Арабы христиане

АРАБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Роль арабов в мировой цивилизации связана с возвышением и распространением ислама и основанием империи халифов. Сведения о доисламской истории Аравийского полуострова крайне скудны и изобилуют пробелами. Однако литература у арабов (по большей части поэзия) существовала еще до Мухаммеда (ок. 570–632). Бедуины выработали необычайно богатый и точный язык. Мы располагаем, благодаря стараниям позднейших филологов, образцами их ораторского искусства, мудрых речений и исторических повествований. Но вдохновеннее всего выражал себя доисламский дух в поэзии. Главными ее темами были самовосхваление, здравицы своему племени, осмеяние, любовь (как правило, оплакивалось расставание с любимыми), скорбь о погибших героях (такие плачи сочиняли в основном поэтессы), а также яркое и непосредственное изображение пустыни, изобилующей ужасами и опасностями, чья природа груба, но и живописна – с ее палящим дневным зноем и безжалостными холодами по ночам, с колючим кустарником и диким зверьем.

Старейшие образцы арабской поэзии восходят к началу 6 в. н.э., т. е. всего лишь столетие отделяет их от зарождения ислама. Конечно, сочинять стихи стали много раньше, но похоже, что лишь к указанному времени окончательно сложился «классический» стиль, отличающийся подчиненной строгим правилам системой размеров, исходящий из долготы слогов, и не менее строгой схемой рифмовки, требующей сквозной единой рифмы на протяжении всего стихотворения, а также принятыми стилевыми особенностями.

Позднейшие филологи, когда золотой век арабской поэзии уже остался в далеком прошлом, собирали старинные стихи и издавали их в виде «диванов» (сборники произведений одного автора или авторов, принадлежащих к одному племени) или антологий, составленных из лучших образцов поэзии. В числе последних – Асмаият, Муфаддалият, Музаххабат и Муаллакат. Из поэтов более всего известны пылкий воитель Антара; ан-Набига аз-Зубьяни, славословивший христианизированных царей Сирии и Месопотамии; и Имру-уль-Кайс, несчастный отпрыск царского рода, умерший в изгнании.

Для мусульман Коран – живое слово Аллаха, и поэтому он не только содержит вечную Истину, но и являет собой совершеннейшее достижение в литературном стиле. Коран неподражаем, а посягнувшие на эту догму и дерзнувшие усомниться в его неповторимости ибн-аль-Мукаффа и Абу-ль-Аля аль-Маарри были объявлены богохульниками и еретиками. В ранних главах книги (суры), где религиозное чувство достигает высочайших вершин и преобладают мотивы превозношения величия Аллаха и трепетного ожидания Страшного Суда, Мухаммед предстает художником, о чьем мастерстве свидетельствует и выбор формальных средств выражения – садж, т. е. своеобразная ритмизованная, с рифмой, проза, заимствованная у арабских прорицателей, но существенно улучшенная. Книга исполнена духа достойного величия, более поздние ее разделы посвящены преимущественно правовым и обрядовым предписаниям. Огромное влияние Корана на развитие позднейшего арабского стиля превращает это раннеарабское произведение в краеугольный камень не только религии арабов, но и их словесности. Период, на протяжении которого сочинялся (или, как скажут мусульмане, «открывался») Коран, занял более 20 лет – с (примерно) 610 н.э. до смерти пророка в 632.

Поэзия.

Завоевание принадлежавших Византии и Персии территорий от Срединной Азии до африканского побережья Атлантики всего за столетие полностью изменило социальную среду и культурные взгляды арабов. Однако, против ожидания, новый образ жизни не подействовал на литературу сколько-нибудь существенным образом. Впрочем, некоторую новизну можно отметить уже у поэтов, переставших описывать жизнь в пустыне, – таковы Омар ибн-Аби Рабия (ум. 711), вдохновенно живописавший романтическую и иногда своевольную любовь, и халиф аль-Валид II (ум. 744), заменивший в своей жизнелюбивой поэзии классическую ритмику размерами народной любовной песни.

Эта тенденция набирала силу в начальный период династии Аббасидов, когда арабская цивилизация наконец утратила специфические черты бедуинского происхождения. Одни поэты хранили верность освященным временем доисламским преданиям, другие искали новые средства для выражения новых впечатлений, а некоторые смогли облечь в художественную форму вопросы, совершенно отсутствовавшие в кругозоре старинной поэзии и принадлежавшие областям этики, религии, философии. К первой категории можно отнести таких поэтов, как абу-Таммам (ум. 845), аль-Бухтури (ум. 897), аль-Мутанабби (ум. 965). Типичный представитель «нового стиля» – Абу-Нувас (ум. 813), писавший главным образом о радостях чувственной любви, о вине и охоте. В поэзии Башар ибн-Бурда (ум. 784), исламская правоверность которого сомнительна из-за явного сочувствия иранской концепции вечного борения между Благим и Злым началами, и Абу-ль-Атахии (ум. 825), сумевшего выразить самые сокровенные подвижнические настроения, философия и религия заняли подобающее место. Много позже слепой поэт Абу-ль-Аля аль-Маарри (ум. 1057) в весьма изощренной манере утверждал несовершенство всех религий; в его преклонении перед всем живым чувствуется влияние неоплатонической и индийской мысли.

Однако стилистическая традиция тем не менее усматривала высочайший идеал в раболепном подражании старинным образцам. В бесчисленных «диванах», созданных за последующие века на том огромном пространстве от Испании до Персии и Турции, где литературным языком служил арабский, не обнаруживается никаких художественных новшеств. Лишь в двух сферах, пренебрегавших условностями выработанного стиля, выразилось неподдельное чувство – в мистических (суфийских) стихотворениях и народных песнях о любви. Виднейший суфийский поэт Омар ибн-аль-Фарид (ум. 1235) сумел приблизиться к неизреченному опьянению души, погружающейся в Единственность Единства Божия. Возникли и новые размеры, самый распространенный из них использовала газель – стихотворная форма на основе строфы из четырех стихов с рефреном, и это позволило легко и просто выражать любовные страдания и радости, причем на языке, близком к речи простонародья. «Диван» испанского поэта Ибн Кузмана (ум. 1160) представляет собой сборник, содержащий, наряду с сочинениями о любви, сатирические и реалистические картинки повседневной жизни. Поэтика газели вкупе с теорией платонической любви, также процветавшей в Испании, вероятно, стимулировали развитие поэзии в Провансе.

Пристрастие арабов к изощренно выстроенным речам определили становление такого прозаического стиля, в котором манера ценится выше содержания. В первом столетии существования халифата еще продолжали открыто обсуждаться вопросы политики, и политическое красноречие процветало. С разрастанием же самовластия оно совершенно исчезло, и все религиозное, этическое и литературное красноречие могло развиваться лишь в таких жанрах, как проповедь (хутба) и увещевание (маваиз), а также во всяческих поучениях на разные темы. Высокая степень централизации власти повысила общественное положение чиновников и писарей, сочинявших официальные бумаги, и они-то и стали главными носителями энциклопедической культуры. В образованных кругах Багдада, крупнейшего космополитического центра эпохи, Амр ибн-Бахр аль-Джахиз разрабатывал жанр литературного эссе и написал огромное число небольших трактатов, обильно приправив их анекдотами, учеными цитатами и сведениями о различного рода диковинах. Выказывая неподдельный, хотя и не всегда глубокий интерес к греческой науке и философии и персидской мудрости, старательно изучая арабскую ученость и поэзию, он стремился соответствовать арабскому идеалу, обозначаемому словом «адаб» и требовавшему благовоспитанности в сочетании с приличествующим уровнем культуры и образованности; в конечном счете «адаб» представлял собой сплав арабского, греческого и персидского начал, сделавших ислам мировой религией. Немалая доля арабской литературы посвящена «адабу»: это сборники анекдотов и афоризмов, упорядоченных под различными рубриками и трактующих какую-то тему либо отдельные ее аспекты. В числе лучших образцов такого рода – Книга о скупцах аль-Джахиза, Источники историй ибн-Кутайбы (ум. 884), Единственное ожерелье испанца ибн Абд Раббихи (ум. 940). Ибн-Кутайба написал также Адаб писца, своего рода справочник, содержавший необходимые чиновнику сведения.

В своем тяготении к чисто формальному совершенству арабская словесность обратилась к ритмизованной прозе, наподобие той, какой написан Коран и которая широко использовалась начиная с 10 в. Этот стиль достиг вершины в так называемых макамах. Впервые появившись у аль-Хамадани (ум. 1008), макамы приобрели окончательный облик у аль-Харири (ум. 1122). Успех его книги Макамат был огромен; подражания ей писались не только по-арабски, но и на иных языках, в том числе на древнееврейском, а ее персонаж, вор и краснобай, возможно, стал образцом для испанского плутовского романа.

В арабском мире так и не появилось индивидуального авторства в эпосе, беллетристике и драме. Они разрабатывались как безымянные выражения того или иного художественного направления, и это свойственно даже тем произведениям, которые составили наиболее существенную долю арабского вклада в мировую литературу. Художественный вымысел использовался для решения иных задач: например Ибн Сина (Авиценна) написал два романа, скрывая за аллегориями мистическое содержание, а Ибн Туфейль (ум. 1185) в прославленном философском романе Живой сын Бодрствующего повествует о ребенке, оставленном на необитаемом острове и познающем высшую истину с помощью разума, присущего ему от рождения. Путешествие в преисподнюю в Послании прощения Абу-ль-Аля аль-Маарри, возможный источник Божественной комедии Данте, кажется романом, однако сюжет служит лишь поводом для рассуждений на литературные темы. Подобные произведения не умещаются в рамки арабской беллетристики, как и сказка о животных Калила и Димна, принадлежащая к старейшим и знаменитейшим образцам прозы, и не только потому, что это перевод со средневекового персидского (и в конечном счете индийской Панчатантры), но и потому, что сказка преследует прежде всего цели назидания.

Зато Тысяча и одна ночь – несомненно беллетристика, причем весьма разнообразная в стилистическом и тематическом отношениях. Совершенно иного рода произведения можно было бы назвать «эпическими», хотя написаны они прозой. Борьба арабов с Византией в 9 в. и против крестоносцев в 12 в. вдохновила множество оставшихся безымянными сочинителей на создание занимательных повестей. Некоторые из них вошли в собрание Тысячи и одной ночи. Напоминающее военный поход переселение кочевых племен сулайм и халяль из Египта в Северную Африку в 11 в. в идеализированном виде отразилось в целом цикле эпических сказаний. Имеется также роман о подвигах египетского султана Бейбарса I (царствовал в 1260–1277) в войнах с татарами и крестоносцами.

Арабские исторические сочинения представляют собой скорее россыпи рассказов о событиях, нежели попытки осмыслить историческое развитие. В старейших из них – в произведениях таких авторов, как ибн Исхак (ум. 768), с его жизнеописанием Мухаммеда; аль-Баладхури (ум. 892), написавшего историю ранних завоеваний и арабских племен; аль-Табари (м. 923), оставившего всемирную историю, доведя ее до 10 в. н.э., – автор держится в тени, единственной своей задачей полагая отыскание наилучших источников и достоверную передачу найденных сведений. В итоге изложение выглядит отрывочным, незатейливым, но зачастую создает впечатление свидетельства очевидца. Лишь в дальнейшем и прежде всего под воздействием жизни при дворе, поощрявшем притворство и лесть, история стала вырождаться в пустое славословие царствующему государю, его династии и вельможам. Единственный арабский историк, пытавшийся толковать историю как закономерный процесс развития общества, – философ и ученый Ибн Хальдун (ум. 1406).

Географические сочинения в большинстве своем чисто описательные и лишены художественных достоинств. Впрочем, испанец Ибн Джубайр в 12 в. оставил чрезвычайно личностный отчет о паломничестве в Мекку и странствиях по разным странам, а в 14 в. североафриканец Ибн Баттута, «арабский Марко Поло», описал приключения, пережитые им в путешествиях по всему мусульманскому миру, в Константинополь, по России, Индии и Китаю.

Трактаты и описания виденийй, принадлежащие таким выдающимся мистикам, как аль-Газали (ум. 1111) и ибн-аль-Араби (ум. 1240), хотя и писались ради поучения или воспитания, зачастую столь проницательны в исследовании души человеческой и столь мощно передают религиозные чувствования, что их место в ряду высочайших литературных достижений.

Явный упадок арабской литературы становится заметным уже в 12 в. С 14 до конца 19 вв. не появилось ни одного достойного упоминания писателя, хотя словесность, разумеется, продолжала существовать. Воздействие западной культуры и политическое возрождение арабского мира породили новую литературу. Наиболее одаренные арабские литераторы удачно соединяли отечественную традицию с новым духом, отозвавшимся на западное влияние. Эта молодая арабская литература создается как мусульманами, так и христианами, а также арабами, живущим в Северной и Южной Америке. Предтечей этого развития был живший в Египте уроженец Ливана Джурджис Зейдан (1861–1914). В числе значительных поэтов – египтянин Ахмед Шавки (ум. 1932), сириец Джебран Халиль Джебран (1883–1931), Халиль Мутран (1872–1949), Ахмад Шаваи (1868–1932), Михаил Нуайма (1889–1988). Среди ведущих прозаиков 20 в. – братья Таймуры – драматург Мухаммад (ум. 1921) и романист Махмуд (ум. 1973), эссеист Таха Хусейн (ум. 1973), романист Нагиб Махфуз. Возникла и драма, в традиционной литературе практически отсутствовавшая, отличные пьесы писал Тауфик аль-Хаким (1898–1987).

Одной из своеобразных этнических рас является народ арабов. На сегодняшний день на Ближнем Востоке и в Северной Африке существует 19 государств, где они проживают. Их общее количество составляет примерно около 430-450 млн. человек. Все они отличаются индивидуальными этническими особенностями и оригинальной изысканной культурой. Большинство жителей восточных стран исповедует ислам, но следует отметить, что существует также немало людей, исповедующих христианство.

Давайте выясним происхождение народа, а также познакомимся с их богатой историей, бытом и культурой.

История арабского народа

Арабы – это народ семитской группы, который населяет арабские страны Западной Азии и Северной Африки. Они также проживают в Иране, Турции, Афганистане, Эфиопии, Сомали, Занзибаре, Восточной Африке. Значительное количество арабов-эмигрантов проживает в Северной и Южной Америке, Западной Африке, а также во Франции. Впервые термин «арабы» начал использоваться для обозначения кочевников северной Аравии в IX в. до н.э.

Арабы разговаривают на арабском языке и используют арабское письмо. Арабский язык относится к семито-хамитской языковой группе и содержит множество территориальных диалектов. Во всех мусульманских странах население использует общий литературный язык (аль-лугат аль-фусха). Большую часть населения стран Востока составляют мусульмане-сунниты.

Первые сведения об арабах ученые выявили в ассирийских и вавилонских хрониках, но более конкретно о них рассказывает Библия. Именно библейские исторические предания информируют нас о появлении в XIV веке до н.э. в Заиорданье (а позже и в Палестине) арамейских пастушеских племен из южной аравийской земли. Изначально эти племена обозначались как ибри («заречные» или «перешедшие через реку»). По данным ученых аравийские племена сначала прошли в Месопотамию, а позже свернули на юг. Слово «ибри» ассоциируется с именем Авраама, библейского патриарха, от которого происходят евреи и арабы.

Родиной арабы считают Аравию – Джазират ал-араб («Остров арабов»). Центром арабского мира являются восточные районы Сирии и Иордании. Другая историко-этнографическая зона состоит из остальной территории Сирии, Иордании, а также Ливана и Палестины. Отдельной историко-этнографической зоной является Ирак. В одну зону входит Египет, Северный Судан и Ливия, а также магрибино-мавританская зона, которая включает страны Магриба: Тунис, Алжир, Марокко, Мавританию и Западную Сахару.

Современный арабский народ возник после завоеваний ими древних народов Передней Азии и Северной Африки: арамеев, финикийцев, египтян, ливийцев (берберов) и других народностей. Ученые предполагают, что древний арабский народ сложился из семитских племен, коренного населения Аравийского полуострова. С 3000 года до н.э. семиты Аравии расселились в Двуречье и Сирии. Они разговаривали на аккадском языке, названным в честь имени столицы государства, возникшего в 2300 году до н.э. Позже аккадцы захватили все аравийские племена, которые поселились в Двуречье в этот период. С 13 века до н.э. в Передней Азии начали расселяться арамейские племена аравийского происхождения, а в VII-VI вв. до н.э. арамейский язык был вытеснен аккадским.

Почти все древние народы Сирии и Двуречья были захвачены арамеями.

В этот период на территории Йемена возникло несколько первых арабских государств:

  • по мнению ученых, в XII или VI-V вв. до н.э. в Южной Аравии возникли Минейское, Сабейское и Химьяритское царства;
  • с VI в до н.э. на северной границе Аравии возникли Набатейское, а позже Пальмирское и Лихианское царства.

Все возникшие государства благодаря Химьяритскому царству объединились.

Черты общества Древнего Востока:

  1. Зарождение рабовладельческого строя.
  2. Строительство, ремонт крупных оросительных систем, земледелие за счет государства.
  3. Население было представлено ремесленниками, которые изготавливали высококачественные изделия: сельскохозяйственный инвентарь, оружие, домашнюю утварь, кожевенные изделия, ткани, украшения из морских раковин.
  4. Добыча золота, ароматных смол: ладана и мирры.
  5. Осуществление транзитной торговли. Она стимулировала взаимообмен товаров между аравийскими арабами и христианским населением областей Ближнего Востока.

С конца 1 тыс. до н.э. и в первые века н.э. арабские племена активно заселяли Переднюю Азию. В результате расселения к V-VI вв. н.э. арабский народ составлял основную массу населения Палестины, Иордании, Южной Сирии и других регионов Двуречья. На землях Аравии распространились арабские племена амила, джузам, лахм, гассан, а также группы кудаа. В V в. были основаны арабские государства Гассан (в Южной Сирии) и Лахм (на Среднем Евфрате). Государство Гассан находилось в зависимости от Византии, а Лахм зависило от сасанидского Ирана. В IV-VI вв. н.э. на территории Аравии начала формироваться единая арабская народность. Процесс формирования завершился к 630-м годам.

Росту численности новых городов способствовало развитие торговли между кочевыми племенами и земледельческими поселениями, а также с соседними странами: Сирией, Двуречьем, Эфиопией, Ираном. Несмотря на войны между племенами по поводу пастбищ, территорий и угона стад, заключались большие политические союзы племен, например Кинда.

Религии арабского населения

Мусульмане

Мусульмане – это народ, исповедующий религию ислам. Раньше мусульман называли басурманами, в Российской империи – магометанами. Мусульмане следуют правилам священной книги – Корана, а также учению и практике Мухаммеда, записанных в сборниках хасидов (сунне). Ислам гласит, что Коран – это слово Божье, которое было передано через ангела Джибраиля (Гавриила) пророку Мухаммеду.

Мусульмане верят, что Бог (Аллах) вечный и не имеет сотоварищей. Они считают, что Аллах бесподобный, не рождает и не был рожден (Аль-Ихляс). Согласно верованиям мусульман, появление ислама являлось завершающей стадией авраамических религий. Она передавалась через пророков: Нуха (Ноя), Ибрахима (Авраама), Мусы (Моисея), Исы (Иисуса). Согласно исламу все предыдущие писания и откровения были немного изменены (такриф). Коран является окончательным откровением от Всевышнего. Последним пророком мусульмане признают Мухаммеда. По их мнению, после Мухаммеда не может быть других пророков («Печать пророков»).

На сегодняшний день число исповедующих мусульманство в мире составляет примерно 1,7 млрд человек. Среди религий ислам занимает второе место в мире после христианства. Мусульмане делятся на две группы: сунниты (90%) и шииты (10%).

Человек является мусульманином, если он произнесет формулу Единобожия (шахаду): «Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и еще свидетельствую, что Мухаммед является Посланником Аллаха».

Религиозные обязанности каждого правоверного мусульманина (пять столпов):

В религиозной практике мусульман существует также шесть столпов имана (веры). Если мусульманин не признает хотя бы одну из них, его вера считается недействительной.

Столпы имана (веры):

  • вера в Аллаха;
  • Вера в Ангелов (малаика);
  • вера в Священные Писания;
  • вера в пророков (наби) и посланников (расуль);
  • вера в Судный день (киямат);
  • вера в предопределение судьбы (кидар), в то, что все хорошее и плохое происходит по воле Аллаха.

Христиане

Христиане – это народ, крещенный и исповедующий религию Христа. Христианство — это авраамическая монотеистическая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанная в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета – это Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества.

Христианство – это самая крупная мировая религия. Число верующих в мире составляет 2,3 млрд. человек. В каждой стране существует хотя бы одна христианская община.

Первое употребление термина «христианин» можно найти в Новом Завете. Христианами впервые были названы последователи Иисуса Христа, потому что своим поведением, действиями и словами они были подобны Иисусу Христу.

Впервые термин «христианин» вне Библии был употреблен Тацитом, который отметил, что Нерон обвинил «христиан» в Большом пожаре Рима в 64 г. н.э.

Христианство возникло в I веке в Палестине, которая находилась в тот момент под властью Римской империи, сначала в среде арамеев Междуречья. Уже в первое десятилетие своего существования христианство распространилось и в других провинциях среди других этнических групп.

В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году. В период правления императора Константина I, который издал в 313 году эдикт о свободе вероисповедания, христианство получило статус государственной религии и в Римской империи.

В 1054 году произошел раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). В результате реформационного движения в Католической церкви в XVI веке возник протестантизм.

Поэтому христианство подразделяется на три группы:

  • православие;
  • католицизм;
  • протестантизм

С точки зрения неопротестантских общин, существует семь принципов, которые определяют, кто такой христианин:

  1. Это ученик или последователь Иисуса Христа.
  2. Это человек, который своей верой принял Иисуса Христа своим Богом и Спасителем, умершим за его грехи на Голгофском кресте.
  3. Это человек, в котором живет Святой Дух Божий.
  4. Это человек, который изучает Слово Божье и применяет его в своей жизни.
  5. Это человек, который лично общается с Творцом.
  6. Это человек, который посвятил свою жизнь служению Богу (независимо от рода своей деятельности).
  7. Это человек, который служит своими дарами Телу Христа – братьям и сестрам по вере.

Кто такие христиане-арабы?

Это потомки народов Иерусалимского королевства, созданного крестоносцами. Исповедуют христианство. Они проживали на Востоке до завоевания арабами в VII веке. Большинство из них утратили свои языки и говорят на различных диалектах арабского языка.

На Ближнем Востоке и в Северной Африке существует 28 христианских конфессий:

  • копты;
  • православные (принадлежат к Антиохиойской, Иерусалимской и Александрийской православным церквям).
  • марониты (многие арабоязычные марониты считают себя потомками финикийцев);
  • мелькиты;
  • халдеи;
  • сиро-яковиты;
  • католики;
  • протестанты;
  • сиро-католики;
  • приверженцы Ассирийской церкви Востока.

Численность арабских христиан в мире

Общая численность – 15 миллионов человек. Все они проживают в различных странах мира. На сегодняшний день их численность в странах Востока постоянно уменьшается, а в США, Канаде, Австралии и странах Западной Европы (Франция и Великобритания) стремительно увеличивается.

На Ближнем Востоке

Наибольшее количество проживает в Египте, Палестине, Ираке, Иордании, Ливане и Сирии.

В настоящее время самой большой группой в регионе Востока и Северной Африки являются копты Египта. Копты – это потомки Древних египтян. Их численность – около 8 миллионов (9% населения страны). Большая часть арабов-коптов относится к Копской православной церкви. В общину Копской католической церкви входят около 100 тысяч коптов Египта. Всего на планете существует 161 приход этой церкви с численностью 164 тыс. человек. Богослужения у коптов проходят на арабском и копском языках (произошел от языка древних египтян).

В Сирии проживает около 2-х миллионов человек. Преобладают прихожане Греческой и Армянской православных церквей, но встречаются также греко-католики, сиро-католики, яковиты, марониты и адепты других христианских церквей.

В Ливане проживает 1,7 млн. человек. Треть населения страны – марониты. Численность общины сокращается, многие ливанские христиане эмигрируют в другие страны.

В Ираке до 2003 года проживало около миллиона человек. После свержения американцами саддамовского режима в результате террора против христиан они начали массово эмигрировать, и сейчас их насчитывается от 300 до 500 тыс. человек. В период 2003—2008 гг. в Ираке было уничтожено более 40 христианских церквей.

В Иордании проживает 160-180 тысяч человек.

К сожалению, в ХХI веке численность христиан, живущих в странах на востоке постоянно уменьшается. Это происходит в связи с процессами радикализации ислама, а также в результате военных конфликтов. Все это привело к тому, что христиане эмигрируют в страны Западной Европы, Канаду, США, Австралию, а также Латинскую Америку. Кроме того, у христиан Ближнего Востока рождаемость более низкая, чем у мусульман.

В Израиле

С появлением на карте мира государства Израиль арабское население составляло не менее четверти. На сегодняшний день оно составляют около 13% среди жителей Израиля, это примерно 120 тысяч человек. Они проживают в основном в северных районах Израиля (70%). Из них в Назарете живет примерно 22 тысячи человек.

В Хайфе христиан около 14 тысяч. В Иерусалиме проживает 12 тысяч христиан. 52% израильских арабов греко-православные, 30% — католики, менее 6% — греко-католики.

В начале 2012 года в Израиле насчитывалось 154500 христиан, из больше 30 тысяч приехали в составе смешанных семей (с супругами-евреями). На сегодняшний день израильское население составляет 2% христиан.

В Израиле действует небольшое количество различных евангелических церквей – около тысячи, несмотря на активную деятельность на протяжении уже более ста лет.

На территориях Палестины

На палестинских территориях проживает около 56 тыс. христиан, в том числе на Западном берегу реки Иордан — 43 тыс., в секторе Газа – 1,8 тыс. и в Восточном Иерусалиме — 11 тыс. человек. Восточные христиане массово эмигрируют. На территории Палестины, которая включает территорию Иудеи, Самарии и сектора города Газа, за последние полвека число христиан уменьшилось с 22% до 2%. В святом Вифлееме в 1993 году православные арабы составляли большинство, сейчас их 12% населения города (чуть больше 11 тысяч жителей).

Христиане подвергаются дискриминации, существуют случаи их насильственного обращения в ислам. И это несмотря на то, что в палестинской конституции права христианского населения закреплены.

На сегодняшний день более 70 тысяч палестинских христиан проживает в чилийском городе Сантьяго.

На других территориях

Большинство восточных христиан эмигрировало. В результате на сегодняшний день в США проживает около 4 миллионов, приехавших из восточных стран. Большинство из них являются христианами. Крупные общины существуют в странах Латинской Америки: Аргентине, Бразилии, Уругвае и Венесуэле, а также в некоторых странах Африки (Нигерии).

Христианские конфессии арабов

В мире среди восточных жителей насчитывается 28 христианских конфессий.

Восточно-христианские

Восточно-христианские церкви – это организации местного происхождения, которые сохранили свою самостоятельность.

К ним относятся:

  • Копская церковь;
  • Антиохийская православная церковь;
  • Иерусалимская православная церковь;
  • Сирийская православная церковь (сиро-православная или сиро-якобитская);
  • Армянская апостольская святая церковь;
  • несториане и другие.

Верующие восточных церквей обитают в основном в Египте, Сирии и Ливане.

Униатские

Униатские (восточно-католические) церкви – это религиозные организации, верующие которых в разное время отделились от восточно-христианских церквей и состоят в союзе с римско-католической церковью.

К ним относятся:

  • маронитская церковь;
  • греко-католики;
  • халдеи;
  • сиро-католики;
  • армяно-католики и другие.

Наиболее крупные общины униатов проживают в Ливане, Ираке, Сирии, Иордании и на палестинских территориях.

Западно-христианские

Западно-христианские церкви – это христианские церкви и религиозные организации западноевропейского и североамериканского происхождения двух направлений: римско-католического и протестантского. Крупные общины этой конфессии находятся в Ливане и Кувейте. В Египте, Сирии и Ливане проживает около трех четвертей христианского населения арабов. В других восточных государствах число христиан редко превышает 1% их жителей.

История восточных христиан является очень многогранной. Всю жизнь арабам, верным православию приходится бороться с принципами ислама, отстаивать право на свою изначальную веру, истоки которой находятся в Византийской церкви. Некоторые остаются верными религии на родине, многие эмигрируют.

Следует помнить, что слово «араб» и «мусульманин» не являются синонимами. Несмотря на исламское преобладание, в странах Востока проживает большое количество жителей, исповедующих иные религии, в частности христианство.

Видео о культуре христиан востока до ислама

Из этого видео вы узнаете о культуре восточных христиан до ислама.

А в этом видео вы увидите православный храм, построенный в Арабских Эмиратах.

Здесь напишу о мифе «все арабы — мусульмане», а заодно о «привязанных» к этому мифам, что «все арабы не любят иноверцев», «арабы навязывают свою культуру странам Запада» ,»во всех арабских странах действует шариат», «арабы забивают друг друга камнями», «у каждого араба по три жены.» Про положение арабской женщины выделю отдельную тему позже.
Итак, с самого начала. Не все жители арабских стран — мусульмане. Здесь речь не идет о мигрантах- те могут быть кем угодно. Что же касается коренного населения, то… во-первых, копты в Египте. они христиане «восточного толка», то есть близки к православным. Есть христиане и в Палестине. Однако, самые большие христианские общины — в Ливане и Сирии. Ливанские христиане в основном — христиане — марониты. Теперь об арабах за пределами своих стран: они могут быть как мусульманами, так и христианами. Самые большие арабские общины за рубежом, как правило, ливанские (из-за неспокойной обстановке в этом регионе). Кроме того, многие дети смешанных арабско-европейских семей теряют культурную идентичность. что происходит не так часто, как с представителями многих других народов, но все же встречается.
«арабы не любят иноверцев», можно переиначить в миф «мусульмане не любят иноверцев». Вообще, истинный мусульманин нормально относится к христианам и иудеям, если они не нападают на его имущество, честь и не пытаются увлечь в свою религию. Что же касается экстремизма и неправильных толкований слов Корана, то в этом скорее «преуспели» жители Афганистана. из-за низкого образования. (т.е. если обладаешь у них определенным статусом, говори, что хочешь — поверят). Экстремизм вообще свойственен либо людям с психическими отклонениями(которые живут в своем мире, и поэтому смотрят в книгу, а видят фигу), либо малообразованным (они внушаемы), либо людям с низкой самооценкой, которые хотят «отомстить миру» . Религия тут вообще ни при чем. Национальность тоже. Вообще, как правило, арабам как раз- таки все равно какого вероисповедания люди вокруг. они действуют по принципу «Чужому человеку свою голову не приставишь». что отличает их от некоторых других мусульманских народов.
«арабы навязывают совю культуру» — одно из самых нелепых утверждений. араб сам остается арабом в 90 процентах случаев в любой точке земли. не сильно ассимилируется сам, но и не «подстраивает других под себя». Скорее наоборот, такие мифы распускают те, кому не удается навязать «европейские ценности» восточному миру, в особенности мусульманскому. Что же касается «европейских ценностей», то они очень спорные. В них не так много «общечеловеческих» (благочестие, взаимовыручка, нестяжательство — это отсутствует). и даже те, что есть, часто выворачиваются до неузнаваемости. например, толерантность и свобода совести. Как раз-таки многие «западные» неадекваты провоцируют неприязнь со стороны мусульманского мира. Вот, к примеру, отношение европейцев и американцев к мусульманам : «запрещено строить мечети, носить никяб, на Пророка рисуются карикатуры, Коран пытаются сжечь, пишутся лживые книги типа «мемуары принцессы»»… В арабских странах европейцы и европейки вполне себе разгуливают по улицам мусульманских городов с голыми ляшками, кресты с них не срывают , иконы не жгут и колокола не запрещают, да и книг типа «похождения европейской \ американской ш..хи» я что -то не видела. Ну и у кого свобода совести и демократия?;)
Во многих арабских странах законодательство основано не шариате. но основано не значит равно. Многие арабские государства светские. камнями там не забивают, руки не режут. и вообще ,шариатское законодательство не такое уж и простое — там надо очень долго и долго в нем разбираться. Например, известный факт — за измену забивают камнями. Только всегда как-то умалчивается, что чтобы доказать факт измены должны быть свидетели, да еще с определенными условиями… то есть по сути, само прелюбодеяние должно быть совершено в общественном месте..
Многоженство не очень распространено в арабских странах. Гораздо меньше, чем в странах Африки, например, или Азии. В некоторых странах многоженство запрещено законом. Кстати, некоторые мифы о многоженстве: «в христианстве многоженство запрещено». — нет. никаких доказательств этому в Библии нет. Пророки Ветхого завета имели по несколько жен. Во времена Иисуса было многоженство, он про него ничего не говорил, т.е. и не запрещал. Просто христианство в Европе наложилось на греко-римскую традицию иметь одну официальную жену… и много любовниц… любовницы ,естественно, были запрещены, а жена оставалась одна.
еще один миф: «вторую жену завести легко без причин». Вообще, чтобы женится на второй женщине, нужно… получить разрешение первой. (по шариату) — не даст она разрешения — жениться не можешь, кроме этого, нужно обеспечить обеих женщин … собственным жильем, чтобы они не пересекались (естественно надо быть человеком небедным для этого). А еще, нужно одинаково к ним относиться: купил одной золотые серьги, покупай и другой, а то заслужишь ужасное наказание на том свете. И даже любовь и привязанность проявлять надо одинаково, вне зависимости от того, кого ты любишь больше. ни одна из жен не должна чувствовать себя обделенной. кроме того, по исламу, мужчина несет духовную ответственность за своих жен. то есть например, если жена неподобающе себя ведет, это не только ее грех, но и грех ее мужа, если он ее не переубеждает. а теперь представьте, что жены две.. или четыре… Так что многоженство — очень накладная штука, и поэтому бывает лишь в крайних случаях.. эти случаи вот такие: война или стихийное бедствие. осталось много вдов, мужчин мало, женщин много. В этих условиях женщинам придется «делиться», чтобы обеспечить существование других женщин. (потому что мужчина главный добытчик, одной женщине тяжело). Или если первая жена бесплодна. Тут конечно дело мужчины, что делать, но если он хочет наследника, то вполне может жениться на второй. Первая тоже не должна быть эгоисткой.
про отношение самих женщин к многоженству расскажу в следующий раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *