Анна мать самуила

Пророчица Анна

Поделиться

По обычаям того времени на сороковой день после рождения Младенца Христа, его как и всякого первенца, надлежало посвятить Богу. Для этого Дева Мария и праведный Иосиф пришли в Иерусалимский храм. Там Святое Семейство встретили святой Симеон и пророчица Анна. Кем была эта женщина? Чем она заслужила такую честь и милость Божью?

Евангелист Лука сообщает её полное имя — Анна, дочь Фануила, ей было восемьдесят четыре года. О судьбе этой женщины мы знаем немного, но и нескольких штрихов хватает, чтобы представить себе жизнь и характер Анны. Известно, что она вышла замуж, но лишь семь лет прожила в браке. Анна рано овдовела, в те времена это означало утрату всего — денег, статуса. Юридические и имущественные права тогда были только у мужчин. Однако Анна не вышла замуж вторично, она предпочла бедность, но сохранила верность супругу. Женщина вела праведную жизнь при Иерусалимском храме, служила Богу «постом и молитвой». Это была обычная практика для того времени: при Храме воспитывались юные девочки, а также постоянно жили вдовы. А ещё она всем сердцем верила в скорое исполнение пророчеств и приход Мессии.

Святитель Амфилохий Иконийский в своём «Слове на Сретенье» называет пророчицу Анну «венцом вдов»: «телом измождена, душой бодра; лицо в морщинах, ум расправлен; согбенна от старости, пряма мыслью; годами увядшая, богопознанием цветущая».

По Божьему благословению Анна узнала Сына Божия в Младенце, которого принесли Дева Мария и праведный Иосиф. Евангелист Лука так описывает, что было дальше: «И она.., подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме». То есть женщина радостно стала рассказывать всем, что настало время исполнения предсказанного — миру дарован Спаситель. Но мало кто прислушался к старушке. Людям трудно было поверить, что беззащитный слабый новорожденный младенец и есть Сын Божий. Лишь два таких разных человека: мудрец Симеон и бедная вдова осознали в тот момент какое чудо произошло со всем миром.

Евангелист Лука во всём Новом Завете только Анну называет пророчицей. Она символически завершает ряд пророчиц и героинь древней истории Израиля. В нём и Мариам, сестра Моисея, и Девора, которую называли «судья и мать Израиля», и патриотка Иудифь, и многие другие. Вместе с Симеоном и пророчицей Анной словно все праведники и пророки Ветхого Завета смогли прикоснуться к Господу.

В то же время Анна стала одной из первых, кто понёс в мир «благую весть» о Спасителе или по-гречески — «евангелие».

В Православной Церкви есть особый день, когда она вспоминает и чтит пророчицу Анну. Это шестнадцатое февраля по новому стилю, следующий день после праздника Сретения Господня.

Праведная Анна Пророчица

Праведная Анна Пророчица

Святая и праведная Анна происходила из колена Асирова и была дочерью Фануиловою.

Как показывает самое имя её (Анна с еврейского значит «милостивая») она была женщиною добродетельною. За свою благочестивую жизнь Анна была наделена даром пророческим. Достигши глубокой старости, она, по слову Евангелия, «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк.2:37).

Святая Анна принадлежала к числу тех благочестивых иудеянок, которые с нетерпением ожидали пришествия Мессии, – сюда был принесен Младенец Христос Иосифом и Мариею, дабы совершить над Ним законный обряд.

В это время Симеон Богоприимец взял Младенца Иисуса на руки и произнес свое дивное пророчество о Нем, сказав так:

– «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, Которое Ты уготовал пред лицом всех народов, Свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля» (Лк.2:29-32).

Святые Симеон Богоприимец и Анна Пророчица

Затем Симеон, обратившись к Матери Господа, изрек Ей сие пророчество:
– «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (и Тебе Самой оружие пройдет душу), да откроются помышления многих сердец» (Лк.2:34-35).

В эти святые торжественные минуты была в храме святая праведная пророчица Анна. Ей в это время было уже восемьдесят четыре года. Таким образом на закате жизни своей она имела счастье видеть Младенца Иисуса. Теперь уже она могла умереть спокойно.

Выслушав пророчество Симеоново о Христе, она вместе с Симеоном славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

Тропарь праведным Симеону Богоприимцу и Анне пророчице, глас 1

Радуйся, Богоприимче старче Симеоне, / во объятия приемый Спаса Господа. / Веселися и ты, честная пророчице Анно, / возвестивши пришествие в мир Христа Бога нашего, / сокрушившаго державу вражию // и подающего нам велию милость.

Кондак праведным Симеону Богоприимцу и Анне пророчице, глас 8

Во избранных Божиих, блаженне старче Симеоне, / на Небеси предстоиши пред лицем Христа Бога, / Егоже во храме, яко Младенца руконосимаго, / во объятия своя от всепречистых рук приял еси / и со Анною пророчицею яко Бога исповедал еси. / Темже похвальными гласы ублажаем вас: / радуйся, Богоприимче старче Симеоне, / радуйся, пророчице честная Анно, // радуйтеся, Бога во Плоти познавшии.

ДНИ ПАМЯТИ:

Пророчица Анна: испросившая сына

О святых и праведных женах Ветхого Завета написано незаслуженно мало. Всего по нескольку строк отводится им в библейских словарях и энциклопедиях. Между тем через всё Священное Писание проходит чреда образов замечательных женщин, которые имеют непреходящее значение для духовного опыта всех последующих поколений.

9/22 декабря — память пророчицы Анны, матери пророка Самуила (1100г. до Р.Х.)

Ветхозаветные жены явили примеры поразительной верности, силы духа, твёрдости в испытаниях, в уповании на волю Всевышнего.

Святая Анна Пророчица, мать пророка Самуила

Среди дивных образов жен Ветхого Завета сияет Анна — одна из семи пророчиц Израиля, мать пророка Самуила. Анна была четвёртой по счёту женщиной в Священном Писании, которая печалилась о своей бездетности и среди них была самой смиренной и набожной.

…Сарра рассмеялась, услышав весть о том, что на старости лет родит ребёнка. Ревекка терпела свою участь безмолвно. Рахиль, раздражённая тем, что так долго не может забеременеть, воскликнула любимому супругу: «Дай мне детей; а если не так, я умираю» (Быт. 30, 1). Анна же в своём желании иметь дитя только ждёт, только обращается к власти Господа, всецело на него полагаясь. Она хочет родить сына и отдать его на служение Богу.

Анна-пророчица происходила из Рамы Вениаминовой, города расположенного на Ефремовой горе, неподалёку от Вифлеема. Она была любимой женой Елкана, достойного мужа из колена Левиина. Сердце его принадлежало Анне, но так как у неё не было детей, он вынужден был взять себе другую жену — Феннану, родившую ему сыновей и дочерей.

Среди богомольцев, которые ежегодно отправлялись в Силом, где после завоевания земли обетованной была поставлена скиния Моисеева (походный иудейский храм) и где евреи молились, проводили важные совещания и отмечали свои праздники, всегда был Елкана, спешивший принести Богу дары своих полей и стад. Ему сопутствовали жёны, Анна и Феннана. Первая была печальна, потому что у неё не было детей, которыми Бог благословил Феннану.

Жить в браке и не иметь детей в то время означало не исполнять заповедь Господа, данную людям при сотворении мiра: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт 1, 28). Для безчадных это были годы напрасных ожиданий, разочарований, позора. И хотя Анна была любимой женой Елкана, она в полной мере испытала все унижения от родственников и соседей. Но Анна не падала духом, ревностно исполняла заповеди Божии, каждый день молилась о даровании ей потомства. Но всё было тщетно.

Ежегодные путешествия в Силом были для неё тяжёлым испытанием. Праведная Анна видела множество родителей, идущих вместе со своими чадами в святое место, и каждый раз печалилась, что у неё самой нет детей. Когда муж совершал жертвоприношения в святилище, он давал части жертвы Феннане и её сыновьям и дочерям. А бездетной Анне давал «часть особую», которая была гораздо меньше. Великодушный Елкана видел, что Анна страдает от стыда, покрывавшего всякую еврейскую женщину, которой природа отказала в материнстве, и сочувствовал ей. Видел, как оскорбляет её высокомерная Феннана, завидуя, что Анна, несмотря ни на что, была его любимой женой.

Феннана «сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее» (1 Цар. 1, 6). Но, к чести Анны, эти обиды не вызвали в ней возмущения. Хотя она и печалилась, но никогда не бранила Феннану и не мстила ей.

Здесь, в доме Господнем, перед главной святыней Израиля, Анна всегда особенно горячо молила Господа о даровании ей ребёнка.

После принесения жертвы начиналось богатое хмельное застолье, ставшее для Анны невыносимой мукой. Она не выдержала, расплакалась и отказалась от еды. Елкана искренне утешал свою неплодную супругу: «Что ты плачешь, и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое? Не лучше ли я для тебя десяти сыновей?» (1 Цар. 1, 8). Но Анна была безутешна.

Именно тогда и наступил переломный момент в истории. Анна выходит из дома и перед скинией завета внезапным сердечным порывом открывает Господу свою душу, исполненную горем, и потоки слёз текут из её глаз. Это была одна из самых знаменитых молитв о материнстве: «И была она в скорби души и молилась Господу, и горько плакала. И дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей, и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его» (1 Цар. 1, 10—11).

Её сын будет принадлежать Тому, Кто благословит её высочайшим благом материнства: он будет назореем не на время, но на всю жизнь. Трижды повторённое слово «раба» подчёркивает её скромность, смирение и чувство зависимости от Бога. Из своего смирения пророчица Анна почерпнула новую силу. Уста её не двигались, скорбь превратила в молитву всё её существо. Анна просила Господа призреть на неё, сжалиться над её страданиями, исцелить её рану.

Василий Верещагин. Моление святой Анны, матери пророка Самуила о даровании ей сына. 1864

Сидевший у порога скинии знаменитый первосвященник Илий, бывший ещё и судиёй Израильским, первым соединивший в одном лице духовную и светскую власть, заметил безмолвную жену Елканы, приписал её внутреннее возбуждение пьянству и обратился к ней со строгим выговором: «Доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего» (1 Цар. 1, 14). «Нет, господин мой, — отвечала ему Анна, — я жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом. Не считай рабы твоей негодною женщиною; ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе» (1 Цар. 1, 15—16).

При этих нежных и искренних словах Илий раскаялся в своих подозрениях. Он был добрым и справедливым человеком, уважаемым народом. Но имел чрезмерную любовь к двум своим взрослым сыновьям, которые, будучи тоже священниками, творили всякие безобразия прямо в святой скинии, за что и были впоследствии наказаны позорной смертью в плену. Илий искренне пожалел праведную Анну и восхитился её ответом. Он показывал цельность её духа, чистоту и устремлённость к высшему, даже в час великого испытания и незаслуженной обиды.

Илий присоединился к её молитве, прося, чтобы Бог услышал и исполнил просьбу Анны. «И отвечал Илий, и сказал, иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него» (1 Цар. 1, 17).

Луч надежды блеснул в глазах отчаявшейся супруги, и спокойствие осенило её сердце. Анна покинула храм в твёрдой уверенности, что Господь пошлёт ей сына. На следующее утро они уже вместе с мужем вновь молились Господу.

Святая Анна Пророчица, мать пророка Самуила

Это продолжение молитвы очень значимо. Оно доказывает, что Анна была не из тех, кто успокаивается, ленится, а готов вновь и вновь просить Бога о помощи. Только такая горячая неутомимая молитва может быть услышана.

Святитель Иоанн Златоуст, посвятивший Анне-пророчице отдельный труд («Пять слов об Анне»), считал, что первосвященник Илий промыслительно оказался в тот момент в храме, «чтобы показать душевный пыл этой жены».

По поводу возникшего конфликта святитель пишет: «Бывает часто, что вдовица, безпомощная и одинокая, терпящая много обид и оскорблений, в то время, когда царь готов войти в предшествии копьеносцев, щитоносцев, всадников и множества слуг, не пугается, не ищет защитника, но, раздвинув всех, является пред царём с большой смелостью и трогательно описывает своё несчастье. Так и эта жена не смутилась и не постыдилась в присутствии сидевшего первосвященника сама просить и с большой смелостью придти к Царю Небесному, напротив, окрылённая любовью и вознесши мысль к небу, начала говорить Ему со всею горячностью. О, смелость жены!».

Господь услышал Анну. Она родила сына, которого назвала Самуилом, то есть «испрошенным у Господа». Он станет пророком и последним судиёй израильским.

Анна чувствовала себя счастливейшей из женщин и стала образцовой матерью. В своей любви к Самуилу и заботе о нём она показала пример высочайшей нравственности и духовности, которые могут внести в жизнь новый закон. То есть новые правила отношения к детям.

После рождения Самуила «пошел муж ее Елкана и все семейство его совершить годичную жертву Господу и обеты свои. Анна же не пошла, сказав мужу своему: когда младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред Господом, и останется там навсегда. И сказал ей Елкана, муж ее: делай, что тебе угодно; оставайся, доколе не вскормишь его грудью; только да утвердит Господь слово, вышедшее из уст твоих. И осталась жена его, и кормила грудью сына своего, доколе не вскормила» (1 Цар. 1, 21—23).

Анна нянчила маленького Самуила, отдавая ему всю любовь, какую только может дать преданная мать своему первенцу. Пока он был младенцем, она никогда не оставляла его с другими людьми, всегда заботилась о нём сама. Так же, как, спустя века, будет поступать со своим Сыном, младенцем Иисусом, Пресвятая Богородица.

Наконец, когда Самуил был отнят от груди, Анна вместе с мужем отправилась в Силом, чтобы навсегда оставить сына в храме и посвятить его Господу.

Принеся Иегове в жертву тельца, они представили Илию своё дитя. «И привела отрока к Илию, и сказала: о, господин мой! Да живет душа твоя, господин мой! я — та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу; о сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу на все дни жизни его — служить Господу. И поклонилась там Господу» (1 Цар. 1, 25—28).

Прежде чем оставить Самуила в храме с Илием, она вознесла благодарственную молитву Господу, которую называют прообразом новозаветной песни Пресвятой Девы Марии «Величит душа моя Господа».

В своём хвалебном псалме Анна проявляет ликование, глубину и горение духа женщины, поёт о своём счастье и вере в Бога. Она любила Бога не только за то, что Он подарил ей сына. Она молилась за тех, кто был силён, но сломлен собственной силой; за тех, кто был голоден, а после сыт; за тех, кто был безплоден, как была некогда безплодной она сама. Она молилась Господу, который унижает и возвышает, который поднимает бедных из праха и возвышает нищих из грязи, чтобы посадить их между вельможами.

Анна-пророчица говорила, что Господь будет вести стопы святых по верному пути, а жестокие потеряются во тьме. Она понимала, что верою, а «не силою крепок человек» (1 Цар. 2, 9). Была уверена, что Господь будет судить все концы земли и возвысит Своего избранника.

И предрекла, что некогда все народы земли соединятся в одной вере. Праведная Анна ясно выражала веру в безсмертие души и в вознаграждающую правду Божию. Вечный для неё не есть Бог смерти, но Бог жизни. «Господь умерщвляет и оживляет», — говорила мать будущего пророка Самуила (1 Цар. 2, 6).

Это был громкий торжественный гимн благодарности. Дух Анны всецело проникается Божественной мыслью, она провидит будущее, она делается пророчицей. Впервые было произнесено имя Мессии и возвещено Его торжественное пришествие. (1 Цар. 2, 1—10).

Мучительным было возвращение домой без любимого сына. Анна день и ночь молилась о своём Самуиле и радовалась, что её маленький сын будет исполнять обязанности в святилище: зажигать свечи, держать блюдо, ходить с поручениями. И научившись исполнять эти простые маленькие задания с радостью, он сможет потом подняться ближе к Господу.

Через некоторое время отрок Самуил стал выполнять свою работу в храме так хорошо, что первосвященник Илий позволил ему носить простую льняную одежду, называемую «ефод», которую носили жрецы. Анна сшила ему рубаху из синей ткани, чтобы он носил её под ефодом, вложив любовь в каждый стежок, каждый шов. Самуил быстро вырастал из своей одежды, и Анна привозила ему новые плащи и рубахи, когда они всей семьёй приезжали в Силом для жертвоприношения.

Старый Илий, тронутый такой любовью, благословил родителей Самуила и сказал Елкане: «Да даст Господь тебе детей от жены сей вместо испрошенного, которого ты отдал Господу!» (1 Цар. 2, 20). И Анна-пророчица родила ещё трёх сыновей и двух дочерей.

Несправедливое осуждение Анны Илием сменяется прощением и благословением. Чудесный младенец, рождённый Анной, будущий пророк Самуил, помазавший на царство Давида, становится приёмным сыном первосвященника Илия (1 Цар. 3, 16) и его единственным наследником. Он заменяет тому двух родных сыновей, погубленных за нечестие Богом (1 Цар. 4, 11). Самуил становится первым из великих иудейских пророков Всевышнего после Моисея и последним из судей Израиля.

Пророчица Анна в окружении своей многочисленной семьи мирно дожила до глубокой старости и переселилась в вечные обители. Образ её становится идеалом материнства в Ветхом Завете. А для нас по сей день являет высокий пример праведной жены, свято верившей, что её горячая и искренняя молитва обязательно будет услышана Господом.

2 сентября – день памяти библейского пророка Самуила (ивр. ‏שְׁמוּאֵל‎‏‎‎, Шмуэ́ль, «услышанный Господом» или «испрошенный у Господа») – последнего и знаменитейшего из судей израильских (XI век до Р. Х.) Он происходил от колена Левиина, был сыном Елканы из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой. Родился испрошенный у Господа молитвами своей матери Анны (почему и получил имя Самуил, что значит «испрошенный») и еще до рождения был посвящен Богу. Он завершил Эпоху Судей и «открыл» Эпоху Царей, помазав на царство сначала Саула, а когда тот не оправдал его ожиданий,– юного Давида. Умер Самуил на 88 году от рождения и был погребен в Раме, оплакиваемый всем народом. Жизнь его описана в первых главах первой книги Царств. Предание приписывает ему составление библейской книги Судей.

В день памяти великого мы представляем вниманию посетителей сайта 13-ю главу из книги Александра Трофимова:

«МАТЕРЬ ВСЕХ ЖИВУЩИХ».
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
СВЯТЫЕ И ПРАВЕДНЫЕ ЖЕНЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА.

Эта глава посвящена духовному подвигу ветхозаветной праведницы и пророчицы Израиля – матери пророка Самуила Анне.

***

АННА, МАТЬ ПРОРОКА САМУИЛА

АННА МАТЬ ПРОРОКА САМУИЛА. ИКОНА

В Анне, матери Самуила, мы находим то, чего недоставало матери Самсона. Среди богомольцев, которые ежегодно отправлялись в Силом, где была скиния, для принесения Богу начатков от своих полей и первородных из стад, был один человек из Рамы Вениаминовой, города, расположенного на Ефремовой горе*. Имя его было Елкана. На богомолье ему сопутствовали его две жены, Анна и Феннана, сыновья и дочери. Первая из его супруг была печальна, потому что у нее не было детей; теми, которых имел Елкана, Бог благословил Феннану (евр. «коралл»).
* Рама находилась неподалеку от Вифлеема; только первый город принадлежал колену Вениаминову, второй – Иудину.

Жить в браке и не иметь детей в то время означало не исполнять заповедь Господа, данную людям при сотворении мира: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт 1, 28). Это означало годы напрасных ожиданий и разочарований, а также унижения и позора.

ЕЛКАНА И ДВЕ ЕГО ЖЕНЫ — ФЕННАНА (С ДЕТЬМИ) И НЕПЛОДНАЯ АННА. МИНИАТЮРА ИЗ БИБЛИИ. XIII в.

Хотя Анна была любимой женой Елкана, эти ежегодные путешествия в Силом были для нее тяжелым испытанием. Она встречала родителей, идущих вместе со своими детьми, и каждый раз печалилась о том, что у нее самой детей нет. Когда ее муж совершал жертвоприношения в святилище, он давал части жертвы Феннане и ее сыновьям и дочерям. И хотя он давал Анне «часть особую», все же эта часть была гораздо меньше, поскольку Анна была бездетна. Елкана видел, что Анна страдает от стыда, покрывавшего всякую еврейскую женщину, которой природа отказала в материнстве; он видел, что за это несчастье ее оскорбляет и высокомерная Феннана. Завидуя Анне за то, что та была любимой женой, Феннана «сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее» (1 Цар. 1, 6). Но, к чести Анны, эти обиды не вызвали в ней возмущения. Хотя она была печальна в душе, но никогда не бранила Феннану и не мстила ей.

ПЛАЧУЩАЯ АННА ПЕРЕД СИДЯЩИМИ ЗА СТОЛОМ ЕЛКАНОЙ И ФЕННАНОЙ. ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ БИБЛИИ 1554 г. ХУД. Г. ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ (1497–1543)

Здесь в «доме Господнем», перед главной святыней Израиля, Анна горячо молила Господа о даровании ей ребенка. Однажды после принесения жертвы в Силоме Елкана раздавал, по своему обыкновению, каждому из своих домашних часть остатков жертвоприношения. Однако великолепный праздник после уборки урожая, совместная трапеза, хмельное застолье и веселье превращаются для бездетной Анны в мучения. В очередной раз Анна не выдержала, расплакалась и отказалась от еды. «Анна! – утешает Елкана свою неплодную супругу,– что́ ты плачешь, и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое? Не лучше ли я для тебя десяти сыновей?» (1 Цар. 1, 8).

В СИЛОМСКОМ ХРАМЕ АННА УСЕРДНО МОЛИТ БОГА О ДАРОВАНИИ ЕЙ СЫНА. МИНИАТЮРА ИЗ БИБЛИИ. XIII в.

Но в этой истории есть переломный момент: «И встала Анна…» (1 Цар. 1, 9). Эта библейская праведница поднимается над своими страданиями и переживаниями. Перед скинией завета внезапным сердечным порывом она открывает Господу свою душу, исполненную горестью, и потоки слез текут из ее глаз. Она усердно молила Бога о даровании потомства, обещая посвятить его служению Богу. Произнесенная ею молитва стала одной из самых знаменитых молитв о материнстве: «И была она в скорби души и молилась Господу, и горько плакала. И дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей, и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его» (1 Цар. 1, 10–11).

АННА ДАЕТ ОБЕТ ЕСЛИ У НЕЕ РОДИТСЯ СЫН ПОСВЯТИТЬ ЕГО БОГУ. МИНИАТЮРА ИЗ БИБЛИИ. XIII в.

Последняя фраза означает, что Анна дала обет посвящения своего сына Господу, подобно тому, как мать Самсона посвятила своего сына и как посвятит Богу своего сына мать Иоанна Крестителя. Этот сын будет принадлежать Тому, Кто благословит ее высочайшим благом материнства: он будет назореем не на время, но на всю жизнь. Трижды повторенное слово «раба» подчеркивает ее скромность, смирение и чувство зависимости от Бога. Из своего смирения Анна почерпнула новую силу. Ни жестов, ни слов молитвы не было слышно; но скорбное сердце превратило в молитву все ее существо. Анна просила Господа призреть на нее, сжалиться над ее страданиями, исцелить ее рану.

МОЛИТВА АННЫ. ХУД. Ю. Ш. ФОН КАРОЛЬСФЕЛЬД

Сидевший у порога скинии первосвященник Илий, заметив жену Елканы, приписал ее внутреннее возбуждение пьянству и даже обратился к ней со строгим выговором: «Доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего» (1 Цар. 1, 14). «Нет, господин мой,– отвечала ему Анна,– я жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом. Не считай рабы твоей негодною женщиною; ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе» (1 Цар. 1, 15–16). При этих нежных и искренних словах Илий вынужден был раскаяться в своих подозрениях.

МОЛИТВА АННЫ. РИСУНОК САПОЖНИКОВА. 1861 г.

Этот ответ Анны почти так же прекрасен, как ее молитва. Он доказывает цельность ее духа, чистоту и устремленность к высшему, даже в час великого испытания и незаслуженной обиды. Когда Илий увидел, как страстно желает она ребенка, он присоединился к ее молитве, прося, чтобы Бог Израиля услышал и исполнил просьбу Анны. «И отвечал Илий, и сказал, иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него» (1 Цар. 1, 17).

С этого времени луч надежды блеснул в глазах отчаявшейся супруги, и спокойствие осенило ее сердце. Анна покинула храм в твердой уверенности, что Господь пошлет ей сына. На следующее утро они с мужем вновь поклонились Господу. Это продолжение молитвы очень значимо. Оно доказывает, что Анна была не из тех, кто успокаивается, раз помолившись, а была готова молиться вновь и вновь.

АННА ПРОРОЧИЦА — МАТЬ ПРОРОКА САМУИЛА. МИНИАТЮРА. ВИЗАНТИЯ

Святитель Иоанн Златоуст, посвятивший истории Анны отдельный труд («Пять слов об Анне»), считал, что Илий промыслительно оказался в тот момент в храме, «чтобы показать душевный пыл этой жены».

По поводу возникшего конфликта святитель пишет: «Бывает часто, что вдовица, беспомощная и одинокая, терпящая много обид и оскорблений, в то время, когда царь готов войти в предшествии копьеносцев, щитоносцев, всадников и множества других слуг, не пугается, не ищет защитника, но, раздвинув всех их, является пред царем с большой смелостью и трогательно описывает свое несчастье, будучи побуждаема необходимостью. Так и эта жена не смутилась и не постыдилась, в присутствии сидевшего первосвященника, сама просить и с большой смелостью прийти к Царю (Небесному); напротив, окрыленная любовью и вознесши мысль к небу, видя как бы самого Бога, так начала говорить Ему со всею горячностью». «О, смелость жены!» – восклицает далее Златоуст, оценивая решение Анны дать обет Богу.

АННА РОЖАЕТ СЫНА И НАЗЫВАЕТ ЕГО САМУИЛОМ (ИСПРОШЕННЫЙ ОТ ГОСПОДА). МИНИАТЮРА ИЗ БИБЛИИ. XIII в.

Господь посетил Анну Своей милостью; она зачала и родила сына, которого назвала Самуилом, то есть «испрошенный у Господа» (1 Цар. 1, 20), потому что Господь исполнил ее просьбу.

В своей любви к Самуилу и заботе о нем Анна стала образцовой матерью, показав пример высочайшей нравственности и духовности, которые могут внести в жизнь новый закон.

После рождения Самуила «пошел муж ее Елкана и все семейство его совершить годичную жертву Господу и обеты свои. Анна же не пошла, сказав мужу своему: когда младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред Господом, и останется там навсегда. И сказал ей Елкана, муж ее: делай, что тебе угодно; оставайся, доколе не вскормишь его грудью; только да утвердит Господь слово, вышедшее из уст твоих. И осталась жена его, и кормила грудью сына своего, доколе не вскормила» (1 Цар. 1, 21–23).

ПРОРОЧИЦА АННА С МЛАДЕНЦЕМ САМУИЛОМ. ИНИЦИАЛ ИЗ ЦАРЕГРАДСКОЙ ПСАЛТИРИ. XI в.

Она нянчила своего маленького Самуила, отдавая ему всю любовь, какую только может отдать преданная мать своему первенцу. Пока он был младенцем, она никогда не оставляла его с другими, но всегда заботилась о нем сама. Она даже не поехала со своим мужем в Силом, потому что Самуил был еще грудным младенцем.

Наконец, когда младенец был отнят от груди, Анна одела его для первой поездки в храм, где она должна была оставить его: Обстановка в этом священном месте не всегда была надлежащей. Хотя жрец Илий был сам по себе достойным человеком и служителем Божиим, у него были сыновья, которые спали «с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания» (1 Цар. 2, 22). Но Анна не боялась за своего сына. Она отдавала его в руки Господа и в глубине своего сердца твердо верила, что Бог ответит на ее молитву.

АННА ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИЛИЮ СЫНА САМУИЛА. 1578 г. ХУД. ЛАМБЕРТ ДУМЕР (1624–1700). ОРЛЕАН

И вот Анна в Силоме; она пришла посвятить своего сына Господу. Ее сопровождает супруг. Принеся Иегове в жертву тельца, Анна и Елкана представили Илию свое дитя. Мать Самуила припомнила первосвященнику день, когда она молилась в его присутствии. Тогда она просила у Господа сына, которого и обещала посвятить Ему. Господь ее услышал; теперь она исполняет свой обет: «И привела отрока к Илию, и сказала: о, господин мой! Да живет душа твоя, господин мой! я – та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу; о сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу на все дни жизни его – служить Господу. И поклонилась там Господу» (1 Цар. 1, 25–28).

АННА ИСПОЛНЯЕТ ДАННЫЙ ОБЕТ И ПРИВОДИТ САМУИЛА К ПЕРВОСВЯЩЕННИКУ ИЛИЮ. МИНИАТЮРА ИЗ БИБЛИИ. XIII в.

Прежде, чем оставить Самуила в храме с Илием, она вознесла благодарственную молитву Господу, которую называют прообразом новозаветной песни Пресвятой Девы Марии «Величит душа моя Господа». В своем хвалебном псалме Анна проявляет ликование, глубину и горение духа женщины, которая поет о своем счастье и вере в Бога. Она любила своего Бога не только за то, что Он подарил ей сына. Она молилась за тех, кто был силен, но сломлен собственной силой; за тех, кто был голоден, а после сыт; и за тех, кто был бесплоден, как была некогда бесплодной она сама. Она молилась Господу, который унижает и возвышает, который поднимает бедных из праха и возвышает нищих из грязи, чтобы посадить их между вельможами.

АННА ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПЕРВОСВЯЩЕННИКУ ИЛИЮ СВОЕГО СЫНА САМУИЛА. 1668 г. ХУД. ГЕРБРАНДТ ВАН ЭКХОУТ. ЛУВР. ПАРИЖ

Анна говорила также, что Господь будет вести стопы святых по верному пути, а жестокие потеряются во тьме. Она была полна искренней веры, говоря: «ибо не силою крепок человек» (1 Цар. 2, 9). Она была уверена, что Господь будет судить все концы земли и возвысит Своего избранника.

Одним из примечательных моментов в песни Анны является то, что она молилась так после того, как стала матерью чудесного сына: теперь мы понимаем, что эта женщина умела молиться и в горе, и в радости. Она была счастлива, что ее сын, хотя он еще был ребенком, сможет научиться исполнять обязанности в святилище: зажигать свечи, держать блюдо, ходить с поручениями или закрывать двери. И, научившись исполнять эти маленькие задания с радостью, он сможет потом подняться ближе к Господу.

АННА ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИЛИЮ СВОЕГО СЫНА САМУИЛА. РИСУНОК 1668 г. ХУД. Г. ВАН ДЕН ЭКХОУТ. ПАРИЖ ЛУВР

В своей песне Анна ясно высказала, что некогда все народы земли соединятся в одной вере. Она ясно выражала веру в бессмертие души и в вознаграждающую правду Божию. Вечный для нее не есть Бог смерти, но Бог жизни. «Господь умерщвляет и оживляет»,– говорила мать Самуила (1 Цар. 2, 6).

Это был громкий торжественный гимн благодарности. Дух матери Самуила всецело проникается Божественной мыслью; она провидит будущее, она делается пророчицей. Она возвещает торжественное пришествие Мессии.

В изложении невозможно передать всей силы и всего величия песни матери Самуила. Нужно слышать сами слова этой поистине пророческой песни:

АННА МАТЬ ПРОРОКА САМУИЛА. ИКОНА

«Возрадовалось сердце мое в Господе;
вознесся рог мой в Боге моем;
широко разверзлись уста мои на врагов моих;
ибо я радуюсь о спасении Твоем.
Нет столь святого, как Господь;
ибо нет другого, кроме Тебя;
и нет твердыни, как Бог наш.
Не умножайте речей надменных;
дерзкие слова да не исходят из уст ваших;
ибо Господь есть Бог ведения,
и дела у него взвешены.
Лук сильных преломляется,
а немощные препоясываются силою.

АННА, МАТЬ ПРОРОКА САМУИЛА. ГРАВЮРА. ФРАНЦИЯ. XIX в.

Сытые работают из хлеба,
а голодные отдыхают;
даже бесплодная раждает семь раз
а многочадная изнемогает.
Господь умерщвляет и оживляет,
низводит в преисподнюю и возводит.
Господь делает нищим и обогащает,
унижает и возвышает.
Из праха подъемлет Он бедного,
из брения возвышает нищего,
посаждая с вельможами,
и престол славы дает им в наследие;
ибо у Господа основания земли,
и Он утвердил на них вселенную.

ПРОРОЧИЦА АННА, МАТЬ ПРОРОКА САМУИЛА. ХУД. РЕМБРАНДТ ВАН РЕЙН (1606–1669)

Стопы святых Своих Он блюдет,
а беззаконные во тьме исчезают;
ибо не силою крепок человек.
Господь сотрет препирающихся с Ним;
с небес возгремит на них.
Господь будет судить концы земли,
и даст крепость царю Своему,
и вознесет рог помазанника Своего»
(1 Цар. 2, 1–10).

При великой любви к своему сыну для Анны было настоящей жертвой возвращение в Раму без Самуила, который остался при скинии и служил пред Господом. Через некоторое время отрок Самуил стал выполнять свою работу в храме так хорошо, что Илий позволил ему носить простую льняную одежду, называемую «ефод», которую носили жрецы. Анна сшила ему плащ, или рубаху, из синей ткани, чтобы он носил ее под ефодом. Мы можем быть уверены, что Анна вложила всю свою любовь в каждый стежок этой одежды. Поскольку Самуил каждый год вырастал из своей одежды, Анна шила ему другие рубахи и привозила с собой, когда они всей семьей приезжали в Силом для жертвоприношения.

ВВЕДЕНИЕ САМУИЛА ВО ХРАМ. ХУД АЛЕССАНДРО ТИАРИНИ (1577–1668)

Старый первосвященник, тронутый такой любовью, благословил родителей Самуила и сказал Елкане: «Да даст Господь тебе детей от жены сей вместо испрошенного, которого ты отдал Господу!» (1 Цар. 2, 20). Голос первосвященника был услышан: Анна родила еще трех сыновей и двух дочерей.

Несправедливое осуждение Анны Илием сменяется прощением и благословением. Благословенный младенец, рожденный Анной – будущий пророк Самуил, помазавший на царство Давида, становится приемным сыном Илия (1 Цар. 3, 16) и его единственным наследником. Он заменяет двух родных сыновей Илия, погубленных за нечестие Богом (1 Цар. 4, 11).

АННА КАЖДЫЙ ГОД ПРИХОДИЛА В СИЛОМ И ПРИНОСИЛА САМУИЛУ СШИТУЮ СВОИМИ РУКАМИ ОДЕЖДУ. ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ПСАЛТИРИ

Хотя у Анны затем родилось еще пятеро детей, она не забывала своего первенца. Каждый год она шила ему одежду, которую приносила в Силом, когда ходила туда, – один раз в году (1 Цар. 1, 2).

Последнее упоминание об Анне подтверждает, что ее сын Самуил «возрастал у Господа» (1 Цар. 2, 21).

АННА С ОТРОКОМ САМУИЛОМ НА РУКАХ. МИНИАТЮРА ХЛУДОВСКОЙ ПСАЛТИРИ. IX в. УТВЕРДИСЯ СЕРДЦЕ МОЕ В ГОСПОДЕ

Вот все, что рассказывает нам Библия о матери Самуила. Анна совсем ненадолго появляется на сцене Священной истории, но ее появление оставляет глубочайший, светлый и радостный след.

Анна отдала своего ребенка Богу, прославив в веках свое имя, и стала бессмертной благодаря своему сыну. Но она была не просто преданной матерью, но и мудрой, благоразумной, обладавшей силой духа и проницательностью женщиной.

Память пророчицы Анны

Память святой пророчицы Анны,

матери пророка Самуила

Святая и блаженная Анна пророчица происходила из города Армаефма, находившегося в нагорной стороне удела сынов Ефремовых 1 , и состояла в супружестве с Елканою, мужем из колена Левиина 2 . Так как она была неплодна и не рождала детей, то Елкана, муж ее, взял себе другую жену – Феннану, которая рождала ему детей, и он радовался с нею.

Огорчаемая поношением бесчадства 3 не только от соперницы своей – Феннаны, но и от мужа, хотя и любившего ее, и от соседей и родственников, Анна сильно скорбела и много молилась Богу, ревностно исполняя заповеди закона Божие; каждое утро и каждый вечер возносила она свои святые приношения, чтобы Господь избавил ее от этого поношения и даровал ей чадородие. Елкана каждогодно со всем семейством своим ходил в положенное законом время из своего города в Силом 4 , чтобы рукою первосвященника Илия 5 приносить жертву Господу Богу Вседержителю 6 .

И вот однажды, после жертвоприношения Богу, Елкана, разделяя между членами своей семьи остатки жертвы, одну часть роздал Феннане и ее сыновьям и дочерям, а другую отдал Анне, так как он любил ее более Феннаны, хотя у нее и не было детей: от этого завистью и досадою исполнилось сердце Феннаны, а для Анны это послужило источником новых, еще больших, огорчений и оскорблений. Смущаемая завистливыми укоризнами, она плакала и не ела и не находила отрады в утешения своего любящего мужа (1Цар.5:8); лицо ее огорчилось, и она не знала, что делать. По окончании жертвенной трапезы, Анна, отпустив мужа с семейством, одна поспешила к скинии и, повергшись на землю, излила пред Богом сердечную скорбь свою и дала следующий обет:

– Господи Саваоф если Ты призришь на скорбь рабы Твоей, вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу в дар на все дни жизни его.

Между тем, как Анна молилась так долгое время, первосвященник Илий, сидевший у дверей скинии, обратив на нее внимание и заметив, что уста ее двигаются, а голоса не слышно, сказал ей:

– Доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего и иди от лица Господня!

– Нет, господин мой, – отвечала Анна, – я жена, скорбящая духом, вина я не пила; но изливаю душу мою пред Богом, не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе.

Тогда Илий сказал:

– Иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое.

И Бог действительно не отверг моление Анны, и не только устами Илия сподобил, таким образом, даровать ей плод, но и сподобил родившегося потом от нее сына пророческого дара.

Восприявши с несомненною верою обетование Божие, Анна с радостью возвратилась к мужу своему, и чрез несколько времени зачала и родила Самуила 7 , бывшего впоследствии пророком и руководителем народа Израильского. Когда младенец

вскормлен был грудью, Анна в надлежащее время взяла его с собою и пошла в сопровождении мужа в Силом. Там она опять поверглась пред Господом Богом, воздавая Ему благодарение. По принесении жертвы, отец и мать подвели Самуила к первосвященнику Илии, и Анна сказала ему:

– Господин мой! Я – та женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу о сем дитяти, и исполнил Господь прошение мое, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу на все дни жизни его – служить Господу.

Илий благословил Анну и сказал:

– Да подаст Господь тебе детей вместо Самуила.

Возрадовалась Анна и, поклонившись пред святилищем, в избытке сердца воспела молитвенную песнь: «возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем» 8 (1Цар.2:1).

После сего, Елкана с благочестивою супругою своею возвратились в Армафем; Самуил же остался при скинии служить Господу. Впоследствии Анна имела еще трех сыновей и трех дочерей и уже в глубокой старости переселилась в вечные обители 9 .

1 Армафем, иначе Рама – город в области Цуф, прилегавший к уделу колена Вениаминова. В этом городе имел свой дом Самуил, когда был судиею Израильского народа; здесь он и проживал тогда и помазал Саула на царство (1Цар.7:17; 9:5-27; 10:1-2).

2 Колено Левия не имело своего удела; левиты жили среди других колен (Втор. 18:1-2).

3 Чадородие у Евреев знаменовало благословение Божие, а бесчадство, наоборот, почиталось знамением неблаговоления Божия и поношение среди людей.

4 Силом – город в колене Ефремовом, почти в средине земли обетованной, по эту сторону Иордана. Здесь, по переходе чрез Иордан и по завоевании земли обетованной, поставлена была скиния Моисеева (походный храм Иудейский); здесь Евреи молились, справляли свои праздники и имели свои совещания. Ныне остались одни развалины древнего города.

5 Илий – первосвященник и вместе судия Израильский, из рода Ифамара, младшего сына Ааронова, первый соединивший в своем лице и духовную и светскую власть, Он имел кроткий характер, внушавший к нему любовь и доверие и нелицемерное правосудие, за которое народ благословлял его; но доброта его доходила до слабости, что особенно обнаружилось в его отношениях к своим сыновьям – Офни и Финеесу, которые, будучи священниками, позволяли себе разные бесчиния в скинии, почему Господь, после неоднократного вразумления, наказал их позорною смертью в плену.

6 Согласно закона Моисееву, см. кн. Исх. гл. 23, ст. 17.

7 С еврейского языка: «услышанный Богом», «выпрошенный от

8 Эта чудно-возвышенная, полная пророческого созерцания таин Промыслительного домостроительства, проникнутая глубоким смирением, песнь изложена во 2-й главе первой книги Царств и читается так: «Возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем. Нет столь святого, как Господь, ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш; не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены. Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою; сытые работают из-за хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает. Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами и престол славы дает в наследие; ибо у Господа основание земли, и Он утвердил на них вселенную. Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек. Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. Господь свят. Да не хвалится мудрый мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатой богатством своим, но желающий хвалиться да хвалится тем, что разумеет- и знает Господа. Господь будет судить концы земли и даст крепость Царю Своему и вознесет рог Помазанника Своего».

Имя Мессии произнесено в первый раз; оно соответствует наименованию Царя, и означает Помазанника, получившего свыше особенные дары Святого Духа. Царем-Мессиею, или Христом, здесь назван Тот обетованный Избавитель, Которого Иаков, в благословении Иуде, предрек под именем Примирителя, Которому должны покориться народы (Быт. 4:10), и Сам Бог в беседе с Моисеем нарек Пророком из среды братьев его (Втор. 18:18-19).

Запись на стене

ПРОРОЧИЦА АННА – МАТЬ ПРОРОКА САМУИЛА – ЖЕНА СКОРБЯЩАЯ ДУХОМ.

МОЛИТВА МАТЕРИ О ДАРОВАНИИ РЕБЁНКА

Среди богомольцев, которые ежегодно отправлялись в Силом, где была скиния, для принесения Богу начатков от своих полей и первородных из стад, был один человек из Рамы, имя его Елкана. На богомолье ему сопутствовали его две жены, Анна и Феннана, сыновья и дочери. Первая из его супруг была печальна, потому что у нее не было детей; теми, которых имел Елкана, Бог благословил Феннану.

Жить в браке и не иметь детей в то время означало не исполнять заповедь Господа, данную людям при сотворении мира: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт 1, 28). Это означало годы напрасных ожиданий и разочарований, а также унижения и позора.

Здесь в «доме Господнем», перед главной святыней Израиля, Анна горячо молила Господа о даровании ей ребенка. Однажды после принесения жертвы в Силоме Елкана раздавал, по своему обыкновению, каждому из своих домашних часть остатков жертвоприношения. Однако великолепный праздник после уборки урожая, совместная трапеза, хмельное застолье и веселье превращаются для бездетной Анны в мучения. В очередной раз Анна не выдержала, расплакалась и отказалась от еды. «Анна! – утешает Елкана свою неплодную супругу,– что́ ты плачешь, и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое? Не лучше ли я для тебя десяти сыновей?» (1 Цар. 1, 8).

Но в этой истории есть переломный момент: «И встала Анна…» (1 Цар. 1, 9). Эта библейская праведница поднимается над своими страданиями и переживаниями. Перед скинией завета внезапным сердечным порывом она открывает Господу свою душу, исполненную горестью, и потоки слез текут из ее глаз. Она усердно молила Бога о даровании потомства, обещая посвятить его служению Богу. Произнесенная ею молитва стала одной из самых знаменитых молитв о материнстве: «И была она в скорби души и молилась Господу, и горько плакала. И дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей, и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его» (1 Цар. 1, 10–11).

Сидевший у порога скинии первосвященник Илий, заметив жену Елканы, приписал ее внутреннее возбуждение пьянству и даже обратился к ней со строгим выговором: «Доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего» (1 Цар. 1, 14). «Нет, господин мой,– отвечала ему Анна,– я жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом. Не считай рабы твоей негодною женщиною; ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе» (1 Цар. 1, 15–16). При этих нежных и искренних словах Илий вынужден был раскаяться в своих подозрениях.

Когда Илий увидел, как страстно желает она ребенка, он присоединился к ее молитве, прося, чтобы Бог Израиля услышал и исполнил просьбу Анны.

С этого времени луч надежды блеснул в глазах отчаявшейся супруги, и спокойствие осенило ее сердце. Анна покинула храм в твердой уверенности, что Господь пошлет ей сына. На следующее утро они с мужем вновь поклонились Господу. Это продолжение молитвы очень значимо. Оно доказывает, что Анна была не из тех, кто успокаивается, раз помолившись, а была готова молиться вновь и вновь.

Святитель Иоанн Златоуст, посвятивший истории Анны отдельный труд («Пять слов об Анне»), считал, что Илий промыслительно оказался в тот момент в храме, «чтобы показать душевный пыл этой жены».

В своей любви к Самуилу и заботе о нем Анна стала образцовой матерью, показав пример высочайшей нравственности и духовности.

После рождения Самуила «пошел муж ее Елкана и все семейство его совершить годичную жертву Господу и обеты свои. Анна же не пошла, сказав мужу своему: когда младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред Господом, и останется там навсегда. И сказал ей Елкана, муж ее: делай, что тебе угодно; оставайся, доколе не вскормишь его грудью; только да утвердит Господь слово, вышедшее из уст твоих. И осталась жена его, и кормила грудью сына своего, доколе не вскормила» (1 Цар. 1, 21–23).

Наконец, когда младенец был отнят от груди, Анна одела его для первой поездки в храм, где она должна была оставить его: Обстановка в этом священном месте не всегда была надлежащей. Хотя жрец Илий был сам по себе достойным человеком и служителем Божиим, у него были сыновья, которые спали «с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания» (1 Цар. 2, 22). Но Анна не боялась за своего сына. Она отдавала его в руки Господа и в глубине своего сердца твердо верила, что Бог ответит на ее молитву.

широко разверзлись уста мои на врагов моих; ибо я радуюсь о спасении Твоем. Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя;

и нет твердыни, как Бог наш. Не умножайте речей надменных;

дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения,

и дела у него взвешены. Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою.

Старый первосвященник, тронутый такой любовью, благословил родителей Самуила и сказал Елкане: «Да даст Господь тебе детей от жены сей вместо испрошенного, которого ты отдал Господу!» (1 Цар. 2, 20). Голос первосвященника был услышан: Анна родила еще трех сыновей и двух дочерей.

Благословенный младенец, рожденный Анной – будущий пророк Самуил, помазавший на царство Давида, становится приемным сыном Илия (1 Цар. 3, 16) и его единственным наследником. Он заменяет двух родных сыновей Илия, погубленных за нечестие Богом (1 Цар. 4, 11).

Хотя у Анны затем родилось еще пятеро детей, она не забывала своего первенца. Каждый год она шила ему одежду, которую приносила в Силом, когда ходила туда, – один раз в году (1 Цар. 1, 2).

Пророчица Анна в окружении своей многочисленной семьи мирно дожила до глубокой старости и переселилась в вечные обители. Образ её становится идеалом материнства в Ветхом Завете. А для нас по сей день являет высокий пример праведной жены, свято верившей, что её горячая и искренняя молитва обязательно будет услышана Господом.

3-я песнь – это песнь пророчицы Анны, матери пророка Самуила, благодарившей Бога за разрешение своего неплодства: «Утвердися сердце мое в Господе». Эта песнь изображает молитвенные чувствования или всей Церкви, прежде неплодной, а ныне веселящейся о многих святых чадах Своих, или каждой души христианской, просящей себе утверждения в Господе. (1-я Царств, гл. 2, 1-11).#жития_святых@mir_ver#cвятые_старцы@mir_ver

Зачатие святой Анны, “егда зачат святую Богородицу”.

Долго святая Анна была бесплодна, но по прошествии 20 лет, по горячим молитвам святых супругов, Ангел Господень возвестил им о Зачатии Дочери, Которую благословит весь род человеческий. Зачатие святой Анны совершилось в Иерусалиме, где и родилась Пресвятая Дева, нареченная Марией.

Однажды, во время большого праздника, дары, которые праведный Иоаким взял в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило старца, и он, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте. Его праведная супруга Анна, узнав, какому унижению подвергся ее муж, стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ей ребенка. В пустынном уединении и постничестве о том же просил Бога и праведный Иоаким. И молитва святых супругов была услышана: им обоим Ангел возвестил о том, что родится у них Дочь, Которую благословит весь род человеческий.

По повелению Небесного Вестника, праведные Иоаким и Анна встретились в Иерусалиме, где, по обетованию Божию, у них и родилась Дочь, нареченная Марией. Святой Иоаким преставился через несколько лет по введении во храм Благословенной своей Дочери, в 80-летнем возрасте. Святая Анна скончалась 79-ти лет, через два года после него, проведя их при храме, рядом с Дочерью.

Чистую Богоматерь, богомудрая Анно: /

темже к приятию небесному, идеже веселящихся жилище, /

в славе радующися, ныне преставилася еси, /

чтущим тя любовию /

прегрешений просящи очищение, /

Младенца богоданнаго породиша нам, Иоаким и Анна. /

Темже днесь светло торжествует, /

весело празднующи божественная Церковь, /

честную вашу память, /

славящи Бога, воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове.

Тропарь Зачатия праведной Анны, глас 4

Комментарии (3)

3-я песнь – это песнь пророчицы Анны, матери пророка Самуила, благодарившей Бога за разрешение своего неплодства: «Утвердися сердце мое в Господе». Эта песнь изображает молитвенные чувствования или всей Церкви, прежде неплодной, а ныне веселящейся о многих святых чадах Своих, или каждой души христианской, просящей себе утверждения в Господе. (1-я Царств, гл. 2, 1-11).

Утвердися сердце мое во Господе, вознесеся рог мой о Бозе моем: разширишася уста моя на враги моя, возвеселихся о спасении Твоем.

В своём хвалебном псалме Анна проявляет ликование, глубину и горение духа женщины, поёт о своём счастье и вере в Бога. Она любила Бога не только за то, что Он подарил ей сына. Она молилась за тех, кто был силён, но сломлен собственной силой; за тех, кто был голоден, а после сыт; за тех, кто был бесплоден, как была некогда бесплодной она сама. Она молилась Господу, который унижает и возвышает, который поднимает бедных из праха и возвышает нищих из грязи, чтобы посадить их между вельможами.

Пророк Самуил был пятнадцатый и последний судия Израильский, живший за 1146 лет до Рождества Христова. Он происходил от колена Левиина, был сыном Елканы из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой.

Цикл телепрограмм “Закон Божий”. Часть 2. Ветхий Завет

3-я песнь канона

3-я песнь – это песнь пророчицы Анны, матери пророка Самуила, благодарившей Бога за разрешение своего неплодства: «Утвердися сердце мое в Господе». Эта песнь изображает молитвенные чувствования или всей Церкви, прежде неплодной, а ныне веселящейся о многих святых чадах Своих, или каждой души христианской, просящей себе утверждения в Господе. (1-я Царств, гл. 2, 1-11).

Среди дивных образов жен Ветхого Завета сияет Анна – одна из семи пророчиц Израиля, мать пророка Самуила. Анна-пророчица происходила из Рамы Вениаминовой – города, расположенного на Ефремовой горе, неподалёку от Вифлеема. Она была любимой женой Елкана, достойного мужа из колена Левиина. Сердце его принадлежало Анне, но, так как у неё не было детей, он вынужден был взять себе другую жену – Феннану, родившую ему сыновей и дочерей.

Среди богомольцев, которые ежегодно отправлялись в Силом, где после завоевания земли обетованной была поставлена скиния Моисеева (походный иудейский храм) и где евреи молились, проводили важные совещания и отмечали свои праздники, всегда был Елкана, спешивший принести Богу дары своих полей и стад. Ему сопутствовали жёны, Анна и Феннана. Первая была печальна, потому что у неё не было детей, которыми Бог благословил Феннану.

Жить в браке и не иметь детей в то время означало не исполнять заповедь Господа, данную людям при сотворении мира: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1, 28). Для безчадных это были годы напрасных ожиданий, разочарований, позора. И хотя Анна была любимой женой Елканы, она в полной мере испытала все унижения от родственников и соседей. Женщина не падала духом, ревностно исполняла заповеди Божии, каждый день молилась о даровании ей потомства, однако всё было тщетно.

И вот однажды после жертвоприношения Богу Елкана, разделяя между членами своей семьи остатки жертвы, одну часть отдал Феннане и её сыновьям и дочерям, а другую – Анне, так как он любил её более Феннаны, хотя у неё и не было детей. От этого завистью и досадою исполнилось сердце Феннаны, а для Анны это послужило источником новых, ещё больших, огорчений и оскорблений. Смущаемая завистливыми укоризнами, она плакала, отказывалась принимать пищу и не находила отрады в утешениях любящего мужа (1Цар. 5:8); она выглядела огорчённой и не знала, что делать. По окончании жертвенной трапезы Анна, отпустив мужа с семейством, одна поспешила к скинии и, повергшись на землю, излила пред Богом сердечную скорбь свою и дала следующий обет:

– Господи Саваоф, если Ты призришь на скорбь рабы Твоей, вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу в дар на все дни жизни его.

Между тем, пока Анна молилась так долгое время, первосвященник Илий, сидевший у дверей скинии, обратив на нее внимание и заметив, что уста ее двигаются, а голоса не слышно, сказал ей:

– Доколе ты будешь пьяною? Вытрезвись от вина твоего и иди от лица Господня!

– Нет, господин мой, – отвечала Анна, – я жена, скорбящая духом, вина я не пила; но изливаю душу мою пред Богом, не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе.

Тогда Илий сказал:

– Иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое.

И Бог действительно не отверг моление Анны, и не только устами Илия благоволил, таким образом, даровать ей плод, но и сподобил родившегося потом от нее сына пророческого дара.

Восприявши с несомненною верою обетование Божие, Анна с радостью возвратилась к мужу своему и чрез несколько времени зачала и родила Самуила, ставшего впоследствии пророком и руководителем народа Израильского. Когда младенец вскормлен был грудью, Анна в надлежащее время взяла его с собою и пошла в сопровождении мужа в Силом. Там она опять поверглась пред Господом Богом, воздавая Ему благодарение. По принесении жертвы отец и мать подвели Самуила к первосвященнику Илии, и Анна сказала ему:

– Господин мой! Я – та женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу о сём дитяти, и исполнил Господь прошение моё, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу на все дни жизни его – служить Господу.

Илий благословил Анну и сказал:

– Да подаст Господь тебе детей вместо Самуила.

Возрадовалась Анна и, поклонившись пред святилищем, в избытке сердца воспела молитвенную песнь:

Утвердися сердце мое во Господе, вознесеся рог мой о Бозе моем: разширишася уста моя на враги моя, возвеселихся о спасении Твоем.

Яко несть свят яко Господь, и несть праведен яко Бог наш, и несть свят паче Тебе.

Не хвалитеся и не глаголите высокая в гордыни, ниже да изыдет велеречие из уст ваших:

Яко Бог разумов Господь, и Бог уготовляяй начинания Своя.

Лук сильных изнеможе, и немощствующии препоясашася силою.

Исполненнии хлебов лишишася, и алчущии пришельствоваша землю.

Яко неплоды роди седмь, и многая в чадех изнеможе.

Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит.

Господь убожит и богатит, смиряет и высит, возставляет от земли убога и от гноища воздвизает нища.

Посадити его с могущими людей, и престол славы наследуя ему.

Даяй молитву молящемуся, и благослови лета праведнаго.

Яко не укрепляется силен муж крепостию своею, Господь немощна сотвори супостата Его, Господь свят.

Да не хвалится премудрый премудростию своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим.

Но о сем да хвалится хваляйся, еже разумети и знати Господа, и творити суд и правду посреде земли.

Господь взыде на небеса и возгреме, Той судит концем земли, праведен Сый.

И даст крепость царю нашему, и вознесет рог Христа Своего.

В своём хвалебном псалме Анна проявляет ликование, глубину и горение духа женщины, поёт о своём счастье и вере в Бога. Она любила Бога не только за то, что Он подарил ей сына. Она молилась за тех, кто был силён, но сломлен собственной силой; за тех, кто был голоден, а после сыт; за тех, кто был бесплоден, как была некогда бесплодной она сама. Она молилась Господу, который унижает и возвышает, который поднимает бедных из праха и возвышает нищих из грязи, чтобы посадить их между вельможами.

Анна-пророчица говорила, что Господь будет вести стопы святых по верному пути, а жестокие потеряются во тьме. Она понимала, что верою, а «не силою крепок человек» (1 Цар. 2, 9). Была уверена, что Господь будет судить все концы земли и возвысит Своего избранника.

И предрекла, что некогда все народы земли соединятся в одной вере. Праведная Анна ясно выражала веру в бессмертие души и в вознаграждающую правду Божию. Вечный для неё не есть Бог смерти, но Бог жизни. «Господь умерщвляет и оживляет», – говорила мать будущего пророка Самуила (1 Цар. 2, 6).

Это был громкий торжественный гимн благодарности. Дух Анны всецело проникается Божественной мыслью, она провидит будущее, она делается пророчицей. Впервые было произнесено имя Мессии и возвещено Его торжественное пришествие. (1 Цар. 2, 1-10).

Мучительным было возвращение домой без любимого сына. Анна день и ночь молилась о своём Самуиле и радовалась, что её маленький сын будет исполнять обязанности в святилище: зажигать свечи, держать блюдо, ходить с поручениями. И научившись исполнять эти простые маленькие задания с радостью, он сможет потом подняться ближе к Господу.

Через некоторое время отрок Самуил стал выполнять свою работу в храме так хорошо, что первосвященник Илий позволил ему носить простую льняную одежду, называемую «ефод», которую носили жрецы. Анна сшила ему рубаху из синей ткани, чтобы он носил её под ефодом, вложив любовь в каждый стежок, каждый шов. Самуил быстро вырастал из своей одежды, и Анна привозила ему новые плащи и рубахи, когда они всей семьёй приезжали в Силом для жертвоприношения.

Старый Илий, тронутый такой любовью, благословил родителей Самуила и сказал Елкане: «Да даст Господь тебе детей от жены сей вместо испрошенного, которого ты отдал Господу!» (1 Цар. 2, 20). И Анна-пророчица родила ещё трёх сыновей и двух дочерей.

Несправедливое осуждение Анны Илием сменяется прощением и благословением. Чудесный младенец, рождённый Анной, будущий пророк Самуил, помазавший на царство Давида, становится приёмным сыном первосвященника Илия (1 Цар. 3, 16) и его единственным наследником. Он заменяет тому двух родных сыновей, погубленных за нечестие Богом (1 Цар. 4, 11). Самуил становится первым из великих иудейских пророков Всевышнего после Моисея и последним из судей Израиля.

Пророчица Анна в окружении своей многочисленной семьи мирно дожила до глубокой старости и переселилась в вечные обители. Образ её становится идеалом материнства в Ветхом Завете. А для нас по сей день являет высокий пример праведной жены, свято верившей, что её горячая и искренняя молитва обязательно будет услышана Господом.

Праведная Анна пророчица дочь Фануилова — История

Праведная Анна Пророчица происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 лет, по прошествии коих овдовела, оставшись бездетною. Вместо того чтобы снова выйти замуж, праведная Анна приняла подвиг посвятить свою жизнь Богу и, поселившись подле храма Иерусалимского, неотступно находилась при нем, проводя дни свои в посте и молитве. Вдовица Анна до самой старости вела строгую благочестивую жизнь, «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь», за что была удостоена Господом великой радости — узреть воочию Бога Сына и возвестить всему народу в Иерусалиме о рождении Спасителя. За свою строгую воздержанную жизнь, пост и непрестанную молитву, была она осенена Духом Святым, открывшим ей истину о принесенном в храм Младенце, и наделена Божеским даром пророчества. Когда праведной Анне было 84 года, она удостоилась видеть в Иерусалимском храме Младенца Иисуса Христа принесенного для посвящения Богу как первенца по закону Моисееву. Это было в день сороковой по Рождестве Христовом, когда Пречистая Дева Мария и Ее Обручник Иосиф пришли во храм, чтобы совершить обряд, положенный по иудейскому закону — представить пред Господом своего Божественного Первенца и принести положенную жертву. Тогда праведный старец Симеон, коему так же было предречено убедиться в правоте святого писания и увидеть Бога во плоти, принял на руки Богомладенца, благословив Богоматерь и Иосифа.

  • Артикул: 44160
  • Материал: Золото 585 «зеленое»
  • Высота: 23 мм.
  • Ширина: 12 мм.

В руках стоящего на облаке Ангела — икона с образом Анны пророчицы, дочери Фануиловой. Анна пророчица была последней праведницей Ветхого Завета, которой даровано было узреть воочию Иисуса Христа и возвестить всему народу в Иерусалиме о рождении Спасителя. На оборотной стороне иконы изображены слова молитвы святой. $ 450

Святая Анна же пребывала поблизости. Подошедши ко Святому Семейству, стала она славить Господа и пророчествовала о Нем, всему народу, чающему избавление в Иерусалиме. Анна пророчица была последней праведницей уходящего Ветхого Завета, коей даровано было встретить во храме Носителя Завета Нового, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество. Весь народ знал о ее святости и о ее праведном служении Всевышнему, а потому это событие послужило одним из первых предзнаменований грядущих деяний Иисуса Христа.

Этот миг жизни Иисуса Христа, описанный в Евангелии от Луки, Церковь считает настолько значительным, что посвятила ему один из двунадесятых (важнейших двенадцати) праздников в церковном году. Этот праздник так и называется — Сретение (Встреча). Память праведной Анны Пророчицы приходится также на 3 февраля, когда она вспоминается с праведным Симеоном Богоприимцем в попразднство Сретения Господня.

По народному верованию, праведной Анне Пророчице в особенности молятся о здоровье младенцев.

  • Артикул: 14470
  • Материал: Серебро 925, золочение
  • Высота: 48 мм.
  • Ширина: 30 мм.

Под крыльями голубя — Святого Духа два Ангела в венце держат образ святой пророчицы Анны. Анна Пророчица почитается Православной церковью в лике праведных, которой даровано было узреть воочию Иисуса Христа и возвестить всему народу в Иерусалиме о рождении Спасителя. На оборотной стороне иконы изображены слова молитвы святой: О святая угоднице Божия, святая Анна Пророчице! Подвигом добрым подвизавшися на земли, восприяла еси на Небесех венец правды, его же уготовал есть Господь всем любящим Его… $ 495

  • Артикул: 14500
  • Материал: Серебро 925, золочение
  • Высота: 30 мм.
  • Ширина: 21 мм.

Анна Пророчица почитается Православной церковью в лике праведных. В Евангелие от Луки написано, что она была благочестивовой вдовой из Иерусалима, достигшая глубокой старости. Она постом и молитвою служила Богу день и ночь, за что удостоилась присутствовать вместе со святым Симеоном Богоприимцем, в те святые минуты, когда младенца Христа впервые принесли в храм. $ 120

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *