Античный полис

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Предпосылками зарождения науки в Др. Греции: 1) полисная организация жизни (полис-город-госуд), в основе которой принцип 3И: 1. Исигория — свобода слова. 2. Исатомия — равенство в возможности замещения должностей. 3. Исономия — равенство всех пред законом. 2) относительная (по сравнения с Востоком) секуляризованность гражданской жизни: Восток — законы общества выводились из Божественной воли, а Запад — создавались в ходе демократических процедур в полисе. 3) этический и гносеологический релятивизм (относительность: человек мерило бытия: погибли дети – для родителей горе, для гробовщиков — прибыль). 4)агональный хар-р культуры (состязательность) — развитие интел.способностей и их оттачивания на диспутах.

Формирование объективного знания: Социальные условия античной цивилизации определяли объективность знания, прежде всего результатами борьбы низших слоев общества за свои права. Были произведены реформы: юридические нормы письменно зафиксированы и унифицированы, была предложена выборность судей, позволена состязательность в суде и обжалование приговоров, аристократию ущемили в территориальном делении полиса и введена имущественная дифференциация населения по сбору налогов.

В мировоззренческом плане эти реформы обусловили: 1) уважение к личности, достоинством считалась не знатность, а уровень культуры и достигнутое положение в обществе; 2) изменилось отношение к закону – он стал носить не божественный, а рациональный характер, т.к. изобретался самими людьми; 3) возникает конкуренция идей, что требует обращения к логике и риторике, чтобы побеждать в спорах; 4) возникает убежденность в относительном характере знаний – никакое знание не является абсолютно истинным, все можно оспорить или предложить альтернативу. На этой базе возникает идея обоснованности знания.

Появление научных программ:

1) Математическая программа Пифагора. а) обоснование числа как первоначала (все вещи существуют подражая числам, число-идеально, цифра-материальна, отождествляли числа с фигурами 1-точка) б) философия числа, приписали каждому числу значение, на основе нумерологии объясняли сущность вещей, разделили числа на группы, выделив совершенные и несовершенные, мужские и женские, четные и нечетные. в) рассмотрение вселенной как космоса (с греч-порядок). Вселенная — не борьба стихий, а упорядоченный числом космос, а т.к. числа не только основы бытия, но и мышления, то мир умопостигаем и выразим.

2) Атомистическая программа Демокрита. материальность, неделимость, движение, вечность, все разные – свойства атома, объясняющие бытие. Формулировка принципа объективности через различение субъективных и объективных свойств вещей: объективно сущ-ют атомы и пустота, а субъективно: вкус, цвет, запах. Всеобщей причинно-следственная связь явлений.

а.3) различие случайного (то, что переходит из потенциального, в актуальное несколькими способами – бросание монеты) и закономерного (переходит из потенциального в актуальное одним способом) бытия.

а.4) бытие как истина: «Истинным признается то, что соответствует действительности» (снег белый).

а.5) рационально обосновал способ происхождения вещей на основе действия 4-х причин: *материальная – это субстрат вещи; *формальная – способ организации материи; *действующая – это тот, кто соединяет материю и форму; *финальная, целевая – то, зачем нужна эта вещь.

б) Физика (физика-природа): «Развивать в себе можно только то, что заложено в тебе потенциально». 1.Движение — переход вещи из потенциального состояния в актуальное, 4 вида: изменение субстанции (рождение/умирание вещи); изменение по качеству (превращение), по количеству, по месту (перемещение).

2.Пространство – вместилище, где происходит движение вещи, граница объемлющего и объемлемого.

3.Время — способ бытия пространства, фиксирует дв-ние вещи «с начало и потом», не существует объективно.

в) Теория науки. Познание проходит 4 этапа: Чувственные впечатления  Опыт (сумма впечатлений в голове, умение ориентироваться в ней) Техно (искусство – это знание общего и причин, знание о классах объекта — вождение машины) Научное знание (доказательное, объясняющее, систематический характер). Канон научного исследования: описание проблем; история вопроса; выдвижение собственной позиции; выявление аргументов «за» и «против»; принятие окончательного решения.

г) Логика. Аристотель – основатель формальной логики, как теории доказательства. Сам называл аналитикой.

г.1) выявил понятие логическая форма (способ связи элементов мышления): Все люди смертны — Сократ человек = Сократ смертен.

г.2) сформулировал 3 закона формальной логики: закон тождества (нетождество-рядом с ателье вывеска: увеличим вашу семью за 15 минут), закон не противоречия (противоречия: в ЗАгсе прошу развести меня, но согласия я не даю) и исключающего третьего.

г.3) построил теорию понятий, суждений и умозаключений: Понятие – форма мышления, фиксирующая наиболее общие и существенные черты ряда однородных объектов (береза, каштан, пальма — кора, листья) Понятие существует только в голове и является идеальным объектом, его нельзя показать в действительности!

Суждение – форма мышления, которая фиксирует наличие или отсутствие взаимосвязи между понятиями, в силу чело оно является истинным или ложным. Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, связанное с исходным.

г.4) разработал основы аргументации и правила доказательства.

г.5) разработал рационалистическую космологию. Основные положения: земля центрально, неподвижна и шарообразна; вселенная конечна, ограничена прозрачными кристаллическими сферами находящимися за самыми дальними видимыми звездами; в основе земли 4 элемента; Основу космоса составляет эфир; Источник движения в мире это Бог перводвигатель, у всего в мире есть своя цель (финальная причина).

Хотя измерение и счет были известны древним цивилизациям задолго до появления культуры Средиземноморья, математика как теоретическое знание возникла в VII-V вв. до н. э., явившись самостоятельной заслугой греческого гения. По всей вероятности, античные мудрецы (Фалес, Пифагор и др.), совершая свои путешествия на Восток, знакомились с геометрией и арифметикой Египта и Вавилонии, однако указанные области знания представляли собой обширный, но эмпирический материал, вбиравший в себя богатый вычислительно-измерительный опыт многих поколений. Подлинная математика (от греч. μάθημα– «знание», «наука») родилась именно благодаря усилиям эллинов.

Термин μάθημα возникает в школе Пифагора и обозначает науку, т.е. знание, которому можно научить; условие такого знания – полная идентичность воспринимаемого и посылаемого, для достижения которой математика стремится точно и однозначно зафиксировать в языке смыслы и значения слов; так постепенно вырабатывается особая математическая символика.

«Число как принцип и образующее начало гармонии, космического соотношения вещей, являлось Пифагору истиной и душой сущего. Понимаемое таким образом число, очевидно, перестает иметь только количественный характер, но и получает особые метафизические, качественные свойства». В школе пифагорейцев в числе видели «сущее, всеобщую, сверхчувственную истину вещей, божественный закон и связь… мирового целого. Мера, гармония, пропорции утверждаются числом, число есть объективный разум и мудрость, тайна вещей». «И действительно, все познаваемое имеет число. Ибо без последнего невозможно ничего ни понять, ни познать», – утверждает пифагореец Филолай. Числа, и только они, дают истинное знание о мире, в числах и их соотношениях это знание можно адекватно выразить; обучение же числовым законам есть способ передачи истинного знания. Таким образом, пифагорейцы явились первыми в истории европейской культуры выразителями «метафизической» трактовки математики, как знания, выводящего за пределы чувственно воспринимаемого к «самой сущности» вещей. Эта линия была продолжена Платоном и его последователями, образовав в истории человеческой мысли особую, пифагорейско-платоническую традицию понимания математики, к которой принадлежит абсолютное большинство мыслителей, предложивших свои варианты философско-математического синтеза.

Творческий характер математической деятельности, важнейшая роль интуиции и воображения в построении математических объектов, внимание к формальной стороне действительности, а также мощный эстетический потенциал математических конструкций сближает математику и искусство.

Однако если математику интересует форма в ее «чистом» виде, то искусство сосредотачивается на разнообразии соотношений формы и содержания. Более того, в отличие от художника, математик изучает введенные объекты, постулирует их свойства, формулирует и доказывает суждения об объектах (теоремы), т.е. поступает в данном случае как открыватель, исследователь, как ученый.

Демокрит предлагает свое видение природы математики, получившее впоследствии название «математического атомизма», в платоновских диалогах встречаются рассуждения о том, кто такие геометры и чем они «на самом деле» занимаются, в «Метафизике» Аристотеля содержится трактовка математических объектов как абстракций от реального мира, диалектическим осмыслением категории числа занимается Плотин, специфика математического мышления и статус математического знания рассматриваются Проклом и т.д.

Тарубарова: Знания имеют сакральный характер(тайный). Ограничение знаний формой рецептов. Задачи привязаны к тем или иным случаям. Впервые в др. греч. философии знание возвысилось до теоретической формы. Мир воспринимается как космос: Боги, небо, земля и люди в единстве, в гармонии образуют космос. Греческие мыслители были скорее поэтами, физиологами, а не философами.

Существует проблема начала – то, благодаря чему возможен мир как физическая гармония. Все имеет душу. Истина понимается как несокрытость, нескрываемость.

Проблема времени. Время неотделимо от сущего. Прошлое действительно, но оно скрыто, хранимо. Будущее – то, что еще не вошло в присутствие. Фундаментальная характеристика сущего, воспринимаемого – телесность. Числа телесны – фиксированы границы, пределы.

Логос – мудрость, собирающий мышление. Форма связывания всего сущего воедино – логос. Мы слышим и видим не потому, что имеем глаза и уши, а имеем глаза и уши, потому что принадлежим всему слышимому и видимому.

Проблема бытия – единое, неделимое, неподвижное, то, благодаря чему появляется возможность мыслить. Все сущее движется к своей оформленности, подвигаемо. Покой – кульминация движения (высшая форма движения). Истина не в вещах, а в рассуждающей мысли. Истина – высказывание.

Знание в демонстративной форме строилось по типу силлогического рассуждения, т.е. из неоспоримых первых принципов с помощью правильных. Из них логически-дем. Методом следует извлекать все остальное содержание. Научное знание должно быть несомненно, исходить из первых причин и начал и развиваться далее.

Аристотель использует мысленный эксперимент, осн. Функция которого заключается в редуцировании той или иной концепции к абсурду или к невозможности совместить ее с реально существующим космосом.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Как и во всех доиндустриальных цивилизациях, община в Древней Греции была основной ячейкой общества, но отличалась своеобразием. Особенности греческой общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, т.е. на историю цивилизации в целом.

Это была община-полис, включающая в себя не только сельское население (как на Востоке), но и городское. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по национальности, если он был свободным и владел частной собственностью. Все члены общины — свободные собственники — обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности, поэтому греческий полис называют гражданской общиной.

Государство в Греции существовало не над общиной (как это было на Востоке), оно вырастало из общины; точнее, сама община превращалась в маленькое государство со своими законами, органами власти и системой управления. Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т.е. складывались своды законов, определявшие права и обязанности членов общины. Например,, под охраной закона находились земледельцы: в Спарте до IV в. до н. э. Было запрещено отчуждать землю у крестьян, в Афинах Солон не дозволял, чтобы один человек покупал землю в неограниченных количествах. Полис не только занимался внутренними делами, но вел внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию: граждане полиса вступали в ополчение и на время войны превращались в воинов.

Воспринимая себя как самостоятельное государство, полис жил в соответствии с идеей автаркии (самодостаточности). В полисе создавалась особая система идеалов: свободные граждане верили, что благополучие каждого из них зависит прежде всего от их родного полиса.

Таким образом, Древняя Греция никогда не образовывала единого государства, оставаясь этнической и культурной, но не политической реальностью. Она как бы застыла на первой стадии образования государства.

В самом деле, на Древнем Востоке, а потом на Западе первоначально мелкие племенные государства воевали друг с другом, захватывали земли соседей. Наиболее удачливые разрастались в общенациональные государственные образования. У всех народов и культур существовало единодушное мнение: чем больше государство, тем для него лучше. Подобный взгляд держался тысячелетиями. Однако древние греки придерживались совсем другой точки зрения. На относительно небольшой территории Древней Греции в течение нескольких столетий существовало несколько сот полисов. На один полис в среднем приходилось около 300 квадратных километров и приблизительно 10 тысяч человек населения. Самым крупным по территории полисом была Спарта, она занимала 8,5 тыс. кв. км, но имела относительно редкое население. Гораздо более густо заселенный Афинский полис имел всего 2,5 тыс. кв. км.

Нередко полисы воевали между собой. Войны могли быть очень жестокими и кровопролитными, однако победивший полис не присоединял территорию завоеванного государства. Создание единого государства через слияние множества полисов противоречило коренным основаниям мировоззрения и самоощущения греков. В единой Греции греки опасались потерять самое для себя драгоценное — свободу.

Именно свобода была тем критерием, по которому греки исконно отличали себя от окружающих их народов. Варварами в глазах греков были не только северные соседи — первобытные фракийцы, но и древневосточные народы — персы, сирийцы, египтяне и т. д. Фракийцев греки считали рабами своих страстей. Иначе обстояло дело с древневосточными народами. Восток почитался как страна мудрости и тайноведения, глубокого проникновения в сокровенную суть вещей. Греки сознавали себя по сравнению с восточными людьми детьми, которым не грех поучиться у старцев. Но почитание смешивалось с долей презрения, так как они тоже были варварами и рабами у царей-богов. Для греков фигура царя значила нечто принципиально другое.

Как и на Востоке, в Греции царей (базилевсов) считали божественными, но от этого он не становился богом. Пока базилевс правит здесь, на земле, он остается человеком, гражданином среди граждан, первым среди равных. Аристотель определил полис как общение свободных граждан. Над полисом царствует сам полис. Любой полноправный гражданин мог быть избран на любую должность. Если же царь забирал себе всю полноту власти, становился над полисом — то это была тирания, ее рассматривали как вырождение и извращение правления царей.

У полисной жизни было несколько наиболее значимых проявлений. Среди них управление своим государством, выполнение воинского долга, досуг, участие в культовых действиях. Сельскохозяйственные работы, ремесленное производство, торговля собственно в полисную жизнь не входили. Это были низменные занятия.

Относительно устойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса — Афины и Спарта, образовавшие два центра древнегреческой цивилизации, причем каждый из них развивался особым путем. Соперничество этих двух полисов привело к многолетним гражданским войнам, разрушавшим изнутри древнегреческую цивилизацию.

Афины

Главнымиисточниками силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Афиняне, создав самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями. В Афинах процветали науки и искусства, огромные средства затрачивались на градостроительство. В V в. до н. э. Под руководством Фидия стал воздвигаться Акрополь — вершина древнегреческой архитектуры, центром которого был знаменитый храм Парфенон, посвященный Афине-Деве, покровительнице города. С Афинами связан и расцвет греческого театра.

Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизации, через острую борьбу с родовой знатью. Первым шагом к созданию афинской демократии были реформы Солона (640/635 — ок. 559 г. до н. э.). Цель реформ — примирение враждующих группировок. Прежде всего он запретил долговое рабство для афинян и объявил прежние задолженности бедняков недействительными, вернув им, таким образом, статус полноправных граждан.

Солон укрепил частную собственность, разрешив покупать, продавать и дробить земельные участки. Политические права граждан зависели теперь не от родовитости, а от имущественного положения.. Самые бедные могли только избирать членов народного собрания, но не быть избранными. На зажиточных людей, обладавших полным объемом прав, были возложены довольно тяжелые, требующие больших расходов обязанности: строить суда, устраивать общественные праздники и зрелища. Окончательно афинская демократия сложилась к середине V в. до н. э., когда выдающиеся политические деятели Эфиальт и Перикл усовершенствовали законы Солона, усилив позиции демоса: теперь все граждане полиса приобрели право избираться на высшие должности (кроме должности военачальника). Народное собрание стало верховным органом власти и получило самые широкие полномочия: принимало законы, решало вопросы о войне и мире, заключало или расторгало договоры с другими полисами. На собраниях (а их проводили около 40 раз в год) все вопросы тщательно обсуждались и каждый имел право высказать свою точку зрения. Не менее важным было и то, что все должностные лица избирались голосованием и были подотчетны и сменяемы.

Спарта

Полис образовался к IX в. до н. э., первоначально состоял из пяти поселений греков-дорийцев. Дальнейшая жизнь полиса протекала в непрерывных войнах с соседними общинами. Спартанцы захватывали их земли, скот, а население превращали в рабов-илотов. Кроме илотов на спартанцев работали также периэки (живущие в округе, т.е. неспартанцы), которые были лично свободны, но платили дань. По преданию, вся жизнь в Спарте строилась на основе древнейших законов, введенных легендарным царем Ликургом.

Сами спартанцы (полноправные жители Спарты) были только воинами. Никто из них не занимался производительным трудом: поля спартанцев возделывали илоты. Вести торговлю могли только периэки, для спартанцев это занятие было запрещено, как и ремесло. В результате Спарта оставалась земледельческим полисом с замкнутой экономикой, в котором не могли развиться товарно-денежные отношения. Здесь сохранялись элементы жизни архаической родовой общины. В полисе не допускалась частная собственность на землю. Земля была поделена на равные участки, которые считались собственностью общины и не подлежали продаже. Рабы-илоты, как предполагают историки, тоже принадлежали государству, а не отдельным гражданам Спарты.

Кроме того, в полисе господствовал принцип уравнительности, что было предметом гордости спартанцев, называвших себя «общиной равных». Спартанцы обитали в одинаковых скромных жилищах, носили одинаковую простую одежду, лишенную украшений, золотые и серебряные монеты были изъяты из обращения — вместо них имели хождение железные бруски. Легендарный царь Ликург ввел совместные трапезы, для устройства которых каждый должен был вносить свою долю (продуктами и деньгами). Младенцев с физическими недостатками уничтожали. Мальчики с 7 до 20 лет получали довольно суровое общественное воспитание. Достигнув совершеннолетия, они зачислялись в состав войска и служили до старости. Строго регламентированная жизнь Спарты напоминала казарму. И это естественно: все преследовало одну цель — сделать из спартанцев мужественных, выносливых воинов.

Целям военизированного государства соответствовал и государственный строй Спарты. Во главе стояли два царя, выполнявшие обязанности военачальников, судей и жрецов, а также совет старейшин (герусия), состоявший из представителей знатных родов в возрасте не моложе 60 лет, и эфоры, своего рода контролирующий орган. Царей не избирали — это было наследственное звание. Цари имели большие привилегии, но не могли принимать решения без одобрения совета старейшин. Но элементы демократии не получили развития в Спарте: народное собрание, хотя и считалось формально высшим органом, не имело большого влияния на политическую жизнь. В отличие от Афин на собраниях рядовые спартаицы не выступали с речами, не доказывали свою точку зрения, а криками выражали свое одобрение или неодобрение. Строй Спарты можно назвать олигархическим.

Неизменность строя и архаичность обычаев поддерживалась и за счет строгой изоляции от других государств.

Противостояние Афин и Спарты не раз приводило к вооруженным конфликтам. В 431 г. до н. э. началась жестокая, длительная война, охватившая всю Грецию и получившая название Пелопоннеской (431 — 403 гг. до н. э.).

ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Международно-правовой факультет

Кафедра гуманитарных и социальных наук

Реферат по истории

Тема реферата: Полисная система в Древней Греции

Выполнил: студент 1-го курса

1 группа

Анисимов Илья Игоревич

Проверила: М.Б.Некрасова

2004г

Москва

План реферата:

1)Понятие античного времени

2)Периоды Древней Греции, их характерные черты, основные события, факты, даты

3)Причины появления полисной системы, виды полисов

4)Виды полисов

5)Общественный и государственный строй Афин и Спарты

6)Причины краха полисов

7)Список использованной литературы

Понятие античного времени:

История античных государств — это история Древней Греции и Древнего Рима. Античные государства сыграли выдающуюся роль в мировой истории, так как имеено здесь происходит огромное количество открытий в экономике, политике, праве, культуре, искусстве, кроме того, здесь были сформулированны такие концепции, понятия и идеи, которые составили основу европейской цивилизации, и которым вообще была уготовлена долгая жизнь в мировой истории и культуре. Эта эпоха заложила основу становления и развития европейской цивилизации и дала качественный толчок в развитии институтов государства и права.

Периоды Древней Греции и их характерные черты, основные события, факты, даты:

В историю Древней Греции можно выделить несколько периодов:

1) Крито-микенский период. Временными рамками, которые охватывают данный период, являются 3-2 тыс. до н.э. В это время на острове Крит, который находится в Эгейском море, происходит образование первых государств, возникают первые образцы подлинного искусства, появляются первые памятники письменности в Европе, появляются легенды о критском царе Миносе, о подвигах Геракла и Тесея, происходит Троянская война. По сути говоря, данный период Древней Греции характеризуется появлением первых государств на острове Крит, впоследствии происходит переселение ахейских (микенских) племен на материковую часть Греции, затем на Балканском полуострове образуются государства. Данный период заканчивается тем, что дарийские племена вторгаются на материковую Грецию, в результате чего происходит гибель крито-микенской цивилизации.

2) Гомеровский период. Временными рамками, которые охватывают данный период, являются 11-9 века до н.э. Что касается этого периода, то он до сих пор являются самым таинственным и загадочным в античной истории. Его еще иногда называют «Темные века” в истории Греции. Это связано с тем, что о нем до нас дошло мало информации, но всё же есть основания предполагать, что именно на этом этапе греческое общество погружается в полосу упадка (это связано, прежде всего, с крахом крито-микенской цивилизации), в результате чего на смену развитой экономике приходит сельская община. Тем не менее, начинают появляться орудия труда из железа, греки начинают использовать алфавит. В конце этого периода появляются две Великие поэмы Гомера «Илиада” и ”Одиссея”.

3) Архаичный период. Хронологическими рамками, которые охватывают данный период, являются 8-6 века до н.э. Эта эпоха занимает особое место в истории Греции. Это связано, прежде всего, с разложением родового строя, становлением государственности, возникновением городских центров и товарно-денежной экономики, небывалым подъёмом культуры, зарождение науки и литературы. Кроме того, важнейшими явлениями эпохи была великая греческая колонизация и борьба демоса с аристократией, в ходе которой произошло формирование полисного строя и его постепенная демократизация.

4) Классический период. Хронологическими рамками, которые охватывают данный период, являются 5-4 века до н.э. Данная эпоха характеризуется войнами. Война греков с персами(500-449 гг. до н.э.). Победа греков, объединившихся перед лицом общей опасности, привела не только к усилению внешнеполитического значения Греции, но и к существенным социально-политическим и экономическим переменам внутри самого эллинского мира: демократизации полисного строя, развитию экономики и рабовладения. Внутриполитическая борьба, развернувшаяся в Афинах в период греко-персидских войн, закончилась победой демократических группировок, во главе которых последовательно стояли Фемистокл, Эфиальт, Перикл. В результате этой победы в середине 5в. до н.э. в Афинах утвердился демократический строй в его классической античной форме. Наиболее существенными характеристиками афинской демократии были: суверенитет народного собрания, право всех граждан на законодательную и судебную инициативу, выборность коллегиальность и ответственность магистратур, материальная поддержка малоимущих слоев общества государством. Еще одно важное событие, характерное этому этапу,- Пелопоннесская война. Противоречия между двумя ведущими греческими полисами, Афины и Спарта, обострившиеся в 5 в. до н.э., привели к военным действиям между ними, в результате чего спартанская тирания победила афинскую демократию.

5) Период Эллинизма. Хронологическими рамками, которые охватывают данный период, являются 4-1 века до н.э. В середине 4в. до н.э. на севере Греции возвысилась Македония. В 340 г. Македонский царь Филлит 2 потребовал, чтобы греки признали его власть и под его руководством вступили в войну с Персией. Отказавшиеся подчиняться ливанцы и афиняне были разбиты в битве с македонцами в 338 г. до н.э. при Херонее. В этой битве отличился 18-летный сын Филиппа Александр, ставший через 2 года царём Македонии и вождем всей Эллады. Его воспитателем был Аристотель. В 20 лет Александр вступил на престол и взял власть в Македонии в свои руки. Александр предполагал укрепить своё господство в Греции и расширить владения в Азии. Он сразу же вступил на путь военных завоеваний, результатом которых стала огромная империя и титул Александра Великого. Он был военным гением, обладал необыкновенной энергией и мужеством. В 323г. до н.э. Александр, прозванный Македонским, умер от лихорадки, и его военачальники поделили империю между собой, что привело к территориальным войнам. Позднее стремившиеся увеличить свою территорию римляне сначала угрожали греческим колониям в Италии, а затем после трёх войн с Македонией и восстания в Македонии превратили её и Грецию в провинции своей державы.

Причины появления полисной системы, виды полисов и причины их краха

Особенности процесса становления государственности в Древней Греции во многом предопределял природно-географический фактор. Это связано с тем, что Греция – страна горная, около 80% её территории занимают горные хребты и системы, следовательно, только 20% может быть использовано под нужды земледелия, но также следует учитывать тот факт, что далеко не все земли пригодны для этого. Значит, процесс образования государственности в Греции был отличен от того же Вавилона, Египта и многих других восточных государств, так как там главным катализатором образования государственности служило проведение ирригационных работ, в которых были задействованы сотни и тысячи людей в основном для орошения почвы, чтобы достигнуть максимального урожая. В Греции мы видим совершенно иную картину, так как не требуется массового строительства и, следовательно, большой массы людей для осуществления поставленных задач.

Несмотря на то, что климатические и природные условия не давали возможности интенсивного ведения земледелия оно всё же имело место, хотя, как было мной уже замечено, не получило такого распространения как в государствах восточного типа.

Тем не менее, в Греции сложились хорошие условия для развития ремесла, в частности металлообработки, что впоследствии помогало увеличить производительность труда, кроме того, широко развивались торговые отношения, в частности морская торговля, так как Греция имеет выход к Эгейскому морю. Торговые отношения складываются предпочтительно с другими государствами, а также городами, которые имели непосредственный выход к морю. Это было связано, прежде всего, с тем, что торговлю по материковой части Греции посредством рек и проливов было вести очень трудно, так как реки часто пересыхали и вообще они очень мелкие, что не дает возможности вести торговлю внутри страны между городами. Следовательно, ввиду мелких речек и проливов торговые отношения можно было вести только посредствам Эгейского моря внутри страны и за её пределами.

Таким образом, развитие ремесла и торговых отношений способствовало формированию рыночного хозяйства и росту частной собственности.

Природные условия также повлияли на организацию власти в Греции. Горы и заливы, которые буквально рассекали морское побережье, где проживала большая часть греков, оказали значительное препятствие для объёдинения страны и тем более делали ненужным централизованное управление, вследствие чего начали образовываться города-полисы.

Подытоживаю вышесказанное, можно выделить следующие причины образования полисной системы в Древней Греции:

1)Промышленные центры начали концентрироваться в отдельных районах, на территории которых впоследствии начали образовываться государства-полисы.

2)Городам, которые имеют выход к морю, намного выгоднее вести торговые отношения в частных интересах, а не в интересах всего Древнегреческого государства, следовательно, происходило обособление отбельных городов для ведения торговли в собственных интересах

и образовывалась полисная система.

3)Большое количество горных хребтов и заливов, которые буквально рассекали всю территорию Греции, способствовали обособлению отдельных районов.

4)Земельно-общинные коллективы распадаются под влиянием частной собственности, и образуется гражданская община, которая является носителем публичной власти, иными словами, образуется полис.

Таким образом, полис – гражданская община, которая выступает носителем публичной власти. С точки зрения греческой периодизации образование полисов происходит в Архаичном периоде. Полис включал в себя город и прилегающую сельскую территорию и считался независимым государством. Самым крупным полисом были Афины, занимавшие территорию 2500 кв.км. Другие полисы были намного меньше, территория их, как правило, не превышала 350 кв.км. Даже самые крупные города насчитывали несколько тысяч жителей. С точки зрения организации Древнегреческий полис – закрытое государство, то есть жители полиса были привязаны к общине и не могли её покидать.

Городской центр полиса мог быть окружен кольцом оборонительных стен, но в VI в. до н. э. многие города крепостных сооружений еще не имели. В городском центре была сосредоточена большая часть населения полиса. В городе на центральной площади совершались торговые операции, проводились общеполисные празднества и спортивные состязания. Хотя на территории полиса имелось несколько сельских поселений, но городской центр был один. Вот почему полис определяют еще как город-государство. Основой полисной экономики является земледелие. В силу природных условий сельское хозяйство включало несколько отраслей: хлебопашество, виноградарство, оливководство, огородничество-садоводство и скотоводство. Виноградарство, оливководство и огородничество требовали значительных затрат труда и материальных средств и потому нуждались в использовании труда рабов. Многие греческие полисы из-за малых размеров не имели на своей территории достаточного количества необходимых металлов (железа, меди, бронзы), строевого леса и других видов сырья. Поэтому возникала необходимость их приобретения в других местах. Товарные отношения, торговый обмен стали одной из основ всей хозяйственной жизни полиса. Сельские жители везли на рынок вино, масло, зерно, шерсть, чтобы купить там орудия труда, ткани, одежду, кожу и другие необходимые для жизни изделия. Полисная экономика открывала большие, чем на Востоке, возможности для развития товарных отношений, а стало быть, накопления богатств, появления крупных поместий в сельской местности и больших ремесленных мастерских в городе, использующих рабов. Социальная структура полисов предполагала существование трех основных классов: господствующий класс, свободные мелкие производители, рабы и зависимые работники самых различных категорий. К господствующему классу относились крупные землевладельцы, собственники больших мастерских, торговых кораблей, солидных денежных сумм, пускаемых в рост. Основная часть полисного населения состояла из свободных мелких производителей, прежде всего земледельцев, а также ремесленного и торгового люда, добывающего пропитание собственным трудом. Рабов в VI в. до н. э. было немного, труд рабов применялся лишь в крупных поместьях и ремесленных мастерских, их роль в греческих полисах VI в. до н. э. была небольшой. Однако по мере усложнения полисной экономики, развития товарно-денежных отношений, расцвета ремесленных производств и расширения торговых операций численность рабов в полисах возрастает. Ядром социальной структуры греческого полиса было существование такой социальной категории, как гражданский коллектив, включавший полноправных граждан: коренных жителей (т. е. тех, кто жил в данной местности несколько поколений), владеющих наследственным земельным участком, принимающих участие в деятельности народных собраний и имеющих место в фаланге тяжеловооруженных гоплитов. Прибывшие на жительство из других греческих городов, даже из соседнего полиса, расположенного в нескольких километрах, не могли входить в состав граждан и составляли особое сословие неграждан. Потеря земельного участка могла привести к лишению гражданских прав и выбыванию из гражданского коллектива. Правда, в развитых торгово-ремесленных центрах, таких, как Коринф или Афины, проживали потерявшие земельные участки граждане, которые были вынуждены заниматься ремеслами и торговлей. Таких людей гражданских прав не лишали, но они подвергались своего рода общественному порицанию, становились гражданами второго сорта. При первой же возможности они стремились приобрести земельный участок и реабилитировать себя в общественном мнении. Полисные власти старались помочь таким безземельным гражданам. В каждом полисе существовал резервный фонд, так называемый ager publicus (общественное поле), из которого могли нарезать новые участки для наделения ими потерявших землю граждан. В состав агер публикус входили также неудобья, болота, карьеры, речные поймы, леса, угодья, которые находились в пользовании всего коллектива полиса. Владение земельным участком рассматривалось как главная гарантия выполнения гражданином своих обязанностей перед полисом, перед всем гражданским коллективом. Своими земельными участками граждане полисов владели как собственники с правом полной хозяйственной самостоятельности вплоть до продажи участка, однако возможности продажи земли были ограничены. Гражданский коллектив полиса был неоднородным. Укрепление товарных отношений усиливало имущественную и социальную дифференциацию гражданского коллектива, приводило к его расслоению и ослаблению. Для поддержания некоторого единства граждан полисные власти принимали ряд мер. Этими мерами были наделение участками потерявших землю граждан, введение земельного максимума, который препятствовал концентрации земли в руках отдельных лиц за счет других. На богатых граждан налагались так называемые литургии, т. е. обязанность тратить часть своих средств на общественные нужды (поставка кораблей, устройство общественных празднеств и др.). Общественное мнение осуждало граждан, занимающихся накоплением богатств, ведущих праздный образ жизни. Напротив, достойным гражданином считался среднезажиточный земледелец, который заботливо ведет свое хозяйство, ревностно выполняет все гражданские обязанности, является умелым и доблестным защитником своего полиса, неся службу в гоплитах.

Что касается видов полисов, то можно выделить 3 вида:

1)Демократический. Он означает то, что все граждане полиса вне зависимости от социального, материального, имущественного положения имели право участвовать в политической жизни полиса: заниматься созданием законом, голосованием, обсуждением важных государственных вопросов. Например, таким полисом являлись Афины, которые достигли демократических принципов далеко не сразу. Как известно, первоначально демос – народ был отделен от власти и был, конечно же, этим очень недоволен. Это обстоятельство вело к социальным конфликтам и бунтам, поскольку народ был не доволен своим угнетенным положением. Всё это ставило под сомнение стабильность полисной системы и могло вообще закончится восстанием и свержением существующего строя. Уже в 7-6в до н.э. происходит ряд восстаний в Афинах недовольных представителей демоса. Краху Афин позволил произойти знаменитый Афинский правитель – Тесей. Несмотря на то, что Тесей был из рода Эфпатридов (родоплеменная знать), он решил провести ряд реформ для улучшения социального положения демоса. Прежде всего, он провел долговую реформу, суть которой заключалась в том, что все долги демосу аннулировались, обращение в рабство запрещено, а рабы, которые были проданы за границу, выкупались государством. Кроме того, был создан судебный орган, в котором могли участвовать представители демоса. Таким образом, его реформы не дали демосу политических прав, но, тем не менее, послужили мощным толчком для демократизации общества. Дела Тесея впоследствии продолжили Клисфен, а принял демократии окончательную окраску Перикл, который разрешил всем гражданам участвовать в Народном собрании, более того, гражданам начали платить деньги за то, что они участвуют в политической жизни страны.

2)Аристократический — второй вид полиса Древней Греции. В данном случае во власти участвует не весь демос – народ, а только отдельные выборные слои общества – аристократы, которые в силу своего особого происхождения, ума, таланта, способностей имеют исключительное право реализовывать свои политические права, занимаясь правотворчеством, обсуждение важных дел в государственных органах. К примеру, аристократическим полисом была Спарта.

3)Олигархический — еще один вид Древнегреческого полиса. Здесь носителем власти опять таки не является демос, а является определенный круг людей, который обладают большими материальными богатствами, большой экономической властью, и вследствие этого имеют исключительное право на власть политическую. Таким полисом был Карфаген, где занимались решение государственных задач люди знатные и богатые.

Рассмотрим общественный и государственный строй двух наиболее влиятельных полисов античной Греции – Афины и Спарта.

Афины

Государство возникло на территории Аттики, где первоначально жили четыре племени, каждое из которых имело свое Народное собрание, Совет старейшин и выборного вождя Базилевса.

С переходом к производящей экономике произошел раздел общинной земли на участки, происходила имущественная дифференциация, что в конечном итоге приводило к образованию верхушки богатых людей и обнищанию масс свободного населения, многие из которых из долгов попадали в рабство. Классовости также способствовало ремесло и торговля, так как Афины имели непосредственный доступ к морю. Так, богатые люди начинали руководить и подчинять себе бедных. При легендарном греческом герое Тесее происходит слияние четырех племен, и, как следствие, образуется Афинское государство-полис.

Тесей разделил всё население на три основные группы:

1)Эфпатриды – родоплеменная знать, которая обладала исключительным правом занимать государственные должности

2)Геоморы – люди, которые занимались земледелием

3)Демиурги – люди, которые занимались ремеслом.

Кроме того, были лица, не входившие ни в одну из групп, например, торговцы и крестьяне, которые составляли основную массу населения и были лишены права занимать государственные должности, они лишь могли участвовать в Народном собрании, в компетенции которого не входили особо важные политические вопросы.

Вскоре Эфпатриды, опираясь на свою политическую и экономическую власть, ограничивают власть Базилевса(вождь). Появляется должность Архонта, которые избирался из класса Эфпартидов. Срок службы Архонта сначала не был ограничен, а впоследствии ограничен 10 годами правления. Позднее начала формироваться коллегия архонтов, состоящая с 9 человек, которые возглавляли исполнительную власть, руководили внутренними делами, руководили судебной системой, командовали армией, осуществляли жреческие функции.

Таким образом, в 8-7 веке до н.э. можно выделить следующие органы в Афинском полисе:

1)Народное собрание

2)Архонт

3)Ареопаг-орган, который избирал и контролировал Архонтов и Народное собрание, осуществлял высшую судебную власть. В состав Ареопага входили все бывшие и действующие Архонты.

Демос — основная масса населения, которая была отстранена от власти и часто попадала в рабство за долги, что в конечном итоге приводило к социальным конфликтам и бунтам: в 7-6 веках до н.э. в Афинах началась гражданская война, которая поставила под угрозу существование полиса. Накалённую обстановку разрядил очередной Архонт- Солон, который пришел к власти в 6 в до н.э. и несмотря на то что был представителем рода Эфпатридов, пользовался доверием у всего демоса. Главной целью, которую ставил перед собой Слон, было примирение интересов демоса и Эфпатридов, так как народ был не доволен свой обособленностью от власти и закабалением. Солон провел следующие реформы:

1)Сисахфия – долговая реформа, в соответствие с которой все долги рабам аннулировались и дальнейшее превращение свободного в раба запрещалось; даже рабы, проданные за границу, выкупались государством назад.

2)Цензовая реформа. Солон оделил все население полиса на четыре группы в зависимости от доходов:

-пятисотники (лица, получавшие не мене 500 мединов зерна либо оливкового масла)

-всадники (лица, получавшие не мене 300 мединов зерна либо оливкового масла)

-зевгиты (лица, получавшие не мене 200 мединов зерна либо оливкового масла)

-феты (лица, получавшие не более 200 мединов зерна либо оливкового масла)

3)Солон ввел такой орган, как Гелиэи – новый судебный орган, в который мог быть избран любой афинский гражданин в не зависимости от его имущественного положения

4)Солон ввел такой орган, как Совет четырехсот «Буле» — новый орган, который руководил исполнительной ветвью власти и формировался из первых трёх групп населения.

В 6 в. до н.э. к власти приходит Клисфен и также провел ряд реформ, демократизирующих общества:

— отменил деление населения на 4 группы

— изменил территориальное устройство афинского полиса, поделив всю территорию на 10 территориальных фил, каждая из которых включала три части (городскую, прибрежную, земледельческую)

— организовал совет пятисот вместо совета четырехсот. Новый орган формировался избрания 50 человек в каждой из 10 фил. Совет пятисот руководил политической властью Афин в период между созывами Народного собрания.

— ввел процедуру Остракизма, суть которой заключалась в том, что каждый год созывалось Народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства

В 5 в. до н.э. Афины становятся одним из ведущих полисов Греции. Помимо этого укрепляется демократический строй, особенно при Перикле и Эфиальте: должности чиновников стали оплачиваться, каждому гражданину, участвующему в заседании Народного собрания, давали деньги в качестве возмещения за то, что человек занимается не личными, а государственными делами.

Спарта

Спарта — Древнегреческий полис, который можно полностью противопоставить Афинам. Как было уже замечено, в Афинах правил демос, в Спарте же правила аристократия, родоплеменная знать. Спартанский полис образовался в результате слияния двух племен — дорийцев и микенцев. Именно эти племена решили объединиться в имя достижения общей цели, чтобы направить всю силу против врагов. В каждом племени Спарты был свой царь. Спарта по форме правления представляла собой республику. Цари играли роль военачальников, которых избирали из родоплеменной знати. Земля Спарты делилась на 9 тысяч наделов. Что касается социальной структуры населения, то можно выделить две основные группы:

1)Свободное население. В него входили прежде всего спартанские граждане – самые привилегированные слои общества, хотя участвовать в Народном собрании мог только тот, кто имеет землю в собственности. Также к свободному населению можно отнести периэков — жители полиса, которые не обладали статусом гражданства, но, тем не менее, платили налоги, могли торговать, служить в армии.

2)Несвободное население. Здесь речь идет о рабах, хотя рабство и имело место, оно не получило большого распространения. Большую массу зависимых составляли так называемы Илоты – представители захваченного населения.

Структуру органов власти можно охарактеризовать следующим образом:

1)Народное собрание (принимало законы, избирало чиновников, решало вопросы войны и мира)

2)Коллегия Эфоров (орган исполнительной власти, состоящий из пяти человек, который избирались сроком на 1 год из аристократических семей; Здесь решаются вопросы внутренней и внешней политики)

3)Совет старейшин (орган, члены которого избирались из старейших граждан; в совете было 28 человек, которые непосредственно обсуждали законопроект перед принятием его на Народном собрании).

С течением времени полисная система в Древней Греции начинает рушиться.

Причины краха полисов:

1)Слабость политического устройства

2)Трудно обеспечить внутреннее гражданское единство

3)Периодическое восстание рабов

4)Большая дифференциация в общественном строе

Таким образом, резюмирую изложенное, хотелось бы отметить, что вся современная европейская культура появилась на почве культуры античной. Без знания античной истории нельзя понять многих последующих периодов истории, искусства, архитектурных стилей, театра, современных политических, научных и других терминов. Наибольшие достижения греков проявились в трех основных областях:

1)организации городской жизни с ее высоким уровнем благоустройства;

2)установлением демократической республики (демократии) – наиболее прогрессивной формы государственного устройства;

3)создание замечательной культуры.

Высокий уровень греческой культуры, многообразие и глубина, разработанность ее направлений, создание шедевров и выработка плодотворных идей, вошедших затем в сокровищницу мировой цивилизации, выделяют феномен древнегреческой культуры среди многих других культурных национальных систем.

В полисах сформировалась своя система духовных ценностей. Прежде всего, своеобразное социально-экономическое, политическое и культурное устройство, сам полис греки считали высшей ценностью. По их мнению, лишь в рамках полиса можно существовать не только физически, но и вести полнокровную, справедливую, нравственную жизнь, достойную человека.

Составными частями полиса как высшей ценности выступали личная свобода человека, понимаемая как отсутствие всякой зависимости от какого-либо лица или коллектива, право выбора занятий и хозяйственной деятельности, право на определенное материальное обеспечение, в первую очередь на земельный участок, но вместе с тем и осуждение накопительства богатства.

Общинное устройство античных государств определяло всю систему ценностей, составлявшую основу морали античного гражданина. Ее составными частями были:

Автономия — жизнь по собственным законам, проявлявшаяся не только в стремлении полисов к независимости, но и в стремлении отдельных граждан жить своим умом.

Автаркия — самообеспеченность, выражавшаяся в стремлении каждой гражданской общины иметь полный комплекс жизнеобеспечивающих профессий и стимулировавшая отдельного гражданина к ориентации на натуральное производство для собственного потребления в своем хозяйстве.

Патриотизм — любовь к своему отечеству, в роли которого выступали не Греция или Италия, а родная гражданская община, поскольку именно она была гарантом благополучия граждан.

Свобода — выражавшаяся в независимости гражданина в его частной жизни и раскованности в суждениях гражданина по поводу общественного блага, поскольку оно было производным от усилий каждого. Это давало ощущение ценности своей личности.

Равенство — ориентация на умеренность в быту, формировавшая привычку соотносить свои интересы с чужими, а чужие со своими, считаться с мнением и интересами коллектива.

Коллективизм — ощущение слитности с коллективом своих сограждан, своего рода братства, поскольку участие в общественной жизни считалось обязательным.

Традиционализм — почитание традиций и их хранителей — предков и богов, что было условием устойчивости гражданской общины.

Уважение к личности — выражавшаяся в ощущении тыла или уверенности в себе и в своих силах, которую давало античному гражданину гарантированное гражданской общиной существование на уровне прожиточного минимума.

Трудолюбие — ориентация на общественно полезный труд, в качестве которого выступала любая деятельность, прямо или косвенно (через личное благо) приносившая пользу коллективу.

Система ценностей задавала определенные рамки творческой энергии античных людей.

В системе духовных ценностей полиса сформировалось понятие гражданина как свободной личности, располагающего совокупностью неотъемлемых политических прав: активное участие в государственном управлении, хотя бы в форме обсуждения дел на Народном собрании, право и обязанность защищать свой полис от врага. Органической частью нравственных ценностей гражданина полиса стало глубокое чувство патриотизма по отношению к своему полису. Грек был полноправным гражданином лишь в своем маленьком государстве. Стоило ему переехать в соседний город — и он превращался в бесправного метека (негражданина). Вот почему греки дорожили именно своим полисом. Их маленький город-государство был тем миром, в котором грек в наиболее полной мере ощущал свою свободу, свое благосостояние, свою собственную личность.

Игорь Суриков

Античный полис. Курс лекций

Отв. ред. В. В. Дементьева

Подготовлено к печати и издано по решению Ученого совета Университета Дмитрия Пожарского

© Суриков И. Е., текст, 2010

© Сапрыкин С. Ю., текст, 2010

© Кошеленко Г. А., текст, 2010

© Дементьева В. В., текст, 2010

© Махлаюк А. В., текст, 2010

© Григоренко М. В., 2010

© Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010

Предисловие

Курс лекций «Античный полис» носит в полной мере авторский характер – каждая лекция написана персонально отдельным специалистом, отражает его теоретические взгляды, его исследовательское видение вопросов изучения античной гражданской общины, его дефиницию полиса. Вместе с тем предлагаемый читателю курс есть одновременно результат коллективного осмысления проблемы полисной специфики греко-римской цивилизации российским сообществом историков-антиковедов. Принципиально важным моментом в деле координации усилий корпорации античников в данном отношении явился проведенный 3–6 декабря 2006 года в ЯрГУ им. П. Г. Демидова на базе Научно-образовательного Центра антиковедения университета Всероссийский научно-методический семинар «Античный полис: проблемы изучения и методики преподавания». В нем приняли участие 53 специалиста из 23 научных учреждений (университетов и академических институтов) России, Латвии и Украины. В их числе были представлены ведущие ученые Института всеобщей истории и Института археологии РАН, деканы и заведующие профильными кафедрами лучших исторических факультетов классических университетов страны (МГУ, Нижегородского, Казанского, Саратовского государственных университетов). Работа семинара включала в себя лекции ведущих отечественных антиковедов по проблемам полисной организации греческого и римского мира, круглые столы с обсуждением ключевых вопросов, сообщения по конкретным темам. Специалисты МГУ, РГГУ, МГОУ, Казанского, Саратовского, Нижегородского, Ярославского, Ставропольского, Белгородского, Сыктывкарского, Челябинского, Ивановского, Волгоградского, Кубанского, Тамбовского, Херсонского, Латвийского государственных университетов, а также педагогических и технических вузов (Новосибирского ГПУ, Липецкого ГПУ, Арзамасского ГПУ, Ярославского ГПУ, Вологодского ГТУ) представили свои научные исследования и учебно-методические разработки по обсуждавшейся проблематике.

Научно-методический семинар по античному полису был проведен как этап курсов повышения квалификации преподавателей античной истории и классической археологии университетов страны. Организатором курсов явился ИВИ РАН, руководство которого представляли в Ярославле заместитель директора по научной работе профессор М. В. Бибиков и руководитель Центра по интеграции вузовской и академической науки, ведущий научный сотрудник М. С. Бобкова. Дискуссии, проведенные в ходе семинара, явились весьма плодотворными; они позволили наметить магистральные направления российских антиковедческих исследований в русле изучения полисной организации, способствовали выработке унифицированных требований к квалификационным работам по античной истории, а также выявили трудности преподавания тем полиса и пути их преодоления. Одним из этих путей повышения качества преподавания было признано создание соответствующих учебных пособий; в итоге практической реализации этого пути и появился данный курс лекций.

Специалисты, подготовившие и прочитавшие лекции по полисной организации на названном семинаре, а также сделавшие доклады по отдельным ключевым проблемам ее изучения, и явились авторами отдельных лекций настоящего курса. Естественно, что теоретико-методологические расхождения между подходами к проблеме оказались неизбежными, что, однако, не должно создать существенных трудностей для читателей, а наоборот, наглядно проиллюстрирует для них дискуссионность ее обсуждения.

Курс лекций по античному полису был задуман как хронологически выстроенный: от полиса эпохи греческой архаики до римской civitas периода принципата. При этом лекцию по соответствующему отрезку времени писали авторы, занимающиеся исследованиями именно в этом хронологическом срезе. Этот принцип авторский коллектив постарался выдержать с тем, чтобы обеспечить в полной мере научный уровень, отразить современное состояние изучения излагаемых вопросов.

Создатели лекционного курса задавались также целью отразить ключевые моменты, свойственные всей истории полиса, независимо от локальных и темпоральных его вариантов, «точки пересечения», характерные для всех тем его изучения, – вопросы определения полиса, полисного гражданства, экономических основ полисной жизни, его сакральной пространственной организации, политического устройства и др. Тем самым члены авторского коллектива пытались взаимодополнять лекции друг друга, возвращая читателя к узловым сюжетам, показывая одновременно и новые грани проблемы.

Авторы видели свою задачу и в том, чтобы изложить материал в доступной форме, сформулировать научные положения понятным даже для начинающих студентов языком, давая необходимые пояснения. Отсылки на исследовательскую литературу приводятся преимущественно в скобках – указанием на фамилию автора, без развернутого подстрочника, чтобы не перегружать текст учебного издания справочным аппаратом.

Пособие предназначено прежде всего для студентов, обучающихся по направлению «История» в классических университетах. Оно может быть полезным и для студентов-историков педагогических вузов, а также для студентов других гуманитарных образовательных программ. Изучающим римское право, классическую археологию, античную философию и культуру весьма важно ориентироваться в исторических реалиях полисной организации. Историческая антропология, история искусства, ряд других гуманитарных направлений подготовки, предполагающих полноценное изучение античности, также требуют пристального внимания к темам греческого полиса и римской civitas.

При этом студенты, изучающие древнюю историю по программе бакалавриата, могут составить общее представление о специфике греко-римской цивилизации как цивилизации полисной, а студенты, специализирующиеся по античной истории (включая тех, кто проходит магистерскую подготовку по антиковедческому профилю), смогут более глубоко вникнуть в теорию полиса, историографическое его изучение, отдельные варианты полисной организации и т. д.

Полезным, по мысли создателей, должен оказаться данный курс лекций и для аспирантов исторических факультетов, поскольку он не только дает возможность представить «широту картины» исследовательского пласта проблемы, но и содержит необходимые отсылки к научной литературе, позволяющие самостоятельно продолжить «погружение» в полисную тематику – центральную для мирового антиковедения уже потому, что полис явился тем социумом, который обусловил историческую суть античной цивилизации.

В. В. Дементьева, И. Е. Суриков

Лекция 1

И. Е. Суриков

Греческий полис архаической и классической эпох

Бесспорно, тема полиса является одной из ключевых (а может быть, и просто самой главной) при изучении античности, во всяком случае греческой античности доэллинистического времени. Не имея адекватного понятия о полисе, в истории этой эпохи вообще мало что можно в полной мере постигнуть. В то же время следует отметить, что составление этого адекватного понятия об античном полисе – дело очень нелегкое. Полисная проблематика не только исключительно важна; она с полным основанием может быть названа также чрезвычайно сложной – как ввиду своей многогранности, так и в связи с подчеркнуто дискуссионным характером многих возникающих вопросов, отнюдь не решенных еще и по сей день, остающихся предметом напряженных споров. Поэтому, разумеется, и то, что будет сказано нами ниже, не претендует быть некой «истиной в последней инстанции»; это один из возможных взглядов на полис, хотя мы сделаем всё от нас зависящее, чтобы сделать нашу позицию максимально аргументированной, насколько это возможно в рамках ограниченного объема работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *