Антиномия в философии

АНТИНОМИЯ (греч. antinomia — противоречие в законе) — форма существования и развития противоречия в познании: противоречие, образуемое двумя суждениями (умозаключениями, законами), каждое из которых признается истинным. Употребление термина А. первоначально имело место в юридических документах. Этим термином обозначалось противоречие между двумя юридическими законами или двумя положениями (тезисами) одного и того же закона (Квинтилиан в 1 в.; позднее — Плутарх, Августин и др.). Так, в кодексе императора Юстиниана (534) термином А. обозначалась ситуация, когда юридический закон вступает в противоречие с самим собой. Близким к А. понятием является понятие апория, особенно в аристотелевском истолковании. Апория, по Аристотелю, есть равенство (равнозначность) противоположных заключений. Так, в известных апориях Зенона из Элеи вскрываются противоречия единого (непрерывного) и множественного (разделенного) движения и покоя. Философский статус термин А. приобретает в работах Канта, который обозначил им глубоко противоречивое состояние человеческого разума («спор разума с самим собой»), стремящегося преодолеть ограниченность рассудочных определений мира. Гегель, сопоставив А. Канта с апориями Зенона, пришел к выводу, что кантовские А. являют собой не более, чем то, что уже сделал Зенон. Гегель был убежден, что если следовать диалектике, которая хотя и содержит в себе предшествующую логику и метафизику, но развивает их дальше, то можно показать, что на деле каждое понятие, каждая категория также антономична. Противоречия, представленные в форме многообразных А., Гегель считал свидетельством диалектического характера познания. Гегель называл предрассудком прежней логики и обыденного сознания мнение, будто противоречие не такое существенное и имманентное определение, как тождество. Противоречие, подчеркивал Гегель, «есть корень всякого движения и жизненности». С точки зрения диалектического материализма, условие познания всех процессов мира есть познание их как единства противоположностей, а диалектика, прорывая узкий горизонт формальной логики, содержит в себе зародыш более широкого мировоззрения. Появление А. в системе научного знания — момент этого прорыва, этап в осознании противоречий объективной реальности. Формулировка А., вместе с тем, — это всегда постановка конкретной научной проблемы, решение которой служит основанием для формулирования (когда имеет место сознательно диалектический подход) диалектических по форме выводов. В этом случае А. «сжимается» в суждение, и так появляется бесконечное логическое. Часто эти проблемы обнаруживают себя как парадоксы (апории). Таковы, например, парадоксы теории множеств, апории движения, некоторые т. наз. «космологические парадоксы». Как А. следует также рассматривать учения о корпускулярной и волновой природе вещества и поля, о «траекторном» характере движения в теории относительности и отрицание траекторий в квантовой физике. Примерами преобразования А. в диалектические выводы являются афоризмы (высказывания) выдающихся мыслителей прошлого. Таков афоризм Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». Таков вывод Гегеля, характеризующий противоречие механистического движения: «Движущееся тело одновременно находится и не находится в одном и том же месте». Этот вывод «сжимает» в одно суждение известные апории Зенона, выдвинутые им против движения. Таков вывод К. Маркса, характеризующий процесс возникновения капитала: «Капитал не может возникнуть из обращения и так же не может возникнуть вне обращения. Он должен возникнуть в обращении и в то же время не в обращении». Важнейшим моментом научного понимания природы А. является признание неравноценности тезиса и антитезиса, из которых она складывается. Одна сторона А. всегда превалирует (доминирует) над другой, включает в себя другую. Так, концепцию развития следует трактовать в плане единства прогресса (тезис) и регресса (антитезис) с преобладанием (в данном контексте) первого над вторым. Бесконечное включает конечное, необходимость — свободу, целое — часть, содержание — форму, причина — следствие и т. п.

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. антиномия — орф. антиномия, -и Орфографический словарь Лопатина
  2. Антиномия — (греч.) — так называется собственно противоречие двух законов. Слово это как философский термин впервые введено Кантом. Он объясняет… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  3. Антиномия — (от Анти… и греч. nomos — закон; буквально — противоречие в законе) противоречие между двумя положениями, каждое из которых одинаково логически доказуемо. Термин «А.» ввёл в 1613 немецкий философ… Большая советская энциклопедия
  4. АНТИНОМИЯ — АНТИНОМИЯ (от греч. antinomia — противоречие в законе) — англ. antinomy; нем. Antinomie. Противоречие между двумя тезисами одинаково обоснованными и оцениваемыми как верные. Социологический словарь
  5. антиномия — Антиномия, антиномии, антиномии, антиномий, антиномии, антиномиям, антиномию, антиномии, антиномией, антиномиею, антиномиями, антиномии, антиномиях Грамматический словарь Зализняка
  6. антиномия — АНТИНОМИЯ -и; ж. . Филос., лог. Противоречие между двумя взаимоисключающими положениями, каждое из которых доказуемо логическим путем. А. между прерывностью и непрерывностью. ◁ Антиномический, -ая, -ое. Толковый словарь Кузнецова
  7. антиномия — -и, ж. филос., лог. Противоречие между двумя взаимоисключающими положениями, одинаково убедительно доказуемыми логическим путем. Малый академический словарь
  8. антиномия — Действительное или кажущееся противоречие в законе Большой юридический словарь
  9. антиномия — сущ., кол-во синонимов: 2 парадокс 9 противоречие 35 Словарь синонимов русского языка
  10. АНТИНОМИЯ — АНТИНОМИЯ (в методологии науки) – контрадикторное противоречие между двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным или логически выводимым в рамках некоторой концептуальной системы (научной теории). Новая философская энциклопедия
  11. антиномия — Анти/но́ми/я . Морфемно-орфографический словарь
  12. антиномия — АНТИН’ОМИЯ, антиномии, ·жен. (·греч. antinomia) (филос.). Противоречие между двумя законами, положениями, принципами, категориями. Толковый словарь Ушакова
  13. антиномия — АНТИНОМИЯ и, ж. antinomie f.< , лат. филос. Противоречие между двумя законами, положениями, принципами, категориями. Уш. 1935. Противоречие между двумя положениями, каждое из которых логически доказуемо. БАС-2.|| О противоречиях между чем-л. БАС-2. Словарь галлицизмов русского языка
  14. Антиномия — Парадокc,- ситуация, когда в теории доказываются два взаимно исключающие друг друга суждения, причем каждое из этих суждений выведено убедительными с точки зрения данной теории средствами. Математическая энциклопедия
  15. антиномия — АНТИНОМИЯ (от греч. antinomia — противоречие в законе). — 1. Расхождение (противоречие) между нормативными актами в рамках общей юридической системы права. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  16. антиномия — антиномия ж. Противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми. Толковый словарь Ефремовой
  17. антиномия — Антиномии, ж. (филос.). Противоречие между двумя законами, положениями, принципами, категориями. Большой словарь иностранных слов
  18. АНТИНОМИЯ — АНТИНОМИЯ (греч. antinomia — противоречие в законе) — противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми. Различают антиномии, являющиеся логическим отражением противоречий самой действительности, и антиномичные суждения — парадоксы… Большой энциклопедический словарь
  19. антиномия — АНТИНОМИЯ, и, ж. (спец.). Противоречие между двумя взаимоисключаемыми положениями, сущностями, явлениями, каждое из к-рых доказуемо логическим путём, существует в отдельности. А. учений о смерти и бессмертии. А. духа и материи. Толковый словарь Ожегова

Принцип антиномичности построения и анализа художественного образа. художественная условность

Учение об антиномичнисть начатое древнегреческой философией и в своем терминологическом выражении означает разногласие в законе, т.е. разногласие между двумя порознь направленными утверждениями, каждое из которых правомерное в пределах данной системы. Широко пользовался принципом антиномичности в эстетичных исследованиях И. Кант.

Сознательно допуская некоторую условность в обращении к этому понятию, поскольку оно имеет собственный не только логический, а и исторический контекст развития философских знаний, все же считаем, что художественный образ как целостность и определенная система удерживает в себе разносторонность проявления разногласий в законе как аналог антиномий. Искусство из самой своей генетической основы не лишено своеобразных антиномий, а временами и парадоксов, даже в том, например, что оно полно привязывало в функциональном отношении к утилитарной сфере или же полностью исключалось из нее. Практический опыт искусства и его теоретические объяснения свидетельствуют, что отрыв любой из сторон от единого целого губительный для художественного творчества. В одинаковой мере это касается и художественного образа, поскольку он есть тем кинечним воплощением, измерением и полем, на котором сходятся все полярности. Художественному образу антиномичнисть, за принятой нами терминологией, причем в разных ее аспектах, присущая потому, что именно же искусство по своей природе буквально зиткане из конфликтности и противоречий. В этом с ним не может уравняться ни одно из общественных или естественных явлений. Искусство и образ в нем — уникальная за своим богатством признаков система. Уникальная она и за своим потенциалом в движении к гармоничности, в частности в катарсистичному примирении раздвоения единства. Даже такие, казалось бы, непримиримые состояния человеческих чувств, как трагическое и смешное, соединяются между собой.

Относительно примиримости и непримиримости, а также антиномий — настоящих и надуманных — нужное уточнение. Некоторые противопоставления и контрапункты в художественно-образной системе, которые казались недоступными для их своеобразного компромисса, гармонизации, со временем теряли остроту. Скорее это було данью полемизму сторон. Даже традиционное противопоставление понятийности и образности мышления в искусстве нельзя принимать безоговорочно. Например, платонивськи «апологии Сократа» не уступают эстетичной стоимостью образцам художественной прозы — в них с блеском построенные диалоги, фабулы, конфликты мысли, ирония, характеры. Здесь присутствующий образ как Сократа, так и самого Платона с его трагической утопией идеального полису. ЕСТЬ «философская лирика», «философский роман», где красота мудрости, поиска истины, мысль могут быть поднятыми к высшему поэтическому выражению, ведь напряженность интеллекта — это также моральная, социальная, психологическая сферы. Понятие «аналитическое» и «синтетическое» искусство на самом деле не является взаемовиключеннями в построении художественного образа, как это нередко подавалось в теоретических разработках. Элементы синестезии (взаимопроникновение ощущений), что тщательно осмысливались И. Франко в работе «Из секретов поэтического творчества», а также синтетизму — это только атрибутивные свойства искусства и образности в нем. Неоправданность альтернатив в постановке вопросов имеет место в ряде других аспектов искусства. Быть или не быть условности в искусстве? — ставят вопросы представители своеобразного «неонатурализму». А или не становятся произведениями искусства разные ужиткови вещи, единой дистанцийнистю для которых по отношению к естественному существованию и логике вещей становится соответствующее компонование скульптора или конструктора? Именно на этом настаивают ел Танги, Гюнтер Юккер и другие художники-неоавангар-дисти.

Каждая сторона антиномичности, если это действительные полюса единого целого, в свою очередь, имеет собственное раздвоение. Схематизм и упрощения антиномизму, а тем паче абсолютизация какой-то из сторон не должны рассматриваться в анализе художественного образа. В раздвоении единого целого — теоретическая обусловленность, а не констатация того, что художественный образ может делиться пополам или на частицы. В нем — нераздельные объективное и субъективное; отдельное, единичное и общее; индивидуальное и типичное; чувствительное и понятийное; рациональное и иррациональное; условное и безусловное (реальное) ; этническое и общечеловеческое.

Индивидуальное и типичное в художественном образе. Индивидуальное — неповторимая первооснова, оригинальность, самобытность, неповторимость. Типичное — проявление закономерного, наиболее возможного, образцового, унормованого определенным чином для данной системы. Эти две названные стороны имеют свой смысл в искусстве не в противопоставлении, тем более взаемовиключенни, а во взаимообусловленности элементов целого. Действительность в ее индивидуальном бытии и конкретно-чувствительной образности эстетично осмысливается и обобщается на основе не только объективно существующих законов уподобления, а и художественной типизации, вхождение искусства в общекультурный контекст. Типичное — не безличное. Если в научном познании наиболее общее и повторяемое не вызывает сомнения относительно истинности умовисновку, то для искусства, вопреки признанию вероятности идеи, типичности изображенного, не менее важной оказывается конкретность, верней «присутствие» конкретно-непосредственного, о чем уже шло в предыдущем параграфе. Даже если отсутствуют усредненный, психологически мотивированный человеческий тип поведения, очертание предмета, всеодно в нем должно быть свое, характерное, что и составляет одну из заманчивых сил искусства. Но в связи с осложнением структуры и внутренней консистенции строения художественного образа, осложнением соотношения традиции и излома канонов в поиске новой неповторимости и типичности, изменением способа мировосприятия, новым эстетичным опытом и т.п. меняется и самое содержание соотношения между индивидуальным и типичным в искусстве (художественном образе).

Слово состоит из 9 букв: первая а, вторая н, третья т, четвёртая и, пятая н, шестая о, седьмая м, восьмая и, последняя я,

Слово антиномия английскими буквами(транслитом) — antinomiya

  • Буква а встречается 1 раз. Слова с 1 буквой а
  • Буква н встречается 2 раза. Слова с 2 буквами н
  • Буква т встречается 1 раз. Слова с 1 буквой т
  • Буква и встречается 2 раза. Слова с 2 буквами и
  • Буква о встречается 1 раз. Слова с 1 буквой о
  • Буква м встречается 1 раз. Слова с 1 буквой м
  • Буква я встречается 1 раз. Слова с 1 буквой я

Значения слова антиномия. Что такое антиномия?

Антиномии

Антиномии — (ошибочно — антимония) греч. antinomia противоречие; противоречия между двумя одинаково убедительными положениями (в некоторых переводах вместо «перемалыванием» — «развальцовыванием» — технологический термин…

Ашкинази Л.А. Мир Лема: словарь и путеводитель. — 2004

Антиномия

АНТИНОМИЯ (от греч. antinomia — противоречие в законе) — рассуждение, доказывающее, что два высказывания, являющиеся отрицанием друг друга, вытекают одно из другого.

Философская энциклопедия

Антино́мия (др.-греч. ἀντι- — против и νόμος — закон; противоречие в законе или противоречие закона самому себе) — ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование…

ru.wikipedia.org

АНТИНОМИЯ (в методологии науки) — контрадикторное противоречие между двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным или логически выводимым в рамках некоторой концептуальной системы (научной теории).

Новая философская энциклопедия. — 2003

Антиномии разума

Антиномии разума — противоречия в разуме; наличие двух противоположных, но логически обоснованных суждений по поводу некоторого положения вещей. противоречие между двумя, в равной степени логически доказуемыми суждениям В частности…

www.terme.ru

Антиномия рассела

Антиномия рассела — одна из наиболее известных логических антиномий, обнаруженная в начале этого века англ. философом и логиком Б. Расселом (1872-1970). А. Р. связана с понятием множества.

Словарь по логике. — 1997

АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА

АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА — в «Критике чистого разума» Канта — противоречащие друг другу утверждения о космологических идеях. Развивая учение о разуме, как высшей познавательной способности, доводящей синтез, начатый еще рассудком…

Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов

Антиномия перформативная

АНТИНОМИЯ ПЕРФОРМАТИВНАЯ (от англ. perform — исполнять, выполнять) (другие названия: прагматический парадокс, перформативное противоречие) — речевой акт, содержание которого противоречит его совершению.

Прохоров Б.Б. Экология человека. — 2005

Антиномия чистого разума

АНТИНОМИЯ ЧИСТОГО РАЗУМА (нем. Antinomie der reinen Vernunft) —термин кантовской философии, обозначающий состояние раздвоенности чистого разума, а также противоречие его законов, равнодоказуемых положений.

Философская энциклопедия

Антиномия чистого разума (Antinomie der reinen Vernunft — нем.). Термин кантовской философии, обозначающий состояние раздвоенности. чистого разума, а также противоречие его законов, равнодоказуемых. положений.

Васильев В. Термины кантовской философии

АНТИНОМИЯ ЧИСТОГО РАЗУМА — одно из центральных понятий критической философии И. Канта, заимствованное им из протестантской теологии. Называя антиномиями противоречия законов чистого разума, Кант настаивает на их неустранимом и неизбежном характере…

Прохоров Б.Б. Экология человека. — 2005

АНТИНОМИИ ОТНОШЕНИЯ ИМЕНОВАНИЯ

АНТИНОМИИ ОТНОШЕНИЯ ИМЕНОВАНИЯ АНТИНОМИИ ОТНОШЕНИЯ ИМЕНОВАНИЯ — антиномии, возникающие в ситуациях именования при применении правила замены равного равным (принципа взаимозаменимости).

Философская энциклопедия

СЕМАНТИЧЕСКИЕ АНТИНОМИИ

СЕМАНТИЧЕСКИЕ АНТИНОМИИ — антиномии, возникающие в высказываниях, предметом к-рых являются выражения нек-рого языка. Представителем одного из осн. типов С. а. служит антиномия «Лжец”, восходящая к Евбулиду из Милета (4 в. до и. э.)…

Философский энциклопедический словарь. — М., 1989

Русский язык

Анти/но́ми/я .

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Антиномия

противоречие между двумя положениями, каждое из которых одинаково логически доказуемо.

Смотреть значение Антиномия в других словарях

Антиномия Ж. — 1. Противоречие между двумя положениями, каждое из которых логически доказуемо.
Толковый словарь Ефремовой

Антиномия — ( гр. antinomia противоречие в законе) — противоречие между рядом положений, из которых каждое имеет законную силу.
Политический словарь

Антиномия — — действительное или кажущееся противоречие в законе.
Юридический словарь

Антиномия Характерологическая — (греч. antinomia противоречие в законах) аномалия характера: наличие в характере полярно противоположных черт, обусловливающих противоречивые тенденции, влечения, реакции.
Большой медицинский словарь

Антиномия — (греч. antinomia — противоречие в законе) — противоречие междудвумя суждениями, одинаково логически доказуемыми. Различают антиномии,являющиеся логическим отражением противоречий……..
Большой энциклопедический словарь

Антиномия — (греч. antinomia — противоречие) — противоречие между двумя положениями, каждое из которых признается равно доказуемым.
Исторический словарь

Антиномия — парадокc,- ситуация, когда в теории доказываются два взаимно исключающие друг друга суждения, причем каждое из этих суждений выведено убедительными с точки зрения……..
Математическая энциклопедия

Антиномия — Основное логическое противоречие или несоответствие, когда два (или больше) отдельных принципа ведут к.взаимоисключающим заключениям: подразумевается, что оба суждения……..
Психологическая энциклопедия

Антино́мия Характерологи́ческая — (греч. antinomia противоречие в законах)
аномалия характера: наличие в характере полярно противоположных черт, обусловливающих противоречивые тенденции, влечения, реакции.
Медицинская энциклопедия

Антиномия — (от греч. antinomia — противоречие в законе) — англ. antinomy; нем. Antinomie. Противоречие между двумя тезисами одинаково обоснованными и оцениваемыми как верные.
Социологический словарь

Антиномия Чистого Разума — (Antinomie der reinen Vernunft — нем.) Термин кантовской философии, обозначающий состояние раздвоенности чистого разума, а также противоречие его законов, равнодоказуемых положений………
Философский словарь

Антиномия (греч. — противоречие законов) — термин, означающий противоречив между двумя взаимоисключающими положениями, признаваемыми в равной степени истинными. Немецкий философ Кант (см.) отводил в своей системе значительное место антиномиям разума. Он доказывал, что разум в своём стремлении познать мир неизбежно впадает в противоречия с самим собой, которые, однако, он не в силах разрешить. Кант различал четыре антиномии:
1) мир конечен во времени и в пространстве; мир бесконечен во времени и в пространстве;
2) всё в мире просто и неделимо; нет ничего в мире простого, всё сложно и делимо;
3) в мире существует свобода; нет в мире свободы; всё необходимо;
4) существует первопричина мира; не существует первопричины мира.
Антиномии, по Канту, присущи лишь человеческому разуму. О том, какова же сущность самих вещей, мы ничего сказать не можем. Хотя в этом учении Канта содержались некоторые элементы диалектики, основной смысл антиномии был один — доказать ограниченность человеческого познания, неспособность познать сущность вещей, утвердить и оправдать антинаучный взгляд агностицизма (см.). «У Канта,— писал Ленин,— 4 ,,антиномии. На деле каждое понятие, каждая категория так же антиномична». Противоречия в человеческих понятиях с точки зрения диалектического материализма есть отражение реальных противоречий, борьба которых является основой развития материального мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *