Аллергические тесты

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 9

1. ПИЩЕВУЮ АЛЛЕРГИЮ МОГУТ ВЫЗВАТЬ

а) бобовые

б) крупы

в) огурцы

г) цитрусовые

2. ПИЩЕВУЮ АЛЛЕРГИЮ ЧАЩЕ ВЫЗЫВАЕТ

а) брусника

б) кукуруза

в) мясо

г) рыба

3. К БЫТОВЫМ АЛЛЕРГЕНАМ ОТНОСИТСЯ

а) домашняя пыль

б) пенициллин

в) пыльца березы

г) шерсть кошки

4. ЖИВОТНОЕ, ЧАЩЕ ВЫЗЫВАЮЩЕЕ АЛЛЕРГИЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ

а) кошка

б) морская свинка

в) собака

г) черепаха

5. ПРЕПАРАТЫ, ЧАЩЕ ВЫЗЫВАЮЩИЕ АЛЛЕРГИЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ

а) антибиотики

б) диуретики

в) гипотензивные

г) цитостатики

6. АНТИБИОТИК, ЧАЩЕ ВЫЗЫВАЮЩИЙ АЛЛЕРГИЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ

а) линкомицин

б) пенициллин

в) тетрациклин

г) эритромицин

7. ПРИ АЛЛЕРГИИ НА ПЕНИЦИЛЛИН МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ

а) ампициллин

б) оксациллин

в) ампиокс

г) тетрациклин

8. ПРИ АЛЛЕРГИИ НА ТЕТРАЦИКЛИН МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ

а) олететрин

б) тетраолеан

в) доксициклин

г) пенициллин

9. ПРИ АЛЛЕРГИИ НА СУЛЬФАНИЛАМИДЫ ПАЦИЕНТУ ПРОТИВОПОКАЗАН

а) бициллин

б) бисептол

в) фурадонин

г) эритромицин

10. ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ АЛЛЕРГИИ МЕДСЕСТРЕ СЛЕДУЕТ

а) тщательно собрать аллергоанамнез

б) назначить другой препарат этой группы

в) заменить на препарат другой группы

г) назначить антигистаминный препарат

11. ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ КРАПИВНИЦЫ

а) тошнота, рвота

б) одышка, сухой кашель

в) сыпь, кожный зуд

г) боль за грудиной, одышка

12. ЛОКАЛИЗАЦИЯ СЫПИ ПРИ КРАПИВНИЦЕ

а) лицо

б) туловище

в) конечности

г) любые участки тела

13. ВОЗМОЖНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ ПРИ ОТЕКЕ КВИНКЕ

а) асфиксия

б) кожный зуд

в) судороги

г) непроизвольное мочеиспускание

14. ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПАЦИЕНТА ПРИ ЛЕЧЕНИИ НЕКОТОРЫМИ АНТИГИСТАМИННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ

а) сухой кашель

б) гипергликемия

в) повышение АД

г) сонливость

15. ТАКТИКА МЕДСЕСТРЫ ПРИ УГРОЗЕ ОТЕКА ГОРТАНИ ВНЕ ЛЕЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

а) амбулаторное наблюдение

б) направление в поликлинику

в) направление на анализ крови

г) срочная госпитализация

16. АНАФИЛАКТИЧЕСКИЙ ШОК ЧАЩЕ ВОЗНИКАЕТ ПРИ ВВЕДЕНИИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ПРЕПАРАТА

а) внутрь

б) ингаляционно

в) парентерально

г) сублингвально

17. АНАФИЛАКТИЧЕСКИЙ ШОК ЧАЩЕ ВЫЗЫВАЕТ

а) ужаление пчел

б) укус клещей

в) укус комаров

г) укус вшей

18. ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ АНАФИЛАКТИЧЕСКОГО ШОКА

а) одышка, кашель со «ржавой мокротой»

б) боль в пояснице, отеки, гипертония

в) чувство жара, слабость, снижение АД

г) изжога, отрыжка, диарея

19. НЕОТЛОЖНУЮ ПОМОЩЬ ПРИ АНАФИЛАКТИЧЕСКОМ ШОКЕ НАЧИНАЮТ ОКАЗЫВАТЬ

а) в палате

б) в реанимационном отделении

г) в приемном отделении

г) на месте развития

20. НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ АНАФИЛАКТИЧЕСКОМ ШОКЕ

а) адреналин, преднизолон, реополиглюкин

б) баралгин, но-шпа, морфин

в) клофелин, пентамин, лазикс

г) нитроглицерин, анальгин, валидол

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ СУСТАВОВ

1. ПРИ РЕВМАТОИДНОМ АРТРИТЕ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ПОРАЖАЮТСЯ СУСТАВЫ

а) коленные

б) локтевые

в) тазобедренные

г) пястнофаланговые

2. ТИПИЧНЫЙ СИМПТОМ РЕВМАТОИДНОГО АРТРИТА

а) слабость

б) одышка

в) утренняя скованность суставов

г) боли в животе

3. ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПАЦИЕНТА ПРИ РЕВМАТОИДНОМ АРТРИТЕ

а) желтуха

б) запор

в) влажный кашель

г) деформация суставов

4. ПРИ ЛЕЧЕНИИ РЕВМАТОИДНОГО АРТРИТА ОБЫЧНО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ

а) антибиотики

б) диуретики

в) гипотензивные

г) нестероидные противовоспалительные препараты

5. ОСНОВНОЕ ПОБОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ НПВП

а) повреждение слизистой оболочки ЖКТ

б) нарушение зрения

в) повышение АД

г) ототоксичность

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

В ПЕДИАТРИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

Организация работы медицинской сестры

ПЕРВЫЙ ДОРОДОВЫЙ ПАТРОНАЖ ПРОВОДИТСЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРОЙ НА СРОКЕ БЕРЕМЕННОСТИ ДО (НЕД.)

а) 10–12

б) 20–22

в) 23–25

г) 26–28

ДЕТИ С ХРОНИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ В СТАДИИ КОМПЕНСАЦИИ ОТНОСЯТСЯ К ГРУППЕ ЗДОРОВЬЯ

а) II

б) III

в) IV

г) V

Этапы и периоды детского возраста

Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка

1. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ СОСТАВЛЯЕТ (В МЕС.)

а) 1

б) 4

в) 6

г) 12

РЕБЕНОК НАЧИНАЕТ УДЕРЖИВАТЬ ГОЛОВУ В ВОЗРАСТЕ (МЕС.)

а) 1-2

б) 3-4

в) 5-6

г) 7-8

РЕБЕНОК САМОСТОЯТЕЛЬНО СИДИТ В ВОЗРАСТЕ (МЕС.)

а) 2-4

б) 4-5

в) 6-7

г) 8-9

г) ромбовидная

ЧАСТЫЕ РЕЦИДИВИРУЮЩИЕ ГНОЙНЫЕ И ГРИБКОВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ИНФЕКЦИИ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ У ДЕТЕЙ — ЭТО ПРОЯВЛЕНИЯ

а) гиповитаминоза

б) избыточного питания

в) иммунодефицита

г) перегревания

ПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

РЕБЕНКУ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНО ОБЕСПЕЧИТЬ ВСКАРМЛИВАНИЕ

а) естественное (грудное)

б) смешанное

в) искусственное

г) парентеральное

ФРУКТОВЫЕ СОКИ ДАЮТ РЕБЕНКУ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ ЖИЗНИ

а) перед кормлением грудью

б) после кормления грудью

в) между кормлениями грудью

г) только на ночь

ЯИЧНЫЙ ЖЕЛТОК ДАЮТ РЕБЕНКУ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО

а) белками

б) углеводами

в) водорастворимыми витаминами

г) жирорастворимыми витаминами

ВВЕДЕНИЕ НОВОЙ ПИЩИ, ПОСТЕПЕННО ЗАМЕНЯЮЩЕЙ КОРМЛЕНИЕ ГРУДЬЮ — ЭТО

а) докорм

б) прикорм

в) искусственное вскармливание

г) смешанное вскармливание

5. ПРИЗНАКОМ НЕДОКОРМА ГРУДНОГО РЕБЕНКА ЯВЛЯЕТСЯ:

а) малая прибавка массы тела

б) частое мочеиспускание

в) обильный стул

г) лихорадка

ПОКАЗАНИЕ ДЛЯ ПЕРЕВОДА РЕБЕНКА НА ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

а) самопроизвольное истечение молока

б) отсутствие молока

в) затруднение выделения молока

г) быстрое поступление молока

НОВОРОЖДЕННЫЙ И УХОД ЗА НИМ

ДОНОШЕННЫМ СЧИТАЕТСЯ РЕБЕНОК, РОДИВШИЙСЯ ПРИ СРОКЕ БЕРЕМЕННОСТИ (В НЕД.)

а) 28–30

б) 32–34

в) 35–37

г) 38–42

СРЕДНЯЯ МАССА ТЕЛА ДОНОШЕННОГО НОВОРОЖДЕННОГО СОСТАВЛЯЕТ (В Г)

а) 2000–2500

б) 2500–3000

в) 3000–3500

г) 3500–4000

СРЕДНЯЯ ДЛИНА ТЕЛА ДОНОШЕННОГО НОВОРОЖДЕННОГО СОСТАВЛЯЕТ (В СМ)

а) 42–45

б) 46–49

в) 50–52

г) 55–59

ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ОФТАЛЬМОБЛЕННОРЕИ ПРИМЕНЯЕТСЯ РАСТВОР

а) фурацилина

б) хлорида натрия

в) сульфацил-натрия

г) полиглюкина

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭРИТЕМЫ У НОВОРОЖДЕННОГО СОСТАВЛЯЕТ (ДНИ)

а) 1–2

б) 3–4

в) 5–6

г) 7–8

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЖЕЛТУХА У ДОНОШЕННОГО НОВОРОЖДЕННОГО ИСЧЕЗАЕТ НА СРОКЕ (ДНИ ЖИЗНИ)

а) 2-7

б) 7-14

в) 14-28

г) 28-35

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ВАННЫ ДЛЯ НОВОРОЖДЕННОГО СОСТАВЛЯЕТ (В МИН.)

а) 1–4

б) 5–7

в) 8–11

г) 12–15

ОРГАНИЗАЦИЯ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ

Болезни детей раннего возраста

Недоношенные дети

НЕДОНОШЕННЫМ ЯВЛЯЕТСЯ РЕБЕНОК, РОДИВШИЙСЯ ПРИ СРОКЕ ГЕСТАЦИИ (НЕД.)

а) 40

б) 39

в) 38

г) 37

ПРИЗНАК ДОНОШЕННОСТИ НОВОРОЖДЕННОГО

а) ушные раковины мягкие

б) ушные раковины упругие

в) имеются густые пушковые волосы

г) половая щель зияет

У ГЛУБОКО НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ СОСТОЯНИЕ РОДНИЧКОВ

а) все закрыты

б) открыт большой

в) открыт большой и малый

г) открыт большой, малый и боковые

ИДЕАЛЬНОЙ ПИЩЕЙ ДЛЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ

а) Бона

б) Нарине

в) цельный кефир

г) грудное молоко

КАЛОРИЙНОСТЬ 100 МЛ ГРУДНОГО МОЛОКА (ККАЛ)

а) 70

б) 100

в) 140

г) 170

Асфиксия новорожденных

АСФИКСИЯ НОВОРОЖДЕННОГО ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНИ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ В БАЛЛАХ ПО ШКАЛЕ АПГАР

а) 1-3

б) 4-5

в) 6-7

г) 8-9

ЦЕЛЬЮ ПЕРВОГО ЭТАПА РЕАНИМАЦИИ ПРИ АСФИКСИИ НОВОРОЖДЕННОГО ЯВЛЯЕТСЯ

а) искусственная вентиляция легких

б) закрытый массаж сердца

в) коррекция метаболических расстройств

г) восстановление проходимости дыхательных путей

Родовые травмы

ОСНОВНАЯ ПРЕДПОСЫЛКА РОДОВОЙ ТРАВМЫ ЦНС У НОВОРОЖДЕННОГО

а) гипоксия

б) гиперкапния

в) гипопротеинемия

г) гипергликемия

ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ СЕРДЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У РЕБЕНКА С РОДОВОЙ ТРАВМОЙ ЦНС ИСПОЛЬЗУЮТ

а) гипотиазид

б) глюкозу

в) преднизолон

г) коргликон

Гемолитическая болезнь новорожденных

ПРИЧИНА ГЕМОЛИТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ НОВОРОЖДЕННЫХ

а) гипоксия

б) гиперкапния

в) внутриутробное инфицирование

г) резус-конфликт

ПРИ ГЕМОЛИТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ НОВОРОЖДЕННЫХ ТОКСИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ ОКАЗЫВАЕТ

а) фенилаланин

б) билирубин

в) глюкоза

г) холестерин

Гнойно-септические заболевания новорожденных

ГЕНЕРАЛИЗОВАННАЯ ФОРМА ГНОЙНО-СЕПТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НОВОРОЖДЕННЫХ

а) везикулопустулез

б) парапроктит

в) сепсис

г) омфалит

ПУПОЧНУЮ РАНКУ НОВОРОЖДЕННОГО ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ГНОЙНОГО ОТДЕЛЯЕМОГО ОБРАБАТЫВАЮТ РАСТВОРОМ

а) 0,9% хлорида натрия

б) 3% перекиси водорода

в) 0,5% хлорамина

г) 5% йода

Аномалии конституции (диатезы)

АТОПИЧЕСКИЙ ДЕРМАТИТ У ДЕТЕЙ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ПОРАЖЕНИЕМ

а) ЦНС

б) сердца

в) почек

г) кожи

ПРИ ЛЕЧЕНИИ АТОПИЧЕСКОГО ДЕРМАТИТА У ДЕТЕЙ ПРИМЕНЯЮТ ПРЕПАРАТЫ

а) антимикробные

б) антигистаминные

в) диуретики

г) гипотензивные

Гипотрофия

16. ПРИ ГИПОТРОФИИ I СТЕПЕНИ ДЕФИЦИТ МАССЫ ТЕЛА РЕБЕНКА СОСТАВЛЯЕТ (В %)

Шанталь Гербер — сооснователь проекта Want2Discover, посвященного саморазвитию.

Вы можете прямо сейчас закрыть эту статью, сделать вид, что вы никогда ее не видели, и жить дальше, как жили. Но когда же вы планируете бросить себе вызов — начать жить более масштабной, более осмысленной, более удовлетворенной и содержательной жизнью?

Видите ли, многие из нас живут на автопилоте. Мы уже не направляем ход своей жизни, а становимся частью стандартных схем и рутины. И что самое неприятное, нас начинает устраивать этот комфорт, мы перестаем подталкивать себя к более осмысленной жизни. Если и у вас появляется чувство, что вы живете на автопилоте, то наверное, пора задать себе несколько важных вопросов — которых мы часто избегаем, потому что они могут вытолкнуть нас из нашей зоны комфорта. Но изменить ход своей жизни никогда не поздно. И вопросы из нижеследующего списка — это первый шаг к тому, чтобы осознать, что вам стоит поменять и в чем действовать иначе. Но обязательно отвечайте честно и не бойтесь сложных, противоречивых эмоций — это как раз и необходимо, чтобы подтолкнуть себя к столь необходимым переменам.

1. Нравится ли вам тот человек, которым вы стали?
2. Что люди скажут о вас на ваших похоронах?
3. О чем вы будете сожалеть, что не сделали в своей жизни?
4. Какова самая мудрая мысль, которую вы когда-либо слышали?
5. Чему вас научил ваш личный горький опыт?
6. Как часто реализуются ваши самые сильные тревоги и страхи?
7. Если бы вам осталось жить год, чего бы вы попытались достичь?
8. Вы служите деньгам, или деньги — на службе у вас?
9. Боитесь ли вы быть самим собой в кругу других людей? Почему?
10. За что вы благодарны?
11. Сделали ли вы недавно что-то, чем гордитесь?
12. Сделали ли вы недавно что-то доброе?
13. Если бы вы знали, что завтра умрете, какие бы вопросы задали себе?
14. Если бы сбылись ваши худшие страхи, имело бы это значение пять лет спустя?
15. Как бы вы описали себя?
16. Пользуетесь ли вы чужими советами?
17. Вы быстро обижаетесь?
18. Считаете ли вы себя приятным человеком?
19. «То, что мы получаем, обеспечивает нам существование. То, что мы отдаем, творит нашу жизнь» – Что эти слова Уинстона Черчилля значат для вас?
20. Обогащаете ли вы чем-то жизнь других?
21. Живете ли вы осмысленной жизнью?
22. Что такое осмысленная жизнь?
23. Отдали бы вы свою жизнь, чтобы спасти жизнь другого человека?
24. Многим ли вы готовы пожертвовать ради людей, оказавшихся в нищете?
25. Если бы вы могли проживать один и тот же день снова и снова, что бы вы предпочли сделать в этот день?
26. Считаете ли вы себя человеком важным и достойным привязанности и любви?
27. Что поможет вам чувствовать себя более достойным человеком? Что в вас должно стать иначе?
28. Что вас чаще всего расстраивает?
29. Согласились бы вы работать меньше (и заниматься любимыми делами) и меньше зарабатывать?
30. Что приносит вам мир?
31. Каково главное качество, которое вы ищете в других?
32. Какова ваша главная мечта?
33. Каков ваш главный страх?
34. Как изменился бы мир, если бы вы не родились?
35. Какие жизненные уроки вы хотели бы знать десять лет назад?
36. Если бы вы могли сказать самому себе в молодости что-то одно, что бы это могло быть?
37. Если бы ваша жизнь была фильмом, как бы он назывался?
38. Если бы ваша жизнь была фильмом, понравилось бы вам его смотреть?
39. Что для вас значит успех?
40. Если бы вы могли стать другим человеком, то каким бы стали?
41. Каким был лучший день вашей жизни? Почему вы так считаете?
42. Чего вы больше всего ждете в жизни?
43. От каких дурных привычек вы хотели бы отказаться?
44. Кто для вас авторитет и почему?
45. Знаете ли вы язык любви своего партнера?
46. Знают ли люди, которых вы любите больше всего, как вы их любите?
47. Удовлетворены ли вы глубиной своих отношений с людьми?
48. Что вы должны себе?
49. Учитывая вашу нынешнюю повседневную жизнь, чего вы рассчитываете добиться через пять лет?
50. Часто ли вы говорите «да», хотя на самом деле хотите сказать «нет»? Почему?
51. Что вы узнали вчера?
52. Что вам нравится в себе?
53. Назвали бы вы себя щедрым человеком?
54. Когда люди с вами говорят, вы действительно слушаете?
55. Что самое главное, что вам нужно изменить в своей жизни в этом году?
56. Сколько часов в неделю вы проводите в интернете?
57. Каковы ваши самые распространенные негативные мысли? Есть ли в них логика?
58. Считаете ли вы, что за некоторые вещи вам уже поздно браться? Почему?
59. Если бы вы могли стать самым влиятельным человеком в мире, что бы вы изменили?
60. Сколько времени вы проводите с семьей и друзьями?
61. Где вы хотите оказаться через пять лет?
62. Осложняют ли вашу жизнь вещи, в которых нет необходимости?
63. Как вы могли бы упростить свою жизнь и сосредоточиться на самом важном?
64. Что вызывает у вас стресс?
65. Что делает вашу жизнь проще?
66. Как часто вы делитесь чем-то, не ожидая получить что-то в ответ?
67. Каков главный вызов в вашей жизни?
68. Что самое главное для вас в жизни? Уделяете ли вы этому достаточно времени?
69. Если бы вы могли отправить всему миру послание, что бы вы сказали за 30 секунд?
70. О чем вы никому не рассказываете и очень сожалеете об этом?
71. Когда вы в последний раз попробовали что-то новое?
72. Боитесь ли вы выражать собственное мнение?
73. Не слишком ли часто вы поддаетесь на уговоры других, а потом чувствуете обиду и сожаление?
74. Держитесь ли вы за что-то, что нужно оставить позади?
75. Как часто вы позволяете своим страхам удержать вас от действий?
76. Помогают ли люди в вашей жизни вам проявить себя с лучшей стороны?
77. Как часто вы отделываетесь от других оправданиями?
78. Какую ошибку вы больше никогда не повторите?
79. Что хуже — потерпеть неудачу или вовсе не пробовать?
80. Что больше помогло вашему личному росту — вызовы и испытания или приятные и уютные мгновения жизни?
81. Если бы вы могли сделать так, чтобы в вашей жизни больше не было вызовов и препятствий, согласились бы вы на это?
82. Что стоит между вами и вашей самой главной целью? Дайте ответ одним словом.
83. Как часто вы ложитесь спать с ощущением злобы или гнева?
84. Плохо ли красть, чтобы накормить голодного ребенка?
85. Если бы вы уделяли больше внимания грустным аспектам жизни, испытывали бы вы больше внутренних конфликтов?
86. Если на ошибках учатся, почему так плохо терпеть поражение?
87. Чему в жизни вы могли бы уделять больше внимания?
88. Почему мы больше всего думаем о других людях, когда их нет рядом?
89. Что это значит — выжать из вашей жизни максимум?
90. В чем вы сдались, опустили руки?
91. Сколько людей вы действительно любите и что вы делаете для них?
92. Достаточно ли вы задаете вопросов, или вы счастливы и тем, что и так уже знаете?
93. Что вы делали в последний раз, когда потеряли счет времени?
94. Будете ли вы счастливы, если вам больше не придется работать?
95. Если бы вы могли попросить об исполнении одного желания, каким бы оно было?
96. Что вдохновляет вас в жизни?
97. Без чего вы больше всего не можете жить?
98. Что вам нравится делать снова и снова?
99. Когда вы в последний раз смеялись до боли в животе?
100. Что мешает вам жить той жизнью, какой вы хотите жить? Надеюсь, после изучения этих вопросов ваш мозг сходит с ума от всевозможных мыслей и идей. Это как раз то, что нужно! Потратив время и усилия на ответы на эти вопросы, вы практически наверняка сможете найти в своей жизни большую глубину. Если бы мы всегда избегали важных вопросов, провоцирующих нас на жизненные перемены, ничего бы не менялось!

Мы бы не двигались вперед, не находили бы больше смысла и удовлетворения и чувствовали бы внутри пустоту. Поэтому поднажмите и задавайте себе самые разные вопросы, побуждающие к размышлениям, помогающие прожить богатую, содержательную и полноценную жизнь.

У меня никогда не было ярко выраженной врождённой аллергии на что-то. Один раз лет в шесть меня обсыпало из-за того, что я объелась клубникой — это всё, что я могу рассказать о своих аллергических реакциях. У некоторых моих знакомых аллергические реакции на цветение определённых растений (тополиный пух) появились уже в зрелом возрасте, а некоторых аллергия перестала беспокоить после 13 лет.

Почему это происходит, как от этого уберечься, возможно ли этого избежать и что делать, если это наследственное?

Аллерги́я (др.-греч. ἄλλος — другой, иной, чужой + ἔργον — воздействие) — сверхчувствительность иммунной системы организма при повторных воздействиях аллергена на ранее сенсибилизированный этим аллергеном организм.

Как возникает аллергия непонятно до сих пор

Учёные до сих пор не пришли к общему знаменателю и не могут точно сказать, откуда берётся аллергия, но количество людей, страдающих от той или иной её формы, растёт. Среди аллергенов: латекс, золото, пыльца (особенно амброзия, амарант и куколь обыкновенный), пенициллин, яд насекомых, арахис, папайя, укусы медуз, духи, яйца, фекалии домашних клещей, пекан, лосось, говядина и никель.

Стоит только этим веществам запустить цепную реакцию, как ваш организм посылает свой ответ с довольно широким диапазоном реакций — от досадной сыпи до смертельного исхода. Появляется сыпь, распухают губы, может начаться озноб, закладывает нос и жжёт в глазах. Пищевая аллергия может вызвать рвоту или диарею. У очень невезучего меньшинства аллергия может вылиться в потенциально смертельную реакцию, известную как анафилактический шок.

Лекарства есть, но ни одно из них не может навсегда избавить от аллергии. Антигистаминные препараты убирают симптомы, но при этом вызывают сонливость и другие не очень приятные побочные эффекты. Есть препараты, которые действительно спасают жизнь, но их нужно принимать очень долго, а некоторые виды аллергии лечатся только комплексными методами, то есть одним вариантом лекарства явно не обойдёшься.

Учёные смогут найти лекарство, которое раз и навсегда избавит нас от аллергии, только в том случае, если поймут основные причины возникновения этого заболевания. Но пока они расшифровали этот процесс лишь частично.

Аллергия — это не биологическая ошибка, а наша защита

Именно этот фундаментальный вопрос волнует Руслана Меджитова, учёного, который за последние 20 лет сделал несколько фундаментальных открытий, связанных с иммунной системой, и удостоился нескольких серьёзных наград, в том числе и 4 миллиона евро от Else Kröner Fresenius Award.

На данный момент Меджитов изучает вопрос, который может совершить революцию в иммунологии: почему мы страдаем от аллергии? Точного ответа на этот вопрос пока ни у кого нет.

Есть теория, согласной которой аллергия — это реакция на яд паразитических червей, живущих в нашем организме. В более развитых и почти стерильных странах, где такое встречается редко, не привыкшая к такому иммунная система даёт более резкий, массированный удар в ответ. То есть ребёнок из какой-нибудь развивающейся страны, который живёт чуть ли не в хижине и спокойно ест немытые фрукты, может даже не знать, что такое аллергия, в то время как дети, родители которых постоянно всё протирают санитайзерами и по два раза в день моют полы к квартире, имеют целый букет «Этого нам нельзя! У нас на это аллергия!».

Меджитов считает, что это неправильно и что аллергия — это не просто биологическая ошибка.

Аллергия — это защита от вредных химических веществ. Защита, которая помогала нашим предкам десятки миллионов лет и помогает нам до сих пор.

Он признаёт, что его теория достаточно противоречива, но он уверен, что история докажет его правоту.

Но иногда наша имунная система нам вредит

Целители Древнего мира многое знали об аллергии. Три тысячи лет назад китайские врачи описали «аллергическое растение», которое вызывало насморк осенью.

Также существует доказательство того, что египетский фараон Менес умер от укуса осы в 2641 году до нашей эры.

Что для одного — еда, для другого — яд.

Лукреций,
римский философ

И только чуть более 100 лет назад учёные поняли, что такие разные симптомы могут быть головами одной гидры.

Исследователи обнаружили, что многие заболевания вызваны бактериями и возбудителями, и наша иммунная система борется с этими нарушителями — целая армия клеток, которые могут высвобождать смертельные химические вещества и чётко нацеленные антитела.

Также было установлено, что, кроме защиты, иммунная система может наносить вред.

В начале XX века французские учёные Шарль Рише (Charles Richet) и Поль Портье (Paul Portier) изучали влияние токсинов на организм. Они вводили небольшие дозы яда морских анемон собакам и затем ждали ещё несколько недель перед тем, как ввести следующую порцию. В результате собаки получали анафилактический шок и умирали. Вместо того чтобы защитить животных, иммунная система делала их более чувствительными к этому яду.

Другие исследователи замечали, что некоторые лекарственные препараты вызвали сыпь и другие симптомы. И эта чувствительность развивалась по нарастающей — реакция, обратная защите от инфекционных заболеваний, которую предоставляют организму антитела.

Австрийский врач Клеменс фон Пирке (Clemens von Pirquet) занимался изучением того, может ли организм изменить реакцию тела на поступающие вещества. Для описания этой работы он придумал слово «аллергия», соединив греческие слова alos (другие) и ergon (работа).

Для иммунной системы аллергический процесс — штука понятная

В последующие десятилетия учёные обнаружили, что молекулярные этапы этих реакций были удивительно похожи. Процесс запускался, когда аллерген оказывался на поверхности тела — кожа, глаза, носовой проход, горло, дыхательные пути или кишечник. Эти поверхности наполнены иммунными клетками, которые выполняют роль пограничников.

Когда «пограничник» сталкивается с аллергеном, он поглощает и уничтожает непрошеных гостей, а затем дополняет его поверхность фрагментами вещества. Затем клетка локализует некоторые лимфатические ткани, и эти фрагменты передаются другим иммунным клеткам, которые вырабатывают особые антитела, известные как иммуноглобулин Е или IgE.

Эти антитела вызовут ответную реакцию, если вновь наткнутся на аллерген. Реакция начнётся сразу же после того, как антитела активизируют компоненты иммунной системы — тучные клетки, которые вызывают целый шквал химических веществ.

Некоторые из этих веществ могут зацепить нервы, вызывая зуд и кашель. Иногда начинает продуцироваться слизь, а контактирование с этими веществами дыхательных путей может вызвать проблемы с дыханием.

/Designua

Эта картина рисовалась учёными в течение последнего столетия, но она отвечает только на вопрос «Как?», но совсем не объясняет, почему мы страдаем от аллергии. И это удивительно, так как ответ на этот вопрос достаточно ясен для большинства звеньев иммунной системы.

Наши предки столкнулись с воздействием патогенных организмов, а естественный отбор оставил мутации, которые помогали им отражать эти атаки. И эти мутации до сих пор накапливаются для того, чтобы и мы могли дать достойный отпор.

Увидеть то, как естественный отбор мог создать аллергию, было труднее всего. Сильная аллергическая реакция на самые безобидные вещи вряд ли входила в систему выживания наших предков.

Также аллергия бывает довольно странно избирательной.

Не все люди склонны к аллергии, и только некоторые вещества являются аллергенами. Иногда у людей появляется аллергия в уже довольно взрослом возрасте, а иногда детская аллергия исчезает без следа (у нас говорят «переросли»).

Связь между этими паразитами и аллергией

На протяжении десятилетий никто толком не мог понять, для чего вообще нужен IgE. Он не показывал никаких особых способностей, которые могли бы остановить вирус или бактерию. Это, скорее, похоже на то, что мы эволюционировали для того, чтобы один особый вид антител доставлял нам огромные неприятности.

Первая подсказка пришла к нам в 1964 году.

Паразитолог Бриджит Огилви (Bridget Ogilvie) исследовала, как иммунная система реагирует на паразитических червей. Она заметила, что организм крыс, заражённых червями, начинал производить в большом количестве то, что впоследствии получило название IgE. Последующие исследования показали, что эти антитела давали сигнал иммунной системе атаковать и уничтожать червей.

Паразитические черви представляют серьёзную угрозу не только для крыс, но и для человека.

К примеру, нематоды могут оттягивать кровь из кишечника. Печёночные двуустки могут повредить ткань печени и вызывают рак, а ленточные черви могут стать причиной кисты в мозге. Более 20% людей носят в себе этих паразитов, и большинство из них живут в странах с низким уровнем дохода.

В 1980-х годах группа учёных энергично выступала за связь между этими паразитами и аллергией. Возможно, наши предки развили способность организма распознавать белки на поверхности червей и отвечать выработкой антител IgE. Антитела, встроенные клетками иммунной системы в кожу и кишечник, быстро реагировали, как только любой из этих паразитов пытался проникнуть в организм.

У организма есть примерно час на то, чтобы приблизить шансы этого паразита на выживание к нулю, считает Дэвид Данн (David Dunne), паразитолог из Кембриджского университета.

Согласно теории паразитов, белок паразитических червей по своей форме схож с другими молекулами, с которыми наш организм сталкивается в повседневной жизни. В результате этого, если мы сталкиваемся с безобидными веществами, форма которых похожа на форму белка паразитов, наш организм поднимает тревогу и защита работает вхолостую. Аллергия в этом случае является просто неприятным побочным эффектом.

Во время прохождения практики Меджитов изучал теорию червей, но спустя 10 лет у него начали появляться сомнения. По его словам, в этой теории не было смысла, поэтому он занялся разработкой своей собственной.

В основном он думал о том, как наши тела воспринимают окружающий мир. Мы можем распознать образцы фотонов с помощью наших глаз и модель вибрации воздуха с помощью наших ушей.

Согласно теории Меджитова, иммунная система — это ещё одна система распознавания образов, которая распознаёт молекулярные подписи вместо света и звука.

Подтверждение своей теории Меджитов нашёл в работе Чарльза Джейнуэя (Charles Janeway), иммунолога из Йельского университета (1989 год).

Передовая иммунной системы и слишком бурная реакция на захватчиков

В то же время Джейнуэй считал, что у антител есть один большой недостаток: требуется несколько дней для того, чтобы иммунная система выработала свой ответ на агрессивные действия нового захватчика. Он предположил, что у иммунной системы может быть другая линия обороны, которая срабатывает быстрее. Возможно, она может использовать систему распознавания образов для того, чтобы быстрее обнаружить бактерии и вирусы и быстрее приступить к ликвидации проблемы.

После обращения Меджитова к Джейнуэю учёные начали работать над проблемой вместе. Вскоре они обнаружили новый класс сенсоров на поверхности определённых типов иммунных клеток.

Столкнувшись с захватчиками, сенсор обхватывает нарушителя и включает химический сигнал тревоги, который помогает другим иммунным клеткам найти и убить патогены. Это был быстрый и точный способ распознавания и устранения бактериальных захватчиков.

Так они открыли новые рецепторы, известные сейчас как толл-подобные рецепторы, которые показали новое измерение в иммунной защите и которые были провозглашены основополагающим принципом иммунологии. Это также помогло решить медицинскую проблему.

Инфекции иногда приводят к катастрофическому воспалению по всему телу — сепсису. Только в одних Соединённых Штатах это наносит удар по миллионам людей ежегодно. Половина из них умирает.

В течение многих лет учёные считали, что бактериальные токсины могут привести к сбоям в работе иммунной системы, но сепсис — это лишь преувеличенная реакция иммунной защиты от бактерий и других захватчиков. Вместо того чтобы действовать локально, она включает линию защиты во всём теле. Септический шок — результат того, что эти механизмы защиты активируются гораздо сильнее, чем на самом деле требует ситуация. Результат — смерть.

Домашняя система сигнализации для организма, которая избавляется от аллергенов

Несмотря на то, что изначально Меджитов занимался наукой не для того, чтобы лечить людей, сделанные им открытия позволяют врачам по-новому взглянуть на механизмы, которые запускают сепсис, и таким образом найти соответствующее лечение, которое будет нацелено на устранение реальной причины этого заболевания — чрезмерной реакции толл-подобных рецепторов.

Меджитов пошёл дальше. Раз у иммунной системы есть специальные рецепторы для бактерий и других нарушителей, возможно, у неё есть и ещё неизвестные нам рецепторы и для других врагов? Вот тогда он начал думать о паразитических червях, IgE и аллергии. И когда он думал об этом, что-то не складывалось.

Действительно, иммунная система запускает выработку IgE, когда сталкивается с паразитическими червями. Но некоторые исследования показывают, что на самом деле IgE не является главным оружием против этой проблемы.

Учёные наблюдали мышей, которые не могут вырабатывать IgE, но при этом животные по-прежнему могли строить защиту от паразитических червей. Меджитов довольно скептически относился к идее, что аллергены притворялись белками паразитов. Большое количество аллергенов, таких как никель или пенициллин, не имеет никаких возможных аналогов в молекулярной биологии паразита.

Чем больше Меджитов думал об аллергенах, тем менее важной казалась ему их структура. Возможно то, что их связывает, не их структура, а их действия?

Мы знаем, что очень часто аллергены приводят к физическим повреждениям. Они срывают открытые клетки, раздражают мембраны, разрывают белки в клочья. Возможно, аллергены наносят такой большой вред, что нам нужно от них защищаться?

Если подумать обо всех основных симптомах аллергии — заложенный красный нос, слёзы, чихание, кашель, зуд, диарея и рвота, — все эти явления имеют один общий знаменатель. Они все подобны взрыву! Аллергия — это стратегия избавления тела от аллергенов!

Оказалось, что эта идея уже давно всплывает на поверхность различных теорий, но каждый раз её топят снова и снова. Еще в 1991 году эволюционный биолог Марджи Профе (Margie Profet) утверждала, что аллергия боролась с токсинами. Но иммунологи отклонили эту идею, возможно, потому что Профе была аутсайдером.

Меджитов с двумя своими учениками Ноа Палмом (Noah Palm) и Рейчел Розенштейн (Rachel Rosenstein) опубликовал свою теорию в Nature в 2012 году. Затем он начал её тестирование. Сначала он проверил связь между повреждениями и аллергией.

Меджитов и его коллеги ввели мыши PLA2, аллерген, найденный в пчелином яде (он разрывает клеточные мембраны). Как Меджитов и предсказывал, иммунная система совсем не реагировала конкретно на PLA2. И только когда PLA2 повредила открытые клетки, организм начал выработку IgE.

В другом предположении Меджитова говорилось, что эти антитела будут защищать мышей, а не просто делать их больными. Для того чтобы это проверить, он и его коллеги сделали вторую инъекцию PLA2, но на этот раз доза была гораздо больше.

И если на первую дозу реакция у животных практически отсутствовала, то после второй резко поднялась температура тела, вплоть до летального исхода. Но у некоторых мышей по не совсем понятным причинам выстроилась определённая аллергическая реакция, и их тело запомнило и уменьшило воздействие PLA2.

На другом конце страны другой учёный проделывал эксперимент, который в результате ещё больше подтвердил теорию Меджитова.

Стивен Галли (Stephen Galli), заведующий кафедрой патологии в Стэндфордском медицинском университете, провёл годы, изучая тучные клетки, загадочные иммунные клетки, которые могут убить людей в результате аллергической реакции. Он предполагал, что на самом деле эти тучные клетки могут помочь телу. К примеру, в 2006 году он и его коллеги обнаружили, что тучные клетки уничтожают токсин, найденный в змеином яде.

Это открытие заставило Галли задуматься о том же, о чём думал и Меджитов — что аллергия может быть на самом деле защитой.

Тучные клетки. Designua/

Галли и его коллеги провели те же опыты с мышами и пчелиным ядом. И когда они ввели мышам, которые никогда ранее не сталкивались с этим видом яда, антитела IgE, оказалось, что их организм получил такую же защиту от потенциально смертельной дозы яда, как и организм мышей, подверженных действию этого токсина.

До сих пор, несмотря на все эксперименты, без ответа остаются многие вопросы. Каким именно образом повреждения, вызванные пчелиным ядом, приводят к защитному ответу IgE и каким образом IgE защитил мышей? Это именно те вопросы, над которыми в данный момент работает Меджитов и его команда. По их мнению, основная проблема — это тучные клетки и механизм их работы.

Джейми Каллен (Jaime Cullen) изучал то, как антитела IgE фиксируют тучные клетки и делают так, что те становятся чувствительными или (в некоторых случаях) гиперчувствительными к аллергенам.

Меджитов предсказал, что этот эксперимент покажет, что определение аллергенов работает как домашняя система сигнализации. Для того чтобы понять, что в ваш дом забрался вор, совсем не обязательно видеть его лицо — об этом вам расскажет и разбитое окно. Повреждения, вызванные аллергеном, пробуждают иммунную систему, которая собирает молекулы в непосредственной близости и вырабатывает антитела к ним. Теперь нарушитель идентифицирован и в следующий раз с ним будет гораздо проще справиться.

Аллергия кажется гораздо более логичной с точки зрения эволюции, когда рассматривается в виде домашней системы сигнализации. Токсичные химические вещества, вне зависимости от их источника (ядовитые животные или растения), уже давно были угрозой здоровью человека. Аллергия должна была защищать наших предков, вымывая эти вещества из организма. И тот дискомфорт, которые в результате всего этого ощущали наши предки, возможно, заставлял их переезжать в более безопасные места.

Преимуществ у аллергии больше, чем недостатков

Как и многие адаптационные механизмы, аллергия не является совершенной. Она снижает наши шансы умереть от токсинов, но всё равно не убирает этот риск полностью. Иногда из-за слишком резкой реакции аллергия может убить, как это уже было в опытах над собаками и мышами. Но всё же преимущества аллергии перевешивают недостатки.

Этот баланс сместился с появлением новых синтетических веществ. Они подвергают нас воздействию более широкого круга соединений, которые потенциально могут привести к повреждениям и вызвать аллергическую реакцию. Наши предки могли избежать аллергии, просто перейдя на другую сторону леса, но мы не можем так легко избавиться от некоторых веществ.

Но Данн скептически относится к теории Меджитова. Он считает, что тот слишком недооценивает то количество белков, которое они находят на поверхности паразитических червей. Белков, которые могли бы замаскироваться под огромное количество аллергенов из современного мира.

В следующие несколько лет Меджитов надеется убедить скептиков при помощи результатов других экспериментов. И это, возможно, приведёт к революции в том, как мы относимся к аллергии. И начнёт он с аллергии на пыльцу. Меджитов не надеется на быструю победу своей теории. Пока он просто радуется тому, что ему удаётся изменить отношение людей к аллергическим реакциям и они перестают воспринимать это как болезнь.

Ты чихаешь, и это хорошо, потому что таким образом ты себя защищаешь. Эволюцию совершенно не волнует, как ты себя при этом чувствуешь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *