Андреевский храм Ставрополь

Адрес: улица Рогожникова, 19/1

Настоятель: митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл

Телефон: (8652) 41-33-48

Сайт храма: vladimir-knyaz.cerkov.ru

Святой равноапостольный великий князь Владимир – Креститель Руси

Празднование 28/15 июля

До крещения

Владимир был внуком святой равноапостольной Ольги, сыном князя Святослава, который прославился своими военными походами. Мать Владимира, Малуша, была рабыней, которую Святослав взял в жены против воли матери. Разгневанная Ольга, считая невозможным брак своей «ключницы» с сыном — наследником великого Киевского княжения, отправила Малушу на свою родину. Там и родился, около 960 года, мальчик, названный русским языческим именем Володимир.

В 972 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, разделил Русскую землю между тремя сыновьями. В Киеве начал княжить Ярополк, в Древлянской земле — Олег, в Новгороде — Владимир. Тотчас после смерти отца между братьями разгорелась междоусобная война. В борьбе с Ярополком погиб Олег, а Владимир бежал в Скандинавию. Новгород оказался в руках киевского князя. Вернувшись на Русь с варяжской дружиной, Владимир отвоевал обратно Новгород и с новыми силами пошел на Киев. Город был взят, а Ярополк убит. В результате многочисленных военных походов Владимир подчинил себе крупнейшие города.

Молодой Владимир предавался бурной чувственной жизни, хотя далеко не был таким сластолюбцем, каким его иногда изображают. Он «пас свою землю правдою, мужеством и разумом», как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширял и оборонял ее пределы силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры. Рядом с княжеским двором были установлены кумиры языческих богов, там же проводились жертвоприношения, в том числе человеческие. Подобные капища были установлены во многих городах Руси.

Крещение

Но Господь готовил князю иное поприще. Обращение Владимира в православную веру митрополит Иларион, младший современник святого, объясняет божественным откровением, подобно тому, которое по пути в Дамаск испытал гонитель христиан Савл: «И прииде на него посещение Вышнего, призре на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссияла мысль в сердце его, да разумеет суету идольского прельщения».

По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от булгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи из Хазарского каганата и византийские богословы. Князь расспрашивал каждого об их вере. Самое сильное впечатление произвел на него православный миссионер, который в заключение своей беседы показал ему икону Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе».

Между тем князь, склоняясь к принятию веры от Византии, не желал умолять своего достоинства перед лицом императора. В то время Византийскую империю сотрясали удары мятежного полководца Варды Фоки, который уже примеривал царскую корону. В трудных условиях императоры, братья-соправители Василий II и Константин VIII, обратились за помощью к Владимиру.

В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны, что было для византийцев неслыханной дерзостью. Заключили договор, согласно которому Владимир должен был послать в помощь императорам шесть тысяч варягов, принять святое крещение и при этом условии получить руку царевны. Великий князь крестился и направил в Византию военную подмогу. С помощью русских мятеж был разгромлен, а Варда Фока убит. Но греки, обрадованные неожиданным избавлением, не торопились выполнять свою часть договора.

Возмущенный их лукавством, князь Владимир двинулся со своими войсками в древний Херсонес, византийский порт на Крымском полуострове, завоевал город и выдвинул ультиматум императорам. Его послы прибыли в Константинополь за царевной.

С Анной на Русь прибыли епископы и священники со многими иконами, мощами и богослужебными книгами, еще во времена Кирилла и Мефодия переведенными на славянский язык. Казалось, сама Святая Вселенская Церковь двинулась в просторы Русской земли, и обновленная в купели крещения Святая Русь открывалась навстречу Христу и Его Церкви.

Наступило незабываемое и единственное в русской истории утро крещения киевлян в водах Днепра.

После крещения

Трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося в самом великом князе и во всем русском народе. В чистых киевских водах, как в «бане пакибытия», осуществилось таинственное преображение русского духа, рождение народа, призванного Богом к невиданным подвигам христианского служения человечеству.

Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних погостов, повелел святой Владимир ниспровергнуть языческие капища, иссечь истуканов, а на месте их поставить церкви. Для утверждения веры в новопросвещенном народе нужны были ученые люди и школы для их подготовки. Поэтому святой Владимир «начаша от отцов и матерей взимати младые дети и давати в училище учитися грамоте». Такое же училище было устроено в Новгороде и в других городах. «И бысть множество училищ книжных, и бысть от сих множество любомудрых философев», — говорит летописец.

Средством христианской проповеди были и знаменитые пиры святого Владимира: по воскресеньям и большим церковным праздникам после литургии выставлялись для киевлян обильные праздничные столы, звонили колокола, славословили хоры. «Больным и нищим доставлял князь бочки меду, и хлеб, и мясо, и рыбу, и сыр, желая, чтобы все приходили и пировали, славя Бога».

Святой Владимир правил Русским государством 37 лет (978-1015), из них 28 лет прожил во святом крещении. 15 июля 1015 года Креститель Руси тяжело заболел и предал дух Господу в селе Спас-Берестове.

Его тело было погребено в выстроенной самим князем Десятинной церкви. Мощи положены в мраморной раке, поставленной в Климентовском приделе рядом с такой же ракой царицы Анны.

Народное почитание равноапостольного князя началось на Руси очень рано, практически сразу после его смерти. Церковное празднование святому было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением Владимира, была им одержана знаменитая Невская победа над шведскими рыцарями.

Пока училась в Ставрополе очень часто посещала этот собор. Но в последнее мое посещение , 1 сентября 2018 года,была очень разочарована отношением к прихожанам,женщины которая торгует свечками. Светлая,с короткой стрижкой,возраст 45-50 лет. При входе в помещение,где торгуют свечами и заказывают службы, я стала невольным свидетелем ее скандала с очень пожилым мужчиной,который поинтересовался, как подать молебен. После ее грубости ,заказывать он ничего не стал и вышел. Когда же я обратилась за советом,как заказать молебен с окафистом,мне так же она нагрубила,и мне пришлось обратиться к рядом стоящей работнице храма. Обратиться с жалобой у меня не было возможности,т. к. была ограничена во времени,а на тот момент батюшка отсутствовал. Во время своего следующего приезда,я бы хотела обратить внимание батюшки,на неподобающе отношение к прихожанам. Посещать Андреевский храм из-за подобных хамок,которым работать в храме,уж совсем не место!!!!! Попробую все снять на видео,в следующий раз и отправлю в вышестоящие организации

Мiръ Россия Хабаровский край Хабаровск Кафедральный Андреевский собор (Ставрополь)

Идёт загрузка карты…

Андреевский кафедральный собор действует уже более ста лет и является одним из самых основных храмов всего Ставропольского края. Это большой четырёхстолпный однокупольный храм, выполненный в русско-византийском стиле, очень красивый внутри и снаружи. Находится в центральной части города. Поблизости расположен Архиерейский лес.

История

Ставропольская и Владикавказская епархия Русской Православной Церкви была учреждена в 1843 году с центром в городе Ставрополе. Первоначально епархия именовалась Кавказской и Черноморской, позднее Кавказской и Екатеринодарской, Ставропольской и Екатеринодарской, Ставропольской и Бакинской и с 1998 года — Ставропольской и Владикавказской.

Все это время центром епархии был и остается город Ставрополь. Первоначально собор Святого Андрея Первозданного представлял собой небольшую деревянную церковь, которая была построена, как писал краевед и историк Северного Кавказа И. В. Бентковский, «за общественный счет под наблюдением Преосвященного епископа Иеремии, с той целью, чтобы основать здесь со временем Архиерейский дом и мужской монастырь».

В 1850 году епископ Кавказский и Черноморский Иоанникий (Образцов, на кафедре с 1849-го по 1857-й год), поднял вопрос об устройстве в Андреевской церкви нового Архиерейского подворья, располагавшегося с 1843 года на территории Крестовоздвиженской церкви города. Решение земельного вопроса затянулось и лишь в канун 900-летия Креще¬ния Руси (1888 г.) епископ Ставропольский и Екатеринодарский Владимир (Петров, на кафедре с 1886-го по 1889-й год) пишет ставропольскому губернатору: «Имею честь препроводить к рассмотрению в техническом отношении смету на постройку дома с подвалами, присоединяемого к существующей Крестовой церкви во имя св. Андрея Первозванного».

Собор был построен в 1897 году. Автор проекта — архитектор Г.П. Кусков. Но в 1930 году был закрыт. Однако через двенадцать лет, в 1942 году был возвращен и вновь распахнул свои двери для ставропольских православных жителей, и более не закрывался. В 1990 году была успешно восстановлена колокольня храма, сооруженная в 1888 году в честь празднования 900-летия Крещения Руси. Поэтому и храм на первом этаже был освящен в память святого равноапостольного великого князя Владимира – просветителя Руси. При советской власти верхний ярус колокольни был разрушен. Остался лишь храм святого Владимира и несколько комнат над ним.

Современное состояние

Пробитый снарядом колокол, привезенный из Грозного

Андреевский кафедральный собор пользуется большой популярностью среди ставропольских православных жителей и имеет свои традиции. Традиционным праздником собора является день Андрея Первозванного, собирающий в стенах храма верующих со всей Ставропольской и Невинномысской епархии. Во время проведения этого праздника по традиции торжественное богослужение обычно возглавляет Архиепископ Феофан. На таких праздниках можно заметить прихожан самых разных возрастов — как детей, так и людей преклонного возраста. Люди молятся соборно, ставят свечи.

На деревянном постаменте рядом с Андреевским собором — пробитый снарядом колокол, привезенный из Грозного. В последний раз он звонил в 1995 году и единственный уцелел после бомбежки храма во имя Михаила Архангела. Сегодня храм восстановлен, но вырванный язык колокола не дает забыть, как зыбко мирное благополучие.

Посетить этот собор просто необходимо при посещении Ставрополя, так как это, плюс ко всему, еще и одна из самых главных исторических достопримечательностей города.

Святыни

В Андреевском храме, чудом уцелевшем в эпоху гонений, находятся многие чтимые иконы. По учению церкви, каждая икона чудотворна. Из икон, заслуживших особое внимание, следует отметить те, которые написаны в Афонском Русском Пантелимоновом монастыре. Особо почитаемой иконой храма является образ Божией Матери «Троеручица» и «Утоли моя печали». Эти большие образа — ещё и свидетельство благочестия наших предков, поскольку принесены они были на руках с далёкого Афона.

Мощи св. ап. Андрея Первозванного прибыли в Ставрополь

Икона благоверного князя Александра Невского отличается хорошим письмом, основательностью. Она прошла страшную эпоху гонений и могла погибнуть просто от неблагоприятных условий. Но икона выстояла!

В главном храме епархии находятся много и более поздних икон. Они создавались в военное и послевоенное время. Кто писал эти иконы? По сути те, кто умел хотя бы немного держать в руках кисточку, — ведь большинство иконописцев погибли вместе со своими произведениями, разделив их участь. К иконам того времени относится ростовая икона Спасителя, икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет».

В храме находится целый ряд новонаписанных икон. Одна из них икона Божией Матери «Свято — Крестовская» — нововосозданная, связана с событиями, происшедшими в 1995 году на территории Ставропольской епархии в городе Будённовске. Участники этих событий свидетельствуют, что видели над захваченной боевиками больницы молящуюся Богородицу. Особо почитают прихожане кафедрального собора Владимирскую икону Божией Матери,- благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Среди икон Андреевского храма – шитый образ Пресвятой Троицы работы монахинь Ставропольского Иоанно – Мариинского монастыря.

В соборе находится частица нетленных мощей святого апостола Андрея Первозванного, вложенная в икону Апостола. В дни Престольного праздника, других епархиальных торжеств, эта икона выносится из алтаря для поклонения. Верующие имеют возможность соприкоснуться с первым апостолом Христа.

Престольные праздники

Андрей Первозванный, апостол — 13 декабря

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель — 22 мая, 19 декабря

Икона Пресвятой Богородицы «Казанская» — 21 июля, 4 ноября

Как добраться

Адрес: Россия, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 155

Живой комплекс

Поликлиника, школа, спортплощадки, детские сады — всё это ожидало жильцов нового микрорайона Ставрополя уже к моменту их въезда в квартиры.

Было и кое-что еще, не столь привычное: за окнами новостроек высился большой православный собор, а прямо рядом с ним — парк для прогулок. Как возникла идея сделать храм органичным элементом жилого комплекса? И повлияло ли это на жизнь людей? Чтобы разобраться, корреспонденты «Фомы» отправились в Ставрополь.

Храм на холме

Юрий Иванов, ктитор* Князь-Владимирского собора и генеральный директор группы компаний «ЮгСтройИнвест» (на фото слева), и митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл (в центре) обсуждают проект иконостаса собора.
Фото пресс-службы Ставропольской митрополии

Собор в честь святого равноапостольного князя Владимира вырос в новом микрорайоне на юго-западе Ставрополя менее чем за два года. Еще в 2016 году митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл освящал участок под строительство, а в июле 2018 года, в день празднования 1030-летия Крещения Руси, в соборе уже служили первую Божественную литургию. Это одна из самых высоких точек Ставрополя — с площади перед собором в ясную погоду просматривается Кавказский хребет и снежные шапки двуглавого Эльбруса. А рядом — только дорогу перейти — многоквартирные дома, школа, детские сады. Это новый микрорайон «Перспективный», построенный, как и храм, группой компаний «ЮгСтройИнвест» Юрия Иванова.

Для жителей этого микрорайона и возводился собор святого князя Владимира.

Сооружение совсем новое, а смотришь на него — и в памяти всплывают храмы с многовековой историей, вроде древнего собора Иоанна Предтечи в Керчи. «Нам и не хотелось выдумывать что-то новое, мы хотели повторить то, что было создано за много веков до нас», — объясняет руководитель строительного отдела Ставропольской и Невинномысской епархии протоиерей Александр Гомзяк.

Строительство Князь-Владимирского собора, апрель 2018.
Фото из архива «ЮгСтройИнвест»

На территории храма кое-что еще достраивают, но уже действует детская игровая площадка, работает фонтан, украшенный фигурой ангела. К переднему фасаду собора пристроена звонница с 12 колоколами. Говорят, ими можно управлять с мобильного телефона через специальное приложение — несколько десятков мелодий на выбор!

Рядом с храмом уже возводят духовно-просветительский центр — с воскресной школой, службой социальной поддержки, складом гуманитарной помощи и приходской библиотекой. А со временем неподалеку должна открыться православная общеобразовательная гимназия.

«Ходим сюда гулять, — рассказывает одна из мам, которую мы встретили на детской площадке у храма. — Места тут много, хороший детский городок, детям есть где полазить». «Часто здесь бываем, — говорит дедушка мальчика лет восьми. — И в храм заглядываем. А осенью в воскрес­ную школу пойдем».

Великое освящение Князь-Владимирского собора. Литургия в новоосвященном храме.
Фото пресс-службы Ставропольской митрополии

Мы выходим за ограду собора и оказываемся еще на одной стройплощадке, по размеру такой же, как храмовая территория. Тут будет второй сквер — уголок для семейного отдыха. Со спортивными площадками, семейным кафе, сценой с амфитеатром, скульптурными композициями на темы христианских праздников и элементами ландшафтного дизайна вроде «сухого ручья» из камней. Большую часть сквера займут деревья и декоративные кустарники, газоны и клумбы. «Наша цель — сделать так, чтобы людям хотелось прийти сюда вместе с детьми, отдохнуть. И само собой, зайти в храм», — объясняет Алексей Иванов, заместитель гендиректора группы компаний «ЮгСтройИнвест».

Жителей в Ставрополе немногим более 437 тысяч. И хотя маленьким город не кажется, но его из конца в конец легко можно объехать на велосипеде. Об этом рассказывает прихожанка и руководитель социальной службы Владимирского собора Светлана Дубинина.

Прихожане Князь-Владимирского собора собирают подарки для пациентов отделения детской онкологии и гематологии Ставропольской краевой больницы.
Фото из архива собора

В городе 42 православных прихода, 16 из них появились совсем недавно — по программе «20х20», начатой Ставропольской и Невинномысской епархией по поручению Патриарха Кирилла. Еще четыре земельных участка готовы под застройку, чтобы храм в каждом районе Ставрополя был в шаговой доступности — как школа, аптека, поликлиника. Только тогда жизнь людей будет меняться, уверен отец Александр Гомзяк. И Владимирский собор строился именно для этого — чтобы жизнь вокруг менялась.

Новоселы в поисках истины

Жителей в микрорайоне «Перспективный» около семидесяти тысяч, по ставропольским меркам — очень прилично. Чуть меньше половины из них — молодые семьи, купившие квартиру по ипотеке. «Мы через соцсети оповестили покупателей квартир, что здесь будет храм, и люди реагировали очень положительно», — вспоминает Алексей Иванов.

«Я и квартиру именно здесь купила, когда узнала, что рядом с домом храм строится», — говорит Светлана Дубинина. Так же поступили некоторые ее знакомые. Теперь они трудятся волонтерами при храме.

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл освятил строительную площадку Духовно-просветительского центра собора святого равноапостольного князя Владимира. Благовещение Пресвятой Богородицы, 7 апреля 2019 года.
Фото пресс-службы Ставропольской митрополии

Первое богослужение в соборе состоялось в престольный праздник, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира — 28 июля 2018 года. А осенью здесь уже ежедневно шли службы. Тогда же начались и занятия в воскрес­ной школе, и социальная работа. Сегодня под опекой Князь-Владимирского прихода несколько многодетных и малоимущих семей и родителей с детьми-инвалидами. «Собираем для них вещи, делаем подарки к праздникам, приглашаем на наши мероприятия», — рассказывает Светлана.

А еще священники и волонтеры регулярно навещают маленьких пациентов отделения детской онкологии и гематологии краевой детской клинической больницы Ставрополя. «В этом месте по много месяцев, а то и по несколько лет лежат и лечатся дети со страшным диагнозом, там сознание переворачивается, — делится клирик собора иерей Андрей Чурсинов. — Хочется что-то сказать этим детям, как-то помочь. Но порой слов даже не нужно: зайдешь, благословишь, за руку возьмешь, посидишь рядом, игрушку подаришь. Иным деткам несколько дней жить осталось, а игрушкам все равно радуются».

Детская площадка у Князь-Владимирского собора.
Фото Юлии Маковейчук

Заручившись разрешениями родителей и педагогов, священники стали посещать местную школу. В результате 90 % родителей записали своих детей на «Основы православной культуры». «Главное, что мы можем и должны сделать, — это «зажечь” ребят, чтобы в них включился духовный поиск, — рассуждает отец Андрей. — А кто ищет истину, тот ее обязательно найдет».

А для взрослых священники Владимирского собора по пятницам проводят прямые эфиры в Instagram: «Крещение», «Христианство и язычество» и многие другие темы. Их постоянная аудитория — около сотни человек. «К сожалению, люди очень суеверны. Хотя здесь, среди казачьего населения, суеверий и меньше, чем в Центральной России. Но бороться с ними все равно нужно», — объясняет священник.

Летом по воскресеньям во Владимирском соборе причащают по 150-200 человек, а в большие праздники — и по 400-500. «Приезжают и из других районов, — говорит отец Андрей. — И каждый день у нас в соборе по три-четыре крещения. А если у человека нет возможности заплатить, то и крестим, и венчаем бесплатно. Более того, людей, которым не под силу сделать пожертвование на крещение, митрополит Кирилл присылает именно к нам».

Проповедь перед причастием в день праздника Благовещения, 2019.
Фото пресс-службы Ставропольской митрополии

Года не прошло, как храм начал действовать, а жизнь вокруг него уже закипела. «В воскресной школе уже сотня ребят, приглашаем преподавать бывших школьных учителей — батюшки-то перегружены, хотя их и четверо, не считая диакона», — объясняет Светлана Дубинина. «Если так дальше пойдет, будем строить еще один храм — на другом конце микрорайона», — добавляет протоиерей Александр Гомзяк.

Семейное дело

К строительству собора генеральный директор ЮСИ Юрий Иванов шел много лет. Он и до этого помогал Ставропольской епархии: реконструировал старую церковь в селе Птичьем, где прошло его детство; на его средства построили храм в поселке Новомихайловском, где он появился на свет; он жертвует средства Иоанно-Мариинскому и Свято-Георгиевскому женским монастырям, ставропольским храмам преподобного Сергия Радонежского и Александра Невского; основанная им в 2003 году компания участвовала в восстановлении кафедрального собора в честь Казанской иконы Божией Матери.

Но за такой масштабный проект, как строительство собора, Юрий Иванович брался впервые, поэтому даже вынес эту идею на семейный совет. Все-таки храм — не жилой комплекс и не торговый центр, это проект некоммерческий, на возврат вложений не рассчитанный. Близкие идею не только одобрили, но и стали ему надежной опорой и подмогой.

Сегодня Юрий Иванов — почетный ктитор собора. Храмовый комплекс активно развивается в первую очередь по его инициативе. Еще на стадии строительства микрорайона Юрий Иванович всерьез озаботился тем, какие объекты инфраструктуры могут понадобиться его жителям в будущем. Его сын Алексей вспоминает: «Есть минимальные требования, предъявляемые к застройщикам жилья, и мы их все выполнили: построили школу, пять детских садов, спортивные площадки. А потом задумались — что нужно ещё? И решили — храм! Тогда будет цельность, завершенность».

«Храм — тоже социальный объект»

Часто ли градостроители, планируя новые районы, задумываются о том, что их будущим жителям рано или поздно может понадобиться храм? Часто ли заранее подбирают для него удачное место? Об этом невольно задумываешься, побродив по территории нового ставропольского микрорайона и побеседовав с инициаторами строительства Владимирского собора.

Нет сомнений, что местным жителям этот собор оказался очень нужен. Нет сомнений и в том, что очень удачным оказалось решение возвести этот храм на прилегающей к городу, новой, еще не застроенной территории. Строителям не пришлось вторгаться в уже сложившийся городской рельеф, не было и риска вызвать недовольство соседей: оказалось достаточно просто заручиться согласием будущих жителей района и поддержкой местной администрации. Ни с тем, ни с другим вопросов не возникло. И представилась вообще редкая, думается, для нашей страны возможность позаботиться о жителях строящегося микрорайона сразу со всех сторон.

Протоиерей Александр Гомзяк надеется, что история Владимирского собора положит начало многим другим храмам рядом с новостройками, и, может быть, не только в Ставрополе. «Мне вообще кажется, что строительство всякого жилого района стоит начинать с закладки храма, — говорит он. — Ведь храм — это тоже социальный объект, и, может быть, один из самых нужных».

Как устроен Князь-Владимирский собор

Первоначальный проект был рассчитан на 650 прихожан, но затем вместимость храма увеличили до 1600 человек. Архитектурный стиль выбрали неорусский, характерный для конца XIX — начала XX века: именно в таком стиле в 1860–1880-х годах был построен собор святого Владимира в Херсонесе, на месте крещения святого князя.

Стены и ворота нового ставропольского собора облицованы белым камнем-ракушечником, характерным для крымской архитектуры, и украшены цветной мозаикой. Пилястры скопированы с иерусалимского храма Марии Магдалины.

12 колоколов на звоннице собора управляются автоматически, через специальное приложение в телефоне, и «умеют» исполнять десятки мелодий!

Но фото: митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл и генеральный директор группы компаний «ЮгСтройИнвест» Юрий Иванов после освящения колоколов собора.

Интерьер храма с января 2019 года расписывают мастера из Петербурга, Москвы и других городов. Пока роспись завершена только в крещальном храме (в южной части собора) и в алтаре, но работа идет быстро. Художники уже приступили к росписи центральной части.

Украшение собора — иконостас из белоснежного греческого мрамора с вставками из оникса. Мрамор и оникс — декоративные материалы, упоминаемые в Библии, обращает внимание один из клириков собора, священник Андрей Чурсинов. Первоначально иконостас планировался деревянный, но когда узнали, что в херсонесском храме алтарь беломраморный, решили сделать такой же. Заодно пришлось укреплять пол и фундамент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *