Апостол симон зилот

23 мая. Апостол Симон Зилот

Аудио

Христос воскресе, дорогие телезрители! Сегодня, 23 мая, Православная Церковь совершает память святого апостола Симона Зилота.

Свя­той апо­стол Си­мон Зи­лот про­ис­хо­дил из Ка­ны Га­ли­лей­ской, был сы­ном свя­то­го Об­руч­ни­ка Иоси­фа, по пло­ти бра­том Гос­по­да и од­ним из двенадцати апо­сто­лов.

Святой апостол Симон был лично известен Господу и Его Пречистой Матери, так как город Кана отстоял на небольшом расстоянии от Назарета. Когда Симон справлял торжество по случаю своего вступления в брак, то на брачный пир он пригласил и Господа с Его учениками, и Пречистую Матерь Его. Но так как для гостей недостало вина, то Господь претворил воду в вино (см. Ин. 2, 1–11).

Будучи поражен таким чудом, жених уверовал в Господа Иисуса Христа как Бога истинного и, оставив брачное торжество и тот самый дом, последовал с усердием за Господом Иисусом. Поэтому он и был прозван Зилотом, или Ревнителем, так как разжегся столь великою ревностью, что оставил ради любви к Христу и свою невесту, и все свои привязанности, уневестив душу свою Жениху Небесному. За это Симон был причтен к сонму учеников Христовых и к лику святых двенадцати апостолов.

Когда на апостолов в день Пятидесятницы сошел Дух Святой в виде языков огненных, то они получили дар языков, так что могли проповедать Евангелие всем народам; и Симон вместе с прочими одиннадцатью апостолами сподобился получить Духа Святого.

Получив Духа Святого, он отправился с проповедью о Христе по разным странам, прошел Египет, Мавританию, Ливию, Нумидию, Киринию и Абхазию. Был он также и в Британии. Он просветил верою Христовою многих язычников, неведавших Христа, за что и был распят неверными и окончил жизнь свою мучением, подобным мучению крестному, которому был предан Иисус Христос.

Предание говорит, что после того, как апостолы отправились на проповедь, апостол Симон проповедовал Христа в Иудее, а также в Эдессе и Сванетии, в пределах осетин, и в Абхазии – в городе Севасте, нынешнем Сухуми. Какие-то путешествия Симон совершил вместе с апостолом Андреем Первозванным. В Грузии и Абхазии этих двух апостолов – Андрея и Симона – считают своими просветителями и небесными покровителями.

В Аб­ха­зии апостол при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну, был рас­пят на кре­сте. По­гре­бен он в го­ро­де Ни­коп­сии око­ло Су­ху­ми. Впо­след­ствии (в XIX веке) на ме­сте по­дви­гов свя­то­го апо­сто­ла, близ Ивер­ской го­ры, был со­ору­жен Новоафон­ский мо­на­стырь Си­мо­на Ка­на­ни­та. До­ныне со­хра­ни­лась пе­ще­ра, в ко­то­рой под­ви­зал­ся свя­той апо­стол.

* * *

Справиться со злом силой оружия… Кажется, что это так просто. Поколения революционеров сменяют друг друга, но вера в то, что справедливости можно добиться насилием, сохраняется. Сколько их было во времена Христа, думающих, что лишь оружием можно победить тотальную машину, которая зовется Римской империей…

Но Христос говорит иначе: все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26, 52). Меч не прекращает, а продолжает насилие; только слово Любви и Истины может прекратить кровопролитие.

Это неочевидно и для многих наших современников, тем более было странным для современников Иисуса. Но один из них не просто в это поверил, а стал апостолом.

Звали его Симон, а прозвище у него было Кананит (Ревнитель). Апостол Лука дает греческую версию его прозвища: Зилот, что означает то же самое, что и Кананит.

Постараемся и мы в своем сердце иметь такую же ревность и твердую решимость пойти за Христом. Будем следовать Его Божественным установлениям и самое главное – идти путем спасения и преодоления всех тягот и трудных обстоятельств нашего временного бытия, взирая на подвиги святых апостолов. Оставим все скверное и худое, что мешает нам соединиться своим сердцем с Богом. Станем и мы подобно апостолам свидетельствовать о Христе воскресшем нашими добрыми делами, горячей верой и всей нашей жизнью, преисполненной любовью ко всем ближним и дальним.

* * *

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

свт. Симона, еп. Владимирского и Суздальского (1226);

блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (XVI);

мчч. Алфия, Филадельфа, Киприана, Онисима, Еразма и иных (251);

мч. Исихия Антиохийского (IV);

прп. Исидоры юродивой (IV);

блж. Таисии (V);

совершается празднование Киево-Братской иконе Божией Матери (1654).

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Благожелаю вам от воскресшего Христа Жизнодавца мира душевного, здравия телесного и всесильной помощи Божией во всех добрых делах и благих начинаниях по молитвам ваших небесных покровителей. Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета! Воистину воскресе Христос!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Православный Церковный календарь

Кондак 1

Избранный апостоле Христов и благовестниче, мрежею проповеди твоея уловивый во спасение многия души человеческия и ко Христу приведый идолослужением помраченныя люди, Симоне блаженне, в песнех восхваляем тя с любовию и молим ти ся прилежно: яко имеяй дерзновение ко Господу, молися Ему выну за ны грешныя и молитвами твоими от всяких нас бед свобождай, да зовем ти: Радуйся, Симоне, апостоле Христов и молитвенниче о душах наших.

Икос 1

Ангелов Творец и Владыка, Христос Бог, спасти хотя падшее человечество, в плоть нашу облечеся и с человеки поживе, в Кану же Галилейскую на брак в дом твой прииде, Симоне прехвальне, вкупе с Пречистою Своею Материю, Девою Богородицею, Еяже умолением Матерним начаток чудес Своих в доме твоем яви, воду в вино на браце твоем чудесно претворив и сим показав Божества Своего силу. Темже тебе, сице облагодатствованному посещением и благоволением Богочеловека, яко Боговидцу и ученику Его избранному, со умилением сице вопием: Радуйся, женише прекрасный, от брака земнаго на брак Агнчий чудесно призванный; Радуйся, на небеси и на земли прославленный. Радуйся, воплощшемуся Богу Слову верно послуживый; Радуйся, в проповедании Евангелия правды ревность велию явивый. Радуйся, Пресладкаго Господа Иисуса всем сердцем твоим возлюбивый; Радуйся, обручницу земную оставивый и во след Его потекий. Радуйся, Симоне, апостоле Христов и молитвенниче о душах наших.

Кондак 2

Видев чудеса Христовы, Симоне преславне, верно последовал еси во плоти явльшемуся Богу, от Негоже возлюблен был еси и к лику избранных дванадесяти апостол Его сопричтен был еси, якоже ревнитель славы Его, наименование новое Зилота, си есть ревнителя, получил еси. Сию ревность о славе Божией испроси и нам, учениче Спасов, да купно с тобою сподобимся пети Христу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум небесный тебе свыше дадеся, Симоне богомудре, темже внимая Божественным словесем Христа Бога, слагал еси я в сердце твое, и, яко земля добрая, плод сторичен принесл еси Ему учения Евангельскаго благодать, еюже озарил еси во спасение мира концы и, яко богопроповедник душеспасительный, слышиши от нас песни таковыя: Радуйся, иго Христово, благое и легкое, на рамо твое восприемый; Радуйся, примером твоим святым вся ны к последованию Христову привлекаяй. Радуйся, ревности тезоименитый ревнителю о славе Божией; Радуйся, теплейший любителю Господа Иисуса. Радуйся, дивный наставниче к Нему ищущих спасения; Радуйся, немолчный благовестниче Евангельскаго душеспасительнаго учения. Радуйся, Симоне, апостоле Христов и молитвенниче о душах наших.

Кондак 3

Сила Божия осени тя, апостоле Христов Симоне, егда во след ходил еси Христа Господа, обходя с Ним Иудею и Галилею, внимая учению Его Божественному и созерцая превелия Его чудеса. Темже и Христос, яко верному Своему последователю и ученику, дарова ти власть и силу недуги исцеляти, болезни врачевати и духи нечистыя прогоняти, да вси славят силу Его, в тебе явленную, и поют Ему хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 3

Имел еси едино попечение, Симоне всеблаженне, еже верно служити и благоугождати Христу Богу, во плоти явльшуся на спасение человеческое, Егоже спутник и самовидец сподобился еси быти и от уст Его Божественных почерпнул еси превелию учения небеснаго благодать, о нейже дивящеся, сице тебе глаголем: Радуйся, всерадостный нам проповедниче Евангелия правды; Радуйся, деннице, возвестившая нам солнце невечернее. Радуйся, самовидче и слуго воплощеннаго Бога; Радуйся, странствия Владычня и безсмертныя Его трапезы сопричастниче. Радуйся, избранный и верный Христов учениче; Радуйся, друже Его присный, до конца дружество твое к Нему сохранивый. Радуйся, Симоне, апостоле Христов и молитвенниче о душах наших.

Кондак 4

Буря ярости иудейския пригвозди ко Кресту Христа Бога, волею пострадати за вся люди изволившего, но не поколеба веры и упования твоего, Симоне блаженне, яко Той есть Спаситель мира, древле прореченный пророки во искушение падшаго человечества. Темже, яко Владыце и Богу, верно воспевал еси Ему хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав Божественный глас Христа жизнодавца, тридневно воскресшаго от мертвых и дверем затворенным вшедшаго ко учеником Своим, и “Мир вам!” рекшаго, Симоне богоносне, зело возрадовался еси и Тому, яко Богу, благоговейно поклонился еси, всем же потом возвещал еси немолчно непреложную истину Его воскресения. О сем и мы хвалебно тебе зовем: Радуйся, мир Христов достойно приемый в непорочный сосуд души твоея; Радуйся, миром тем мира концы умиротворивый благодатно. Радуйся, древния вражды идолослужительныя потребителю; Радуйся, истины воскресения Христова очевидный и громогласный свидетелю. Радуйся, дверем затворенным дивно прошедшаго Христа созерцателю; Радуйся, пребожественнаго и радостотворнаго гласа Его слышателю. Радуйся, Симоне, апостоле Христов и молитвенниче о душах наших.

Кондак 5

Боготечное на небо вознесение Христово видев и Духа Святаго, от Него ниспосланнаго во огненных языцех, сопричастник быв, Симоне прехвальне, духоносец божественный соделался еси и, облеченный силою свыше, потекл еси на проповедь Евангельскую во Иудею, Сирию, Египет, Мавританию, Испанию, Британию, Персиду, Иверию и Армению, возвещая людем, во мраце неверия бывшим, свет Христа Бога спасительный и веру в Него правую и всех приводя звати Ему: Аллилуиа.

Икос 5

Видевши тя, апостоле Христов, Пречистая Богородица, от дальных стран на облаце приспевшаго ко пречестному Ея успению, возрадовася радостию святою и сподоби тя Своея беседы и благословения предсмертнаго; ты же о коликия радости исполнился еси, созерцая Сына Ея и Бога, со святыми Ангелы к Ней пришедшаго и святую душу Ея в руце Свои приемшаго. Сию радость твою и мы, благоговейно воспоминающе, от любве усердныя возглашаем ти сия всерадостныя глаголы: Радуйся, небошественный учениче Спасов, на погребение Матере Господни на облаце чудесно принесенный; Радуйся, Христа, в руце Свои душу Матере Своея приемшаго, созерцавый. Радуйся, погребению Пречистыя Богоматере достойно послуживый; Радуйся, вознесенную с телом горе Богородицу уразумевый. Радуйся, погребальныя пелены и праздный гроб Ея в Гефсимании видевый; Радуйся, в видении светозарнем со святыми Ангелы пришедшую Владычицу мира зрети сподобивыйся. Радуйся, Симоне, апостоле Христов и молитвенниче о душах наших.

Кондак 6

Проповедник богоглаголивый явился еси, апостоле Христов Симоне, в странах диких и людем зверонравным возвещал еси Евангелие Христово, кротостию и незлобием твоим препобеждая тех лютость и из волков дивиих претворяя их в агнцы Христовы, иже и научишася тобою пети Триединому Богу ангельскую песнь: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, учениче Спасов, яко светильник лучезарный, в странах неверных и, яко боготечное светило, обтекл еси восток и запад, возвещая людем спасительную веру во Христа Иисуса, Иже внушает нам благохвалити тя, богопроповедника божественного, похвалами сими: Радуйся, от востока востекий и запад просветивый светом Христовым; Радуйся, Африку и Испанию огласивый учением Евангельским. Радуйся, бритян суровость укротивый кротостию Иисусовою; Радуйся, Армению и Иверию приведый к познанию Сына Божия. Радуйся, персов и мидов убедивый веровати во Христа Бога; Радуйся, неутомимо трудивыйся во благовестии Христове. Радуйся, Симоне, апостоле Христов и молитвенниче о душах наших.

Кондак 7

Хотение усердное имел еси, апостоле Христов, еже мученически пострадати за имя Христово и кровию твоею запечатлети божественную истину проповеди твоея Евангельския, еже Господь устрояя, приведе тя во Иверии от неверных Лазов на кресте распяту быти и мученически скончатися. Таковую страдальческую Христоподобную кончину твою воспоминающе, почитаем болезни и труды твоя и поем Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго Ноя, начальника ковчега душеспасительнаго веры Христовы во Иверии, познаем тя быти, Симоне Богоглаголиве, и яко основателя и краеугольнаго камня церкве Иверския тя почитаем, место же погребения твоего с любовию чтим, яко освященное кровию твоею и мощей твоих почиванием, от негоже дары целебныя источаеши верным и привлекаеши звати тебе: Радуйся, Иверии хранителю неотступный; Радуйся, Пицунды покровителю, Богом данный. Радуйся, храм твой в пустыни чудесно сохранивый от конечнаго разрушения; Радуйся, гроб твой честный нам даровавый во утешение. Радуйся, место подвигов твоих и страданий обновивый обителию иноческою во имя твое; Радуйся, от святаго Афона подвижники поста и молитвы в ню преселивый предивно. Радуйся, Симоне, апостоле Христов и молитвенниче о душах наших.

Кондак 8

Странствие земное совершив, апостоле Спасов, преселился еси от земли к обителем небесным, на земли же чудес лучами сияеши и просвещавши души верных, иже по Бозе молитвенно к тебе прибегают и почитают святую твою память, юже и мы благоговейно чтуще, поем прославльшему тя Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 8

Вся церковь Иверская почитает тя, апостоле Симоне, яко основателя своего и покровителя, наздавшаго ю на основании незыблемом веры Христовы и оросившаго ю к плодоносию духовному честною твоею кровию, от неяже дивно прозябоша в ней сонмы святых, торжествующих ныне вкупе с тобою на небе. Темже и мы на земли блажим твоя подвиги и сице тебе зовем: Радуйся, благий и милостивый утешителю скорбящих; Радуйся, скоропредстательный помощниче бедствующих. Радуйся, велие дерзновение стяжавый ко Христу Богу, яко друг Его искренний; Радуйся, приемый от Него власть на духи нечистыя. Радуйся, обители твоея святыя славо и похвало; Радуйся, подвизающимся в ней ходатаю вечнаго спасения. Радуйся, Симоне, апостоле Христов и молитвенниче о душах наших.

Кондак 9

Всему миру судити имаши, апостоле Спасов, седяй на престоле высоце и превознесенне, егда Христос Господь со славою приидет сотворити суд Свой праведный; тогда, свято, умоли Его благость помиловати нас и не осудити в погибель вечную, но сподобити со святыми пети Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство человеческое не довлеет к достойному прославлению твоих подвигов и чудес, Симоне прехвальне, обаче приими, учениче Спасов, благоутробно и милостиво сия малыя наша и нехитростныя песни, в похвалу тебе приносимыя с верою и любовию, и услыши вопиющих ти сице: Радуйся, от востока и до запада хвалимый и славимый; Радуйся, Иверскую страну кончиною твоею освятивый. Радуйся, яко лозу благоплодную, в ней Нину равноапостольную духовно возрастивый; Радуйся, сонмы святых от недр ея Христу плодопринесый. Радуйся, горы и удолия ея подвижниками благочестия прославивый; Радуйся, яко отец со чады, со святыми Иверскими в обителех райских торжествуяй. Радуйся, Симоне, апостоле Христов и молитвенниче о душах наших.

Кондак 10

Спасения залог, святую православную веру, унаследовахом от тебе, апостоле Христов Симоне. Темже молим тя: от всяких ересей и расколов соблюди нас, чад твоих, молитвенным предстательством твоим к Богу и помози нам в православии непоколебимом пребыти до конца дней наших и верно пети Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Царя Небеснаго Христа избранный учениче, Симоне блаженне, помолися Ему за ны грешныя, да ревность твоя боголюбезная о хранении закона Его даруется и нам недостойным, во еже быти нам готовыми на подвиги доброделания христианского и на исповедание православныя нашея веры не словесы токмо, но и делы, и явитися чадами твоими не по имени токмо, но самою истиною. О сем тя молим и зовем: Радуйся, звездо пресветлая, всех путеводящая к солнцу правды Христову; Радуйся, свеще неугасимая, в молитвах присногорящая у Престола Господа славы. Радуйся, столпе непоколебимый святыя Христовы Церкве; Радуйся, фиале златый, изливаяй струи нам целебныя. Радуйся, приемый от Христа власть вязати и решити; Радуйся, получивый от Него благодатныя дары Духа Святаго. Радуйся, Симоне, апостоле Христов и молитвенниче о душах наших.

Кондак 11

Пение Пресвятей Троице горе приносиши ее всеми святыми, Симоне прехвальне, и от небесных высот отечески приникаеши на место подвигов и страданий твоих на земли, молитвами твоими помогая всем, верно чтущим святую память твою и поющим о тебе песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательный светильниче Трисолнечнаго Света являешися верным, апостоле Христов Симоне, и всех нас невидимо озаряеши на пути доброделания христианскаго, да не падем в сеть врага, диавола, но невредимы пребудем от всех его ловлений лукавых и тако неосужденно возможем вопити тебе: Радуйся, пастырю добрый словеснаго стада Христова; Радуйся, не попускаяй волку душегубительному расхитити духовную паству твою. Радуйся, мрежею проповеди твоея мира концы уловивый во спасение; Радуйся, и ныне способствуяй нашему спасению молитвами твоими. Радуйся, архитектоне премудрый Церкве Христовы; Радуйся, каменю краеугольный ея основания. Радуйся, Симоне, апостоле Христов и молитвенниче о душах наших.

Кондак 12

Благодать и милость испроси нам у Господа, Симоне богоносне, апостоле Спасов, яко стяжавый велие к Нему дерзновение, наипаче проси нам у Него покаяния во гресех и исправления жития нашего, да будет оно преисполнено добродетелей христианских, во еже возмощи нам еще на земли достойно пети Создателю нашему небесную песнь: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще болезни и труды твоя, апостоле Спасов, имиже трудился еси во благовестии Христово, почитаем святую и приснославную память твою, яже облагоухает нас духовно и услаждает души наша: миро бо воистину явишася пред Богом поты твоя и капли крове страдальческия, за Христа излиянныя тобою, святый наш предстателю. Темже и зовем тебе: Радуйся, Пресвятыя Живоначальныя Троицы верный проповедниче; Радуйся, ангельских ликов достойный собеседниче. Радуйся, апостолов красото и основание; Радуйся, человеческаго рода возвышение. Радуйся, врачу безмездный недугов душевных и телесных; Радуйся, по Бозе и Пресвятей Богородице непостыдное наше упование. Радуйся, Симоне, апостоле Христов и молитвенниче о душах наших.

Кондак 13

О святый, славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, ревнителю закона Божия и многомощный наш предстателю! Приими малое сие молебное пение, в похвалу тебе приносимое, и умоли Спаса Христа избавити нас муки вечныя и сподобити радости святых, да с ними поем Ему во веки: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва святому славному и всехвальному апостолу Христову Симону Зилоту, иже и Кананит именуется

Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленнаго, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовию: умоли Христа Господа претворити души наша из грехолюбивых в боголюбивыя; сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, и испроси нам свыше помощь во время уныния и беспомощия нашего; да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове; да избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Согласно Священному Писанию, у Иисуса Христа было двенадцать апостолов. Про житие Симона Кананита, одного из них, известно крайне мало. Однако его учение до сих пор остается почитаемым среди христиан по всему земному шару. Больше о деятельности святого мученика вы узнаете из нашей статьи.

Биография Симона Кананита

Евангелие достаточно скудно на факты, касающиеся биографии ученика Христова. Имя его упоминается лишь при перечислении всех двенадцати апостолов. Остальную информацию о житие святого можно почерпнуть из Предания, которое церковники официально признали истинным.

Про житие Симона Кананита известно крайне мало

Юношеские годы

Отцом Симона был Иосиф Обручник, названный отец Иисуса Христа. Таким образом, Зилот является сводным братом Спасителя. Много лет он не признавал родство, огорчившись из-за решения Иосифа поровну разделить наследство. Однако позже, узрев первое чудо Мессии, будущий святой поменял свое отношение и стал Его учеником.

На арамейском языке Кананит означает «ревнитель». В такой же интерпретации упоминает апостола и Лука, только в греческом переводе – Зилот. По одной из версий, это имя было дано Симону согласно названию его родного города Каны, что рядом с Назаретом. Однако большинство богословов отдают предпочтение иной теории, согласно которой иудеев, рьяно боровшихся с римским владычеством, называли зелотами.

Кананит уверовал в Христа после того, как Мессия совершил свое первое чудо – превратил воду в вино на свадьбе у Симона. Об этом случае упоминают писания Иоанна Богослова. Отрывок из Святого Евангелия читают во время обряда венчания, что послужило поводом почитать Зилота как покровителя супружества. Так, уверовав в Спасителя, Симон бросает семью и следует за Иисусом в качестве Его ученика.

Проповедническая деятельность

Проповедовать Зилот начал после чудесного Воскресения Сына Божьего. На пятидесятый день он обрел дар и вместе с другими апостолами отправился странствовать, чтобы нести учение Христово людям. Симон обошел много стран: Египет, Ливию, Мавританию, Иудею, Сирию, Армению, Испанию, Англию. Все это засвидетельствовано в христианских преданиях разных народов.

Кананит, Матфей и Андрей Первозванный проповедовали на Иверской земле, а затем отправились в Осетию. Далее они посетили Абхазию, где конечной точкой их пребывания стал город Севаст. Здесь апостолы разделились, отправившись каждый своим путем. Симон же остался, устроив себе келью из небольшого грота поблизости реки Псыртсхи. Это произошло спустя два десятка лет после Вознесения Иисуса.

Как долго святой занимался своей проповеднической деятельностью в Абхазии, неизвестно. Однако за все время своего пребывания он обратил к христианской вере многих язычников. Благодаря Зилоту местными жителями был упразднен кровавый обычай человеческого жертвоприношения.

Кананит был первым, кто ввел обряд крещения среди древних абхазов, тем самым зародив среди них христианскую веру.

Кананит одним касанием исцелял любые болезни

Гонения и мученическая смерть

Однако не все язычники были согласны с учением Зилота. Из-за возникавших противоречий Симон часто подвергался гонениям и в конце был вынужден принять мученическую смерть. Единой теории, как это произошло, нет. Одни богословы говорят, что казнь состоялась на Британских островах во время его путешествия с целью обратить местных жителей к христианской вере. Другие поддерживают точку зрения, что Кананит был распят вместе с Иудой Фаддеем. Однако большинство священников разделяют мнение, что он был казнен грузинским царем Адеркием. Каким образом святого лишили жизни, также остается загадкой. По некоторым преданиям, его распяли на кресте, иные говорят об усечении мечом или о расчленении пилой.

Абхазский монастырь в честь апостола Симона

Впервые храм возвели в IX веке на месте, где был похоронен великомученик. Постепенно христианство укоренилось среди абхазского народа, начали появляться города, а вместе с ними церкви и замки. Однако спустя столетие вторгшиеся турки сменили христианскую веру на мусульманскую, а монастырь почти полностью разрушили.

Древний храм восстановили только через шесть столетий, когда император Александр III передал эту территорию насельникам соседствующей церкви – монахам со Старого Афона (Греция). С тех пор обитель стала религиозным просветительским центром Российской империи. На ее территории был возведен Пантелеймоновский собор, построены заводы, электростанция, вокзал. На полях высадили виноградники, стали выращивать картофель и другие культуры.

Музыкальные куранты, которые находятся на самой высокой колокольне монастыря, были подарены императором Александром III после восстановления храма.

Грот, где жил Зилот, не претерпел изменений. Внутренняя обстановка его осталась прежней, только вместо веревки, был сделан удобный вход с каменными ступенями. Стены древней пещеры выложены мозаикой, на которых можно увидеть лики самого апостола, Иисуса Христа и Пресвятой Девы Марии. Неподалеку от кельи святого находится исцеляющий источник, а рядом – камень с оттисками ступней Симона.

В 2011 году обитель досталась раскольникам, и доступ русским паломникам туда был ограничен. Несмотря на это, попасть на службу в честь великомученика можно в других местах:

  • Сочи, поселок Лоо, Храм Апостола Кананита;
  • Израиль, Кана, церковь Венчания;
  • Тбилиси, лавра Самеба;
  • Сухуми, римско-католическая церковь Св. Симона.

Новоафонский монастырь святого Симона КананитаРимско-католическая церковь Св. Симона в СухумиЛавра Самеба в Тбилиси

Служба и молитва апостолу Симону Кананиту

Молитва Зелоту помогает обрести супружеское счастье, создать крепкую семью. Она оберегает от ссор с близкими, помогает обрести мир и взаимопонимание между супругами. Искреннее обращение к Симону избавляет от болезней, а также укрепляет дух.

Во время молитвенного чтения произносят акафист, тропарь, а также саму молитву святому. Последнюю читают также во время обряда венчания, благословляя молодоженов на брак. Аналогия с вином, проводимая в тексте, указывает на обращение грешной души к благочестию.

Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленного, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовию: умоли Христа Господа претворить души наша из грехолюбивых в боголюбивыя; сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам свыше помощь во время уныния и беспомощия нашего, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове, да избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Несмотря на скудное упоминание среди текстов Святого Писания, Симон Кананит оставил после себя неизмеримый след в истории становления христианства. Апостол сумел обратить к истинной вере самых закостенелых язычников, укоренив учение Христа во многих странах мира.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Святой Апостол Симон Кананит

Память святого апостола Симона Кананита отмечается дважды в году: в день его преставления 10 / 23 мая и в день празднования Собора 12-ти апостолов — 30 июня / 13 июля.

Святой апостол Симон – один из двенадцати ближайших учеников Христа Спасителя – является сыном святого праведного Иосифа Обручника от первого брака (см.: Мф. 13, 54–55) и, соответственно, сводным братом Господа Иисуса. За особое усердие в исполнении заповедей Божиих святого Симона именуют Зилотом, что в переводе с греческого означает «ревнитель закона».

http://radiovera.ru/wp-content/uploads/2013/05/Pravoslavnyiy-Kalendar.-23-Maya.-Apostol-Simon-Zilot.mp3

Прославлен он и под именем Кананита, что связано с церковным преданием. Согласно ему, описанный в Евангелии брак в Кане Галилейской, куда пригласили Христа и Пресвятую Деву Марию, был свадьбой будущего апостола Симона и его невесты, красавицы Саломии. Здесь Господь и сотворил Свое первое чудо – претворение воды в вино.

В самый разгар свадебных торжеств в доме Симона закончилось вино, что могло бы навлечь бесчестие на весь дом и новобрачную чету. Чтобы этого не случилось, Христос по просьбе Своей Матери велел до верха наполнить шесть каменных сосудов водой и сотворил из нее прекрасный напиток. «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской,— повествует Евангелие,— и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин. 2, 9–11).

Это чудо изменило коренным образом всю дальнейшую жизнь самого Симона. Он познал, что Иисус, почтивший Своим присутствием его свадьбу, есть подлинный Мессия, Сын Божий, и оставив все последовал за Ним. Евангельское чтение во время совершения таинства венчания повествует именно об этом событии, что, по-видимому, и послужило причиной почитания апостола Симона Кананита как покровителя христианского супружества.

После Вознесения Христа, в день Пятидесятницы он получил дар Святого Духа, сошедшего на учеников Спасителя в виде огненных языков. Симон проповедовал веру Христову сначала в Иудее, потом — в Эдессе (Сирии), Армении, Египте, Киринее (Ливии), Мавритании, Испании и даже Британии, о чем свидетельствуют местные предания некоторых христианских народов.

Известно, что Си́мон Зилот вместе с апостолами Андреем Первозванным и Матфием благовествовал в земле Иверской. Далее Симон и Андрей пошли в горы Сванетии (Осетии), после — в Абхазию и остановились в городе Севасте, нынешнем Сухуми. Затем апостол Андрей отправился проповедовать вдоль Черноморского побережья Кавказа, а Симон поселился в небольшой труднодоступной пещере, расположенной в ущелье реки Псыртсхи (окрестности современного Нового Афона). В эту пещеру он спускался по веревке через небольшой естественный вход. Это было примерно в 55 году н. э., через двадцать с лишним лет после Воскресения Христа.

Келья-грот апостола Симона Кананита

Пещера Симона Кананита

Долго ли пребывал апостол в Абхазии, летописи не сообщают. Он творил здесь множество знамений и чудес, а его проповедь многих людей обратила ко Христу. Предания гласят, что благодаря проповедям Симона Кананита, в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство. В древних абхазских притчах часто встречаются упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило. Симон Кананит первым начал крещение местных жителей – предков современных абхазов.

Из-за этого апостол неоднократно подвергался нападкам со стороны язычников. А во время жестокого гонения на христиан, которое начал грузинский царь-язычник Адеркий (Аркадий), Симон принял мученическую кончину. По одной из версий он был усечен мечем, по другой – заживо распилен пилой. Существует также предание, что он был распят на кресте.

Ученики погребли тело святого недалеко от его пещеры. К его могиле стали приходить верующие, прося помощи в нуждах и исцеления от болезней.

В IX веке на мощах Симона Кананита был выстроен храм, из белого тесаного известняка. А спустя всего два столетия христианская вера прочно утвердилась во всей Абхазии. В XI-XII столетиях Абхазия была процветающим христианским государством. Весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, а прилежащие горы укреплены замками и церквами. Но позже, по неисповедимым судьбам Божиим, она была завоевана турками, абхазцы изменили христианству и перешли в мусульманство. Многие храмы подверглись разрушению, в том числе и Симоно-Кананитский.

В 19-м веке древний храм был восстановлен насельниками Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, который был основан рядом в 1875 году монахами со Старого Афона (Греция) из обители св. Пантелеимона. На это последовало высочайшее распоряжение его императорского величества Александра III об отводе в Абхазии «327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времен генуэзцев, а также о предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха».

Монастырь стал центром православного просвещения Кавказа и всего юга России, а его центральный Пантелеймоновский собор — крупнейшим культовым сооружением Абхазии. В нем могли одновременно поместиться более трех тысяч человек. Стенные росписи собора представляли собой один из последних памятников русской церковной иконописной школы. Музыкальные куранты самой высокой башни-колокольни являлись подарком Александра III. Кроме курантов, царь преподнес монастырю паровоз и электростанцию.

При монастыре работали несколько заводов — свечной, кирпичный, маслобойный, конский, имелись живописная, переплетная, швейная, часовая, сапожная, литейная мастерские. Огромные пространства на склонах гор вокруг монастыря насельники монастыря засадили мандариновыми, лимонными, оливковыми, ореховыми, сливовыми садами, виноградниками, кукурузными, картофельными полями. Также действовали две пасеки и ботанический сад с экзотическими растениями. Следы былого могущества монастыря видны и сейчас — до сих пор вокруг обители цветут сады и приносят богатый урожай виноградники, посаженные братией. Ведь до прихода русских монахов на этих горных склонах никаких культур не возделывалось и не росло.

К древней пещере Симона Кананита монахи прорубили удобный для посещения вход, пристроили каменную лестницу, выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита на стенах пещеры. В таком виде она сохранилась до наших дней. И сегодня по пути к ней можно встретить источник со святой водой, и небольшой гранитный валун с отпечатком стопы апостола, и горные пороги, под которыми Симон Кананит принял мученическую смерть. На камнях, лежащих близ грота, до сих пор видны красные пятна – «капли апостольской крови».

В настоящее время мощи апостола находятся под спудом Симоно-Кананитского храма.

Часть мощей апостола пребывает в базилике апостола Андрея Первозванного в Кёльне (Германия).

Существуют еще две версии мученической кончины апостола Симона. По одной, апостола распяли местные язычники во время апостольской проповеди в Британии, по другой, широко распространенной на Ближнем и Среднем Востоке, — он был казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем в Вавилоне. Однако Православная Церковь не разделяет ни ту, ни другую.

Тропарь апостола Симона Зилота, глас 3:

Апо́столе святы́й Си́моне,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Кондак апостола Симона Зилота, глас 2:

Изве́стно прему́дрости уче́ния в душа́х благоче́ствующих поло́жшаго/ во хвале́нии ублажи́м, я́ко богоглаго́ливаго, вси Си́мона:/ престо́лу бо сла́вы ны́не предстои́т и со Безпло́тными весели́тся,// моля́ся непреста́нно о всех нас.

Рекомендуем прочитать:

  • Жизнь пророка Исаии (VIII в. до Р. Х.)
  • Святой Апостол Тимофей, епископ Эфесский († ок.80)
  • Пророк Иеремия (VI в. до Р. Х.)
  • Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов
  • Святая великомученица Ирина Македонская

В Евангелиях

Сведения в Евангелиях о Симоне Кананите крайне скудны. Он упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:4), от Марка (Мк. 3:18), от Луки (Лк. 6:15), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13). Он называется Симоном Зилотом или Симоном Кананитом, чтобы отличить его от Симона Петра. Никаких других сведений об апостоле Новый Завет не приводит.

Прозвища Зилот (греч. ζηλωτής) и Кананит (арам. qan’ana) в переводе с греческого и арамейского обозначают одно и то же — «ревнитель», то есть благочестивый человек, ревностно следующий иудейскому закону. В Талмуде упоминается законоучитель Нехуния бен га-Кана — «сын ревнителя». Ранее прозвище Зилот нередко истолковывалось в смысле приверженности партии зелотов, отождествляющихся со сторонниками «четвёртой философии» по Иосифу Флавию, активными борцами против римского владычества. На современном этапе деятельность зелотов относят к более позднему времени накануне разрушения Иерусалима.

Предание иногда отождествляло Симона Кананита со сводным братом (от первого брака Иосифа) Иисуса Христа, который справлял свадьбу в Кане Галилейской, где Иисус превратил воду в вино. В этом случае он отождествляется с Симеоном, апостолом из числа 70, «братом Господним», который стал вторым епископом Иерусалима после казни Иакова Праведного.

Предание

Апостол Симон
(греческая икона)
Храм апостола Симона Кананита в Новом Афоне (Абхазия)

Согласно преданию, святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Грузии и Ливии. Возможно, проповедовал вместе с апостолом Иудой Фаддеем в Персии.

Есть сведения (скорее всего, легендарные) о посещении апостолом Симоном Британии.

По преданию апостол принял мученическую кончину на Черноморском побережье Кавказа — был заживо распилен пилой.

Погребён в городе Никопсии, местоположение которого вызывает споры. По одной версии, этот город — нынешний Новый Афон в Абхазии; по другой — он находился на месте нынешнего посёлка Новомихайловского в Краснодарском крае. Впоследствии (в XIX веке) на предполагаемом месте подвигов апостола, близ Апсарской горы, был сооружён Новоафонский монастырь Симона Кананита. Там и сегодня показывают пещеру, в которой подвизался апостол.

Мощи Святого Апостола почивают в Ватикане в Соборе Святого Петра. Часть мощей апостола находится в базилике апостола Андрея Первозванного в Кёльне (Германия).

> День Симона Зилота Подробнее по этой теме см. Симонов день.

На Украине собирают лекарственные травы (зелье), за что этот день назван «Симонове зело».

Об апостоле Симоне Кананите

Перед поездкой обязательно почитайте житие Симона Кананита или дочитайте эту статью до конца, я постараюсь рассказать самое важное. Иначе апостола называют Симон Зилот — это имя встречается в евангелие от Луки. Симон — один из сыновей Иосифа, а значит, сводный брат Иисуса Христа.

Прозвище Кананит исследователи связывают с Канами Галилейскими, когда Иисус превращает воду в вино на свадьбе Симона, который от увиденного уверовал в Господа и последовал за Иисусом. Служители церкви апостола называют покровителем супружества и семьи. Симон проповедовал в Иудее, Сирии, Ливии, Египте, Армении и Абхазии — об этом свидетельствуют народные предания.

Так Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным прибыл на землю Иверскую (в Абхазию, в Новый Афон), чтобы проповедовать христианство. Абхазские притчи рассказывают о неком Симоне, лечившем молитвой и брызгами речной воды. Симон выбрал местом уединения пещеру в ущелье бурной горной реки Псырцха. Проникнуть в келью можно было только через отверстие наверху, для этого требовалась веревка. К апостолу приходили молиться местные жители, уверовавшие в учение Христа, приносили Симону продовольствие, кое-какую одежду. Насколько долго находился апостол в Анакопии неизвестно, но по преданиям местных жителей только благодаря проповедям Кананита абхазы стали на путь праведный и отказались от язычества во имя Христа. Ведь в те поры был популярен у абхазов ритуал приношения детей в жертву и людоедство.

Но у Симона появились ненавистники — языческий царь Грузии Адеркий был против христианизации соседних народов, поэтому приказал убить апостола. До сих пор доподлинно неизвестно, как был замучен Кананит, но существует две версии, опирающиеся на предания древних абхазов. По одной из них Симон был усечен мечом, по другой — распилен пилой. Существует даже легенда о том, как апостола распяли на кресте.

Похоронен Симон недалеко от пещеры в Новом Афоне, ныне неподалеку находится искусственный водопад, а на мощах святого в IX веке выстроен храм Симона Кананита из известняковых плит. Несмотря на многочисленные гонения (арабскую и турецкую экспансию), абхазы сохранили свою веру в Христа и почитают святого Симона Кананита, проповедовавшего христианство вопреки гонениям. Симоно-Кананитский храм неоднократно разрушался, сейчас в нем не проводятся службы. Но со стороны, скрытой от глаз туристов, верующие оставляют иконки и записки с просьбами, ставят свечи.

Христиане чтят память апостола Симона Зилота (Кананита) 23 мая.

Грот келья Симона Кананита — как добраться?

Первый раз приехав в Новый Афон, мы не успели посетить пещеру Кананита, а в этот раз решили однозначно идти.

Вход на территорию ущелья находится на станции Псырцха. До нее нужно идти от центра города по указателю в сторону водопада. Возле водопада вы увидите трехапсидный крестовокупольный храм Симона Кананита. Вам нужно подняться по ступенькам вдоль водопада и выйти к станции. Теперь идите вдоль железной дороги, слева вы увидите вход на территорию ущелья. Билет для входа обойдется в 150 рублей (по купленному билету можно проходить потом бесплатно). Путь до пещеры апостола облагородили в начале 19 века новоафонские монахи, прибывшие из Старого Афона (Греции) и построившие в Анакопии огромный Новоафонский монастырь. Но нужно быть все равно аккуратнее, а пожилым не рекомендую в пещеру отправляться в одиночку, так как придется одолеть около 200 каменных и скользких ступенек. Подъем достаточно тяжелый, пролегает вдоль реки, на самом верху есть перила, которые обезопасят вас во время подъема.

Сейчас в пещеру не нужно подниматься через отверстие наверху, монахи прорубили вход к келье апостола и опять же проложили лестницу. Возле входа в пещеру вы можете купить свечи. В самом гроте Кананита вы увидите портреты Иисуса и Симона, выложенные мозаикой, — авторами являются монахи Новоафонского монастыря, работы датируются 19-м веком.

По пути к келье Кананита вы увидите большой камень, на котором есть вмятина, отчетливо напоминающая человеческий след. Считается, что этот след оставил Симон Кананит.

А на другом берегу реки вы заметите каменный крест, если приглядеться, в воде можно увидеть камни с красными вкраплениями, по преданию на этом месте убили апостола, а камни сохранили кровь святого. Река Псырцха считается животворяйщей, воду из нее можно пить и здесь же можно искупаться (температура всегда около 5 градусов). Для удобства паломников вдоль берега установлены кабинки, где можно переодеться.

Пройдите немного за пещеру, перед вами откроется огромная поляна с величественными елями, в этом месте хочется сидеть часами и наслаждаться умиротворением.

А вот в 2015 году случилась беда, кто-то посмел осквернить келью апостола, пробрался в пещеру под видом туриста, собрал все иконы в келье и сжег. Но сейчас в келье вновь множество икон, наверное, более пятидесяти!

pharmateacher

Абхазия – одна из древнейших христианских стран. Еще в 1 веке здесь, согласно христианской традиции, проповедовали новую религию Апостолы Иисуса Христа – Андрей Первозванный и Симон Кананит.
К началу 1V века в Питиунте (современная Пицунда) было построено несколько церквей, остатки которых исследовались советскими археологами. Сейчас раскопки законсервированы, ждут своего часа…
В первой половине V1 века абхазы приняли христианство как государственную религию , и с этого времени началось строительство многочисленных храмов. В современной Абхазии имеются чудом сохранившиеся церкви V1-X11 веков, которые пережили многочисленные войны, природные катаклизмы, столетия религиозных гонений.. Один из храмов находится в пос. Цандрыпш . Я хочу потом рассказать об этом поселке подробнее..
Еще одно христианское место связано с именем Симона Кананита.
Кто же такой — Симон Кананит?
Апостол Симон был из числа 12-ти Апостолов. Он третий мнимый брат Господа по плоти согласно евангелию от Матфея.
Есть предание, что на браке у Симона Кананита Иисус Христос сотворил первое чудо, претворив воду в вино . Узрев чудо, Симон так уверовал во Христа, что последовал за Спасителем, не смотря на то, что только что вступил в брак.
Имя Кананит, которое иногда ошибочно понимали как «из города Каны», на самом деле имеет в древнееврейском то же значение, что и греческое слово Зилот – «ревнитель». Либо это было собственным прозванием апостола, либо могло означать его принадлежность к политико-религиозному движению зилотов (зелотов) — непримиримых борцов с римским владычеством.
Святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Ливии, Киринее и Британии. В Абхазии принял мученическую кончину.По преданию, апостол был заживо распилен пилой. По другим данным – распят на кресте. Погребен в городе Никопсии ( теперь Новый Афон). Впоследствии (в XIX в.) на месте подвигов святого Апостола, близ Иверской горы, был сооружен Новоафонский монастырь Симона Кананита. Сохранилась пещера, в которой он жил.
Сначала,при подходе к пещере,- Храм святого Апостола Симона Кананита,построенный на мощах апостола в IX-X в.в. Какое-то время храм был усыпальницей высшего духовенства и центром Сухумской епархии. Он неоднократно реставрировался (последний раз в 1882 г.), но снаружи сохранил свой первоначальный облик. Внутри, под слоем поздней штукатурки, имеются небольшие фрагменты древней настенной росписи.
Пещера — то место, которое меня особо впечатлило…
Во-первых, путь к пещере Симона Кананита – очень красивый. Ущелье, река Псырцха, «тропа грешников»…
Это — железнодорожный вокзал Нового Афона, не работает сейчас, он находится на пути к пещере.
Дальше — очень красивый путь. Тропа — вдоль реки, высоченные деревья, прохлада… Какие-то деревья типа лиан, ветви висят, как веревочки.. Раскачиваются тихонечко)). И никого…Только мы втроем…
С одной стороны тропы — камень с отпечатком стопы Симона Кананита. Это чудо он показал римлянам, ведущим его на казнь..По некоторым данным, казнили его не римляне, а предки абхазцев, не желающих принять христианство.
Место гибели Симона Кананита
Симон творил чудеса. Вместе с апостолом Иисуса Христа Андреем Первозванным (по одной из версий, скрываясь от римских легионеров) он отправился на Кавказ, избрав это место для проповедей. Андрей Первозванный не задержался в наших краях и отправился дальше, в Скифию, прародину России.
А Симон Кананит поселился в уединенном местечке Псырцха, в пещере . Предание говорит, что попадал он в свою пещеру-келью через узкое отверстие в своде.
Было это в 55 году нашей эры. Предания гласят, что благодаря проповедям Симона Кананита в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство.
В древних абхазских притчах часто встречаются упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило.
Я была потрясена тем, что мой фотоаппарат, отказывавшийся достойно фотографировать красоты Новоафонской пещеры, вдруг решил в полнейшей темноте (!), так как пещера не освещена ничем, кроме пары свечек перед иконами, фотографировать четко, ясно ! Это при том, что я не переходила на режим фотографирования в темноте… Просто чудо!
Tags: Абхазия, Новый Афон, Симон Кананит

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *