Ангел Библия

Обыкновенно словом ангел в Библии обозначается особый род разумных существ. Ангелы в собственном значении слова – существа другого порядка, чем люди: они окружают Бога; или Бог пользуется ими как орудием в управлении миром; через них Он помогает отдельным лицам и народам (Мф 1.20, Дан 10.13). Они – или настоящие духи (Евр 1.14), или имеют тонкое невесомое тело (Ср. Лк 20.36 с Флп 3.21), но мы знаем, что они не имеют такого вида, как люди и у них не существует различных полов (Мф 22.30). Без сомнения, они были созданы задолго до сотворения земли. В книге Иов 38.7 говорится о том, что утренние звезды ликовали и все сыны Божий славили Бога, когда Он полагал основания земли. Библия говорит нам, что их очень много (3Цар 22.19, 4Цар 6.16–17, Пс 67.18, Мф 26.53, Лк 2.13, Евр 12.22 и дал., Дан 7.10: «тысячи тысяч служили Ему; и тьмы тем предстояли перед Ним»). Они отличаются крепостью и силою, и называются в еврейском тексте «сильными героями» (Пс 102.20, срав. 2Пет 2.11, Откр 5.2, Откр 18.21, Откр 19.17). О их непрестанной деятельности узнаем из Суд. 13.20, Ис 6.2 и дал., Дан 9.21 и дал., Деян 27.23, Откр 8.13. Теперь они являются служителями благодати, а в будущем явятся служителями и исполнителями суда (Мф 13.39, 16:27, 24:31, 25:31, 1Фес 4.16). Мы читаем также о различных степенях или чинах между ними. Срав. Кол 1.16, где различаются престолы, господства, начальства и власти, и Еф 3.10, где говорится о начальствах и властях на небесах. Высшие ангельские чины: – херувимы и серафимы, напр.: Гавриил и Михаил. Срав. 1Цар 4.4, Ис 6.2 и дал., Иез 10.1, Дан 8.16, 9.21, 12.1, Откр 12.7. Библия богата рассказами о таких событиях, в которых ангелы принимали участие видимо для людей.

В некоторых местах Священного Писания говорится, что Бог действовал Сам, хотя это действие совершалось через посредство ангелов. Сравни Исх 19.3, Деян 7.53, Гал 3.19.

В главные моменты божественного откровения они особенно проявляли свою деятельность, напр., во время объявления закона на Синае (Гал 3.19, Деян 7.38, 53), а также в таких случаях, как Рождество Христово, преображение, молитва в Гефсимании, воскресение и вознесение Иисуса Христа, равно как и при попечении о малом стаде Иисуса: Лк 16.22 (где они приносят Лазаря на лоно Авраамово), Пс 33.8, Мф 18.10 (где говорится об ангелах малых детей на небесах), – они всегда служат лишь орудием в руках Божиих, исполняя Его повеления (Пс 102.20, Пс 90.11, Евр 1.14). Поэтому и не допускается поклоняться им (Откр 19.10, Откр 22.8,9).

В то же время Писание учит нас, что все верующие находятся под их попечением и охраной, что ангелы радуются спасению грешников (Лк 2.10, Лк 15.7,10, 1Пет 1.12, срав. Евр 12.22). В указанных местах говорится о различных ангелах-хранителях. Слова Иисуса в Мф 18.10 показывают нам, что дети находятся под защитой ангелов. Срав. Евр 1.14, где говорится, что они суть «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение». Когда Петр стучал в ворота дома, где жили христиане, служанка Рода, узнав его голос, сказала, что Петр стоит у ворот, но некоторые из них не поверили ей и сказали, что это ангел (Деян 12.15). Ангелы-хранители различных народов или ангелы, которые наблюдают за различными нациями, как посланники Божий и Его орудия, упоминаются в некоторых местах у Даниила. Так, например, мы читаем о бодрствующих ангелах в видении Навуходоносора (Дан 4.10, 14, 20); в Дан 10.13, 20, 21 мы читаем, о князьях-ангелах Персии, Греции и Израиля. Срав. «Михаил Архангел»

В духовном и интеллектуальном отношении ангелы, с одной стороны, описываются, как святые, скорые и послушные исполнители воли Божией, исполненные Его славой и участвующие в Его совете (Дан 4.10, 14, Мф 25.31); с другой стороны, – как конечные, развивающиеся существа, далекие от совершенства по сравнению с Богом (Иов 4.18, Мф 24.36, срав. 1Пет 1.12). Этим объясняется возможность отпадения: «Ангелов, которые не сохранили своего достоинства, но оставили свое жилище, Бог соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд 1.6); «дьявол и его ангелы» (Мф 25.41, Откр 12.9); «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2Пет 2.4).

Разумные существа — это не только люди

На XIV славянском научном соборе «Урал. Православие. Культура» челябинский исследователь сделал заявление, которое дало немало пищи для размышлений представителям научной общественности.

Духовенством оно было воспринято позитивно, а учеными — неоднозначно. Доцент кафедры политологии ЮУрГУ, кандидат философских наук Сергей Логиновский говорил о том, что с христианской точки зрения, которую он разделяет, ангелы — реальные разумные существа, обитающие в нашем обществе.

Его выступление в формате «без бумажки» выбивалось из общего ряда и имело живой отклик у слушателей. Доклад «Актуальность социальной мысли отцов церкви для современного обществознания» сводился к тому, что православная традиция предлагает свое оригинальное видение общества. В этом, собственно, главный пафос выступления Логиновского на соборе, его докторской диссертации и нашего необычного разговора.

— Ангелы… Это был всего лишь пример, призванный показать специфику религиозного, православного подхода к обществу. Для отцов церкви ангелы не являются центральной темой. Вообще, тяга ко всему необъяснимому — характерный признак эзотерического обывательского мировоззрения. Я говорю об ангелах для того, чтобы показать отличие святоотеческой социальной мысли от современной материалистической мысли эпохи модерна, — комментирует Сергей Сергеевич. — Просто как исследователь я должен воспроизводить материал объективно. Я не доказываю существование ни ангелов, ни Бога, работаю исключительно в рамках истории социальной мысли. Беру тексты отцов церкви и пытаюсь понять их мысль, а поняв, пересказать современным научным языком. С точки зрения научной, тут вряд ли возможно вынесение какого-либо решения, поскольку наука изучает материальный мир, а отцы церкви говорят о нематериальной реальности, относительно которой научной методологии пока нет.

— Тогда мы будем говорить о вашем сугубо личном мнении. Итак, ангелы реально существуют?

— Я не ставил перед собой задачу найти ответ на этот вопрос. Как человек православный, верю в их существование, хотя лично не встречал. Но как ученый в своей докторской диссертации я исследую не самих ангелов, а представления о них отцов церкви.

— Итак, отцы церкви считают, что ангелы — живые существа, которые обитают в нашем обществе?

— Да. Общество — это совокупность разумных существ. Но, с точки зрения материалистических представлений, которые доминируют в современном обществознании, разумные существа ограничиваются людьми. Есть, конечно, гипотезы и про инопланетян, но их никто из ученых не наблюдал. Отцы же церкви считают, что разумными существами являются не только люди, но и ангелы и Бог. Соответственно общество образуют Бог, ангелы и люди. А это полностью меняет контекст социальной мысли отцов церкви. Получается, что общество возникло не с момента сотворения Адама, а было вечно, поскольку вечен сам Бог. Ангелы появились раньше человека, хотя и не являются вечными, как Бог. Ангелы, как и люди, тварные существа. Ангелов много, они находятся в определенных взаимоотношениях, образуя иерархию, и в этом смысле обладают всеми признаками социума. Другое дело, что у них нет экономики, политики… Но это для отцов церкви не обязательные признаки общества…

— Начнем с того, что ангелы просто нематериальны. Или… материальны?

— Этот вопрос в церковной традиции не имеет однозначного ответа. Уже у древних авторов по этому поводу есть разночтения. Одни настаивают на безусловной нематериальности, другие утверждают, что у ангелов есть некие тонкие тела. В любом случае деление на материальное и идеальное — это взгляд с человеческой точки зрения. А у отцов церкви другое деление всего существующего — на тварное и нетварное. Не сотворен только Бог, все остальное — сотворенное. И в этом смысле принципиально важно, что ангелы — тварные существа, как и люди, поэтому им не полагается поклонение. Это просто служебные духи, которые используются Богом для решения различных задач.

— А как же молитва ангелу-хранителю?

— А как же молитвы святым? Они же люди! Любые молитвы тварным существам в конечном итоге все равно подразумевают Бога. И святые, и ангелы действуют не своей силой. Они личными волевыми усилиями при помощи Божьей достигли святости. Находясь ближе к Богу, им, так сказать, легче передать просьбу. Так что это всего лишь почитание, но не поклонение. А в современном эзотерическом дискурсе ангелы понимаются как вполне самостоятельные силы, которые могут принимать решения, не сообразуясь с волей Бога. В христианской традиции так действуют только падшие ангелы…

— Избежав неминуемой смерти, человек уверен, что его спас ангел-хранитель…

— Трудно говорить об этом. Могу лишь предположить, что, обладая свободной волей (а этот момент принципиальный для христианства), назначенные на определенную «должность» ангелы вполне способны по ситуации самостоятельно принимать конкретные решения. Им дано задание: помогать человеку и охранять его. Вообще же не стоит преувеличивать роль ангелов в нашей жизни. Мы свободные существа, сами принимаем решения и несем за них ответственность. Григорий Богослов говорил: не надо сваливать все на демонов (а демоны — это тоже ангелы, только падшие). В подавляющем большинстве случаев мы самостоятельно совершаем много скверного, бесам просто нет смысла напрягаться. Поэтому, когда говорят: «бесы попутали», далеко не всегда это означает их непосредственное участие в совершенном грехе. Воля ветхого человека и так стремится, скорее, к нехорошему. Грешить проще, чем делать благое. Поэтому чаще ангелы участвуют в жизни монахов, и то не всех. Когда в своем делании они достигают определенных высот, очищают свою волю и всецело устремляют ее к Богу, тут и искушения бесов начинаются, и особая помощь ангелов требуется. Поэтому именно в монашеской традиции подробнее всего описаны видения, связанные с ангелами. Но и для монахов на первом месте не ангелы, а Христос. Очищая себя, подвижники обретают способность общаться и с Богом, что гораздо ценнее, чем общаться с ангелами. Во всяком случае, монахи не ищут специально общения с ангелами, тогда как встреча с Богом — цель жизни христианина.

Вообще же отцы Церкви подчеркивают: мы все больны грехом. Церковь — это больница, в которой нас лечат. Но больница, даже если она прекрасно оборудована, вряд ли может восприниматься как идеальное общество. Лучше быть здоровым где-то в лесу, чем больным в шикарной клинике…

— Именно поэтому многие идут мимо церкви?

— Нет. Я думаю, мимо церкви идут, потому что традиционная религиозность, сформировавшаяся в доиндустриальную эпоху, предполагает усилия над собой. В чем специфика современного бытия? Все нацелено на то, чтобы наша жизнь становилась комфортнее, удобнее и проще, чтобы мы как можно меньше напрягались. Соответствующий менталитет и формируется у современного человека. Он и в духовной сфере ищет то, что проще. Нью-эйдж этот тренд очень хорошо улавливает и предлагает духовную жизнь без усилий. А в традиционной религии от нас требуются ограничения, работа над собой. По первости психологически трудно переступить рубеж, сделать шаг, тем более, когда со всех сторон тебе предлагают комфорт без затрат.

— Верующих будет больше или меньше в перспективе в обществе?

— Как показывают исследования, процент религиозных людей в среднем одинаков во все времена. И это подавляющее большинство. Другое дело, что меняется характер религиозности. Человек всегда будет нуждаться в духовной пище. Но она, как и пища материальная, разного качества и свойства.

— Для кого-то духовная пища — это магия. Правда, что вы изучаете эзотерику, чтобы грамотно магию критиковать?

— Критика не является задачей науки. Критика предполагает некую систему ценностей, а ценности не могут быть научно доказаны. Наука может лишь предоставить объективную информацию о чем-либо. Но и это уже не мало. Люди заинтересованы в знаниях. Покупая продукты, мы смотрим на дату, на цены, изучаем энциклопедии в поисках информации о том, что вредно, а что полезно.

— Раз уж мы о еде заговорили… Магия — это духовный попкорн?

— В лучшем случае (смеется). А в худшем — это то, что может привести к несварению и даже летальному исходу. Задача ученых и моя в частности — получить об эзотерике объективную информацию и предоставить ее всем заинтересованным лицам. Я за свободу выбора, мировоззренческого и религиозного. И христианство, в общем-то, тоже. Эта свобода, по сути, неизбежна. Как можно заставить верить? Вера — это внутренний акт.

— Христианство, может быть, конечно, за свободу выбора, но при этом оно активно порицает занятия магией…

— А это не противоречит свободе выбора. Врачи же, например, говорят об опасностях для тела человека, и никто их за это не осуждает, а даже наоборот. С точки зрения христианства, также необходимо говорить, что хорошо, а что плохо. Важны аргументы.

— Давайте аргументы. Что плохого в магии?

— Есть два варианта понимания магии в христианстве. Первое — это просто обман и за действиями мага не стоит никаких реальных нематериальных сил. Занимаясь этой деятельностью, человек отвлекается от того, что действительно его спасает. Существует реальная проблема — это грех. Если с ним не бороться, человек в перспективе попадает не в Царствие Небесное, а в геенну огненную. Времени не так много, и человек должен себя всецело посвятить именно борьбе с грехом, стяжанию добродетелей — в общем, подготовке к вечной жизни. Второе — магия предлагает эрзац, некую замену духовной деятельности. Специфическая черта магии — она всегда направлена на земные интересы, предполагает конкретные процедуры по достижению конкретных целей. Отворот, приворот, снятие венца безбрачия (не знаю, почему, но это словосочетание меня больше всего умиляет)…

— А вдруг кто-то сходил к магу, а потом правда пошел под венец?

— Необходимы точно установленные причинно-следственные связи. «После этого» не значит «вследствие этого». Это известная логическая ошибка. Магия не дает никакого гарантированного результата. Наука же может дать такую гарантию, потому что понимает суть изучаемых ею процессов, законы, которым они подчиняются. Опираясь на знание этих законов, можно научно «предвидеть» события. «Законы» же эзотериков ничего общего с научными не имеют. Строго говоря, это не законы, а произвольное обобщение, не имеющее ценности. Не случайно сами же маги утверждают, что 95 процентов их «коллег» шарлатаны.

— Но есть же и пять процентов…

— С точки зрения церковных авторов, безусловно, есть люди, которые могут привлекать к своей деятельности сверхъестественные силы. Не самый удачный термин, но других у нас нет. В нормальных условиях доступ к нам бесов ограничен Богом. Иначе бы мы все просто сошли с ума. Когда человек самостоятельно совершает попытки выхода в тонкий мир, используя различные нецерковые техники, он практически в ста процентах случаев попадает именно к демонам, в ту часть, которая и была намеренно закрыта от него. А демоны, понятно, имеют одну цель — отвратить человека от Бога. Для этого они могут принимать разные обличия, в том числе и ангелов. Отцы церкви мыслят общество в более широкой перспективе, включающей сверхъестественные силы. Но главное не в этом. Самой важной составляющей общества является человек. Христос умер не за ангелов, а именно за людей. Современное земное общество — это арена борьбы добра и зла, и каждый находит в нем то, что по душе. Даже если в пользу зла бывает выбор, у каждого остается шанс изменить его, пока не произошло перехода в мир иной. Современному человеку надо быть внимательнее, критичнее и требовательнее в своей духовной жизни. Так же, как он бывает критичен при выборе материальных вещей.

— …А вас спасал когда-нибудь ангел-хранитель?

— Возможно… Мне хочется в это верить. Хотя каких-то особо экстремальных ситуаций в моей жизни не было.

— Что ж, вам можно только позавидовать. Хотя… это тоже грех.

— Скорее, риторический прием. А в таком случае это не грех, а лишь искусство красноречия.

Татьяна Строганова.
Фото автора.
mediazavod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *