Античная медицина

ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ АНТИЧНОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Античная цивилизация — величайшее и прекраснейшее явление в истории человечества. Невозможно переоценить роль и значение античной цивилизации, ее заслуги перед всемирно-историческим процессом. Созданная древними греками и древними римлянами цивилизация, просуществовавшая с VIII в. до н.э. вплоть до падения Западной Римской империи в V в. н.э., т.е. более 1200 лет, была не только культурным центром своего времени, давшим миру выдающиеся образцы творчества во всех сферах человеческого духа. Она также стала колыбелью двух близких нам современных цивилизаций: западной и византийско-православной — евразийской. А в одном отношении античная цивилизация является универсальной основой, пьедесталом всей последующей общечеловеческой культуры — в той мере, в какой она содержит дух рационализма. Пронизана таким отношением к бытию, в котором преобладает убеждение, что мир (как природный, так и человеческий) состоит из вещей и процессов, взаимодействующих между собой и изменяющихся по естественным, не зависящим от воли, сознания и желаний человека закономерностям. Именно античная цивилизация окончательно преодолела рубеж, разделяющий в сознании человека Хаос и Закон, Хаос и Космос, Миф и Логос, отделила «логику вещей» от «логики слов и мыслей», утвердила представление о том, что освоение мира во всех формах человеческой деятельности возможно только по его собственным законам.

Эпоха античности дала миру произведения, научные работы и философские идеологии таких ученых и философов как: Фалекс Милетский, Анаксимандр, Анаксагор, Гераклит Эфесский, Диоген, Эпикур, Левкипп, Демокрит, Гипарк, Архимед, Пифагор, Геродот, Гиппократ, Сократ, Протагор, Питак, Периандр, Ксенон, Платон, Аристотель и др.

Фалес Милетский — первый из философов античности, который поставил различные исследования и явления природы на уровень научности. Жил в г. Милеет на полуострове Малая Азия, являвшегося греческой колонией. В своих философских суждениях он выдвинул гипотезу, что причиной мироздания и всего сущего является вода. «Из воды все исходит, и в воду же возвращается».Он полагал, что все объекты, предметы и вещества материального и духовного мира живой и неживой природы когда-либо произошли из воды, и по окончании своего существования превращаются обратно в воду. Это было первое научное высказывание всего античного мира, которое заложило основу развития философии в целом и естествознания в частности.

Анаксимандр — ученик Фалеса, входивший в «Милетскую школу».В своих философских суждениях возражает Фалесу, полагая, что все предметы и объекты в мире произошли из огня. Он сделал вывод, что огонь является прародителем живых и неживых тел, и что процесс образования планеты и её населения имеет внеземную природу.

Анаксимен — также ученик Фалеса, представитель»милетской школы». Возражая Фалесу и Анаксимандру. Считает, что все произошло из воздуха. По его мнению, воздушная среда является неотъемлемым атрибутом физиологических процессов растений и животных, обмена веществ. Воздух необходим для конденсации воды в атмосфере при испарении и выпадении осадков.

Протагор — основоположник греческой философской концепции по душе: нравственных, морально-этических качествах человека. В свои философских учениях Протагор главную роль отводил самому человеку, его роли и месту в общественной жизни. Он полагал, что только человеку присущи высшие нормы и уровни мышления, сознания, познания, любви, благородства. Человек является высшим разумным существом на планете и может судить о деяниях других по своим критериям.» Человек есть мера всех вещей существующих, что существуют и не существующих, что не существуют.»

Гераклид Эфесский, 4-5 век до нашей эры, Он полагал. что все процессы и явления, все тела и судьбы бытия — непостоянны и подвергаются динамическому изменению.. Он основал раздел Ф «диалектика», изучающий стороны и качества материального мира. «Все течет, все изменяется», «Нельзя 2 раза войти в одну и ту же реку», «Ничто не вечно».

Сократ — создатель еще одного ф. направления, изучающего связь и гармонию души и тела, смысл жизни в ф. понимании. Полагал, что человек для своего морального спокойствия и становления необходимо сочетать удовлетворение материальных и духовных потребностей. Он считал, что человек должен быть гармоничен в моральном и физическом плане и одним «хлебом насущным» не удовлетворить его желания и потребности. Большую роль он отводил вопросам брака, семьи, любви и ублажения. С группой единомышленников ходил по «миру» Греции в поисках истины. В итоге был публично осужден за свои нравоучения и приговорен к смерти. В конечном счете он испил чашу с ядом, принесенную его учениками и бросился со скалы.

В эпоху античности появились в науке и философии первые научные доктрины (парадигмы).

Первой научной доктриной Древней Греции стала математическая доктрина, представленная Пифагором, и позднее развитая Платоном. В её основе, как и в основе других античных доктрин , лежит представление о том, что космос — это упорядоченное выражение целого ряда первоначальных сущностей, которые можно постигать по-разному. Пифагор нашел эти сущности в числах и представил в качестве первоосновы мира. Он полагал, что все объекты и предметы бытия, материального мира, процессы и явления материальных и духовных норм состоят из чисел, цифр, математических и физических формул, математических знаков и операций. Картина мира, представленная пифагорейцами поражала своей гармонией — протяженный мир тел, подчиненный законам геометрии, движению небесных тел по математическим законам, законам прекрасно устроенного человеческого тела и т.д. Этими доводами он заявил, что ум человека — это не просто зеркало, пассивно отражающее природу, он накладывает свой отпечаток на мир, активно формируя его картину. Свое отношение и завершение математическая доктрина получила в философии Платона, который нарисовал грандиозную картину истинного мира — мира идей представляющую собой иерархически упорядоченную структуру.

Эта доктрина заложили основы развития естествознания, опираясь не на материальные стороны вещества (как этот было при Гераклите), а на числовые закономерности бытия.

Согласно этой доктрине, мир — упорядоченный космос, чей порядок сродни порядку внутри человеческого разума. Следовательно, возможен рациональный анализ эмпирического мира. Упорядоченность космоса является следствием существования некоего всепроникающего разума, наделившего природу назначение и целью.

Второй научной доктриной античности, оказавшей громадное влияние на все последующее развитие науки, стал атомизм. Он стал итогом развития греческой философской традиции. В её основе лежит представление о том, что все предметы и объекты бытия, материального мира состоят из мельчайших микроскопических неделимых частиц — атомов ( с гр. неделимый). Своими корнями атомизм уходит в ионийскую физику и философию элеатов. Проблемы бытия и не бытия, существования и возникновения, множества и числа, делимости и качества — все эти проблемы, затронутые предыдущими школами, нашли свое отражение в системе атомизма. Основателями его стали Левкипп и Демокрит. Согласно этой доктрине, начало всего сущего — это неделимые частицы — атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в небытие. Возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение — распадение на части. Атомизм является физической доктриной, только по Демокриту д. объяснить явления физического мира. Причины естественных явлений безличны и имеют физическую природу, их следует искать в земном мире. Познание мира идет путем сочетания чувств, опыта и его рационального преобразования. Атомизм является физической программой и служит инструментом объяснения многочисленных процессов и явлений природы, проходящих на микроуровне.

Доктрина Аристотеля стала третьей научной доктриной античности. Она возникла на переломе эпох. С одной стороны она близка к античной классике, её стремлением к целостному философскому осмыслению действительности., с другой стороны в ней отчетливо проявляются традиции афинской и эллинской школ. Аристотель возражал Пифагору, Демокриту, Платону, одновременно отказываясь от материальных и атомистических идей, пытаясь найти третий путь. Он понимал, что миропонимание должно происходить путем чувственного познания и логического осмысления.

Аристотель предлагает 4 причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. Он создал раздел философии «Метафизика». Этот раздел философии изучает особенности духовного мира, морального и этического путем осмысления сознанием или логикой.

В метафизике Аристотель воссоздает мир как целостное естественно возникшее образование, имеющее причины в себе самом. Заслугой Аристотеля является написание его знаменитого «Органона» — трактата по логике, поставившего науку на прочный фундамент логически обоснованного мышления. Он, кроме того, систематизировал накопленные к этому времени научные знания. Аристотель был крупнейшим ученым и философом античного мира, занимался вопросами политологии, правоведения, экономики и торговли, астрофизики, географии и геологии, ботаники и зоологи, физиологи и эволюции. Он дал характеристику и описал известные к тому времени 500 видов растений и животных, расположив их в иерархический таксономический ряд по порядку, согласно уровню организации. Кроме того, Аристотель является основоположником многих перечисленных выше наук.

Особое место в истории античной культуры занимает элейская Школа. Представителям ее принадлежит великое открытие — наличие противоречия между двумя картинами мира в сознании человека; одна из них — это та, которая получена посредством органов чувств, через наблюдение; другая — та, которая получена с помощью разума, логики, рационального мышления.

Основоположником элейской школы (г. Элея на юге Италии) был Ксенофан — один из первых рационалистических критиков мифологического мировоззрения. Но слава Элеи, ранее совсем неприметного города на юге Италии, связана с именами Парменида и Зенона — великих представителей этой философской школы.

Парменид и его последователи убедительно показали, что результатом человеческого познания является не одна, а две различные картины мира — чувства дают одну картину мира, а разум — другую, причем эти картины мира могут быть принципиально противоположны. Легендарные апории Зенона, собственно говоря, и посвящены обоснованию и доказательству существования этих двух различных картин мира’. Установление качественного различия между отражением мира разумом и чувствами (мышлением и ощущением, логическим и чувственно-образным) было величайшим научно-философским открытием. Оно со всей силой и значимостью поставило вопрос о том, как возможно научное познание мира и возможно ли оно вообще. В ту эпоху сама возможность научного познания мира отнюдь не была самоочевидной. Немало мыслителей сомневалось в возможности естественно-научного (и философского) познания мира. Идея познаваемости мира буквально выстрадана человечеством.

Сами элеаты считали, что из двух картин мира подлинная та, которая постигается разумом. На этой основе они ввели качественно новое представление о первооснове мира, о его субстанции. Если у представителей милетской школы первооснова мира носит характер физического процесса, некоторой стихии (вода, воздух и др.), у пифагорейцев — абстрактно-математический характер (число), то у элеатов она является абстрактно-философской — бытие как таковое.

Одной из существенных ограниченностей античного способа познания являлся его отрыв от производства, отрыв теории от практики, знания от опыта. Рабовладельческий способ производства, в котором главной производительной силой выступал раб, не нуждался в познании объективных законов природы как средстве развития производительных сил. Познание природы развивалась отдельно от материального производства. Материальное производство достигло такого уровня, когда оно смогло выделить часть людей из непосредственного участия в производстве, дать им возможность заниматься духовной деятельностью, но само такое материальное производство в результатах духовной деятельности не нуждалось. Отсюда и недооценка связи знания и опыта, непонимание познавательного значения опыта, эксперимента. Эксперимент как метод познания в античности не был известен. Поэтому античное естествознание не стало в подлинном смысле наукой.

И, наконец, упадку античной науки способствовало и отсутствие надежных средств хранения, обмена и передачи информации. Рукописи были дорогим, редким и — в эпоху непрерывных войн, миграций народов, исчезновения в пожарищах культур и этносов — ненадежным средством хранения информации. Как материальный носитель мысли, рукописи, к сожалению, все-таки горят.

В VI в. н.э. начинается период «темных веков» в истории европейской культуры.

НАБЛЮДЕНИЕ КАК МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Наблюдение — это простейший вид научного познания, опирающийся на данные органов чувств. Наблюдение предполагает минимальное влияние на активность объекта и максимальную опору на естественные органы чувств субъекта. По крайней мере, посредники в процессе наблюдения, например разного рода приборы, должны лишь количественно усиливать различительную способность органов чувств. Можно выделять различные виды наблюдения, например, вооруженное (использующее приборы, например, микроскоп, телескоп) и невооруженное (приборы не используются), полевое (наблюдение в естественной среде существования объекта) и лабораторное (в искусственной среде).

В наблюдении субъект познания получает чрезвычайно ценную информацию об объекте, которую обычно невозможно получить никаким иным способом. Данные наблюдения обладают огромной информативностью, сообщая об объекте уникальные сведения, присущие только этому объекту в этот момент времени и в данных условиях. Результаты наблюдения составляют основу фактов, а факты, как известно, — это воздух науки.

Для проведения метода наблюдения необходимо, во-первых, обеспечить длительное, длящееся во времени, высококачественное восприятие объекта (например, нужно обладать хорошим зрением, слухом, и т.д., или хорошими приборами, усиливающими естественные человеческие способности восприятия). По возможности необходимо проводить это восприятие так, чтобы оно не слишком сильно влияло на естественную активность объекта, иначе мы будем наблюдать не столько сам объект, сколько его взаимодействие с субъектом наблюдения (малое влияние наблюдения на объект, которым можно пренебречь, называется нейтральностью наблюдения). Полезно воспринимать объект в более разнообразных условиях — в разное время, в разных местах, и т.д., чтобы получить более полную чувственную информацию об объекте. Нужно усилить внимание, чтобы пытаться отмечать малейшие изменения объекта, которые ускользают от обычного поверхностного восприятия. Хорошо бы, не полагаясь на собственную память, как-то специально фиксировать результаты наблюдения., описывать результаты полученного в это время восприятия объекта (такие записи еще называют протоколами наблюдений). Наконец, нужно позаботиться о проведении наблюдения при таких условиях, когда подобное наблюдение в принципе мог бы провести и другой человек, получив примерно те же результаты (возможность повторения наблюдения любым человеком называется интерсубъективностью наблюдения). В хорошем наблюдении не нужно спешить как-то объяснять проявления объекта, выдвигать те или иные гипотезы. До некоторой степени полезно оставаться беспристрастным, невозмутимо и непредвзято регистрируя все происходящее (такая независимость наблюдения от рациональных форм познания называется теоретической ненагруженностью наблюдения). Таким образом, научное наблюдение — это в принципе то же наблюдение, что и в быту, в обыденной жизни, но всячески усиленное различными дополнительными ресурсами: временем, повышением внимания, нейтральностью, разнообразием, протоколированием, интерсубъективностью, ненагруженностью. Это особенно педантичное чувственное восприятие, количественное усиление которого способно наконец дать качественную разницу по сравнению с обыденным восприятием и заложить основу научного познания.

Можно говорить о существовании двух крайних течений в философии наблюдения. Это — феноменализм и ноуменализм. Феноменализмом можно называть такую философию наблюдения, которая утверждает, что наблюдаться может только то, что воспринимается внешними органами чувств — зрением, слухом, вкусом, обонянием и осязанием. И только это можно считать научным. Все остальное должно быть изгнано из научного познания. Примером такого рода феноменализма являлся неопозитивизм — течение философии науки первой половины 20 века, о котором более подробно мы поговорим позднее. Наоборот, ноуменализм (от латинского noumen — сущность) утверждает возможность наблюдения не только на основе внешних, но и внутренних органов чувств — интуиции, интеллектуального созерцания, интроспекции. Предполагается тем самым, что у человека существуют особые внутренние органы чувств, позволяющие ему столь же непосредственно наблюдать более глубокий слой бытия, сокрытый за данными внешнего восприятия. Именно к философии ноуменализма можно отнести описанную выше позицию немецкого философа Вилгельма Дильтея, который полагал, что на основе интроспекции (самонаблюдения) субъект способен наблюдать ноумены своего внутреннего мира. В этом случае останется только аккуратно описать эти структуры.

По-видимому, оба эти направления являются крайними позициями, между которыми находится реальный процесс научного наблюдения. С одной стороны, наблюдение в науке преимущественно применимо к объектам внешних органов чувств — и в этом доля истины феноменализма. С другой стороны, в науке научным всегда считались не только данные внешнего наблюдения, но и различные формы рационального познания, которые невозможно прямо наблюдать внешними органами чувств. Здесь наука как расширяет критерии научности за пределы только наблюдаемого, так и проводит связь между наблюдаемым и ненаблюдаемым. Даже рациональные формы научного познания, выраженные в разного рода математических структурах, обладают эмпирическими реализациями и сохраняют до некоторой степени связь с наблюдаемыми элементами.

Единство феноменов и ноуменов в процессе научного наблюдения можно выразить в философии научного принципа наблюдаемости: объект научного познания есть единство феноменов и ноуменов, наблюдаем только феномен. Но феномен является символом ноумена, ноумены как бы символически «просвечивают» в своих феноменах, поэтому, наблюдая феномены, субъект наблюдает символы и знаки стоящих за ними ноуменов, так что наблюдение опосредованно дает информацию о ноуменальных структурах, как бы «намекает» на непосредственно ненаблюдаемое. В связи с этим, даже если научным является только наблюдаемое, то и в этом случае рациональные формы познания не вполне могут быть лишены статуса научности.

Идеалом наблюдения в классическом научном познании до 20 века был также принцип нейтральности наблюдения, который утверждал, что влияние субъекта на объект в процессе наблюдения может быть сделано сколь угодно малым, так что им можно пренебречь и считать, что в наблюдении объект проявляет себя так же, как и вне него. Однако с возникновением науки 20 века этот принцип был существенно поколеблен. В особенности большую роль здесь сыграло развитие квантовой физики, в которой исследуются уже столь «чувствительные» объекты, что процесс наблюдения за ними оказывается одновременно их «приготовлением».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. М.,1999.

2. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М.,1992.

3. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М.,1992.

Эмпирическая терапия антибиотиками назначается до точного установления возбудителя инфекции и чувствительности антибиотиков к нему. Для этого берут мазок, например, с задней стенки глотки или откуда необходимо, из раны, например и т.д. И это правильно, т.к. до установления возбудителя (а анализ занимает время) начинают незамедлительно терапию антибиотиками широкого спектра действия, т.е. теми, которые действуют сразу на несколько инфекционных микроорганизмов. После получения анализа либо продолжают терапию этим антибиотиком широкого спектра действия, т.е. назначенный препарат Вам помог и необходимо завершить им курс лечения, т.к. принимают антибиотики не меньше 5-7 дней и более,в зависимости от клинической ситуации, в каждом случае дозировка, кратность введения и курс определяются врачом индивидуально. Необходимо пропить курсовой ещё и потому, чтобы не выработалась антибиотикорезистент­ность. Если же после получения анализа выявлена нечувствительность (резистентность) микроорганизма к назначенному препарату, то его меняют на тот, к которому чувствительны данные микроорганизмы, т.е. назначается этиотропная терапия — антибиотиком узкого спектра действия, т.е. который чувствителен конкретно к Вашим микробам. И пропить его необходимо также курсово, курсом, а не 1-2-3 дня. Естественно, все дозировки, кратность, курс подбирает только лечащий врач, сложный случаях помогает врач-клинический фармаколог, которого лечащий врач приглашает на консультацию. Так же сообщаю, что сложные случаи лечения заболеваний рассматриваются комиссионно на ВК (врачебной комиссией).

Транскрипт

1 Врачевание и медицина Античного средиземноморья Кафедра истории медицины МГМСУ им. А.И. Евдокимова В слайдах использованы материалы ФГОС по истории медицины, взятые из открытых источников Historymed.ru

2 Античный мир Древнюю Грецию (Эллада) и Древний Рим называют странами античного мира (antiquus древний) Деление на свободных и рабов Врачебное искусство Греции развивалось под влиянием медицины Вавилонян и Египтян

4 Представления о причинах болезней Общие для всех людей данной местности, зависящие от конкретных условий окружающей природы Индивидуальные определяемые образом жизни каждого Гнев богов

5 Врачевание в Древней Греции Самой древней формой врачебного искусства в Греции служит простая, здоровая эмпирия В наиболее древнейшем литературном памятнике гомеровской «Илиаде» отражены в полном смысле слова народная медицина «Одиссея» более позднее произведение Гомера уже отражает более высокий уровень культуры и более развитую социальную жизнь. Врачей уже причисляют к «дисмургам». Они занимали высокое общественное положение. Их обычно приглашали к больному домой, за свою работу получали гонорар, часто в натуральной форме

6 Гомер Описано: 141 повреждение туловища и конечностей: — поверхностные и проникающие ранения, — ушибленные раны и нагноения, — ядовитые укусы змей, — сумасшествие, — массовые болезни (эпидемии). Медицинская номенклатура «Илиады» и «Одиссеи» «немногим ниже анатомических понятий Гиппократа». «Стоит многих людей один врачеватель искусный: Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством»

7 Врачевание в Древней Греции Подготовленных врачей очень мало (VIII в. до н.э.), что в случаях нужды и при отсутствии медицинской помощи всякий принимается за заклинания и магию. Это находит поддержку в основании особых святилищ, в которых почитается божество, приносящее здоровье и выздоровление от болезней Таким образом, в различных местностях Греции возникает культовое поклонение различным божествам

8 Врачевание в Древней Греции Асклепий сын Аполлона «исцеляющего». Дочери врачи Гигиея (отсюда термин гигиена) и Панакея (Панацею лекарство от всех болезней), Сыновья врачи Махаон и Подалирий Асклепий

9 Асклепионы Руины Асклепиона на о.кос (фото из Википедии)

10 Асклепионы Безнадежно больным и роженицам входить на территорию храма не разрешалось: религиозные правила не допускали в святейшие места все нечистое Каждый входящий проводил омовение и приносил жертву богам

11 Асклепионы Все больные, пришедшие в храм, ложились спать в крытых галереях вдоль стен храма. Под действием одурманивающих окуриваний, внушения и гипноза больные погружались в так называемые «инкубационные» (или «священные») сны Тем не менее, главными средствами врачевания в храмах Древней Греции были различные формы водолечения, холодные омовения, массаж, гимнастика Об употреблении лекарств, в большинстве случаев, не упоминалось Плата за услуги изображение исцеленных частей своего тела, сделанных из мрамора, золота, серебра, меди

12 Вотивы. Музей истории медицины Германии. Ингольштадт. Фото К.А. Пашкова

13 Вотив. Музей истории медицины Германии. Ингольштадт. Фото К.А. Пашкова

14 Вотив. Музей истории медицины Франции. Париж. Фото К.А. Пашкова

15 Врачевание в Древней Греции Греческие врачи часть добровольно, часть по принуждению посещали страны Востока. Медицинские школы Египта стали принимать в свое лоно иностранцев, желающих изучать медицину Религиозные представления не имели такого сильного влияния на духовную жизнь, как у древних народов Востока, никогда вся жизнь грека не находилась в зависимости от могущественной жреческой касты

16 Дом греческого врача Врачи оказывали помощь, как у себя на дому, так и на дому у больных. Тяжелобольным помощь оказывалась на дому. Этим объясняется полное отсутствие в древности общественных больниц Ятрея рабочая комната врача. Палата для излечения больных. Преподавание у постели Ятр (врач) осматривает больного, на них смотрит Асклепий

17 Врачевание в Древней Греции Наряду с врачами существовал вспомогательный медицинский персонал, в круг его обязанностей входило собирание лекарственных материалов и приготовление лекарств, помощь врачам, приготовление ванн, постановка компрессов, банок, втирание мазей и проведение незначительных хирургических операций

18 Врачевание в Древней Греции К концу V века в Греции появились должности общинных врачей. В общинах взимался особый налог (медицинский), из этих средств оплачивались врачи, из них же приобреталось все нужное врачам для выполнения их обязанностей Вознаграждение за труд врача не было обеспечено законом. Этот добровольный гонорар врачи получали чаще всего в натуральной форме

19 Появление врачебной корпорации (V век до н.э.) В Древней Греции врачевание было семейной профессией, передавалось от отца к сыну Позднее рамки семейных школ расширились и в их лоно стали принимать за определенную плату учеников не членов данного рода, т.к. семья уже не могла удовлетворять все возрастающие потребности во врачебной помощи, семья, таким образом, превращается во врачебный цех Оставаясь верными своей старой традиции, все они видели друг в друге родственников. То, что ранее связывалось узами крови, и было понятно само собой, то пришельцы пожелали точно сформулировать и выразить в форме устава, который дошел до нас в виде так называемой «Гиппократовой клятвы»

21 Философские течения Различные области знаний объединены общим понятием философия. Для древнегреческой философии характерна стихийная диалектика Диалектика — анализ , философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

22 Философские течения Философские течения Древней Греции материализм и идеализм. Материализм — материя первична, сознание вторично. В основе мира лежит материя. Природа едина и находится в вечном движении и непрерывном течении. Идеализм (от греч. idea — идея), сознание первично, материя вторична. Дух, сознание, мышление, психическое — первично, а материя, природа, физическое — вторично, производно. Стремление к возвышенным целям.

23 Философские течения Крупнейшим представителем материализма был Демокрит (ок гг. до.н.э.) Развивал представление о строении вещества из мельчайших невидимых и неделимых частиц (атомов), находящихся в постоянном движении. Писал о пульсе, о воспалении, о бешенстве. «Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что сами они имеют в своем распоряжении средства к этому» (Из письма Гиппократу) Демокрит

24 Философские течения Идеалистические учения были представлены школой Пифагора (конец VI века до н.э.), а позднее Платона Философы-идеалисты представляли имущую аристократию, они игнорировали изучение конкретной природы, объясняли все совершающиеся влиянием стоящей над миром силы, в виде либо мистических «чисел» (Пифагор), либо извечных идей (Платон) Пифагор Платон

25 Врачевание в Древней Греции Наиболее древние и наиболее известные медицинские школы в Греции находились на Родосе, Косе, Книдосе, т.е. на главных путях из Греции на Восток Условиями для этого были: слушатель должен быть мужчиной, грамотным и имеющим возможность оплатить свое обучение

27 Кротонская медицинская школа — Организм есть единство противоположностей — Здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и горького и т.п., господство же (греч. monarchia единовластие) одной из них есть причина болезни — Противоположное излечивается противоположным (лат. contraria contrariis curantur тезис, часто приписываемый Гиппократу) Выдающийся врачеватель философпифагореец Алкмеон из Кротона (греч. Alkmaion, лат. Alcmaeon VI-V вв. до н.э.)

28 Книдская медицинская школа Учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь, черная желчь), эукразия и дискразия, Учение о признаках болезней симптомах (греч. symptoma совпадение, признак) и диагностике (от греч. diagnostikos способный распознавать), Выдающийся врачеватель Эврифон из Книда (V в. до н.э.), старший современник Гиппократа

29 Косская медицинская школа Первые сведения о ней относятся к VI веку до н.э. (584 г. до н.э.) Рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой Разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного, впоследствии положенный в основу клинического направления в медицине Развивала основу врачебной этики Расцвет Косской медицинской школы неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого Косского

30 Гиппократ Гиппократ (Hippocrates (лат) ок. 460 ок. 377 г. до н.э.) жил в период «высочайшего внутреннего расцвета Греции» (К. Маркс), когда каждая отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей: в политике Перикл, в истории — Геродот, в философии — Демокрит, Сократ, Платон, в поэзии Софокл, Аристофан, Мирон и Эврипид, в медицине Гиппократ Гиппократ

31 Гиппократ Генеалогическое древо Гиппократа от 1-ого до 17-го колена: Асклепий, Подалирий, Гипполох, Сострат, Дардан, Хризамис, Клеомиттад, Феодор, Сострат II, Хризамис II, Феодор II, Сострат III, Небр, Гносидик, Гиппократ I, Гераклид, Гиппократ II (Великий) В роду Асклепиадов известно семь Гиппократов

32 Гиппократ Главная заслуга Гиппократа, как главы выдающейся медицинской школы, в том, что он выделил медицину в самостоятельную науку. До него все науки, в том числе и медицина, входили в философию Гиппократ является основоположником медицины наблюдения. В этом принципе четко прослеживается преемственность идей: до него существовали отдельные знания, описания. Гиппократ впервые объединил эти знания воедино

33 Гиппократ Гиппократ рассматривал организм как единое целое в связи с окружающей средой. Именно он вводит в обиход столь популярный сейчас термин «образ жизни» Дает первую материалистическую теорию медицины гуморальную (humor жидкость, влага, сок). В основе ее лежат знания, дошедшие из Древнего Востока Таким образом, здоровье есть благоприятное смешение (cucrasta) четырех жидкостей организма (кровь, слизь, желтая и черная желчь), а неблагоприятное их смешение (dyscrasta) или изменение составе есть причина большинства болезней. Учение о соках с некоторыми изменениями существовало в медицине в течение двух с половиной тысячелетий, вплоть до XIX века

34 Гиппократ Гуморальная теория на основе изучения образа жизни народов Азии, Африки и Европы позволила Гиппократу определить четыре основных типа телосложения и темперамента у людей. Особенности каждого из них определяют предрасположение к различным заболеваниям и требуют от врача различного подхода к лечению Мы до сих пор пользуемся номенклатурой пришедшей из Древней Греции: сангвиник (кровь), меланхолик (черная желчь), холерик (желтая желчь), флегматик (слизь)

35 Гиппократ «Все болезни естественны, и, следовательно, их можно изучать» Гиппократ Наследие Гиппократа и других врачей Греции обобщено в «Гиппократовом сборнике», который является энциклопедией классического периода истории древнегреческой медицины. Сборник составлен в III веке до н.э., примерно через 100 лет после смерти Гиппократа, в знаменитой александрийской библиотеке Большинство исследователей считают, что Гиппократу принадлежат самые выдающиеся работы сборника: «Афоризмы», «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах и местностях», «О переломах», «О ранах головы», «О древней медицине» и другие

36 «ГИППОКРАТОВ СБОРНИК» — энциклопедия древнегреческой медицины Составлен в Александрийской библиотеке два столетия спустя после смерти Гиппократа (ок. 280 г. до н.э.), 72 анонимных медицинских сочинения, разных по содержанию, стилю и врачебной позиции, записанные в V-III вв. до н.э. на ионийском диалекте

38 Гиппократова клятва В устной традиции издавна переходила от одного поколения к другому в недрах врачебных фамилий и в основных своих чертах создана до Гиппократа Впервые литературно оформлена в III в. до н.э. в Александрийской библиотеке (г. Александрия, Царство Птолемеев) Под названием «Клятва» и включена в «Гиппократов сборник» (ок. 280 г. до н.э.) Позднее в широких кругах стала называться именем Гиппократа в честь легендарного врача

39 Гиппократова клятва Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае необходимости помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и безо всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

40 Александрийская школа (III век до н.э.) Основывается Александрийская библиотека и Музей, задачей которых было дать возможность исследователям и ученым посвятить себя научной работе не заботясь о пропитании Впервые начинают вскрывать трупы. Есть сведения о том, что врачи проводили вивисекцию преступников Возник прогресс описательных естественных наук (зоология, ботаника, физика), что создало надежную основу для физиологических исследований

41 Александрийская школа (III век до н.э.) Герофил, Эрасистрат изучали человека, на основе опытов и научных экспериментов Александрия стала центром изучения медицины, бесплатного образования, что привело к перепроизводству врачей Обучение в школах прообраз средневековых Университетов ( экзамены, отдельные дисциплины, учебники) Влияние Александрийской медицины выходит далеко за пределы той эпохи, в которой культура Александрии была господствующей; это влияние заметно и в то время, когда на исторической сцене появился новый культурный центр — Рим

42 «Врач Эрасистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» Жак-Луи Давид (1774)

43 Наследие Древней Греции в современной медицине Хирургия рукоделие Педиатрия лечение детей Психиатрия лечение души Дерматология учение о коже Офтальмология учение о глазах Неврология, терапия, пневмония, плеврит, нефрит, геморрагия, эпилепсия и т.д.

44 «Туда не надо идти для того, чтобы изучать медицину, но, вооружившись прочным и солидным образованием, там следует искать дополнения, которые возвышают ум, укрепляют суждение и показывают в научной традиции работу последовательных поколений, их ошибки и их успехи, их слабость и их силу» Эмиль Литтре

В недрах первобытного сообщества формировались истоки всех последующих духовных и материальных достижений человечества: мышление и сознание, орудийная (или трудовая) деятельность, речь и языки, земледелие и скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, искусство и религиозные верования, нравственность и этикет, врачевание и гигиенические навыки.

По своей продолжительности первобытная эра охватывает более 99% всей истории человечества. Все последующие периоды истории (древний мир, средние века, новое время и современная история) занимают не более 1% исторического пути человечества.

Периодизация и хронология первобытной эры и первобытного врачевания. В истории первобытной эры выделяют три эпохи:

1) становление первобытного общества: эпоха праобщины, или первобытного человеческого стада (свыше 2 млн лет тому назад — ок. 40 тыс. лет тому назад);

2) зрелость первобытного общества: эпоха первобытной общины (ок. 40 тыс. лет тому назад — Х тыс. до н.э.);

3) разложение первобытного общества: эпоха классообразования (с XV тыс. до н.э.). (Приведенные хронологические границы весьма условны, т.к. в различных регионах Земного шара человечество развивалось крайне неравномерно).

Соответственно этапам первобытной истории условно определяются три периода в развитии первобытного врачевания:

1) врачевание эпохи праобщины (самый длительный период), когда происходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о приемах врачевания и природных лечебных средствах (растительного, животного и минерального происхождения);

2) врачевание эпохи первобытной общины, когда развивалось и утвержда­лось целенаправленное применение эмпирического опыта врачевания в социаль­ной практике;

3) врачевание эпохи классообразования, когда шло становление культовой практики врачевания (зародившейся в период позднепервобытной общины), продолжалось накопление и обобщение эмпирических знаний врачевания как коллективного опыта общины и индивидуальной деятельности врачевателей-профессионалов.

Исторические источники: данные археологии и палеоантропологии, палеопатологии и палеоботаники, палеопсихологии и этнологии (этнографии).

Палеопатология изучает патологические изменения тканей первобытного человека, точнее, останков его скелета. Как наука она сформировалась в конце XIX в., после 1892 г., когда во время археологических раскопок близ селения Триниль на о. Ява голландский врач и анатом Юджин Дюбуа (Dubois, Eugene) обнаружил левую бедренную кость древнейшего человека — питекантропа (лат. Pithecanthropus erectus), жившего около 700 тысяч лет тому назад, под головкой которой имелись значительные костные выросты — экзостоз.

До возникновения палеопатологии бытовало представление о том, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позднее как результат цивилизации (концепция «золотого века»). Это справедливо лишь в отношении ограниченного числа заболеваний (так называемые болезни цивилизации).

Палеопатология позволила также определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека: она не превышала 30 лет. До 50 лет (и более) доживали в исключительных случаях.

Итак, болезни существовали еще в первобытном обществе и в любую эпоху истории человечества представляли собой, с одной стороны, явление биологическое, так как развиваются они на почве человеческого организма в тесной связи с окружающей природой, а с другой — явление социальное, так как определяются конкретными условиями общественной жизни и деятельности человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *