Акриды и дикий мед

Акриды или чем питался Иоанн Креститель в пустыне

Акриды или чем питался Иоанн Креститель в пустыне.

В Евангелии от Матфея сказано — Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед (Матф.3:4)

Акриды это насекомые, которые представляют собой некоторую разновидность саранчи, похожей на наших кузнечиков. Следует так же отметить, что эта еда в те времени была не экзотична, а скорее представляла собой самый низший класс пищи. Кстати, акриды до сих пор употребляются в пищу в Недже и Хеджасе.

В лавках с саранчой она продается мерами. Приготовляя ее в пищу, бросают ее живою в кипяток, который хорошо просаливают; через несколько времени саранча вынимается и просушивается на солнце.

Англичанин доктор Томсон, проживший в Палестине много лет и написавший очень хорошую о ней книгу, говорит: «саранчу не ест в Сирии никто, кроме бедуинов на крайних границах, и о ней постоянно говорят, как о низшем сорте пищи, смотрят на нее большею частью с отвращением, так как эта пища выносится только низшими классами народа. Иоанн Креститель, однако, и принадлежал именно к этому классу, все равно — по необходимости или по выбору. Он также жил в пустыне, где такая пища и теперь употребляется; и потому в Евангелии излагается простая истина. Обыкновенной пищей Крестителя была саранча, вероятно, поджаренная в масле и смешанная с медом, как это и теперь бывает».

Саранча дозволена была в пищу еврейским законом — сих ешьте из них: саранчу с ее породою, солам с ее породою, харгол с ее породою и хагаб с ее породою. (Лев.11:22)

Под диким медом в Евангелии одни разумеют сок из пальм, смоковниц и других деревьев или же так называемую персидскую манну. Основание для такого мнения находят в том, что мед по-гречески называется просто meli, без прибавления agrion (дикий). В подтверждение того же мнения ссылаются на Плиния историка и Диодора Сицилийского, который говорит, что у набатейцев «растет много меда (meli), называемого диким (agrion), которым они пользуются в виде питья, смешанного с водою». Но другие принимают, что «дикий мед» есть обыкновенный пчелиный мед, который пчелы заносят в дуплах деревьев и отверстиях скал.

По словам Тристрама диких пчел в Палестине гораздо больше ульевых, и мед, продающийся в южных местностях, получается от диких роев. Действительно, говорит Тристрам, мало мест, которые были бы так пригодны для пчел, как Палестина. А в пустыне Иудейской пчелы многочисленнее, чем в какой-либо другой части Палестины, и мед до настоящего времени служит домашней пищей бедуинов, которые выжимают его из сотов и сохраняют в мехах. Нельзя не согласиться, что такое понимание слов «дикий мед» естественнее предыдущего.

Но есть и духовная составляющая этой пищи. Святой Феофилакт Болгарский комментируя этот стих пишет следующее — «пища Иоаннова, указывая здесь, конечно, на воздержание, была вместе и образом духовной пищи тогдашних иудеев, которые не ели чистых птиц небесных, то есть не помышляли ни о чем высоком, а питались только словом возвышенным и направленным горе, но опять упадающим долу. Ибо саранча (акриды) есть такое насекомое, которое прыгает вверх, а потом опять падает на землю. Равным образом народ ел и мед производимый пчелами, то есть пророками: но он оставался у него без ухода и не был умножаем углублением и правильным разумением, хотя евреи и думали, что они разумеют и постигают писание. Они имели писания, как бы некоторый мед: но не трудились над ними и не исследовали их.»

Версия третья: рожковое дерево цератония

Более правдоподобной является версия, что «саранчой» Крестителя была цератония, вернее ее стручкоподобные плоды. Рожковое дерево (цератония) известно человечеству очень давно. Его плоды употребляли в пищу еще строители египетских пирамид. Во времена Иоанна Крестителя рожковое дерево широко культивировалось не только в Палестине, но и во всем Средиземноморье.

Сегодня из его плодов делают муку, которая служит неплохой заменой какао и кофе. Необработанные стручки («рожки») идут на корм скоту. Исторически сложилось так, что семена цератонии служили эталоном веса в ювелирном деле. Вес всех семян практически одинаковый и составляет 0,2 грамма. Именно этот вес и является ювелирной единицей веса карат.

Плоды рожкового дерева. Более правдоподобная, чем робиния, версия пищи Иоанна Крестителя

Второе обиходное название цератонии — Иоанново дерево. А ее плоды в народе называли хлебом Иоанна. Упоминание об этом можно встретить в журнале «Нева» за 1903 год. А также официальный журнал Франклинского института упоминал об этом в середине XIX столетия. Возможно есть и более ранние источники, на основании которых можно предположить, что акриды — это стручки рожкового дерева.

Многим теологам и простым приверженцам христианской религии хочется считать, что Предтеча питался не саранчой, а более «культурной» пищей в виде плодов дерева. Такое мнение сложилось еще в Средние века, но массового распространения не получило.

Версия четвертая: рожки спорыньи

Северные народы Европы под хлебом Иоанна подразумевали нечто иное. Рожковое дерево у них не было известно, саранча в их климате не водится. А вот рожки спорыньи с давних времен употреблялись в пищу самыми бедными слоями населения. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что именно эти рожки у «северян» Европы считались акридами — пищей Иоанна Крестителя при его странствиях по пустыне.

Об этом писал Майлз Джозеф Беркли, английский священник и ботаник.

Но эта версия совсем неправдоподобна.

Рожки спорыньи — версия акридов в северной Европе. Одна из самых неправдоподобных

Можно сделать вывод, что под понятием «акриды» как в библейские времена, так и сейчас подразумевается самая простая и неприхотливая пища. Вполне возможно, что слово «акриды» издревле имеет несколько значений. Как и современные слова «ключ», «замок», «коса» и некоторые другие, в библейскую эпоху «акридами» называли и саранчу, и плоды цератонии. Постепенно само слово стало еще и нарицательным, означающим нечто дешевое и неприхотливое, доступное в пищу.

Что такое «дикий мед», который ел Иоанн Креститель

Не имеет однозначной трактовки и дикий мед. Его, упоминает евангелист Матфей как пищу Предтечи.

Рой диких пчел. Именно они дают тот мед, который мог бы есть Иоанн Креститель

Историки прошлых столетий Плиний и Диодор Сицилийский в своих трудах упоминают дикий мед как сладкий сок пальм, смоковниц и других деревьев. Его переваривали, смешивали с обычной водой и использовали как ежедневное питье. Но маловероятно, что Иоанн мог это делать в пустыне. Возможно, что тут закралась обычная ошибка перевода.

Есть еще одно мнение, которое высказал Феофилакт Болгарский: и акриды, и дикий мед — это иносказательные понятия. Матфей в своем Евангелии пытался показать, что народ его времени «не помышлял о птицах небесных» (не думал только о духовном и высоком), а «питался» саранчой, которая после воспарения падает вниз.

Так характеризовалось население Палестины: люди в жизни как саранча – после «воспарения» в духовном порыве падают вниз в повседневных трудах и заботах. А «дикий мед», по мнению Феофилакта Болгарского, это результат труда многих «пчел» — библейских пророков. Питание таким «медом» — постижение истин, открытых пророками.

Что такое дикий мед и акриды, которыми питался Иоанн?

У израильтян был мед двоякого рода: домашний, от пчел, и дикий, получаемый повсюду на полях и в лесу; пчелы клали его или просто на земле, или в дуплах дерев, или в расселинах камней. Такие камни назывались у евреев камнями меда, и получаемый оттуда мед — медом из камня (Втор. 32:13; Пс. 80:17). Этот мед, доставляемый самою пустынею, употреблял в пищу Иоанн. Климент Александрийский пишет, что апостол Матфей питался зернами, ягодами и зеленью без мяса, а Иоанн далее простирал воздержность, вкушал акриды и мед полевой.

Греческое ακρίδες значит насекомых. Акриды употребляются в пищу у многих народов, отчего некоторые из них называются акридофагами. Иудеям давно известно было употребление акрид. Это видно из закона Моисеева, коим указывается несколько родов акрид чистых и употребляемых в пищу (Лев. 2:21—22), и из талмудистов, которые перечисляют раз­личные признаки, отличающие чистых акрид от нечистых. Повествова­ния новейших путешественников по Палестине единогласно свидетельствуют, что акриды весьма известны там и употребляются в пищу; только эти акриды не составляют той сладкой снеди, какая приготовляется из них в других местах; он имеют дурной запах и неприятный вкус и служат пищею одним бедным и нищим. Исидор Пелусиот читал вместо ακρίδες έγκρίδες, разумея под этим словом ветви дерев или кустарников, в которых хранилось сладкое вещество. Другие думают, что акриды суть верхушки травы, которая иначе называется мелагра, а иные разумеют под сим дикие яблоки (Феофилакт, ср. Афанасий Великий).

«Христианское чтение», 1853

Источник: М.В. Барсов. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем

Теги: Святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн 20 Января 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *