно об?жением, однако на неправильном пути. Следовательно, это male esse никогда не может быть насквозь злом: оно всегда содержит в себе хоть какие-нибудь остатки положительных ценностей. Прав бл.Августин, утверждающий, что добро не может быть вычерпано до конца ни в чем сущем, так как тогда само существование прекратилось бы. Доброе бытие может быть насквозь добрым, тогда как злое бытие не может быть насквозь злым.

Высокая осмысленность мира обнаруживается в том, что все виды зла непосредственно затрагивают только тех деятелей, которые сами запятнаны тою же виною себялюбия и обрекли себя на жизнь в царстве психоматериального бытия. В самом деле, деятели Царства Божия неуязвимы даже и для Сатаны: их единодушие исключает возможность распада их связи, т.е. смерти; их преображенное тело, не проявляющее сил отталкивания, не может быть поэтому подвергнуто никакому насилию путем толчка; душевные страдания униженной гордости, честолюбия, властолюбия и т.п. для них не существуют, так как они свободны от этих страстей. Даже и любовное соучастие в нашей жизни не может создать в царстве Духа земных печалей и огорчений. Положение членов царства Духа подобно состоянию врача, оказывающего деятельную помощь больному, знающего могущество своей науки и искусства, и притом такого врача, который обладал бы чудесным ведением путей Божиих, открывающим ему смысл земных страданий и несомненность конечной победы добра.

Неземное спокойствие Сикстинской Мадонны Рафаэля есть не «ультра-аристократическое равнодушие к страданиям и нуждам нашего мира», как показалось Белинскому, а совершенная чистота твердо полагающейся на Бога сестры милосердия, которая, не заражаясь страхами и горячечным бредом больного, одним прикосновением своей прохладной нежной руки ко лбу его вносит покой и удовлетворение в его душу и тело.

Соотношение всех существ и всех событий, образующее единый мир, объясняется тем, что во главе мира стоит Мировой Дух, субстанциальный деятель, координирующий все деятельности всех существ, ни от кого не обособляющийся, следовательно, принадлежащий к составу Царства Божия. Дух может быть источником только такого целого, только такой системы, все части которой ведут к осуществлению цели, подлинно всеобъемлющей, непреходящей, неотменимой, абсолютной. Цель эта, как и подобает Духу, может заключаться лишь в том, чтобы весь строй мира и всякое событие в нем служили побуждением к развитию духовности в особях душевно-материального царства и, следовательно, воспитывали бы их для воссоединения с Царством Божиим. Итак, включенность каждого события во всеобъемлющую мировую связь, дающая самые неожиданные и наиболее прихотливые с точки зрения особи сочетания, не только не есть слепой случай, но именно она таит в себе глубочайший смысл, обладая характером нравственной необходимости. Отсюда получается мир, в котором каждое «великое мировое событие приспособлено к судьбе многих тысяч существ, для каждого по-своему» и «токи жизни всех людей в их взаимном переплетении должны иметь между собою столько согласия и гармонии, сколько композитор придает гармонии множеству голосов симфонии, по-видимому, перебивающих друг друга».

В этом осмысленном целом всякое зло, болезненно задевая те существа, которые и сами вносят зло в мир, служит для них или наказанием, или предостережением, или побуждением к раскаянию и т.п. В этом смысле даже и зло имеет служебную положительную ценность: в царстве злых существ оно используется как средство для исцеления их от зла.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Существуют и другие взгляды на природу творчества. Так, русский философ Н. А. Бердяев считал творчество прибавлением, созданием нового, не существовавшего в мире. Он связывал тайну творчества с Богом, который сотворил мир из ничего.

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или заглохнуть. Что должен делать молодой человек, чтобы развить в себе творческие способности? Конечно, овладевать культурой: языком, знаниями, способами деятельности. Опыт предшествующих поколений, запечатленный в культуре, включает в себя и опыт творческой деятельности. Но усвоить его можно лишь через собственное приобщение к такой деятельности. Надо учиться задавать вопросы; решать нестандартные, трудные задачи; обдумывать различные варианты решения; сопоставлять несовпадающие точки зрения; общаться с искусством; развивать воображение, фантазию; не верить любому утверждению, а, сомневаясь, проверять его истинность; применять в решении проблемы различные средства; искать их наилучшую комбинацию и помнить слова великого русского композитора П. И. Чайковского: «Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».

§ 18. Содержание и формы духовной деятельности

СОЗДАНИЕ И ОСВОЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Будем исходить из уже известного вам определения деятельности как сознательной, целесообразной активности людей, направленной на изменение природы и общества. В результате общественной деятельности создаются объекты, удовлетворяющие разнообразные потребности людей: орудия труда, продукты питания и одежда, государственные и культурные учреждения, произведения искусства, архитектурные ансамбли, научные труды. Та сторона человеческой созидательной деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми», т. е. в конечном счете на изменение качеств самих социальных субъектов, называется духовной деятельностью, а ее продукты — духовными ценностями.Ярким примером духовной деятельности является труд педагога, а также артиста, священника, журналиста.

Чем же духовные ценности отличаются от всех прочих? Возьмем в качестве примера книгу. Она обладает всеми признаками материальной, чувственной вещи: ее можно видеть и осязать, передвинуть с места на место, даже уничтожить (чего, однако, делать не следует). В создание книги вложены ценные природные материалы и много живого, одушевленного труда. Наконец, книга, как и многие другие товары, имеет рыночную стоимость. Какие специфические свойства дают нам право относить книгу, так же как национальный народный костюм, икону, скульптуру и многое другое, не к объектам внешнего мира, а прежде всего к духовным ценностям?

Видимый образ и утилитарные практические функции не исчерпывают глубинной сущности названных вещей. Американский социолог Р. Мертон призывал различать явные и латентные, т. е. неявные, скрытые от непосредственного наблюдения, функции культурных объектов.

Философы утверждают, что главный отличительный признак духовных явлений заключается в их идеальности.Вещественный материал, в который облекаются духовные ценности, выступает лишь формой воплощения сверхчувственного содержания. Древнегреческий философ Платон создал своеобразное учение об идеях, в котором духовные ценности, такие как благо, истина, красота, представлялись в виде автономного идеального мира, существующего параллельно с миром реальных вещей и определяющего сущность последних. Немецкий философ XIX в. Г. Гегель считал, что главное свойство духа — рефлексия, т. е. способность к самопознанию. В его обобщающем труде «Феноменология духа» сделана попытка представить всю историю мировой культуры как зеркало развития сущностных, духовных сил человека. Создавая произведения культуры и искусства, люди опредмечиваютв них свои знания, эмоции, жизненный опыт, свои идеалы, стремления и надежды. Усваивая культуру в процессе обучения и самообразования, люди, наоборот, распредмечиваютзаключенные в ней духовные ценности, расширяя при этом свой интеллектуальный кругозор, умножая и развивая индивидуальные творческие способности. Среди явлений духовной жизни Гегель особенно выделял язык, науку, религию, мораль, искусство, философию и право.

Со времен Гегеля бытие людей сильно изменилось. Духовная сфера деятельности обогатилась новыми явлениями, такими как мода и реклама, средства массовой информации, Интернет. В ответ на возросшие запросы общественной практики и социального познания в XX столетии была создана особая философская наука о ценностях — аксиология.

Первое, что подчеркивают философы, развивающие данное направление, — это общественный характер духовных ценностей. Например, язык, которым мы пользуемся для выражения собственных мыслей, в сущности, принадлежит не нам, а является достоянием всего народа, общества, национальной культуры. Духовные ценности создаются в процессе общения, распространяются посредством коммуникации и служат прежде всего повышению эффективности социальных взаимодействий. Благодаря обмену духовными ценностями создается коллективный запас идей, образных представлений, социальных чувств и переживаний, делающий возможным взаимопонимание людей. В ходе потребления духовных ценностей их совокупный фонд не уменьшается, а увеличивается. Иллюстрацией этой закономерности может служить известный парадокс: «Если у меня есть яблоко и я отдам его тебе, то у меня уже не будет яблока. Если у меня есть идея и я поделюсь ею с тобой, то у нас обоих будет общая идея». К этому можно добавить, что обмен духовными ценностями может происходить не только между современниками, но и между представителями разных поколений, даже разных исторических эпох. Могли бы вы сами привести примеры духовного общения поверх пространственных и временных барьеров?

Другой важный вывод, который сделали философы, заключается в том, что содержание духовных ценностей является объективным, т. е. не зависящим от воли и сознания отдельного человека, хотя потребление (а лучше сказать — освоение) ценностей духовной культуры носит индивидуальный, личный характер.

Объективный характер духовных ценностей кажется очевидным, когда имеются в виду математические теоремы, законы грамматики и синтаксиса, некоторые общечеловеческие нормы морали, например запрет на убийство. Гораздо труднее доказать и обосновать объективность мировоззренческих, эстетических, политических ценностей. Хотя во всех мировых языках есть слова, обозначающие добро и зло, красоту, справедливость, долг и свободу, конкретный смысл, вкладываемый в эти понятия разными цивилизациями и культурами, весьма сильно различается. Это побудило немецкого философа Ф. Ницше и его последователей-нигилистов (от лат. слова nihil, что значит «отрицаю») выступить с тезисом об относительности всех духовных ценностей.

Существуют ли абсолютные духовные ценности, которые всеми людьми и во все эпохи понимались бы одинаково? Этот вопрос по сей день остается открытым для дискуссии. Вы можете высказать свое мнение и обсудить его на уроке.

Еще одно важное открытие, сделанное сравнительно недавно, связано с выяснением специфической роли знакови символовв процессах создания, трансляции, тиражирования, освоения духовных ценностей. Важный вклад в эту область знания наряду с французскими исследователями внес российский культуролог Ю. М. Лотман. Невозможно представить себе ценность, которая была бы выражена без помощи знаков. Очень многие действия людей — повседневные обычаи и торжественные церемонии, литературный язык и разговорные жаргоны, стиль одежды и прически, мимика и жесты, несомненно, носят знаковый характер. Любое обжитое социальное пространство, например пространство города, храма, воинской части или домашнего интерьера, размечается и организуется с помощью знаков. Знаки и символы окружают нас повсюду, даже когда мы их не замечаем.

К важнейшим философским вопросам, находящимся в ведении философской антропологии, относятся также духовная жизнь человека и те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Та часть философского знания, которая занимается изучением ценностей, называется аксиологией (от греч. axios-ценность и logos-учение).

Ценность — это отношение индивида к предмету, событию или явлению как к важному, значимому для человека.

Аксиология — философское учение о ценностях и их природе.

Ценности, обеспечивающие жизнь человека, — это здоровье и безопасность, материальный достаток, отношения в обществе, способствующие самореализации личности и свободе её выбора. К духовным ценностям традиционно относятся нравственные, правовые, политические, религиозные, эстетические, составляющие единое целое – бытие человека в культуре.

Для человека как природного, телесного существа высшей ценностью является здоровье. «Девять десятых нашего счастья основаны на здоровье»,- писал Шопенгауэр. Отношение человека к своему здоровью становится сознательным, если человек уделяет внимание своей душе и телу: сохраняет психическое равновесие, не употребляет даже «привычные» наркотики, такие как алкоголь и никотин, правильно питается, соблюдает режим дня, занимается физическими упражнениями. Современное постиндустриальное общество и постмодернистская культура делают такое поведение всё более сложновыполнимым.

Осознавая себя как личность, выделяя себя из окружающей среды, человек невольно приходит к мысли: зачем он живет, если он смертен? В чём смысл его собственной жизни? Смысл жизни каждый человек определяет сугубо индивидуально, но в основе его лежат главные жизненные цели личности, связанные с теми потребностями, которые выбраны человеком. Каждый человек выбирает те потребности, которые соответствуют его индивидуальным наклонностям, а свою деятельность направляет на решение выбранных им задач, что и является для каждого человека смыслом его жизни. Следовательно, не существует единого смысла жизни для всех людей. Каждый человек по своим индивидуальным наклонностям может иметь одну или несколько сугубо индивидуальных целей жизни, которые и определяют смысл его жизни.

Человек реализует свою сущность в деятельности, в целенаправленной активности, в чем и проявляется его свобода воли. Свобода — это основанная на познании необходимости способность выбора и деятельность с учетом этой необходимости. Но свобода напрямую связана с ответственностью личности за свои действия, поступки и т.д. Ответственность -это социальное отношение к общественным ценностям. Осознание ответственности — необходимое средство управления поведением личности со стороны общества через её сознание.

Нравственные ценности и мораль. Становление личности невозможно без соблюдения нравственных законов. Мораль, или нравственность, можно определить как совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни. Философы — этики различают «собственно мораль» как совокупность представлений о должном и те реальные нравы, которые господствуют в обществе, содержащие в себе не только добродетели, но и пороки. Человеческая мораль не едина в культурном и этническом отношении. В разное время, у разных народов, даже у разных социальных слоёв существовали свои представления о добре и зле.

Под этикой в обыденном языке часто понимается то же, что и под моралью. В специальном значении — это философская дисциплина, изучающая мораль.

Мораль (нравственность) — совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни.

Этика – философское учение о морали (нравственности) и различных системах её обоснования.

Правила нравственности содержались в мифологических и религиозных системах любого общества. В разделе, посвященном философии Востока, уже отмечалось, что она была неразрывно связана с религиозными системами. Так, например, Конфуций предложил правила поведения «благородного мужа», которыми на протяжении более, чем двух с половиной тысяч лет руководствовались китайцы – так называемую «конфуцианскую этику». Учение о жизни как страдании и путях освобождения от него, т.е. особая этическая система занимала центральное место в учении Будды. И Будда, и Конфуций не интересовались вопросами онтологии и гносеологии, главное внимание уделяя именно этике.

В античности появляются самостоятельные этические учения, за рамками религиозно- мифологических систем, важнейшими из них являются этический рационализм, гедонизм и стоицизм. Этический рационализм исходит из того, что человеку достаточно знания о том, что есть добро, а что зло для того, чтобы он поступал нравственно. Неморальное поведение трактуется как незнание.

Гедонистическая этика представляет стремление к удовольствию как смысл человеческой жизни. В античной философии она представлена учением Эпикура. В обыденном языке мы используем название «циники» для тех, кто пренебрегает моральными ценностями. «Циниками» или киниками в античной философии называли философскую школу, представители которой подвергали сомнению нравственные правила поведения. Стоицизм – учение, последователи которого проповедовали презрение к богатству и славе, учили равнодушию к судьбе и стойкости. Христианство предложило систему моральных ценностей, исходящую из евангельской истории, где основной ценностью становится любовь к богу и приготовление души к вечной жизни. В эпоху Возрождения формируется гуманизм как философская и этическая система, представляющая человека и его творческую самореализацию в качестве высшей ценности. Реформация, по мнению социолога М. Вебера, была эпохой формирования протестантской этики, которая превозносит роль труда до значения молитвы, а приобретение богатства считает богоугодным делом. В XVIII в. идею о том, что главной категорией нравственности является долг, развивал Иммануил Кант. Он сформулировал «категорический императив» — моральный закон, которому должны подчиняться все люди:»поступай так, чтобы максима твоего поведения во всякое время могла быть бы и нормой всеобщего законодательства».В истории философии осталась и такая формулировка как «ницшеанская мораль», связанная с именем Фридриха Ницше, дерзко позволившего себе критиковать христианские ценности.

В дальнейшем такие политические учения как либерализм, демократизм, социализм и коммунизм также исходили из собственных этических систем. Любое видоизменение общества обязательно предполагает и изменение моральных ценностей (вспомните как менялась нравственная оценка частной собственности и богатства в нашей стране в70-90 гг. XX в.).

Этика не только описывает правила поведения, но и пытается найти общее основание для них, пользуясь специальными понятиями, этическими категориями, такими как добро и зло, долг, совесть, честь, смысл жизни, счастье. Изучая мораль, этика наделяет её определёнными характеристиками и задаёт целый ряд вопросов. Первый из них, это вопрос о происхождении морали. Этика может полагать, что мораль дана человеку свыше, космосом, Богом, либо утверждать её эволюционное происхождение, либо анализировать общественно-историческую природу морали.

Важнейшую черту морального отношения составляет оценка общественных явлений и человеческого поведения с точки зрения добра и зла. Для этого необходимо разобраться их природе. Соответственно, этика ставит вопросы: что такое добро и что такое зло?Почему то, что представляется благом для одних может стать несправедливостью для других? Субъективны ли моральные ценности? Чем определяется различие и даже противоречивость нравственных позиций людей и есть ли надёжный критерий для их оценки? Ответы на эти вопросы предполагают специальное изучение морали, поскольку она представляет собой сложную сферу духовной жизни общества.

Этикакак область философского знания характеризуется многообразием. Единой научной выверенной и общепризнанной этики нет, существуют различные этические учения, созданные отдельными философами и их последователями. Но при всем многообразии этих систем существует некая строгая, объективная совокупность этических знаний, усвоение которых и составляет одну из важнейших задач этического образования. Ключевой для морали вопрос состоит в следующем: как моральное совершенство человека связано с его отношением к другим людям? Здесь мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии. Мораль можно назвать общественной (человеческой) формой, делающей возможными отношения между людьми во всем их конкретном многообразии.

Следующая характерная особенность морали составляет единство свободы воли и всеобщности (объективности, общезначимости, необходимости). Мораль мыслима только при допущении свободы воли, она есть автономия воли, её самозаконодательство. И. Кант говорил, что в морали человек подчинён только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству. Личность автономна в том смысле, что она сама выбирает закон своего существования, она осуществляет выбор между природной необходимостью и моральным законом. Мораль является всеобщим законом в том смысле, что ее ничто не ограничивает, это не реальная всеобщность, а идеальная. Индивидуальная воля оказывается свободной не тогда, когда она своё выдает за всеобщее, а тогда, когда всеобщее избирает в качестве своего. Золотое правило нравственности дает образец такого соединения: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

В морали реализуется ценностное отношение человека к миру. Важнейшие для индивида ценности определяют для него систему координат — систему ценностных ориентаций. На вершине ценностной пирамиды находится высшее благо, или идеал.В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место, так как именно им определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д. В широком смысле добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственного совершенства: добро — это то, что приближает к идеалу, зло -то, что отдаляет от него. В ситуациях конфликта человек видит свою задачу в том, чтобы сделать правильный и достойный выбор.

Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Следование моральным ценностям воспринимается как долг,неисполнение долга как вина и переживается в укорах и муках совести. Мораль опирается на такой мощный инструмент как общественное мнение. Особенностью морали является свобода внутреннего выбора, способность к самоопределению. Гибкость и универсальность морали заключается в том, что она опирается не только на рациональную аргументацию, но и на интуицию.

Религиозные ценности. Философия интересуется религией как одной из форм ценностного отношения к миру, пытаясь определить место религиозного сознания и разобраться в сути феномена религии.

Религия – система верований и ритуалов, на основе которых группа людей объясняет то, что находит сверхъестественным и священным.

Религия предполагает веру в существование священных (сакральных) явлений и главенствующую роль сверхъестественных сил в жизни людей. Религия-это культурная универсалия, она встречается в любом обществе, выполняя разнообразные функции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *