Антропология философская

Различные подходы к классификации школ

И направлений философской антропологии

История духовной культуры дает немало религиозных, философских и научных попыток решить проблему человека.

Так, например, тот же М. Шелер в начале своего знаменитого сочинения «Положение человека в космосе» (1928) пишет о наличии трех «совершенно несовместимых между собой» пониманий происхождения и сущности человека. Во-первых, — это теологическое понимание: «круг представлений иудейско-христианской традиции об Адаме и Еве, о творении, рае и грехопадении». Во-вторых, — это философское понимание: греко-античный круг представлений, согласно которому «человек является человеком благодаря тому, что у него есть разум». В-третьих, — это «круг представлений современного естествознания и генетической психологии, согласно которому человек есть достаточно поздний итог развития Земли, существо, которое отличается от форм, предшествующих ему в животном мире, только степенью сложности соединения энергий и способностей».

В другой своей работе («Человек и история») М. Шелер указывает еще два типа антропологии. Для первого из них характерен пессимизм в оценке человека. Его сторонники отстаивают тезис о «неизбежном декадансе человека в ходе истории». Они определяют человека как «инфантильную обезьяну с нарушенной функцией внутренней секреции», как «хищную обезьяну, постепенно заработавшую на своем так называемом духе манию величия». Человек, согласно этому учению, — это «тупик жизни вообще». Второй из указываемых М. Шелером «новых» типов антропологии, напротив, возносит человека «на такую головокружительную высоту, какой не сулило ему ни одно другое из известных учений». Этот тип антропологии, констатирует М. Шелер, воспринял идею Ф. Ницше о сверхчеловеке и подвел под нее новый рациональный фундамент. Антропология этого типа развита, в частности, в «Этике» Н. Гартмана. Здесь человек понимается как свободное, творческое и самодостаточное существо. Эта антропология опирается на «постулаторный атеизм серьезности и ответственности». Постулатом такого атеизма является утверждение: «Богу нельзя существовать… Бог не должен существовать во имя ответственности, свободы, предназначения, во имя смысла бытия человека».

Специалисты применяют также многие другие способы классификации школ и направлений в философской антропологии. Они выделяют в ней, например, культурологическое, религиозно-философское, биолого-антропологическое, психоаналитическое, экзистенциалистское направления.

Так, например, В. Брюнинг дает очень интересную и теоретически обоснованную классификацию направлений философской антропологии. Он упорядочивает типы философской антропологии в зависимости от того, как в них понимается соотношение двух противоположных начал: человеческой свободной индивидуальности и детерминирующего деятельность человека порядка (божественного, социального или природного).

Концептуальную классификацию антропологических воззрений можно осуществить также, опираясь на классификацию основных типов философствования. Если принять такую стратегию, то следует говорить о четырех основных направлениях в философской антропологии: космоцентрической антропологии, теоцентрической антропологии, социоцентрической антропологии и антропоцентрической антропологии.

Натуралистическое направление философской антропологии

Это направление философской антропологии, как следует из его названия, складывается в лоне натуралистического (космоцентрического) типа философствования. Фундаментальным принципом данного типа философствования, напомним, является утверждение, согласно которому природа, понимаемая как предмет естественных наук, – это первичное, всепорождающее, всеобъясняющее начало. В нашем случае – случае рассмотрения происхождения и сущности человека — это утверждение может быть развернуто в два связанных друг с другом тезиса: 1) человек сформировался в результате естественной эволюции природных систем; 2) человек — это особая часть, специфический элемент природы.

Попытаемся оценить возможности натуралистической антропологии.

При этом необходимо исходить из того, что в натуралистическом подходе совершенно отчетливо прослеживается стратегия редукционизма. Напомним, что редукция (от латинского слова reducere – приводить обратно, возвращать) – это исследовательский прием, основанный на сведении изучаемого предмета к чему-то известному, понятному, как правило, более простому, «низшему». Ярким примером редукционизма является механицизм, теория, согласно которой все явления могут быть полностью объяснены на основе принципов и законов механики.

Если вернуться теперь к обсуждению натуралистической антропологии, то уместно будет напомнить здесь, что интерес к натурализму при обсуждении антропологической проблематики возрос в конце 19-го – начале 20-го вв. Это произошло в результате мощного воздействия на социогуманитарную и философскую мысль дарвиновской теории эволюции. Многие социальные, политические, гуманитарные проблемы стали рассматриваться тогда в свете этой теории. Именно тогда формируется социал-дарвинизм. Тогда же основатель социал-дарвинизма Г. Спенсер пытается разработать «рациональную этику», пытается вывести из биологических законов (законов жизни) начала нравственной жизни, в частности альтруистическое поведение человека. Практически сразу же эти натуралистические концепции были подвергнуты сокрушительной критике. В работах В. Виндельбанда, Г. Риккерта, Н.О. Лосского и других мыслителей было убедительно показано, что невозможно объяснить происхождение человека, норм нравственности, ценностей духовной культуры на основе тогдашней эволюционистской теории, опиравшейся на категории естественного отбора, борьбы за существование, адаптации, изменчивости, наследственности и т.п.

Сильной стороной натуралистических версий философской антропологии, очевидно, является их опора на достижения естественных наук. Так, современные варианты натуралистической философской антропологии опираются на фундаментальную естественнонаучную концепцию глобального эволюционизма, сформулированную Н.Н. Моисеевым(1917-2000), И.Р. Пригожиным (1917-2003) и другими авторами.Суть этой концепции состоит в рассмотрении всех многообразных и разноуровневых процессов эволюции (от образования галактик и звезд до возникновения человека и социокультурного развития человечества) как единого процесса эволюции Вселенной. Не вызывает сомнений эвристическая мощь этой концепции. Она позволяет объединить познавательные возможности и достижения, по сути, всех фундаментальных наук: космологии, астрономии, физики, синергетики, геологии, химии, биологии, социобиологии, социологии, культурологии. Она обладает огромным мировоззренческим потенциалом. Разумеется, эта концепция весьма далека от завершения. Она включает в себя, можно сказать, «вечные» проблемы: проблему зарождения жизни во Вселенной, проблему возникновения мыслящих существ (человечества в частности)…

От греч. antropos – человек + logos – учение. Профессия подходит тем, кого интересует биология и история (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам). В 2020 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Антрополог – учёный, специализирующийся на изучении человека как биологического вида.

Особенности профессии

Антропологов интересует человек не только в его единстве с природой, но и в контексте его культурной среды. Поэтому к антропологии также относят дисциплины, изучающие человека в социуме.

Термин «антропология» появился в античной философии. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. Условно антропологию можно поделить на культурную и физическую.

Культурная антропология

В России под антропологией до недавнего времени понимали в основном физическую антропологию, но с 1990-х гг, в российских вузах стали появляться кафедры социальной, политической и философской антропологии. Всё это – направления культурной антропологии, которая изучает культуру, цивилизацию, общественные системы, этнические особенности.

Например, социальная антропология изучает проявления человека в культуре и обществе: в семье, в религии, экономике и пр. Социальные антропологи (социоантропологи) исследуют принципы получения и использования власти в разных обществах, экономическое поведение людей, выявляет факторы, влияющие на экономику, но не учтённые экономической наукой. Культурная антропология даёт возможность понять суть противоречий между разными народами, социальными слоями и пр.

Физическая антропология

Специалистов в этой области обычно называют антропологами без каких-либо приставок (социо-, этно- и т.п.). Физическую антропологию в первую очередь занимает развитие человека как биологического вида. Она исследует останки древних и тела ныне живущих людей. Результаты таких исследований использует археология, медицина, педагогика, инженерная психология, этнология (от греч. ethnos народ) и т.д.

Изучение древних людей предполагает исследование ископаемых скелетов. Вот несколько важных находок и открытий в этом направлении.

Как-то французский археолог-любитель Жак Буше де Перт (1788 – 1868) обнаружил древние кремниевые орудия в каменоломнях в окрестностях Аббевиля. Он был одним из первых, кто пытался доказать существование «допотопных» людей.

Немецкий школьный учитель Иоганн Фульротт. (1803 – 1877) в 1856 г. собрал и описал кости первобытного человека. Это было первое научное описание неандертальца.

Голландский антрополог Эжен Дюбуа (по образованию – военный врач, 1858 – 1940) первым обнаружил череп питекантропа.

Раймонд Артур Дарт (южноафриканский врач, 1893 – 1988) открыл для науки австралопитеков.

Немецкий антрополог Франц Вейденрейх (1873 – 1948) разработал концепцию полицентризма (несколькх центров) формирования современных рас. (По его мнению этих центров было четыре.) Он же – автор концепции ортогенеза – внутреннего стремления организмов к развитию.

Немецкий антрополог Ганс Вайнерт (1887 – 1967) исследовал питекантропов и неандертальцев. Автор теории, согласно которой современный человек возник под давлением суровых условий ледникового периода.

Американский антрополог Алеш Хрдличка (1869 – 1943) в 1927 г. выдвинул концепцию неандертальской фазы в эволюции человека.

Австралийский приматолог Колин Петер Гроувс (1942–…) систематизировал приматов, объединив в одно семейство Hominidae (гоминиды) горилл, шимпанзе и человека.

Американский антрополог Клод Оуэн Лавджой – специалист по австралопитекам, автор концепции возникновения прямохождения. Он предположил (в 1980-х гг ), что прямохождению способствовали не столько природные факторы (климат и т.п.), сколько половое поведение, семейные отношения и социальная организация.

Это лишь небольшая часть учёных, сформировавших современную теорию развития человека как вида. Но точка в исследовании истории человека разумного (т.е. нас) ещё не поставлена.

Изучение современного человека имеет практическое значение для разных областей жизни. Например, измерения физических данных (антропометрия) интересны изготовителям одежды, мебели, строителям жилья и пр.

Рабочее место

Антропологи работают в научно-исследовательских институтах и центрах, преподают в профессиональных учебных заведениях. Специалисты по физической антропологии работают в учреждениях антропологического и археологического профиля, в области судебной медицины, генетики человека.

Специалист по культурной антропологии может входить в состав комиссий и выступать как эксперт, консультируя государственных деятелей, принимающих политические решения.

Зарплата на 22.07.2020

Россия 27000—50000 ₽

Важные качества

Логика, склонность к анализу, интерес к биологии / социологии.

Знания и навыки

Объём знаний антрополога зависит от его научных интересов. Например, специалисту по физической антропологии необходимы знания в области биологии (анатомии, палеопатологии, генетики и пр.), археологии, этнографии и др.

Социальному антропологу нужны познания в социологии, культурологи, психологии, социолингвистике и пр.

Независимо от специализации, антропологу необходимо знание иностранных языков.

Где учат

Вузы

Московский гуманитарный университет, МосГУ Биология для учащихся 9 классов и лиц, имеющих основное общее образование (Московский гуманитарный университет, МосГУ) Московский государственный университет пищевых производств Биология (Институт ветеринарии, ветеринарно-санитарной экспертизы и агробезопасности) Российский университет дружбы народов Биология (Сочинский филиал Российского университета дружбы народов) Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Биология (Биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова) Оренбургский государственный университет Биология (Химико-биологический факультет)

  • Московский государственный университет им. Ломоносова

Биологический факультет (кафедра антропологии)

Специальность «антропология»

Специализации: «общая антропология», «антропогенез», «морфология человека», «этническая антропология»

  • Российский государственный гуманитарный университет

Учебно-научный центр социальной антропологии

Специальность «социальная антропология»

Специализации: «социальная антропология регионов мира», «этология человека»

А также другие вузы, обучающие по специальностям «Антропология» (как правило, на биологических факультетах университетов) и «Социальная антропология».

1.Современное социально-антропологическое знание как система. Междисциплинарность социально-антропологического знания

Соц антпропология – это наука и учебная дисциплина, объектом которой явл человек, культура и общество в многообразных проявлениях

Предметное поле – кросскульттурные разнообразия жизненного опыта людей в различных соу группах, сообщетсвах

Антропологию человека изучают более 200 наук. Антропология имеет междисциплинарный характер.

С шир смысле антропология – совокупность научных знаний о природе человека и его деятельности. Место соц антропологии в системе других наук можно рассмотреть в ее соотношении с другими гуманитар дисциплинами: философия, история, социология, культурология, соц психология. Предшественник – философский антропологизм(система представлений о природе, обществе, познании). С накоплениеим информауии – дифференциация науч знания – формирование новых дисциплин: этнография, археология. Сейчас антропология делится на физическую(строение тела, антропогенез) и социальную(культурную).(блок дисциплин, рассматривающих культуру того или иного народа) Отметим науки, которые имеют самое непосредственное отношение к антропологии:

3. Соц. психология – изучает межличностные отношения в малых группах человека.

4. Социология – рассматривает социальные явления, рассмотренные сквозь призму взаимодействия людей. С точки зрения антропологии интересует отношения человека в обществе.

5. Этнография (пер. с греч. племя, народ) или этнология (народовед.) – наука изучает бытность и культ особенностей народов мира.

Этнос – происхождение народов.

Этнография – расселение народов.

6. Философия – изучаете наиболее общие законы общества и познания.

7. Культурология – изучение функции культуры, факторы развития, взаимодействия культуры, развитие символических систем.

Объектом соц. антропологииявляется человек, жизнедеятельность которого протекает взаимодействии с другими людьми.

Предметом соц. антропологии являются закономерности и механизмы взаимоотношений человека и его соц. и природным окружением в условиях конкретной культурной системы.

Среди современных направлений антропологии: медицинское, гендерное, огранизационное, визуальное, политическое, лингвистическое, когнитивное, прикладное,

2. Любовь как социальный феномен. Историчность феномена любви.

В широком смысле любовь — это нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче. Любовь оно включает в себя и любовь к людям (гуманизм), и любовь к Родине (патриотизм), к искусству, природе, путешествиям, и родительскую любовь, и любовь детей к родителям.

Любовь — чувство целенаправленной привязанности к субъекту или объекту, требующее постоянных и тесных контактов с ними. Основное отличие любви от дружбы в том, что предметом любви может быть все, что угодно, в то время как дружба — это двусторонняя связь с другим человеком

Общие признаки любви: потребность в соединении с объектом любви, будь-то вещи, люди, материальные объекты, процессы или духовные сущности.

Иерархия: общую установку на любовь, т. е. открытость миру, потребность в близости, способность к заботе, жалости, состраданию, нравственная ценность которой в возвышении личности; любовь к объектам, так сказать, высшего порядка — Родине, своему народу, которая в соединении с чувством долга, чести, ответственности образует основу нравственного мировоззрения; индивидуальную любовь к родителям, детям мужчине или женщине, придающую особый смысл жизни конкретному человеку;любовь к предметам и процессам, имеющая опосредованную нравственную ценность.

Древние греки различали четыре вида любви:

Эрос — восторженная влюбленность, телесная и духовная страсть, буйная тяга к обладанию любимым человеком. Это страсть больше для себя, в ней много эгоцентризма. Она «мужского типа», это скорее чувство пылкого юноши или молодого мужчины; она реже встречается у женщин.

Филиа — любовь-дружба, более духовное и более спокойное чувство. В психологическом отношении она ближе всего к любви молодой девушки. У греков филиа соединяла не только возлюбленных, но и друзей.

Агапе — альтруистическая, духовная любовь, полная жертвенности и самоотречения, построенная на снисходительности и прощении, похожая на материнскую любовь. Это любовь не ради себя, а ради другого. У греков это не только любовное чувство, но и идеал гуманной любви к ближнему.

Стпорге — любовь-нежность, семейная любовь, полная мягкого внимания к любимому. Она выросла из естественной привязанности к родным и подчеркивает плотское и душевное родство любящих. Этическая, нравственная природа любви глубоко раскрыта русским философом Вл. Соловьевым в трактате «Смысл любви». По Соловьеву, смысл человеческой любви есть «оправдание и спасение индивидуальности через жертвы эгоизма».

Э. Фромм выделяет пять элементов любви: давание, забота, ответственность, уважение и знание.

Э. Фромм выделяет 5 типов любви: братскую, материнскую, эротическую, любовь к самому себе и любовь к Богу. Он выделяет в любви: заботу, ответственность, уважение друг к другу, знание особенностей другого, непременное для любви ощущение удовольствия и радости.
Владимир Сергеевич Соловьёвопределяет любовь как влечение одного одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни, и выделяет три её вида:

1.Любовь, которая более дает, чем получает, или нисходящая любовь к этому виду любви он относит родительскую любовь, преимущественно материнскую любовь к детям.

2.Любовь, которая более получает, чем дает, или восходящая любовь — к этому виду любви он относит любовь детей к родителям, а также привязанность животных к своим покровителям, особенно преданность домашних животных человеку. У человека, по его мнению, эта любовь может распространяться так же на умерших предков, а затем и на более общие и отдалённые причины бытия (до всемирного провидения, единого Отца Небесного), и является корнем всего религиозного развития человечества.

3.Любовь, которая равно даёт и получает, или половая любовь

(от антропо… и …логия), наука о человеке. С сер. 19 в. в определении содержания и места А. среди наук наметились две осн. тенденции. Первая, уходящая корнями в систему взглядов франц. просветителей 18 в., трактовала А. как универсальную науку о человеке, включающую все стороны человеческого бытия — физич. (анатомо-морфологич.) организацию человека, его материальную и духовную культуру, психологию, язык и т. д. В таком, расширительном, толковании А. понимается в США и большинстве стран Зап. Европы. Вторая тенденция ограничивала А. рамками изучения лишь физич. организации человека, её изменчивости во времени и пространстве. Предметом А. в том виде, как она сложилась в СССР, является изучение физич. развития и конституции человека, ростовых процессов а также его индивидуальной, возрастной, половой изменчивости во времени, измеряемой геол. масштабами (эволюц. история, процесс антропогенеза) а в пространстве (внутривидовая дифференциация человека — проблемы расоведения); т. о., А. состоит из трёх осн. разделов — морфологии человека, учения об антропогенезе и расоведения, или этнич. А. Методы А.— антропометрия в широком смысле слова (в т. ч. и антропоскопия) и вариационно-статистич. приёмы обработки материала (биометрия). В 50 — 80-е гг. 20 в. в А. получили широкое распространение методы, заимствованные из физиологии, биохимии, генетики (в т. ч. и популяционной), иммунологии и др. наук, позволяющие изучать изменчивость не только морфологич. структур (что было характерно для ранних этапов развития А.), но и функциональных, биохимич., иммунологич. и др. особенностей человека. Основоположниками А. в России были А. П. Богданов и Д. Н. Анучин. Крупный вклад в развитие сов. А. внесли В. В. Бунак, Я. Я. Рогинский, Г. Ф. Дебец, М. А. Гремяцкий. Среди зарубежных исследователей большое влияние на развитие А., особенно её методов, в 19 в. оказали работы П. Брока, а в кон. 19 — нач. 20 вв. Р. Мартина; Ф. Вейден рейх, А. Хрдличка, Л. Лики внесли значит, вклад в исследования ископаемого человека.

Источник: Биологический энциклопедический словарь на Gufo.me

  1. антропология — Наука о человеке, его физической организации, изменчивости её во времени и пространстве. Как самостоятельная научная дисциплина оформилась в России к сер. 19 в. Большой вклад в её развитие внесли А.П. Богданов, Д.Н. Анучин и др. Биология. Современная энциклопедия
  2. антропология — Антропологии, мн. нет, ж. . Наука о человеке, как явлении природы, естественной истории. Большой словарь иностранных слов
  3. АНТРОПОЛОГИЯ — АНТРОПОЛОГИЯ (anthropology), реже — общая А. (general Anthropology) — преимущественно в англоязычных странах — совокупность научных дисциплин, изучающих человечество на всех исторических этапах его развития. Новейший философский словарь
  4. антропология — Антроп/о/ло́г/и/я . Морфемно-орфографический словарь
  5. АНТРОПОЛОГИЯ — АНТРОПОЛОГИЯ — англ. anthropology; нем. Anthropologie. 1. Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека, обозначаемая так же, как физическая антропология. Социологический словарь
  6. АНТРОПОЛОГИЯ — См. ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ. Большой психологический словарь
  7. Антропология — Область научного познания, в рамках к-рой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусств. среде. В совр. науке встречаются разл. варианты систематизации антропол. дисциплин. Так, к А. относят: археологию (см. Словарь по культурологии
  8. антропология — АНТРОПОЛ’ОГИЯ, антропологии, мн. нет, ·жен. (от ·греч. anthropos — человек и logos — учение). Наука о человеке, как явлении природы, естественной истории. Толковый словарь Ушакова
  9. Антропология — (от греч. anthropos — человек и logos — понятие, учение) 1. наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в середине 19 в. Педагогический терминологический словарь
  10. антропология — орф. антропология, -и Орфографический словарь Лопатина
  11. антропология — АНТРОПОЛОГИЯ -и; ж. . Наука о происхождении и эволюции человека, об образовании человеческих рас и о вариациях физического строения человека. ◁ Антропологический, -ая, -ое. А-ие данные. А. музей. Толковый словарь Кузнецова
  12. Антропология — (или антропологическая наука) — в широком понимании представляет собой область знания, предметом исследования которой является человек. Физическая антропология
  13. антропология — антропология ж. Комплексная научная дисциплина, изучающая происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас и вариации физического строения человека. Толковый словарь Ефремовой
  14. АНТРОПОЛОГИЯ — АНТРОПОЛОГИЯ (от антропо… и…логия) — наука о происхождении и эволюции человека (см. Антропогенез) — образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в сер. Большой энциклопедический словарь
  15. антропология — -и, ж. Наука о происхождении и эволюции человека, об образовании человеческих рас и о вариациях физического строения человека. Малый академический словарь
  16. Антропология — По словопроизводству есть учение (ανθρωπος — человек, λόγος — слово, учение) о человеке; но так как все доступные нашему пониманию знания или касаются непосредственно человека, или являются следствием отношений человека ко вселенной… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  17. антропология — АНТРОПОЛОГИЯ ж. греч. наука о человеке; человековедение; учение о человеке, как о животном и о духе; по плоти человека, это анатомия и физиология; по духу его, психология, наука о теле и о духе, душе. Толковый словарь Даля
  18. антропология — АНТРОПОЛОГИЯ и, ж. anthropologie f. Учение о происхождении человека и его рас (религ.- мифологич. и естественно-научное), о физических и духовных особенностях человека. Сл. 18. Антропология наука о естестве человеческом вообще. Корифей 1 22. Словарь галлицизмов русского языка
  19. антропология — Антропология, антропологии, антропологии, антропологий, антропологии, антропологиям, антропологию, антропологии, антропологией, антропологиею, антропологиями, антропологии, антропологиях Грамматический словарь Зализняка
  20. антропология — сущ., кол-во синонимов: 7 антропологизм 2 биология 73 зоология 33 история 61 палеоантропология 1 расоведение 1 философия 40 Словарь синонимов русского языка
  21. Антропология — (от Антропо… и …Логия) наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Обоснование места А. среди других наук было дано… Большая советская энциклопедия
  22. антропология — АНТРОПОЛОГИЯ, и, ж. Наука о биологической природе человека. | прил. антропологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  23. Антропология — (Антропо- + греч. logos учение) наука о происхождении и эволюции человека, формировании человеческих рас и о нормальных вариациях строения и функций организма человека. Медицинская энциклопедия


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *