Антиклерикализм это в философии

История антиклерикализма

Отдельные антиклерикальные идеи были высказаны ещё философами в древности. В средние века в Европе антиклерикализм был формой борьбы против идеи церкви о главенстве духовной власти над светской. Основным направлением антиклерикализма в средние века было осуждение феодальной церкви, иногда — всего общества. Антиклерикальные крестьянские движения преследовали прежде всего экономические цели, при этом антиклерикализм получал религиозное обоснование, например, у Джона Уиклифа.

Незыблемость порядков, санкционированных церковью, создавала почву для сомнения в идеологии, оправдывавшей их. В идеологии буржуазных революций антиклерикализм выступал в качестве обязательного элемента. Это находило своё выражение в критике идеологами молодой буржуазии политики церкви, в принятии буржуазных законов, предусматривавших полное или частичное отчуждение, в первую очередь земельной церковной собственности, и отделение церкви от государства.

Антиклерикализм получил светское обоснование в эпоху Возрождения у идеологов ранней буржуазии, в творчестве гуманистов — литераторов и философов. Он способствовал развертыванию борьбы за веротерпимость, за восстановление утраченного в католической доктрине античного взгляда на человека, что характерно для таких деятелей эпохи Возрождения, как Лоренцо Валла, Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Джордано Бруно.

Антиклерикальная скульптура в Кёльне / Германия

В Новое время активная борьба с клерикализмом была важной задачей буржуазных идеологов, связывавших её с отстаиванием свободы совести, с опровержением религиозных концепций (Пьер Бейль, Толанд, Вольтер). Французские материалисты борьбу против феодализма связывали с необходимостью выступления против политики клерикализации общества, с критикой социальной, гносеологической и нравственной несостоятельности религии. Во время французской буржуазной революции проявились и негативные последствия антиклерикальной борьбы: стремление ликвидировать церковь как социальный институт связывалось с разрушением церковных зданий, изъятием церковного имущества, принуждением священников отказываться от сана (см. Культ Разума); выдвижение антиклерикальной борьбы на передний план приводило к снижению интереса к философскому осмыслению религии.

Не отождествляя клерикализм с самой религией, коммунисты связывают вопрос о преодолении религии и клерикализма с классовой борьбой трудящихся, цель которой — ликвидировать все формы социального угнетения масс, к числу которых, по их мнению, относится клерикализм.

Возникновение антиклерикализма в Российской Империи чаще всего относят к XVII—XVIII векам — то есть ко времени правления Петра I, который частично боролся с церковью, например, упразднил институт патриаршества и приравнял «духовенство» к чиновникам.

АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ

(Anticlericalism). Слово «антиклерикальный» впервые появилось, вероятно, в нач. 1850х гг. в католической Франции, когда возникло противодействие возрождению ультрамонтанизма, стремившегося вновь утвердить сакральную власть священников, а также первенство папы в Церкви. В 185060 гг. битва, разыгравшаяся изза земной власти папы в Италии и во всей Европе, привела к тому, что антиклерикальные настроения обрели форму. Особенно активны они были в Италии, Бельгии, Испании и Франции. Начиная с этого времени антиклерикализм как течение и общественное движение стал существенным политическим фактором во всех католических регионах, прежде всего в Европе, Лат. Америке и Квебеке. Антиклерикалы протестовали против того, чтобы священнослужители входили в правительство и муниципальные органы, участвовали в выборах, преподавали, владели землями или капиталом.

Собственно говоря, власть духовенства вызывала протест в католическом мире на протяжении многих веков; священников боялись, над ними смеялись. И до, и после образования протестантских церквей клирики полагали, что правами в церковном управлении и в вопросах вероучения вообще духовной властью обладают только они. Они считали себя наставниками мирян в делах веры и нравственности, а также часто пытались руководить ими в политике, экономике, интеллектуальной и общественной жизни. Ответом на это были народные сатирические песни и рассказы, высмеивающие любые пороки священнослужителей: лицемерие, распущенность, напыщенность, глупость, гордыню. Злоупотребление церковной властью или присвоение власти политической и экономической непрестанно вызывало сопротивление. Антиклерикализм исходит из предположения, что священнослужители органически неспособны соблюдать те нормы, крые сами же устанавливают, и в силу своей сути стремятся господствовать над всеми сферами жизни.

В нач. XVI в. антиклерикальный фактор сыграл свою роль в разрыве протестантов с Римом. Он и сегодня образует один из основных моментов противостояния католицизму. В XVIIIв. пример беспощадности к священству давали французские философы. Иезуитов высылали из одного католического государства за другим. Французское революционное правительство пыталось поставить священников под свой контроль, сделав их государственными служащими. В 1820, 1830, 1848и 1870гг. революционеры стран католической Европы откровенно считали власть Церкви враждебной. Папская область, олицетворявшая «властьпопов», представлялась антиклерикалам воплощением всякого зла. Антиклерикализмом отличались и либеральные республики Лат. Америки. После 1870 г. политическая жизнь во Франции, Испании, Италии и Квебеке, как и в большей части Лат. Америки, поляризовалась. Основная часть священнослужителей примыкала к правому крылу. Им противостояли либералы, республиканцы и социалисты, включившие в свои программы антиклерикализм. Как правило, антиклерикализм способствовал секуляризации католических культур поскольку главными представителями христианства были священники, политическая враждебность к ним порождала враждебность и к христианству. После Второго Ватиканского собора оппозиция господству клириков в самой Церкви способствовала тому, что возродилось служение мирян. Однако это еще не заменило исключительной власти священников.

Антиклерикализм проявлялся и среди протестантов. Немало баптистских пресвитеров, реформатских пасторов и лютеранских проповедников давали для него повод. Пятидесятники, Плимутские братья и квакеры смогли обойтись без профессиональных священнослужителей.

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *