Аид царство мертвых

История появления и образ

В мифологии Древней Греции Аид имеет двойное значение: это и имя бога подземного царства мертвых, и сама преисподняя, куда попадают души после смерти. Царство теней в античной традиции расположено на западе, сразу за рекой Океан. Впрочем, у Гомера можно обнаружить два места, куда на покой отправляются живые существа: человеческие тени обитают в Аиде, а низвергнутые титаны – в Тартаре.

Аид – арт

Аид как бог обладает богатой биографией и играет серьезную роль в мифологии. Отпрыска титана (или бога земледелия) Крона и титаниды Реи отец при рождении поглотил, как и других своих детей – Зевса, Посейдона, Геру, Деметру и Гестию. Позже Аид участвовал в первой войне богов и титанов на стороне олимпийцев, а при разделе мира встал у руля Царства мертвых.

В античности Аида чтили как владыку подземных богатств – он даровал урожай из недр земли. Такое представление появилось не случайно. Имя страшного бога боялись произносить вслух, поэтому исследователи античного эпоса считают, что второе имя, укоренившееся в 5 веке, – Плутон – тот получил благодаря подбору людьми эпитетов. В итоге Аида наделили чертами и особенностями бога богатства и плодородия Плутоса, и характеристика образа немного смягчилась.

Статуя Аида

В сказаниях у Аида есть шапка-шлем, делающая владельца невидимым, – подарок циклопов за освобождение. Безжалостный, хитрый и мрачный, подземный Зевс, как называл его Гомер, насылает на людей томительное чувство безнадежности и обреченности, с помощью меча запирает в Царстве мертвых души. Еще одна способность бога – умение оживить умершего, однако он редко использует этот дар, потому считает неправильным нарушать законы жизни.

По внешности Аид поход на Зевса. Божество представляли в виде мужчины преклонных лет с роскошной бородой. Иногда его изображали с двузубыми вилами или со скипетром, наконечник которого венчают головы трех псов. Аид имеет возможность выходить из Царства мертвых и колесит по миру в повозке, запряженной черными лошадьми.

Аид и Царство мертвых

В зрелой греческой мифологии в Царство мертвых ведут несколько троп. Души и живые гости (а таких посетителей было немало) заходят как минимум через три двери: у Тенарского мыса (Лакония), у итальянского озера Аверн и в Пилосе (на западе Пелопонеса). Через реку Ахерон, отделяющую мир мертвых от преисподней, пришельцев перевозит хмурый Харон. Теней радушно встречает трехглавый пес Цербер – запускает гостей внутрь, но уже никого не выпускает.

Цербер

Затем душам предстоит предстать перед Миносом, Эаком и Радамантом, которые наделены полномочиями судить поступки людей. Если тяжкие грехи не обнаружены, душа делает глоток из реки Леты, навсегда забывает прежнюю жизнь и отрешенно бродит по бескрайнему полю, где цветут асфодели. Великие грешники, совершившие тяжкие преступления, обречены терпеть мучения на берегах реки Стикс. Впрочем, мученикам дается возможность вымолить прощение у жертв и тоже поселиться на лугу с асфоделями: раз в год души всплывают на озере Ахерусия, где встречаются с теми, кого обидели.

Аид правит Царством теней вместе с супругой Персефоной. Покровительницу плодородия бог однажды похитил у ее матери Деметры и насильно взял в жены. Родительницу подкосило горе из-за расставания с любимой дочерью, да так, что земля перестала приносить плоды.

Персефона

В отчаянии богиня обратилась к Зевсу с требованием вернуть Персефону, и верховный бог приказал брату исполнить просьбу. Аид согласился, но пошел на хитрость – накормил жену гранатом, поэтому той суждено было вернуться в мрачное подземное царство. С тех пор Персефона две трети года обитает на земле, а в остальное время помогает мужу править Аидом.

Аид и другие герои мифов

Страшный бог упоминается в мифе об Орфее. Музыкант и поэт в надежде найти погибшую возлюбленную Эвридику спустился в царство мертвых. Волшебной музыкой арфы мужчина сумел покорить сердце Аида, и властелин преисподней разрешил Эвридике вернуться на землю.

В сказаниях Аид взаимодействует с россыпью персонажей. В число главных обидчиков властелина Царства мертвых вошли Геракл и Тесей.

Геракл и Цербер

В одних мифах сказано, что Геракл ранил Аида в плечо во время сражения за город Пилос. В других – увечье бог получил, когда бесстрашный герой, сын Зевса, явился к вратам преисподней, чтобы украсть для царя Еврисфея ужасного трехглавого охранника Цербера.

Тесей же потребовал у Аида отдать Пирифою, царю лапифов, супругу Персефону. Разгневанный властелин подземного царства не показал эмоций, решив хитростью победить обидчиков: предложил Тесею и Пирифою устроиться поудобнее на троне. Когда те уселись, то крепко к нему приросли. Позже Тесея спас Геракл, а вот царь лапифов так и остался коротать век в мрачном подземелье.

Экранизации

Аид в мультфильме «Геркулес»

Кинематографисты с удовольствием работают с материалом, основанным на древнегреческих мифах, и Аид засветился в нескольких фильмах. С участием персонажа даже выпустили мультфильм и сериал – «Геркулес». Бог загробного мира планирует свергнуть брата Зевса и захватить власть в мире живых. Планам мешает племянник Геркулес, которого божество пытается всеми способами уничтожить. В русском дубляже антагониста озвучивает актер Николай Буров.

Одна из главных ролей владыке Царства мертвых отдана в фильме «Гнев титанов» (1981) и ремейке «Битва титанов» (2010). Первый приключенческий боевик снял Джонатан Либесман, а продолжение создал Луи Летерье. В образе Аида предстал Рэйф Файнс.

В 2009 году зрители увидели киноадаптацию романа Рика Риордана «Перси Джексон и Похититель молний». Злодей Аид охотится на молнии Зевса. Роль исполнил британец Стив Куган.

Авторы телесериала «Зов крови», выходящего на канадском телевидении с 2010 года, тоже поэкспериментировали с образом Аида, превратив его в отца главной героини по имени Бо – сверхъестественного существа, энергетического вампира, но девушки с доброй душой. В Аида перевоплотился Эрик Робертс.

Грег Джерманн в роли Аида

Сериальная жизнь бога продолжилась в работе Эдварда Китсиса и Адама Хоровица «Однажды в сказке». В этой фантазии герой выступает как антагонист. Костюм Аида примерил американец Грег Джерманн.

Мифология

Согласно Гесиоду, когда Аид родился, отец проглотил его, как и всех своих детей (по версии Гигина, он был сброшен отцом в Тартар). После раздела мира между тремя братьями (Зевс, Посейдон и Аид), после одержанной победы над титанами Аиду досталось в удел подземное царство и власть над тенями умерших. Аид считался божеством подземных богатств и плодородия, дарующих урожай из недр земли.

Согласно Гомеру, Аид сам стережёт своё царство. Гомер называет Аида «щедрым» и «гостеприимным», так как смертная участь не минует ни одного человека. В олимпийской мифологии Аид является одним из двенадцати олимпийцев, а также входит в число трёх основных богов, поделивших между собой мир после войны с титанами.

Миф об Аиде как боге нежеланного, пугающего, небогат подробностями. Гомер, называющий его также Зевсом Подземным, знает Аида исключительно в качестве бога смерти и представляет его лично стерегущим врата своего царства (πυλάρτης (pulástis)).

Будучи богом смерти, Аид вызывал страх: само имя его греки и римляне табуировали, так как боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами, среди прочих, и обозначением Плутон, вошедшим в употребление ещё в V веке до н. э. и окончательно вытеснившим первоначальное имя Аид, употреблявшееся как единственное Гомером. Таким образом, фигура Аида «вобрала» в себя образ бога Плутоса, первоначально самостоятельное божество богатства и плодородия. В связи с этой интеграцией и вместе с переменой имени произошла и перемена самого представления об Аиде, значительно смягчившая его безотрадное и неумолимое существо. Вероятно, под влиянием элевсинских мистерий, ему стали приписываться качества бога богатства (хранителя подземных сокровищ) и плодородия в связи с мистико-аллегорическим сравнением судьбы хлебного зерна (как бы погребаемого в момент посева, чтобы воскреснуть для новой жизни в колосе) с загробною судьбою человека.

Супруга Аида, Персефона, также считалась покровительницей плодородия и богиней царства мёртвых.

В различных сказаниях упоминается волшебная шапка (шлем) Аида (Ἄϊδος κυνέην (Aidos kunéin) — собств. род башлыка из шкуры животного), имевшая свойство делать надевшего её невидимым (аналогично «шапке-невидимке» из русских и немецких сказок). Она была подарена Аиду циклопами за то, что он (по приказу Зевса) освободил их. Этой шапкой пользовались также Зевс — во время битвы с титанами; Персей, убивая Медузу Горгону; Афина, помогая Диомеду против Арея, чтобы не быть узнанною последним; в гигантомахии эта шапка покрывает голову Гермеса.

Скипетр Плутона изображает трёх псов. У Гераклита Аид отождествлялся с Дионисом.

Аид и Персефона

Аид похищает Персефону, фонтан в ПознаниГадес похищает Персефону. Художник неизвестен, XVIII век.

Мрачный Аид — олимпийский бог, хотя и находился постоянно в своих подземных владениях. Поднимался наверх он только по делам, или же когда не мог побороть в себе очередное любовное увлечение. Аид царствовал вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры), которую похитил, когда она собирала на лугу цветы. Похищая Персефону, он появился на запряжённой четвёркой лошадей колеснице. Миф этот у Гомера не упоминается и локализовался в различных местах древнего мира, особенно в Элевсине и на острове Сицилия, где, как считалось, и произошло похищение.

Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. Зевс приказал возвратить Персефону матери. Однако Аид заставил её проглотить несколько зёрен граната, и дочь Деметры уже не могла окончательно покинуть подземное царство; она только часть года проводит с матерью на земле, а остальное время царствует в подземном мире. Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть — с Аидом.

Прочие

Геракл

Аид сражался на стороне жителей Пилоса и их царя Нелея, но был ранен Гераклом (слово Пилос созвучно «вратам»). За это в Пилосе поклонялись Аиду и был его храм. По описанию «Илиады», Геракл ранил Аида в плечо, бог должен был покинуть своё царство и отправиться для врачевания раны на Олимп к врачу богов Пэону.

Существует мнение, что это место из «Илиады» относится к другому мифологическому эпизоду: Геракл сразился с ним у врат преисподней, когда отправился похитить для Еврисфея из царства мёртвых стража Аида — адского пса Цербера.

Тесей и Пирифой

Пирифой, в ответ на помощь в похищении Елены, попросил Тесея помочь похитить жену Аида Персефону, чтобы жениться на ней самому. Герои спустились в царство мёртвых и потребовали от Аида отдать Персефону. Аид не показал гнева, но предложил героям присесть на трон у входа в царство. Оказавшись на троне, они тут же приросли к нему (по другой версии — их опутали змеи). Тесею удалось освободиться, когда в Аид спустился Геракл, а Пейрифой навсегда остался в царстве мёртвых, наказанный за своё нечестивое желание.

Сизиф

Аид никому из своих подданных не разрешал покидать его царство, однако он был обманут хитрецом Сизифом, ускользнувшим однажды из царства мёртвых.

Орфей и Эвридика

Аид упоминается в сказаниях об Орфее, спустившемся в его царство за своей умершей женой Эвридикой. Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону, и они согласились отпустить Эвридику. Однако, выводя её из царства мёртвых, Орфей по пути оглянулся на неё, чем нарушил поставленное ему богами условие, и Эвридика навсегда осталась там.

Асклепий

Когда Асклепий достиг такого мастерства в искусстве врачевания, что начал оживлять людей, отнимая у Аида его новых подданных, уязвлённый Аид заставил Зевса убить Асклепия молнией.

Окружение Аида

Геракл облачённый в львиную шкуру, совершив 11-й подвиг, приводит трёхглавого пса Цербера к царю Арголиды Еврисфею, который от страха спрятался в кувшине. Чернофигурная вазопись

  • Аскалаф — садовник Аида.
  • Ахеронт.
  • Гелло. Некое чудовище, живущее в подземном мире.
  • Гидра. С 50 пастями сторожит порог Тартара в Аиде.
  • Горгира. Мать Аскалафа.
  • Евклей (Эвклей). На орфических золотых пластинках имя некоего подземного бога.
  • Еврином. Согласно эксегетам в Дельфах, демон в Аиде, пожирает мясо умерших, оставляя им одни кости. Ни «Одиссея», ни «Миниада», ни «Возвращения» в рассказе об Аиде не упоминают его. Изображён на картине Полигнота в Дельфах.
  • Кампа. Чудовище, страж циклопов в Тартаре. Убита Зевсом..
  • Цербер — трёхглавый пес, на шее которого находятся змеи. Сторожит выход, не позволяя умершим возвращаться в мир живых.
  • Левка.
  • Минфа.
  • Оркус — божество, порождено Эридой. Наказывает лгущих при клятве. На пятый день месяца Эринии пестуют его. Орк — также эпитет самого Аида.
  • Орфна. Нимфа из Аверна, родившая Ахеронту сына Аскалафа.
  • Харон — перевозчик душ умерших.
  • Эмпуса.
  • Танатос — бог Смерти.
  • Макария — богиня Блаженной Смерти, дочь Аида и Персефоны, согласно Суде.
  • Минос и Радамант — судьи, сидят у трона Аида.
  • Гипнос — бог Сна.

В литературе и искусстве

В литературе

  • Аид — действующее лицо комедии Аристофана «Лягушки».
  • Поздняя античная литература (Лукиан) создала пародийно-гротескное представление об Аиде.
  • Аид также упоминается в серии фантастических романов Рика Риордана «Перси Джексон и Олимпийцы».

Образ Аида в искусстве

Изображения Аида сравнительно редки; большая их часть относится к позднейшему времени. Он изображается сходно с Зевсом — могучим, зрелым мужем, восседающим на троне, с двузубцем или жезлом в руке, иногда с рогом изобилия, иногда рядом с ним Персефона. У ног Аида обычно лежит Цербер (на одной статуе Цербер сидит).

В кинематографе

  • Аид появился как один из главных героев в фильмах «Битва титанов» и «Гнев титанов», его роль исполнил британский актёр Рэйф Файнс. В ожидаемом продолжении серии — фильме «Время титанов» — роль Аида исполнит тот же Рэйф.
  • Аид появляется в роли одного из злодеев, разыскивающего молнии Зевса и подозревающего полубога Перси Джексона, сына Посейдона, в их похищении, в фильме «Перси Джексон и Похититель молний». Роль Аида исполнил британский актёр Стив Куган.
  • Аид появляется в телесериале «Зов крови» как отец Бо, главной героини сериала.
  • Аид является одним из главных действующих лиц (в этом случае — главным злодеем) в полнометражном мультфильме «Геркулес», а также в мультсериале «Геркулес».
  • Аид является одним из главных героев в аниме-сериале, созданному по одноимённой отоме-игре «Забавы Богов», или «Kamigami no Asobi».
  • Аид появляется как антагонист в телесериале «Однажды в сказке». Его роль исполнил американский актёр Грег Джерманн. Эта версия персонажа основана на диснеевской интерпретации Аида.

Примечания

  1. Любкер Ф. Ἀίδης // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, Л. А. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 585.
  2. Любкер Ф. Ζεύς // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, Л. А. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 1479–1482.
  3. Зубов А. Б. Аид // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 340. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  4. 1 2 3 4 5 6 АИД, ГАДЕС / Мифы народов мира
  5. Суда (византийский словарь) (Суда)
  6. Любкер Ф. Κρόνος // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, Л. А. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 356–357.
  7. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 5
  8. Гесиод. Теогония 455
  9. Гигин. Мифы 139
  10. Гомер. Одиссея XX 492
  11. Плутон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  12. Ил. V, 844 сл.
  13. Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия I 133
  14. Гераклит, фр. 50 Маркович
  15. Гигин. Мифы 146
  16. Гомер. Илиада V 395—404; Арнобий. Против язычников IV 25 (ссылка на Паниасида); Сенека. Геркулес в безумье 560—565; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 7, 3
  17. Павсаний. Описание Эллады VI 25, 3
  18. Похищение Елены. Тесей и Пейрифой решают похитить Персефону. Смерть Тесея. Ancientmyth.ru.
  19. Эринна. Прялка, ст. 40
  20. Вергилий. Энеида VI 576
  21. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 5, 3
  22. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С.43-44
  23. Павсаний. Описание Эллады X 28, 7
  24. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 1
  25. Торшилов Д. О. Античная мифография. СПб, 1999. С. 114
  26. Нонн. Деяния Диониса XVIII 236
  27. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 2. С. 262
  28. Гесиод. Теогония 231—232
  29. Гесиод. Труды и дни 219
  30. Гесиод. Труды и дни 803
  31. Овидий. Метаморфозы V 539
  32. Платон. Государство X 621а
  33. Плутарх. Греческие вопросы 39
  34. Клавдиан. Похищение Прозерпины II 349
  35. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 1. С. 664
  36. Гомер. Одиссея X 514; Эсхил. Агамемнон 1160; Гермесианакт. Каталог влюблённых, ст. 9; Вергилий. Энеида VI 132.
  37. 1 2 3 Орфика, фр. 123 Керн
  38. Гомер. Одиссея X 517
  39. Страбон. География I 2, 18 (стр. 26)
  40. Вергилий. Энеида VI 265
  41. Клавдиан. Похищение Прозерпины II 315
  42. Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси, 1984. Т. II. С. 824. Ср. с др.-инд. формулой в погребальном гимне pitrbhih sam-vidana «чтобы увидеться с отцами» (оттуда же).
  43. См. Илиада / пер. с греч. Гнедича. — М.: Правда, 1984. Прим. С. Ошерова. — С. 400
  44. Афиней. Пир мудрецов III 55, 99b, ссылка на Эсхила; Каллимах. Гимны V 130
  45. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С. 418.
  46. Эсхил. Персы 650; Софокл. Эдип в Колоне 1560
  47. Орфические гимны XVIII 12
  48. Валерий Флакк. Аргонавтика III 406
  49. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 1. С. 354.
  50. Лас Гермионский, фр.1 Пейдж; Павсаний. Описание Эллады II 35, 9; Овидий. Фасты VI 757
  51. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т. 2. С. 317; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 1, 5 далее
  52. Павсаний. Описание Эллады I 28, 6
  53. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 3. С. 121.
  54. Гимны Гомера V 9; 404
  55. Плутарх. Об Е в Дельфах 21
  56. Павсаний. Описание Эллады IX 23, 4
  57. Хтоний // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

  • Аид // Энциклопедия Кольера
  • Энциклопедия античной мифологии: Аид
  • Карта Царства мёртвых (англ.)
  • Карта ада созданная по данным мифа об Энее. Художник Андре Де Йорио. 1825 (англ.)
  • Отрывок трактата Иосифа Флавия о Гадесе (англ.)
  • Гадес в греческой мифологии (англ.)
  • Гадес в Энциклопедии Мифологии (англ.)
  • Гадес на сайте Теой Прожект (англ.)
  • Гадес в Энциклопедии Греческой мифологии (англ.)

Боги

Аид • Посейдон • Гефест • Гермес • Дионис • Аполлон • Арес • Зевс

Богини

Гера • Геба • Артемида • Афина • Афродита • Персефона • Гестия • Деметра

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Гадес (Аид, Аидоней, Ад, Плутон), греч. — сын Крона и Реи, бог царства мертвых.

Гадес был старшим из сыновей Крона и вместе со своими братьями Зевсом и Посейдоном составлял троицу высших богов греческого пантеона. После победы над Кроном (см. статью «Кронос») братья решили разделить наследие Крона с помощью жребия, причем Зевс все устроил так, что ему досталась власть над небом и землей, Посейдону — власть над морем, а Гадес стал всемогущим владыкой подземного царства мертвых.

Нельзя сказать, чтобы Гадесу выпал самый удачный жребий, но он вполне подходил его мрачному и неумолимому характеру. Его царство было поистине ужасным, оно скрывалось в глубинах земли, недоступное лучам солнечного света. Там раскинулась унылая равнина, поросшая бледными цветами дикого асфоделя, по которой протекало пять рек, образующих границы этого царства: леденящий Стикс, река плача Ахеронт, река скорби Кокит, огненная река Пирифлегетон и темная Лета, вода которой давала забвение былой земной жизни. Немногим героям удалось спуститься в царство Гадеса и вернуться оттуда живыми, но и они мало что могли рассказать о том, как оно выглядит. Говорят, что на западе находился элизиум (елисейские поля), где жили вечной жизнью души праведников, где-то в самых глубинах преисподней — тартар, в котором отбывали свои вечные наказания грешники, а в огражденной части этого царства был Эреб — здесь стоял дворец Гадеса и его супруги Персефоны, повелевавших подземным богам и душам умерших.

Души умерших на пути в царство Гадес проходят через темные пропасти, ведущие в глубины земли. Одна из них находилась у мыса Тенар на южном конце Пелопоннеса, другая — в аттическом Колоне, еще одна — под Этной на Сицилии; по Гомеру, вход в царство мертвых располагался на крайнем западе, куда не достигали лучи солнца. Входные ворота царства Гадеса сторожил трехголовый пес Кербер, охотно впускавший пришельцев, но не выпускавший никого. Дорога от ворот вела к водам Ахеронта, где их поджидал со своим челном ворчливый старик Харон. За перевоз через реку Харон взимал с мертвых плату, но ни за какие деньги не соглашался везти их в обратном направлении. Расставшись с Хароном, душа умершего приходит к трону Гадеса, у подножия которого восседают судьи умерших, Минос, Радаманф и Эак — сыновья Зевса. Лишь немногие попадали в элизиум, на блаженные поля. На души преступников налагались наказания в зависимости от степени их вины, а тот, кто не был ни добрым, ни злым (или был и тем, и другим), отправлялся на асфоделевый луг, обреченный блуждать по нему в виде тени, не зная ни радости, ни печали, не испытывая никаких желаний. Таких людей было большинство, причем в их число нередко попадали и величайшие герои. (Среди них оказался и Ахилл; о том, как ему там жилось, можно судить по его жалобе Одиссею: «Я б на земле предпочел батраком за ничтожную плату/У бедняка, мужика безнадельного, вечно работать,/Нежели быть здесь царем мертвецов, простившихся с жизнью».)

Постер и кадры из фильма «Битва Титанов». В роли Гадеса — актер Лиам Нисон, который согласился сниматься, потому что его сыновья — большие любители греческой мифологии.

Богов подземного мира, подвластных Гадесу, было меньше, чем небесных или морских, но тем больший ужас внушали они людям. Первым среди них был бог Танатос в черном плаще и с черными ледяными крыльями, который срезал волосы умирающим и уносил их души. Были среди них мрачные Керы, которые губили воинов на поле боя и высасывали их кровь; была отвратительная Эмпуса, убивавшая путников на перекрестках дорог; страшная Ламия, которая крала и пожирала спящих детей; трехголовая и трехтелая Геката; бог одурманивающего сна Гипнос, перед которым не могут устоять ни люди, ни боги; были там и неумолимые Эринии, богини проклятия и мести, послушные только Персефоне, супруге Гадеса.

Люди ненавидели царство Гадеса, ведь каждый, кто вступал в него, должен был оставить всякую надежду. Немногим героям удалось вернуться оттуда: Гераклу, Орфею, Тесею (но его вызволил Геракл). На пороге царства мертвых побывал хитроумный Одиссей. Как рассказывает Вергилий, спускался в подземное царство и Эней.

Картина «Данте и Виргилий в Аиде», Вильям Бугро.

Сам Гадес редко покидал свои владения. Надумав жениться, он отправился на поверхность земли, похитил Персефону и увез ее к себе. Иногда он посещал совет богов на Олимпе. Боги его недолюбливали, и он платил им тем же. В дела, происходившие между небом и землей, он обычно не вмешивался — так же как и в человеческие судьбы. Ведь он хорошо знал, что «каждый пришедший на свет в назначенный час постучится в ворота подземного царства».

Гадес относится к древнейшим греческим богам; его имя появляется уже на табличках линейного письма «Б» (14—13 вв. до н. э.), найденных в Пилосе. Представления о нем почти не менялись в первые послегомеровские века. Греки почитали Гадеса и как дарителя богатств, происходивших из глубин земли (полезных ископаемых, плодов земледелия), — в этом качестве он назывался Плутон. Позже, возможно под влиянием элевсинского культа, образ Гадеса лишился некоторых своих мрачных черт. Хотя он по-прежнему был неумолим, люди начали сооружать ему святилища и храмы. Самый известный из них находился в Элиде (храм открывался лишь раз в году, и никто, кроме его жреца, не смел в него вступать), а также в Элевсине — перед пещерой, через которую он, по преданию, унес в свое царство Персефону. Воззвать к Гадесу было проще простого: достаточно было опуститься на колени и постучать по земле. Из жертвенных животных Гадесу больше всего были по вкусу черные овцы. Однако при этом нельзя было смотреть на приносимую жертву — полагалось отводить взгляд в сторону. Из деревьев греки посвятили Гадесу кипарис, а из цветов — нарцисс.

В изображении античных художников Гадес был похож на своего брата Зевса, но обычно отличался от него более мрачным видом и взъерошенными волосами. Наиболее известные статуи Гадеса, римские копии греческих оригиналов 4—3 вв. до н. э., различаются по именам собраний, в которых они находятся или находились: «Гадес Ватиканский», «Плутон Боргезский», «Плутон Уффицийский», «Плутон Пармский». Гадес изображен также на ряде рельефов, начиная с терракотового «Гадес и Персефона» (5 в. до н. э.) из г. Локры и кончая «Похищением Персефоны» на римских саркофагах (кон. 3 в. н. э.). Гадес со своим дворцом, женой и почти всеми своими подчиненными изображен на нескольких вазах.

Европейские художники не баловали самого Гадеса вниманием, но он часто оказывался в поле их зрения благодаря Персефоне — см. об этом в соответствующей статье.

Также, Антонио Гадес — легендарный испанский артист балета и байлаор.

Кадры из мультфильма «Геркулес» (1997 г.) с Аидом, одним из главных персонажей диснеевского мультсериала.

Также есть игра God of War: Ascension с Аидом, богом, который многопользовательском режиме дает геймерам определенные бонусы.

Новость: Археологи нашли прообраз подземного царства Аида

Древнегреческие пещеры размером почти с четыре футбольных поля и с собственным подземным озером могут быть прообразом мифов о греческой преисподней, утверждают археологи.

Пещера, под названием Alepotrypa, что означает «укромное местечко», была скрыта от людей на протяжении веков в бухте Дирос на юге Греции, пока человек, выгуливавший свою собаку, не нашел крошечный вход в пещеру в 1950 году. Сам вход в пещеру был завален около 5000 лет назад.

Эксперты уже несколько десятилетий занимаются раскопками в пещере и верят, что сотни людей жили в Alepotrypa. Это делает пещеру одной из самых старейших доисторических достопримечательностей в Европе.

Археологи обнаружили в настоящее время инструменты, керамику, изделия из обсидиана, серебра и меди, а также артефакты, которые относятся к неолиту, начавшемуся в Греции около 9000 лет назад. Важнейшим открытием стало то, что пещера использовалась древними обитателями тех мест в качестве кладбища, это натолкнуло ученых на мысль, что она «вдохновила» людей на создание легенды о подземном мире.

Первый археолог, занимавшийся раскопками в пещере, предположил, что неолитические жители считали, что эта пещера была царством Аида. «Несложно догадаться, почему исследователь выдвинул эту гипотезу. Пещера действительно напоминает описанную в древнегреческих мифах преисподнюю. Здесь есть водоем, который возможно стал прообразом реки Стикс. Эта пещера существовала в начале бронзового века в микенской Греции на заре той эпохи, когда слагались мифы о древних героях Греции», — сказал в интервью журналистам археолог Майкл Галатэй.

«Вы должны представить себе место, заполненное людьми с факелами, провожающими в последний путь мертвых. Захоронения и ритуалы, которые проводились в этой пещере действительно создают атмосферу подземного мира. Пещера была своего рода местом паломничества, здесь хоронили только уважаемых людей», — добавил он. Длина центрального зала пещеры более 1000 метров, так что археологам еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем они изучат все содержимое пещеры. «Мы не знаем, насколько глубоко уходит пещера. Вполне вероятно, что в глубине мы найдем неандертальцев», — добавил археолог.

По материалам РИА Новости

См. также Герои Древней Греции – список с рисунками. Читайте также статьи Боги Рима — список, Боги Древней Греции, Мифы о богах Древней Греции, Мифы о происхождении богов Древней Греции, Чудовища древнегреческой мифологии

Главные божества Древней Греции: 12 олимпийских богов, их помощники и спутники

Главными богами в Древней Элладе признавалось те, что относились к младшему поколению небожителей. Некогда оно отняло власть над миром у старшего поколения, олицетворявшего основные вселенские силы и стихии (см. об этом в статье Происхождение богов Древней Греции). Богов старшего поколения обычно именуют титанами. Победив титанов, младшие боги во главе с Зевсом поселились на горе Олимпе. Древние греки чтили 12 олимпийских богов. В их список обычно включались Зевс, Гера, Афина, Гефест, Аполлон, Артемида, Посейдон, Арес, Афродита, Деметра, Гермес, Гестия. К богам-олимпийцам близок и Аид, но он живёт не на Олимпе, а в своём подземном царстве.

Боги Древней Греции. Видеофильм

Зевс – главное божество древнегреческой мифологии, царь всех других богов, олицетворение беспредельного неба, повелитель молний. В римской религии ему соответствовал Юпитер

«Зевс из Отриколи». Бюст IV в. до Р. Х.

Посейдон – бог морей, у древних греков – второе божество по значению после Зевса. Как олицетворение изменчивой и бурной водной стихии Посейдон был тесно связан с землетрясениями и вулканической деятельностью. В римской мифологии отождествлялся с Нептуном.

Бог Посейдон (Нептун). Античная статуя II в. по Р. Х.

Автор фото — Luis García

Аид – владыка мрачного подземного царства мёртвых, населённого бесплотными тенями умерших и ужасными существами-демонами. Аид (Гадес), Зевс и Посейдон составляли триаду самых могущественных богов Древней Эллады. В качестве повелителя глубин земли Аид имел отношение и к сельскохозяйственным культам, с которыми тесно связывалась его жена, Персефона. У римлян именовался Плутоном.

Бог Гермес и души умерших на пути в царство Аида, у берега подземной реки Ахеронт. Картина А. Хиреми-Хиршля, 1898

Гера – сестра и жена Зевса, главная женская богиня греков. Покровительница брака и супружеской любви. Ревнивая Гера сурово карает за нарушение брачных уз. У римлян ей соответствовала Юнона.

Аполлон – первоначально бог солнечного света, чей культ затем получил более широкое значение и связь с идеями душевной чистоты, художественной красоты, врачебного целительства, воздаяния за грехи. Как покровитель творческой деятельности считается главой девяти муз, как целитель – отцом бога врачей Асклепия. Образ Аполлона у древних греков сложился под сильным влиянием восточных культов (малоазиатский бог Апелюн) и нёс в себе утончённые, аристократические черты. Аполлон именовался ещё и Фебом. Под теми же именами он почитался и в Древнем Риме

Аполлон Бельведерский. Статую работы Леохара. Ок. 330-320 до Р. Х.

Артемида – сестра Аполлона, девственная богиня лесов и охоты. Подобно культу Аполлона, почитание Артемиды было занесено в Грецию с Востока (малоазиатская богиня Ртемис). Тесная связь Артемиды с лесами происходит от её древнейшей функции покровительницы растительности и вообще плодородия. Девственность Артемиды тоже содержит в себе глухой отзвук идей рождения и половых отношений. В Древнем Риме она почиталась в лице богини Дианы.

Олимпийская богиня Артемида. Статуя в Лувре

Автор фото — Vovazl

Афина – богиня душевной гармонии и мудрости. Считалась изобретательницей и покровительницей большинства наук, искусств, духовных занятий, земледелия, ремесёл. С благословения Афины Паллады строятся города и идёт государственная жизнь. С функциями покровительства городам и государству тесно связан образ Афины как защитницы крепостных стен, воительницы, богини, которая при самом рождении вышла из головы своего отца, Зевса, вооружённой. У римлян Афине соответствовала богиня Минерва.

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Древнегреческий скульптор Фидий

Гермес – древнейший догреческий бог дорог и полевых межей, всех границ, отделяющих одно от другого. Из-за своей исконной связи с дорогами Гермес позднее почитался как посланник богов с крыльями на пятках, покровитель путешествий, купцов и торговли. Его культ связывался также с представлениями об изворотливости, хитрости, тонкой умственной деятельности (искусном разграничении понятий), знании иностранных языков. У римлян – Меркурий.

Бог Гермес. Скульптура Фидия (?)

Арес – дикий бог войны и битв. В Древнем Риме – Марс.

Афродита – древнегреческая богиня чувственной любви и красоты. Её тип очень близок к семитско-египетскому почитанию производительных сил природы в образе Астарты (Иштар) и Исиды. Известное сказание об Афродите и Адонисе навеяно древнейшими восточными мифами об Иштар и Таммузе, Исиде и Осирисе. У древних римлян отождествлялась с Венерой.

Венера (Афродита) Милосская. Статуя ок. 130-100 до Р. Х.

Эрот – сын Афродиты, божественный мальчик с колчаном и луком. По просьбе своей матери пускает меткие стрелы, которые зажигают в сердцах людей и богов неисцелимую любовь. В Риме – Амур. Широко известен поэтический миф об Амуре и Психее.

Эрот Земной и Небесный. Художник Дж. Бальоне, 1602

Гименей – спутник Афродиты, бога брака. По его имени и свадебные гимны назывались в Древней Греции гименеями.

Гефест – бог, чей культ в эпоху седой старины связывался с вулканической деятельностью – огнём и грохотом. Позже благодаря тем же свойствам Гефест сделался покровителем всех ассоциируемых с огнём ремёсел: кузнечного, гончарного и т. п. В Риме ему соответствовал бог Вулкан.

Деметра – (у римлян Церера) олицетворяла производительную силу природы, но не дикую, как некогда Артемида, а «упорядоченную», «цивилизованную», ту, что проявляется в закономерных ритмах. Деметра считалась богиней земледелия, которая управляет ежегодным природным циклом обновления и увядания. Она же руководила и круговоротом человеческой жизни – от рождения к смерти. Эта последняя сторона культа Деметры составляла содержание Элевсинских таинств.

Персефона – дочь Деметры, похищенная богом Аидом. Безутешная мать после долгих поисков нашла Персефону в подземном царстве. Аид, сделавший её своей женой, согласился, чтобы она часть года проводила на земле с матерью, а другую – с ним в недрах земли. Персефона была олицетворением зерна, которое, будучи «мёртвым» посеяно в землю, потом «оживает» и выходит из неё на свет.

Похищение Персефоны. Античный кувшин, ок. 330-320 до Р. Х.

Гестия (у римлян — Веста) – богиня-покровительница домашнего очага, семейных и общинных связей. Жертвенники Гестии стояли в каждом древнегреческом доме и в главном общественном здании города, все граждане которого считались одной большой семьёй.

Богиня Гестия

Дионис – бог виноделия и тех буйных природных сил, которые доводят человека до безумного восторга. Дионис не относился к числу 12 «олимпийских» богов Древней Греции. Его оргиастический культ был заимствован сравнительно поздно из Малой Азии. Простонародное почитание Диониса противопоставлялось аристократическому служению Аполлону. Из исступлённых плясок и песен на праздниках Диониса позже произошли древнегреческая трагедия и комедия. У римлян — Вакх.

Пан – бог лесов, покровитель стад и пастухов. Имеет козлиные ноги, бороду и рога. Отличительный атрибут Пана – свирель (сиринга) в руках. У римлян — Фавн.

Асклепий – древнегреческий бог врачевания. В Риме — Эскулап.

Амфитрита – жена Посейдона, одна из Нереид

Протей – одно из морских божеств греков. Сын Посейдона, обладавший даром предсказывать будущее и менять свой облик

Тритон – сын Посейдона и Амфитриты, вестник морских глубин, трубящий в раковину. По внешнему виду – смесь человека, коня и рыбы. Близок к восточному богу Дагону.

Эйрена – богиня мира, стоящая у трона Зевса на Олимпе. В Древнем Риме — богиня Пакс.

Ника – богиня победы. Постоянная спутница Зевса. В римской мифологии – Виктория

Дике – в Древней Греции – олицетворение божественной правды, богиня, враждебная обману

Тюхе – богиня удачи и счастливого случая. У римлян – Фортуна

Морфей – древнегреческий бог сновидений, сын бога сна Гипноса

Плутос – бог богатства

Фобос («Страх») – сын и спутник Ареса

Деймос («Ужас») – сын и спутник Ареса

Энио – у древних греков – богиня неистовой войны, которая вызывает в бойцах ярость и вносит смятение в битву. В Древнем Риме – Беллона

Мойры (от слова «доля, участь») – богини неотвратимой судьбы, три сестры. Их имена – Клото («Пряха» – прядёт нить жизни), Лахесис («жребий, судьба» – определяет жизненную судьбу), Атропос («неотвратимая» – перерезает нить жизни, после чего наступает смерть). В Древнем Риме Мойр называли Парками.

Титаны

Титаны – второе поколение богов Древней Греции, порождённое природными стихиями. Первыми титанами были шесть сыновей и шесть дочерей, произошедших от связи Геи-Земли с Ураном-Небом. Шесть сыновей: Крон (Время. у римлян — Сатурн), Океан (отец всех рек), Гиперион, Кей, Крий, Япет. Шесть дочерей: Тефида (Вода), Тейя (Блеск), Рея (Мать-Гора?), Фемида (Справедливость), Мнемосина (Память), Феба.

Уран и Гея. Древнеримская мозаика 200-250 по Р. Х.

Кроме титанов Гея родила от брака с Ураном циклопов и гекатонхейров.

Циклопы – три великана с большим, круглым, огненным глазом посредине лба. В глубокой древности – олицетворения туч, из которых сверкает молния

Гекатонхейры – «сторукие» великаны, против ужасной силы которых ничто не может устоять. Воплощения страшных землетрясений и потопов.

Циклопы и гекатонхейры были так сильны, что сам Уран пришёл в ужас от их мощи. Он связал их и бросил вглубь земли, где они и теперь неистовствуют, вызывая извержения вулканов и землетрясения. Пребывание этих великанов во чреве земли стало причинять ей страшные страдания. Гея подговорила своего младшего сына, Крона, отомстить отцу, Урану, оскопив его.

Крон сделал это серпом. От пролившихся при этом капель крови Урана Гея зачала и родила трёх Эриний – богинь мщения со змеями на голове вместо волос. Имена Эринний – Тизифона (убивающая мстительница), Алекто (неутомимая преследовательница) и Мегера (ужасная). Из той части семени и крови оскоплённого Урана, что упала не на землю, а в море, родилась богиня любви Афродита.

Ночь-Нюкта в гневе на беззаконие Крона родила ужасных существ и божеств Таната (Смерть), Эриду (Раздор), Апату (Обман), богинь насильственной смерти Кер, Гипнос (Сон-Кошмар), Немесиду (Отмщение), Гераса (Старость), Харона (перевозчика умерших в подземное царство).

Власть над миром перешла теперь от Урана к титанам. Они поделили вселенную между собой. Крон вместо отца стал верховным богом. Океан получил власть над огромной рекой, которая по представлениям древних греков, течёт вокруг всей земли. Четверо других братьев Крона воцарились в четырёх сторонах света: Гиперион – на Востоке, Крий – на юге, Япет – на Западе, Кей – на Севере.

Четверо из шести старших титанов женились на своих сёстрах. От них пошло младшее поколение титанов и божеств стихий. От брака Океана с его сестрой Тефидой (Водой) были рождены все земные реки и водяные нимфы-Океаниды. Титан Гиперион – («высокоходящий») взял в жёны свою сестру Тейю (Блеск). От них родились Гелиос (Солнце), Селена (Луна) и Эос (Заря). От Эос родились звёзды и четыре бога ветров: Борей (северный ветер), Нот (южный ветер), Зефир (западный ветер) и Эвр (восточный ветер). Титаны Кей (Небесная Ось?) и Феба родили Лето (Ночную тишину, мать Аполлона и Артемиды) и Астерию (Звездный свет). Сам Крон женился на Рее (Мать-Гора, олицетворение производительной силы гор и лесов). Их дети – олимпийские боги Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон, Зевс.

Титан Крий женился на дочери Понта Эврибии, а титан Япет – на океаниде Климене, которая родила от него титанов Атланта (он держит на своих плечах небо), надменного Менетия, хитроумного Прометея («мыслящий прежде, предвидящий») и слабоумного Эпиметея («думающий после»).

От этих титанов произошли другие:

Геспер – бог вечера и вечерней звезды. Его дочери от ночи-Нюкты – нимфы Геспериды, которые охраняют на западном краю земли сад с золотыми яблоками, некогда подаренный Геей-Землёй богине Гере при её бракосочетании с Зевсом

Оры – богини частей дня, времён года и периодов человеческой жизни.

Хариты – богини изящества, веселья и радости жизни. Их три – Аглая («Ликование»), Ефросина («Радость») и Талия («Изобилие»). У ряда греческих писателей хариты носят иные имена. В Древнем Риме им соответствовали грации

Музы – девять богинь наук и искусств. Каллиопа (мать божественного певца Орфея) – муза эпической поэзии, Эвтерпа – муза лирики, Эрато – муза любовных песен, Мельпомена – муза трагедии, Талия – муза комедии, Терпсихора – муза танцев, Клио – муза истории, Урания – муза астрономии и Полигимния – муза священных гимнов.

Геката – богиня лунного света, колдовства и всего таинственного

Нерей ­– бог спокойного моря, счастливых плаваний, мудрости морских глубин. Его дочери – морские нимфы-Нереиды.

Форкий – бог бурного моря и штормов. Детьми Форкия в древнегреческой мифологии считались горгоны, грайи, сирены, Ехидна и Скилла (см. статью Чудовища древнегреческой мифологии).

Кето – злобная богиня морской пучины, сестра и жена Форкия. Оба они олицетворяли величественные и ужасные явления моря

Ирида – древнегреческая богиня радуги. Посланница жены Зевса, Геры

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *