Альфа и омега

Альфа, бета и омега. Иерархия подчинения у шимпанзе и других животных

Термины «альфа-особь» и «омега-особь» связаны с системой подчинения-доминирования у животных. Чтобы не сражаться каждый раз за ограниченные ресурсы или половых партнеров, некоторые животные устанавливают в социуме порядок и соблюдают его. Те, кто стоит ниже на социальной лестнице, обязаны уступать.

Ученые обозначают место особи в иерархии с помощью букв греческого алфавита. Альфа-самец обозначается ♂α, альфа-самка — ♀α.

Хорошо изучена социальная иерархия у шимпанзе.

Альфа-самец — доминирующая особь в группе. Альфа управляет сородичами, поддерживает порядок и разрешает споры. Альфа-самец — это не всегда самый крупный и сильный шимпанзе. Главное, что он способен методом кнута и пряника контролировать стаю — часто за счет помощи других самцов, своих соратников в борьбе за власть. Также для завоевания высшего места в группе самец должен получить признание самок, объясняет голландский приматолог Франс де Вааль.

Власть альфа-самца у шимпанзе держится не только на страхе. Лидер умеет проявлять доброту, щедро делится ресурсами с другими обезьянами, указывает де Вааль в лекции на TED Talks. Поэтому и среди людей называть хулигана альфа-самцом неверно, указывает ученый: «Кто-то большой и сильный, кто запугивает и оскорбляет всех вокруг, не обязательно является альфа-самцом».

Если альфа злоупотребляет своей властью, другие шимпанзе могут его свергнуть или даже убить. Заговор могут составить даже доминирующие самки, выдвинув на место лидера другого самца.

Зафиксированы случаи, когда шимпанзе расправлялись с неугодным «диктатором»: например, в 2011 году в Танзании ученые наблюдали, как лидер стаи по имени Пиму был убит своими сородичами. Альфа подрался с самцом более низкого ранга. Пострадавший убежал, но четверо других набросились на Пиму, избили и искусали вожака до смерти (источник: American Journal of Primatology).

Убитый альфа-самец шимпанзе Пиму. Фото: Дженнифер Скотт

Помимо лидирующих альфа-самцов, зоологи говорят также о бета- и омега-особях.

Бета — независимые, но подчиненные лидеру особи, на поддержку которых зачастую опирается альфа-самец. Они готовы занять место альфы в случае его смерти или утраты авторитета вожаком.

Омега — низшая ступень в социальной иерархии. Омега-особи подчиняются остальным членам стаи. Ценные ресурсы достаются им в последнюю очередь, а члены группы могут срывать на них злость.

Обозначения «альфа», «бета», «омега» используют не только приматологи, но и исследователи других видов. При этом ученые отмечают, что альфа-самцы и альфа-самки есть далеко не у всех видов. Поэтому не стоит проецировать социальное устройство приматов на всех стайных животных. Непонятно даже, есть ли вожак-альфа в волчьей стае, указывает видный зоолог Дэвид Л. Мех (видео на YouTube).

Альфачи и омеганы. Есть ли это у людей?

Люди, как и шимпанзе, относятся к приматам. Им также свойственно стремление к доминированию и выстраиванию социальной иерархии. В связи с этим существует представление, что люди также делятся на разряды — альфа, бета, омега. В качестве примеров обычно приводят иерархию в закрытых коллективах: в школе, армии, тюрьме.

Упрощенные представления о социальной структуре отражаются и в интернет-фольклоре. В мемах «альфач» — это наглый и самоуверенный качок, стремящийся унизить окружающих и оплодотворить всех самок. Зачастую альфачом иронично называют человека, претендующего на особое место, любителя показной брутальности и «гнилых понтов».

Типичные «альфачи» из соцсетей. Фото: Fishki.net

Его противоположность — «омеган» или «омежка», всеми презираемый изгой, жертва троллинга, хейтерства и травли.

Кадр из фильма «Чучело» (1983)

Но с точки зрения науки невозможно объяснить все многообразие отношений в человеческих коллективах иерархией доминирования. Место человека в обществе нельзя обозначить одной буквой. Оно зависит и от его физических данных, и от интеллекта, и от социальных навыков, и от происхождения, и от массы внешних факторов.

Более того, каждой личности свойственен целый статусно-ролевой набор, указывают социологи: у человека есть врожденные и достигаемые статусы, в различных коллективах он может иметь неодинаковые статусы и играть различные роли.

Значение словосочетания &laquoальфа и омега»

  • Альфа и Омега (ΑΩ, Αω, αω) — сочетание первой и последней букв классического (ионического) греческого алфавита, которое является наименованием Бога в Книге Откровения Иоанна Богослова, символами Бога как начала и конца всего сущего.
    Свт. Андрей Кесарийский в Толковании на Апокалипсис писал: «Словами Алфа и Омега означается Христос, как Бог, содержащий все, безначальный и бесконечный: Сый, и прежде сый и конца не имый, соприсносущный Отцу и, потому, имеющий каждому воздать за дела».
    В Книге Откровения Иоанна Богослова, Альфа и Омега, представляет собой как Бог (Откр.1:8, Откр.21:6) и Христа (Откр.22:13). Это свидетельствует, что автор книги верил в божественность Иисуса Христа. Однако этот аргумент был ослаблен «критикой текста», которая показывает, что наиболее прямой ссылки на Иисуса, как Альфа и Омега не найдены в некоторых из ранних и лучших рукописях Нового Завета. В традиционной версии Откр.1:11, это Иисус, который гласит: «Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний». Однако цитата, явленная в Откр.1:11, не найдена в некоторых из старейших греческих рукописей, в том числе Александрийской и Синайской, а также в Codex Ephraemi rescriptus. Этот стих некоторыми критиками считается ложным и опускается в некоторых современных переводах.

Источник: Википедия

Символ Омега

На уровне изначального пространство состоит из светящихся нитей и наполнителя.
Нити находятся в состоянии непрерывной фоновой вибрации.
Фоновая вибрация по другому называется «реликтовое излучение космоса».
Световые нити звучат и их можно слышать.
На них можно воздействовать вниманием и с его помощью добиваться изменения «звучания».
Каждый предмет в физическом мире имеет свой диапазон
«звучания». Если его изменить, предмет исчезнет. Если изменить с определенной целью, из одного предмета можно создать другой, отличный по назначению, природе и составу.
Но так могут делать только маги, достигшие освобождения Духа, снявшие с себя бремя вызова, который есть символ ОМЕГА.
Постигающие магию идут другим путем. За счет использования символов, звуков, знаков, специальных движений, они стараются вызвать созвучие с нитями в себе самом и получить косвенную возможность влиять на первичную основу мироздания.
Это происходит точно так, когда вы тронете одну струну и ощутите вибрации на другой.
Магические возможности приобретаются последовательными действиями.
Изначально маги использовали для этого десятичный код, который отображает символ ОМЕГА.
Этот код более прост и с его помощью возможно воссоздать абсолютно все.
С развитием разумности человек стал пользоваться более сложными и мене эффективными системами, в которые входят и символы.
Символ ОМЕГА — единственный символ, который включает в себя всю матрицу десятичного кода.
Этот символ самый сложный для изучения и освоения.
Все остальные символы предназначены для того, чтобы разрушить власть этого символа.
Разум воспринимает этот символ и его значения искаженно, в отражении. Поэтому у него много имен: рок, судьба, предначертанность, карма, неизбежность, выбор, первородный грех, 666.
В него включены все возможные варианты развития событий, все возможные варианты осуществления задуманного.
Каждый человек рождается с печатью этого символа.
Цель каждого — разрушить его или овладеть им.
Об этом человек должен знать только то, что символ есть и он -его личный выбор.
Символ ОМЕГА — парный символ, состоит из двух составляющих.
Первая составляющая-О , значение которой — единые Дух и Душа.
Вторая составляющая- МЕГА — обозначающая вызов.
В единении произносится как единый символ ОМЕГА . Означает- вызов, который принял Дух.
Имеет также второе современное значение — эволюция личности.
На языке магов-людей современной цивилизации — символ ОМЕГА — Дух, одетый в одежды времени.
Этот символ несет в себе окончание для всего, к чему он может быть применен. Познав секреты этого символа и обнаружив его в себе, человек должен преобразовать форму этого символа — свести его концы и увязать их в кольцо.
Сказано было : «Этот символ прерывает бесконечность спирали пространства и времени. Соединяя концы, человек устраняет этот разрыв .»
Применяется этот символ исключительно в сочетании с другими символами.
Сказано было:»Поняв значение этого символа, ты, человек, познаешь тайну- зачем тебе нужна Магия. Читай этот текст до тех пор, пока он не станет твои безмолвным знанием. Других дверей в магию нет.»
Доступ к печати через «Внутренний огонь».
Современное произношение букв и символов не соответствуют изначальному. Поэтому «открыть» символ мантрой очень сложно.
Символ «открывают» символическим способом — медитацией на изображение.
Каждый ученик обязан открыть значение каждого символа через «созвучие».
Каждый ученик обязан познать силу каждого символа и воспроизвести его в себе.
Правильному открытию символа соответствует соприкосновение с новыми энергетическими уровнями, которые меняют человека.
Первое открытие символа всегда сопровождается открытием печати и глотком жизненной энергии.
Сказано было: «Только сорвав печать, ты получаешь право создавать этот символ в любом виде, соблюдая «созвучие» со своим творением. И не будет другой власти над магией символа, кроме твоей.»

Альфа и Омега

Анкх с альфой и омегой как символ жизни. Изображение на фронтонном поле надгробного памятника. Фаюм, Египет, VI в.Изображение Христа-Вседержителя (Пантократора), окружённого мандорлой. Крестьянский календарь. Австрия, 1913 г.

А и W. «Альфа» и «омега», первая и последняя буквы греческого алфавита, являющиеся символом Бога Сына, часто надписывались на пластинах для украшения стен или мебели, на щитах, книгах и других предметах. Их использование восходит к Откровению Св. Иоанна Богослова, где сказано: «Я семь Алфа и Омега, начало и конец, говорит Господь…»

Символ начала, Первый Принцип из которого проистекают все вещи.

С Омегой — целостность, заключающую в себе все от начала до конца.

Как и АУМ индусов олицетворяет весь спектр звуков и бесконечность.

Иногда изображаются как орел и сова соответственно, день и ночь.

Хр-во — часто сочетание с крестом и ХР (см. Лабарум).

Альфа и омегл, первая и последняя буквы греческого алфавита. Они являк)тся символом Богл как начала и конца всего сущего. В искусстве они АССОЦИИРОвались С Первым и Вторым лицами Троицы. В Откровении Иоанна Богослова говорится (22:13 и в других местах): <Я есмь Альфа и Омега, начлло и конец, первый и последний. В раннем християнском искусстве эти буквы встречзются вместе с ХР (ХИ-РО)-МОНОГРАММОЙ. В живописи Ренессанса и более позднего времени их обычно можно видеть на титульном листе раскрытой книги, которую держит БОГ-ОТЕЦ. Наибо- лее распространенная форма омеги — вытянутая, нлпоминяю- щая латинскую букву Ж. Рукописныйзнак, образующий букву Ж, зяменяет омегу.

АЛЬФА И ОМЕГА -первая и последняя буквы греческо-го алфавита, созданного, согласно легенде, тремя богинями судьбы — мойрами (парками), символ эл-линской эпохи для Бога в качестве начала и для космоса в качестве конца. Основой такой символики является библейское изречение: “Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога” (Ис 44:6). То, что буквы, звуки и слова образуют элементы мироздания, характерно для образного мира поздней античности, причем эти буквы (греческие, как и древнееврейские) перешли в числовые величины. Этим были открыты двери всем космогоническим умозаключениям, которые потом составили ядро «умозрительного гносиса» в еврейском эзотерическом учении (каббала). В Откровении Иоанна Богослова (1:8) Создатель, «…Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель», характеризуется как «Альфа и Омега, начало и конец». Обе буквы часто использовались при украшении христианских могил, чтобы показать, что похороненный видел в Боге свое начало и свою последнюю цель. В средневековых изображениях Господа альфа и омега часто украшали лучезарный ореол справа и слева от его головы. Первая и последняя буквы греческого алфавита как таковые, символизирующие начало и конец всех вещей. В данном значении часто используются в романском искусстве. По форме альфа похожа на две окружности, признак Бога-создателя, в то время как омега напоминает факел, то есть огонь апокалиптического разрушения. С этой символикой также связаны изображения животных. На фронтисписе рукописи XII века Павла Орозиуса альфа и омега изображены в виде птицы и рыбы, т. е. верхней и нижней бездны. .

Альфа и омега на кресте анх (символ жизни). Изображение на фронтонном поле надгробного памят-ника “Родиа” в Фаюме. Египет, 6 в. Альфа и омега на иконе Господа-Вседержителя (Пантократора) в мандорле. Австрия. Крестьянский ка-лендарь, 1913 г.

БРОКГАУЗ & ЭФРОН

Альфа (Alpha) — первая буква греческого алфавита, обозначающая краткий и долгий звук а; её название взято из финикийского языка, где называется aleph; ее форма происходит от первоначально иероглифического египетского образа бычачьей головы; в церковнославянских азбуках соответствующий звук носит славянское название аз что значит «я». Альфа, как символ, означает начало чего-нибудь, особенно часто употребляется в выражении «альфа и омега», т. е. начало и конец, означая вечность Бога Творца мира. Аlpha privativum в греческом языке называется такое a, которое произошло из первоначального n, стоит в первой части сложного слова перед согласными (перед гласными произносится an), соответствует латинскому in, немецкому un этимологически и по значению, а церковнославянскому не или вези — по одному только значению и служит для отрицания того понятия, которое заключается во второй части сложного слова. Alpha copulativum употребляется также в сложных греч. словах, происходить от sm-, соответствует по значению латинскому сum- или con-, немецкому mit, церковнославянскому съ или со и значит совместность. Примеры для alpha privativum: αχεφαλος, αμορφος; для alpha copulativum: αλοχος , αδελφος и т. д.

Первая и последняя буквы греческого алфавита. Созданы, согласно легенде, тремя мойрами (парками). Предполагается, что в них — ключ к таинствам Вселенной.

Подобно звуку АУМ индусов (см. ОМ), они олицетворяют весь спектр звуков, в том числе бесконечность.

«Символ эллинской эпохи для Бога в качестве начала и для космоса в качестве конца». Основой такой символики является библейское изречение: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис 44:6).

То, что буквы, звуки и слова образуют элементы мироздания, характерно для образного мира поздней античности, причем эти буквы (греческие, как и древнееврейские) перешли в числовые величины. Этим были открыты двери всем космогоническим умозаключениям, которые потом составили ядро «умозрительного гносиса» в еврейском эзотерическом учении (каббала).

Символ начала. Первый Принцип, из которого проистекают все вещи. Альфа и Омега представляют собой целостность, объединяющую все от начала до конца. Расположенные рядом, альфа и омега представляют временной цикл, где начало сливается с концом (см. Змея, Уроборос).

Символ начала и конца всех вещей. В данном значении часто используются в романском искусстве. По форме альфа похожа на две окружности, признак Бога-создателя, в то время как омега напоминает факел, то есть огонь апокалиптического разрушения. С этой символикой также связаны изображения животных. На фронтисписе рукописи XII века Павла Орозиуса альфа и омега изображены в виде птицы и рыбы, т. е. верхней и нижней бездны. Альфа и Омега иногда изображаются, соответственно, в виде орла и совы, дня и ночи. В христианстве их атрибутом может быть крест.

ХРИСТИАНСТВО

Символы Бога как начала и конца всего сущего. Ассоциировались с первым и вторым лицами Троицы.

«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний» Апок.22.13

В Откровении Иоанна Богослова (1:8) Создатель, «…Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель», характеризуется как «Альфа и Омега, начало и конец». Обе буквы часто использовались при украшении христианских могил, чтобы показать, что похороненный видел в Боге свое начало и свою последнюю цель. В средневековых изображениях Господа альфа и омега часто украшали лучезарный ореол справа и слева от его головы.

В раннем христианском искусстве вместе с Хи-Ро-монограммой. Лабарум.

В ренессансной и более поздней живописи. Обычно изображались на титульном листе книги в рука Бога-Отца. Часто рукописный знак для буквы «W» заменяет омегу.

ПСИХОЛОГИЯ

Всеобщность

Символизируют единство, целостность пространства, времени и духа.

Изображаемые на христианских крестах, они напоминают о словах Христа «Я семь Альфа и Омега» (Откровение Иоанна Богослова); на могилах — знак принятия того, что Бог есть начало и конец.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Альфа и омега на кресте анх (символ жизни). Изображение на фронтонном поле надгробного памятника «Родиа» в Фаюме. Египет, 6 в. *?

Альфа и омега на иконе Господа-Вседержителя (Пантократора) в мандорле. Австрия. Крестьянский календарь, 1913 г. *? ?

У этого термина существуют и другие значения, см. Альфа и Омега (значения). Α и Ω написаны по левую и правую стороны от головы Христа. Надпись на свитке в левой руке Иисуса: «Я есть дверь» Эммаусский монастырь, Прага

Альфа и Омега (ΑΩ, Αω, αω) — сочетание первой и последней букв классического (ионического) греческого алфавита, которое является наименованием Бога в Книге Откровения Иоанна Богослова, символами Бога как начала и конца всего сущего.

Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.
Я есть Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.
(Откр. 1:8)
Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.
И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.

Святитель Андрей Кесарийский в Толковании на Апокалипсис писал: «Словами Алфа и Омега означается Христос, как Бог, содержащий все, безначальный и бесконечный: Сый, и прежде сый и конца не имый, соприсносущный Отцу и, потому, имеющий каждому воздать за дела».

В Книге Откровения Иоанна Богослова Альфа и Омега представляют собой как Бога (Откр.1:8, Откр.21:6), так и Христа (Откр.22:13). Это свидетельствует, что автор книги верил в божественность Иисуса Христа. Однако этот аргумент был ослаблен «критикой текста», которая показывает, что прямые ссылки на Иисуса как Альфа и Омега не найдены в некоторых из ранних и лучших рукописей Нового Завета. В традиционной версии Откр.1:11 Иисус провозглашает: «Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний». Однако цитата, явленная в Откр.1:11, не найдена в некоторых из старейших греческих рукописей, в том числе Александрийской и Синайской, а также в Codex Ephraemi rescriptus. Этот стих некоторыми критиками считается ложным и опускается в некоторых современных переводах.

Иудейское происхождение

В раввинистической литературе первая и последняя буквы алфавита указывали на некую полноту между ними. Так, например, об Аврааме утверждалось, что он до дарования Закона уже соблюдал Закон от «алефа» до «тава» (первая и последняя буквы еврейского алфавита), то есть Авраам был послушен всему Закону. Слово истина (евр. אמת — эмет), входящее в самооткровение Бога перед Моисеем (Исх. 34:6), состоит из трёх букв: алеф, мем и тав. Алеф и тав являются первой и последней буквами еврейского алфавита, что эквивалентно Альфа и Омега. Тот факт, что слово «эмет» начинается с первой буквы алфавита, и заканчивается на последнюю заставлял древних иудейских раввинов видеть в этом слове глубокий мистический смысл.

Раввинистический комментарий называет «печатью сущности Бога». Согласно иудейскому преданию, Божие благословение Израилю в Лев. 26:3-10 полно и неизменно потому, что оно начинается буквой «алеф» и кончается «тав».

И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный.
(Ис. 34:6)

Традиция выражения «истинности» (от евр.- эмет) Божьей с помощью первой и последней буквы алфавита, кажется, были переданы из иудейской синагоги в раннюю христианскую церковь через Книгу Откровений, которая, как признается исследователями Библии, была изначально написана автором, чей первый язык был или иврит, или арамейский. При переводе Алеф и Тав были заменены в греческом тексте на Альфу и Омегу, что, в свою очередь, привело к «размыванию» глубинной сакральности смысла и тонкой красоты в обозначении Бога: греческие буквы Альфа и Омега не имеют отношения к еврейскому слову «истина». Хотя Альфа действительно и первая буква греческого слова Алетейя (Αλήθεια — гр. истина), однако Омега не является последней буквой в этом слове, как является тав в слове «эмет».

Употребление в литургии

Выражение «Альфа и Омега» распространено в литургических текстах испано-мосарабского обряда: молитва Post Nomina на мессе воскресенья перед Богоявлением начинается словами: «Christe qui es Α et Ω: initium et finis» (лат.- Христе, Ты — Альфа и Омега, начало и конец); оно встречается во многих молитвах мосарабского Бревиария. Распространенность этого выражения в текстах испано-мосарабского обряда может быть связана с тем, что это — один из немногих древних обрядов, где Апокалипсис включен в систему лекционарных чтений. В литургических рукописях кельтского обряда сохранился причастен: «Alpha et Omega ipse,/ Christus Dominus,/ venit venturus/ iudicare homines» (лат.- Альфа и Омега, Христос Господь, грядет Грядущий судить людей). Употребление выражения «Альфа и Омега» в песнопении, сопровождающем Причащение, возможно, связано с тем, что в рисунок печатей просфор в древности могли вноситься буквы Α и Ω. Ученые полагают, что появление в чине проскомидии византийского обряда Богородичной и девятичинной просфор идёт от более древнего обычая вырезания букв Α и Ω из агничной просфоры.

В послереформенном (Novus Ordo Missae) богослужении римского обряда наблюдается интерес к выражению «Альфа и Омега»: в католических храмах часто встречаются изображения монограммы Α и Ω на предметах церковной утвари; чин благословения пасхальной свечи включает в себя акт начертания на ней букв Α и Ω; в чине открывания дверей Латеранской базилики в юбилейный 2000 год содержится гимн «Christus heri et hodie, finis et principium, Christus Alpha et Omega, Ipsi gloria in saecula!» (лат.- Христос вчера и днесь, конец и начало, Христос Альфа и Омега, Ему слава во веки!).

ΑΩ (в центре изображения) на алтаре в Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Особенная популярность символы получили после Второго Ватиканского Собора, который рекомендовал произвести восстановления Α и Ω в их истинном смысле и значении.

В искусстве

Стилизованная резьба на входе в Собор Святого Семейства Антонио Гауди (Барселона)

Изображение букв Α и Ω стало одним из самых важных и древних символов христианской иконографии. Изначально встречается в основном в эпиграфике как самостоятельная композиция или в составе молитвенных, благопожелательных и апотропеических текстов. Древнейшим примером является плита надгробия в катакомбах Каллиста в Риме (1-я пол. III в.), где символ повторен дважды: как отдельно стоящий и под ветвями креста с петлеобразной верхней ветвью, изображающей букву R. Существует небольшое количество изображений Α и Ω вне христианского контекста, например, в «магическом квадрате» из Помпеи (до 192 года)). В доконстантиновский период символ известен в основном по памятникам лапидарной эпиграфики в Аттике, Малой Азии и Римской Африке.

В IV—V вв. эти изображения заполняют буквально все разделы эпиграфики и проникают во все географические области, где распространялось христианство: от Англии, Германии и Испании до стран Магриба, Нубии и Ближнего Востока. Среди ранних примеров — монета Флавия Магна Магненция с изображением на реверсе Α и Ω по сторонам креста-хризмона и круговой надписью: «SALVS DD NN AVG ET CAES» (Salus Dominorum Nostrum Augusti et Caesari).

Флавий Магн Магненций, (350—353).

Самагерский ларец из слоновой кости, ок. 430 года (Археологический музей, Венеция) и другие.

Вполне сформировавшиеся изображения Α и Ω включены в рельефы крестов уже самых ранних саркофагов Равенны с христианскими композициями (ок. 420 года) и широко воспроизводятся на них в V—VII вв., иногда повторяясь на одном памятнике несколько раз. Символ встречается также на порталах и стенах церквей, домов, городских воротах, литургической утвари, ларцах для реликвий, светильниках, монетах, измерительных приспособлениях, печатях, кольцах и т. д.

В средние века изображения станут особенно многочисленны в обиходе католической церкви. Широта распространения символа объяснима не только восприятием его семантической глубины, сопричастности ко Христу, но также тесной иконографической связью с изображением креста и верой в способность символа ограждать от зла. Уже в первых композициях обнаруживается тенденция сочетать 2 символа — Α, Ω — и крест как в сложных монограммических версиях, так и в простейших, вплоть до тау-образных. Известны композиции, где трижды повторенный крест перемежается буквами (†Α и †Ω), но чаще Α и Ω фланкируют изображение креста или связаны с его боковыми ветвями (как бы подвешены к ним, иногда с помощью дополнительных маленьких крестиков). Разнообразие этих сочетаний, порождённое фантазией христианских художников, неисчерпаемо: буквы могут быть вынесены за пределы венка, в который заключается хризма, или помещены в его окружность; располагаться справа налево или слева направо (особенно в репродукциях — на монетах, буллах, всевозможных штампах, приводящих к зеркальному отражению композиции, но, возможно, и в связи с восточной традицией чтения справа налево); соединяться с верхней ветвью креста и с другими буквами (например, на монетах франкских королей VII века).

Палеографический состав изображений произволен и соответствует общему развитию написания букв, однако Α стремились изображать как заглавную, в то время как Ω часто бывает строчной, что может быть «палеографическим отражением» греческого текста Апокалипсиса. В областях, позволявших более детальную разработку сюжета, буквам придавалась дополнительная смысловая нагрузка, и они приобретали вид инициалов, пиктограммы, например, в кодексе VII века Α и Ω изображены соответственно в виде двух рыб и якоря, подвешенных на цепях к ветвям креста.

Русское выражение «от альфы до омеги» означает «полностью», т.е. аналогично «от А до Я».

Иконография

В собственно иконных изображениях Α и Ω являются устойчивыми символическими атрибутами Иисуса Христа и помещаются возле его фигуры, непосредственно в нимбе или рядом с ним (погрудное изображение Иисуса Христа с начертаниями Α и Ω по правую и левую стороны нимба в катакомбах св. Коммодиллы в Риме, кон. IV- нач. V в.). Изображение Α и Ω вошло также в сцены земной жизни Иисуса Христа.

Литература

Обозначенная библейская символика часто встречается в литературе с использованием средневековых аллегорий: примером может быть её использование в Божественной комедии Данте (Рай Песня XXVI, 17). Крылатое выражение «альфа и омега» («от первой до последней буквы») означает «от и до, всё полностью, с начала и до конца, всеобъемлюще».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *