Анафема что такое

Ана́фема (от греч. ἀνάθεμα — отлучение) – публичная констатация, свидетельство Церкви об отпадении от неё отдельного человека, группы людей, общины; крайнее средство вразумления отступника. Анафема соборно провозглашается и заключается в отлучении христианина от общения с верными и от Церковных Таинств. Следует обратить внимание, что анафема имеет отношение только:
— к членам Церкви, а не её сторонним хулителям;
— публично искажающим её учение, уклонившимся в ереси и расколы;
— активно проповедующим свои ложные взгляды, а не просто заблуждающимся.

В последнее десятилетие были осуждены те, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологии и т.п. (1994 г.).

Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Например, наложенная на Емельяна Пугачева анафема перед казнью была снята за то, что Пугачев «с сокрушением сердечным покаялся в своих согрешениях перед Богом», также в 1971 году была снята анафема старообрядцам.

  • О Церковном понятии Анафемы иером. Иов (Гумеров)
  • Смысл Анафемы прот. Максим Козлов
  • О праве анафематствования сщмч. Владимир (Богоявленский)
  • Проклятье, которого не было. Церковь и Толстой: история отношений
  • Анáфема, закля́тие, отлучéние Богословско-литургический словарь

В первое воскресенье Великого поста в некоторых храмах совершается особый чин Торжества Православия, частью которого является анафематствование. В тексте службы провозглашается торжество церкви над всеми ересями, произносятся постановления семи Вселенских соборов, а также провозглашаются анафемы.

Что значит слово «анафема»?

В православной энциклопедии слово «анафема» трактуется как отлучение христианина от общения с верными и святых таинств. На протяжении веков такие действия применялись в качестве высшей церковной кары за тяжкие прегрешения, а также за измену православию.

Вопрос-ответ Кто такой калика перехожий?

Слово «анафема» греческого происхождения. Древнегреческое слово τό ἀνάθεμα (anathema) образовано от глагола ἀνατίθημι (anatithemi), который значит «класть сверху», «выставлять», «откладывать», «отсрочивать». В церковном контексте «анафема» означает «выставление», «отделение», «вынесение в сторону», т. е. за ограду церкви.

Объявляя кому-то анафему, церковь тем самым открыто свидетельствует, что человек своим мировоззрением и поступками признал, что не имеет никакого отношения к Церкви Христовой. В греческом переводе Библии термин использовали как «нечто проклятое, отверженное людьми и обреченное уничтожению» (Числ 21. 2-3; Лев 27. 28 и сл.; Втор 7. 26; 13. 15 (16), 17; 20. 17; Нав 6. 17 сл.; 7. 11 сл.; Зах 14. 11; и др.). Анафема в буквальном смысле слова стала обозначать полное лишение церковного общения, а не временное, как епитимья.

В отличие от отлучения (ἀφορισμός) — временного отстранения от участия в тех или иных церковных таинствах — анафема подразумевает глобальное и полное отлучение. Ее провозглашение означает, что человек больше не может считаться членом Церкви, если не принесет покаяния за содеянное. Можно ли «раскреститься»? Подробнее

За что предают анафеме?

Предание анафеме каждый раз зависит от конкретных обстоятельств. В большинстве случаев основанием для анафемы служат слова Христа: «…если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф 18. 17).

В церковном праве анафема начала использоваться в IV веке. Этот термин употребляли в отношении еретиков, которые имели отличные от общепринятых взгляды на богословские вопросы. Первой общецерковной анафемой была анафема, провозглашенная в IV веке александрийскому священнику Арию: тот утверждал, что Иисус не Бог, а всего лишь его создание. После этого анафемы провозглашались с регулярностью всем, чье исповедание веры не совпадало с официальным.

Вопрос-ответ Чем Ветхий Завет отличается от Нового?

В период Вселенских соборов анафема служила инструментом наказания за неправильное понимание христианских постулатов. Анафеме были преданы многие древние еретики, политические деятели, священнослужители, писатели и т. д.

Можно ли снять анафему?

Предание анафеме не является проклятием, при покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята как при жизни, так и после смерти. Решение о снятии анафемы принимает Собор епископов, который оформляет соборное решение и потом передает его преданному анафеме человеку. Возможность такого пересмотра находится в компетенции Церкви, которая наложила соответствующие наказание.

Ана́фема (греч. ἀνάθεμα — «отлучение» от ἀνατίθημι — «возлагать, накладывать») — изначально — жертва богам по данному обету, посвящение божеству; позже — отделение (кого-либо от общины), изгнание, проклятие.

В русском языке имеет несколько значений:

  1. Отлучение христианина от общения с верными и от таинств, применяемое в качестве высшего церковного наказания за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену православию и уклонение в ересь или раскол) и соборно провозглашаемое.
  2. Проклятие (устаревшее).
  3. В русском просторечии употреблялось как бранное слово; имеет производное прилагательное анафемский, в современной речи практически не употребимое.

Согласно «Православной энциклопедии» (2000), «церковную анафему (или великое отлучение) не следует смешивать с «отлучением» (ἀφορισμός), которое представляет собой временное исключение индивида из церковной общины с запретом участвовать в таинствах и (для духовных лиц) занимать церковные должности. Называемое иногда также «малым отлучением», оно в отличие от анафемы служит наказанием за меньшие проступки, например: воровство, блуд, участие в получении церковной должности с помощью взятки и т. п., не требует соборного решения и не нуждается в соборном провозглашении для вступления в силу».

Церковное право рассматривает анафему как форму наказания в виде лишения «прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении Церкви», применимого лишь к членам церкви.

Происхождение термина

У языческих авторов (Гомер, Софокл, Геродот) означал «нечто, посвящённое богу; дар, приношение в храм», то есть чуждое обыденному употреблению.

В Новом Завете слово «анафема» употребляется несколько раз апостолом Павлом:

8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.

9 Как прежде мы сказали, и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.

(Гал.1:8,9)

Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа
(1Кор.16:22)

В греческом оригинале это слово также встречается в книге Деяний, хотя и в другом переводе:

Они, придя к первосвященникам и старейшинам, сказали: мы клятвою заклялись не есть ничего, пока не убьем Павла.
(Деян.23:14)

Слово «анафема» в данном случае переведено, как «клятвою».

При этом Павел считается с установившейся синагогальным значением анафемы и не употребляет его когда речь идёт об осуждении коринфского кровосмешения (1Кор.5:13), показывая что христианское отлучение есть нечто отличное от ветхозаветного термина херем. В Новом Завете слово анафема встречается шесть раз: дважды в указанном выше послании апостола Павла к Коринфянами, дважды в его послании к Галатам (Гал.1:8-9), один раз в книге Деяний и один раз в послании Павла Римлянам.

Иоанн Златоуст в 16-ой Беседе на Послание апостола Павла к Римлянам на вопрос «Что такое анафема?» отвечает — «анафема, то есть да будет отлучен от всех и будет чужим для всех». Сократ Схоластик в своей «Церковной истории» даёт следующее определение анафемы: «так мы, христиане, обыкновенно называем приговор против богохульника, когда свое мнение объявляем всем, выставляя его как бы на столбе».

Апостольские правила не употребляют слово анафема, заменяя его указанием «да будет отлучен от общения церковного». Епископ Смоленский Иоанн (Соколов) в своём толковании на 10-е апостольское правило пишет:

Церковное отлучение в правилах и древних обычаях Церкви имело три степени:

  1. отлучение от святых Таин, без лишения церковных молитв и духовного общения верных;
  2. не только лишение святых Таин, но и молитв и духовного общения верных;
  3. совершенное отлучение, или изгнание из самого общества Христиан с лишением всякого, не только духовного, но и внешнего с ними общения: анафема.

Термин анафема впервые был употреблён в канонах Эльвирского собора (начало IV века), а сама каноническая формула «если кто-либо… да будет анафема» окончательно утвердилась в канонах после Гангрского собора (ок. 340 года).

Случаи анафемствования

Анафема до разделения церкви в 1054 году

Слово анафема входит в употребление с IV века (соборы Лаодикийский и Эльвирский) и становится господствующим в церковной практике начиная со времён Халкидонского собора (451 год). Традиционной формой анафемствования становится: «Имярек да будет анафема».

  • 325: анафема арианству на Первом Вселенском соборе.
  • 341: на Антиохийском соборе восемьдесят семь собравшихся прелатов предали анафеме Афанасия Великого. В свою очередь Афанасий предал анафеме осудивших его прелатов. Затем Афанасий был дважды отлучен от церкви тридцать седьмым папой Либерием. И папа Либерий и Афанасий Великий впоследствии были причислены к лику святых.
  • 518: Константинопольский Патриарх Иоанн II подтвердил постановления Халкидонского собора и предал анафеме распространителя евтихиевой ереси епископа Севира Антиохийского.
  • 536: анафема Юлиану Галикарнасскому.
  • 633: на V Толедском Соборе анафема всем домогавшимся царского сана, без наличия на то прав по происхождению, а также «злословившим государя».
  • 680: Агафон (папа римский) предал анафеме лидера монофелитов Антиохийского Патриарха Макария, а также покойных Константинопольских Патриархов Сергия, Пирра, Павла, Петра и Папу Гонория I; каковые были анафематствованы и Шестым Вселенским собором.
  • 754: анафема иконопочитания на иконоборческом соборе в Константинополе — Иоанн Дамаскин был четырежды подвергнут анафеме, но VII Вселенский собор подтвердил верность его учения.
  • 843: Константинопольский собор анафемствовал иконоборчество.
  • 878: Папа Иоанн VIII предал анафеме патриарха Фотия.
  • 1054: Константинопольский Патриарх Михаил Кируларий и легат папы Льва IX кардинал Гумберт предали друг друга анафеме.

В Русской Церкви

В православной (греческой) богослужебной традиции с 843 года существует особый чин Торжества Православия (Последования в неделю Православия, иначе Сино́дик), совершаемый в первую Неделю (воскресенье) Великого поста — ежегодное провозглашение догматов веры, анафемы ересям и еретикам, вечной памяти усопшим и многолетия здравствующим верным. В России чин Православия был введён в XIV веке на основе греческого синодика с прибавлением сначала имён «новых еретиков», как-то, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и других.

В 1766 году Святейший Синод одобрил новую редакцию «Последования в неделю Православия» (была напечатана в 1767), обязательную для всех епархий; чин стал совершаться только епархиальным архиереями в кафедральных соборах. Одновременно в число анафематизмов была включена анафема тем, кто помышляет, «яко православнии государи возводятся на престол не по особливому о них Божию благоволению и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великаго сего звания в них не изливаются».

В 1801 году чин анафематствования был сокращён: в нём перечислялись теперь только сами ереси, без упоминания имён еретиков, а из имён государственных преступников оставлены только Г. Отрепьев и И. Мазепа. Позднейшая синодальная редакция 1869 года содержала 12 общих анафематизмов; были опущены все имена и в 11-й анафематизм вставлена общая фраза о «дерзающих на бунт и измену» против «православных государей».

Согласно определению Синода от 2 — 4 апреля 1902 года № 1495, во всех храмах сельских и городских (не кафедральных соборах) стало совершаться «Последование молебнаго пения об обращении заблудших, певаемаго в неделю Православия и во иных случаях» — без анафематизмов.

В практике современного Московского Патриархата, видимо, начиная с 1919 года, анафематствования опускаются; совершается полностью с определёнными добавлениями в РПЦЗ.

В Московском царстве в XVI—XVII веков, а также в Российской империи XVIII века анафеме предавались не только преступники против веры и Церкви, но и государственные преступники; анафематствование часто влекло гражданскую казнь.

Некоторые случаи анафематствования в Русской церкви:

  • 1329: Феогност (митрополит киевский) посетил Новгород и, по настоянию великого князя Иоанна Даниловича, отлучил тверского князя Александра Михайловича, не желавшего ехать в Орду на суд к Хану, и псковичей, принявших его сторону.
  • 1375: стригольникам
  • 1378: святой Киприан, Митрополит Киевский и всея Руси, анафематствовал Дмитрия Донского, который, несмотря на это, позднее был прославлен в лике святых.
  • 1490: (при митрополите Зосиме) и 1504 (при митрополите Симоне) на Соборах осуждена ересь жидовствующих. После чего еретиков жестоко казнили.
  • 1604: Гришке Отрепьеву
  • 1654: Анкудинов, Тимофей Дементьевич изобличён как самозванец и казнён (четвертован) в Москве. Предан анафеме и включался в список анафематствуемых в Неделю православия вплоть до времён Павла I.
  • 1656: на Соборе было осуждено двуперстное крестное знамение. Однако в 1929 и 1971 годах Русская Церковь это осуждение сняла, а старые русские обряды, в том числе двуперстие, признала равночестными новым и спасительными (см. ниже).
  • Соборы 29 апреля 1666; и в ноябре 1666 — мае 1667, последний под председательством Московского Патриарха Иоасафа II и с участием Патриархов: Александрийского Паисия и Антиохийского Макария 13 мая 1667 — раскольникам-старообрядцам.
  • 1671: Разин, Степан
  • 1690: Собор под председательством Патриарха Иоакима анафематствовал «хлебопоклонническую ересь», осудил на сожжение сочинения Феодора Медведева и запретил читать многие произведения южнорусских учёных, «имеющих единоумие с папою и западным костелом».
  • 1708: Мазепа
  • 1713—1723: предан суду и анафематствован «иконоборец» Д. Тверитинов.
  • 1775: Пугачёв, Емельян (анафема снята перед казнью).
  • 1901: определение Святейшего Синода, констатировавшее отпадение от церкви графа Льва Толстого (см. Определение Святейшего Синода о графе Льве Толстом). При этом ни в одном из храмов анафема Толстому не провозглашалась.
  • 1918: Святейший Патриарх Тихон предал анафеме тех, кто «гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово, и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани.
  • 30 декабря 1959 года: Священный Синод РПЦ под председательством Патриарха Алексия вынес постановление (журнал № 23): «Бывшего протоиерея и бывшего профессора Ленинградской духовной академии Александра Осипова, бывшего протоиерея Николая Спасского и бывшего священнослужителя Павла Дарманского и прочих священнослужителей, публично похуливших имя Божие, считать изверженными из священного сана и лишенными всякого церковного общения <…> Евграфа Дулумана и прочих бывших православных мирян, похуливших Имя Божие, отлучить от Церкви».
  • 1970: Архиерейский Собор Русской православной церкви заграницей провозгласил анафему В. И. Ленину.
  • 1983: Архиерейский Собор Русской православной церкви заграницей провозгласил анафему сторонникам экуменизма.
  • В Определении Архиерейского собора 1994 года Русская православная церковь использовала формулировку » отлучили себя от Православной Церкви» в отношении последователей языческих, теософских, оккультных «сект» и новых религиозных движений. Данная формулировка восходит к Определению 1901 года по Льву Толстому: «отторг себя сам от всякого общения с Церковию православною».
  • 1997: Якунин, Глеб Павлович.
  • 1997: Филарет (Денисенко).
  • 2009: Епархиальный совет Псковской епархии (не упоминая имени правящего епархиального архиерея, которому, согласно канонам и нормативным документам РПЦ, принадлежит право налагать прещения) принял решение отлучить от Церкви журналиста Олега Дементьева «в связи с непрекращающейся гнусной клеветой и сатанинской ложью в адрес насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря и в частности игумении Елисаветы (Беляевой)», создав прецедент использования положений пункта 3 главы XV «Основ социальной концепции Русской православной церкви». (Решение об отлучение Дементьева Псковской епархией не может вступить в законную силу до утверждения Патриархом — согласно Уставу РПЦ (пункт 5 главы VII) и Положению о церковном суде (пункт 4 статьи 47)). Журналист подал в суд иск к Псковской епархии РПЦ о защите чести и достоинства, утверждая в числе прочего, что он не крещён, и предание его анафеме невозможно.

Снятие анафемы в православии

По мнению авторов Православной энциклопедии (2000 год; непосредственный автор статьи — К. А. Максимович), анафема может быть снята при условии принесения покаяния анафематствованным лицом — органом, её наложившим; может быть снята и посмертно, в каковом случае допускаются все виды поминовения усопшего. Однако единственное известное из практики Русской Церкви снятие соборно наложенной анафемы — решение о снятии клятвенных запретов на придерживающихся «старых обрядов» Московского Собора 1667 года, зафиксированное в Синодальном определении 1929 года («разрушаем и уничтожаем и яко не бывшие вменяем») и утверждённое Поместным Собором РПЦ 1971 года — произошло по инициативе священноначалия РПЦ и безо всякого покаяния со стороны анафематствованных или даже каких-либо просьб со стороны последних.

Московский же князь Дмитрий Донской, анафематствованный законным Киевским митрополитом Киприаном за антицерковную деятельность, был безо всякой процедуры снятия анафемы прославлен в лике святых Поместным Собором РПЦ 1988 года.

Широко известное обоюдное снятие анафем патриархом константинопольским Афинагором и папой римским Павлом VI в 1964 году в Иерусалиме произошло на основе взаимной политической договорённости.

В католической церкви

  • 1080 г. — Папа Григорий VII вторично подверг императора Генриха IV анафеме
  • ок. середины XI века — Иоанн Итал, византийский философ XI века
  • 1179 г. — Нигилизм, предан анафеме папой Александром III
  • 1281 г. — Мартин IV (папа римский) предал анафеме византийского императора Михаила Палеолога как еретика и схизматика.
  • 1411 г. — Ян Гус
  • 1415 г. — Папа предал анафеме город Жатец
  • 1466 г. — Король Чехии Иржи (Георгий), был предан анафеме папой Павлом II и низложен.
  • 1453 г. — Жанна д’Арк, сожжена, впоследствии оправдана и в 1920 году причислена к лику святых
  • 1497 г. — Савонарола, Джироламо был отлучён от церкви папой римским Александром VI
  • 1521 г. — Мартин Лютер
  • 1541 г. — отлучение от католической церкви Генриха VIII
  • 1600 г. — Джордано Бруно, сожжён.
  • 1738 г. — Масоны
  • 1865 г. — Папа Пий IX, автор «Силлабуса» — «Списка важнейших заблуждений нашего времени», предал анафеме пантеизм, натурализм, рационализм, социализм, коммунизм, тайные общества, библейские общества, принципы свободы совести и отделения Церкви от государства, выступающих против Церковного государства, считающих протестантизм одной из Церквей и др.
  • 1897 г. — Лео Таксиль, известный писатель, критик клерикализма.

С 1983 года в Римско-католической церкви после принятия нового Кодекса канонического права термин анафема больше не используется.

Примечания

  1. Древнегреческо-русский словарь Дворецкого
  2. 1 2 3 4 К. А. Максимович Анафема // Православная энциклопедия. Том II. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 274-279. — 752 с. — 40000 экз. — ISBN 5-89572-007-2
  3. Анафема // Толковый словарь русского языка Ушакова
  4. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. Т. 1. А—Й. — стр. 37.
  5. Павлов А. С. Курс церковного права. Св. Троице-Сергиева Лавра. 1902. С. 419
  6. Цыпин В. Церковные наказания / Церковное право
  7. Позиция Митрополита Кирилла // «Комсомольская правда», 12.07.2000 г.
  8. Сократ Схоластик. Церковная история. VII. 34
  9. Цит. по «Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима (Милаша), епископа далматинско-истрийского» Перевод с сербского. М., 1993 г.
  10. Halduini Acta conciliorum, Правило 75
  11. Васильев А. А. История Византийской империи
  12. Достоверно известно, что по крайне мере в некоторых епархиях, в том числе в Москве собором архиереев во главе с Патриархом Тихоном, анафематствование совершалось в Неделю Православия 11/24 марта 1918 года с 11-м анафематизмом в новой редакции, принятой Поместным Собором 27 февраля (12 марта) 1918 года: вместо прежних слов («Помышляющим, яко православнии государи…») следующий текст: «Глаголящим хульная и ложная на святую веру нашу и Церковь, восстающим на святыя храмы и обители, посягающим на церковное достояние, поношающим же и убивающим священники Господни и ревнители веры отеческия, анафема.» (см. «Московскія Церковныя Вѣдомости». 1918, № 6, стр. 4—5.)
  13. Анафематствования в позднейшей синодальной редакциина сайте ХХС
  14. Чин, бываемый в Неделю Православияв редакции РПЦЗ
  15. Аудио чинопоследования
  16. 1 2 Послание митрополита Киприана игуменам Сергию и Феодору.
  17. Предел Освященного Собора 1667 гласил: «…Аще ли же кто и не покорится святой восточной церкви и сему освященному Собору, или начнет прекословити, и противлятися нам и мы таковаго противника, данною нам властию от всесвятаго и животворящаго Духа, аще ли будет от освященнаго чина, извергаем, и обнажаем его всякаго священнодействия, и проклятию предаем. Аще же от мирскаго чина будет, отлучаем, и чужда сотворяем, от Отца и Сына и Святаго Духа: и проклятию и анафеме предаем, яко еретика и непокорника; и от православнаго всесочленения, и стада, и от церкве Божия отсекаем, яко гнил и непотребен уд, дондеже уразумится и возвратится в правду покаянием. А кто не уразумится, и не возвратится в правду покаянием, и пребудет во упрямстве своем: да будет и по смерти отлучену и часть его и душа со Иудою предателем, и с распеншими Христа жидовия: и со Арием, и с прочими проклятыми еретиками. Железо, камение и древеса, да разрушатся, и да растлятся: а той, да будет не разрешен, и не растлен, И яко тимпан, во веки веков, аминь»

    — Ф. Е. Мельников. Краткая история Древлеправославной (старообрядческой) церкви

  18. СЛЕДСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ Е. ПУГАЧЕВА
  19. Проклятье, которого не было. Церковь и Толстой: история отношений
  20. Послание патриарха Тихона от Января 19 дня, 1918 г.
  21. ЖМП. 1960, № 2, стр. 27.
  22. Православная Русь. 1970. № 1. С. 4. Цит. по: Андрей Кострюков, кандидат исторических наук, кандидат богословия. Ленин: забытая анафема // Православное информагентство «Русская линия», 29.01.2009
  23. Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко Она разделилась на ветви, яже разнятся своим учением и жизнию, и утверждающим Церковь не сущу видимо быти, но от ветвей, расколов и иноверий соединитися имать во едино тело; и тем, иже не различают истинного священства и таинств Церкви от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлет для спасения, и тем, иже имут общение с сими еретиками или способствуют им или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: анафема».

    — «Православная Русь», №10 (1271) 15/28 мая, 1984 г., Типография преп. Иова Почаевскаго, Св.-Троицкий Монастырь, Джорданвилль, Н. Й., США, с. 3, кол. 2.; цит. по: Экуменизм — путь, ведущий в погибель (Первое издание: Джорданвилль, 1992 г.)

  24. Возродилось язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некоей «древней мудростью», сокрытой от непосвященных. Усиленно пропагандируется «Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также Агни Йогой.
    <…>
    Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.

    — Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 29 ноября — 2 декабря 1994 года, Москва. М.: Издательство Московской Патриархии, 1995. С.178

  25. Акт об отлучении от церкви Глеба Якунина
  26. Акт об отлучении от Церкви монаха Филарета
  27. Отлучение от Церкви журналиста Дементьева О. В. // Официальный сайт Псковской епархии, 17 августа 2009 года
  28. Псковская епархия предала анафеме журналиста Интерфакс 18 августа 2009.
  29. В компании с Толстым. Псковская епархия предала критикующего ее журналиста анафеме // Новые известия, 19 Августа 2009 г.
  30. Подвели под монастырь // Группа «Эксперт», 19 августа 2009
  31. Устав Русской Православной Церкви. Глава VII. Церковный суд
  32. Положение о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата). Глава 5. Порядок церковного судопроизводства в епархиальных судах и в Общецерковном суде первой инстанции
  33. В Патриархии разъяснили, что анафема псковскому журналисту в силу еще не вступила NEWSru 28 августа 2009.
  34. Исковое заявление журналиста Олега Дементьева о возмещении морального вреда
  35. Анафема: сущность и история (По материалам «Православной Энциклопедии») на официальном сайте УПЦ
  36. Деяние архипастырей православной св. Церкви в Союзе С. С.Р., возглавляемых Московской Патриархией
  37. ДЕЯНИЕ ОСВЯЩЕННОГО ПОМЕСТНОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОБ ОТМЕНЕ КЛЯТВ НА СТАРЫЕ ОБРЯДЫ И НА ПРИДЕРЖИВАЮЩИХСЯ ИХ: ЖМП. № 6, 1971 г.
  38. Жизнь Дмитрия Донского
  39. Цит. по: Беленький М. С., к. ф. н. Лео Таксиль и его «Забавная Библия» // Таксиль Лео. Забавная Библия. Изд. 3-е. М., 1976. — С. 7

См. также

  • Анафема гетману Мазепе
  • Отлучение от церкви
  • Епитимия
  • Херем

Ссылки

В Викисловаре есть статья «анафема»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *