Аксиос, что это?

АКСИОС

ÁКСИОС , торжественное восклицание (см. Аккламация), произносимое до или после возложения рук на рукополагаемого (ср. с возглашением Аминь в конце молитв), часть чинопоследований диаконской, пресвитерской, епископской хиротоний.

В вост. традиции А. возглашается после рукоположения. Древнейшее упоминание об этом встречается в сир. памятнике III-V вв. «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» (I 21), где А. трижды произносится народом после хиротонии епископа. Чины хиротоний визант. Евхологиев старше XI в. возгласа А. не имеют, подтверждение хиротонии выражается через лобзание новопоставленного. В Евхологиях, отражающих богослужебную практику К-поля X-XI вв. (Paris. Coislin. gr. 213, 1027 г.- см. Стратигия Евхологий; Crypt. Gr. Gb. I, XII в.- см. Виссариона Евхологий), в чине епископской хиротонии появляется А., возглашаемый только при возложении омофора на рукоположенного. Такой же порядок указывается и в рус. архиерейском Требнике XIV в. (РНБ. Соф. № 1056), где возглашение по-слав.- . Облачение новохиротонисанных диакона и пресвитера по этим памятникам завершается целованием и еще не сопровождается никакими возгласами. Однако уже в Евхологии XII-XIII вв. б-ки мон-ря св. Иоанна Богослова на Патмосе (Patm. Gr. 713) указано пение А. при целовании новопоставленного диакона. Начиная с XIV в. А. указывается в греч. Евхологиях и при хиротониях пресвитера и диакона: в первом случае А. возглашается во время перенесения заднего конца ораря с левого плеча рукополагаемого на правое (т. е. облачения его в епитрахиль) и во время облачения в фелонь (Hieros. Gr. 362 (607), XIV в.; Alex. Patr. gr. τλα´ 48 (208), 1407 г.; Ath. Laur. Gr. 31, 1457 г., и др.); во втором — при возложении на поставленного во диакона ораря и вручении ему рипиды. Описание Симеоном, архиеп. Фессалоникийским (ок. 1400), хиротоний диакона, пресвитера, епископа и поставления Патриарха («О храме Божием» // PG. 155. Col. 361-470; Симеон Солунский. Соч. С. 206-314) соответствует этим Евхологиям. Такой же порядок указывается в рус. архиерейских Служебниках XVI в. (напр., ГИМ. Син. 310, 680), здесь слово «А.» встречается как в переводе на церковнослав. язык, так и без перевода.

В отличие от Евхологиев к-польского происхождения неск. Евхологиев александрийского происхождения (см. Александрийское богослужение) XIV-XV вв. предписывают петь А. не только при хиротониях в священные степени, но и при поставлениях низших клириков, причем пение предваряется возглашением епископа: « » — по окончании хиротесии (Alex. Patr. Gr. ρμθ´ 104 (94), XIV в.; Ath. Dionys. Gr. 489, XV в., и др.). Возглас » » присутствует в чинах хиротесии т. н. Евхология Алляция (Vat. Barberini. Gr. 390, 1575 г.). Ж. Гоар, ошибочно датировавший эту рукопись XIII в., поместил выдержки из нее в свой «Евхологион» (Paris, 1647). Поскольку в ходе рус. богослужебной справы сер. XVII в. «Евхологион» Гоара использовался в качестве одного из основных источников, возглас » » попал в рус. Чиновник архиерейского священнослужения начиная с «Чиновника архиерейского служения» изд. 1677 г. Этот возглас рус. справщики поместили в чины возведения в чтеца и певца, архи- и протодиакона, протопресвитера, игумена и архимандрита; во всех этих чинах указанный возглас сопровождается пением А. (кроме чина поставления чтеца или певца).

Греч. рукописные Евхологии XVII в. и принятый в грекоязычных Церквах печатный «Большой Евхологий» (Εὐχολόγιον τὸ μέγα) указывают тот же порядок пения А. при облачении рукоположенных епископа, пресвитера, диакона, что был принят в XV в. Однако в практике греч. Церквей пением А. сопровождаются: при хиротонии диакона — вручение ему поручей, ораря и Служебника или Диаконикона (диаконского Служебника); при хиротонии пресвитера — вручение ему епитрахили, пояса, фелони и Служебника; при хиротонии епископа — облачение последнего в святительские одежды. Письменное изложение порядка пения А., близкое к указанному, можно найти уже в южнорус. архиерейском Служебнике 1665 г. (ГИМ. Син. № 271), принадлежавшем свт. Димитрию Ростовскому. В Чиновнике, изданном Московской Патриархией (1982-1983. Т. 1-2), указан такой же порядок с тем отличием, что новопоставленному диакону вручается не Служебник, а рипида.

Рукополагающий архиерей возглашает: «Аксиос!» — вручая рукополагаемому очередной предмет облачения, затем возглас повторяют трижды священнослужители в алтаре, трижды правый хор, трижды левый хор (если есть). Напев А.- простой и торжественный.

Кроме рукоположений А. поется при интронизации Патриархов, при вручении церковных наград священнослужителям.

Согласно толкованию блж. Симеона Солунского, смысл возглашения А. заключается в следующем: «Аксиос трижды громогласно поется и внутри, и вне алтаря, в знак того, что все веруют в благодать , подтверждают вместе с горними чинами и весьма радуются ей», «возглашается аксиос, так как он сделался достойным пред Богом, познан ангелами и человеками и должен вести себя достойно сего дела ; и поэтому сие слово: «аксиос» он принимает как бы молитву «, » возглашает аксиос, так как Распятый соделал его достойным; это торжественно поется по три раза внутри и вне , так как все согласны с этим, и веселятся, и подтверждают действие благодати» («О храме Божием» № 208, 210, 236 // PG. 155. Col. 421, 424, 453; Симеон Солунский. Соч. С. 269-271, 298). В визант. традиции, т. о., возглашение «А.» служит не выражением одобрения при избрании ставленника, а заключает в себе подтверждение принятия им священного сана и молитву о сохранении им достоинства этого сана (ср. молитвы о крещаемом при Крещении — Требник. Ч. 1-2. С. 54, 58-61). Это то достоинство, о к-ром говорится в молитвах рукоположения: напр., в Апостольских Постановлениях: «Дай ему… явиться достойным» (о чтеце — VIII 23), «Удостой его» (о диаконе — VIII 18); в «Завещании Господа»: «Да… достойно станет» (о диаконе — I 38); в Серапиона Евхологии: «Сотвори его… достойным наследия апостолов» (о епископе — I 14); в молитвах визант. Евхология: «Удостой его» (о диаконе), «Да будет достойно предстоять… жертвеннику Твоему!» (о пресвитере).

В зап. традиции возглас «А.» (лат. Dignus est) произносится до рукоположения. В этом случае он возглашается не епископом, а народом и свидетельствует о том, что ставленник достоин рукоположения. Это остаток имевшего место ранее участия народа в избрании клириков; в визант. обряде возгласу «Dignus est» соответствует возглашение протодиакона «Повелите!» (Κελεύσατε) перед началом хиротонии. Евсевий Кесарийский свидетельствует о возглашении А. при избрании Фабиана папой Римским (Евсевий. Церк. ист. VI 29). Сократ Схоластик пишет о возгласе А. при избрании епископами свт. Амвросия Медиоланского (Церк. ист. IV 30) и новацианина Маркиана (Там же. VII 46). Блж. Августин Иппонский упоминает о возглашении «Dignum est, justum est» при избрании пресв. Ираклия его преемником (Augustini. Epistola 213).

В амвросианском обряде на вопрос о достоинстве кандидата в епископы клир отвечает: «Dignus est, justus est»; франк. Миссал (Missale Francorum) предписывает народу возглашать при избрании епископа: «Dignus est». В рим. обряде последования рукоположений диаконов и пресвитеров включают в себя диалог архидиакона и епископа, во время к-рого архидиакон свидетельствует о достоинстве ставленников. Возможно, здесь обнаруживается родство рим. и александрийских литургических традиций, где возглас «А.» употреблялся гораздо шире, чем в к-польских.

В церковной истории известны случаи употребления возгласа «Анаксиос» (ἀνάξιος — недостоин). При поставлении Димофила Патриархом К-поля «весь находившийся при этом народ вместо аксиос закричал анаксиос» (370) (Philostorgius. HЕ. IX 10). Указанный возглас не раз использовался при процедурах снятия сана со священнослужителей (см. Извержение из сана), напр. при совлечении священных одежд с Патриарха К-польского Игнатия (Nicetas Paphlagonis. Vita Ignatii). Многократные возглашения «Анаксиос» содержатся в «Чине извержения из сана», печатавшемся в униатских архиерейских служебниках (Понтификал, си есть Служебник святительской. Супрасль, 1716. Л. 40об.- 41об.).

М. С. Желтов

Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

ÁКСИОС , торжественное восклицание (см. Аккламация), произносимое до или после возложения рук на рукополагаемого (ср. с возглашением Аминь в конце молитв), часть чинопоследований диаконской, пресвитерской, епископской хиротоний.

В вост. традиции А. возглашается после рукоположения. Древнейшее упоминание об этом встречается в сир. памятнике III-V вв. «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» (I 21), где А. трижды произносится народом после хиротонии епископа. Чины хиротоний визант. Евхологиев старше XI в. возгласа А. не имеют, подтверждение хиротонии выражается через лобзание новопоставленного. В Евхологиях, отражающих богослужебную практику К-поля X-XI вв. (Paris. Coislin. gr. 213, 1027 г.- см. Стратигия Евхологий; Crypt. Gr. Gb. I, XII в.- см. Виссариона Евхологий), в чине епископской хиротонии появляется А., возглашаемый только при возложении омофора на рукоположенного. Такой же порядок указывается и в рус. архиерейском Требнике XIV в. (РНБ. Соф. № 1056), где возглашение по-слав.- . Облачение новохиротонисанных диакона и пресвитера по этим памятникам завершается целованием и еще не сопровождается никакими возгласами. Однако уже в Евхологии XII-XIII вв. б-ки мон-ря св. Иоанна Богослова на Патмосе (Patm. Gr. 713) указано пение А. при целовании новопоставленного диакона. Начиная с XIV в. А. указывается в греч. Евхологиях и при хиротониях пресвитера и диакона: в первом случае А. возглашается во время перенесения заднего конца ораря с левого плеча рукополагаемого на правое (т. е. облачения его в епитрахиль) и во время облачения в фелонь (Hieros. Gr. 362 (607), XIV в.; Alex. Patr. gr. τλα´ 48 (208), 1407 г.; Ath. Laur. Gr. 31, 1457 г., и др.); во втором — при возложении на поставленного во диакона ораря и вручении ему рипиды. Описание Симеоном, архиеп. Фессалоникийским (ок. 1400), хиротоний диакона, пресвитера, епископа и поставления Патриарха («О храме Божием» // PG. 155. Col. 361-470; Симеон Солунский. Соч. С. 206-314) соответствует этим Евхологиям. Такой же порядок указывается в рус. архиерейских Служебниках XVI в. (напр., ГИМ. Син. 310, 680), здесь слово «А.» встречается как в переводе на церковнослав. язык, так и без перевода.

В отличие от Евхологиев к-польского происхождения неск. Евхологиев александрийского происхождения (см. Александрийское богослужение) XIV-XV вв. предписывают петь А. не только при хиротониях в священные степени, но и при поставлениях низших клириков, причем пение предваряется возглашением епископа: « » — по окончании хиротесии (Alex. Patr. Gr. ρμθ´ 104 (94), XIV в.; Ath. Dionys. Gr. 489, XV в., и др.. Возглас » » присутствует в чинах хиротесии т. н. Евхология Алляция (Vat. Barberini. Gr. 390, 1575 г.). Ж. Гоар, ошибочно датировавший эту рукопись XIII в., поместил выдержки из нее в свой «Евхологион» (Paris, 1647). Поскольку в ходе рус. богослужебной справы сер. XVII в. «Евхологион» Гоара использовался в качестве одного из основных источников, возглас » » попал в рус. Чиновник архиерейского священнослужения начиная с «Чиновника архиерейского служения» изд. 1677 г. Этот возглас рус. справщики поместили в чины возведения в чтеца и певца, архи- и протодиакона, протопресвитера, игумена и архимандрита; во всех этих чинах указанный возглас сопровождается пением А. (кроме чина поставления чтеца или певца).

Греч. рукописные Евхологии XVII в. и принятый в грекоязычных Церквах печатный «Большой Евхологий» (Εὐχολόγιον τὸ μέγα) указывают тот же порядок пения А. при облачении рукоположенных епископа, пресвитера, диакона, что был принят в XV в. Однако в практике греч. Церквей пением А. сопровождаются: при хиротонии диакона — вручение ему поручей, ораря и Служебника или Диаконикона (диаконского Служебника); при хиротонии пресвитера — вручение ему епитрахили, пояса, фелони и Служебника; при хиротонии епископа — облачение последнего в святительские одежды. Письменное изложение порядка пения А., близкое к указанному, можно найти уже в южнорус. архиерейском Служебнике 1665 г. (ГИМ. Син. № 271), принадлежавшем свт. Димитрию Ростовскому. В Чиновнике, изданном Московской Патриархией (1982-1983. Т. 1-2), указан такой же порядок с тем отличием, что новопоставленному диакону вручается не Служебник, а рипида.

Рукополагающий архиерей возглашает: «Аксиос!» — вручая рукополагаемому очередной предмет облачения, затем возглас повторяют трижды священнослужители в алтаре, трижды правый хор, трижды левый хор (если есть). Напев А.- простой и торжественный.

Кроме рукоположений А. поется при интронизации Патриархов, при вручении церковных наград священнослужителям.

Согласно толкованию блж. Симеона Солунского, смысл возглашения А. заключается в следующем: «Аксиос трижды громогласно поется и внутри, и вне алтаря, в знак того, что все веруют в благодать , подтверждают вместе с горними чинами и весьма радуются ей», «возглашается аксиос, так как он сделался достойным пред Богом, познан ангелами и человеками и должен вести себя достойно сего дела ; и поэтому сие слово: «аксиос» он принимает как бы молитву «, » возглашает аксиос, так как Распятый соделал его достойным; это торжественно поется по три раза внутри и вне , так как все согласны с этим, и веселятся, и подтверждают действие благодати» («О храме Божием» № 208, 210, 236 // PG. 155. Col. 421, 424, 453; Симеон Солунский. Соч. С. 269-271, 298). В визант. традиции, т. о., возглашение «А.» служит не выражением одобрения при избрании ставленника, а заключает в себе подтверждение принятия им священного сана и молитву о сохранении им достоинства этого сана (ср. молитвы о крещаемом при Крещении — Требник. Ч. 1-2. С. 54, 58-61). Это то достоинство, о к-ром говорится в молитвах рукоположения: напр., в Апостольских Постановлениях: «Дай ему… явиться достойным» (о чтеце — VIII 23), «Удостой его» (о диаконе — VIII 18); в «Завещании Господа»: «Да… достойно станет» (о диаконе — I 38); в Серапиона Евхологии: «Сотвори его… достойным наследия апостолов» (о епископе — I 14); в молитвах визант. Евхология: «Удостой его» (о диаконе), «Да будет достойно предстоять… жертвеннику Твоему!» (о пресвитере).

В зап. традиции возглас «А.» (лат. Dignus est) произносится до рукоположения. В этом случае он возглашается не епископом, а народом и свидетельствует о том, что ставленник достоин рукоположения. Это остаток имевшего место ранее участия народа в избрании клириков; в визант. обряде возгласу «Dignus est» соответствует возглашение протодиакона «Повелите!» (Κελεύσατε) перед началом хиротонии. Евсевий Кесарийский свидетельствует о возглашении А. при избрании Фабиана папой Римским (Евсевий. Церк. ист. VI 29). Сократ Схоластик пишет о возгласе А. при избрании епископами свт. Амвросия Медиоланского (Церк. ист. IV 30) и новацианина Маркиана (Там же. VII 46). Блж. Августин Иппонский упоминает о возглашении «Dignum est, justum est» при избрании пресв. Ираклия его преемником (Augustini. Epistola 213).

В амвросианском обряде на вопрос о достоинстве кандидата в епископы клир отвечает: «Dignus est, justus est»; франк. Миссал (Missale Francorum) предписывает народу возглашать при избрании епископа: «Dignus est». В рим. обряде последования рукоположений диаконов и пресвитеров включают в себя диалог архидиакона и епископа, во время к-рого архидиакон свидетельствует о достоинстве ставленников. Возможно, здесь обнаруживается родство рим. и александрийских литургических традиций, где возглас «А.» употреблялся гораздо шире, чем в к-польских.

В церковной истории известны случаи употребления возгласа «Анаксиос» (ἀνάξιος — недостоин). При поставлении Димофила Патриархом К-поля «весь находившийся при этом народ вместо аксиос закричал анаксиос» (370) (Philostorgius. HЕ. IX 10). Указанный возглас не раз использовался при процедурах снятия сана со священнослужителей (см. Извержение из сана), напр. при совлечении священных одежд с Патриарха К-польского Игнатия (Nicetas Paphlagonis. Vita Ignatii). Многократные возглашения «Анаксиос» содержатся в «Чине извержения из сана», печатавшемся в униатских архиерейских служебниках (Понтификал, си есть Служебник святительской. Супрасль, 1716. Л. 40об.- 41об.).

Изд. Евхологиев: Goar. Euchologion. P. 197, 209, 217, 232, 235, 238, 243, 251 ; Lodi. Enchiridion. P. 345-437 , 511-514 , 985-987 , 1069-1074 , 1214-1216 , 630-634, 708-712, 1563-1575, 1665-1666, 1669-1680 , 1348-1370 ; Johnson. Sarapion; Апостольские Постановления. Каз., 1864; Testamentum D. N. J. C. / Еd. I. E. Rahmani. Mainz, 1899; Arranz. Eucologio; Дмитриевский. Описание. Т. 2; Τρεμπέλας Π. Ν. Μικρὸν Εὐχολόγιον. ̓Αθῆναι, 1998р. Τ. 1. Σ. 194-258; Εὐχολόγιον τὸ μέγα; Чиновник.

Ист.: Сократ. Церк. ист. 7; Augustini Hipponensis Epistola 213 // PL. 33. Col. 968-969; Симеон Солунский. О храме Божием // PG. 155. Сol. 208, 210, 389, 421, 424 (рус. пер.: Симеон Солунский. Соч. С. 236, 269-271, 276, 298); Philostorgius. Historia ecclesiastica // PG. 65. Col. 576; Nicetae Paphlagonis Vita Ignatii // PG. 105. Col. 520.

Лит.: Одинцов Н. Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI в. СПб., 1881. С. 158-160; Дмитриевский А. А. Ставленник. К., 1904; Неселовский А. З. Чины хиротоний и хиротесий: Опыт ист.-археол. исслед. Каменец-Подольск, 1906; Арранц М. Исторические заметки о чинопоследованиях Таинств. Л., 1978.

М. С. Желтов

Протоиерей Сергий Книгницкий

Краткие ответы священников на насущные вопросы о духовной жизни и жизни Церкви — в рубрике «Коротко о важном». Что означает слово «аксиос», когда и зачем его произносят? Отвечает благочинный Благовещенского округа, настоятель Крестовоздвиженского храма протоиерей Сергий Книгницкий.

Слово «аксиос» в переводе с греческого языка значит «достоин». Торжественный возглас «аксиос» произносится архиереем при рукоположении (хиротонии) диакона, священника или епископа, совершается при облачении новопоставляемого в священные одежды, соответствующие его сану.

Каждый раз, подавая какую-либо одежду, владыка восклицает: «Аксиос!», и народ, а сегодня — от его лица хор, подтверждает трижды: «Аксиос, аксиос, аксиос!» В древности пением «Аксиос!» народ выражал согласие с достоинством рукоположенного. Кроме рукоположений, «аксиос» поётся при интронизации патриархов, а также при вручении церковных наград священнослужителям и мирянам.

Спросить о важном можно по адресу g.eparhia@gmail.com.

Автор рубрики — Наталья Задоя

Облачение священнослужителей — это та одежда, в которой они совершают богослужение. Канон, предписывающий ношение одежды служителем культа, был дан Моисею самим Богом, когда он выбрал для исполнения культа и служения себе одно из колен Израилевых. Об этом сказано в Ветхозаветных текстах, которые еще со времен дохристианской эпохи предписали служителям церкви ношение определенной одежды.

Именно по той причине, что сам Бог дал подробное описание культовой одежды и предписал ее непременное ношения при осуществлении обрядов, христианская церковь и по сей день придает облачению весомое значение.

Канон предписывает все шесть таинств: крещение, миропамазание, причащение, исповедь, венчание и елеосвящение, совершать в церковном облачении. Однако и в повседневной жизни, священники и монахи также должны носить одежду, отличающуюся от светской, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к служителям Бога.

В период становления христианства, то есть в Новозаветный период, одеяния священнослужителей претерпели изменения, приняв новую символику.

Повседневная церковная одежда

Сегодня в Православной церкви действуют определенные правила, согласно которым определено, какой вид одежды, при каких обстоятельствах следует носить священнослужителям.

Основной одеждой священников является ряса и подрясник.

Подрясник является нательным одеянием, он представляет собой длинную прямого покроя рубашку с узкими рукавами. Для его изготовления используют такие ткани, как лен, сатин, чесуча, шерсть или сукно, реже, шелк.

Ряса надевается поверх подрясника и является верхней одеждой. В таком облачении священник исполняет все богослужения, кроме Литургии. Для ее исполнения священник облачается в ризу. В некоторых случаях, для совершения особых обрядовых действий, риза надевается поверх подризника.

Повседневная одежда священников — подрясник и ряса, символизируют отрешенность от всего земного и возвышенность над материальным миром.

Кроме подрясника и рясы, поверх них священнослужители во время службы также надевают и другие элементы церковного облачения:

  • епитрахиль, символизирующий полотенце, которым Иисус Христос был опоясан, когда совершил омовение ног апостолов;
  • пояс, символ силы и крепости, готовности к служению;
  • набедренник, этот элемент символизирует Четвероевангелие и имеет прямоугольную форму, надевается под ризу.

Полным комплектом облачения архиерея являются семь элементов одежды, которые соответствуют семи таинствам, совершаемым архиепископом. Головным убором архиереев является митра.

Любой из элементов одеяния священников имеет символические украшения, которые являются непременными и выполняются в строгом соответствии с каноном.

Где купить церковное облачение?

Чтобы облачение священника соответствовало канонам, его следует приобретать там, где все правила пошива соблюдены, начиная от покроя, выбора цвета и материала, заканчивая украшением.

Сегодня церковное облачение в Украине можно купить в интернет-магазине Axios. Здесь можно не только церковное облачение купить, но и заказать его, предварительно обсудив выбор ткани, узора для вышивки, а также, предоставив размеры.

У нас можно облачение священников купить из таких тканей, как габардин (самый недорогой вариант), плотный атлас, а также более дорогие варианты из парчи и бархата.

Наш православный интернет-магазин гарантирует, что у нас вы сможете облачение священнослужителей купить исключительно высокого качества, выполненное по всем канонам. Пошив на заказ выполняется за 2 недели, из парчи за 1 неделю.

2 февраля 2020 года в Соборной палате Московского епархиального дома — главного здания Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета прошел очный тур XV Многопрофильной олимпиады ПСТГУ «Аксиос», в котором приняли участие около 650 учащихся из 33 регионов России.

За 15 лет, прошедшие со времени первой олимпиады «Аксиос», в ней приняли участие около 30 000 школьников, многие из которых впоследствии окончили ПСТГУ и стали священнослужителями, преподавателями, теологами, религиоведами, регентами, дирижерами, иконописцами, программистами, филологами, переводчиками, журналистами, историками, социологами и педагогами.

Традиционно очный тур олимпиады «Аксиос», который провели восемь факультетов ПСТГУ, был посвящен памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России: в этом году 1 февраля исполнилось 155 лет со дня его рождения, 7 апреля исполняется 95 лет со дня кончины святителя.

Перед началом олимпиады в храме равноапостольного князя Владимира в Московском епархиальном доме была совершена Божественная литургия. С приветственным словом к участникам олимпиады обратился заместитель декана богословского факультета по воспитательной работе иерей Иоанн Воробьев. Он напомнил собравшимся о Святейшем Патриархе Тихоне и об историческом Поместном Cоборе 1917-1918 гг., который проходил в стенах Соборной палаты, и что многие участники Собора приняли подвиг исповедничества. Отец Иоанн призвал молиться новомученикам и обращаться к ним в трудных ситуациях. Он также подчеркнул, что Церкви нужны образованные люди и выразил надежду увидеть участников олимпиады в числе студентов университета. В заключение священник пожелал присутствовавшим успехов в выполнении заданий.

Для участников олимпиады до начала испытаний были организованы экскурсии в Музей новомучеников и исповедников российских, сопровождающие участников взрослые смогли посетить музей во время выполнения школьниками олимпиадных заданий.

Очный тур для школьников 6-11 классов прошел по следующим профилям: основы христианства, русский язык, английский язык, церковнославянский язык, литература, обществознание, история России, математика, музыка, живопись, география.

Для школьников 9-11 классов были организованы дополнительные испытания по социологии, педагогике и экономике.

Традиционно на выполнение заданий олимпиады участникам отводится 2,5-3 часа, при этом желающие имеют возможность, сдав одну работу, попробовать свои силы и в другой области знаний. Многие участники пишут по две работы, но есть и такие, кто выполняет задания по трем и даже четырем предметам.

Результаты очного тура будут опубликованы на сайте ПСТГУ в начале марта. 15 марта состоится закрытие XV Многопрофильной олимпиады ПСТГУ «Аксиос».

Олимпиада проводится на основе общеобразовательных школьных программ и включает два тура — очный и заочный. Участие в олимпиаде учитывается при поступлении в ПСТГУ. Олимпиадные профили «Литература» и «Обществознание» входят в перечень Министерства просвещения Российской Федерации, что позволяет участникам получать дополнительные баллы при поступлении в другие вузы.

Участие во всех турах олимпиады бесплатное. Все участники получают сертификаты, призеры — грамоты, победители — грамоты и призы. Педагогам, подготовившим победителей и призеров, вручают благодарственные грамоты; благодарственными письмами отмечаются успехи школ, учащиеся которых регулярно показывают хорошие результаты.

Пресс-служба ПСТГУ/Патриархия.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *