Александрийская школа богословия

Часть 1. Александрийская богословская школа
Согласно преданию школа была основана апостолом и евангелистом Марком и была самой обычной школой, какие часто образовывались при епископских кафедрах для оглашения и наставления в вере . В богословско-образовательное заведение ее преобразовал пресвитер Пантен († 203 г.), преемник философа-апологета Афинагора . После принятия христианства Пантен посвятил свою жизнь проповеднической и просветительской деятельности. Александрийскую школу он возглавлял с 180 по 191 гг. Сам Пантен принадлежал к философской школе стоиков, и его стараниями в училище и «во всей александрийской церкви от начала утвердились интересы к изучению высших вопросов веры и знаний». Традиция эта впоследствии развивалась и поддерживалась . Богословские труды Пантена — комментарии на Священное Писание – не сохранились .
Преемник Пантена — Тит Флавий Климент (Климент Александрийский), руководивший школой со 191 до 202 гг., так же получил философское образование. В своих сочинениях Климент стремился облечь христианское учение в научную форму, считая философию и науку полезными для христианского учения, так как они «образуя человеческий ум, помогают глубокому и всестороннему пониманию христианского вероучения» . Первыми попытками в этом направлении является его труд – «Строматы», в которых вера и наука возводятся в степень философского знания.
С 203 по 231 гг. школой руководил известный христианский богослов и философ Ориген (182/185 — 251/255 гг). Он привлек к себе множество учеников, и именно в этот период своего существования Александрийская школа достигла наивысшего расцвета . Главный труд Оригена – Гекзаплы – представляли собой список Ветхого Завета, разделенный на шесть столбцов (откуда и происходит их название название): в первом столбце помещался еврейский текст еврейскими буквами, во втором – тот же текст в греческой транскрипции, в третьем – перевод Акилы, в четвертом – Симмаха, в пятом – Септуагинта (LXX), в шестом – Феодотиона, и, кроме того, к некоторым книгам Ориген прилагал переводы без указания авторов от одного до трех, известных как Пятый, Шестой и Седьмой .
Кроме экзегетики Ориген занимался так же апологетикой, полемикой, аскетикой и догматикой . Следует отметить, что в догматических воззрениях и в толковании св. Писания он доходил иногда до крайностей, так что входил в противоречие с церковным преданием . Осложнил его положение и конфликт с тогдашним епископом Александрийской церкви Димитрием († 231 г.), которого не устраивало установившееся в школе свободомыслие . Ориген был изгнан, а впоследствии дважды посмертно осужден — на V Вселенском соборе, — за то, что «почти всем еретикам проложил дорогу и что даже его православные воззрения злокозненно предназначались для обмана простецов», и в VI в. императором Юстинианом . Однако, несмотря на это, его по праву называют основателем христианского богословия .
В 231 г. место руководителя школы занял Иракл — ученик и помощник Оригена. Он сохранил в школе заданное своим учителем направление развития, а 232 г. был возведен в сан епископа и оставил место руководителя школы Дионисию Великому, позднее прославленному в лике святых. Труды Дионисия высоко оценивались отцами церкви. Среди них были толкования на Священное Писание, богословские труды, и сочинения против современных ему ересей: против Новациана, хилиастов, против Савелия, против Павла Самосатского .
Став епископом, Дионисий в 265 году передал руководство школой Феогносту, который так же был учеником Оригена. Феогност известен как первый систематик христианской догматики. Среди его трудов следует отметить учения о Боге Отце, Сыне и Святом Духе, об ангелах и демонах, о человеческом естестве Сына Божия. Очевидно, подражая своему учителю, Феогност коренным образом заблуждался относительно существа Сына, но, несмотря на это его труды пользовались авторитетом отцов церкви .
Следующий руководитель – Пиерий – управлял школой с 271 по 282 гг. За ученость и благочестие был прозван «Оригеном Младшим». Его сочинения были утрачены, но они, по свидетельствам современников, были «высокого достоинства» .
Священномученик Петр, еп. Александрийский († 311) управлявший школой до 300 г. был первым из ее руководителей, выступившим против ошибочных положений Оригена и крайностей аллегорического толкования . C этого времени принято говорить о ново-Александрийской школе, наиболее известным представителем которой является св. Афанасий Великий . В борьбе против ереси Ария св. Афанасий, опираясь на философскую терминологию, усовершенствовал систему догматического богословия, с помощью которой выразил церковное учение о воплощении Слова Божия и о Троице. Ему также удалось полностью преодолеть субординационизм в учении о Троице и заблуждения в учении о Логосе как посреднике между Богом и миром .
С 40х гг. Александрийскую школу возглавлял Дидим Слепец († 398 г.). Ослепнув еще в раннем возрасте, он на слух заучил все Священное Писание, догматы церкви и изучил ряд философских наук: диалектику, арифметику, музыку, риторику. Обладая незаурядным красноречием, он мог свободно соревноваться с теми, кто постигал науки обычным способом .
Дидим руководил школой до самой своей смерти, после которой в конце IV в. фактически перестает существовать и сама школа . Последний руководитель школы — Родон — перенес свою деятельность в г. Сида, но там школа просуществовала недолго .
Часть 2. Антиохийская богословская школа
1. Антиохийская Православная Церковь / http://www.patriarchia.ru/db/text/134434.html
2. Антиохийская школа. / http://drevo-info.ru/articles/2080.html
3. АНТИОХИЙСКАЯ ШКОЛА БОГОСЛОВИЯ / http://www.religiocivilis.ru/hristianstvo/christ-a/1697-antiohijskaja-shkola-bogoslovija.html
4. ДИОДОР ТАРСИЙСКИЙ / http://krotov.info/spravki/history_bio/04_bio/330diodor.html
5. Древо. Открытая православная энциклопедия. ЛУКИАН АНТИОХИЙСКИЙ / .http://drevo-info.ru/articles/4169.html#1
6. Древо. Открытая православная энциклопедия. ОРИГЕН / http://drevo-info.ru/articles/2934.html
7. Древо. Открытая православная энциклопедия. ФЕОДОР МОПСУЕСТИЙСКИЙ / http://drevo-info.ru/articles/16132.html
8. Католическая энциклопедия. Александрийская богословская школа. / http://dic.academic.ru/dic.nsf/catholic/136/Александрийская
9. Очерки по истоии Вселенской Православной Церкви / http://pagez.ru/olb/dv1/20.php
10. Православная энциклопедия. Афинагор http://www.pravenc.ru/text/Афинагор.html
11. Православная энциклопедия. БИБЛИЯ. IV. ПЕРЕВОДЫ / http://www.pravenc.ru/text/209473.html
12. Православная энциклопедия. «Богословские школы древней церкви» / http://www.pravenc.ru/text/Богословские школы древней церкви.html
13. Православная энциклопедия. «ДИДАХЕ» / http://www.pravenc.ru/text/171988.html
14. Православная энциклопедия. Дидим Слепец. / http://www.pravenc.ru/text/Дидим Слепец.html
15. Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в Святоотеческое Богословие. / http://www.klikovo.ru/db/book/msg/899
16. Протоиерей Серафим Соколов. История восточного и западного христианства (IV–XX века). Учебное пособие. – М.: Издательство Московского института духовной культуры, 2007. – 256 с.
17. Проф. Дулуман Е.К. Александрийская и Антиохийская богословские школы: их влияние на становление средневековых философии и богословия / http://duluman.uath.org/Alex_Antioch_School.htm#_Toc29531168
18. Проф. Дулуман Е.К. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ http://duluman.uath.org/Alex_Antioch_School.htm#_Toc29531168
19. Словарь святых. / http://krotov.info/yakov/history/04_bio_moi/310_piery.html
20. Тальберг Николай Дмитриевич. История Церкви Часть 1. Духовное просвещение 4-10 веков. Богословские школы на Востоке в 4 и 5 веках / http://lib.eparhia-saratov.ru/books/18t/talberg/history1/74.html
21. Тальберг Николай Дмитриевич. История Церкви. Часть 1. Ранняя христианская письменность. Лжеучения. Богословская Наука после Апостольского времени. Школа Александрийская. / http://lib.eparhia-saratov.ru/books/18t/talberg/history1/38.html
22. Тальберг Николай Дмитриевич. История Церкви Ранняя христианская письменность. Лжеучения. Богословская Наука после Апостольского времени. Школа Антиохийская / http://lib.eparhia-saratov.ru/books/18t/talberg/history1/39.html
23. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Феогност церковный писатель / http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/106498
24. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Дионисий / http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/37081/Дионисий
ИсточникЪМетки: d.a.v.e (hms), вера, премудрость

Исследователь жизни Оригена, Даниэлу, говоря об александрийской школе, считает, что надо различать три понятия, которые часто смешиваются при произнесении этого имени. Во-первых, по примеру частных школ языческих философов, христиане также открывали свои частные школы, в которых они объединяли жаждущих духовного просвещения; во-вторых, известная группа мыслителей, независимо от систематического преподавания, распространяла в Александрии свои учения, что и могло бы быть названо «александрийской школой», в настоящем смысле этого слова; наконец,

в-третьих, надо указать на то специальное духовно-просветительное учреждение, в котором христианская доктрина препо­давалась лицам, желающим присоединиться к христиан­ству и в нем проходившим подготовительное изучение христианства перед принятием крещения.

Архим. Киприан (Керн). Курс по патрологии, читанный в Парижском Богословском Институте. Глава XVII

Александрийское огласительное училище II-III вв.

Руководители:

Коптские источники сообщают, что сам апостол Марк назначил первого ректора — Иуста, которого на этом посту сменили Евмений и Маркианий.

Далее: возможно Афинагор

Затем (достоверно):

Пантен ок. 180-190(2)

Климент Александрийский ок. 190-200

Ориген ок.203-230

Иракл

Дионисий Александрийский

Афанасий Великий (293 – 373)?

Кирилл Александрийский (315 – 387)?

Пиерий

Феогност?

Дидим Слепец

После смерти Дидима (313 — 398 гг.), школа перестает существовать.
Родон (еще недолго)

История школы

До Пантена (180—191 гг.), Христианское училище в Александрии ничем не отличалось от других подобных шклол, существовавших при епископских кафедрах для первоначального наставления или оглашения в вере обращавшихся в христианство и подготовки будущих пастырей Церкви.
Из огласительного училища в философско-христианскую школу это заведение преобразовалось позднее половины II-го века.

Тогда же произошло разделение школы на два направления:

  1. экзотерическое
    было доступно всем
  2. эзотерическое
    было доступно только философски образованным христианам.
    Главным предметом обучения являлось, конечно, Священное Писание, но само его изучение, соединялосьс предметами языческими (философия и пр.).

Школа развивалась при Клименте, Оригене, Иракле, Дионисии…

Затем был ложный период арианских споров

После смерти Дидима (395 г.) школа пребывала в состоянии упадка, причиной которого отчасти явилось невнимание к изменению богословских авторитетов.

Наследовавший Дидиму катехет Родон оставил эту школу в 405 г. и удалился в Сиду, отчасти из-за того, что понимал ее бесплодность и упадок, отчасти потому, что епископскую кафедру в Александрии занимал в это время св. Феофил (385-412), явный противник Оригена, язычества и греческой культуры, кот. не мог терпеть занятия теологией.

Школа пала сама собою, незаметно для всех.

Возможно, в виде начальной ступени (тривиума) еще существовала во времена св. Кирилла, но окончила свое бытие во времена арабского нашествия.

Отличительная черта богословия александрийцев

Основное место в Александрийской школе занимало аллегорическое толкование Священного Писания.

Причина тому — развитие исповедания александрийцами принципа усвоения христианством элементов античной культуры, в частности, философии.

Вообще иносказательный способ имеет след. историю:

  1. Аристобул (II в. до н.э.) вместе со своими последователями усвоил аллегорический метод толкования древних текстов, впервые разработанный греческими философами.
    (Платоники и стоики различали «слово внутреннее» и «cлово произнесенное»)
  2. Впервые этот способ иносказательного истолкования в отношении к книгам Священного Писания был применен знаменитым Филоном Александрийским (20-е гг. до н. э. — 50-е гг. н. э.).
  3. «Послание св. ап. Варнавы» (ок. 70 г.). — первый памятник христианской письменности, в котором используется этот метод истолкования,
    VII—XVI главы представляют собою применение этого способа к истолкованию евангельских событий, иносказания к которым автор находит в Пятикнижии Моисея.
  4. Пантен, Климент, Ориген развивают традицию аллег. толкования.
  5. После Оригена в своем чистом и полном виде оно развивалось не очень долго и в довольно узком кругу непосредственных учеников Оригена и преемников его в звании катехета — Дионисия Великого, Пиерия и Феогноста.
  6. В конце III — начале IV вв. школа переживала постепенное освобождение от оригеновского наследия и избирая для себя то направление, которое несколько позже привело к появлению никейского богословия.
  7. В 295 г. Александрийскую школу возглавил Петр и с этого времени в богословии александрийской школы и обозначилось стремление очиститься от языческих философий и иносказаний, что своей деятельностью укрепил Ахилла, ставший катехетом в 312.

Пресвитер Пантен(Πανταίνου) (ум. между 200 и 202) — христианский богослов, глава Александрийской богословской школы. Святой Католической церкви (память совершается 7 июля) и Коптской церкви (память 22 июня).

Пантен по одним данным был родом из Афин, по другим — сицилиец. До принятия христианства принадлежал к стоикам, время и обстоятельства обращения неизвестны. С 179 года Пантен преподавал в Александрийском огласительном училище, которое преобразовал в богословскую школу и возглавлял её до 190 года, когда его заменил его ученик Климент. При Пантене в его школе курс обчение состоял главным образом из толкования Священного Писания и изложения христианских догматов, но также преподавалась философия (стоическая, эпикурейская, пифагоровская, платоническая и скептическая).

По свидетельству Евсевия, Пантен

явился смелым проповедником Христова Евангелия у язычников на Востоке и доходил даже до земли индийцев… и, говорят, нашел у местных жителей, познавших Христа, принесенное к ним еще до его прибытия Евангелие от Матфея.

Иероним Стридонский указывает, что это миссионерское путешествие Пантен предпринял по указанию Александрийского епископа Димитрия.

Евсевий сообщает, что Пантен в устной и письменной форме давал свои изъяснения и толкования, но ни одно из его сочинений не сохранилось. При этом в эклогах Феодота упоминается лишь о его толковании на 18-й псалом, а у Анастасия Синаита — об объяснении им шести дней творения. Сохранилось приводимое у Евсевия мнение Пантена, что автором Послания к Евреям был апостол Павел:

Как сказал блаженный пресвитер: Господь, Апостол Вседержителя, был послан к евреям, а Павел, как посланный к язычникам, по скромности и не назвался апостолом евреев, не смея равняться с Господом, а также и потому, что Послание к Евреям только добавка к его деятельности, ибо был он проповедником и апостолом язычников.

Кли́мент Александри́йский (греч. Κλήμης ὁ Ἀλεξανδρεύς, лат. Clemens Alexandrinus, Titus Flavius Clemens (Тит Флавий Климент); ок. 150, предположительно Афины — ок. 215, Палестина) — христианский апологет и проповедник Священного Писания средиэллинистических книжников, основоположник Александрийской богословской школы, возглавлявший её до Оригена.

Климент обосновывает необходимость философии для Церкви. Он пишет, что сам Бог даровал философию эллинам как инструмент богопознания. Для эллинов философия была альтернативой Моисееву закону и пророческому вдохновению древних иудеев. Пророчества и философствование неравнозначны, хотя взаимно дополняют друг друга: они подготавливают душу к истине, к познанию Логоса. Иными словами, философия необходима как интеллектуальная ограда божественного откровения. Климент подвергает решительной критике взгляды тех, кто полагает, будто философия — это пустое мирское мудрствование, от которой одни ереси и смятения в душах. Эллины безо всякого Откровения пришли к осознанию бытия единого Бога — Первопричины и Предела Вселенной, ибо Бог — это единый источник знания.


Климент Александрийский. Иллюстрация из «Les vrais pourtraits…» Андре Теве (1584).

Климент первым отчетливо ставит проблему соотношения веры и разума как путь преодоления античного скептицизма. Вера — это непосредственное восприятие знания. Это то, чем мы воспринимаем предпосылки силлогизма. Однако это не простая самоочевидность или интуиция. Вера — это акт выбора, акт конструирования собственной установки сознания, за который человек несёт ответственность. С помощью веры человек способен моделировать будущую ситуацию, что позволяет обезопасить себя от многих неприятностей. Интенсификация веры производит надежду, благодаря которой Климент доказывает превосходство религиозной жизни. Язычники верят во многих богов, которые находятся между собой в состоянии перманентного конфликта. Всем богам не угодишь, поэтому у язычника зарождаются фобии. Он не знает, откуда ему угрожает опасность. Жизнь атеистов также полна неприятностей, поскольку они не ждут щедрот от Господа. Только религиозный человек понимает, что за внешним хаосом явлений стоит трансцендентная личность, подарившая нам бытие, что жизнь здешняя лишь предуготовление к жизни вечной, что смысл жизни в загробном существовании, которое являет собой предел блаженства. Обладая такой установкой, можно легко преодолеть все тяготы здешней жизни.


Вслед за Филоном Александрийским Климент определяет Бога апофатически, то есть с помощью отрицаний. Цель верующего заключается в познании Бога — в «гносисе», то есть знании мистическом и духовном. Он противопоставляет это высшее понимание Бога знанию нравственно-юридическому, следованию букве Писания, которым довольствуется большая часть христиан.

Климент ввёл в богословие понятия «града небесного» и «града земного», которые впоследствии были развиты блаженным Августином. Также сходился с Августином он и в вопросе о допустимости восстания против нечестивого и безбожного правительства (каково было, например, восстание иудеев против фараона).

Климент расходится с господствовавшим среди ранних христиан воззрением о греховности богатства. По его мнению, богатство само по себе никак не влияет на спасение души, ведь имуществом можно распорядиться и по-хорошему и по-плохому. «Писание требует от нас не отказа от собственности, но отказа от чрезмерной привязанности к собственности».

Климент впервые сформулировал отдельные положения апокатастасиса как учения о всеобщем восстановлении («восстановлении всего»), выступая как предтеча универсализма. Так, он допускал конечность адских мук, возможность покаяния диавола и всех грешников, предполагал, что адские муки могут быть очистительным огнем для падших ангелов и людей. Его ученик Ориген более детально развил представления о всеобщем спасении, связав его с рядом спорных предположений (предсуществование душ, спасение нечистых сил через Второе пришествие Иисуса Христа и т.д). На Пятом Вселенском соборе учение Оригена о всеобщем спасении (9-й анафематизм) было осуждено, но не само по себе, а именно в связи с его протологией: идей о предсуществовании душ.

Был учеником неоплатоника Аммония Саккаса. Учился в Александрийской богословской школе, Дидаскалейоне, которую возглавлял Климент Александрийский. С 203 года преподавал в ней философию, теологию, диалектику, физику, математику, геометрию, астрономию. После того как Климент покинул Александрию, Ориген возглавил школу и был её наставником в 217—232 годы.

Главный труд Оригена — «Гексапла», первый в истории образец научной библейской критики. Гексапла представляла собой шесть (отсюда название) синхронизированных изводов Ветхого Завета, с целью установления критически выверенного текста Писания. Текст этого (колоссального по объёму) труда дошёл до наших дней лишь во фрагментах.

Ориген выступал сторонником идеи конечного спасения всего сущего (апокатастасис). Учение Оригена, явившее собой первое системное изложение идей христианства в философском контексте, оказало значимое воздействие на творчество последующих мыслителей: Евсевия Памфила, Григория Богослова, Григория Нисского, Василия Великого и других[2

Билет 13

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *