Ананда марга в России

“Ананда марга”

1. “Ананда марга” — это закрытая тайная организация, устроенная по военному образцу

Прабхат Ранджан Саркар (1923–1990) — создатель “Ананда марги” — (АМ), самой, пожалуй, зловещей псевдоиндуистской секты, родился в штате Бихар (Восточная Индия). Он пробовал себя в журналистике, служил бухгалтером железнодорожных мастерских в своем родном штате. Согласно мифологии “Ананда марги”, сразу после рождения он потянулся не к материнской груди, а взял стакан молока и выпил его. Уже в раннем детстве он будто бы получил от каких-то великих духовных учителей посвящения и секретные мантры, что дружно отрицают гуру традиционных парампар; нет также и сведений о том, чтобы Саркар практиковал в юности йогу, однако его последователи верят, что еще мальчиком он обрел дар всеведения и предсказания будущего, а в йоге достиг таких успехов, что мог подолгу обходиться без воды и пищи, получая, подобно растениям, энергию из воздуха и света, и даже творить чудеса. Например, во время вооруженного китайско-индийского конфликта в Гималаях он якобы остановил своей духовной силой наступление китайской армии и заставил ее в 1962 году отойти в Тибет.

Саркар вращался в окружении Чандры Боса — индуистского коммуналиста, создавшего радикальную националистическую организацию, связанную с германскими нацистами и боровшуюся с Британией.

В 1955 году в Бихаре Саркар основывает “Ананда маргу” (“Путь блаженства”) и объявляет себя “Шри Шри Анандамурти” (“дважды господином и образом блаженства”). Другие его самонаименования: “Гурудев”, “Отец”, “Баба” (“Папа”). Символической эмблемой своей организации Саркар сделал свастику на фоне восходящего солнца, вписанного в шестиконечную “звезду Давида”.

В 60-70-е годы, время наибольшей активности гуруистских культов, AM становится международной организацией, имеющей сеть филиалов в США, Западной Европе, Азии, Африке и Австралии. В 80-х годах AM начинает проникать в страны Восточной Европы и в СССР. Число членов секты к 1982 году, по заявлению самих сектантов, составило 3 млн, из них 20 тыс. — в США; по данным американского госдепартамента — 400 тыс., из которых 5 тыс. — в США. В настоящее время штаб-квартира AM расположена в Калькутте, а основные зарубежные центры — в Нью-Йорке, Лондоне, Берлине, Гонконге, Маниле, Сиднее и Найроби; численность секты — около 250 тысяч.

AM — это закрытая тайная организация, устроенная по военному образцу и привлекающая новых членов посредством личной вербовки, после проверок и испытаний. Секта имеет жесткую и сложную иерархическую структуру. На вершине пирамиды до 1990 г. стоял Анандамурти — гуру и вождь, неоспоримый авторитет, у которого члены секты находились в полном подчинении и которому поклонялись, как живому богу. Ближайшее его окружение — садвипра (“просветленные”, “праведники”), или “садху”, считаются “духовной элитой”, людьми будущего, обладающими “космическим сознанием” и сверхъестественными способностями. Они готовы к самопожертвованию и насилию, которое, согласно Анандамурти, “есть квинтэссенция жизни… власть может быть захвачена только силой”. Установить в мире “власть просветленных” (“садвипра радж”) Анандамурти планировал к 2005 году. Первым шагом к этому должен был стать приход к власти созданной им политической партии — PROUT (Progressive Utilization — “Прогрессивное использование”), во главе которой и стали садвипра. PROUT не достигла в Индии особых политических успехов, даже создав так называемый Прутистский блок, зато приобрела дурную славу террористическими методами борьбы со своими противниками. Европейский центр PROUT находится в Копенгагене.

Внутри “Ананда марги” функционируют так называемые департаменты, сформированные по принципу теневого правительства: внутренних дел (разведка и контрразведка), по связям с общественностью (агитация и пропаганда), социального благосостояния (филантропическая деятельность) и образования. Последнему придается особое значение, поскольку молодежь — главный объект вербовочной активности AM. Из молодежи созданы отряды Общества добровольной службы, численность которого держится в строгой тайне. Члены таких отрядов одеты в рубашки цвета хаки и серые шорты, на головах у них черные гуркхские шапочки со свастикой. Они обучены владению холодным оружием и приемам рукопашного боя. Спортивной и военной подготовке в секте вообще уделяют немало внимания. Среди последователей AM в России — тренеры детских спортивных школ и секций восточных единоборств.

“Верховным командованием” AM сейчас является Совет авадхугов (монахов-“полковников” —руководителей отделений AM). У них в подчинении на положении “капитанов” состоят ачарьи, которые инициируют новых членов и дают им санскритские имена и мантры. Авадхуты носят одинаковую индийскую одежду красновато-оранжевого цвета, в униформе ачарьев обязателен белый низ. Ачарьи — “дада” (монахи) и “диди” (монахини) — живут в коммунах или путешествуют для выполнения различных миссий. Есть в AM и “миряне” — марги, отдающие секте большую часть своих доходов. Те, кто добровольно работает на секту, называются волонтерами, т. е. добровольцами. Член AM, практикующий созданную Саркаром упрощенную разновидность тантрической йоги (в которой кундалини рассматривается как сила Анандамурти), именуется “тантриком”, а тот, кто, уже пройдя подготовительные занятия, получив инициацию и личный инструктаж у кого-то из ачарий, только начал изучать практику AM — “садхаком”. Если неофит — индус по происхождению, то его очень быстро возводят в степень авадхута. Обряд посвящения новых членов проводится в темную безлунную ночь на площадке для кремации трупов или на кладбище. Практику инициации, “духовных танцев” и медитаций на могилах Анандамурти взял у лингаятов. У тантрических шиваитов были также позаимствованы атрибуты культа AM: кинжал, который в секте осмысливается как “символ преданности делу социального и духовного прогресса человечества”, и человеческий череп, необходимый для того, чтобы “приучить людей побеждать страх смерти, освободить их от чувства стыда и отвращения”.

Международную структуру секты отличает высокая степень централизации. AM имеет ряд дочерних организаций: кроме вышеупомянутой PROUT есть еще AMURT (Ananda Marga Universal Relief Team) — “Всемирная команда помощи Ананда марги”, “Ананда марга Парачарак Сангха” (“Общество пропаганды пути блаженства”) и “Всемирное возрождение”.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Содержание

“Мойте руки и ноги перед едой”

Источниками доходов AM, помимо денежных взносов членов движения и сочувствующих, являются также торговля наркотиками, проституция, контрабанда ювелирных изделий и систематическое попрошайничество в поездах. Кроме того, секта владеет фабриками по производству продуктов “здорового питания” марки “Золотой лотос” и магазинами по их распространению.

Основная мантра AM, распеваемая во время киртанов, — Баба нам кевалэм , что означает “только Папа”. В связи с этим стоит упомянуть, что социологические исследования показали: многие члены секты выросли в семьях без отцов.

Марги должны медитировать при всех обстоятельствах дважды в день в течение как минимум 20 минут. Лучшим временем для медитации считаются 45 минут перед восходом и после захода солнца. Каждую неделю необходимо посещать групповые медитации, а также участвовать в семинарах “для развития своих духовных и общественных знаний” и в свободное время совершать киртан.

“Быть ананда-маргом значит находиться на пути самореализации и быть верным Верховному указанию”. От маргов требуется “бескомпромиссная строгость и вера относительно своей идеологии… нести свой долг служения человечеству”, “готовность приносить в жертву все, касающееся идеи”. Марг получает и следующие указания: «Держись в стороне от… критики. <…> Если несознательно… совершена какая-либо ошибка, необходимо немедленно ее признать и попросить наказания. <…> Выполняй кодекс организационной дисциплины.»

Контроль над поведением членов секты таков, что даже подробно указывается, как отправлять туалет, как мыться, как сморкаться, какое носить нижнее белье, что есть и что пить (ограничения в питании у маргов те же, что у неокришнаитов). “Правила поведения” маргов сочетают банальные советы типа “перед тем как чихнуть, прикройте рот рукой и носовым платком”, элементарные этические требования (“следует поблагодарить того, кто вам послужил”, “следует воздерживаться от чтения чужих личных писем” и т. п.) и различные странные предписания: “следует принимать и давать, используя следующую мудру: протяните правую руку, поддерживая ее под локоть левой”; “зевая, прикрывайте рот и одновременно щелкните пальцами” и подобные. А вот истинный шедевр Анандамурти: “Мойте руки и ноги перед едой”. Исполнение таких “заповедей возвращает сознание человека в детское состояние, когда он, слушаясь родителей, учился ходить в туалет и усердно исполнял действия, смысл которых он не понимал. Это прекрасный способ добиться контроля над сознанием адептов.

В секте существует система физических наказаний за различные проступки. Отступники преследуются. Покинувший AM ачария имеет шанс выжить только при условии полного молчания. Двадхут не может уйти ни при каких условиях и “при попытке к бегству” должен быть убит. К счастью, не всегда секте удавалось исполнять это правило.

Навал Кишор, бывший высокопоставленный монах AM, писал в 1975 году о Саркаре как об “извращенце, одержимом манией величия”, чьи “отряды смерти” вешали “предателей”, нанося им при этом множество ножевых ранений. Вот что Кишор писал о практике телесных наказаний “заблудших”: «Анандамурти, сидя на стуле с розгой в руке, безжалостно лупил подходивших к нему по очереди голых монахов… Марги были совершенно обескуражены, узнав, что пока некоторых из них наказывали, другие оставались у Саркара в фаворе, особенно те, которые приводили мальчиков для удовлетворения его извращенных наклонностей.»

“Они все фанатики. Они могут сделать все, что угодно, — это совершенно непредсказуемо. Они готовы умереть и убить”, — говорит другой бывший член AM.

AM представляет собой соединение самого мрачного неотантризма и варианта “третьего пути” — национал-социализма “по-индусски”

Саркар учил своих последователей, что как капиталистическая, так и коммунистическая системы “загнивают” и не могут удовлетворить материальные и духовные нужды человечества. Необходима всеобщая “интеллектуальная революция” под руководством AM. Однако если бездуховные массы, по словам Анандамурти, “неразвитые психически и стремящиеся лишь к удовлетворению своих примитивных инстинктов”, не захотят добровольно проникнуться его идеями, то неизбежно произойдет “революция физическая”. Раввин Иегуда Фаин (Нью-Йорк), бывший член секты, говорил, что марги хотят осуществить широкомасштабное изменение общества, которое должно будет функционировать в соответствии с их принципами. Агитационный листок PROUT содержит следующие положения: «Применение силы неизбежно до тех пор, пока властные группировки не остановят Тиранию и эксплуатацию. Пока не существует справедливого и неэксплуататорского общества, которое давало бы социальные гарантии каждому своему члену, угнетенные имеют право на вооруженное восстание. Мирная революция — это совершенно нереальная концепция.»

Как мы видим, “Путь блаженства” представляет собой соединение самого мрачного неотантризма и варианта “третьего пути” — национал-социализма “по-индусски”. Напомним, что идеи активного социального и политического действия и тем более революционного переустройства мира совершенно чужды традиционному индуизму. Понятие об общественном благе сводилось в нем к необходимости исполнения варнадхармы — религиозно кастового долга. AM же использует все формы западной социальной деятельности, начиная от благотворительности и заканчивая “революционным террором”, который привлекает “бунтующую молодежь” и кажется легким способом достижения тактических и стратегических целей, стоящих перед организацией. Естественно, что перед лицом общества обвинения в международном терроризме AM отрицает.

Для секты характерна публицистика, спекулирующая на тему “эксплуататоров” и “угнетенных” и обличающая “язвы и пороки общества”. Более того, другие религиозные деятели и организации упрекаются в безразличии к социальным вопросам. Что касается искренности заботы об “униженных и оскорбленных” самих маргов, то она сомнительна, ведь благотворительность создает хорошую репутацию, а также служит AM прикрытием и инструментом для религиозной и политической деятельности.

В одних только США AM имела к 1982 году свои клиники, детские сады, раздавала еду бедным в 38 городах. После падения коммунистических режимов в странах Восточной Европы и России AM стала поставлять сюда гуманитарную помощь. Наибольшего успеха AM добилась на территории Румынии. В1990 году румынские власти зарегистрировали среди организаций, призванных оказывать помощь детям, “AMURT Romania” — “Всемирную команду помощи AM в Румынии”. Эта организация получила в свое распоряжение две школы-интерната и два детских дома для детей дошкольного возраста. В декабре 1993 года Румынская лига защиты прав детей (LDCR) начала расследование деятельности AM. Вскрылись такие злоупотребления, как незаконный перевод детей по поддельным документам в приюты AM, отказ от традиционных методов лечения, вовлечение детей в занятия кундалини-йогой. Сектанты, призывая имя Брахмана, проводили “духовное крещение” новорожденных детей. С пяти лет детей начинали обучать тантрической медитации, заставляли повторять мантры. С другой стороны, изображалось согласие с православной традицией: школьников водили по воскресеньям в церковь, несколько детей даже были крещены православным священником. Для сбора пожертвований AM использовала в Швейцарии и Германии плакаты, которые изображали одного из румынских подопечных AM и ссылались на приют AM в Панатау (Румыния). Однако о том, что сбор средств проводит AMURT, не упоминалось, но указывалась несуществующая ассоциация “Leben fuer alle”. Было обнаружено, что земля для строительства приюта в Панатау была приобретена сектой незаконно и что среди школьников этого села велась прозелитическая работа. В конце концов румынские газеты стали печатать разоблачающие AM материалы, а по телевидению был показан портрет члена румынского отделения AMURT, который обвинялся в мошенничестве. В результате активность AMURT в Румынии упала, хотя марги пытались отрицать религиозный характер своей организации и затеяли против LDCR судебный процесс по обвинению в клевете. Для своего оправдания они предъявляли благодарственные письма, полученные ими за благотворительную деятельность от официальных представителей Сомали, Южной Африки, Хорватии, России, Румынии и других стран, причем письмо из Южной Африки было подписано президентом Нельсоном Манделой. Кстати сказать, по словам бывшего директора российского филиала AM, секта активно пользуется подкупом чиновников, что особенно эффективно действует в странах с невысоким уровнем жизни.

Наиболее громким преступлением AM стало убийство 6 монахов-отступников

Обратимся теперь к свидетельствам об экстремистской деятельности AM. Поданным ФБР, служба безопасности AM многократно организовывала нападения на своих политических противников, причем излюбленным оружием нападавших были бомбы, гранаты и кинжалы (“символ прогресса человечества”). Например, сектанты взорвали офис “Эйр-Индия” в Нью-Йорке и зарезали работника этой авиакомпании в Лос-Анджелесе, а также сотрудника посольства Индии в Вашингтоне. В 1978 году в Сиднее при взрыве отеля “Хилтон” погибли офицер полиции и два уборщика. ФБР возложило ответственность за эту акцию на AM. В том же году в той же Австралии два сектанта были приговорены к 16 годам заключения каждый за убийство правого радикала Роберта Камерона. На счету секты террористические акты в Англии, Индии, Малайзии и Скандинавии. В ходе федерального расследования, проведенного в США в начале 80-х годов, выяснилось, что секта имеет в Америке и в Индии лагеря для тренировки террористов. В Швеции был убит человек, оставивший секту. В1981 году, во время визита папы Иоанна Павла II на Филиппины, полиция была вынуждена принять повышенные меры безопасности, так как AM угрожала покушением. Сообщалось также, что во время встречи на высшем уровне в Мексике в октябре 1981 года, а также во время официального визита в США тогдашнего премьер-министра Индии Индиры Ганди, AM намеревалась совершить на нее покушение.

Наиболее громким преступлением AM стало убийство 6 монахов-отступников, в результате чего Саркара и нескольких его последователей в 1971 году арестовали. Во время чрезвычайного положения в Индии (1975–1977 гг.) секта была запрещена, а более чем 400 принадлежавших ей школ закрыто. 27 ноября 1976 года Анандамурти был приговорен к пожизненному заключению за подготовку убийства одного из своих бывших последователей. В знак протеста 7 его учеников покончили с собой через самосожжение в Нью-Дели, Берлине, Женеве, где это произошло на ступенях представительства ООН, в США и на Филиппинах. Кроме того, марги организовывали массовые демонстрации протеста, создали международный комитете поддержку Анандамурти и даже угнали самолет, требуя его освобождения.

Осенью 1978 года газета AM “Калияна Сундарам” опубликовала статью, в которой писалось следующее:

Огненные смерти Диди Уны (Эрика Руперт), Дады Локеши (Гельмут Клейнкнехт) и Гаганы (Линетт Филипс) открыли вооруженную борьбу против врага, против сил, которые противостоят нашим идеалам… Если мы не предпримем никаких усилий для изменения общественного строя, наш Господин останется в тюрьме на всю жизнь… Давайте мобилизуем силы “Дхармы” и объявим врагу тотальную войну. Не теряйте времени даром… Мы не можем больше терпеть общество в том виде, в котором оно существует теперь. Его гибель предрешена. Не будем бояться обеспокоить и даже потрясти мир, так же как и самих себя, свои семьи и своих друзей (наших потенциальных врагов). Требуются громадные усилия, чтобы пробудить общество от смертельной спячки… Будем бороться и умрём за нашу идеологию и установление дхармического порядка над раздавленным обществом. Это требование самого мироздания. Победа будет за нами.

К концу 1978 года приговор Анандамурти был обжалован, обвинение с него было снято и его выпустили на свободу.

Согласно заявлению ЦРУ, сделанному в 1980 году, “не подлежит сомнению, что под прикрытием религиозной деятельности Саркар и его соучастники творят самые отвратительные и ужасные преступления”. Власти США лишили Саркара права въезда в страну; нескольких сектантов выслали из США, других осудили на тюремное заключение. В Индии AM, в руководстве которой много высокопоставленных чиновников, судей, полицейских, армейских офицеров, действует легально, однако состоит под надзором тайной полиции.

В России, как и в других странах, AM действовала через благотворительность, используя гуманитарную помощь как отмычку к сердцам чиновников

В самом конце 80-х AM появилась в Минске, а затем, на рубеже 90-Х, была сформирована санкт-петербургская ячейка. Санкт-Петербург и стал центром российского филиала AM. В Москве секте развернуться не удалось: действовала только небольшая группа последователей. Вербовщики AM искали рекрутов в среде приверженцев “восточной духовности”. Часто “ачарии” посещали летние медитационные лагеря ньюэйджеров, где пропагандировали учение Анандамурти и всем желающим давали посвящение. Применительно к российской ситуации, политический радикализм до времени скрывался. В1992 г. в СНГ было около 30 ачарий и 150 маргов. Как и в других странах, AM действовала через благотворительность, используя гуманитарную помощь как отмычку к сердцам чиновников. С ее помощью марги проникали в школы. Как рассказал один из бывших руководителей российского отделения AM, верхушка секты опиралась на циничный принцип: “кто кормит, тот и хозяин”. Были также попытки взять под свой контроль детский дом в Петербурге, которые, слава Богу, не увенчались успехом.

AM впервые зарегистрировалась еще в 1992 году в Приморье. В том же году AM получила в поселке Тигровом под Хабаровском участок земли и устроила сельскохозяйственную коммуну, попытавшись при этом занять дома местных жителей. Еще одна сельскохозяйственная община приобрела землю за все ту же “гумпо” в деревне Ламаха под Санкт-Петербургом. В начале 1993 года AM получила государственную регистрацию, а в конце того же года зарегистрировала и фасадную общественную организацию — “Благодатный путь”. К этому времени на территории бывшего Советского Союза действовало уже около 50 ачарий…

Казалось, дела у секты идут вполне успешно. Но в российском руководстве AM вспыхнула борьба за контроль над распределением гуманитарной помощи, которая в сочетании с общей смутой и борьбой за власть, начавшейся в AM после смерти Анандамурти уже на международном уровне, привела к сворачиванию ее деятельности в столицах. Некоторые бывшие марги образовали группы так называемых “духовных танцев”. Покинувший секту высокопоставленный марг рассказывал, что отказаться от медитации ему было так же сложно, как от наркотиков, да и воздействия их были схожи.

В 1994 г. была отменена регистрация секты в Приморье — Арбитражный суд Хабаровска признал местную организацию “религиозной с фанатичным уклоном”. Однако уже на следующий год организация вновь регистрируется под названием “АМУРТ — Владивосток” и до сих пор благополучно существует как в Приморье, так и в Хабаровском крае. Более того, на Дальнем Востоке, где местному отделению секты помогает японский филиал, число маргов постепенно растет.

В Приморье базой AM стало фермерское хозяйство “Красная поляна” в Анучинском районе. В Хабаровске, после отказа мэра города Телевича передать в распоряжение секты детский сад, AM вчинила ему судебные иски, но безрезультатно. Тогда на одну из последовательниц AM был зарегистрирован частный вегетарианский детский сад. Попытка зарегистрировать аналогичный детский сад была предпринята и во Владивостоке, но что-то в последний момент сорвалось.

Помимо Дальнего Востока, активность AM заметна в Алтайском крае.

См.: Клюев Б. И. Гуру, “богочеловеки”и “сверхлюди”. С. 86.

Terrorism shadows Yoga seel// Austin American-Statesman. 1982. Sept. 16. P. C25.

The Indian Express. 07.12.1978. Цит. по: Клюев Б. И. Гуру, “богочеловеки” и “сверхлюди”. С. 95.

Религиозные объединения Московской области: Справочник / Авт. колл.: Аверичев Е. П. и др. М„1998. С. 213–214.

Создание танца AM под названием — Тандава приписывается самому божественному йогину Шиве. Во время исполнения танцор держит воображаемые (опубликованные фотографии и свидетельства очевидцев показывают, что часто вполне реальные. — М. П.) меч или факел в правой руке и череп или змею в левой. Эти ритуальные предметы символизируют борьбу сил жизни против сил тьмы и смерти-. См.: Ананда Марга (Благодатный путь). Введение в Тантра Йогу. Минск, 1993. С. 29.

The Times of India. 07.08.1977; The Statement. 16.11.1987. Цит. по: Клюев Б. И. Гуру, “богочеловеки” и “сверхлюди”. С. 95.

По материалам — Диалог-Центра(Орхус. Дания).

Ананда марга. Введение в Тантра Йогу. С. 35.

Там же.

Там же.

Там же. С. 24.

Там же.

Ананда марга. Введение в Тангра Йогу. С. 36.

Cм.: Terrorism shadows Yoga sect P. C25. -The New York Timesписала в 1973 году, что последователи AM в Индии вовлечены в ритуальный гомосексуализм (там же).

Там же.

Там же.

Тезисы доклада Георгия Самойлы на Международном семинаре — Взрыв оккультного тоталитаризма в современном мире” (Орхус. Дания, 10–15 июля 1995 г.). Из архива Центра св. Иринея Лионского.

Terrorism shadows Yoga sect P. C25.

Баркер А. Указ. соч. С. 193.

Диди — старшая сестра; дада — старший брат.

Цит. no: Terrorism shadows Yoga sect P. C25.

Религиозные объединения Московской области. С. 214.

“Нам незачем себя рекламировать”// Православная Москва. 1997. № 16–12 (112–113), июнь.

Игорь Никитин. Верить или доверять? // Золотой рог. Владивосток. 2001.19 апр, С. 7.

10.05.2019 г.

Обсудить данный материал вы можете на сектоведческом форуме.

Дорогие друзья, посетители нашего сайта — самого информативного и самого крупного противосектантского сайта всего русскоязычного интернета!

Для того, чтобы поддерживать и продвигать наш сайт, нужны средства. Если вы получили на сайте нужную информацию, которая помогла вам и вашим близким, пожалуйста, помогите нам материально. Ваше пожертвование сделает возможным донесение нужной информации до многих людей, которые в ней нуждаются, поможет им избежать попадания в секты или выручить тех, кто уже оказался в этих бесчеловечных организациях.

Мы нуждаемся в вашей помощи. Не оставайтесь равнодушными. Пусть дело противостояния тоталитарным сектам станет поистине всенародным!

Заранее — огромное спасибо!

А. Л. Дворкин и вся редакция сайта Центра священномученика Иринея Лионского

Шри Шри Анандамурти

Прабхат Ранджан родился 21 мая 1921 года в Индии в городе Джамалпур штата Бихар. Современники отмечали, что с раннего детства он был очень сопереживающим, неординардным и мистическим ребёнком. С 1939 года Саркар учился в Видьясагарском колледже при университете города Калькутты. Ему не удалось полностью закончить обучение из-за смерти отца и пришлось вернуться домой, чтобы финансово поддерживать семью.

Саркар не принадлежал к какой-либо традиционной религиозной или религиозно-философской школе и не являлся «звеном» в ученической преемственности. С самого рождения у него были сверхъестественные способности, знания об устройстве Вселенной и понимание своего признания.

Адаптируя древнюю науку тантра-йоги к нуждам нового времени, П.Р. Саркар разработал рациональную философию и систему практик для ментального, физического и духовного развития.

В 1944 году Саркар устроился на работу бухгалтером на железную дорогу города Джамалпур. Его считали уважаемым сотрудником, и он проработал там более 20 лет. Первыми учениками Саркара были его близкие друзья и коллеги. Те, кто следовал практикам, которым он учил, обнаруживали, что их жизнь менялась, они преодолевали слабости и негативные тенденции разума. Постепенно всё больше людей присоединялись к духовным практикам, которым он обучал.

В уважительной форме ученики начали называть Прабхат Ранджана — Шри Шри Анандамурти, что означает «тот, кто привлекает других, как воплощение блаженства», а в состоянии глубокой преданности и душевной теплоты его называли просто «Баба», что значит «любимый Отец».

В 1955 году Саркар, продолжая работать служащим на железной дороге, создал организацию «Ананда Марга прачарака сангха» (в переводе — общество продвижения пути блаженства). В название организации Саркар вложил понимание духовности — как универсального пути вне религий, догм и каст. Путём блаженства он считал любое движение человека от невежества и несовершенства к свободе и счастью. Под эгидой организации «Ананда Марга» миссионеры начали распространять его учения по всей Индии, а позднее, и по всему миру.

Главным постулатом организации стала санскритская шлока Atma mokshartam jagat hitayacha, что означает «самореализация и служение всему сущему». Направлениями работы организации «Ананда марга» стали гуманитарная помощь, благотворительность, защита прав человека, гуманная экономика, образование, искусство, экология и защита животных. Новизна подхода Саркара была в том, что каждая сфера деятельности рассматривалась неотделимой от духовной практики. Это делало любую социальную активность практикой уже самой по себе — путём сохранения благожелательности ко всему миру и видения божественности в людях, событиях и объектах.

П.Р. Саркар не был монахом и женился в 1959 году, взяв на себя обязательства по обеспечению и заботе о новой семье. «Ананда Марга» не пропагандирует уход из общества ради духовной практики, а ратует за внедрение духовной практики в повседневную жизнь — как помощь в построении прогрессивного и счастливого общества.

Неогуманизм

Саркар утверждал, что люди, вместо того, чтобы отождествлять себя с определённой расой, религией, национальностью или языковой группой, должны считать себя частью одной великой семьи, включающей всё человечество. Этот тип общественного мировоззрения он называл «универсализмом». В 1982 году в серии бесед, опубликованных в книге «Неогуманизм: освобождение разума», он отмечал, что обычный гуманизм не в состоянии развить человечество до высоты универсализма, и представил миру новую формулировку гуманизма, в основе которого — духовность, назвав его «неогуманизм». Эта философия не делит общество на «своих, духовных» и «чужих, бездуховных» людей, а заботится обо всех членах социума. Причём неогуманизм выступает за сохранность и благополучие не только людей, но и животных, растений и неживого мира.

Образование

Саркар придавал особую важность развитию потенциала детей, начиная с дошкольного возраста. Он утверждал, что если преподаватели детских садов, школ и университетов будут духовными людьми, тогда дети смогут научиться дисциплинам, нравственности и универсальному мировоззрению намного быстрее.

«Ананда Марга» открыла 1200 школ и детских садов по всему миру, которые работают по сей день. Половина из них — в беднейших районах Индии.

Экономика

Прабхат Саркар написал более пятидесяти книг, где предложил идеи развития мировой экономики. Он говорил о нежизнеспособности социалистической системы и кризисе капитализма, — двух моделях общества, равно пренебрегающих духовным началом человека.

В 1959 г. Саркар опубликовал теорию прогрессивного использования «Праут» (PROUT — Progressive utilisation theory) — альтернативу социализму и капитализму. «Праут» выступает за максимально эффективное использование и рациональное распределение ресурсов мира: физических, интеллектуальных и духовных. Теория подразумевает создание экономического строя, гармоничного и справедливого для всех.

Его бескомпромиссная экономико-политическая позиция против коррупции и эксплуатации общества обернулась оппозицией коммунистической партии Индии. Результатом стали запрет организации «Ананда Марга» в Индии и арест Саркара в 1971 году по ложным обвинениям на пожизненный срок.

Помимо заключения, власти попытались отравить Саркара в тюрьме, вследствие чего он частично потерял зрение. В качестве протеста, он решил голодать и в течение пяти лет питался только одним стаканом сыворотки в день.

Под давлением мировой общественности и благодаря вмешательству ООН, дело Саркара было передано в Верховный суд Индии. В результате судебного процесса, с него были сняты все обвинения, и его отпустили из тюрьмы с извинениями в 1978 году.

Искусство

Искусство, по видению Саркара, должно существовать не ради самовыражения, а для служения и всеобщего блага.

Крупным вкладом в сферу искусства стали 5018 песен, написанные Саркаром с 1982 года до момента своего ухода в октябре 1990 года. Песни известны как «Прабхат Самгит» (по-бенгальски «Песни нового рассвета») и выражают духовные чувства человеческого сердца. Большинство песен написаны на родном языке Саркара — на бенгальском. Саркар также писал комедии, драмы, детские сказки.

Культура

Основатель «Ананда Марга» создал труды по филологии и лингвистике, посвящённые санскриту и бенгальскому языку. Так, например, 26 томов энциклопедии Shabda Cayanika («Коллекция слов») посвящены эволюции слов, оборотов и культурных традиций, сформировавших нынешнюю картину индийских и других языков мира.

В 1986 году Саркар дополнил свою духовную философию теорией микровит. Основа концепции — «микровиты» — мельчайшие частицы сознания, являющиеся первопричиной жизни. Эта теория связывает материальный мир и мир идей, соединяет физику, биологию, психологию и математику с целью глубже понять природу Вселенной. Анандамурти говорил о важности исследования микровит для достижения прогресса в материальной науке.

Живя обычной жизнью, — как ребёнок, как школьник, как железнодорожный служащий в маленьком индийском городе, Анандамурти учил многих искренне ищущих людей, как реализовать истину внутри себя. Для своих последователей он создал множество правил, способствующих физическому, психическому и духовному прогрессу, каждому из которых он следовал сам. Саркар был постоянно на виду у своих последователей, в 1965 году он оставил свой пост на железной дороге и работал по 20 часов в сутки, координируя работу организации «Ананда Марга».

Анандамурти передавал знания другим людям, чтобы они могли обучать практикам йоги и медитации — они становились ачарьями — монахами йогической традиции. Ачарьи бесплатно дают инструкции по индивидуальной духовной практике. Их поведение и образ жизни — пример следования этим наставлениям — вдохновляют людей следовать путём духовности.

Скопировано с сайта «Самопознание .ру»

Ананда марга – неоднозначные индуистские секты или учение о самореализации и служении?

Создателем одной из самых деструктивных индуистских сект (или духовного движения?) – Ананда марги – является Прабхат Ранджан Саркар. Он родился в Восточной Индии и согласно мнению последователей был очень необычным человеком. В юности якобы проходил обряды инициации у различных учителей и гуру, получал тайные мантры. Последователи Саркара также верят, что еще в детстве он мог предсказывать будущее, а в йоге достиг такого уровня, что сумел долгое время не принимать ни воды, ни пищи.

1955 – это год, когда Саркаром была создана Ананда марга. Он берет себе имя Шри Шри Анандамурти. Также его именовали: Гурудев, Отец, Баба (Папа). В 60-70е годы организация приобретает статус международной, поскольку у нее были филиалы в США, Европе, Африке и даже в Австралии.

В СССР эта секта (учение) попала в 1980-х годах. Ананда маргу отличает крайняя закрытость. В эту организацию люди привлекаются при помощи личной вербовки, а до этого человек проходит проверки и испытания. Структура секты очень жесткая и сложная. На вершине – гуру и вождь секты (до своей смерти им был Саркар).

Он был для всех абсолютным лидером и ему полностью подчинялись все адепты. Самое близкое к нему окружение – садху, являются просветленными. В своей вербовке представители Ананда марги нацелены на молодежь. Так, из молодежи в секте создаются тайные отряды, представителей которых обучают ведению рукопашного боя и умению пользоваться холодным оружием. Однако многие видят в этой организации скорее духовный путь и опровергают множество слухов.

Совет авадхугов – главный орган в секте на данный момент. Подчиняются совету ачарьи – они проводят инициации новых адептов.

Ачарьи проживают вместе и организуют путешествия с различными миссиями. Помимо монахов (ачарьев) в секте есть и миряне – они отдают секте почти все свои доходы.Помимо доходов адептов секта получает деньги от продажи наркотиков, оружия, контрабанды ювелирных украшений.

Занимаются адепты и попрошайничеством. Кроме того, владеет Ананда марга и несколькими продуктовыми магазинами. Если говорить о правилах поведения адептов, то они должны дважды в день при любых обстоятельствах медитировать, не менее двадцати минут. Кроме медитации в одиночестве необходимо посещать и групповые медитации и участвовать в разного рода семинарах. Примечательно то, что адепты должны избегать критики.

Если человеком была совершена какая-либо ошибка, он должен тут же признать ее и попросить наказание. Поведение адептов регулируется очень жестко – существуют подробные указания, как принимать душ, как носить одежду и что можно и нельзя принимать в пищу. За проступки членов секты подвергают физическим наказаниям, отступников – преследуют.

Тот, кто покидает Ананда маргу, может сохранить свою жизнь лишь при условии того, что он никому не расскажет о деятельности секты. Сейчас конечно всё значительно изменилось, но информацию стараются всё также не разглашать. Саркар говорил, что существующие в мире политические системы ошибочны и не могут принести пользу человечеству. Также он говорил, что, если большинство людей в мире, которые не развиты духовно и которые исполняют лишь свои примитивные инстинкты, неотвратимой станет физическая революция.

Литература в секте делает упор на эксплуатировании и угнетении, а также обличает грехи общества. Другим же духовным деятелям ставится в укор то, что они безразличны к этим вопросам. Члены Ананда марги готовы пойти на многое. Ими даже совершались убийства. Самым известным стало убийство нескольких монахов-отступников. После этого убийства Саркар и ряд его последователей попали под стражу в 1971 году. Основателя секты в ноябре 1971 года приговорили к пожизненному заключению, что вызвало массовые волнения среди адептов – несколько человек совершили самоубийство, был создан международный комитет в поддержку Саркара.

Последователями Ананда марги был даже угнан самолет. В 1978 году, однако, приговор Саркара обжаловали и тот был освобожден. Если говорить о появлении данной секты в России, то можно сказать, что Ананда марга попала в Россию в 1980-х годах. Позднее же, в 90-х годах в Петербурге был создан сектантский центр. И Петербург же превратился в центр российского филиала Ананда марги, в то время, как в Москве секта не обрела особой популярности. Проявляет активность секта в Приморье и в Алтайском крае.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

>Ананда Марга

  • 1 2 3 4 Шри Шри Анандамурти. Ананда Марга Чарьячарья. Часть III. — Алтайский полиграфический комбинат, 2001. — 56 с. — ISBN 5-85458-027-6.
  • Литература

    На русском

    • Ананда Марга // Новые религиозные культы, движения и организации в России: Словарь-справочник / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ; Бакланова Г. Ю. и др.; Под ред. Н. А. Трофимчука. — М.: Изд-во РАГС, 1998. — С. 53—59. — 346 с. — ISBN 5-7729-0027-7.
    • Балагушкин Е. Г. Ананда Марг: мистика и реальность // Молодёжь, религия, атеизм. Вып. 3 / сост. В. А. Алексеев. — М.: Молодая гвардия, 1986. — 216 с.
    • Балагушкин Е. Г. Проблемы морфологического анализа религий / Рос. акад. наук. Ин-т философии. — М.: Институт философии РАН, 2003. — 218 с. — 500 экз. — ISBN 5-201-02140-9.
    • Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России / Системно-аналитический подход : автореферат дис. … доктора философских наук : 09.00.13. — М.: Институт философии РАН, 2006. — 66 с.
    • Индия: религия и политика в общественном сознании : Сб. ст. / АН СССР, Ин-т востоковедения; Отв. ред. Б. И. Клюев, А. Д. Литман. — М.: Наука, 1991. — 209 с. — ISBN 5-02-017283-9.
    • Василенко М. М. Предупреждение преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект / диссертация … кандидата юридических наук : 12.00.08. — Саратов, 2006. — 260 с.
    • Голобокова Я. А. Становление молодёжных общественных объединений Дальнего Востока Российской Федерации в 1990-2005 годах : на примере Приморского и Хабаровского краёв / диссертация … кандидата исторических наук : 07.00.02. — Хабаровск, 2007. — 265 с.
    • Зудов Е. В. Характер и причины аберрации восточных религиозно-философских мотивов в новых религиозных движениях / диссертация … кандидата философских наук : 24.00.01. — Томск: Том. гос. ун-т, 2016. — 172 с.
    • История религий в России : учебник / Баширов Л. А., Васильева О. Ю., Зуев Ю. П. и др.; под общ. ред. О. Ю. Васильевой, Н. А. Трофимчука. — 2-е изд., доп. — М.: Изд-во РАГС, 2004. — 690 с. — (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации). — ISBN 5-7729-0235-0.
    • Копысов Д. Ю. Сущность и специфика современных нетрадиционных религий / диссертация … кандидата философских наук : 09.00.06. — М., 1994. — 159 с.
    • Литман А. Д. Проблемы секуляризма в развивающихся странах Востока (на материалах Индии) // Вопросы научного атеизма. Вып. 20. Актуальные проблемы истории атеизма и религии / Редкол. А. Ф. Окулов (отв. ред.); Акад. обществ. наук ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. — М.: Мысль, 1976. — С. 303—323. — 327 с. — 19 200 экз.
    • Религия, религиозные объединения и охрана государственной границы России : учебное пособие / Бондаренко В. А. и др.; Пограничная акад. Федеральной службы безопасности Российской Федерации. — М.: Пограничная академия ФСБ России, 2005. — 252 с.
    • Родионов М. А. Социально-политическая безопасность России : учебное пособие / М. А. Родионов; Российская акад. гос. службы при Президенте Российской Федерации. — М.: Изд-во РАГС, 2009. — 144 с. — ISBN 978-5-7729-0431-2.
    • Романова Е. Г. Деятельность международной организации на Дальнем Востоке России: Хабаровский и Приморский центры в 1990—2005 гг. // Религиоведение. — 2006. — № 3. — С. 103—112. — ISSN 2072-8662.
    • Романова Е. Г. Новое религиозное объединение Ананда Марга в странах Дальнего Востока и в России / автореферат дис. … кандидата философских наук : 09.00.13. — М., 2007. — 26 с.
    • Романова Е. Г. Хроника Ананда Марга: неформалы или экстремисты? // Религиоведение. — 2014a. — № 2. — С. 175—185. — ISSN 2072-8662. Архивировано 5 марта 2016 года.
    • Романова Е. Г. Маргинальность Ананда Марга как специфический вариант синкретизма новых религиозных объединений ХХ века // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. — 2014b. — № 2. — С. 108—114.
    • Сабиров Р. Т. Религиозная ситуация в Монголии: конец 1980-х-1990-е годы / автореферат дис. … кандидата исторических наук : 07.00.03. — Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2004. — 27 с.
    • Терроризм и религия / Рос. акад. наук, Обществ.-консультатив. совет по проблемам борьбы с междунар. терроризмом ; сост. Л. В. Брятова. — М.: Наука, 2005. — 199 с. — ISBN 5-02-033829-8.
    • Чайкин В. Н. Формы манипулирования в негосударственных организациях с признаками деструктивных культов в Российской Федерации / диссертация … кандидата социологических наук : 22.00.04. — Н. Новгород: Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского, 2011. — 184 с.
    • Щепановская Е. М. Современные течения в индуизме: тенденции развития // Восток на Западе: материалы научных конференций, посвящённых Году Индии в России / сост. и общ. ред. А. С. Тимощук. — Владимир: Изд. Владим. гос. ун-та, 2009. — С. 127—134. — 135 с.

    На английском аффилированная

    • Авадхутика Ананда Митра Ачарья. Духовная философия Шри Шри Анандамурти: комментарии к Ананда Сутрам: пер. с англ. — Барнаул: Издательство «Публикации Ананда Марги (Россия)», 2007. — 350 с.
    • Ананда Марга Чарьячарья, часть 3. Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 2001. — 56 с.
    • Йога: путь тантры / Ачарья Бхавамуктананда Авадхута. — Публикации Ананда Марги (Россия)™, 2012. — ISBN 5-85458-023-3.
    • Мысли П. Р. Саркара: пер. с англ. — Барнаул: Издательство «Публикации Ананда Марги (Россия)», 2007. — 104 с.
    • Саркар П. Р. Неогуманизм: освобождение разума: пер. с англ. — Барнаул: Издательство «Публикации Ананда Марги (Россия)», 2007. — 93 с.
    • Шри Шри Анандамурти. Йога Психология: пер. с англ. — Издательство «Публикации Ананда Марги (Россия)», 2002. — 216 с.
    • Шри Шри Анандамурти. Руководство к поведению человека.: пер. с англ. — Издательство «Публикации Ананда Марги (Россия)», 2002. — 44 с.

    > Ссылки

    • Официальный сайт Ananda Marga (англ.)
    • Официальный сайт «Ананда Марга в России»

    >Ананда марга

    Ананда марга — неотантрийская секта самодельного толка

    Прабхат Ранджан Саркар (1923–1990) — создатель “Ананда марга” (Общества моралистов) — (АМ), самой, пожалуй, зловещей псевдоиндуистской секты, родился в штате Бихар (Восточная Индия). Он пробовал себя в журналистике, служил бухгалтером железнодорожных мастерских в своем родном штате. Согласно вымыслу и мифологии “Ананда марги”, сразу после рождения он потянулся не к материнской груди, а взял стакан молока и выпил его.

    Создатель тоталитарной секты Ананда Марга — Анандамурти

    Уже в раннем детстве он будто бы получил от каких-то великих духовных учителей посвящения и секретные мантры, что дружно отрицают гуру традиционных парампар; нет также и сведений о том, чтобы Саркар практиковал в юности йогу, однако его последователи верят, что еще мальчиком он обрел дар всеведения и предсказания будущего, а в йоге достиг таких успехов, что мог подолгу обходиться без воды и пищи, получая, подобно растениям, энергию из воздуха и света, и даже творить чудеса. Например, во время вооруженного китайско-индийского конфликта в Гималаях он якобы остановил своей духовной силой наступление китайской армии и заставил ее в 1962 году отойти в Тибет.

    От фашизма к революции основные идеи секты Ананда Марга

    Пик активности опасной секты

    В 60-70-е годы, время наибольшей активности гуруистских культов, Ананда марга становится международной организацией, имеющей сеть филиалов в США, Западной Европе, Азии, Африке и Австралии. В 80-х годах Ананда марга начинает проникать в страны Восточной Европы и в СССР. Число членов секты к 1982 году, по заявлению самих сектантов, составило 3 млн, из них 20 тыс. — в США; по данным американского госдепартамента — 400 тыс., из которых 5 тыс. — в США.

    В настоящее время штаб-квартира Ананда марга расположена в Калькутте, а основные зарубежные центры — в Нью-Йорке, Лондоне, Берлине, Гонконге, Маниле, Сиднее и Найроби; численность секты — около 250 тысяч.

    Ананда марга — это закрытая тайная организация, устроенная по военному образцу и привлекающая новых членов посредством личной вербовки, после проверок и испытаний. Секта имеет жесткую и сложную иерархическую структуру. На вершине пирамиды до 1990 г. стоял Анандамурти — гуру и вождь, неоспоримый авторитет, у которого члены секты находились в полном подчинении и которому поклонялись, как живому богу. Ближайшее его окружение — садвипра (“просветленные”, “праведники”), или “садху”, считаются “духовной элитой”, людьми будущего, обладающими “космическим сознанием” и сверхъестественными способностями. Они готовы к самопожертвованию и насилию, которое, согласно Анандамурти, “есть квинтэссенция жизни… власть может быть захвачена только силой”. Установить в мире “власть просветленных” (“садвипра радж”) Анандамурти планировал к 2005 году. Первым шагом к этому должен был стать приход к власти созданной им политической партии — PROUT (Progressive Utilization — “Прогрессивное использование”), во главе которой и стали садвипра. PROUT не достигла в Индии особых политических успехов, даже создав так называемый Прутистский блок, зато приобрела дурную славу террористическими методами борьбы со своими противниками. Европейский центр PROUT находится в Копенгагене.

    Главные и руководство в команде опасной секты Ананда марга

    “Верховным командованием” Ананда марга сейчас является Совет авадхугов (монахов-“полковников” —руководителей отделений AM). У них в подчинении на положении “капитанов” состоят ачарьи, которые инициируют новых членов и дают им санскритские имена и мантры. Авадхуты носят одинаковую индийскую одежду красновато-оранжевого цвета, в униформе ачарьев обязателен белый низ. Ачарьи — “дада” (монахи) и “диди” (монахини) — живут в коммунах или путешествуют для выполнения различных миссий. Есть в Ананда марга и “миряне” — марги, отдающие секте большую часть своих доходов. Те, кто добровольно работает на секту, называются волонтерами, т. е. добровольцами. Член Ананда марга, практикующий созданную Саркаром упрощенную разновидность тантрической йоги (в которой кундалини рассматривается как сила Анандамурти), именуется “тантриком”, а тот, кто, уже пройдя подготовительные занятия, получив инициацию и личный инструктаж у кого-то из ачарий, только начал изучать практику Ананда марга — “садхаком”. Если неофит — индус по происхождению, то его очень быстро возводят в степень авадхута.

    Обряд посвящения в неотантрической секте Ананда марга

    Обряд посвящения новых членов проводится в темную безлунную ночь на площадке для кремации трупов или на кладбище. Практику инициации, “духовных танцев” и медитаций на могилах Анандамурти взял у лингаятов. У тантрических шиваитов были также позаимствованы атрибуты культа Ананда марга: кинжал, который в секте осмысливается как

    “символ преданности делу социального и духовного прогресса человечества”, и человеческий череп, необходимый для того, чтобы “приучить людей побеждать страх смерти, освободить их от чувства стыда и отвращения”.

    Адепты тоталитарной секты Ананда Марга

    Международную структуру секты отличает высокая степень централизации. AM имеет ряд дочерних организаций: кроме вышеупомянутой PROUT есть еще AMURT (Ananda Marga Universal Relief Team) —

    • “Всемирная команда помощи Ананда марги”,
    • “Ананда марга Парачарак Сангха” (“Общество пропаганды пути блаженства”) и
    • “Всемирное возрождение”.

    Источниками доходов Ананда марга, помимо денежных взносов членов движения и сочувствующих, являются также торговля наркотиками, проституция, контрабанда ювелирных изделий и систематическое попрошайничество в поездах. Кроме того, секта владеет фабриками по производству продуктов “здорового питания” марки “Золотой лотос” и магазинами по их распространению.

    Основная мантра Ананда марга, распеваемая во время киртанов, — Баба нам кевалэм, что означает “только Папа”. В связи с этим стоит упомянуть, что социологические исследования показали: многие члены секты выросли в семьях без отцов.

    Мойте руки и ноги перед едой

    Контроль над поведением членов секты таков, что даже подробно указывается, как отправлять туалет, как мыться, как сморкаться, какое носить нижнее белье, что есть и что пить (ограничения в питании у маргов те же, что у неокришнаитов). “Правила поведения” маргов сочетают банальные советы типа “перед тем как чихнуть, прикройте рот рукой и носовым платком”, элементарные этические требования (“следует поблагодарить того, кто вам послужил”, “следует воздерживаться от чтения чужих личных писем” и т. п.) и различные странные предписания: “следует принимать и давать, используя следующую мудру: протяните правую руку, поддерживая ее под локоть левой”; “зевая, прикрывайте рот и одновременно щелкните пальцами” и подобные. А вот истинный шедевр Анандамурти: “Мойте руки и ноги перед едой”.

    Исполнение таких “заповедей возвращает сознание человека в детское состояние, когда он, слушаясь родителей, учился ходить в туалет и усердно исполнял действия, смысл которых он не понимал. Это прекрасный способ добиться контроля над сознанием адептов.
    В секте существует система физических наказаний за различные проступки. Отступники преследуются. Покинувший Aнанда Mарга ачария имеет шанс выжить только при условии полного молчания.

    Тоталитарная секта в Канаде

    Двадхут не может уйти ни при каких условиях и “при попытке к бегству” должен быть убит. К счастью, не всегда секте удавалось исполнять это правило.

    Навал Кишор, бывший высокопоставленный монах Aнанда Mарга , писал в 1975 году о Саркаре как об “извращенце, одержимом манией величия”, чьи “отряды смерти” вешали “предателей”, нанося им при этом множество ножевых ранений. Вот что Кишор писал о практике телесных наказаний “заблудших”:

    Анандамурти, сидя на стуле с розгой в руке, безжалостно лупил подходивших к нему по очереди голых монахов… Марги были совершенно обескуражены, узнав, что пока некоторых из них наказывали, другие оставались у Саркара в фаворе, особенно те, которые приводили мальчиков для удовлетворения его извращенных наклонностей.

    “Они все фанатики. Они могут сделать все, что угодно, — это совершенно непредсказуемо. Они готовы умереть и убить”, — говорит другой бывший член Aнанда Mарга.

    В самом конце 80-х годов Aнанда Mарга появилась в Минске, а затем, на рубеже 90-х годов, была сформирована санкт-петербургская ячейка. Санкт-Петербург и стал центром российского филиала Aнанда Mарга. В Москве секте развернуться не удалось: действовала только небольшая группа последователей. Вербовщики Aнанда Mарга искали и продолжают искать рекрутов в среде приверженцев “восточной духовности”. Часто “ачарии” посещали летние медитационные лагеря нью-эйджеров, где пропагандировали учение Анандамурти и всем желающим давали посвящение.

    Похороны создателя секты Ананда-марга Прабхат Ранджан Саркар

    Применительно к российской ситуации, политический радикализм до времени скрывался. В 1992 году в СНГ было около 30 ачарий и 150 маргов. Как и в других странах, Aнанда Mарга действовала через благотворительность, используя гуманитарную помощь как отмычку к сердцам чиновников. С ее помощью марги проникали в школы. Как рассказал один из бывших руководителей российского отделения Aнанда Mарга, верхушка секты опиралась на циничный принцип: “кто кормит, тот и хозяин”. Были также попытки взять под свой контроль детский дом в Петербурге, которые, слава Богу, не увенчались успехом.

    Aнанда Mарга впервые зарегистрировалась еще в 1992 году в Приморье. В том же году Aнанда Mарга получила в поселке Тигровом под Хабаровском участок земли и устроила сельскохозяйственную коммуну, попытавшись при этом занять дома местных жителей.

    Еще одна сельскохозяйственная община приобрела землю за все ту же “гумпо” в деревне Ламаха под Санкт-Петербургом. В начале 1993 года Aнанда Марга получила государственную регистрацию, а в конце того же года зарегистрировала и фасадную общественную организацию — “Благодатный путь”. К этому времени на территории бывшего Советского Союза действовало уже около 50 ачарий…

    Казалось, дела у секты идут вполне успешно. Но в российском руководстве Aнанда Mарга вспыхнула борьба за контроль над распределением гуманитарной помощи, которая в сочетании с общей смутой и борьбой за власть, начавшейся в Aнанда Mарга после смерти Анандамурти уже на международном уровне, привела к сворачиванию ее деятельности в столицах. Некоторые бывшие марги образовали группы так называемых “духовных танцев”. Покинувший секту высокопоставленный марг рассказывал, что отказаться от медитации ему было так же сложно, как от наркотиков, да и воздействия их были схожи.

    Ананда Марга в России

    В 1994 году была отменена регистрация секты в Приморье — Арбитражный суд Хабаровска признал местную организацию “религиозной с фанатичным уклоном”. Однако уже на следующий год организация вновь регистрируется под названием “АМУРТ — Владивосток” и до сих пор благополучно существует как в Приморье, так и в Хабаровском крае. Более того, на Дальнем Востоке, где местному отделению секты помогает японский филиал, число маргов постепенно растет.

    Тоталитарная секта Ананда Марга в России Тоталитарная секта Ананда Марга в России и ее лидер в Барнауле

    От фашизма до революции

    Саркар учил своих последователей, что как капиталистическая, так и коммунистическая системы “загнивают” и не могут удовлетворить материальные и духовные нужды человечества. Необходима всеобщая “интеллектуальная революция” под руководством Aнанда Mарга. Однако если бездуховные массы, по словам Анандамурти, “неразвитые психически и стремящиеся лишь к удовлетворению своих примитивных инстинктов”, не захотят добровольно проникнуться его идеями, то неизбежно произойдет “революция физическая”. Раввин Иегуда Фаин (Нью-Йорк), бывший член секты, говорил, что марги хотят осуществить широкомасштабное изменение общества, которое должно будет функционировать в соответствии с их принципами. Агитационный листок PROUT содержит следующие положения:

    Применение силы неизбежно до тех пор, пока властные группировки не остановят Тиранию и эксплуатацию. Пока не существует справедливого и неэксплуататорского общества, которое давало бы социальные гарантии каждому своему члену, угнетенные имеют право на вооруженное восстание. Мирная революция — это совершенно нереальная концепция.
    Как мы видим, “Путь блаженства” представляет собой соединение самого мрачного неотантризма и варианта “третьего пути” — национал-социализма “по-индусски”.

    Напомним, что идеи активного социального и политического действия и тем более революционного переустройства мира совершенно чужды традиционному индуизму. Понятие об общественном благе сводилось в нем к необходимости исполнения варнадхармы — религиозно кастового долга. Aнанда Mарга же использует все формы западной социальной деятельности, начиная от благотворительности и заканчивая “революционным террором”, который привлекает “бунтующую молодежь” и кажется легким способом достижения тактических и стратегических целей, стоящих перед организацией. Естественно, что перед лицом общества обвинения в международном терроризме Aнанда Mарга отрицает.

    Для секты характерна публицистика, спекулирующая на тему “эксплуататоров” и “угнетенных” и обличающая “язвы и пороки общества”. Более того, другие религиозные деятели и организации упрекаются в безразличии к социальным вопросам. Что касается искренности заботы об “униженных и оскорбленных” самих маргов, то она сомнительна, ведь благотворительность создает хорошую репутацию, а также служит Aнанда Mарга прикрытием и инструментом для религиозной и политической деятельности.

    Успех Aнанда Mарга в Румынии

    В одних только США Aнанда Mарга имела к 1982 году свои клиники, детские сады, раздавала еду бедным в 38 городах. После падения коммунистических режимов в странах Восточной Европы и России Aнанда Mарга стала поставлять сюда гуманитарную помощь. Наибольшего успеха Aнанда Mарга добилась на территории Румынии.

    В 1990 году румынские власти зарегистрировали среди организаций, призванных оказывать помощь детям, “AMURT Romania” — “Всемирную команду помощи Aнанда Mарга в Румынии”. Эта организация получила в свое распоряжение две школы-интерната и два детских дома для детей дошкольного возраста. В декабре 1993 года Румынская лига защиты прав детей (LDCR) начала расследование деятельности Aнанда Mарга. Вскрылись такие злоупотребления, как незаконный перевод детей по поддельным документам в приюты Aнанда Mарга, отказ от традиционных методов лечения, вовлечение детей в занятия кундалини-йогой.

    Сектанты, призывая имя Брахмана, проводили “духовное крещение” новорожденных детей. С пяти лет детей начинали обучать тантрической медитации, заставляли повторять мантры. С другой стороны, изображалось согласие с православной традицией: школьников водили по воскресеньям в церковь, несколько детей даже были крещены православным священником.

    Офисы секты Ананда Марга

    Для сбора пожертвований Aнанда Mарга использовала в Швейцарии и Германии плакаты, которые изображали одного из румынских подопечных Aнанда Mарга и ссылались на приют Aнанда Mарга в Панатау (Румыния). Однако о том, что сбор средств проводит AMURT, не упоминалось, но указывалась несуществующая ассоциация “Leben fuer alle”. Было обнаружено, что земля для строительства приюта в Панатау была приобретена сектой незаконно и что среди школьников этого села велась прозелитическая работа.

    Ананда Марга в Румынии Ананда Марга в Румынии

    В конце концов румынские газеты стали печатать разоблачающие Aнанда Mарга материалы, а по телевидению был показан портрет члена румынского отделения AMURT, который обвинялся в мошенничестве. В результате активность AMURT в Румынии упала, хотя марги пытались отрицать религиозный характер своей организации и затеяли против LDCR судебный процесс по обвинению в клевете. Для своего оправдания они предъявляли благодарственные письма, полученные ими за благотворительную деятельность от официальных представителей Сомали, Южной Африки, Хорватии, России, Румынии и других стран, причем письмо из Южной Африки было подписано президентом Нельсоном Манделой. Кстати сказать, по словам бывшего директора российского филиала Aнанда Mарга, секта активно пользуется подкупом чиновников, что особенно эффективно действует в странах с невысоким уровнем жизни.

    Данные ФБР о секте АМ

    Обратимся теперь к свидетельствам об экстремистской деятельности Aнанда Mарга. Поданным ФБР, служба безопасности Aнанда Марги многократно организовывала нападения на своих политических противников, причем излюбленным оружием нападавших были бомбы, гранаты и кинжалы (“символ прогресса человечества”). Например, сектанты взорвали офис “Эйр-Индия” в Нью-Йорке и зарезали работника этой авиакомпании в Лос-Анджелесе, а также сотрудника посольства Индии в Вашингтоне. В 1978 году в Сиднее при взрыве отеля “Хилтон” погибли офицер полиции и два уборщика. ФБР возложило ответственность за эту акцию на Aнанда Mарга.

    В том же году в той же Австралии два сектанта были приговорены к 16 годам заключения каждый за убийство правого радикала Роберта Камерона. На счету секты террористические акты в Англии, Индии, Малайзии и Скандинавии. В ходе федерального расследования, проведенного в США в начале 80-х годов, выяснилось, что секта имеет в Америке и в Индии лагеря для тренировки террористов. В Швеции был убит человек, оставивший секту. В1981 году, во время визита папы Иоанна Павла II на Филиппины, полиция была вынуждена принять повышенные меры безопасности, так как Aнанда Mарга угрожала покушением. Сообщалось также, что во время встречи на высшем уровне в Мексике в октябре 1981 года, а также во время официального визита в США тогдашнего премьер-министра Индии Индиры Ганди, Aнанда Mарга намеревалась совершить на нее покушение.

    Наиболее громким преступлением Aнанда Mарга стало убийство 6 монахов-отступников, в результате чего Саркара и нескольких его последователей в 1971 году арестовали. Во время чрезвычайного положения в Индии (1975–1977 гг.) секта была запрещена, а более чем 400 принадлежавших ей школ закрыто.

    27 ноября 1976 года Анандамурти был приговорен к пожизненному заключению за подготовку убийства одного из своих бывших последователей. В знак протеста 7 его учеников покончили с собой через самосожжение в Нью-Дели, Берлине, Женеве, где это произошло на ступенях представительства ООН, в США и на Филиппинах. Кроме того, марги организовывали массовые демонстрации протеста, создали международный комитете поддержку Анандамурти и даже угнали самолет, требуя его освобождения.

    Калияна Сундарам

    Осенью 1978 года газета Aнанда Mарга “Калияна Сундарам” опубликовала статью, в которой писалось следующее:

    Огненные смерти Диди Уны (Эрика Руперт), Дады Локеши (Гельмут Клейнкнехт) и Гаганы (Линетт Филипс) открыли вооруженную борьбу против врага, против сил, которые противостоят нашим идеалам… Если мы не предпримем никаких усилий для изменения общественного строя, наш Господин останется в тюрьме на всю жизнь… Давайте мобилизуем силы “Дхармы” и объявим врагу тотальную войну. Не теряйте времени даром… Мы не можем больше терпеть общество в том виде, в котором оно существует теперь. Его гибель предрешена.

    Не будем бояться обеспокоить и даже потрясти мир, так же как и самих себя, свои семьи и своих друзей (наших потенциальных врагов). Требуются громадные усилия, чтобы пробудить общество от смертельной спячки… Будем бороться и умрём за нашу идеологию и установление дхармического порядка над раздавленным обществом. Это требование самого мироздания. Победа будет за нами.

    К концу 1978 года приговор Анандамурти был обжалован, обвинение с него было снято и его выпустили на свободу.

    Шарлатан Анандамурти Шарлатан Анандамурти в окружении псов

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *