Антифоны ноты

(греч. — лат. antiphona — звучащий в ответ). Короткий рефрен, звучащий в начале и в конце исполняемого во время литургии псалма, называется антифоном. Он использовался в богослужебном пенйи, начиная с IV в. Практика его введения и утверждения в христианской литургии связана с именами Игнатия Антиохийского, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского. Роль антифона состояла в том, чтобы с помощью музыкально-эстетических средств особо выделять ту или иную вероучительную истину, обратить внимание прихожан на главную добродетель прославляемого святого, в чью честь совершается праздничный обряд. Словесное содержание антифона могло быть почерпнуто не только из Псалтири, но также и из других книг Ветхого и Нового Заветов. Могли использоваться наиболее яркие тексты и из христианской поэзии. Богословско-эстетическая значимость антифона признавалась в равной степени и западными, и восточными церквами. Он был включен в состав мессы, вошел как один из обязательных элементов в структуру григорианского хорала. Гимны

Религиозная гимнография представляет собой творческую практику создания гимнов, а также область литературно-эстетических исследований, в центре которых находятся гимны как торжественные песнопения, обращенные либо к языческим богам, либо к христианскому Богу. Ритуально-культовые гимны — один из древнейших видов религиозно-художественного творчества, известный в древнеегипетской, древнеиндийской, древнеиудейской, древнегреческой и др. культурах. Каждый гимн содержал обращение к божеству, прославление его и молитвенную просьбу о покровительстве и помощи. Христианская гимнография восходит к псалмам царя Давида, созданным в XI-X вв. до н. э. Ее наиболее крупные представители — это гностик Бардесан (конец II — начало III вв.), Амвросий Медиоланский (ок. 340-397), Пруденций (348 — после 405), Венанций Фортунат (ок. 530 — после 600), Роман Сладкопевец (490-560), Рабан Мавр (780- 856), Филипп Гревский (XIII в.), Фома Че- ланский (?-1256). Сочинял христианские гимны и великий философ-богослов Фома Аквинский (1225-1274).

Протестантизм возродил общее литургическое пение молящихся. В эпоху Реформации и в последующие века широкое распространение получил гимн, сочиненный Мартином Лютером (1483-1546) «Наш Бог — твердыня наша». Лютер утверждал, что он хотел бы видеть музыкальное искусство на службе у Того, Кто его создал и даровал людям.

В России существовало два направления в создании религиозных гимнов — в русле православной традиции (поэтические переложения псалмов Давида Симеоном Полоцким, М. В. Ломоносовым, Г. Р. Державиным, Ф. Н. Глинкой, Н. М. Языковым) и в русле христианско-евангельских направлений, развивавшихся самостоятельно, — молокан,духоборов и др.

В Божественной Литургии три антифона, которые разделяются двумя малыми ектениями, состоящими из первого и двух последних прошений Великой ектении. Первоначально указанные (или другие приуроченные празднику) псалмы пелись во время торжественных процессий, направлявшихся к церкви для совершения Литургии. В наши дни они стали неотъемлемой частью службы, и представляют собой радостное приготовление к дальнейшему её ходу.

Размышляя о назначении антифонов Божественной Литургии, Симеон Солунский пишет: «Иереи после Великой ектении читают в алтаре молитвы, нося образ небесных чинов; певцы поют антифоны, изображая лик пророков, и разделяют их на три статьи в честь Троицы; в них прежде поют они стихи, избранные из псалмов, а потом песни новой благодати; и словами псаломскими возвещают предсказанное древними воплощение Слова Божия, песнями новой благодати указывают уже на самую благодать совершившуюся и на Сына Божия воплотившегося и всё для нас соделавшего».

После второго антифона всегда поется гимн императора Юстиниана «Единородный Сыне» — песнь веры в божественность Иисуса Христа и Его воплощение, распятие и воскресение ради нашего спасения. Это песнопение является связующим звеном, объединяющим ветхозаветный богослужебный материал (в данном случае стихи псалмов) с дальнейшим новозаветным.

В обычные воскресные дни третий антифон составляют Заповеди блаженства из Нагорной проповеди (). «Блаженства» поются с припевом — словами благоразумного разбойника на кресте: Помяни меня (нас), Господи, егда приидеши во Царствии Твоем ().

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *