Антагонист верующего

Всегда ли «враг героя» и «злодей» — одно и то же? Возможно, Тёмный властелин пытается навести в стране порядок, хоть его методы и жестоки. А о чём думает простой орк, идя на войну? О том, как будет убивать и насиловать? Или о том, что дома его ждут жена и дети? Лишь тот антагонист по-настоящему интересен, которого нельзя нарисовать только чёрной краской. О таких сегодня и пойдёт речь.

Антагонист должен быть плохим. Кровожадным, жестоким, деспотичным, никого не любящим. В идеале пусть он ещё будет уродлив или хотя бы носит зловещего вида шлем, чтобы даже ребёнок с первого взгляда понял, кто тут главный гад. Чем добрее герой и злее злодей, тем лучше.

Но у правил есть исключения — намеренно или нет, но авторы отходят от тысячу раз отработанной схемы. Тогда антагонист может получить несколько симпатичных черт характера, а дело, за которое он сражается, оказывается не таким уж тёмным.

Андерс: Орудие справедливости

Место действия: видеоигра Dragon Age 2
Противник: храмовники
Идейно близкие: Ягами Лайт (аниме «Тетрадь смерти»), Харви Дент (фильм «Тёмный рыцарь»)

Почему злодей?

Одержимый ненавистью к храмовникам, взорвал собор вместе со всеми находящимися в нём людьми.

Не задерживайте врачам зарплату. В гневе они вам не понравятся.

Но не всё так просто

Кем был Андерс до трагических событий третьего акта Dragon Age 2? Борцом за права несправедливо осуждённых магов, этаким фэнтезийным Ганди. Более того, Андерс — не боевой маг, а целитель, который к тому же до недавнего времени осуждал магов-экстремистов. Ещё в Dragon Age: Awakening мы видим его добрым человеком, который стремится помогать окружающим.

Перелом в душе Андерса наступил, когда в застенки отправился его друг Карл. Помощь приходит слишком поздно, и храмовники уже лишили мага-отступника личности и эмоций, превратив его в усмирённого. По мнению многих, это худшая судьба, чем смерть. Жажда мести за друга заставляет Андерса поддаться гневу. Местные органы госбезопасности в лице храмовников, впрочем, тоже не исчадия ада. Для обитателей мира фэнтези бояться магов естественно и правильно.

Интересно, что бывший целитель решился на массовое убийство под влиянием не какого-нибудь Демона Великого Зла, а духа справедливости. В конце концов, нет более тотального геноцида, чем раздача всем по заслугам.

Почему десятое место?

Андерса нельзя назвать явно положительным или отрицательным персонажем, как и его врагов-храмовников. Но поступок, какая бы этика за ним ни стояла, должен быть осознанным. За действиями Андерса стоит не трезвый расчёт, а одержимость.

Персидская империя: Страна равных возможностей

Место действия: фильм «300 спартанцев»
Противник: свободолюбивая Спарта
Идейно близкие: Римская, Австро-Венгерская и другие империи

Почему злодеи?

Тут всё просто — все империи злые. Завоевать свободолюбивых греков вздумали? С обрыва вас всех, и посла вашего черномордого тоже с обрыва! Не будут греки рабами, не потерпят над собой черно…

Кто знает, может, он стал бы первым чернокожим президентом.

Стоп. Ещё раз, каково-мордый посол?

То есть негр, человек явно неперсидского происхождения, может получить должность посла? То есть персидская империя позволяет человеку любой национальности занимать высокий государственный пост? Выходит, что империя не считает тебя недочеловеком, будь ты, как говорится, хоть негр преклонных годов? И это не политкорректный XXI век, это античность с её философией «раб есть самодвижущийся предмет»! Если Персия настолько толерантна, точно ли она злая?

Да, конечно, чтобы не прослыть расистами, съёмочной группе нужен был хоть один негр в фильме, а засунуть его в Спарту было бы совсем глупо. Но историческая Персия действительно была достаточно прогрессивным государством, где разные народы и религии жили в относительном мире. Вообще, империи обычно терпимы — когда владеешь обширными землями с совершенно разными культурами, так или иначе приходится находить общий язык с каждой.

А что же реальная Спарта? Ксенофобское, фашистское по сути государство, где всё, кроме армии, работает из рук вон плохо, где принято издеваться над рабами и спать с мальчиками. Странно, что либеральные американцы сделали хорошими парнями этих.

Почему девятое место?

Историческая Персия обладала многими позитивными чертами. Персия из фильма может похвастать лишь расовой терпимостью, в остальном это обыкновенный «Мордорейх». Уродливые чудовища в составе армии и тактика «задавим толпой» прилагаются.

Рейстлин Маджере: Хилое здоровье, нехилые амбиции

Место действия: вселенная Dragonlance
Противник: брат Карамон и прочие
Идейно близкие: Шелдон Купер (сериал «Теория большого взрыва»)

Почему злодей?

Эгоист и гордится этим. Смотрит на окружающих как на клинических идиотов и ни капли этого не скрывает. Страдает профессиональным заболеванием злых магов — манией величия, и искренне удивляется, что перед ним не падают на колени. Презирает своего доброго брата.

А ещё у Рейстлина была любовь. Разве могут любить настоящего злодея?

Всё так уж плохо?

Рейстлин стал одним из первых фэнтезийных злодеев, у которых в принципе был ярко выраженный характер и «своя правда». Авторы попытались заглянуть в голову классического чёрного мага и понять, почему же он поступает именно так. Слабый, болезненный мальчик, который терпел унижения от сверстников, не может не вызывать сочувствия. Иной бы сдался, но он, преодолевая все трудности, упорно шёл к обретению силы.

Как и мартиновский Мизинец, Рейстлин заслуживает уважения уже хотя бы за то, что, имея очень мало, добился многого. Жесток с людьми? Так и люди были с ним жестоки, не он начал первым.

Почему восьмое место?

Самый интересный и самый живой персонаж «Саги». Острый язык и трудное детство обеспечили Рейстлину симпатии читателей. Но по системе D&D важнейшая характеристика мага — интеллект, а тут могущественнейший из волшебников порой ведёт себя ещё глупее брата-«файтера». Говорить окружающим «Вы идиоты и ничтожества!» не лучший способ добиться успеха, даже если это правда.

Скоя’таэли: Ушастые террористы

Место действия: цикл «Ведьмак» Анджея Сапковского
Противник: Союз северных королевств

Идейно близкие: Империя Хелган (серия видеоигр Killzone), эльдары (Warhammer 40000)

Иорвет, один из последних скоя’таэлей, в Witcher 2. Не хватает только чёрной бороды и Калашникова.

Почему злодеи?

Военные преступления «эльфийских партизан» очевидны и не подлежат сомнению: терроризм, убийство мирных жителей, жестокое обращение с пленными. Нападение бригады «Врихедд» на полевой госпиталь — одна из самих ярких сцен цикла о Ведьмаке.

Но с другой стороны…

«Их» террористы — «наши» борцы за свободу. Те, кого люди считают злодеями, среди других народов почитаются как герои. Ведь с эльфийской точки зрения злодеи — именно люди, те, кто почти истребил Старшую Расу, кто отнял её земли. Оставшиеся в живых эльфы считаются гражданами второго сорта, постоянно подвергаются погромам и гонениям. В нашем XXI веке у меньшинств есть и мирные способы борьбы за свои права, но в Средние века ещё не изобрели парламента и СМИ.

Почему седьмое место?

Эльфы Сапковского куда интереснее, чем хиппи-гринписовцы из типового фэнтези. За сказочным антуражем тут скрываются вполне реальные проблемы. Фанатизм, романтизм и застарелая ненависть — не эта ли гремучая смесь движет террористами нашего мира? Но борцы за права эльфийской расы стали марионетками человеческой империи Нильфгаард и воюют уже не за эльфийские интересы.

Ост-Индская компания: Торговцы опиумом на страже порядка

Место действия: фильмы серии «Пираты Карибского моря»
Противник: пираты
Идейно близкие: шериф Ноттингемский

Джеймс Норрингтон — такой идеальный джентльмен, что, кажется, вот-вот начнёт есть овсянку.

Почему злодеи?

Жадная, коррумпированная и жестокая организация, которую интересуют только власть и выгода. Не то что пираты, которые отстаивают свою свободу. У них даже демократия и выборы имеются! Не хватает только попугая-правозащитника на плече новоизбранного пиратского «президента». Но лорд Бэкетт решил искоренить пиратство, грубо поправ неотъемлемые права пиратов…

…на грабёж и разбой

А чем ещё должны заниматься пираты? Искать сокровища? Разве что закопанные коллегой-грабителем. Вообще в чём проявляется злодейство Бэкетта и Норрингтона? Похоже, только в их борьбе с пиратством. Жестокие методы, виселицы вокруг? Но ведь это XVIII век, а не эпоха интернета, и казнённые пираты не раздавали добро, а скорее наоборот. Используют против пиратов ктулхообразное чудище Дэви Джонса? А почему бы, собственно, нет? В конце концов, на фоне Джека Воробья, страдающего синдромом хронического предательства, «ост-индцы» выглядят не так уж плохо.

Почему шестое место?

Несмотря на романтический ореол, пираты были обыкновенными бандитами. Необходимость борьбы с ними ни у кого не вызывала сомнений. Иное дело, что репутация реальной Ост-Индской компании недалеко ушла от пиратской. В частности, «эффективные менеджеры» компании запомнились производством и распространением наркотиков и даже вели «опиумные войны» за доступ к рынкам.

5.Сатана: Князь мира cего

Место действия: горы художественной литературы, от «Потерянного рая» до «Мастера и Маргариты»
Противник: христианский Бог
Идейно близкие: он неповторим

Ещё один «гламурный Сатана» — лермонтовский Демон.

Почему злодей?
Воплощение зла, как-никак. Восстал против абсолютного морального авторитета, познакомил людей с грехом, а ныне управляет самым большим концлагерем во Вселенной.

Но есть и иные трактовки

Образ падшего ангела не давал покоя писателям. Как сейчас фанатки книг о Гарри Поттере любят изображать Драко Малфоя душкой, как до них некоторые толкинисты воспевали образ гордого и страдающего Мелькора, так классическая литература часто обеляла Дьявола.

В «Потерянном рае» Джона Мильтона Дьявол собирает армию языческих богов для войны против тирана Иеговы, отнявшего у них всё. До сих пор литературоведы спорят, на чьей стороне был автор, но аргументы Князя Тьмы в этом произведении звучат довольно убедительно.

В «Скорби Сатаны» Марии Корелли благородный Дьявол противопоставляется низким и греховным людям. Именно за ненависть к порочному человечеству Бог изгнал Люцифера с небес. Свою работу Сатана выполняет не по собственной воле и искренне радуется, когда кто-то из смертных отвергает соблазны и остаётся праведником.

В «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова Дьявол не столько сознательно вредит человечеству, сколько развлекается. К тому же именно Дьявол подарил главным героям Покой, ради чего заключил договор с извечным противником.

Пожалуй, такой злодей имеет полное право сказать: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и совершает благо».

Почему пятое место?

С эпохи Просвещения и по наши дни Люцифера часто изображают романтическим персонажем. Даже в языке закрепилось: «дьявольски красив», «дьявольски умён». Но вся неоднозначность Князя Тьмы — лишь в фантастике и мистике, в «фанфиках». Библейский же Сатана — типичный злодей без позитивных качеств и внятного мотива.

Джейме Ланнистер: «Я делаю это ради любви»

Место действия: сериал «Игра престолов», цикл «Песнь льда и пламени» Джорджа Мартина
Противник: дом Старков, король Роберт Баратеон
Идейно близкие: нет

Почему злодей?

Читатель простил Джейме нарушение клятвы и убийство Эйериса Безумного — ну как такого и не убить? Читатель готов простить ему измену новому королю и любовь с королевой — всё-таки Роберт плохо обращался с Серсеей и сам постоянно изменял ей. Но как можно искалечить ребёнка, тем более из всеми любимой семьи Старков? И, попрошу занести в протокол, Джейме не выстрадал после этого даже сотни страниц раскаяний.

Джейме Ланнистер будто намекает на планы своей семьи.

Что же скажет защита?

А что бы вы сделали на его месте? Если мальчик расскажет, что делали дядя с тётей, то не только вы, но и ваша возлюбленная, а может, и вся семья будут казнены или брошены в темницу. Подкупить Брана или убедить его молчать совершенно невозможно — это ведь ребёнок. Сегодня он сам уверен, что никому не расскажет, а уже завтра начнёт шептать «на ушко» друзьям. Машины времени, которая позволит вернуться назад и не возлечь с Серсеей, по условиям задачи у вас нет. Итак, что бы вы сделали? Только не спешите с ответом.

Почему четвёртое место?

Оказывается, любовь может вдохновлять не только на благородные поступки. Поначалу большинство читателей ненавидело Джейме. Но глубже погружаясь в мир «Песни», многие прощают неудавшегося убийцу — чего не сделаешь ради любви? И всё же, если наставляешь королю рога, нельзя быть настолько неосторожным. Учится думать наш плейбой уже в последующих книгах.

Орден технократов: Большой брат с человеческим лицом

Место действия: книги по миру World of Darkness
Противник: традиционные маги
Идейно близкие: Рудольф Сикорски («Жук в муравейнике»), антимутантские организации (вселенная «Людей Икс»)

Эмблема ордена технократов.

Почему злодеи?

Могущественная организация, опутавшая весь мир. Орден Разума контролирует политику, культуру, финансы. А всем известно, что тайные всемирные правительства не создаются для чего-то хорошего. Технократы отбирают у людей Свободу с Большой Буквы. Развесив по миру скрытые камеры, они контролируют каждый ваш шаг. Агенты Нового Мирового Порядка убивают традиционных магов за то, что те ищут знания. Хуже того, технократы хотят отнять у людей веру в чудо. Их идеал — скучный, рациональный мир без волшебства, где нет места добрым феям, мудрым волшебникам, милым пушистым оборотням, приветливым призракам, благородным демонам, дружелюбным вампирам…

А ведь получается…

…что технократы хотят сделать мир безопаснее. Чтобы обыватель, выходя на улицу, не боялся монстров, маг не злоупотреблял силой и людьми правили люди, а не оборотни с вампирами. «А чем правление технократов лучше?» — ехидно спросит читатель. Хотя бы тем, что они создали мир, в котором человек — царь природы, а не дрожащая от страха голая обезьяна. Кстати, как называлась эпоха правления магов-традиционалистов? Тёмные века!

Будь спокоен, обыватель, тебе ничего не угрожает. Ходи на работу, покупай машину в кредит, смотри телевизор и не думай о глупостях. И если соседка по секрету расскажет, что колдунья вылечила её от рака, — не верь. А увидишь старую книгу с пентаграммой на обложке — не пытайся читать и тем более ставить опыты! Иначе за тобой приедут в машине с тёмными стёклами.

Почему третье место?

Технократы хотят и править миром, и помочь человечеству, они идеалисты и циники — трудно сказать, чего больше. От серебряной или золотой медали адептов прогресса отделяет лишь общая мрачность Мира Тьмы — они выглядят хорошими потому, что остальные ещё хуже.

Вне конкурса: Разумная фобия в Marvel

Во вселенной Marvel сторонники обязательной регистрации мутантов подаются в негативном свете. Якобы единственная причина «акта о регистрации мутантов» — нетерпимость и фобия. Но ведь даже в самых либеральных странах нельзя ходить по улицам с гранатомётом, а чтобы купить пистолет, нужно сдать тест на вменяемость. Разве это нетерпимость к владельцам оружия? А ведь средний мутант опаснее целого арсенала.

Гранд-адмирал Траун: «Если выпало в Империи родиться…»

Место действия: расширенная вселенная Star Wars
Противник: Новая Республика
Идейно близкие: Эрвин Роммель, Роберт Ли

Почему злодей?

Не успели повстанцы установить Свободу и Демократию в отдельно взятой галактике, как один из высших офицеров империи решил возродить Тюрьму Народов. Гранд-адмирал Траун жесток и безжалостен: ради победы он готов без колебаний жертвовать чужими жизнями. Сам он рассказывает, что уничтожил целую расу за непокорность. Хуже того — имперский командир посягнул на Лею и её детей.

Вот этот синекожий инопланетянин действительно вызывает симпатию.

Несмотря на это…

Если в фильмах Империя была абсолютно злым «Мордорейхом», то трилогия Тимоти Зана делает её более правдоподобной. Имперские военные — обычные солдаты, которые исполняют свой долг и искренне считают повстанцев террористами. И даже потеряв любимого вождя, Палпатина, остатки имперской военной машины пытаются навести законный порядок.

Командир «белогвардейцев», гуманоид по имени Траун, конечно, не святой. Зато он блестящий полководец, умеющий предсказывать действия противника, интеллектуал и ценитель искусства, харизматичный командир, его любят подчинённые и уважают враги. Но Зан ухитрился не дать ему превратиться в непобедимого сверхчеловека, какими стали командор Харрингтон или Рокэ Алва. Когда Траун отдаёт жестокий приказ, им движет не абстрактная злоба, а интересы Империи. Если бы гранд-адмирал сражался на стороне повстанцев, его могли бы записать в положительные герои.

Почему второе место?

Гранд-адмирал и книги о нём нравятся даже тем, кто не фанатеет от «Звёздных войн». Траун может служить для молодых фантастов образцом того, как сделать антагониста живым и интересным. И можно было бы дать ему первое место, если бы не…

Вне конкурса: Реван, пассионарный ситх

Перейти на тёмную сторону Силы очень просто, достаточно делать хоть что-нибудь. Гнев ведёт к тёмной стороне, страх — к гневу, а гнев… Привязанность каким-то образом тоже приводит к ней. Жажда знаний — прямой туннель к чёрной мантии, красному мечу и зловещему смеху. Каждый, кто ведёт насыщенную жизнь, — потенциальный ситх.

Пока мудрецы из Совета спорили об этике, джедай Реван отправился защищать Родину. Вопреки запрету ордена, он сражался и побеждал. И раз цена за мощное оружие — лишь приставка «Дарт» к имени, Реван согласился заплатить её. А «силы света» сидят в сторонке, зато чистенькие. Не потому ли они оказались в меньшинстве, что у тёмных легче дышится?

Вид Homo sapiens: Мерзкие белокожие

Место действия: фильм «Аватар»
Противник: синие няшки
Идейно близкие: человечество в фильме «Когда земля остановилась»

Почему злодеи?

Нет во вселенной более омерзительных существ, чем люди! Все биологические виды живут в мире и согласии, и только люди истребляют друг друга и природу вокруг. Их хлебом не корми, только дай найти добрых индейцев и вырезать их. Да как эта кровожадная раса осмелилась прилететь на прекрасную Пандору и портить её экологически чистый воздух своим зловонным дыханием!

Ну а если почти серьёзно…

«Аватар» Джеймса Кэмерона можно рассматривать как агитационный материал инопланетян, готовящихся к захвату Земли. Человечество выглядит расой алчных, кровожадных вандалов. Пришельцы, впрочем, дают человеку шанс на искупление — нужно лишь . Инопланетяне как будто разбрасывают листовки: «Сдавайся, землянин! Мы воюем не с тобой, а с олигархами у власти. В плену тебя ждут новое здоровое тело, нетронутая природа и кавайная девочка».

Позади их слышен ропот: «Нас на на’ви променял! Только ночь с ней провожжался, сам наутро на’ви стал»

И всё-таки, несмотря на все достоинства картины, пришельцам не удалось убедить нас своей пропагандой. Злобность человечества осталась под большим вопросом. Зачем люди вели переговоры с на’ви? Зачем изучали их, создали программу «Аватар»? Не легче ли долбануть атомной бомбой, как поступили бы нормальные злодеи? Даже полковник Куорич, которому положено отправлять пушечное мясо на верную смерть, почему-то стремится избежать потерь. Вообще с Куоричем пришельцы напутали: мужественный, храбрый и по-отечески суровый «батяня-комбат» — позитивный, а не негативный образ. Что это за злодей, который любит своих бойцов?

И, наконец, инопланетные пропагандисты неправильно выбрали целевую аудиторию. На войне понадобятся не философы и хиппи-леваки, а военные, которые будут в восторге от Куорича, и техники, которые не променяют медицину, интернет и канализацию на сомнительные прелести лесной жизни.

Полковник Майлз Куорич: брутальный символ человечества.

Почему первое место?

Из миллионов видов лишь о человечестве можно сказать, что оно покорило Землю. Люди вышли за пределы естественного ареала обитания и могут жить даже в космосе. Мы создали сложные орудия труда, шедевры искусства, научились познавать мир, обеспечили беспрецедентно низкую (по меркам природы) смертность своего вида. Неужели в тебе, читатель, до сих пор не проснулась гордость?

Геноцид во имя мира

Тема «хорошие инопланетяне против плохих людей» началась не с «Аватара». Вспомним фильм «День, когда Земля остановилась» 1951 года и его недавний ремейк. Дабы вразумить жестокое человечество, миролюбивый инопланетянин Клаату на полчаса отключает на Земле электричество (не затронув больницы и пассажирские самолёты). Дескать, не перестанете быть бяками, и не такое с вашей цивилизацией сделаю. Куда жёстче он поступил в ремейке 2008 года, где Земля в наказание осталась без электричества навсегда.

На деле, лишившись технологий, человечество погрузится в средневековье с соответствующим уровнем насилия. Более того, плотность населения в наши дни такова, что средневековое земледелие не сможет прокормить всех. Значит, миллиарды умрут от голода и перебьют друг друга за еду. По сравнению с таким геноцидом вся жестокость людей — мелкое хулиганство.

Может быть, инопланетяне решили устранить конкурента в лице молодой и быстро развивающейся расы. Но почему бы не сделать это «честно», не прикрываясь лицемерными лозунгами о спасении Земли от людей? Наверное, на иных планетах тоже есть либеральные СМИ.

***

Уважение к достойному врагу всегда считалось важным для воина и аристократа. Ведь если враг ничтожен, слаб и глуп, много ли чести в победе над ним? Нет, не нужно менять хороших и плохих местами — мир останется всё таким же чёрно-белым. Чем больше красок в мире, тем он богаче.

Константин ВолкодавАнтагонизм между христианством и религией

Любая критика христианства как религии должна предваряться преамбулой о том, что оно имеет две составляющие: «религиозную» и «личностную» (личный опыт). Необходимо отметить, что «религиозная» составляющая на протяжении веков подвергалась влиянию политических, социальных и культурных факторов. Поэтому в ней могут быть значительные отличия от первоисточника христианства – учения Христа.

Изучая исторический путь христианства, многие богословы пытались выделить из него «личностную» составляющую и критически рассмотреть «религиозную». В результате вывода за рамки религиозной системы некой существенной части христианства в богословии широко распространилась концепция «христианство  –  не религия».

Например, греческий православный богослов Х. Яннарас в книге «Ἐνάντια στὴ θρησκεία» (Против религии)1 говорит, что христианство  –  это не религия (а имевшее место в истории превращение христианства в религию является искажением его сущности). Ту же идею высказывал и протоиерей Александр Шмеман (она ярко выражена в сборнике «За жизнь мира» и в «Дневниках»).

Немецкий лютеранский пастор Дитрих Бонхёффер2 сформулировал концепцию «безрелигиозного христианства». Он считал, что «быть христианином не означает быть религиозным в определённом смысле…, а означает быть человеком» (реализовать призвание человека).

Влиятельный протестантский теолог Карл Барт3 также отрицал, что христианство является религией. В его концепции «Христос  –  конец религии» под религией подразумевается всякая попытка достичь Бога «снизу». Онтологическую пропасть между Богом и человеком может преодолеть только Бог, и именно в этом смысл события Христа (как деяния Бога). Через Воплощение Бог преодолевает эту пропасть (во Христе Бог делает за людей то, на что они принципиально неспособны), т. к. всякие человеческие усилия недостаточны. Подобные идеи были близки и Томасу Мертону4 – влиятельному католическому богослову, поэту и монаху-трапписту. Он был весьма впечатлён «Этикой» Дитриха Бонхёффера и книгами прот. Александра Шмемана.

На протяжении XX века очень многие богословы высказывали идеи о том, что «христианство  –  не религия», «христианство  –  конец религии», «христианство  –  суд над религией» и другие вариации этих идей с похожим смыслом. Ничего нового в этом нет. Те же самые идеи прослеживаются ещё у пророков Ветхого Завета. Ветхозаветные праведники (Авель, Енох, Ной, Авраам, Исаак, Иаков и др.) не принадлежали ни к какой религии. Моисей говорил как посланник Бога Авраама, Исаака и Иакова (Исх. 3: 15), а не как представитель какой-либо религии. Первым делом Моисея была борьба с религией, изоляция евреев от любого влияния религиозных культов других народов. Этой же цели служили и все законы Моисея, его предписания о богослужебных обрядах и т. п. Внешне это было очень похоже на культы других народов, но цель была иная. Огонь можно потушить при помощи встречного огня. Лучшее (а иногда и единственное) средство борьбы с лесным пожаром  –  это поджигание с противоположной стороны5. Моисей установил религиозные предписания для того, чтобы евреи поскорее отошли от египетского язычества. За 400 лет жизни в Египте они прочно усвоили местные религиозные парадигмы. Если бы Моисей повёл себя как-то иначе, например, стал бы говорить о нерелигиозных отношениях с Богом по примеру Авраама, Исаака и Иакова, то его бы никто не понял. Когда же был установлен Новый Завет, апостолы упразднили всю сложную религиозную обрядовость закона Моисея за ненадобностью (Деян. 15: 19–20), т. е. «потушили искусственную кромку пожара». Однако люди, как в ветхозаветной, так и в новозаветной истории всё равно зачастую склонялись к магии и языческим обрядам.

Борьба с религией в Ветхом Завете иногда принимала очень жёсткие (как бы сейчас сказали «негуманные») формы, но это было связано с чрезвычайностью ситуации. Во время эпидемии чумы или холеры не всегда поступают гуманно, а тогда, видимо, ситуация была ещё хуже. Об этом говорит тот факт, что, несмотря на все строгие меры, 10 из 12 племён Израиля всё же отделились и стали наполовину язычниками, да и оставшиеся за домом Давида два колена (Иуды и Вениамина) зачастую уклонялись в идолопоклонство (см. Деян. 7: 43, 51–53).

Общепринятые представления о религии зачастую никак не укладываются в библейское повествование. С одной стороны, в Библии показывается, что Бог противодействует религии. Ни одно божество ни одной религии не станет отвергать молитвы, праздники, жертвоприношения, каждение и прочие религиозные ритуалы в свою честь. А через пророка Исаию жителям Иерусалима возвещается совсем другое: «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред Лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие  –  и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1: 11–17).

Ни одно божество ни одной религии не станет планировать разрушение своего единственного храма (пусть и руками иноверцев). Иерусалимский храм был центром и сердцем всей религиозной жизни иудеев. Несмотря на это, Бог дважды попустил язычникам его разрушить. Бог не столько переживал о разрушении храма, сколько о лицемерии его служителей. Такого в язычестве нигде нет.

С другой стороны, в Библии говорится, что религия противодействует Богу: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф. 23: 37. Лк. 13: 34). Вся ненависть и вся злость, на которую только способны люди по отношению к Богу, сфокусировалась в решении иудейских религиозных лидеров распять Бога воплощённого. Об этом говорит и притча о злых виноградарях (Мк. 12: 1–12. Лк. 20: 9–19) и ещё много подобных мест в Библии.

К этому можно добавить, что ни в одной религии Бог не говорит людям: «Вы друзья Мои» (Ин. 15: 14). А в Библии это основная идея, и главными приоритетами в ней являются «чистота сердца» (Пс. 50: 12) и искренняя любовь к Богу и ближнему (Мф. 22: 37–40), а вовсе не религиозные ритуалы. Авель и Каин были братья и совершали одинаковое (в религиозном смысле) жертвоприношение. Однако отношение Бога к одному и другому было противоположным. «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4: 21, 23–24),  –  это уже не религиозное поклонение, а нечто большее. Основной вопрос, который Бог задаёт человеку (всему человечеству): «Любишь ли ты Меня?» (Ин. 21: 15–17). А где любовь, там свобода (в том числе и от религии).

Также важно отметить и другой аспект безрелигиозного христианства, верно подмеченный Дитрихом Бонхёффером: задача христианина  –  быть настоящим человеком, т. е. воплотить замысел Божий о человеке, найти и реализовать своё подлинное «я». Сделать это зачастую становится возможным, только если не оглядываться на мнение других, на культурные, социальные и даже на религиозные стереотипы. Библия призывает человека быть самим собой, а не играть фальшивую роль6 (пусть и почётную), навязанную социальными или религиозными парадигмами.

Например, царь Давид скакал и плясал при внесении ковчега Господня в Иерусалим, как мальчишка, как простолюдин. Его жена, Мелхола, заметила ему, что это «нарушение протокола», уничижение царского достоинства. Но Давид ей ответил: «Пред Господом, Который предпочёл меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождём народа Господня, Израиля; пред Господом играть и плясать буду; и я ещё больше уничижусь, и сделаюсь ещё ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен» (2 Цар. 6: 21–22).

Также и Закхей, начальник мытарей и человек богатый, взлез на смоковницу, как мальчишка, чтобы увидеть Иисуса (Лк. 19: 2–4). Начальник налогового ведомства  –  довольно высокий чин, и даже в ту эпоху такое поведение вызвало бы насмешки людей. Но Закхей, как и Давид, не думал об этом, т. к. всё его внимание было обращено на Господа.

Некоторые люди, будучи всецело обращены к Богу, не оглядывались даже на религиозные стереотипы. Религиозные люди этого не понимали и потому выгоняли их из своего общества. Об этом так писал бл. Августин Иппонийский: «Божественный Промысл часто попускает изгонять из христианского общества даже людей добрых, из-за некоторых крайне бурных возмущений плотских людей… Таковым втайне уготовляет венец Отец, видящий тайное. Такого рода люди редки, однако и в примерах нет недостатка; их даже больше, чем можно подумать»7.

И конечно же, никакой религии не может быть у младенца во чреве матери. Наибольший из всех пророков, Иоанн Предтеча, во чреве Елисаветы радостно поприветствовал Деву Марию, также носившую в то время во чреве Христа (Лк. 1: 41, 44). Естественно, ни о какой религии в тот момент он и не помышлял. В христианском Предании описывается ещё много случаев, когда младенцы выражают свои чувства к Богу. Поэтому можно говорить о совершенно нерелигиозном и даже довербальном общении с Богом. Например, евангельский призыв «обратиться и стать как дети» (Мф. 18: 3; 19: 14) как раз об этом. Формулировки богословов «христианство –  конец религии» и «христианство  –  суд над религией» детям будут совершенно непонятны. Более того, слишком общие концепции «Христос  – конец религии», «христианство  –  не религия» и т.п. связаны с риском отбросить что-то существенное и важное в христианстве. Если же определять христианство как любовь к Богу, то это будет понятно всем и отражать его сущность.

Из сказанного следует, что в современном универсальном значении термин «религия»  –  крайне неудачный по причине своей абстрактности. Во всяком случае, относить к религии христианство в некоторых случаях некорректно.

Исторические параллели между формированием государства и религии

Попытки богословов отделить христианство от религии зачастую характеризуются терминологической нечёткостью. Это связано с тем, что современный термин «религия» имеет очень широкий спектр значений. Для лучшего понимания феномена религии можно привести несколько метафорических параллелей религии с искусством, наукой или институтом государства. Рассмотрим здесь кратко последнюю параллель.

Прежде всего в феномене религии необходимо выделить и всегда ясно различать две составляющие. Первая  –  это неформализуемый личный опыт богообщения (который был у Авраама, Моисея, Давида, апостолов и других святых). Он находится в области квалиа и сравним с творческим озарением художников, музыкантов, поэтов и учёных.

Вторая  –  это «обобществление» опыта личного богообщения святых и последующая его формализация с помощью формирования таинств, обрядов, доктрин и т.п. Именно с этой составляющей зачастую и отождествляют религию. В таком смысле религиозная система и структура в христианстве есть, но к ней можно относиться критически (и возможностей для критики в христианстве даже больше, чем в любой другой религии). Религиозная структура в христианстве начала формироваться с момента возникновения первых коллективных молитв Иисусу, общих трапез, собраний, гимнов и т.п.

Опыт богообщения может «обобществляться» двумя путями. Первый  –  посредством передачи этого опыта человеком, реально пережившим его, тем, кто ещё только стремится к этому опыту. При этом задействуются квалиа, чувства (любви) и переживания. Второй  –  через учение, т.е. чисто интеллектуальный процесс. Это уже сфера Закона, а не Благодати8, и в таком случае об опыте только сообщается, но передачи его не происходит.

Оба пути сосуществовали параллельно и в Церкви Ветхозаветной, и в Новозаветной. Сосуществуют они и сейчас. Только в разные эпохи в разных социальных группах им отдают разные приоритеты. Второй путь (интеллектуальное учение, формирование религиозных доктрин и институтов) имеет много параллелей с процессами, происходящими в институте государства.

Во-первых, государственные и религиозные органы управления бывают тесно взаимосвязаны и взаимопереходящи. Так было в Ветхозаветном Израиле, в Византийской империи, в Англии после Генриха VIII, в Российской империи, в государстве Ватикан и в теократических государствах иных религий. Даже атеистический СССР при Сталине был устроен наподобие Церкви бывшей Российской империи. До XVIII-XIX века европейское общество и его социальные институты были неразрывно связаны с Церковью.

Во-вторых, поведение и характер деятельности как государственных, так и религиозных лидеров, также очень похожи и коррелируют с общественными парадигмами каждой конкретной эпохи.

1 Оригинал книги: Χρῆστος Γιανναρᾶς. Ἐνάντια στὴ θρησκεία.  —  Αθήνα: Ἴκαρος 2006, 2007. — 332 σ.  —  ISBN 978–960–8399–41–9.

2 нем. Dietrich Bonhoeffer (1906-1945).

3 нем. Karl Barth (1886-1968) — швейцарский кальвинистский теолог.

4 англ. Thomas Merton (1915–1968), в монашестве Людовик.

5 Правда этот приём далеко не безопасный, более рациональный метод  —  отжиг искусственной кромки пожара.

6 «Никто не знает глубин своего собственного сердца. Многие считали себя христианами, не будучи в действительности таковыми; некоторые же думали, что были атеистами и вовсе не являлись ими. Филипеску отрицал существование Бога. Но то, что он отрицал, в действительности и не имело отношения к вечному бытию, к реальности любви и справедливости, а было лишь его собственными примитивными представлениями». (Вурмбрандт Р. Христос спускается с нами в тюремный ад.  —  , 78–79).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *