Афонский монастырь Адыгея

Свято-Михайло-Афонскому монастырю в этом году исполняется 140 лет. За эти годы его взрывали, превращали и в дом отдыха, и в турбазу, но в итоге он все равно вернулся к первоначальной ипостаси

Вид на Троицкий храм Свято-Михайло-Афонского монастыря со стороны поселка Победа Майкопского района Адыгеи. Фото: Архив Свято-Михайло-Афонского монастыря

Монастырь был основан в 1877 году монахами, пришедшими в здешние места со святой горы Афон. В годы советской власти обитель была почти до основания уничтожена, однако со временем ее удалось восстановить. Как выглядит монастырь сейчас, как живет и трудится в нем братия и что привлекает сюда туристов со всей России — в материале ТАСС.

Солнечное место

Сейчас добраться до обители, которая расположена на высоте 907 м над уровнем моря, совсем не сложно. От небольшого поклонного креста на оживленной трассе Майкоп — Гузерипль в черте поселка Каменномостского в Республике Адыгея поворачиваем на восток. Отсюда надо проехать всего 13 км до горного поселка Победа по недавно асфальтированной дороге, и мы у цели.

Монастырь занимает горное плато северных отрогов Большого Кавказского хребта. В ясную погоду отсюда открывается вид на величественные вершины Кавказа, покрытые белыми шапками снега. Это солнечное место открыто с трех сторон, кроме северной стороны, где горизонт преграждают две горы. Рядом с каменной монастырской оградой — старый сад, в котором растут яблони и груши, посаженные послушниками в начале прошлого века. Удивительно, но они до сих пор плодоносят.

Настоятель обители игумен Герасим сразу выделяется среди других монахов, хотя так же, как они, одет в черную рясу — символ смирения, покаяния и отречения от мирской суеты. Мы направляемся осматривать обитель.

Во внутреннем дворе, напротив Троицкого храма, огромный баннер с изображением Свято-Михайло-Афонского мужского монастыря конца XIX века. Всматриваясь в детали, удивляешься его красоте, величию и размаху — монастырь был богатейшим, самым крупным по тем временам паломническим центром на Северном Кавказе, ежегодно это место посещали более 100 тыс. человек.

В конце XIX века монастырь был мощнейшим паломническим центром Северного Кавказа. Фото: Архив Свято-Михайло-Афонского монастыря

История монастыря достойна романа. Она тесно связана с именем уроженца города Херсона, иеромонаха со святой горы Афон Мартирия, который, прибыв весной 1877 года на Кавказ, был поражен великолепием природы. Великий князь Михаил Романов, будучи здесь наместником, способствовал передаче в собственность православному монастырю земель, а Святейший синод благословил устроение обители. Иеромонаха Мартирия поставили ее возводить.

Обитель получила название — Свято-Михайло-Афонская Закубанская мужская общежительная пустынь. Михайловской она была названа в честь архангела Михаила, Афонской — потому что первые строители прибыли с горы Афон, Закубанской — по месту расположения за рекой Кубань. Пустынь означает монастырь, построенный в пустынной, незаселенной местности.

Возрождение монастыря связано с именем игумена Герасима (Буняева), настоятеля обители с 2006 года. Фото: Архив Свято-Михайло-Афонского монастыря «Дерево не вырастает за один день, так и обитель. Это были труды нескольких поколений, и то, что монастырь появился на пустом месте в горах, — это труд, помноженный надвое. В первые годы его основания добраться сюда было крайне сложно — не было дорог. Стройматериал производили сами монахи: в каменоломне камень разрабатывался и пилился вручную, доставлялся сюда на повозках, в специальных ямах обжигалась известь. И потом из этого камня, вручную добытого и обтесанного, строились храмы», — поясняет отец Герасим.

Самый большой храм — Успенский, второй по величине, сохранившийся до сих пор, — храм в честь Пресвятой Троицы, видимый издалека храм Преображения на горе Физиабго (известной как гора Фавор — прим. ТАСС), Михайловский и Александровский и Всесвятский храмы. Появилась больница, странноприимный дом для одиноких престарелых, более 20 корпусов с кельями. Все это построили монахи на пустом месте за 20 лет.

Со второй половины XIX — начала XX века на территории Северного Кавказа было построено девять монастырей, но Михайло-Афонский всегда был ведущим и самодостаточным. Его хозяйственная деятельность ставилась в пример как образец. При монастыре работало множество мастерских, кирпичный и сыроваренный цеха, братия разводила скот, редкие виды рыбы, занималась пчеловодством, виноградарством. В трапезной для паломников ежедневно на обед варили до 300 ведер щей и выпекали 1,6 тыс. кг хлеба.

«Мы наш, мы новый мир построим»

Основателя монастыря не стало зимой 1909 года. Его повозка, за которой в окрестностях обители погналась стая волков, разбилась о деревья, архимандрит скончался от тяжелых травм. Через несколько лет трагическая судьба постигла и сам монастырь: в 1920 году были конфискованы земли и все имущество обители, и здесь разместился дом отдыха для служащих Государственного политуправления при НКВД (ГПУ), затем — коммуна «Владилен» (сокращенно от Владимир Ленин), занимающаяся преимущественно откормом свиней на продажу. На территории обители сняли фильм «Иуда» — карикатуру на монашескую жизнь. До 1928 года братия пряталась в пещерном монастыре, тайна подземелий которого до сих пор не раскрыта.

С возрождением обители в Михайловскую пустынь прибывают святыни. Некоторые иконы специально для обители написаны греческими монахами. Фото: Архив Свято-Михайло-Афонского монастыря Когда началась Великая Отечественная война, здесь открыли дом инвалидов войны, но его постояльцев нацисты расстреляли в период оккупации Кавказа. В 1946 году все храмы и строения взорвали, из оставшегося камня построили школу и общежитие для детской трудовой колонии, основанной на плато.

«Неразрушенным остался только храм в честь святой Троицы, который в 70-е годы прошлого века был взят под охрану государства и числился в реестрах как «останки стен Михайло-Афонского монастыря». Здесь вновь появились монахи, но территорию обители власти приспособили под турбазу «Романтика». С 2001 года, когда мы выезжали по делам по Майкопскому району, нас спрашивали: «А вы случайно не с «Романтики»? Соседство с турбазой было примерно такое: в верхней части здания совершались службы, а внизу работал бар. На территории монастыря проходили дискотеки для отдыхающих, которые и не подозревали, что веселятся на развалинах самого большого монастыря Кавказа. Монастырское кладбище снесли, храм переоборудовали в клуб-столовую, в монашеских кельях разместились туристы», — рассказывает отец Герасим.

В марте 2003 года президент Адыгеи Хазрет Совмен, побывав в обители, подписал указ о закрытии туристической базы «Романтика» и передаче монастыря Русской православной церкви. Полномасштабное восстановление началось с 2007 года, за последние десять лет построено четыре храма. Первым из них стал Михайловский, затем — Александровский, на месте Успенского собора воздвигли храм Успения Божьей Матери, а на вершине Фавора — небольшой храм, напоминающий часовню.

Туристы на турбазе «Романтика», 1988 год. Фото: Владимир Веленгурин/ТАСС

«Восстанавливаем исторический комплекс, но не в первозданном виде. Строительство ведется без господдержки — за счет собственных средств и пожертвований паломников. Мы полностью отвечаем за тот монастырь, который до основания был разрушен, но вот вернуть духовную составляющую обители гораздо сложнее. В стране были закрыты почти все монастыри, и то, что сегодня в России такая слабая церковь, — результат разрушения и многих лет безверия», — считает отец Герасим.

С мольбами о помощи и утешении

Мы идем по дорожкам обители, отец Герасим демонстрирует последние преобразования, рассказывает о мельчайших деталях построек.

Вид на колокольню Троицкого храма — единственного, который не был разрушен в годы воинствующего атеизма. Фото: Архив Свято-Михайло-Афонского монастыря

Братия старается самостоятельно обеспечить свои потребности. В пекарне выпекают вкусный бездрожжевой хлеб. В обители работает свечной цех, есть пасека, столярная, слесарная, швейная мастерские. В монастыре ежедневно ведутся хозяйственные работы, это его важная составляющая.

Сейчас в обители живут около 50 человек, но только 20 из них монахи. Остальные — трудники, люди, приехавшие сюда трудиться за кров и пищу, попробовать свои силы, чтобы остаться навсегда, выбрав путь безбрачия и духовной жизни.

«Так сложились обстоятельства в семье, что мне нужно было уехать и обдумать, пересмотреть свою жизнь. Очень благодарен братии за поддержку и мудрые слова. Все встало на свои места, я расставил приоритеты и скоро еду домой. А на заработанные деньги хочу купить маме новую стиральную машинку», — рассказал уроженец кубанской станицы Алексей.

Братия монастыря. Фото: Архив Свято-Михайло-Афонского монастыря

По словам игумена Герасима, в монастырь сегодня приходит множество страждущих, духовно покалеченных людей. Сюда идут за помощью и утешением в своих проблемах: неблагодарные дети, разрушенные семьи, жестокость близких, зависимость от алкоголя или наркотиков. Идут и с просьбами: о рождении ребенка, выздоровлении родителей, с желанием причаститься или креститься. Люди знают, что в монастырях моление особое, и приезжают сюда со всех регионов юга России.

Листаю монастырские книги для записей, полные выражений благодарности. Кто-то обрел семейное счастье, кто-то — долгожданного малыша, кто-то излечился от тяжкого недуга. «Были всей семьей в монастыре — здесь такая благодать!..»

Под сводами подземного храма

Вереница паломников и туристов движется по выложенным плиткой узким дорожкам к горе Фавор. По этой тропе в любое время года приятно идти не спеша, любуясь деревьями с замысловатыми кронами, прислушиваясь к пению птиц. Здесь, у подножия горы, бьет родник Святого великомученика и целителя Пантелеимона, известный своей целебной силой и почитаемый паломниками как христианское чудо. Люди наполняют ею емкости, пьют из стоящих у родника алюминиевых кружек, ставят свечки в часовенке. По свойствам эта вода напоминает крещенскую — она очень долго остается свежей и приятной на вкус. Когда-то чудотворных родников здесь было много, но все засыпали в советское время.

Рядом с источником, сохранившимся на склонах Фавора, две купели, температура в которых одинакова весь год. «Обжигает! Нужно погрузиться в святую ледяную воду с макушкой. Это не для всех просто, но легкость после просто необыкновенная. Какая-то музыка в душе», — с сияющими глазами поделилась эмоциями экскурсантка со Ставрополья Наталья Синицина.

По железной лестнице поднимаемся на вершину горы Фавор, где в начале прошлого века сиял золотыми куполами Преображенский храм. Говорят, звон его колоколов был слышен за версты. Теперь на месте взорванного новый храм. Волшебная красота открывается с вершины горы: простирающиеся вдаль покрытые лесом долины, вершины гор, игрушечные здания обители. И совсем-совсем близко — бездонное синее небо.

Вид на обитель с горы Физиабго. Фото: Архив Свято-Михайло-Афонского монастыря

Недалеко от источника крутая лестница вниз ведет в глубокую балку, где прячется от глаз посторонних пещерный монастырь, подземные галереи которого проложены в плотном песчанике на глубине 50 м от поверхности плато. Туристы и паломники проходят их в сопровождении экскурсоводов миссионерско-просветительного центра, существующего при обители.

«По одной из версий, пещерные ходы возникли в VIII–X веках, когда, возможно, здесь был имеющий подземные храмы греческий монастырь. По другой, пещеры были вырыты в конце XIX — начале XX века. Спелеологи относят период их возникновения к IX–X векам. Учитывая все мнения, можно сделать вывод, что первые ходы появились в Cредневековье, когда шло строительство древнехристианского храма на горе Физиабго-2. Возможно, здесь укрывались монахи и в эпоху монгольского нашествия, беспощадно сметавшего все вещественные христианские религии», — рассказывает нам местный краевед, учитель географии Нина Костарнова.

Летописец обители монах Прокопий, историк по образованию, который руководит миссионерско-паломническим отделом монастыря и проводит лекции-экскурсии, уверен, что общая протяженность подземных ходов раньше составляла порядка 3 км только под плато монастыря. По его словам, от этого пещерного узла шли в 12 направлениях галереи, по которым можно было, не выходя на поверхность, дойти до станиц в предгорьях республики.

Так или иначе, тайна подземелий древнего монастыря не раскрыта, а гости обители имеют возможность попросить высшие силы о самом сокровенном в большом подземном зале пещерного монастыря, под сводами его храма.

О паломниках и туризме

Вокруг монастыря множество красивейших мест: водопады, пещеры, термальные источники, живописное плато Лагонаки. Руководитель адыгейского отделения Русского географического общества Игорь Огай считает, что все это дает возможности для развития паломнического туризма. Уже обсуждается создание 20-километрового маршрута, благодаря которому туристы любого возраста и уровня подготовки смогут посетить и Свято-Михайло-Афонский монастырь, и другие достопримечательности региона. Для удобства путь можно разделить на этапы, устроив ночевку в палатках.

Вид с горы Фавор, где построен небольшой храм взамен взорванного Преображенского. Фото: Архив Свято-Михайло-Афонского монастыря

Игумен Герасим соглашается, что монастырь действительно уникальная площадка как для паломничества, так и для туризма. В его окрестностях можно проложить не только пешеходные, но и конные маршруты — они сейчас набирают популярность.

«Но сегодня законы таковы, что при размещении людей мы должны обеспечить всю необходимую инфраструктуру. Как говорится, плюс-минус одна звезда. А вообще, монастырь сегодня привлекает столько людей, что власти республики дали мне грамоту за развитие туризма. Если бы я был туристическим менеджером, испытал бы счастье», — с улыбкой говорит он.

И объясняет: словосочетание «паломнический туризм» ему не нравится, поскольку в нем пытаются соединить несопоставимые понятия. Приехав в Адыгею для посещения монастыря, паломники действительно могут оценить и красоту кавказских предгорий. И в этом случае элементы туризма — это хорошо. Но люди, посещающие монастырь только как туристы, — это другое.

Фото: Архив Свято-Михайло-Афонского монастыря

«Им нужны старцы, которые 75 лет сидели в пещерах в ожидании, когда монастырь отдадут церкви. А мы — не старцы, а люди, рожденные в СССР и избравшие для себя путь духовного развития. Это не терпит суеты. Мы возносим молитвы — о мире, о здравии, и они приносят плоды: люди становятся более добрыми, крепнут семьи, рождаются здоровые дети», — объясняет настоятель обители.

Свечи, мечты и планы

«Часто туристы задают вопрос: с какими словами обращаться к Богу, если не знаешь молитвы. Нас же много таких, выросших в годы атеизма. В таких случаях я отвечаю, что нужно говорить с Богом на языке своей души: не столь важны слова, как светлые мысли. Молюсь о своих близких, а еще — о мире. Помню, как мама тихо шептала возле иконки: «Господи, пусть больше никогда не будет войны. Господи, услышь меня!» — делится эмоциями краевед Нина Костарнова.

Днем в восстановленном Троицком храме не так много людей: прихожане собираются в основном к утренней и вечерней службам. Мы прикладываемся к святыням монастыря, ставим свечи за здравие близких.

Внутри Троицкого храма. Фото: Архив Свято-Михайло-Афонского монастыря

И вот уже мы с игуменом Герасимом беседуем за чашкой свежезаваренного чая с горными травами. «Мир без веры, а значит — любви, никогда не построишь. Это была глубокая ошибка советской власти. Сегодня в общей массе народ антирелигиозно настроен. К церкви отношение как к институту потребления: в магазин пошел хлеба купить, а в церковь — свечку поставить, чтобы все было хорошо. Но Бог точно не нуждается ни в свечках, ни в пожертвованиях», — уверен игумен Герасим.

Спрашиваю, о чем мечтает настоятель обители, которой исполняется 140 лет? Он без раздумий отвечает: о профессиональном монастырском хоре (пока по праздникам приходится приглашать воспитанников Кубанского казачьего), о небольшой гостинице для паломников (сейчас места хватает только для десяти человек), о делянке для выпаса коров, чтобы не возить корм для стада за 300 км — из соседнего Краснодарского края.

Из очень важных планов: чтобы основателя монастыря отца Мартирия прославили во святых. Но самое главное — восстановить монастырь как место, куда любой человек может прийти за поддержкой и утешением.

Спустя 2 года схимонах Виталий отправился в паломничество на святую гору Афон. Там он встретился с иеромонахом Мартирием (Островых), выходцем из России. В долгой беседе о странствиях по Северному Кавказу старец упомянул и о попытке создания монастыря. Этот рассказ воспламенил о. Мартирия и он возжелал все свои силы и материальные средства направить на основание горной обители.<br>
<br>
Весной 1877 г. отец Мартирий со спутником направились на Кавказ. После долгого путешествия они достигли мест, указанных старцем, и были поражены их великолепием. Заручившись поддержкой казаков из окрестных станиц, и имея на руках бумагу о добровольном даровании 430 десятин на построение святой обители, о. Мартирий едет в Ставрополь к Преосвященному Герману. Получив его благословение, о. Мартирий в сопровождении делегации от казачества отправляется в г. Тифлис к Его Высочеству Великому Князю Михаилу Николаевичу, наместнику Кавказскому с просьбой передать в собственность православному монастырю казачьей земли. Разрешение было получено и тогда епископ Герман вновь возбудил ходатайство перед Святейшим Синодом о разрешении устроения обители и о назначении иеромонаха Мартирия ее строителем. 28 августа 1878 г. Святейшим Синодом было передано благословение.<br>
<br>
Вскоре для возведения монастыря со Святой горы Афон переселились иноки Успенской кельи. Братия стала получать добровольные пожертвования и дары. О. Мартирий пожертвовал на строительство монастыря и свои средства — 55 тыс. руб. В короткие сроки были сооружены: храм, странноприимный дом, корпус для братии, хозяйственные постройки. С открытием богослужения начался приток богомольцев.<br>
<br>
В 1883 г. Святейший Синод преподал благословение на самостоятельное существование обители. Строитель ее о. Мартирий был возведен в сан архимандрита. По желанию братии было утверждено ее название: Свято — Михайло Афонская Закубанская мужская общежительная пустынь. Михайловской она была названа в честь Архистратига Михаила, вождя небесных сил, имя которого носил Великий Князь Михаил Николаевич. Афонской она называлась потому, что первые строители обители прибыли с горы Афон, откуда принесли частицы святых мощей в благословение строящегося монастыря и ввели там Афонский устав. Закубанской обитель называлась по месторасположению — за р. Кубанью.<br>
<br>
Постепенно трудами братии были возведены 5 храмов: во имя Архистратига Михаила, во имя преподобного Александра, Успенский, Преображенский и Троицкий. Самым величественным был Успенский храм. Его размеры составляли 57 х 15,6 м. К храму примыкали обширные крытые галереи. Храм вмещал более 1000 молящихся. Преображенский храм на г. Физиабго вмещал до 600 человек и был виден за десятки верст.<br>
<br>
В обители были построены: странноприимный дом, больница, более 20 корпусов с кельями. При монастыре находились мастерские: иконописная, токарная, слесарная, кузнечная, малярная, кровельная, портняжная и сапожная. К концу XlX века были построены кирпичный и сыроваренный цеха, открыта церковно — приходская школа. Братия имела огромное подсобное хозяйство, где разводили скот, вырыли и запустили в пруды рыбу, занимались пчеловодством.<br>
<br>
К концу 1880 годов обитель становится мощным паломническим центром на Северном Кавказе. Ежегодно ее посещало более 100 тысяч паломников. Иногда в трапезной монастыря в обед употребляли до 300 ведер щей и 1600 кг хлеба. Прихожане называли обитель «Казачьей Лаврой» и очень гордились близостью к ней. Такого благополучия обитель достигла трудами братии и под руководством архимандрита Мартирия.<br>
<br>
После гибели настоятеля трагическая судьба постигла и сам монастырь. В 1920 г. У него конфисковали землю, сельскохозяйственный инвентарь, производственные помещения и оборудование. В 1926 г. на территории монастыря был открыт Дом отдыха ГПУ, а в 1927 г. в стенах монастыря разместилась коммуна «Владилен». Несмотря на революционные потрясения, иноческая жизнь в монастыре продолжалась, и лишь в 1928 г. монастырь был закрыт, а монахи распущены.<br>
<br>
С началом Второй Мировой войны Дом отдыха был закрыт, а на его базе организован Дом инвалидов войны, 77 обитателей которого фашисты расстреляли в период оккупации Кавказа.<br>
<br>
После освобождения Адыгеи на территории монастыря в 1944 г. была организована Детская трудовая колония. В скором времени, в 1946 г. величавые стены обители содрогнулись от взрывов — был взорван центральный Успенский собор. Из его камня колонисты построили новую школу. Затем были разобраны другие здания монастыря для строительства общежитий колонии. В 1952 г. на г. Физиабго был взорван храм Преображения. После расформирования Детской колонии монастырские строения перешли в ведение Каменномостского плодосовхоза. В 1972 г. остатки зданий и территория были переданы в Краснодарский краевой Комитет по туризму, и на месте обители открыли конную турбазу «Романтика».<br>
<br>
В 2001 г. часть монастыря была возвращена церкви. С этого момента можно говорить о возрождении иноческой жизни в обители. Однако большую часть монастыря по-прежнему занимала турбаза с баром, дискотеками и отдыхающими. К огромной радости всех православных окончательная передача обители Православной церкви состоялась по указу Президента Республики Адыгея Х.М. Совмена в марте 2003 г <br>
<br>
Первым настоятелем монастыря стал иеромонах Мартирий (Пянтин), который занимал этот пост до июля 2004 г. Его трудами и заботами обитель начала подниматься из забвения, налаживалось богослужение, были отремонтированы Троицкий храм и келейный корпус, появились своя техника и пасека. Следующим настоятелем стал иеромонах Пимен (Фицнер). Количество братии увеличилось до 20 человек, продолжилось дальнейшее развитие и обустройство монастыря.<br>
<br>
В настоящее время монастырем руководит иеромонах Герасим (Буняев) назначен 10 октября 2006 г. За этот период был возведен на месте старого фундамента храм во имя Архистратига Михаила. Его освящение состоялось при огромном стечении верующих 9 августа 2008 года. Следом начато строительство храма преподобного Александра. Принимает страждущих новая купель на святом источнике великомученика Пантелеимона. В мастерских монастыря проходят послушание иноки и послушники.

В самом центре Кавказа, окруженная морем и горами, лежит древняя земля – Адыгея. Давным-давно на вершине Физиабго стояла крепость. Оставшаяся кладка датируется историками «античным» временем. В XIX веке монахи построили здесь храм. А неподалеку расположился Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь.

  • Где находится?
  • История
  • Современность
  • Как доехать?
  • Контакты

Где находится Свято-Михайловский монастырь на карте?

Карта показывает его нам в центральной части Майкопского района Адыгеи, недалеко от поселка Каменномостский, у хутора Победа. Вблизи протекает несколько ручьев, самые известные – Шушук и Камелюк. На незначительном удалении от Закубанской пустыни, как его еще называют, обнаруживаются пещера Порошковая, бугор Монашеский и Святой Источник Великомученика и Целителя Пантелеймона.

Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь и ее история

Промыслом Божьим в Греции, на святом Афоне, произошла встреча двух монахов. Инок Виталий приехал туда паломником из России, а иеромонах Мартирий в это время там подвизался. Их взгляды сошлись на желании обосновать монастырь и уже в 1877 г., по благословению афонских старцев, они отправились в сторону Кавказа. Местные казаки, жившие в станице, ранее пытались обустроить обитель в горных отрогах, но ничего не получалось. После приезда иноков, получив благословение правящего архиерея, они совместно начали хлопотать о выделении земли под возведение.

Великий князь Михаил Николаевич Романов являлся ктитором монастыря. Архангел Михаил – покровитель князя, поэтому в честь него и был воздвигнут первый храм в сентябре 1877 г. Сюда приезжает еще несколько монахов с Афона, поэтому обитель получила название «Афонская», так как первые иноки были именно оттуда. На работы жертвовали средства будущие прихожане, иером. Мартирий вложил свою «лепту» в сумме 55 тыс. руб. В 1883 г. последний возведен тут в сан архимандрита (настоятеля).

В этой церкви первоначально проводились службы и различные требы. Здесь же, за неимением келий, братия жила. Затем построили монашеский корпус – уже насчитывалось около 200 служителей, пристройки для хозяйственных целей и гостиницу для паломников. В 1885 г. возводиться церковь в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы, которая вмещала до 2000 прихожан.

Храмы и расцвет

Всего было построено 5 храмов:

  • в честь Архистратига Михаила;
  • во имя преп. св. Александра;
  • Успенский;
  • во имя Святой Троицы (сохранился до сегодня);
  • посвященный Преображению Господню (Преображенский), на Физиабго.

Гора Физиабго имела крутые склоны – для основания церкви подвезти камни было невозможно, поэтому желающие помочь приносили их, доски и бревна вручную. Такими трудами была воздвигнута Преображенская церковь, которая вмещала около 500 молящихся. Здесь имелись мастерские разных направлений – иконописная, сапожная и портняжная, токарная, слесарная. Работала на территории и кузница. Для своих нужд выстроили небольшой кирпичный заводик. Для жителей станицы открыли церковно-приходскую школу.

Жизнь монастыря процветала. Появилась своя пасека, сыроварный цех, организовали небольшой монастырский пруд для разведения рыбы. Монахи не имели ни в чем нужду. Они обеспечивали пропитанием не только себя, но и приезжающих паломников, странников. Для них в трапезной готовили щи, а на пекарне выпекали хлеб. В Великий пост объект посещало около 5000 человек. Прихожане гордились монастырем. Все происходило под чутким руководством архим. Мартирия, о котором стоит сказать детальнее.

Архимандрит Мартирий

Архим. Мартирий был родом из Херсона. Его отец – бывший казак и состоятельный мещанин – Василий Островых. Сначала Мартина (его имя в миру) отдали на учебу в церковно-приходскую школу. Со временем для продолжения «дела» отца он осваивал торговое ремесло. Религиозное образование мальчика началось при его болезни. Находясь в постели на протяжении двух лет, он читал духовную литературу и молился Царице Небесной, просил исцеления и обещал свою жизнь после выздоровления посвятить монашеству.

Прошло время, мальчик выздоровел и забыл о своем обете. Будучи взрослым парнем, он собрался жениться и перед этим событием поехал помолиться у киевских святынь. На исповеди он вспомнил о данном много лет назад обете и обещал его выполнить. По приезду домой родственники всячески пытались отговорить парня – только вторая болезнь подтолкнула его к этому шагу. Сначала Мартин нес послушание в Киево-Печерской лавре, затем уехал на Афон, где принес монашеские обеты и принял постриг с именем Мартирий. С Афона он приехал в Чернигов, где стал иеромонахом. Затем с несколькими иноками он опять уехал в Грецию и уже оттуда направился на Кавказ. Здесь, в созидании обители, и прошла вся остальная часть его жизни.

Окончилась жизнь архимандрита трагически. Зимой 1917 г., по возвращению домой, повозка, на которой он ехал, была окружена волками. Лошади в испуге свернули с дороги, и она разбилась о дерево. На территории монастыря есть могила, в которой покоятся останки его основателя – архим. Мартирия, помолиться у нее и преклониться может каждый желающий.

Тяжелые годы и возрождение мужской обители в Адыгее

В советский богоборческий период Свято-Михайловский монастырь в Адыгее пытались стереть с лица земли. Конфисковали все: землю, помещения, ценности. Здесь же организовали дом отдыха. 1928 г. стал трагическим для него – его попросту закрыли.

При Великой Отечественной войны обитель стала местом для размещения детской воспитательной колонии. С каждым годом шло разрушение, а в 1946 г. взорвали Успенскую церковь. В 1952 г. для построек потребовался камень и следствие этому – взрыв Преображенского храма на горе. Сейчас монастырь хранит только фото, изображающие вид комплекса того времени.

Многие годы территория переоборудовалась, сначала здесь разместился совхоз, затем туристический комитет, конная турбаза. Сюда приезжали отдыхающие, но никто не подозревал, что когда-то тут некогда был монастырь – за 70 лет из памяти стерлась его история.

Возрождение и современность

В 1992 г. начались первые попытки возвращения монастыря. Местные собирали подписи с обращением к президенту Адыгеи о возвращении христианской святыни. Возле плиты, на месте взорванного храма архистратига Михаила, казаки с семьями молились и читали акафисты. В 2001 г. часть монастырских строений вернули, но некоторые здания все еще занимали отдыхающие и туристы. Весной 2003 г. удалось вернуть Свято-Михайло-Афонскую Закубанскую пустынь полностью. С тех пор здесь проходят богослужения, проводятся требы, ведутся восстановительные работы.

В Адыгее Свято-Михайловский мужской монастырь сегодня главный, его посещают паломники и туристы. Здесь немало святынь:

  • несколько ковчегов-мощевиков с частичками мощей (более 50 святых);
  • частица гроба св. Феодосия (Кавказского);
  • две иконы (списки), привезенные с Афона – Богородицы «Благословение» и «Собор Архангелов»;
  • чудотворный лик царя Николая II «Надымская».

Особенности пустыни в том, что здесь присутствуют афонские (византийские) традиции. Внешний вид братии – клобук с накидкой и рясы греческого покроя. Также и часть богослужений служатся по уставу афонских монастырей. Сегодня тут есть свой летописец и гид – монах Прокопий, который проводит экскурсии для приезжих и рассказывает историю православной достопримечательности.

Достопримечательности пустыни

Несколько слов нужно сказать о здешней святыне – источнике святого Пантелеймона на Физиабго, который славится многими исцелениями от различных недугов. Здесь можно попить водицы и набрать в емкость домой. Для желающих окунуться в целебную воду обустроена купель. Многие оставили отзывы об исцелениях и облегчениях болезней после омовения. 19 января, в праздник Крещения, тут устраивается чин великого освящения воды.

На склонах есть пещеры, которые остались от древнего византийского монастыря. Раньше было много длинных ходов – протяженностью около 3 км, соединяющих храмы, построенные на разных возвышенностях. Предание говорит о том, что сейчас под землей устроено хранилище древних костей (останков иноков, живших в подземных гротах). Сейчас там можно увидеть некоторые кельи когда-то обитавших тут монахов, остатки часовни. Ввиду того, что в советское время подземелья эти взрывали, большая часть под завалами, а в пещеры можно войти через один вход на горе.

Как добраться (доехать)?

Доехать до Победы вы сможете рейсовым автобусом из Краснодара, который обязательно проходит через Хаджох (Каменномостский). Он отправляется дважды в сутки.

На машине самостоятельно доехать до Закубанской пустыни из Майкопа нетрудно таким образом:

Контактные данные

Каждый посетитель Свято-Михайловского монастыря ощущает себя частичкой духовного мира. Побывав в его храмах, пещерах и у источника, душа наполняется благодатью. Красота открывающихся пейзажей захватывает дух, ну а природа, чистый воздух и тишина помогут отвлечься от повседневной суеты и забот. В заключение предлагаем видео-экскурсию по описанному выше месту, приятного просмотра!

Мiръ Россия Республика Адыгея поселок Победа Свято-Михайло-Афонский монастырь

Идёт загрузка карты…

Михайловский монастырь, располагается в живописном, утопающем в зелени уголке Северного Кавказа, на склоне горы Физиабго, вблизи посёлка «Победа». Это место находится на территории республики Адыгея, в тринадцати километрах от посёлка Каменномостского (ст.Хаджох).

Свято-Михайловский монастырь в конце XIX был самым крупным монастырём северного Кавказа. Обитель основана выходцами со Святой горы Афон и является самым высокогорным монастырем России. Возвращена Русской Православной Церкви в 2001 году в плачевном состоянии. В данный момент монастырь постепенно возрождается.

Сайт монастыря

История

После окончания затяжной Кавказской войны и переселения казаков на новые территории начала налаживаться мирная жизнь. И хотя в некоторых станицах строились маленькие храмы, у казаков появлялась потребность к паломничеству в монастыри. Но удовлетворить ее они не имели возможности. Поэтому с каждым годом у казаков росло желание иметь свою обитель в горах.

Первые попытки к учреждению монастыря в этом удаленном уголке Закубанья относятся к 1874 г. С таким почином выступили казаки местных станиц, готовые выделить под устройство монастыря 270 десятин общественной земли. Было определено и место под монастырь — на горном плато у горы. Физиабго. Однако их ходатайство перед властьимущими успеха не имело.

Спустя 2 года схимонах Виталий отправился в паломничество на святую гору Афон. Там он встретился с иеромонахом Мартирием (Островых), выходцем из России. В долгой беседе о странствиях по Северному Кавказу старец упомянул и о попытке создания монастыря. Этот рассказ воспламенил о. Мартирия и он возжелал все свои силы и материальные средства направить на основание горной обители.

Весной 1877 г. о.Мартирий (Островых) со спутником направились на Кавказ. После долгого путешествия они достигли мест, указанных старцем схимонахом Виталием, и были поражены их великолепием. Заручившись поддержкой казаков из окрестных станиц, и имея на руках бумагу о добровольном даровании 430 десятин на построение святой обители, о. Мартирий едет в Ставрополь к Преосвященному Герману. Получив его благословение, о. Мартирий в сопровождении делегации от казачества отправляется в г. Тифлис к Его Высочеству Великому Князю Михаилу Николаевичу, наместнику Кавказскому с просьбой передать в собственность православному монастырю казачьей земли. Разрешение было получено и тогда епископ Герман вновь возбудил ходатайство перед Святейшим Синодом о разрешении устроения обители и о назначении иеромонаха Мартирия ее строителем. 28 августа 1878 г. Святейшим Синодом было передано благословение.

История обители

Современное состояние

Храм Архистратига Михаила

С 1992 г. православная общественность Адыгеи начала борьбу за передачу Свято — Михайловской пустыни Православной церкви, которая продолжалась целых 12 лет. В 2001 г. часть монастыря была возвращена церкви. С этого момента можно говорить о возрождении иноческой жизни в обители. Однако большую часть монастыря по-прежнему занимала турбаза с баром, дискотеками и отдыхающими. К огромной радости всех православных окончательная передача обители Православной церкви состоялась по указу Президента Республики Адыгея Х.М. Совмена в марте 2003 г. Так был завершен многолетний марафон по возвращению святыни верующим.

Первым настоятелем монастыря стал иеромонах Мартирий (Пянтин), который занимал этот пост до июля 2004 г. Его трудами и заботами обитель начала подниматься из забвения, налаживалось богослужение, были отремонтированы Троицкий храм и келейный корпус, появились своя техника и пасека. Следующим настоятелем стал иеромонах Пимен (Фицнер). Количество братии увеличилось до 20 человек, продолжилось дальнейшее развитие и обустройство монастыря.

В настоящее время монастырем руководит иеромонах Герасим (Буняев) назначен 10 октября 2006 г. За этот период был возведен на месте старого фундамента храм во имя Архистратига Михаила. Его освящение состоялось при огромном стечении верующих 9 августа 2008 года. Следом начато строительство храма преподобного Александра. Принимает страждущих новая купель на святом источнике великомученика Пантелеимона. В мастерских монастыря проходят послушание иноки и послушники. С каждым годом растет известность монастыря и увеличивается количество прибывающих богомольцев и паломников.

Святыни

С возрождением обители в Михайловскую пустынь Божьим промыслом прибывают святыни, коих до разрушения монастыря было большое количество. Одна из главных святынь — частичка ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.

В обители имеются частички мощей нескольких десятков святых. Список можно посмотреть .

Также имеются частичка гроба феодосия Кавказского и частичка ткани эполет императора Николая Первого.

Совсем недавно появились афонские иконы, которые были специально написаны для нашей обители греческими монахами на скиту, принадлежащего монастырю Святого Павла, и являются благословением Святой Горы Афон:

  • икона Божьей матери «Благословение» или «Мировлитиса» (Мироточивая)
  • икона Собора Архангелов

На подворье в п. Хамышки находится икона Тихвинской Божьей Матери (копия, освященная на чудотворной иконе Тихвинской Божьей Матери).

Рукотворные пещеры

Основной достопримечательностью местности, на которой раскинулся монастырь, являются подземные ходы и пещеры, созданные первыми монахи-отшельники задолго до строительства храма. Народное предание гласит, что монастырь расположен на системе подземных ходов, соединявших все сооружения на поверхности, и прорезавших гору Физиабго насквозь. Специалисты сравнивают эту уникальную систему ходов со знаменитой Киевско-Печерской лаврой. В подземных пещерах монахи создали хранилище святых мощей, богатую библиотеку и иконописную мастерскую. Возможно, в скором будущем энтузиастам удастся полностью расчистить подземные ходы и раскрыть новые поразительные тайны Храма.

Храмовый комплекс

Храмы:

  • Свято-Троицкий
  • Архангела Михаила
  • Александровский
  • Успения Богородицы

Часовни:

  • Казанской Божьей Матери
  • Александра Невского

Фото

Раздел нуждается в заполнении.

Паломнику

Схема проезда

Добраться можно самостоятельно авто­транспортом, по автодороге Майкоп-Гузерипль, поворот на восток в черте поселка Каменномостский (имеется указатель) до пос. Победа.

А также автобусом: из г. Краснодара рейс «Краснодар-Победа», время отправления (прибытия):

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *