Акафисты на русском

Русский перевод Акафиста Пресвятой Богородице

Перевод на русский язык акафиста Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии является одним из многочисленных трудов Святителя земли Русской, крупнейшего деятеля Русской Церкви XIX столетия Филарета (Дроздова) Митрополита Московского. Многотомные собрания сочинений, вышедшие из-под пера святителя Филарета, являют глубокомыслие, многогранную деятельность церковного иерарха, проповедника, ученого богослова, подвижника высочайшей святости и нравственной чистоты.

Акафист
Пресвятой Владычице нашей Богородице
и
Приснодеве Марии

Кондак 1

Бранноподвизающейся за нас военачальнице дары победные, и, как избавленные от бед, ‒ дары благодарственные приносим Тебе, Богородице, мы рабы Твои: но Ты, как имеющая державу непреоборимую, освободи нас от всяких опасностей, да взываем Тебе:

Радуйся Невеста неневестная.

Икос 1

Ангел Первостоятель послан был с небес, сказать Богородице: Радуйся. И созерцая Тебя, Господи, с безплотным гласом воплощаемаго, был в ужасе, и стоял, возглашая к Ней такия речи:

Радуйся Ты, чрез Которую радость возсияет.
Радуйся, чрез Которую клятва исчезнет.
Радуйся, падшаго Адама воззвание.
Радуйся, Евы от слез избавление.
Радуйся, высота, недостижимая мыслями человеческими.
Радуйся, глубина, неудобосозерцаемая и ангельскими очами.
Радуйся, ибо Ты ‒ Царево седалище.
Радуйся, ибо носишь Носящаго все.
Радуйся, звезда, проявляющая солнце.
Радуйся, вместилище Божественнаго воплощения.
Радуйся Ты, чрез Которую новотворится тварь.
Радуйся, в Которой младенцетворится Творец.
Радуйся, Невеста неневестная.

Кондак 2

Святая, видя Себя в чистоте, с дерзновением говорит Гавриилу: необычайное твое слово неудобоприемлемым является душе моей. Как ты говоришь о чревоношении от безсеменнаго зачатия? и взываешь: аллилуиа.

Икос 2

Ведение неведомое ведать ищет Дева, и вопиет к служителю таинства: из утробы чистыя как можно родиться сыну? скажи мне. И Ангел, хотя со страхом говорит к Ней, однако взывает так:

Радуйся, Таинница неизреченнаго совета.
Радуйся, верная хранительница того, что требует молчания.
Радуйся, предначатие чудес Христовых.
Радуйся, сокращение догматов Его.
Радуйся, лествице превышенебесная, которою низшел Бог.
Радуйся, мост, переводящий от земли на небо.
Радуйся, многовещательное диво для Ангелов.
Радуйся, многоплачевное поражение демонов.
Радуйся, неизреченно родившая свет.
Радуйся, никому не открывшая: как?
Радуйся, превосходящая ведение мудрых.
Радуйся, озаряющая умы верных.
Радуйся, Невеста неневестная.

Кондак 3

Сила Всевышняго неиспытавшую брака осенила тогда к зачатию, и ея благоплодное чрево показала как бы приятною нивою для всех желающих пожинать спасение, тогда как они поют: аллилуиа.

Икос 3

Имея Богоприемную утробу, Дева притекла к Елисавете. Младенец же сея, тотчас узнав целование оныя, возрадовался: и взыграниями, как будто песнями, вопиял к Богородице:

Радуйся, стебль прозябения неувядающаго.
Радуйся, приобретение плода безсмертнаго.
Радуйся, земледелающая земледелателя человеколюбиваго.
Радуйся, насадителя жизни нашей насадившая.
Радуйся, нива, возращающая многоплодие щедрот.
Радуйся, трапеза, носящая обилие умилостивлений.
Радуйся, ибо Ты луг питания произращаешь.
Радуйся, ибо пристанище душам готовишь.
Радуйся, Богоприятный фимиам молитвы.
Радуйся, очищение всего мира.
Радуйся, призывающая Божие благоволение смертным.
Радуйся, дающая смертным дерзновение к Богу.
Радуйся, Невеста неневестная.

Кондак 4

Бурю сомнительных помышлений имея внутренно, смутился целомудренный Иосиф, зря Тебя, непорочная, небрачною, и искушаясь возмнить о Тебе, Как о бракоокраденной: но узнав зачатие Твое от Духа Святаго, сказал: аллилуиа.

Икос 4

Услышали пастыри Ангелов, воспевающих пришествие Христа во плоти, и притекши к Нему, яко пастырю, видят Его, яко агнца непорочнаго, во чреве Марии упасеннаго: и, Ее воспевая, гворили:

Радуйся, Матерь Агнца и Пастыря.
Радуйся, ограда словесных овец.
Радуйся, отразительница невидимых врагов.
Радуйся, отверзательница райских врат.
Радуйся, ибо небесные сорадуются земным.
Радуйся, ибо земные сликовствуют небесным.
Радуйся, ибо чрез Тебя у Апостолов немолчныя уста.
Радуйся, ибо чрез Тебя у подвижников непобедимое дерзновение.
Радуйся, крепкое утверждение веры.
Радуйся, светлое познание благодати.
Радуйся Ты, чрез Которую обнажен ад.
Радуйся, чрез Которую мы облечены славою.
Радуйся, Невеста неневестная.

Кондак 5

Увидев Богодвижимую звезду, волхвы последовали ея блистанию: и, держа ее, как светильник, посредством ея изыскивали Крепкаго Царя: и достигши недостижимаго, возрадовались и воскликнули к Нему: аллилуиа.

Икос 5

Сыны Халдеев, увидев на руках Девы Создавшаго рукою человеков, и уразумевая в Нем Владыку, хотя Он и принял вид раба, поспешили послужить Ему дарами, и воззвать к Благословенной:

Радуйся, Матерь Звезды незаходимыя.
Радуйся, заря таинственнаго дня.
Радуйся, угасившая пещь, разженную заблуждением.
Радуйся, просвещающая таинников Троицы.
Радуйся, мучителя безчеловечнаго извергающая из начальства.
Радуйся, показавшая Господа человеколюбиваго, Христа.
Радуйся, избавляющая от жестокаго зловерия.
Радуйся, извлекающая из брения нечистых дел.
Радуйся, поклонение огню угасившая.
Радуйся, от пламени страстей избавляющая.
Радуйся, наставница верных к целомудрию.
Радуйся, веселие всех родов.
Радуйся, Невеста неневестная.

Кондак 6

Волхвы, сделавшись Богоносными проповедниками, возвратились в Вавилон, исполнив Твое откровение, и проповедав Тебя Христа всем, оставив Ирода, как пустослова, не умеющаго воспевать: аллилуиа.

Икос 6

Озарив Египет просвещением истины Твоей, Спаситель, Ты прогнал тму лжи; ибо идолы его, не перенесши Твоей силы, пали. А избавленные от сих зол взывали к Богородице:

Радуйся, исправление человеков.
Радуйся, низвержение бесов.
Радуйся, державу прельщения поправшая.
Радуйся, идольское коварство обличившая.
Радуйся, море, потопившее Фараона мысленнаго.
Радуйся, камень, напоивший жаждущих жизни.
Радуйся, огненный столп, путеводящий находящихся во мраке.
Радуйся, покров мира, обширнейший облака.
Радуйся, подающая пищу, преемствующую манне.
Радуйся, служительница святыя сладости.
Радуйся, земля обетования.
Радуйся, из Которой течет мед и млеко.
Радуйся, Невеста неневестная.

Кондак 7

Пред тем, как надлежало Симеону преставиться от настоящаго века обольстительнаго, Ты дан ему, яко младенец, но и узнан им, яко Бог. Посему он изумлен был Твоею неизреченною премудростию, и воскликнул: аллилуиа.

Икос 7

Новую тварь явившийся Творец показал нам, от Него сотворенным. Он произрос от безсеменныя утробы, и сохранил ее нетленною, как была: дабы мы, видя чудо, воспевали ее, взывая:

Радуйся, цвет нетления.
Радуйся, венец воздержания.
Радуйся Ты, в Которой просиявает образ воскресения.
Радуйся, проявляющая ангельскую жизнь.
Радуйся, древо светлоплодоносное, от котораго питаются верные.
Радуйся, древо благосеннолиственное, под которым укрываются многие.
Радуйся, чревоносящая путеводителя заблудшим.
Радуйся, раждающая искупителя пленных.
Радуйся, Судию праведнаго умоляющая.
Радуйся, прощение многих согрешений дарующая.
Радуйся, одежда для тех, которые, как обнаженные, лишены дерзновения.
Радуйся, любовь, всякое любление побеждающая.
Радуйся, Невеста неневестная.

Кондак 8

Странное рождество видя, устранимся от мира, и перенесем ум на небо: ибо для сего самаго Высокий Бог явился на земле смиренным человеком, желая возвлечь на высоту вопиющих Ему: аллилуиа.

Икос 8

Неописанное Слово все было в нижних областях бытия, и совсем не отступало от вышних. Ибо то было не прехождение местное, но снисхождение Божественное, и рождество от Девы Богоприемныя, Которая слышит от нас сие:

Радуйся, вместилище невместимаго Бога.
Радуйся, дверь досточтимаго таинства.
Радуйся Ты, о Которой слыша, неверные колеблются в мыслях.
Радуйся, Которою верные, не колеблясь, хвалятся.
Радуйся, Пресвятая Колесница почивающаго на Херувимах.
Радуйся, преизящное селение пребывающаго на Серафимах.
Радуйся, противные предметы в единство приведшая.
Радуйся, девство и рождество сочетавшая.
Радуйся Ты, чрез Которую разрешены узы преступления.
Радуйся, чрез Которую отворен рай.
Радуйся, ключ Христова царства.
Радуйся, надежда благ вечных.
Радуйся, Невеста неневестная.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивлено великим делом Твоего вочеловечения: ибо оно узрело неприступнаго Бога доступным для всех человеком, Который пребывает с нами и от всех небесных и земных слышит: аллилуиа.

Икос 9

Витий многовещательных, подобно рыбам, безгласными видим пред Тобою, Богородице. Ибо не находят они способа изъяснить, как Ты и девою пребываешь, и могла родить. Но мы, дивясь таинству, верно вопием:

Радуйся, приятелище Божией премудрости.
Радуйся, тайнохранилище промысла Его.
Радуйся Ты, пред Которою любомудрые являются немудрыми.
Радуйся, пред Которою художники слова оказываются лишенными слова.
Радуйся, ибо жестокие совопросники обезумели.
Радуйся, ибо творцы басней увяли.
Радуйся, растерзавающая хитросплетения Афинян.
Радуйся, наполняющая мрежи рыбарей.
Радуйся, извлекающая из глубины неведения.
Радуйся, многих просвещающая ведением.
Радуйся, корабль для хотящих спастись.
Радуйся, пристанище житейскаго плавания.
Радуйся, Невеста неневестная.

Кондак 10

Желая спасти мир, к сему пришел самовозвещенный Украситель всех существ: и будучи пастырь, яко Бог, ради нас явился подобным нам человеком. Ибо, призвав подобное подобным, Он, яко Бог, приемлет славословие: аллилуиа.

Икос 10

Пречистая Богородице! Ты стена для дев и для всех, к Тебе прибегающих: ибо так устроил Тебя Творец неба и земли, Который обитал в утробе Твоей, и научил всех возглашать к Тебе:

Радуйся, столп девства.
Радуйся, дверь спасения.
Радуйся, началоводительница к умному возсозданию.
Радуйся, подательница Божеской благости.
Радуйся, ибо Ты возродила зачатых постыдно.
Радуйся, ибо Ты вразумила тех, которых ум был окраден.
Радуйся, соделывающая бездейственным растлителя разумений.
Радуйся, родившая сеятеля чистоты.
Радуйся, чертог безсеменнаго невестничества.
Радуйся, сочетавшая верных с Господом.
Радуйся, прекрасная младопитательница дев.
Радуйся, невестоукрасительница душ святых.
Радуйся, Невеста неневестная.

Кондак 11

Всякая песнь, когда старается простираться в след за многими щедротами Твоими, побеждается их обилием. Ибо если бы равночисленныя песку песнопения принесли мы Тебе, Святый Царю, то еще не совершили бы ничего достойнаго Твоих даров к нам, вопиющим Тебе: аллилуиа.

Икос 11

Светоносный светильник, явившийся сущим во тме, видим в лице Святыя Девы. Ибо она, возжигая невещественный свет, путеводит всех к Божественному ведению, зарею просвещая ум, и чтима будучи сими взываниями:

Радуйся, луч умнаго солнца.
Радуйся, блистание незаходимаго сияния.
Радуйся, молния, озаряющая души.
Радуйся, устрашающая врагов, как гром.
Радуйся, ибо от Тебя восходит многосветлое просвещение.
Радуйся, ибо Ты изводишь многоструйную реку.
Радуйся, живописующая образ купели.
Радуйся, отъемлющая скверну греха.
Радуйся, умывальница, омывающая совесть.
Радуйся, чаша, черплющая радость.
Радуйся, воня Христова благоухания.
Радуйся, жизнь таинственнаго сладкопитания.
Радуйся, Невеста неневестная.

Кондак 12

Желая даровать прощение древних долгов Долгорешитель всех человеков Сам Собою приблизился к удалившимся от Его благодати: и, раздрав рукописание, слышит от всех сие: аллилуиа.

Икос 12

Поя Твое Порождение, воспеваем и Тебя, Богородице, как одушевленный храм: ибо все содержащий рукою Господь, обитав во чреве Твоем, освятил Тебя, прославил, научил всех вопиять к Тебе:

Радуйся, скиния Бога и Слова.
Радуйся, святостию превышающая Святое Святых.
Радуйся, кивот, позлащенный Духом.
Радуйся, неистощимая сокровищница жизни.
Радуйся, драгий венец царей благочестивых.
Радуйся, досточтимая хвала иереев благоговейных.
Радуйся, непоколебимый столп Церкви.
Радуйся, нерушимая стена Царства.
Радуйся Ты, Которою воздвигаются победныя знамения.
Радуйся, силою Которой падают враги.
Радуйся, врачевание тела моего.
Радуйся, спасение души моей.
Радуйся, Невеста неневестная.

Кондак 13

О всепетая Матерь, родившая Слово святейшее всех святых! Приняв нынешнее приношение, изыми от всякия напасти, и избавь от будущаго мучения всех, совокупно взывающих: аллилуиа.

Читать в формате pdf

Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru

Акафист

(46 голосов: 4.4 из 5)

  • Акафист Богословско-литургический словарь
  • Русский акафист середины XIX – начала ХХ века, как жанр массовой литературы А.А. Чуркин
  • Акафист в истории православной гимнографии прот. М. Козлов
  • О причинах популярности акафистов свящ. Феодор Людоговский
  • Можно ли читать акафисты в Великий Пост
  • Православные русские акафисты проф. А.В. Попов
  • Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви свт. Филарет Черниговский (Гумилевский)
  • Акафисты из аудиоархива
  • Акафисты из видеоархива
  • Сборник акафистов

Ака́фист (греч. akathistos, от греческого а – отрицательная частица и kathizo – сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») – особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.

Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов (“кондак” – краткая хвалебная песнь; “икос” – пространная песнь).

Икосы заканчиваются восклицанием “радуйся” а кондаки – “Аллилуйя” (на еврейском – “хвалите Бога”).

При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом аллилуия.

Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Константинополя от нашествия персов.

«Акафист, или «неседальная песнь» – поэтическое произведение, близкое по своей форме к древнему кондаку, однако от него и существенно отличное. Это тоже большая поэма, состоящая из основного «кондака» с определенным окончанием; или припевом и 24-х за ним следующих строф, но не икосов только, как в древнем кондаке, а попеременного чередования 12 икосов и 12 кондаков; при этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом «аллилуиа». Первый из известных «акафистов» написан, вероятно, в царствование импер. Ираклия или, точнее, к 626 году, то есть освобождению Константинополя от нашествия персов. На это есть указание и в самом акафи­сте: «Радуйся, огня поклонение угасившая»…

Акафист по объему приближается к кондаку классического типа. В нем 24 строфы, причем 12 более кратких, с припевом «аллилуиа» и 12 более длинных с особыми припе­вами, соответствующими припеву первого «кондака». В отличие от кондака, акафист не развивает в стихах данное событие или память святого, а в краткой вводной фразе данного «икоса» прибавляет «похвалы», начинающиеся обычно с «радуйся».
Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.

***

Акафист

Рубан Ю.И.

Акафист – (греч. üμνος àκáθιστος, букв. «Гимн, при слушании которого нельзя сидеть», слав. «неседальный», в противоположность кафизмам, которые можно слушать сидя) – «жанровая форма церковного гимна, отработанная (на единственном образце) в ранневизантийскую эпоху, получившая распространение в греческой литературе зрелого и позднего Средневековья, а из нее перешедшая в другие восточноевропейские литературы» (Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы). Акафист – сложное по композиции песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу, святого либо праздник. Церковный Устав знает лишь один акафист – Акафист Пресвятой Богородице («Взбра́нной Воево́де победи́тельная…»), составленный патр. Сергием Константинопольским в 626 г. по случаю чудесного избавления византийской столицы от осадивших ее авар и повелевшего написать образ Богоматери на городских воротах. Предание говорит о том, что сама Богородица внушила Сергию мысль написать благодарственный гимн по окончании осады.

Акафист состоит из 25 строф: 13 называются кондака́ми, а 12 – и́косами. За каждым кондаком следует икос, состоящий из двух частей: в первой развивается определенная тема, вторая содержит 12 строк, каждая из которых начинается со слова «радуйся» (греч. ха́йрэ) и содержит хваление. Этот акафист включается в богослужебное последование Утрени (текст помещен в Триоди Постной) и, согласно Церковному уставу, поется только один раз в году – в субботу 5-й седмицы Великого Поста, именуемой поэтому «Суббота Акафиста», или «Похвала Богородице».

По образцу этого блестящего в литературном отношении Акафиста Богородице позднее были составлены многочисленные подражания, а в России, где акафисты пишутся каждому вновь прославляемому святому, даже само слово «акафист» из обозначения одного конкретного памятника превратилось в обозначение жанра. «Но всё бесчисленное количество особенно в России распространившихся акафистов есть не что иное, как убогое и бессодержательное старание перефразировать классический Акафист» При этом «замена акафистом кафизм Псалтири, как это часто делается, является просто насилием над уставом, литургической безграмотностью и эстетическим безвкусием», – так строго оценивает эти опыты, потакающие народному вкусу, известный русский богослов (Киприан (Керн).
Художественное изложение принципов сочинения Акафиста Богородице смотрите в рассказе А. П. Чехова «Святою ночью».
Тексты акафистов помещены в «Акафистнике» и многочисленных изданиях отдельных акафистов. Перевод отрывков «Акафиста Богородице» размером подлинника см.: Памятники византийской литературы IV–X веков.

***

Из рассказа А. П. Чехова «Святою ночью»:

— А разве акафисты трудно писать? — спросил я.

— Большая трудность… — покрутил головой Иероним.

— Тут и мудростью и святостью ничего не поделаешь, ежели Бог дара не дал. Монахи, которые не понимающие, рассуждают, что для этого нужно только знать житие святого, которому пишешь, да с прочими акафистами соображаться. Но это, господин, неправильно. Оно, конечно, кто пишет акафист, тот должен знать житие до чрезвычайности, до последней самомалейшей точки. Ну и соображаться с прочими акафистами нужно, как где начать и о чем писать. К примеру сказать вам, первый кондак везде начинается с «возбранный» или «избранный»… Первый икос завсегда надо начинать с ангела. В акафисте к Иисусу Сладчайшему, ежели интересуетесь, он начинается так: «Ангелов Творче и Господи сил», в акафисте к Пресвятой Богородице: «Ангел предстатель с небесе послан бысть», к Николаю Чудотворцу: «Ангела образом, земнаго суща естеством» и прочее. Везде с ангела начинается. Конечно, без того нельзя, чтобы не соображаться, но главное ведь не в житии, не в соответствии с прочим, а в красоте и сладости. Нужно, чтоб всё было стройно, кратко и обстоятельно. Надо, чтоб в каждой строчечке была мягкость, ласковость и нежность, чтоб ни одного слова не было грубого, жесткого или несоответствующего. Так надо писать, чтоб молящийся сердцем радовался и плакал, а умом содрогался и в трепет приходил. В богородичном акафисте есть слова: «Радуйся, высото, неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино, неудобозримая и ангельскима очима!» В другом месте того же акафиста сказано: «Радуйся, древо светлоплодовитое, от него же питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, им же покрываются мнози!»

Иероним, словно испугавшись чего-то или застыдившись, закрыл ладонями лицо и покачал головой.
— Древо светлоплодовитое… древо благосеннолиственное… — пробормотал он.
— Найдет же такие слова! Даст же Господь такую способность! Для краткости много слов и мыслей пригонит в одно слово и как это у него всё выходит плавно и обстоятельно! «Светоподательна светильника сущим…» — сказано в акафисте к Иисусу Сладчайшему. Светоподательна! Слова такого нет ни в разговоре, ни в книгах, а ведь придумал же его, нашел в уме своем! Кроме плавности и велеречия, сударь, нужно еще, чтоб каждая строчечка изукрашена была всячески, чтоб тут и цветы были, и молния, и ветер, и солнце, и все предметы мира видимого. И всякое восклицание нужно так составить, чтоб оно было гладенько и для уха вольготней. «Радуйся, крине райскаго прозябения!» — сказано в акафисте Николаю Чудотворцу. Не сказано просто «крине райский», а «крине райскаго прозябения»! Так глаже и для уха сладко.

***

Cм. ЛИТУРГИКА, ГИМНОГРАФИЯ, АКАФИСТНИК

Шрифт

Акафист (греч. akathistos, от греческого а – отрицательная частица и kathizo – сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») – особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.

Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Константинополя от нашествия персов.

Акафист состоит из 25 строф: 13 называются кондака́ми, а 12 – и́косами. За каждым кондаком следует икос, состоящий из двух частей: в первой развивается определенная тема, вторая содержит 12 строк, каждая из которых начинается со слова «радуйся» (греч. ха́йрэ) и содержит хваление. Этот акафист включается в богослужебное последование Утрени (текст помещен в Триоди Постной) и, согласно Церковному уставу, поется только один раз в году – в субботу 5-й седмицы Великого Поста, именуемой поэтому «Суббота Акафиста», или «Похвала Богородице».

Акафистное пение

Субботой Акафиста называет Святая Церковь субботу Пятой седмицы Великого поста. По традиции за вечерним богослужением в православных храмах поется акафист Божией Матери.

Предание гласит о том, что при вражеской осаде столицы Византии Константинополя, в 626 году, Патриарх Сeргий, взяв христианские святыни, в том числе и ризу Богоматери, обошел с ними город, совершил молебен, окунув ризу в море. Неожиданно на море разразилась сильнейшая буря, потопившая вражеские корабли, а на суше было уничтожено множество врагов. В память избавления Константинополя от аваров предстательством Пресвятой Богородицы, в память еще двух других побед (в 673 и 716 гг.) был установлен праздник Похвалы Богородице с пением вдохновенного гимна – Акафиста. Тогда во Влахернском храме впервые прозвучал акафист Божией Матери.

Древнейшим акафистом считается акафист, написанный в VII веке. Но еще раньше (в V-VI веках) новая кондакарная система богослужения (с преобладанием стихир) явилась переходной ступенью от прежнего типа богослужения (с преобладанием псалмов). К древнейшей и единственной песне на богослужении – тропарю – стали присоединять такое же краткое песнопение, исполнявшееся независимо от псалма, за которым имел место целый ряд подобных же песен – кондак с рядом икосов. И здесь мы должны вспомнить о св. Романе-Сладкопевце. Св. Роман – знаменитый творец кондаков второй половины V века, рожденный и воспитанный в Эмесе (Сирия), считается и первым сочинителем икосов (об этом извещает нас блаженный Марк Ефесский). Св. Роман имел обыкновение проводить ночи в бдении: в «одних прекрасных покоях» (отсюда произошло и название «икос») он вместе с кондаками составлял и пел «икосы». Св. Роману-Сладкопевцу принадлежит более 1000 кондаков (первый из них – рождественский – «Дева днесь»).

И только с появлением канонов кондаки Св. Романа стали уступать свое место этим новым песням. Так зарождалось акафистное пение, которому суждено было стать жанром церковного песнопения лишь в VII веке.

На основе стихир св. Ефрема Сирина из 13 кондаков и 12 икосов создал акафист Григорий Писида, диакон константинопольской церкви (VII век). Ему принадлежит знаменитое акафистное пение Богоматери.

И только спустя столетия слово «акафист» из обозначения конкретного хвалебно-догматического текста, прославлявшего Божию Матерь, стало обозначением жанра церковных песнопений в честь и похвалу Господа Иисуса Христа и многих святых.

По первому образцу строятся все другие акафисты, состоящие из 25 песнопений – последовательно чередующихся кондаков и икосов. Каждый кондак (кроме первого) завершается возгласом «Аллилyия», а все икосы – возгласом «Радуйся». (Икос и кондак – церковные песни, в которых в сжатом виде выражается жизнь святого или история священного события.)

Как пишет святитель московский Филарет: «богословский дух Святой Церкви усмотрел, что было бы несообразно, если бы во славу Христа Спасителя не было бы такого же необыкновенного и величественного песнопения, как акафист Божией Матери. И был составлен акафист Господу Иисусу, исполненный духом покаяния, молитвы, любви и умиления». Этот акафист, именуемый у нас еще акафистом Иисусу Сладчайшему, впервые встречается в греческой рукописной традиции в XIII веке, а славянский перевод его был осуществлен в XIV столетии.

На Руси благочестивые христиане всегда ценили и любили акафисты Спасителю, Божией Матери и святым именно за дух покаяния, любви, молитвы, который свойствен этим службам. Знаменательно, что первый отечественный акафист был написан в честь игумена земли Русской преподобного Сeргия Радонежского.

Всего же ныне нам известно более 200 акафистов. Имена творцов музыки акафистов (кроме св. Романа-Сладкопевца) по сути нам не известны. Надо предполагать, что распевы акафистов рождались в народном пении и за стенами монастырских обителей. Так, известны распевы акафистов – Киевский, Саровский, Оптинский.

Известный исследователь-гимнограф А.В.Попов писал: «Акафист привлекателен для всякой молитвенно настроенной души. В каждом акафисте найдется несколько сильных выражений, вылившихся из глубины сердца автора, и они благодатным лучом западут в глубину сердца молящихся, особенно – жаждущих утешения и ободрения».

А вот как сказал старец Зосима (духовник Троице-Сергиевой Лавры) много лет назад: «Акафисты – это восторг и умиление души человеческой пред величием святости и подвига»

В одном из монастырей Афона находится древняя чудотворная икона, именуемая «Акафистная». Она является даром императора Алексия III Комнина основателю монастыря преподобному Дионисию. На ее серебряной ризе и на древе и поныне сохраняются надписи, свидетельствующие о том, что этот образ Богоматери является тем самым, который патриарх Сeргий обносил вокруг стен града Константинополя, что и спасло город от персов и аваров в 626 году. Именно перед этой иконой впервые пропели акафист, благодаря за спасение Пресвятую Богородицу, наши предки-христиане.

По уставу в богослужение входит только Великий акафист, который читается на утрене в субботу пятой недели великого поста. Акафисты могут читаться также в составе молебна и некоторых других богослужений.

Акафистное творчество в России было явлением широко распространенным — акафисты составляли люди самого разного церковного и общественного положения: духовные писатели, преподаватели Духовных школ, священнослужители. Так, профессором МДА П. С. Казанским были написаны Акафисты Божией Матери ради Ее икон «Всех скорбящих Радость» (1863) и Казанской (1868), благоверному князю Константину и чадам его Михаилу и Феодору, Муромским чудотворцам (1871), святому праведному Иосифу Обручнику (1871).

Среди многих акафистов, составленных духовным писателем А. Ф. Ковалевским, назовем следующие гимны: преподобному Александру Свирскому (1875), преподобному Алексию, человеку Божию (1884), преподобному Антонию Печерскому (1888), преподобному Арсению Великому (1888), преподобному Иринарху, затворнику Борисоглебскому, преподобному Иакову Боровичскому (1885), преподобному Кириллу Белоезерскому (1882), святителю Леонтию, епископу Ростовскому (1885), преподобному Мефодию, игумену Пешношскому (1885), преподобному Прокопию Устюжскому, святителям Феодору и Иоанну Суздальским, преподобному Феодосию Печерскому (1888), а также Божией Матери в честь Ее икон «Неопалимая Купина» (1884), «Троеручица» (1884), «Скоропослушница» (1887), Смоленской, Толгской (1884) и другие.

Священнослужителями созданы следующие Акафисты: Илии Пророку (священник С. Соловьев, 1888), преподобному Нилу Сорскому (иеросхимонах Нил), великомученице Параскеве (священник К. Семенов, 1860), преподобному Серафиму Саровскому (Иннокентий (Беляев), епископ Тамбовский, 1904), святителю Иоасафу Белгородскому (протоиерей Иоанн Слободской, 1911).

Процесс вхождения акафиста в состав богослужения происходил следующим образом: автор или заинтересованное лицо (настоятель монастыря, священник или староста храма) направляли гимн и прошение о его разрешении в Комитет духовной цензуры; цензор выносил свое суждение и предлагал его Комитету; Комитет делал донесение в Святейший Синод, где акафист рассматривали снова, исходя, как правило, из отзыва архиерея, и выносили определение о возможности напечатания гимна, доводившееся до сведения цензурного комитета. К 1901 году на 158 разрешенных приходилось 291 (или более) неразрешенных акафистов. Это могло быть связано с несоответствием требованиям, предъявляемым к духовной литературе, или с существованием уже одобренного ранее акафиста с тем же посвящением.

После восстановления патриаршества продолжали печататься новые Акафисты: Архангелу Гавриилу, священномученику Ермогену, Патриарху Московскому (1917; составлен протопресвитером Неофитом Любимовым), благоверному князю Даниилу Московскому (1918), мученику Вонифатию (1919).

Авторами новых акафистов стали выдающиеся церковные деятели. Так, митрополит Вениамин (Федченков) составил Акафисты Трем святителям и святителю Иоасафу Белгородскому (в составе службы). Святителю Тихону, Патриарху Всероссийскому (или его кругу) относят авторство Акафиста Святому и Животворящему Духу. Акафисты новейшего времени написаны в новом гимнографическом стиле, к особенностям которого относятся стихотворный размер (Акафист в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (1927), написанный в заключении митрополитом (впоследствии Патриархом) Сергием (Страгородским); приближение церковнославянского языка к русскому .

С 1970-х годов акафисты снова начали публиковаться, входя в состав различных изданий Московской Патриархии (молитвословов, календарей, «Журнала Московской Патриархии» и пр.), а затем — отдельными сборниками. Главным образом это переиздания акафистов синодального периода.

Акафисты Божией Матери

Акафист Пресвятой Богородице
Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Экономисса» или «Афонская»
Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Аз есмь с вами и никтоже на вы»
Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Боголюбской» (Боголюбивой)
Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Целительница»
Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»
Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Державная»
Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Феодоровская»
Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Достойно есть», ( «Милующая»)
Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК»
Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Иверская»
Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Избавительница»
Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Казанская»
Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Неопалимая Купина»
Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Смоленская»
Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Скоропослушница»
Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Отрада», или «Утешение»
Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Нечаянная радость»
Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Почаевская»
Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»)
Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Спорительница хлебов»
Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Нерушимая Cтена»
Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Споручница грешных»
Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Тихвинская»
Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Владимирская»
Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Всецарица»
Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Три радости»
Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Троеручица»
Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Знамение» Новгородская
Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Взыскание погибших» и «Всех скорбящих Радосте»
Акафист Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Утоли моя печали»

Акафисты Ангелам и Святым

Акафист святому Ангелу Хранителю
Акафмст Святому Архангелу Михаилу
Акафист Святому Архангелу Гавриилу
Акафист святым семи отроком Ефесским
Акафист святому Алексию человеку Божию
Акафист Святому Апостолу Андрею Первозванному
Акафист святой великомученице Екатерине
Акафист святому Апостолу Иоанну Богослову
Акафист святому праведному Иоанну Кронштадтскому, чудотворцу
Акафист святому пророку Божию ИЛИИ
Акафист святым безсребреником и чудотворцем Косме и Дамиану Асийским
Акафист святым и благоверным князьям и страстотерпцам Борису и Глебу
Акафист святым мученикам Флору и Лавру
Акафист святым равноапостольным Константину и Елене
Акафист священномученику Киприану и мученице Иустине
Акафист святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским чудотворцам
Акафист преподобной Марии Египетской
Акафист великомученику Пантелеимону
Акафист святому благоверному великому князю Александру Невскому, в иноках Алексию
Акафист святителю Николаю
Акафист святой блаженной Ксении Петербургской
Акафист святой и равноапостольной великой княгине Русской Ольге
Акафист святой праведной Матроне Московской
Акафист святым равноапостольным Мефодию и Кириллу
Акафист святым первоверховным апостолом Петру и Павлу
Акафист иже во святых отцу нашему Иоанну, архиепископу Константина града, Златоусту
Акафист праведному Симеону Богоприимцу
Акафист преподобному Серафиму Саровскому чудотворцу
Акафист преподобному Сергию Радонежскому чудотворцу
Акафист преподобным старцам Оптинским
Акафист святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской
Акафист святителю Спиридону Тримифунтскому
Акафист Святителю Тихону Воронежскому, Задонскому чудотворцу
Акафист святому великомученику Георгию Победоносцу
Акафист святому мученику Трифону
Акафист святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
Акафист святой блаженной Матроне Анемнясевской

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *