Алтарник, это кто?

Алтарник — служитель церкви, который помогает священникам и диаконам во время службы в алтаре храма (отсюда и название). Основные обязанности алтарника:
— помогать священникам и диаконам облачаться перед началом богослужения;
— следить за облачением священнослужителей;
— следить за порядком в алтаре;
— зажигать лампады и свечи в алтаре и перед иконостасом;
— подготавливать вино и хлеб перед Причастием;
— во время Причастия алтарники держат платок (точнее, «плат»), которым прихожане вытирают капли с губ;
— подготавливать кадило.
Помимо всего вышеперечисленного алтарники при необходимости выполняют функцию чтеца, звонаря.
Рассказывает алтарник храма Кулич и Пасха Николай Степанович Ковалёв:
— У меня университетское образование — я филолог, преподаватель русского языка и литературы. К Богу пришёл уже в зрелом возрасте, — и как жалею сейчас, что не пришёл раньше, в лучшие годы молодости! Но — на всё воля Божия… Поначалу очень хотелось мне стать монахом, жить жизнью равноангельной, — я и готовился понемногу к такому шагу: много читал и нёс особое послушание — в одной из псковских обителей занимался с детьми-инвалидами, вместе с тамошним архимандритом и с монашествующими. Тяжёлое послушание!.. Дети непростые… Но с Божией помощью я справлялся, служил в алтаре вместе со своими воспитанниками и всё ждал, когда придёт пора и мне принять монашество.
И вдруг всё разом изменилось: как-то на Сретение вместе с детьми я поехал в паломничество в Петербург, думая посетить приснопамятного отца Василия Ермакова и взять у него благословение на иноческий путь. Никаких сомнений в том, что это благословение я получу, у меня не было. И что же? Глубоко чтимый мной батюшка, отец Василий, решительно изрёк: «Не надо тебе жить по-чёрному, живи по-белому!» И сразу жизнь моя переменилась: я остался в Петербурге, стал алтарником в знаменитом здешнем храме Кулич и Пасха, и с тех пор прошло уже девять лет. Главное моё дело, педагогика, осталось со мной: сейчас я ещё и методист благочиния и преподаватель церковной воскресной школы. Эти нагрузки мне по милосердию Божию даны, я почитаю их своим главным делом, но о них — особая речь, а сейчас я хотел бы поговорить об алтарничестве.
Что главное в этом великом сослужении? — а оно великое, как и всякое пребывание у церковного престола… В алтаре, как и повсюду, главным является забота о спасении души. Возможно, эти слова кого-то удивят, но я уверен: наша человеческая природа такова, что вечную погибель мы можем заработать и стоя в алтаре. Как? Если забудем о благоговении! А это весьма близкая опасность: невольно, за будничностью равномерно текущих дней, всё в наших глазах обезценивается, всё кажется не таким уж важным — даже то святое, что происходит в алтаре во время Божественной службы. И пропадает трепет сердечный, уходит душевная теплота — мiр врывается в наши души. Мiр, со своими мелкими интересами, со своим цинизмом, своим безразличием… И вот ты уже становишься чужд тому, что творится в храме. И разрушается то великое единство, когда все сослужащие — и священники, и диаконы, и чтецы, и алтарники — составляют единый организм, когда каждый служит на своём месте, каждый по-своему, на едином дыхании, единым сердцем и устами… Это единство — главное условие церковной службы; разрушить его — значит совершить великий грех и погубить душу свою.
И нужно понимать, что у каждого из священников есть свои особенности, у каждого свои привычки, своя манера служить. Следует помнить об этом, чтобы верно предуготовить пути Господу. Вот оно, слово! — алтарник приуготовляет пути для Литургии, путь для Тела Господня.
Всякая Литургия — это, как говорили Святые Отцы, великое действо, или, говоря современным языком, великий мистический спектакль, являющий молящимся и земной путь Господа, и цель нашей жизни в Боге. Какова же роль алтарника в этом мистическом спектакле? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните притчу о девах мудрых, которые позаботились о масле для своих лампад, и девах неразумных, которые маслом не запаслись. Так вот, алтарник — это тот, кто следит, чтобы лампада богослужения была полной и огонь в ней горел неукоснительно. Как это важно, чтобы горел огонь и были полны лампады!.. Как этого достичь? Только молитвой. Когда алтарник соучаствует в соборной молитве, когда он пребывает в духе, тогда он сможет достойно исполнить свои обязанности. Когда такое братское, единодушное сослужение достигнуто и служба движется духом — выше этого ничего нет, — это благодать, которая даётся Господом, и её потеря очень страшна: не захочешь, потеряв её, ни небесного, ни мирского.
В нашем современном мире сознание у людей замутнено: что такое для человека с улицы какой-то алтарник?.. Как может нецерковный человек понять важность этого служения? Сознание наше кинематографическое, сформированное рекламными клипами, а клипы эти твердят: не останавливайся в погоне за мирскими благами — будь то вещи или карьера, — хватай побольше, карабкайся повыше! А алтарник? — разве это высокий чин?.. Но я вспоминаю слова знаменитого учёного, замечательного знатока церковной культуры Сергея Аверинцева. Он, будучи профессором, обладателем высоких учёных степеней, просил своих близких: «Ничего не пишите на моём могильном кресте, напишите только: «Чтец Сергий» (он был чтецом в одном из московских храмов). Вот как люди мудрые оценивают даже скромные церковные послушания!..
Нет, если юноша стремится стать священником, то понятно его стремление побыстрее пройти все промежуточные ступени к заветной цели; понятно, что и на своё алтарничество он смотрит с неким пренебрежением. Но есть великий смысл в этом церковном труде: с его помощью мы обретаем послушание. Когда ты пришёл в церковь, помни, что ты пришёл слушаться и слышать!.. И если ты чистым сердцем слушаешься и слышишь, тогда у тебя уши открываются и сердце теплеет. При всех своих достоинствах и недостатках и при всех талантах, которыми ты обладаешь, ты не сможешь поставить свою душу на службу Богу, если не научишься сперва слушать людей и слушаться Божией воли. Тогда ты понимаешь, что прикасаешься к вечному и безконечному, и как-то смешно и глупо становится желать чего-то иного… Великая мудрость послушания — это основа для возрастания в Боге, это первая ступень к Небесам — а может быть, и главная ступень. И скромная служба алтарника позволяет эту ступень одолеть. А там — добрый путь!..

Выберите букву

  • амво

выступ солеи перед средней частью иноностаса., букв 5

в православных церквах — возвышение перед алтарем, иконостасом для произнесения проповедей, букв 5

в христианском храме-возвышение, на котором совершается часть богослужения, и произносятся проповеди, букв 5

возвышение для проповедника, букв 5

возвышение перед алтарем в православной церкви, букв 5

возвышение, подмостки, букв 5

возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с которой произносятся проповеди, букв 5

трибуна праведника, букв 5

возвышение в храме перед Царскими Вратами, букв 5

возвышенная площадка перед иконостасом, букв 5

скажите по-гречески «возвышение», букв 5

возвышение в храме, букв 5

трибуна проповедника, букв 5

трибуна для проповеди, букв 5

трибуна, проповедь, букв 5

возвышение в церкви, букв 5

возвышение перед алтарем, букв 5

трибуна, букв 5

у лектора -трибуна, а что у батюшки?, букв 5

возвышен. в церкви, букв 5

возвышение у алтаря, букв 5

храм, букв 5

церковная «трибуна» для проповедей, букв 5

церковное возвышение, букв 5

в зале трибуна, а что в церкви?, букв 5

трибуна для чтения пастве, букв 5

кафедра перед алтарем, букв 5

возвышение проповедника, букв 5

площадка в храме, букв 5

возвышение для чтения Священного Писания, букв 5

подмостки в церкви, букв 5

«трибуна» для чтения Священного Писания, букв 5

Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с которой произносятся проповеди, букв 5

Четырёхугольное возвышение в центре храма, перед алтарем, букв 5

«Трибуна» для чтения Священного Писания, букв 5

в зале трибуна, а что в церкви, букв 5

выступ солеи перед средней частью иноностаса, букв 5

м. греч. возвышенное или поднятое место для проповедника, сказателя речи; в православной церкви, место перед иконостасом, где читаются ектении, Евангелие, проповеди; бывает для проповедей и особый амвон среди трапезы; возвышение среди церкви, для об, букв 5

подмостки (устар.), букв 5

скажите по-гречески «возвышение», букв 5

у лектора -трибуна, а что у батюшки, букв 5

церковная «трибуна» для проповедей, букв 5

у лектора трибуна, а что у батюшки?, букв 5

«Трибуна» для чтен. Священ. Писания, букв 5

«трибуна» для чтен. Священ. Писания, букв 5

выступ солеи перед средней частью иноностаса., букв 5

в православных церквах — возвышение перед алтарем, иконостасом для произнесения проповедей, букв 5

в христианском храме-возвышение, на котором совершается часть богослужения, и произносятся проповеди, букв 5

возвышение для проповедника, букв 5

возвышение перед алтарем в православной церкви, букв 5

Неоднократно я слышал утверждение, что в служении алтарника нет ничего особенного. Подать кадило, выйти со свечами, прочесть Апостол — как будто все просто. Но простота эта кажущаяся. То, что видят люди в храме, — это только верхушка айсберга, самое же основное сокрыто от взора стороннего наблюдателя. И я бы хотел приоткрыть завесу, попытаться донести до читателя всю красоту, глубину и разнообразие этого служения.

Алтарник

Низший среди равных

Многие полагают, что главное делание алтарника — это молитвенное стояние перед Богом, то есть молитва. И это вполне понятно, потому что все-таки находишься в месте, где особым образом пребывает Бог. Но я все же осмелюсь сказать, что молитва здесь не главное. Как дыхание является необходимостью для течения жизни, но не является содержанием этой жизни. Или, другими словами, мы дышим для того, чтобы жить, но живем не для того, чтобы дышать. Так же и алтарник без молитвы не алтарник, но не молитва является целью его служения.

Алтарник призван служить священнослужителям — вот что главное, вот в чем он должен совершенствоваться и видеть радость. Алтарник как бы символизирует собой низшие чины ангелов. Эти служебные духи с великим усердием, радостью и любовью молниеносно, без малейшей толики сомнения и замешательства, с величайшим рвением исполняют поручения Бога. Одни служат людям, другие находятся непосредственно рядом с Богом, всегда при Нем. И никто из них не задумывается, высоко ли их служение или низко. Ведь они, пламенея любовью к своему Владыке, получают неизреченную радость и удовлетворение от своего служения. Алтарник должен уподобляться этим служебным духам и нести свои обязанности с такой же ревностью. Идеал алтарницкого служения — это ангелоподобное несение своих обязанностей. Тот, кто заботится о священнослужителе, видит перед собой Бога, Который любит его как никто другой и в ответной любви к Нему старается отдать всего себя. Сущностью алтарницкого служения есть любовь к священнослужителям.

Бывает, что алтарник не может сойтись характером со священником. По этому поводу хочу рассказать историю. Один алтарник, сам не зная почему, невзлюбил священника, которому служил. Юноша понимал, что с таким настроением невозможно нести служение. Он каялся перед Богом, просил помощи. Через некоторое время ему пришла мысль: если ты его не любишь, то наоборот должен служить ему с еще большим усердием. Так он и стал поступать, а если алтарников на богослужении было несколько, стремился первым послужить батюшке: умыть ему руки, подать облачение, выполнить поручение — и делал все это с таким рвением, что даже не заметил, как ненависть заменилась истинной любовью. Слава Богу, если удалось преодолеть свои амбиции, и грустно, если они заграждают собой путь служения.

Горящее сердце

Многие задаются вопросом, что нужно для того, чтобы стать алтарником? Часто исповедаться и причащаться? Часто посещать службы? Много молиться? В общем, исправно соблюдать все предписания? Все это, конечно, верно. И все-таки… Многие молодые люди регулярно участвуют в таинствах и богослужениях, но не все они становятся алтарниками.

Разумеется, чтобы прислуживать в алтаре, необходимо многое знать: чинопоследование богослужений, устав прокимнов, аллилуиариев, апостольских чтений, особенности праздников, особенности великопостных и пасхальных богослужений. Надо не только владеть знаниями, но и уметь использовать их на практике. Научиться этому сейчас практически негде, и должно пройти немало времени, прежде чем новичок овладеет минимальными навыками. Придется заниматься самообразованием, читать специальную литературу, что тоже требует определенного времени и, главное, желания этим заниматься.

Так, может быть, самое главное — искреннее желание? Конечно, благое желание необходимо, но и его недостаточно! Один юноша рассказал мне о своем печальном опыте служения. Некогда он очень хотел стать алтарником. Когда же его мечта наконец осуществилась и по благословению духовника он начал прислуживать в алтаре, энтузиазм его быстро угас, и служение превратилось в тяжелую повинность. На этом фоне мой знакомый пережил серьезный духовный кризис и решил отказаться от того, к чему когда-то так стремился. И таких случаев немало.

Мне кажется, самое главное, что необходимо алтарнику, — это горящее сердце. Только сердце, которое горит любовью к Богу, заставляет нас идти на то или иное служение или подвиг. Служение — это и есть подвиг, духовное совершенствование. Только горящее любовью сердце старается быть ближе к Объекту своей любви. Горящее духом сердце — вот истинный фундамент, рождающий мощное желание служить Богу. В свою очередь, участие в богослужениях и Таинствах Церкви поддерживают это горение, что дает человеку силы для преодоления неизбежно возникающих искушений.

Разве нельзя стать алтарником, не имея горящего духа? Можно. Но тот, кто имеет источником своего желания не любовь к Богу, а какое-нибудь другое состояние души, будет относиться к своему деланию только как к работе. А это, мне кажется, крайне опасно. Алтарник, расценивающий свое служение как обычную работу, похож на человека, который идет по канату, балансируя над пропастью. Этот путь возможен, но он очень неустойчив, безрадостен и в конце концов может привести к духовному надрыву. Там же, где присутствует любовь, иго будет благо и бремя легко. Служение с любовью всегда приносит радость и утешение.

Михаил ГОЛУБКОВ, алтарник храма

Святого благоверного царевича Димитрия (Москва)

Скачать эту статью

Православное богослужение настолько сложно и многообразно, что один священник зачастую не может с ним справиться. Ему необходимы помощники. Один из таких помощников — алтарник. С этого послушания начинали свой путь многие выдающиеся деятели Русской Православной Церкви.

Несмотря на то, что над алтарником не совершается таинство священничества, он может присутствовать в алтаре вместе со священником и прислуживать ему.

Алтарник — это служитель алтаря

Алтарник или служитель алтаря — так называется мужчина-мирянин, оказывающий помощь священнослужителям в алтаре при совершении богослужений. Этот термин упомянут в Библии (Иоил. 1:13).

Стал общепринятым к концу 20-го века в большинстве европейских епархий Русской Православной Церкви. До этого в древнерусском языке имелось слово «олтарник». Оно обозначало священника или же священнослужителя вообще.

Алтарь храма Успения Божией Матери в г. Ольханск. Алтарник оказывает помощь священнику в алтаре храма при богослужении

В РПЦ принят Типикон, в котором человек, исполняющий обязанности алтарника, называется параекклисиархом или же кадиловозжигателем.

Под алтарником в древности понимался пономарь, и его обязанности часто исполнял псаломщик или дьячок, читающий и поющий на богослужении.

В наше время алтарник выполняет функции священноносца — пономаря и параекклисиарха, а также чтеца — дьячка и псаломщика.

До XIX века словом «алтарник» называли священников.

До XIX века словом «алтарник» назывались сами священники, то есть служители Алтаря Господня. В наше время это лица имеющие постановление от епископа или хиротосию. Если такое посвящение отсутствует, никакое лицо не имеет права надевать одежду алтарника и входить в алтарь.

Алтарники храма пророка Илии в Поречье, с. Ильинское. В РПЦ алтарник называется параекклисиархом или же кадиловозжигателем

Необходимо отметить, что в наше время должность чтеца и алтарника в крупных приходах существенно различаются. Даже фискальные органы СССР при взимании подоходных налогов, брали налог со ставки чтецов как священников, а с алтарников как с рабочих.

В монастырях обязанности алтарника обычно исполняют по благословению настоятеля определённые для этого монахи. При архиерейском богослужении это иподиаконы.

Стать алтарником может любой мирянин

Многие верующие спрашивают: как стать алтарником в храме? Прежде всего, для этого необходимо понимать всю важность такого служения.

Дело в том, что с богословской точки зрения алтарник, как и все прочие служители Алтаря является образом горнего мира или Царства Божия.

В процессе своего послушания он подобен Ангелам и сослужит Христу Спасителю для спасения людей (в первую очередь представителей местной церковной общины) от греха.

Алтарница храма Преображения Господня в Богородицком схимонахиня Григория (Биллим). Обычно алтариник это мужчины, но в некоторых случаях это послушание может исполнять женщина

Обычно на должность алтарника избираются мужчины-миряне. В годы Советской власти, когда алтарники были в дефиците, допускалась постановка на эту должность женщин. Кроме того, для получения священнического звания прохождение послушания алтарником обязательно.

В СССР иногда в алтарники поставляли женщин из-за дефицита верующих мужчин.

Так как алтарник допущен в Алтарь, он должен быть человеком высокой нравственности, вести духовную жизнь.

Дело в том, что, не имея внутреннего молитвенного делания и не борясь со своими страстями, прислуживать у престола Божьего невозможно.

Кроме того, алтарник должен быть смиренен, внимателен, ответственен, чистоплотен.

Видеофильм: Человек перед Богом. Богослужение. В фильме рассказывается о православном богослужении.

Алтарник не священник, но он обязан знать богослужебный устав, церковнославянский язык, вероучение Православной Церкви.

В обязательном порядке он должен знать церковную грамоту: устав богослужения, церковнославянский язык, вероучение Православной Церкви.

Алтарник не священник, но должен вести с мирянами в храме подобающим образом. В некоторых храмах, перед тем как поставить мирянина в алтарники, архиереи просят кандидата сдать им небольшой экзамен.

Алтарники поставляются архиереем и носят стихарь

Алтарник, согласно 69-му правилу VI Вселенского Собора, поставляется архиереем по чину чтеца. Кроме того, это может быть сделано по чину свещеносца.

Существующая практика в РПЦ, когда послушание алтарником в конкретном храме несётся по благословению его настоятеля, оправдывается 14 правилом VII Вселенского Собора.

Так как он участвует в богослужении в качестве чтеца, кандидат на эту должность должен иметь голосовые и музыкальные данные.

Православный стихарь. В большинстве случае алтарник носит стихарь, но иногда он может одеться просто в строгую, скромную одежду

В большинстве случаев алтарник одевается в стихарь. Это богослужебное облачение священно- и церковнослужителей. Стихарь пономаря прямой, длинный с широкими руками. Обычный цвет его белый.

В некоторых случаях стихарь надевают на подрясник. При этом существует негласное правило, согласно которому носить подрясник можно только тем, кто имеет на это благословение архиерея.

Обязанности алтарника чрезвычайно разнообразны — 5 частей

Обязанности пономаря-алтарника весьма разнообразны. Их можно условно разделить на пять частей:

  1. Подготовительные работы перед богослужением. Сюда входит: подготовка одежд для священников и диаконов, возжигание лампад на иконостасе и в алтаре. Кроме того, алтарник готовит перед литургией кадило, просфоры, вино, воду, теплоту, свечи, стол и т.д.
  2. Участие в богослужении в качестве свещеносца и пономаря. Во время входов пономарь-алтарник несёт свечу, а иногда и кадило. Кроме того, он также подаёт всё необходимое в нужный момент при богослужении священнослужителям, звонит в алтарный колокол.
  3. Участие в качестве чтеца в богослужении. Алтарнику необходимо знать повечерие, часы, полуношницу, изобразительны для чтения их во время вечерни и утрени, а также канон, кафизмы шестопсалмие и т.д. Ему также могут доверить чтения Апостола на литургии.
  4. Певчий, звонарь и иные функции. Прочитать записку и синодник во время причащения мирян, подать священнику плат для оттирания уст.
  5. Уборка в алтаре.

Уборка алтаря домового храма святой мученицы Татианы МГУ им. Ломоносова. Уборка в алтаре — одна из основных обязанностей алтарника

Таким образом, проходя послушание в Алтаре, мирянин в совершенстве изучает особенности порядок богослужения в православной церкви. Именно поэтому послушание алтарника — это обязательная ступень для рукоположения в священники.

Во время богослужения алтарник совершает более 25 действий

Обязанности алтарника на литургии весьма обширные. Примерное их число составляет 25. Например, он должен затеплить лампады и приготовить вино. Приготовление вина заключается в пробе не скисло ли оно. Кроме того, им приносятся записки в алтарь.

Поминания читаются по благословению священника во время промискомидии, а также в свободное время до Херувимской молитвы.

Видеофильм: Литургия с пояснением Святых Отцов. В фильме рассказывается порядок богослужения и о обязанностях участвующих нём алтарников.

В конце промискомидии необходимо подать кадило для кажения по знаку священника. Для этого его поднимают правой рукой. Левая рука держит при этом нижнюю чашку так, чтобы верхняя часть не мешала держать покровец над кадилом. Затем опускается чашка для кажения большого покровца. После этого нарезается антидор.

Примерное число обязанностей алтарника во время богослужения равно 25-ти.

После начала кажения пономарь должен открыть завесу над царскими вратами и закрыть её после Великого выхода. Перед началом литургии он включает паникадило.

Во время Малого входа, перед тем как начнут петь 3 антифона, пономарем зажигается пономарская свеча на горнем месте. Сам алтарник становится рядом со свечёй.

Паникадило в храме во имя Преображения Господня в Ново-Валаамском монастыре. Алтарник перед началом литургии зажигает или включает паникадило

Во время пения «Блаженни милостивии» алтарник-пономарь синхронно креститься и кланяется священнику. Далее проходят после священника от престола к горнему месту и кланяются ему.

Походят со свечой к северной двери алтаря и после того, как священник пройдёт горнее место, открывают их и дают ему выйти.

После получения благословления от священника, алтарник входит в южные врата, помещает свечу обратно на горнее место. После того как он покреститься и поклонится священнику, свеча тушится.

Алтарник участвует в церемонии апостольских чтений

Во время апостольских чтений алтарник также прислуживает священнику. Когда поют Трисвятого, он держит перед собой Апостол вертикально, берёт благославение и со словами: «Благослови владыко святый Апостол прочести» выходит.

Во время чтения Апостола прислужнику необходимо подать кадило.

Видеоролик: Чтение Апостола. Автор снял процесс чтения Апостола алтарником во время богослужения.

Когда поётся 1 стих Аллилуария ему необходимо вынести свечу на амвон. После Малого выхода свеча оставляется горящей перед иконой Спасителя. После того как 1й стих прочитан, свеча ставится перед амвоном. После чтения священником Святого Евангелия, свечу заносят в алтарь и гасят.

В том случае, когда произносится сугубая и заупокойная екетиния, алтарник распределяет заказные поминания между служащими литургию священнослужители. Если имеется заупокойная ектенья, необходимо подать кадило.

Дело в том, что священник при этом действии совершает каждение престола, находясь спиной к открытым царским вратам.

Великий вход — самая ответственная для алтарника часть богослужения

После того, как священник прочитает тайную молитву «Никто же достоин…», пономарь подаёт ему кадило для каждения алтаря и иконостаса.

Пока он кадит иконостас на солее необходимо зажечь свечу. После окончание каждения требуется забрать кадило.

Благословение на чтение книг во время богослужения. Перед чтением богослужебных книг каждый раз алтарник должен получить на это благословение священника

Далее, когда священник 3 раза прочтёт «Иже херувимы» алтарник подходит к жертвеннику с кадилом. Оно отдаётся священнику. В том случае, когда пономарь участвует в богослужении один, он забирает кадило в правую руку, а в левую берёт свечу.

После этого он выходит на солею и становится перед амвоном. Как только священник ставит Дары на престол, алтарник входит в алтарь, ставит и гасит свечу, подаёт высоко кадило для кажения покрова.

Если алтарник участвует в богослужении один, он держит кадило в правой руке.

На возглас «Возлюбим друг друга» подходят к завесе для её открытия. При возгласе «Двери, двери», открывают завесу. Во время пения «Символа веры» алтарник кипятит чайник.

После освящения Святых Даров при пении «Тебе поём…» алтарник совершает земной поклон и подаёт священнику кадило для кажения Святых Даров.

Чайник для кипятка, используемый при богослужении. Подать его священнику — одна из обязанностей алтарника

Далее закрывается завеса и священнику подносится на подносе чайник с кипятком. Сразу же ставится свеча перед Царскими вратами.

В качестве чтеца алтариник, по окончании пения, читает молитвы ко Святому Причастию. Потом по знаку священника открывает завесу и переставляет свечу к иконе Спасителя.

Он также держит плат и вытирает уста причастникам. В том случае, когда Святые Дары попадают на плат, в задачу алтарника входит не допустить их падения на пол. После того как миряне причастятся, ему необходимо подать кадило для кажения престола. Позже кадится жертвенник.

Предметы, используемые в богослужении. Алтарник обязан в совершенстве знать их назначение

В заключительной части богослужения пономарь зажигает свечу на жертвеннике. Потом он забирает кадило и снова подаёт его священнику перед жертвенником. Перед переносом Святых даров свеча с амвона уносится, а антидор раздаётся.

Алтарником читаются благодарственные молитвы, священнику подаётся чайник с тёплой водой для замывки Чаши.

Как правильно подать кадило священнику можно узнать на сайте Братия алтарники

Так как послушание алтарника это тяжелая физическая и духовная работа, в помощь пономарям создан сайт Братия алтарники.

На сайте можно найти, в том числе, Практическое руководство для алтарников. Братия алтарники расскажет, например, о том, как правильно подавать кадило священнику. Для этого необходимо правой рукой удерживать кольцо, а левой вытянуть цепочку крышки и обхватить все цепочки.

Подача кадила священника также обязанность алтарника. Кадило подаётся священнику с правой стороны святого престола

Также алтарник обязан очень внимательно следить за тем, чтобы кадило не тухло. Для этого необходимо заранее подготовить уголь для него. Кадило подаётся священнику или служащему диакону с правой стороны святого престола.

Кадило подаётся священнику с правой стороны святого престола.

Руководство алтарника, также может уберечь пономаря от фатальных ошибок. Оно напомнить ему о том, что касаться престола и жертвенника запрещено всем, кроме священника.

Кроме того, такой запрет также распространяется на проход между престолом и Царскими вратами. Выходить и входить через врата не священнику также строжайше запрещено.

В церкви поведение алтарника должно быть скромным. Как этого добиться и как соблюсти всем требования, предъявляемые к пономарям, можно обсудить на форуме сайта. Например, здесь можно уточнить порядок чтения молитв или же узнать иные аспекты богослужения.

Видеоролик: О болтовне в алтаре. Священник Максим Каскун. Автор рассказывает о правилах поведения алтарников в алтаре, указывая на скромность и сдержанность их полведения.

В любом случае, алтарник должен активно общаться с настоятелем храма и архиереем, поставившим его. Дело в том, что в том или ином приходе могут существовать свои традиции и тонкости богослужения. Знать о них может только клир.

Если же алтарник забудет об этом, он рискует попасть в очень сложную ситуацию, нарушив весьма строгие правила богослужения. Далее последует наказание, которое на него возложит архиерей или настоятель храма.

5 минимальных требований к алтарнику

Для желающих стать алтарником необходимо запомнить, что они должны соответствовать следующим пяти требованиям:

  1. Быть глубоко верующим, постоянно посещать приходской храм.
  2. Иметь хорошие рекомендации относительно нравственного поведения.
  3. Знать Священное Писание и богослужебные тексты, порядок и тонкости литургии.
  4. Знать назначение предметов, используемых в богослужении, а также порядок подачи их и приёма священнику и от него.
  5. Сдать экзамен архиерею для положения им в алтарники. Алтарником может быть и ребёнок по благословению настоятеля храма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *