Адаптация инвалидов

УДК 159.9.316.6 ББК Ю9

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

е-шаИ: ресhеrskiih-13@mаil.ru

Аннотация

В статье рассмотрена социально-психологическая адаптация детей в целом, детей-инвалидов в частности, раскрываются причины трудной адаптации детей-инвалидов в социуме. Уделяется внимание видам адаптации, факторам, влияющим на социально-психологическую адаптацию; ход и последствия социальной адаптации детей-инвалидов в обществе.

Ключевые слова: адаптация, социум, социальная адаптация, дети-инвалиды, проблемы адаптации в социуме, нарушения в развитии, факторы адаптации, особенности психологического развития, раскрытие потенциала.

Актуальность. Социальная адаптация является непрерывным процессом динамичного приспособления человека к условиям общественной среды. Первый опыт адаптации к взаимодействию с людьми ребёнок получает в семье, но общественная жизнь этим не ограничивается. Взаимодействие с социумом неизбежно в жизни абсолютно для каждого индивида. Вступление в социально активную жизнь многоэтапно. Важными ступенями которого становятся: дошкольное учреждение, школа, формальные и не формальные группы общения, участие в трудовой деятельности и многое другое.

Как отмечает Батуева С.В., в ряду основополагающих факторов, которые определяют тенденцию вхождения в социальную среду, лежат многие личностные качества самого ребёнка и особенности микросреды, в которую он включается. К персональным особенностям ребёнка, которых зависит продуктивность его адаптации, можно отнести его эмоциональные и интеллектуальные качества, потребностно-мотивационную сферу, а также некоторые индивидуальные характерно-типологические особенности . Способность и умение подстраиваться под критерии общественных суждений и принципов складывается в процессе целенаправленного воспитания.

У детей, которые имеют какие-либо ограничения, из-за дефектов развития затруднено взаимодействие в общественной среде, ограничена возможность адекватного реагирования, они испытывают трудности в

достижении поставленных целей в рамках существующих норм.

Согласно последним данным число детей-инвалидов с каждым годом только неуклонно растет. Этому способствует множество не до конца изученных факторов. Ведущими среди них следует признать экологические, экономические и социальные проблемы, низкий уровень отечественной медицины. Было бы замечательно, если бы проблема детей-инвалидов в обществе стала менее актуальной, но ее острота только возрастает. В нашей стране вплоть до XXI века вопросы инвалидов оставались где-то на краю общественного сознания и никогда не поднимались на поверхность. Проблемы инвалидов, в том числе и детей, оставались «за границами» внимания в жизни здорового человека. Социализация, обучение и развитие детей-инвалидов происходили в специальных интернатах, изолировано от общества.

Сейчас ожили и практика, и наука, и общественное сознание в отношении детей-инвалидов. Появились новые идеи по способам решения возрастающего количества детей-инвалидов. Общество по-новому воспринимает саму суть данной проблематики . Сами понятия «инвалид» и «ребенок-инвалид» стали наполняться совсем иным содержанием, приобретая не только медицинский, но и новый социальный смысл. Мировые установки по отношению к понятию «инвалид» были обозначены еще в семидесятые годы двадцатого века в декларацию правах инвалидов. Согласно ей «инвалид» означает любое лицо, которое не

может самостоятельно обеспечить частично или полностью потребности нормальной индивидуальной и / или общественной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных способностей. Очевидно, что несовершеннолетний ребенок, не имеющий трудоспособность, потерять ее не может. Детьми-инвалидами сейчас принято называть детей, имеющих «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к

общественной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития, способностей к передвижению, ориентации,

самообслуживанию, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем» .

А «инвалидность» в детском возрасте можно объяснить, как «состояние стойкой общественной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или

патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре» .

Все это отражает особенную категорию проблем инвалидов: реабилитацию,

общественную адаптацию, общественную интеграцию, адаптацию к сложным жизненным ситуациям . Никому из этой категории людей не удается избежать решения этих проблем в той или иной форме, а детям-инвалидам удается это особенно трудно. Они нуждаются в помощи не только со стороны родителей, но и со стороны социума в целом, и посторонних людей, в частности.

Главными причинами трудной адаптации в социуме детей-инвалидов являются: нехватка здоровья как физического, так и психического; отсутствие социального опыта; критическая семейно-экономическая ситуация .

По данным ЮНЕСКО число детей-инвалидов по всему миру составляет около 3% от общего количества, и с каждым годом этот показатель растет, что ясно говорит о необходимости заниматься разработкой продуктивных мер по их общественной приспособленности к жизни в обществе.

Не только социальное, политическое и экономическое значение имеет проблема общественной адаптации и реабилитации детей-

инвалидов, но и морально-этическое. На уровне государства для этой категории людей должны быть максимально натурально воссозданы все обязательные условия, облегчающие их жизнь. Также врачами, психологами, социальными работниками должны быть проведены действенные работы с обществом по подготовке к принятию детей с недостатком возможностей. Данные меры помогут снизить положительно растущую тенденцию проявлений

психосоматических заболеваний и

невротических реакций у детей-инвалидов, что в свою очередь существенно снизит затраты на их лечение на уровне семей и государства. Благополучная социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) позволяет этой категории детей более успешно приспособиться к нормальной жизни, усилить гуманные тенденции в обществе, вернуть их общественную ценность, но единого пути решения проблемы общественной адаптации детей-инвалидов на сегодняшний день нет, поэтому для ее решения используются различные разработки педагогов и психологов. Из-за того, что социальная адаптация детей с ОВЗ имеет свои характерные особенности, то и направления в способах разрешения этой проблемы должны быть и динамичными, и разноуровневыми, и многофакторными. В свою же очередь в более масштабных планах — на государственном уровне, правительством должны быть предприняты все возможные наиболее эффективные способы для широкого раскрытия адаптивного потенциала детей-инвалидов.

Одним из видов психологической терапии во многих странах мира давно существует организация «Больничный клоун», основной целью которой является профессиональная помощь в больницах и хосписах детям с тяжелыми заболеваниями и их родителям .

В исследованиях Батуевой С.В., Соболевой Е.В., Шлепотиной Н.М. отмечается, что у каждого человека в зависимости от особенностей его характера, специфики поведения, типа высшей нервной деятельности, состояния его физического и психического здоровья, своеобразия воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, коммуникативности, уровня развития игровых навыков, дружественности и эмоциональной зависимости ребенка и матери социально-психологическая адаптация идет по разным путям становления .

Следуя из этих умозаключений, напрашивается логичный вывод о том, что социальная адаптация — это сложный, многоэтапный (в некоторых случаях протекающий с осложнениями) процесс как для здорового ребенка, таки для детей с ОВЗ. Основополагающим фактором успешного вхождения ребенка в социум является его непосредственное окружение: работники дошкольных учреждений, члены семьи и

социума — все они несут ответственность за осуществление наиболее продуктивного, безболезненного процесса становления его как полноправного члена общества. Если каждый ребенок будет расти в подобной здоровой психологической обстановке, в независимости от того, инвалид он или полноценный, можно быть абсолютно уверенными в здоровом развитии будущего поколения в общем.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Батуева С.В. Социализация младших подростков с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами социокультурной деятельности / С.В. Батуева //Вестник СМУС 74 — 2014. — №5 — с. 47-52

5. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция тревожности как фактора эмоциональной устойчивости студентов-психологов / В.И. Долгова, О.А. Шумакова // Научно-методические рекомендации / Челябинск, 2010. Сер. Инновационная культура будущего педагога-психолога

— с. 81-88

9. Руководство по врачебно-трудовой экспертизе в 2-хТ., Т.1. Под. Ред. Ю.Д. Арабатской. -М.,1981, с. 282.

14. Соболева Е.В. Социально-психологическое обучение стратегиям совладающего поведения субъектов оказания помощи в экстремальных ситуациях / Е.В. Соболева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. — 2014. — №3 (3). — с. 42-45

16. Шлепотина Н.М. Некоторые аспекты социальной адаптации студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета / Н.М. Шлепотина // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области: материалы I всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Психолого-социальная и медико-реабилитационная поддержка незащищенных слоев населения». — 2013. -№1 (3). — с. 220 — 223

17. Шумаков В.А. Моделирование компетентностно ориентированного занятия / В.А. Шумаков // В сборнике: Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы II Всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной дню российской науки. — 2014. — с. 132-136

18. Шумакова О.А. Сущность и особенности базовой культуры психолога образования с родителями / О.А. Шумакова //Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. — 2011.

— №1 (15). — с. 149-151.

PROBLEMASOTSIALNO PSYCHOLOGICAL ADAPTATION DISABLED CHILDREN*

D.N. VLADELSCHIKOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia OA. OBUCHOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: pecherskiih-13@mail.ru

Инвалидность в современном обществе

Инвалидность – специфические особенности состояния и развития организма человека, сопровождающееся ограничением жизнедеятельности в различных формах.

Замечание 1

Социальная адаптация инвалидов – это комплекс мероприятий, предусматривающих восстановление потерянных или ранее разрушенных взаимоотношений и социальных связей в результате инвалидности.

Как правило, у этой социально-демографической группы людей ограниченная возможность получения образования, низкий уровень дохода, проблемы в создании семьи, самореализации. У многих отсутствует желание заниматься общественной жизнью, потерян интерес к жизни. Отсутствие достаточных практических навыков в самостоятельной жизни приводит к тому, что они оказываются в большей или в меньшей степени обузой для родственников.

Достижение цели социальной адаптации инвалидов основано на укоренении в общественном сознании идеи равных возможностей и прав для инвалидов. Необходим переход от сигрегированных видов помощи (в виде специальных учреждений) к методам, позволяющим инвалидам быть в центре общественной жизни.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Социальная адаптация инвалидов 470 руб.
  • Реферат Социальная адаптация инвалидов 220 руб.
  • Контрольная работа Социальная адаптация инвалидов 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Мощным фактором адаптационного процесса является взаимоотношение между здоровыми людьми и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В целом в обществе отмечается неготовность многих людей к ситуациям, в которых реализуются возможности инвалидов наравне со здоровыми людьми, к тесному контакту с инвалидами.

Взаимоотношения между здоровыми людьми и лицами с ограниченными возможностями должны строиться на ответственности обоих сторон за эти взаимоотношения. Однако у многих инвалидов не хватает умения выразить себя в процессе общения, недостаточно социальных навыков, они не всегда могут правильно оценить нюансы отношений, воспринимая окружающих людей несколько обще. Часто взаимоотношения складываются непросто и между инвалидами.

Замечание 2

Основным показателем социально-психологической адаптации инвалидов является их отношение к собственной жизни. Результаты социологических исследований показали, что почти половина инвалидов оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное.

Процесс социальной адаптации инвалидов в настоящее время затруднен, так как:

  • прослеживается низкая удовлетворенность жизнью;
  • присутствует отрицательная динамика самооценки;
  • наблюдаются значительные проблемы во взаимоотношениях с окружающими;
  • эмоциональное состояние, в основном, характеризуется неуверенностью в будущем, тревожностью, пессимизмом.

Типы социальной адаптации и ее диагностика

Основные типы социальной адаптации инвалидов:

  1. Активно-позитивный. У инвалидов этого типа высокая самооценка, благоприятный настрой, энергичность, оптимизм, самостоятельность суждений, они самостоятельно ищут пути выхода из неблагоприятных ситуаций.
  2. Пассивно-позитивный. У инвалидов данного типа заниженная самооценка, отсутствует стремление к изменениям и переменам в жизни, положение в котором он находится полностью устраивает.
  3. Пассивно-негативный. У инвалидов наблюдается неудовлетворенность своим положением, отсутствует желание что-либо улучшить. Такие людям характерны настороженное отношение к окружающим, психологический дискомфорт, заниженная самооценка, ожидание значительных катастрофических последствий от незначительных неудач.
  4. Активно-негативный. Наблюдаются неудовлетворенность собственной жизнью, психологический дискомфорт, есть стремление изменить ситуацию к лучшему, но, по ряду объективных и субъективных причин, нет практических результатов.

В современном мире широко применяются методики, позволяющие определит уровень социально-психологической адаптации инвалидов. Например, опросник К. Роджерса и Р. Даймонда диагностирует особенности прохождения социальной адаптации. Он включает 101 утверждение, каждое из которых сформулировано в третьем лице единственного числа для избегания воздействия прямого отождествления.

Социальность является определяющим фактором в физическом развитии инвалида. Для выполнения любой социальной роли необходимы определенные физические качества. Чем сложнее социальная деятельность, тем выше нужна дифференциация проявлений физических параметров.

В современном мире формирование общества предполагает воспитание индивидов с высокой интеллектуальной и физической работоспособностью, всесторонне гармонично развитых. Для этого разрабатываются и внедряются методики, в которых объектом исследования выступают уровни социальной адаптации индивидов.

Проблемы социальной адаптации инвалидов

Проблема социальной адаптации инвалидов – одна из важнейших сторон общей интеграционной проблемы.

Сущность проблемы социальной адаптации инвалидов определена экономическими, правовыми, производственными, психологическими и коммуникативными особенностями взаимодействия с окружающей средой. Наиболее серьезные аспекты проблемы связаны с появлением многочисленных барьеров, не позволяющих активно включиться в жизнь общества.

Все потребности инвалидов можно условно обозначить как общие – характерные для всех граждан и особые, заключающиеся в восстановлении нарушенных способностей, общении, передвижении, в восстановлении доступа к культурным объектам, объектам социально-бытовой и др. сфер, в возможности обучаться, трудоустроиться, иметь комфортные бытовые условия, получать социально-психологическую адаптацию и т.д.

Социальная адаптация инвалидов предполагает решение следующих задач:

  • получение инвалидами равных возможностей с остальными членами общества;
  • охрана интересов и защита прав инвалидов;
  • интеграция в социальную среду;
  • информирование общества о выполнении мер социальной защиты инвалидов и их положении;
  • формирование позитивного общественного мнения.

Социальная адаптация детей-инвалидов

Из-за ограничений приспособительных возможностей дети-инвалиды являются наиболее проблемной группой с точки зрения социальной адаптации.

Замечание 3

К основным причинам сложной адаптации детей-инвалидов относятся: недостаток физического и психического здоровья, неблагоприятная материально-экономическая ситуация, ограниченность социального опыта.

Так как численность детей-инвалидов по всему миру неуклонно растет, необходимы эффективные меры по их адаптации к жизни в обществе. Проблема социальной адаптации детей-инвалидов имеет социальное, политическое, экономическое, морально-этическое значение. Необходимо предоставить возможность детям с ограниченными возможностями здоровья участвовать в жизни социума в соответствии с их возрастом.

Социальная адаптация детей-инвалидов имеет свои специфические особенности, которые должны решаться на государственном уровне с использованием новейших разработок медиков, педагогов и психологов.

Успешная социальная адаптация позволяет детям-инвалидам более быстро приспособиться к полноценной жизни, восстановить их социальную значимость, повысить гуманные тенденции в обществе.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Специфика социальной адаптации в обществе молодых людей с ограниченными возможностями здоровья

Список литературы

Введение

Проблема социализации в обществе лиц с ОВЗ является актуальной для современности. Чаще всего под «людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами.

Инвалидность представляет собой социальный феномен. Масштаб инвалидности зависит от множества факторов: состояния здоровья нации, развития системы здравоохранения, социально-экономического развития, окружающей страны, исторических и политических причин в частности, участия в войнах и военных конфликтах. В нашей стране эти факторы имеют ярко выраженную негативную окраску. На 2013год в Российской Федерации как минимум свыше 10 млн. человек официально признаны инвалидами.

Люди с ОВЗ относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Для них затруднительно получить образование. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Государство, обеспечивая социальную защищённость людей с ОВЗ, призвано создавать им необходимые условия для достижения приемлемого по сравнению со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, участия в общественной жизни. Восстановлению способности инвалидов к социальному функционированию, независимому образу жизни призвана помочь система многопрофильной комплексной адаптации как самостоятельная область научной и практической деятельности. Изменение общественного отношения к проблеме инвалидности и инвалидам, развитие системы комплексной социальной адаптации — одна из главных и ответственных задач современной государственной политики. И особое значение данная проблема приобретает, когда речь идет о молодежи. Молодые люди с ОВЗ, находясь в начале жизненного пути и имея неравные стартовые условия, остро нуждаются в поддержке, чтобы занять достойное место в обществе. социализация адаптация здоровье правовой

Специфика социальной адаптации в обществе молодых людей с ограниченными возможностями здоровья

Специфика социальной адаптации молодых людей с ОВЗ, в значительной мере обусловлена их личностными особенностями и характером недуга (его глубиной, периодом возникновения, а также отношением к нему самого молодого человека).

В силу имеющихся ограничений молодым людям с ОВЗ наряду с чисто материальными и вещественными ограничениями, зачастую затруднён доступ к таким социальным возможностям и благам, как получение престижного образования, высокооплачиваемой и востребованной на рынке труда работы и возможности быть избранным в органы местного самоуправления или государственной власти. В результате, молодой человек вынужденно замыкается в довольно ограниченной среде, что порождает дополнительные проблемы и трудности, на преодоление которых и должны быть направлены технологии социальной работы с этой категорией населения. Основными целями их применения выступают:

— преодоление состояния беспомощности;

— помощь в адаптации к новым условиям существования и жизнедеятельности;

— формирование новой, адекватной среды жизнедеятельности;

— восстановление и компенсация утраченных возможностей и функций.

Эти цели и определяют социальные технологии, которые могут быть использованы для эффективной социальной адаптации молодых людей с ОВЗ.

Одной из ведущих традиционных технологий является реабилитационная деятельность. Реабилитация означает процесс, имеющий целью предоставить молодым людям с ОВЗ возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости.

«Осуществление всех направлений реабилитации происходит в рамках индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которая дает возможность учитывать физические и психофизиологические особенности молодого человека с ОВЗ и связанный с ними реабилитационный потенциал. В ИПР включаются реабилитационные мероприятия, направленные на восстановление способностей молодого человека с ОВЗ к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры» .

Индивидуальная программа реабилитации включает следующие виды реабилитации: медицинскую, психолого-педагогическую, профессиональную и социальную.

Начальным звеном системы общей реабилитации является медицинская реабилитация, которая осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функциональных способностей молодого человека с ОВЗ. Она включает в себя восстановление и замещение утраченных органов, приостановление прогрессирования заболеваний, санаторно-курортное лечение, реконструктивную хирургию, которая восстанавливает пораженные органы, создает органы или их части взамен утраченных, а также устраняет нарушения внешности, полученные в результате заболевания или травмы.

Можно констатировать, что медицинская реабилитация в большинстве случаев осуществляется пожизненно, т. к. для предотвращения негативной динамики состояния молодых людей с ОВЗ необходимы меры медицинской поддержки и оздоровления.

Психолого-педагогическая реабилитация — это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы молодой человек с ОВЗ овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил образование. Важнейшая цель этой деятельности, ее психологическая составляющая — выработка у молодого человека с ОВЗ уверенности в собственных возможностях, создание установки на активную самостоятельную жизнь. В ее рамках осуществляется также профессиональная диагностика и профессиональная ориентация молодых людей с ОВЗ, обучение их соответствующим трудовым навыкам и умениям.

Основные задачи профессиональной реабилитации: вернуть молодому человеку с ОВЗ самостоятельность в повседневной жизни, вернуть его к прежней работе, если это возможно или подготовить к выполнению другой работы, соответствующей его трудоспособности. Практика показывает, что при адекватном состоянию здоровья и желании в выборе профессии, а также соответствующей адаптации условий труда, молодые люди с ОВЗ способны длительно сохранять трудоспособность и выполнять достаточно большие объемы работ. Длительная бездеятельность не только ведет к деквалификации специалиста, угасанию профессиональных навыков, но отрицательно влияет на состояние здоровья, как правило, у этих людей резко нарушаются социальные связи, в т. ч. ухудшаются семейные отношения, прекращается общение с друзьями, сужаются духовные интересы, появляется депрессия.

Программа социальной реабилитации охватывает практически все вопросы жизнедеятельности молодых людей с ОВЗ и включает психологическую, социально-бытовую, социально-экономическую и социокультурную реабилитацию.

«Весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий сопровождает психологическая реабилитация, содействуя преодолению в сознании молодого человека с ОВЗ представлений о бесполезности реабилитации. Крайне важной является оценка психологического статуса молодых людей с ОВЗ, который дает возможность выделить людей, особенно нуждающихся в длительных курсах психотерапевтических мероприятий, направленных на снятие тревоги, невротических реакций, на формирование адекватного отношения к заболеванию и восстановительным мероприятиям» .

Важная цель психологической помощи — обучение молодого человека с ОВЗ самостоятельно решать встающие перед ним проблемы в отношении профессиональной деятельности и семейной жизни, ориентация на возвращение к труду и в целом к активной жизнедеятельности.

Ведущими направлениями социально-бытовой реабилитации принято считать медико-социальный уход, пенсии, пособия, получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих молодому человеку с ОВЗ стать достаточно самостоятельным в быту.

Социально-экономическая реабилитация — это комплекс мероприятий, включающий в себя: обеспечение молодого человека с ОВЗ необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места учебы или работы, поддержание уверенности в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение его и его семьи путем выплат по временной нетрудоспособности или инвалидности, назначения пенсии и т. п.

Социальные меры реабилитации должны обеспечить устранение барьеров, препятствующих полноценной жизни людей, чье здоровье не позволяет в полной мере без соответствующей адаптации их жизненной среды пользоваться общественными благами и самим участвовать в приумножении этих благ.

Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, т. к. удовлетворяет блокированную у молодых людей с ОВЗ потребность в информации, в получении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого материального вознаграждения. Социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая молодых людей с ОВЗ к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку. В качестве элемента социокультурной реабилитации можно рассматривать спортивную реабилитацию, в которой особенно сильны механизмы соперничества, действующие также зачастую в сфере творческой реабилитации. Помимо общего оздоравливающего воздействия, занятия спортом и участие в специальных соревнованиях для молодых людей с ОВЗ повышают степень координации движений, развивают общение, воспитывают командные навыки.

Социокоммуникативная реабилитация нацелена на восстановление непосредственных социальных взаимодействий молодого человека с ОВЗ, укрепление его социальной сети. В рамках этой деятельности происходит обучение навыкам общения в новых для молодого человека с ОВЗ условиях нарушения ряда функций. На основе складывания адекватной, но благоприятной самооценки молодой человек с ОВЗ должен сформировать новый образ «Я» и положительно окрашенную картину мира, что воспрепятствует негативным эмоциональным реакциям в общении с другими людьми. Восстанавливается потребность в личностных коммуникациях, которая может быть нарушена в период посттравматического стресса или болезни. Важной особенностью данного процесса является организация специальных каналов или инструментов общения, если молодой человек с ОВЗ в них нуждается, обучение его пользованию такими средствами. Кроме того, полезными или даже необходимыми оказываются тренинги коммуникативных умений, которые проводятся с целью формирования у молодого человека с ОВЗ социальных навыков.

Таким образом, сущность и содержание реабилитации молодых людей с ограничениями жизнедеятельности заключаются в восстановлении не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, ее правового положения, морально-психологического равновесия, уверенности в себе, способности к интеграции в общество.

«Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды жизнедеятельности молодого человека с ОВЗ. Она помогает ему приспособиться к состоянию, возникающему в результате увечья или болезни, учит пользоваться разными техническими и другими средствами, предусмотренными для поддержки этой категории населения. Цель этой технологии — обеспечить социальную и психологическую самостоятельность, укрепить дееспособность молодого человека с ОВЗ» .

Различают несколько видов адаптации молодых людей с ОВЗ.

Социально-бытовая адаптация молодых людей с ОВЗ представляет собой систему мер, направленных на восстановление способностей к самостоятельной деятельности в быту и обеспечивающих их интеграцию в общество. Программа социально-бытовой адаптации включает:

— специальное обучение навыкам самообслуживания, ухода за собой, передвижения и перемещения;

— помощь в подборе технических средств реабилитации и обучение пользованию ими;

— разработка индивидуальных решений вопросов адаптации жилищно-коммунальных условий, рабочего места для нужд молодого человека с ОВЗ.

Психологическая адаптация помогает формировать у молодых людей с ОВЗ положительное отношение к жизни, себе и своему состоянию. Важным этапом в процессе психологической адаптации является переход от пассивного участия к активной творческой деятельности.

Эстетическое воспитание и культурно-досуговая деятельность, которые определяются в качестве неотъемлемой составляющей частью адаптации молодого человека с ОВЗ, так как обеспечивают:

— возможность войти в новое социальное окружение, расширить круг общения со сверстниками и избавиться от комплекса неполноценности;

— включиться в творческую деятельность;

— обнаружить в себе скрытые таланты.

Социально-трудовая адаптация молодых людей с ОВЗ включает в себя также направленный к единой цели комплекс мероприятий: приспособление производственной среды к нуждам и потребностям таких людей, адаптацию к требованиям производства.

«Возможность адаптации находится в сильной зависимости от тяжести и стажа инвалидности, а также качества жизни молодого человека с ОВЗ. В частности, чем легче группа инвалидности, меньше ее стаж и достаток семьи, тем выше уровень мотивации на проведение реабилитационных мероприятий» .

Важнейшим условием достижения целей социальной адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для молодых людей с ОВЗ. Социальная адаптация не будет достигнута, пока в обществе слабо культивирована гуманистичность и целесообразность этой идеи. Именно социальные службы призваны содействовать, с одной стороны, эффективной адаптации молодого человека с ОВЗ в социуме, с другой стороны — профилактике инвалидности. Профилактика инвалидности предполагает меры, направленные на предупреждение возникновения физических, умственных и сенсорных дефектов или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение.

Основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:

— выявление причин и условий, способствующих возникновению инвалидности;

— уменьшение вероятности или предупреждение возникновения инвалидности;

— сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни молодых людей с ОВЗ.

Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»

В соответствии с принятым в 1995 году Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности инвалидов является получение ими полноценного профессионального образования.

Излишне говорить, насколько важным в жизни человека является выбор сферы профессиональной деятельности.

Допущенные ошибки трудно исправить, а правильный выбор — основа жизненного успеха и самореализации, как личности, так и профессионала. Способности к профессии можно развить в процессе учебы или в процессе производственной деятельности.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

— Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

— Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

Право на образование — одно из фундаментальных прав любого человека. Для инвалидов и лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ),образование жизненно важно, поскольку способствует развитию личности, повышению ее социального статуса и защищенности.

Вопрос обеспечения прав лиц с ОВЗ на реабилитацию средствами образования является важной составляющей государственной политики нашей страны, что нашло отражение в Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ноябрь 1995 г.). Присоединение России к Конвенции о правах инвалидов, принятой на 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН и вступившей в силу на международном уровне в мае 2008 г., требует особого внимания к вопросам обеспечения для инвалидов и лиц с ОВЗ права на получение качественного общего и профессионального образования как условия их социальной интеграции.

Известно, что снижение доступности качественного образования ведет к усугублению складывающегося социального неравенства и является предпосылкой маргинализации (от лат. marginalis — находящийся на краю) тех граждан, которые не смогли его получить. Инвалиды и лица с ОВЗ достаточно часто называются исследователями в числе тех, кто подвержен риску маргинализации. В связи с этим в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. подчеркивается необходимость особого внимания к обеспечению доступности качественного образования и создания условий для успешной социализации детей ОВЗ, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Органы государственной власти регионального уровня предпринимают шаги для того, чтобы расширялись успешные практики образования лиц с ОВЗ. Например, Закон города Москвы № 16 от 28.04.2010 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» закрепляет ответственность органов государственной власти города Москвы за создание в государственных образовательных учреждениях условий для общего и профессионального образования лиц с ОВЗ. В Статье 10 данного законодательного акта прямо указывается, что «государственные образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования осуществляют психолого-медико-педагогическую коррекцию ограничений возможностей обучающихся, направленную на восстановление или компенсацию нарушенных функций».

В этом контексте серьезно возрастает нагрузка на учреждения среднего профессионального образования (УСПО), которым предстоит обеспечить реализацию права на качественное профессиональное образование для большого количества инвалидов и лиц с ОВЗ. Данная социальная группа составляет перспективную категорию обучающихся, которые хотят и при соответствующих условиях могут в разных формах обучаться в системе среднего профессионального образования. Для того чтобы процесс их профессионального обучения и дальнейшего трудоустройства был успешным, необходимо принимать во внимание реалии и тенденции развития системы профессионального образования, а также требования регионального — столичного — рынка труда, который находится под давлением таких социально-экономических факторов, как демографическая ситуация, трудовая миграция, постоянный рост системы высшего профессионального образования и др.

По данным Департамента образования города Москвы, на 1 декабря 2010 г. в УСПО города Москвы получали профессию/специальность 3252 обучающихся с ОВЗ. Это достаточно большая и полиморфная по составу группа, состоящая из лиц с сенсорными, двигательными, интеллектуальными и комплексными нарушениями, соматическими заболеваниями, часть которых имеет инвалидность.

Заключение

Проанализировав специфику социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, можно сделать вывод, что сам процесс организации социальной адаптации приобретает исключительную актуальность в переломные периоды жизнедеятельности молодого человека с ОВЗ. Социальная адаптация направлена на приспособление к состоянию, возникающему в результате увечья или болезни, обучение пользоваться разными техническими и другими средствами, предусмотренными для поддержки этой категории населения. Важнейшими условиями достижения целей социальной адаптации являются, с одной стороны, внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для молодых людей с ОВЗ, а с другой — формирование субъектной позиции у молодых людей с ОВЗ по отношению к процессу преодоления трудностей и стремления к повышению эффективности собственной социальной адаптации в обществе. Эффективность социальной адаптации молодых людей с ОВЗ в значительной мере обусловлена гармонией, взаимодополнением этих двух процессов. Осознанием и культивированием этих идей в обществе. Именно социальные службы призваны содействовать, с одной стороны, эффективной адаптации молодого человека с ОВЗ в социуме, с другой стороны — профилактике формирования неадекватного отношения к феномену инвалидности. А также не малую роль играет полноценное профессиональное образование, которое возможно и нужно получить в нашей стране, для успешной реализации себя, как социально- значимой личности для общества и государства.

Список литературы

1. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 02.07.2013).

2. Аверин А.Н. Социальное управление. М., 2012.

4. Выготский JI.C. Социальная ситуация развития / Психология социальных ситуаций. С-Пб., 2011.

7. Лапшина М.Ю. Мир современной науки. Выпуск том 4 / 2012 Коды ГРНТИ: 15.81.21 — Педагогическая психология ВАК РФ: 19.00.07

8. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации. М., 2010.

9. О мерах государственной социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством людям с ограниченными возможностями. Информационный справочник. — Петрозаводск, 2008.- 274 с.

Название «инвалид» закрепилось за людьми, имеющими те или иные физические, психические, коммуникативные ограничения. К сожалению, многие люди в обществе считают таких индивидуумов иждивенцами и обузой для остальных членов социума.

На самом деле, если организовать для инвалидов определенные условия, они вполне способны не только выполнять простейшие процедуры, касающиеся собственной гигиены и жизнеобеспечения, но и зарабатывать себе на жизнь, участвовать в социально значимых событиях, заниматься спортом, развлекаться – попросту жить, как любой другой человек. Социально-бытовая адаптация требует особого отношения и внесения изменений в инфраструктуру населенных пунктов, домов и дворов.

Проблемы передвижения

Люди, ограниченные в передвижении – инвалиды-колясочники, потерявшие одну или обе нижние конечности, жертвы ДЦП и других заболеваний, приводящих к потере способности самостоятельно с легкостью передвигаться. Для их адаптации в городе требуются особые условия – горки-пандусы для подъема и спуска на этажи или крыльцо здания, поручни в метро и подземных переходах, кнопки вызова у входных дверей государственных учреждений, магазинов, аптек, спортивных организаций и др.

При рассмотрении такого фактора, как социально-бытовой, адаптация будет включать в себя также оборудование зданий, где живут люди с ограниченными физическими возможностями, приспособлениями для их удобства. Дело не только в улучшении качества жизни путем обеспечения возможности передвигаться в доме и на ближайшей к нему территории, но и в повышении уверенности в себе инвалидов, что положительно отражается на их психологическом состоянии и коммуникативных навыках.

Проблемы социальной адаптации инвалидов по большей части связаны с недостатком внимания к их решению со стороны государственных учреждений и частных компаний. Так, неприятные ситуации возникают при попытках передвигаться доступным для обычных граждан транспортом. Социальные программы предусматривают оборудование транспорта спецсредствами.

Поиск работы для людей с ограниченными возможностями

Социальная адаптация инвалидов в обществе включает в себя помимо обеспечения возможности передвижения, общения, права пользоваться теми же благами, которые предоставлены обычным гражданам, предоставление рабочих мест. Получение работы для инвалидов в обществе – средство обеспечить себя должным количеством финансовых средств, осуществить свое право на труд, почувствовать себя полноценным членом общества. Последнее – важная часть социально-психологической адаптации для людей с ограниченными возможностями, какого бы характера эти ограничения не были.

Поэтому программа социальной адаптации людей с ограниченными возможностями подразумевает создание рабочих мест путем подбора доступной им деятельности. Потенциальными работодателям выплачивают дотации на специальное оборудование и приспособления, позволяющие участвовать в рабочем процессе людям с ограничениями в передвижении.

Социально-психологический фактор

Большую важность в повышении качества жизни играет социально-психологическая адаптация инвалидов. Люди с ограниченными физическим возможностями стеснены своими особенностями, не любят повышенного к ним внимания, что осложняет общение. Кроме того, сложности в передвижении не позволяют им часто бывать на прогулках, в местах отдыха, парках, центрах досуга и развлечений – там, где люди чаще всего знакомятся и находят новых друзей (для полноценной адаптации инвалидов необходимо предоставить им равные с остальными гражданами возможности и социальные условия).

Особенно это касается детей – ребенок с инвалидностью не только часто лишен общества сверстников, но в окружении детей своего возраста часто становится мишенью для насмешек. Адаптация инвалидов детского возраста требует повышенного внимания. Рекомендуемые меры, которые предусматривает программа психологически-социальной адаптации:

Воспитание в детях сострадания, адекватного отношения к людям с ограничениями физического и психического характера.

Оборудование школ и детских садов пандусами, поручнями и другими приспособлениями, облегчающими передвижение инвалидов.

Обучение персонала детских садов и школ обращению с детьми, ограниченными в передвижении и/или коммуникативной сфере.

Адаптация инвалидов к жизни в обществе, обучение их востребованным профессиям, психологическая помощь – все это нужные и важные вещи, которые должны обязательно быть в списке любой программы помощи людям с ограниченными возможностями. Социальной нагрузкой инвалидов, которая поможет им почувствовать себя нужными членами общества, может стать общественная деятельность – занятия с детьми, выступления на соревнованиях в доступных им видах спорта и пр.

Социально-психологическая сторона жизни инвалидов – важное часть программы адаптации, требующая участия как рядовых членов общества, так и представителей государственных учреждений. Чтобы люди с особенностями не чувствовали себя выкинутыми из жизни, изгоями и иждивенцами, следует помочь им стать полноправными членами социума. Социальная жизнь инвалидов не должна быть обусловлена их особым положением.

Размещено на http: //www. allbest. ru/

Социальная адаптация инвалидов: проблемы и перспективы

Хужина Радмила Дамировна

студент 5 курса, кафедра социальной работы

E-mail: mila_huzh@mail.ru

Научный руководитель Испулова Светлана Николаевна

канд. педагогических наук, доцент МГТУ им. Г.И. Носова,

Инвалидность — это особенность развития человека или болезнь, вследствие которой происходит ограниченность инвалида в некоторых сферах жизнедеятельности. Многие считают, что проблема инвалидности — это личная проблема каждого инвалида, однако это далеко не так. Одной из главных проблем социальной адаптации инвалидов является отношение общества к инвалидности. Здоровые люди зачастую считают, что инвалиды неполноценны, не доверяют им работу, на которую они явно способны, негативные стереотипы не дают работодателям принимать на работу людей с функциональными нарушениями. Но сколько людей, которые не могут самостоятельно передвигаться становятся отличными дизайнерами, художниками или программистами, отличными юристами и просто ответственными работниками.

Таким образом, проблема социальной адаптации инвалидов скорее проблема общества, а не самих инвалидов. Обществу просто необходимо пересмотреть свое отношение к людям с ограниченными возможностями.

В современном обществе на смену традиционной («медицинской») модели, определяющей инвалидность как нарушение здоровья, приходит социальная модель понимания инвалидности, которая утверждает :

— причина инвалидности — это не само заболевание, как таковое;

— причина инвалидности — это барьеры вокруг.

Социальная модель инвалидности в основном направлена на определение и устранение тех барьеров, которые изолируют людей с инвалидностью и не позволяют им стать полноправными членами своих сообществ. Социальная модель инвалидности базируется на философии независимой жизни инвалидов, которая определяется как инновационная технология, основной социально-психологической установкой которой является полноценная интеграция инвалидов в жизнь общества. Безусловно, что профессиональная адаптация и реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства, так как средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов.

Занятость является одной из сфер создания равных возможностей для лиц с инвалидностью. Вместе с тем она является той сферой жизни, значение которой трудно переоценить для инвалидов, поскольку трудоустройство дает не только заработок, но и такие важные вещи как общение, возможность самореализации и карьеры, определенный социальный статус, наполненность жизни и т.д.

К сожалению, на пути к занятости для человека с инвалидностью все еще остается ряд препятствий, которые ему приходится преодолевать — это архитектурные, транспортные, коммуникационные, психологические и другие барьеры. И задача общества в целом, и прежде всего специальных органов, учреждений и организаций, помочь им в преодолении этих барьеров и постепенно прийти к устранению этих барьеров вообще.

Причины трудностей в трудоустройстве инвалидов кроются в трех основных сферах :

— фактической — уровень работоспособности инвалида объективно ниже, чем у здорового человека;

— правовой — законодатель выписал широкой спектр прав инвалидов в трудовой сфере, однако финансовое и организационное бремя их обеспечения необоснованно ложатся на работодателя;

— информационной — бытует масса заблуждений относительно условий работы льготников (хотя бы о том, что человека с ограниченными возможностями нельзя уволить или подвергнуть дисциплинарному взысканию).

Главная структура, разрешающая проблемы трудоустройства инвалидов в России, — это Федеральная служба по труду, ее территориальные управления и центры занятости. Местные центры занятости часто проводят «ярмарки» вакансий, в которых участвуют различные компании с целью обновления кадровой базы. Одним из аспектов решения проблем с трудоустройством является достойная организация психофизиологической помощи. социальный адаптация инвалид российский

Трудоустройство инвалидов в России в последние годы начало набирать обороты, особенно, когда появилась возможность свободного доступа к интернету. Сегодня даже на сайтах по поиску работы существует раздел «удаленная работа», есть возможность найти работу по своей специальности, например, вести бухгалтерию организации. Удаленная работа имеет ряд положительных факторов. Самое главное, что это работа на дому. Для людей, не способных самостоятельно передвигаться, это очень важно. Работа на дому выполняется в то время, когда удобно инвалиду, когда позволяет его самочувствие. И очень важен психологический момент, когда человек чувствует, что он кому-то нужен и полезен.

С целью изучения потребностей и основных проблем трудоустройства инвалидов, вопросов их информированности о положении на рынке труда, а также о роли и значении государственной службы занятости, нами было проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие 18 безработных инвалидов. Практически две трети опрошенных инвалидов считают свои доходы низкими. Вместе с тем, лишь каждый шестой рассчитывает исключительно на свои силы в процессе решения возникающих трудностей. Две трети — убеждены, что им необходима внешняя помощь.

Очевидно, что инвалиды стараются не потерять имеющуюся работу, поскольку поиск новой может затянуться. Если же инвалид оставляет место работы, то здесь наиболее частыми причинами выступают низкая оплата труда, невозможность выполнения тяжелой физической работы, которые очень часто сочетаются с действиями руководства, направленными на избавление от работника не способного энергично трудиться.

В поисках работы инвалиды, как правило, обращаются к родственникам и друзьям. Не получив каких-либо результатов, обращаются уже в службы занятости. Многие занимаются подработкой, стараясь хоть как-то улучшить свое материальное положение. При этом, практически все нацелены на получение постоянной работы, предполагающей социальные гарантии.

Полезность своего обращения в центр занятости была оценена на высоком уровне. Что касается предоставляемых услуг, то не обо всех из них проинформированы инвалиды. На первом месте оказалась услуга по профессиональной подготовке и переподготовке. Второе место занимают юридические консультации. Третьим в рейтинге востребованных оказалось информирование об опыте поиска работы другими инвалидами.

Невысокий процент трудоустройства инвалидов объясняется их низким образовательным и профессиональным уровнем, отсутствием мотивации к трудовой деятельности, постоянно сокращающимся количеством рабочих мест, пригодных для трудоустройства, в первую очередь, на специализированных предприятиях. Более половины инвалидов трудоустроено в рамках квотирования рабочих мест.

Трудоустройство инвалидов подразумевает решение целого комплекса вопросов, среди которых и создание доступной инфраструктуры, в том числе и на рабочем месте, получение инвалидом профессионального образования и психологическая адаптация к новым условиям жизни, преодоление негативного отношения к этой категории граждан со стороны работодателя.

Особое внимание, безусловно, стоит уделить отношению инвалида к данной проблеме. В ходе исследования было доказано, что конечный результат напрямую зависит от активности инвалида, его жизненных установок, уверенности в своих силах, возможности собственными силами решать возникающие проблемы. В настоящее время отношения государственных социальных служб и инвалидов носят скорее патерналистский характер, который в определенной мере не дает инвалиду самому управлять своей жизнью.

Данная психологическая составляющая является очень важной в процессе социально-трудовой адаптации инвалидов. Для формирования активной жизненной позиции инвалида, борьбы с собственными страхами, нами было предложено взаимное консультирование — метод, который хорошо зарекомендовал себя за рубежом. Он предполагает консультирование инвалида по вопросам, в том числе трудовой занятости, другим инвалидом, который смог добиться положительного результата, имеет опыт. Реализация данного метода возможна в деятельности территориальных служб занятости, либо социальных служб с участием специалистов по социальной работе.

Пока общество не сделает обдуманные шаги навстречу, социальная адаптация инвалидов к нахождению в обществе не состоится. Залог успеха в адаптации инвалидов к более-менее полноценной жизни — их взаимоотношения со здоровыми людьми.

Список литературы

1. Бахуташвили, Т. В., Тюря, К. Ю. Проблемы социальной адаптации молодых инвалидов // Educatio. — 2015. — № 3 (10) — 8. — С. 28-29.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *