Арабы какой веры

Какие религии были на арабском Востоке до появления ислама?

Денис Вагнер-Кузнецов 7391 2 года назад Либеральный просветительский проект «Мечта Свободы» — dreamfreedom.ru — политология, либерализм, общественно-социальные дисциплины Пользователю можно задать вопрос

Момент возникновения ислам был синкретической религией, впитавшей в себя элементы верований и культа ряда религий, распространенных среди населения Аравийского полуострова. Можно выделить четыре группы влияний, оказавших воздействие на первоначальный характер ислама: доисламские древние верования и культы, иудаизм, христианство и маздеизм.

Доисламские языческие верования и культы представляли собой довольно хаотическое соединение элементов фетишизма и тотемизма, поклонения явлениям и силам природы, особенно небесным светилам, и полидемонизма.

Из старого культа ислам сохранил то большое значение, которое придавалось в нем паломничеству к святилищам и прочим почитаемым местам. Мекка с ее Каабой и Земземом осталась в исламе тем же святым городом, каким она была до него, и тем же местом общеарабского, а в дальнейшем общемусульманского паломничества. В ее пользу был решен и вопрос о кыбле, т. е. о том направлении, к которому должен обращаться правоверный во время молитвы.

Влияние иудаизма на первоначальный ислам было не меньшим, а, может быть, в некотором отношении еще большим, чем влияние древних арабских верований и культов. В Аравии проживало немало приверженцев иудаизма. В нынешних «научно-исследовательских» предположениях допускается вероятность о встрече Мухаммеда с иудеями как в Мекке, так и во время своих путешествий с караванами своей хозяйки, потом жены Хадиджи. Их рассказы о содержании Ветхого завета могли остаться в его памяти и в более или менее измененном виде войти потом как в текст Корана, так и в вероучение новой религии. Ветхозаветные персонажи Ной — Нух, Авраам — Ибрахим, Моисей — Муса заняли в нем место пророков, предшествовавших Мухаммеду. Нашел свое место в Коране и ряд ветхозаветных легенд и мифов —о сотворении мира, о грехопадении прародителей, об Иосифе и его братьях, о египетском плене и т. д.

Сказалось и влияние христианства. Так, в частности, учения о близком конце света, о воскресении мертвых и страшном суде, носят на себе следы христианского происхождения.

Во время джахимейи – так именуется доисламская эпоха, когда арабы не знали истинного Бога, — в Мекке устраивались большие торговые ярмарки. В святилище Кааба («куб» ) и на запретной территории («харам» ) нельзя было ссориться, проливать кровь. Ибо все это могло оскорбить религиозные чувства разных арабских племен, каждое из которых поклонялось своим божествам, но одинаково чтило Каабу. В центре языческой Хаабы стоял Хубал; древние арабы чтили это божество племени курейш как повелителя небес и луны, властелина громов и дождя. Изваяние Хубала в образе человека с золотой рукой было выполнено из сердолика золото заменило некогда отбитую каменную руку). Находившийся с древних времен в Хаабе черный камень ( по мнению ученых, имевший метеоритное происхождение )олицетворял небесную силу Хубала.

Вокруг главного божества располагались многочисленные идолы – бетилы, изображавшие другие аравийские божества (до 300 в Хаабе).

Денис Вагнер-Кузнецовотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 22 -5

РЕЛИГИЯ АРАБОВ ДО ПРИНЯТИЯ ИСЛАМА

В прямой зависимости от богатства и разнообразия природы и географической среды находятся кругозор и масштабы представлений человека о мире. Исследователь религии арабов прошлого века М. Ма- шанов писал, что «…чем однообразнее и проще природа, тем однообразнее должно быть представление о божестве».

До принятия ислама в Аравии в VII в. население этого обширного региона не имело единой религии. Здесь был распространен местный политеистический пантеон богов, христианство нескольких направлений — нестори- анство, монофизитство, иудаизм. Это по праву относится и к Южной, и к Северной Аравии, в меньшей части к Центральной. Однако главной религией оставалось язычество. В арабском язычестве мы видим представителей богов, пришедших из семитских и из других религий и культур. При этом для обозначения богов земли, воды, луны и т. д. имелось по нескольку богов — один свой, один из чужой религии и т. д. Например, арабский бог Луны Альмаках мирно уживался с ассиро-вавилонским богом Сином. Главным богом арабов считался Ил. К нему примыкали два других названия этого же бога — Илах, Аллагу. Наряду с богами в арабском доисламском пантеоне имелись богини: Аллат, Аль-Узза, Манат и др. Им поклонялись арабы-язычники практически по всей стране. Богини часто отождествлялись, или воплощались, по представлениям арабов-язычников, в камнях, скалах, деревьях, источниках. В семьях, родах, племенах имелись свои идолы-покровители, которые требовали своего стиля поклонения и религиозного обслуживания. Как правило, боги и богини жили в храмах, помещениях, при которых имелись территории (харам), считавшиеся священными. Большую роль в религиозных представлениях арабов, писал О. Большаков, играли джинны и шайтаны, которые представлялись посредниками между людьми и миром богов, с которым человек не может иметь непосредственного контакта. Эти духи, добрые и злые, по воле божеств внушают людям мысли и поступки, открывают им сокровенное и учат злу. Обычных людей они посещают время от времени, но были люди, через которых они вещали остальным, — это аррафы (провидцы) и кахины (прорицатели), они предсказывали будущее, находили тайное и неведомое. В каждом племени был свой арраф или кахин. Их высоко ценили, они пользовались славой у себя дома и за пределами. Религию арабов до принятия ислама можно смело характеризовать как языческую. Наиболее распространенным видом язычества среди доисламских арабов было поклонение звездам, солнцу и луне. Разные племена поклонялись разным астральным богам. Лахмиды поклонялись богу Юпитеру, хамьяриты чтили Солнце, племя мисам поклонялось богу Альдеба- рану, племя кайе— богу Сириусу, племя асадитов — Меркурию. Как видим из перечисленного списка богов, арабы до ислама пользовались «свободой совести», так как любой араб-земледелец или кочевник мог поклоняться любому богу, следовать христианству, зороастризму и т. д. Основными крепостями стабильной религии были города или городские поселения. Из них можно выделить Медину, Петру, Мекку и др. Город Мекка был средоточием богов и божков. В одной Каабе —храме идолов было сосредоточено 360 богов и божков. Сюда стекались различные идеи в области теологии, новые веяния, новации, ибо Мекка, по своему географическому положению, стала естественным перевалочным пунктом с юга Аравии на север и обратно. Влияние Йемена в Мекке было доминирующим, так как наиболее древними ее жителями, наиболее многочисленным населением были йеменцы. Боги Мекки постоянно воздействовали на мировоззрение других арабов. В свою очередь, йеменская религия находилась в тесной связи с ассиро-вавилонской религией, а может быть, вообще с древнейшими идеологическими воззрениями Месопотамии. Подобное влияние просматривается невооруженным взглядом в связи с именами богов: Ил, Бил, Шаме, Аттор, Син, Самдон, Наср. Они четко напоминают богов Ассирии и Вавилонии — Илу, Бел, Шамаш, Ашшур, Син, Самдон, Нисрах. Бог Наср был изображен с головой орла, так же, как и Нисрах на барельефах Ассирии и Вавилонии. Однако отождествлять южноаравийскую (йеменскую) религию с ассиро-вавилонскою было бы неправильно. Каждая из них имела свои корни и свою специфику. Арабы в те далекие времена поклонялись сонму богов. Это прежде всего был бог Гаубас, или Губас — солнечный бог, при дословном переводе означает «иссушающий» и в его исходной форме обозначает жаркое летнее солнце. Другим богом был Ята. Он, как и Гаубас, имел много поклонников по всей Аравии. Хотя он и был тоже солнечным божеством, но рангом был ниже и выступал всегда в качестве помощника бога солнца Гаубаса. Бог Ята был богом добрым и мягким, и от него исходило все то добро, которое приносит солнце земле в весенний период. Под его лучами оживает и просыпается природа, земля начинает плодоносить, растения набираются сил от теплых, благонесущих лучей. Иными словами, бог Ята — носитель конструктивных, творческих сил. Наряду с этими солнечными богами существовали и другие боги солнца. Среди них Купал, Димар, Зу-Самават, Рахман и Ниср. Арабы поклонялись Купалу, но характер этого бога и его значение для древних арабов до сих пор не выяснены. Димар —бог, который воплотился в черный камень, вернее, в черные камни, которые встречались повсеместно в Аравии. Зу-Самават — в переводе означает владыка небес, величайшее светило неба, царственное и величавое божество. Бог Рахман — милостивый. Это его дословный перевод. Он благодетель людей, окружающей природы, земли, источников и рек. И, наконец, последний из солнечного пантеона богов — Ниср. В рисунках древних арабов Ниср встречается в виде орла. Подобная символика, то есть представление солнца в виде орла, встречается во многих религиях мира, и особенно в восточных культах. Так, бог Ниср являлся неотъемлемой частью ассиро-вавилонского пантеона. Упоминание бога Нисра, или Нисраха, в ассиро-вавилонской религии довольно частое явление, ему воздавались многочисленные почести и приносились богатые дары. Наряду с солнечными богами были и другие боги, жившие на небесах. В первую очередь следует упомянуть бога луны Аль-Камар. Его особенно любили арабы, так как, по их убеждению, Аль-Камар изгонял жаркого бога Гаубас с небес, что, правда, ему нелегко давалось, сам вступал в свои права и приносил ночь, а вместе с ночью долгожданную прохладу. Аль-Камар — это бог, к которому обращались ночью арабы, так как он висел очень близко от них, по крайней мере ближе, чем другие планеты, а значит, был более доступным для людей. Такая любовь древних арабов к луне перекочевала в арабскую художественную литературу, и особенно в поэзию, где воспевались величие, красота и несравненность луны. Другой бог луны носил имя Син — ассиро-вавилонский бог, пришедший к арабским поклонникам неведомыми путями. В любом случае мы знаем одно — распространение влияния бога Сина шло с юга Аравийского полуострова, из района нынешнего Хадрамаута. Следующий астральный бог носил имя Сугейль. Это была звезда огромных размеров, находившаяся близко к Южному полюсу. Это яркая звезда, служившая ориентиром для арабов-кочевников, и поэтому ее считали спасительницей потерявшихся путников. Арабы-бедуины считали ее влияющей на судьбы людей, и она вызывала у них суеверный страх. Этой звезде приписывали также злые козни, принесение болезней и даже смерть. Кроме астральных богов, арабы-бедуины верили в различных демонов — джиннов. Эти боги жили в невидимом для человеческого глаза мире. Они обладали способностью превращаться в людей, животных и могли приносить зло или добро людям в зависимости от того, к какому разряду они относились. Как те, так и другие джинны могли кушать, пить, размножаться и умирать. Самого жестокого и злого джинна назвали Шайтан. Именно от этих злых джиннов приходят такие страшные человеческие болезни, как сумасшествие, эпилепсия, психические расстройства. Если члены одного племени поклонялись разным богам и идолам, то жители разных государств Древней Аравии имели своих отличительных богов. Так, в Сабейском царстве поклонялись богу утренней звезды Астару, богу луны Альмакаху и особенно богине солнца — Шамашту. В других государствах Южной Аравии местное население, например в Хадрамауте, имело главного бога Сина, 3 История ислама а в Катабане поклонялись богу Амме, а в Майне — Вадде. В царстве набатеев, на северо-западе Аравии, в их столице Петре главным богом был Зу-Шаре. Одновременно он был и покровителем их столицы. Боги жили в храмах — обиталищах богов. В разных местах проживания арабов храмы выглядели по-разному. Да и располагались они в разных местах. Но там, где местность была гористой, храмы всегда строились на возвышении. Например, в Набатее храмы богов строились на горных вершинах — ближе к небу, чтобы богу было легче спускаться с небес. К таким храмам поднимались по высоким, выстроенным в горах лестницам. Петра — столица набатеев, выстроенная в скалах, имела четыре лестницы, то есть с четырех сторон города. Здесь, в Петре, находилась вершина скалы, носившей название Зибб-Атуф. По скальной лестнице более чем в 800 ступеней поднимались к другой вершине Петры — Ам-Нимейр. В давние времена на этих вершинах не было никаких построек: алтарь, жертвенник, подходы к ним, стоки для крови жертв и окружающая ритуальная площадка — закраина — высекались в самой скале. Таково главное и, по-видимому, древнейшее «горное место» Петры на священной скале Зибб-Атуф; оно было, вероятно, создано задолго до возникновения самой Петры и сохраняло свой первоначальный вид во все времена. Лишь «горные места», созданные гораздо позднее, окружены двумя или даже тремя рядами мест для молящихся, а еще позднее также портиками, столь необходимыми в жарком климате Аравии, Заиорданья и Южной Сирии. Интересные открытия для ознакомления с архитектурой храмов богов древних арабов дали археологические раскопки в нынешнем оазисе Марис в Йеменской Республике. Мариб — столица бывшего Сабейского царства. Здесь был найден один из храмов под названием Авван. Главным богом этого храма был известный уже читателю бог луны Альманах. Вот что писали о храме ученые, которые обнаружили его. Пространство двора окружено стеной, облицованной тщательно вытесанными каменными блоками. Толщина стены по верху — 3,5 метра. Продольная и поперечная оси двора достигают соответственно 100 и 75 метров. Аналогичные храмовые сооружения овальной формы известны с III тысячелетия до н. э. также на Бахрейне и в Месопотамии. В VII столетии до н. э. в одну из продольных стен Ав- вана встроили прямоугольное входное святилище, в котором помещался большой бронзовый бассейн, напоминающий «медное море» Иерусалимского храма. Это входное святилище было заложено Иадаилем Зарихом, известным своими храмовыми постройками. Около 200 года до н. э. входной храм был расширен, и перед ним соорудили пропилен из восьми монолитных колонн высотой 7,5 метра, перекрытых архитравом. Вплоть до этого времени в Южной Аравии еще сохранились древнейшие формы в архитектуре и геометрическом орнаменте24. Таким образом, из сказанного мы видим, что политеизм древних доисламских арабов, их богатый богами пантеон никак не способствовали единству и консолидации арабов. Арабское общество страдало от расколов, междоусобиц, постоянных войн. Лишь тяжелые климатические условия, иссушающая жара на Аравийском субконтиненте мешали великим державам древности — Византии и Ирану окончательно покорить Аравию. Дезинтеграция арабского общества не могла продолжаться вечно. В 20-х годах VII века на политической арене Аравии появилась незаурядная личность, человек, носивший имя Мухаммад, что означает «прославленный». и Аравия. Материалы по истории открытия. М., 1988. С. 21. В его имени заложено было очень много. Он прославил себя и арабов созданием новой всемирной религии, которую назвал исламом — покорностью. Покорность одному богу — Аллаху, — таково главное кредо нового учителя арабов. Все остальные боги, богини, божества, идолы канули в Лету. Бог Аллах стал единственным, кто объединил арабов в один кулак, вывел их за пределы Аравийского полуострова на победоносные войны, в результате которых 7 млн. аравийцев покорили половину известного тогда мира.

Одной из своеобразных этнических рас является народ арабов. На сегодняшний день на Ближнем Востоке и в Северной Африке существует 19 государств, где они проживают. Их общее количество составляет примерно около 430-450 млн. человек. Все они отличаются индивидуальными этническими особенностями и оригинальной изысканной культурой. Большинство жителей восточных стран исповедует ислам, но следует отметить, что существует также немало людей, исповедующих христианство.

Давайте выясним происхождение народа, а также познакомимся с их богатой историей, бытом и культурой.

История арабского народа

Арабы – это народ семитской группы, который населяет арабские страны Западной Азии и Северной Африки. Они также проживают в Иране, Турции, Афганистане, Эфиопии, Сомали, Занзибаре, Восточной Африке. Значительное количество арабов-эмигрантов проживает в Северной и Южной Америке, Западной Африке, а также во Франции. Впервые термин «арабы» начал использоваться для обозначения кочевников северной Аравии в IX в. до н.э.

Арабы разговаривают на арабском языке и используют арабское письмо. Арабский язык относится к семито-хамитской языковой группе и содержит множество территориальных диалектов. Во всех мусульманских странах население использует общий литературный язык (аль-лугат аль-фусха). Большую часть населения стран Востока составляют мусульмане-сунниты.

Первые сведения об арабах ученые выявили в ассирийских и вавилонских хрониках, но более конкретно о них рассказывает Библия. Именно библейские исторические предания информируют нас о появлении в XIV веке до н.э. в Заиорданье (а позже и в Палестине) арамейских пастушеских племен из южной аравийской земли. Изначально эти племена обозначались как ибри («заречные» или «перешедшие через реку»). По данным ученых аравийские племена сначала прошли в Месопотамию, а позже свернули на юг. Слово «ибри» ассоциируется с именем Авраама, библейского патриарха, от которого происходят евреи и арабы.

Родиной арабы считают Аравию – Джазират ал-араб («Остров арабов»). Центром арабского мира являются восточные районы Сирии и Иордании. Другая историко-этнографическая зона состоит из остальной территории Сирии, Иордании, а также Ливана и Палестины. Отдельной историко-этнографической зоной является Ирак. В одну зону входит Египет, Северный Судан и Ливия, а также магрибино-мавританская зона, которая включает страны Магриба: Тунис, Алжир, Марокко, Мавританию и Западную Сахару.

Современный арабский народ возник после завоеваний ими древних народов Передней Азии и Северной Африки: арамеев, финикийцев, египтян, ливийцев (берберов) и других народностей. Ученые предполагают, что древний арабский народ сложился из семитских племен, коренного населения Аравийского полуострова. С 3000 года до н.э. семиты Аравии расселились в Двуречье и Сирии. Они разговаривали на аккадском языке, названным в честь имени столицы государства, возникшего в 2300 году до н.э. Позже аккадцы захватили все аравийские племена, которые поселились в Двуречье в этот период. С 13 века до н.э. в Передней Азии начали расселяться арамейские племена аравийского происхождения, а в VII-VI вв. до н.э. арамейский язык был вытеснен аккадским.

Почти все древние народы Сирии и Двуречья были захвачены арамеями.

В этот период на территории Йемена возникло несколько первых арабских государств:

  • по мнению ученых, в XII или VI-V вв. до н.э. в Южной Аравии возникли Минейское, Сабейское и Химьяритское царства;
  • с VI в до н.э. на северной границе Аравии возникли Набатейское, а позже Пальмирское и Лихианское царства.

Все возникшие государства благодаря Химьяритскому царству объединились.

Черты общества Древнего Востока:

  1. Зарождение рабовладельческого строя.
  2. Строительство, ремонт крупных оросительных систем, земледелие за счет государства.
  3. Население было представлено ремесленниками, которые изготавливали высококачественные изделия: сельскохозяйственный инвентарь, оружие, домашнюю утварь, кожевенные изделия, ткани, украшения из морских раковин.
  4. Добыча золота, ароматных смол: ладана и мирры.
  5. Осуществление транзитной торговли. Она стимулировала взаимообмен товаров между аравийскими арабами и христианским населением областей Ближнего Востока.

С конца 1 тыс. до н.э. и в первые века н.э. арабские племена активно заселяли Переднюю Азию. В результате расселения к V-VI вв. н.э. арабский народ составлял основную массу населения Палестины, Иордании, Южной Сирии и других регионов Двуречья. На землях Аравии распространились арабские племена амила, джузам, лахм, гассан, а также группы кудаа. В V в. были основаны арабские государства Гассан (в Южной Сирии) и Лахм (на Среднем Евфрате). Государство Гассан находилось в зависимости от Византии, а Лахм зависило от сасанидского Ирана. В IV-VI вв. н.э. на территории Аравии начала формироваться единая арабская народность. Процесс формирования завершился к 630-м годам.

Росту численности новых городов способствовало развитие торговли между кочевыми племенами и земледельческими поселениями, а также с соседними странами: Сирией, Двуречьем, Эфиопией, Ираном. Несмотря на войны между племенами по поводу пастбищ, территорий и угона стад, заключались большие политические союзы племен, например Кинда.

Религии арабского населения

Мусульмане

Мусульмане – это народ, исповедующий религию ислам. Раньше мусульман называли басурманами, в Российской империи – магометанами. Мусульмане следуют правилам священной книги – Корана, а также учению и практике Мухаммеда, записанных в сборниках хасидов (сунне). Ислам гласит, что Коран – это слово Божье, которое было передано через ангела Джибраиля (Гавриила) пророку Мухаммеду.

Мусульмане верят, что Бог (Аллах) вечный и не имеет сотоварищей. Они считают, что Аллах бесподобный, не рождает и не был рожден (Аль-Ихляс). Согласно верованиям мусульман, появление ислама являлось завершающей стадией авраамических религий. Она передавалась через пророков: Нуха (Ноя), Ибрахима (Авраама), Мусы (Моисея), Исы (Иисуса). Согласно исламу все предыдущие писания и откровения были немного изменены (такриф). Коран является окончательным откровением от Всевышнего. Последним пророком мусульмане признают Мухаммеда. По их мнению, после Мухаммеда не может быть других пророков («Печать пророков»).

На сегодняшний день число исповедующих мусульманство в мире составляет примерно 1,7 млрд человек. Среди религий ислам занимает второе место в мире после христианства. Мусульмане делятся на две группы: сунниты (90%) и шииты (10%).

Наибольшее количество мусульман проживает в Индонезии – 12,7%. На втором месте Пакистан – 11,0%. Далее Бангладеш (9,2%) и Египет (4,9%). Наименьшее количество мусульман проживает в таких странах, как Индия, Китай, Россия и Эфиопия.

Человек является мусульманином, если он произнесет формулу Единобожия (шахаду): «Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и еще свидетельствую, что Мухаммед является Посланником Аллаха».

Религиозные обязанности каждого правоверного мусульманина (пять столпов):

  • Шахада;
  • ежедневные пять молитв (намазы);
  • пост во время Рамадана (ураза);
  • милостыня (закят);
  • паломничество в Мекку (хадж) хотя бы один раз за всю жизнь.

В религиозной практике мусульман существует также шесть столпов имана (веры). Если мусульманин не признает хотя бы одну из них, его вера считается недействительной.

Столпы имана (веры):

  • вера в Аллаха;
  • Вера в Ангелов (малаика);
  • вера в Священные Писания;
  • вера в пророков (наби) и посланников (расуль);
  • вера в Судный день (киямат);
  • вера в предопределение судьбы (кидар), в то, что все хорошее и плохое происходит по воле Аллаха.

Христиане

Христиане – это народ, крещенный и исповедующий религию Христа. Христианство — это авраамическая монотеистическая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанная в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета – это Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества.

Христианство – это самая крупная мировая религия. Число верующих в мире составляет 2,3 млрд. человек. В каждой стране существует хотя бы одна христианская община.

Первое употребление термина «христианин» можно найти в Новом Завете. Христианами впервые были названы последователи Иисуса Христа, потому что своим поведением, действиями и словами они были подобны Иисусу Христу.

Впервые термин «христианин» вне Библии был употреблен Тацитом, который отметил, что Нерон обвинил «христиан» в Большом пожаре Рима в 64 г. н.э.

Христианство возникло в I веке в Палестине, которая находилась в тот момент под властью Римской империи, сначала в среде арамеев Междуречья. Уже в первое десятилетие своего существования христианство распространилось и в других провинциях среди других этнических групп.

В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году. В период правления императора Константина I, который издал в 313 году эдикт о свободе вероисповедания, христианство получило статус государственной религии и в Римской империи.

В 1054 году произошел раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). В результате реформационного движения в Католической церкви в XVI веке возник протестантизм.

Поэтому христианство подразделяется на три группы:

  • православие;
  • католицизм;
  • протестантизм

С точки зрения неопротестантских общин, существует семь принципов, которые определяют, кто такой христианин:

  1. Это ученик или последователь Иисуса Христа.
  2. Это человек, который своей верой принял Иисуса Христа своим Богом и Спасителем, умершим за его грехи на Голгофском кресте.
  3. Это человек, в котором живет Святой Дух Божий.
  4. Это человек, который изучает Слово Божье и применяет его в своей жизни.
  5. Это человек, который лично общается с Творцом.
  6. Это человек, который посвятил свою жизнь служению Богу (независимо от рода своей деятельности).
  7. Это человек, который служит своими дарами Телу Христа – братьям и сестрам по вере.

Численность арабских христиан в мире

Общая численность – 15 миллионов человек. Все они проживают в различных странах мира. На сегодняшний день их численность в странах Востока постоянно уменьшается, а в США, Канаде, Австралии и странах Западной Европы (Франция и Великобритания) стремительно увеличивается.

На Ближнем Востоке

Наибольшее количество проживает в Египте, Палестине, Ираке, Иордании, Ливане и Сирии.

В настоящее время самой большой группой в регионе Востока и Северной Африки являются копты Египта. Копты – это потомки Древних египтян. Их численность – около 8 миллионов (9% населения страны). Большая часть арабов-коптов относится к Копской православной церкви. В общину Копской католической церкви входят около 100 тысяч коптов Египта. Всего на планете существует 161 приход этой церкви с численностью 164 тыс. человек. Богослужения у коптов проходят на арабском и копском языках (произошел от языка древних египтян).

В Сирии проживает около 2-х миллионов человек. Преобладают прихожане Греческой и Армянской православных церквей, но встречаются также греко-католики, сиро-католики, яковиты, марониты и адепты других христианских церквей.

В Ливане проживает 1,7 млн. человек. Треть населения страны – марониты. Численность общины сокращается, многие ливанские христиане эмигрируют в другие страны.

В Ираке до 2003 года проживало около миллиона человек. После свержения американцами саддамовского режима в результате террора против христиан они начали массово эмигрировать, и сейчас их насчитывается от 300 до 500 тыс. человек. В период 2003—2008 гг. в Ираке было уничтожено более 40 христианских церквей.

В Иордании проживает 160-180 тысяч человек.

К сожалению, в ХХI веке численность христиан, живущих в странах на востоке постоянно уменьшается. Это происходит в связи с процессами радикализации ислама, а также в результате военных конфликтов. Все это привело к тому, что христиане эмигрируют в страны Западной Европы, Канаду, США, Австралию, а также Латинскую Америку. Кроме того, у христиан Ближнего Востока рождаемость более низкая, чем у мусульман.

В Израиле

С появлением на карте мира государства Израиль арабское население составляло не менее четверти. На сегодняшний день оно составляют около 13% среди жителей Израиля, это примерно 120 тысяч человек. Они проживают в основном в северных районах Израиля (70%). Из них в Назарете живет примерно 22 тысячи человек.

В Хайфе христиан около 14 тысяч. В Иерусалиме проживает 12 тысяч христиан. 52% израильских арабов греко-православные, 30% — католики, менее 6% — греко-католики.

В начале 2012 года в Израиле насчитывалось 154500 христиан, из больше 30 тысяч приехали в составе смешанных семей (с супругами-евреями). На сегодняшний день израильское население составляет 2% христиан.

В Израиле действует небольшое количество различных евангелических церквей – около тысячи, несмотря на активную деятельность на протяжении уже более ста лет.

На территориях Палестины

На палестинских территориях проживает около 56 тыс. христиан, в том числе на Западном берегу реки Иордан — 43 тыс., в секторе Газа – 1,8 тыс. и в Восточном Иерусалиме — 11 тыс. человек. Восточные христиане массово эмигрируют. На территории Палестины, которая включает территорию Иудеи, Самарии и сектора города Газа, за последние полвека число христиан уменьшилось с 22% до 2%. В святом Вифлееме в 1993 году православные арабы составляли большинство, сейчас их 12% населения города (чуть больше 11 тысяч жителей).

Христиане подвергаются дискриминации, существуют случаи их насильственного обращения в ислам. И это несмотря на то, что в палестинской конституции права христианского населения закреплены.

На сегодняшний день более 70 тысяч палестинских христиан проживает в чилийском городе Сантьяго.

На других территориях

Большинство восточных христиан эмигрировало. В результате на сегодняшний день в США проживает около 4 миллионов, приехавших из восточных стран. Большинство из них являются христианами. Крупные общины существуют в странах Латинской Америки: Аргентине, Бразилии, Уругвае и Венесуэле, а также в некоторых странах Африки (Нигерии).

Христианские конфессии арабов

В мире среди восточных жителей насчитывается 28 христианских конфессий.

Восточно-христианские

Восточно-христианские церкви – это организации местного происхождения, которые сохранили свою самостоятельность.

К ним относятся:

  • Копская церковь;
  • Антиохийская православная церковь;
  • Иерусалимская православная церковь;
  • Сирийская православная церковь (сиро-православная или сиро-якобитская);
  • Армянская апостольская святая церковь;
  • несториане и другие.

Верующие восточных церквей обитают в основном в Египте, Сирии и Ливане.

Униатские

Униатские (восточно-католические) церкви – это религиозные организации, верующие которых в разное время отделились от восточно-христианских церквей и состоят в союзе с римско-католической церковью.

К ним относятся:

  • маронитская церковь;
  • греко-католики;
  • халдеи;
  • сиро-католики;
  • армяно-католики и другие.

Наиболее крупные общины униатов проживают в Ливане, Ираке, Сирии, Иордании и на палестинских территориях.

Западно-христианские

Западно-христианские церкви – это христианские церкви и религиозные организации западноевропейского и североамериканского происхождения двух направлений: римско-католического и протестантского. Крупные общины этой конфессии находятся в Ливане и Кувейте. В Египте, Сирии и Ливане проживает около трех четвертей христианского населения арабов. В других восточных государствах число христиан редко превышает 1% их жителей.

История восточных христиан является очень многогранной. Всю жизнь арабам, верным православию приходится бороться с принципами ислама, отстаивать право на свою изначальную веру, истоки которой находятся в Византийской церкви. Некоторые остаются верными религии на родине, многие эмигрируют.

Следует помнить, что слово «араб» и «мусульманин» не являются синонимами. Несмотря на исламское преобладание, в странах Востока проживает большое количество жителей, исповедующих иные религии, в частности христианство.

Арабы до Ислама

Сегодня арабские народы и их культура прежде всего ассоциируются с Исламом – последней по времени возникновения из мировых религий. Однако сами арабы существовали задолго до появления Ислама. В те давние времена их территория ограничивалась Аравийским полуостровом, а сирийцы, палестинцы, египтяне, ливийцы и другие народы, сегодня являющиеся частью арабского этноса, еще не влились в него и говорили на собственных, хотя и родственных арабскому, языках. Поскольку именно в арабском обществе Ислам зародился как религиозная система, в общей культуре исламского мира имеется множество арабских элементов, но древняя арабская культура, в свою очередь, тоже претерпела глубокие изменения под влиянием Ислама. Подробнее об Исламе и его проповеднике Мухаммеде вы можете прочитать здесь же на history-thema.com в следующих наших статьях. В наши дни основные сведения о том, как жили арабы в доисламский период, мы можем черпать из древнеримских и византийских письменных источников и ранней исламской литературы, рассказывающей о жизни первых мусульман, начавших исповедовать свою религию в окружении арабов-язычников.

Развитые державы поздней античности и раннего Средневековья: Римская и Византийская империи, Сасанидский Иран, воспринимали Аравию, сплошь покрытую знойными безводными пустынями, как полудикую и бедную землю. Ее население римляне, византийцы и иранцы обычно представляли как вольных кочевников, перегоняющих по бескрайним пескам стада овец и верблюдов. На самом деле арабы-кочевники – бедуины, составляли меньшую часть населения Аравийского полуострова, просто в связи с тем, что им в пустынном регионе требовались широкие угодья, чтобы пасти скот, они редкими стойбищами расселялись по большинству его территории. Но большинство арабов вело оседлый образ жизни довольно скученно населяя оазисы и долины пересыхающих рек – вади, где имелись снабжавшие их водой колодцы. Оседлые арабы занимались скотоводством на опустыненных пастбищах и земледелием на более увлажненных участках в долинах. Они разводили сады, в которых выращивали большей частью стойкую к длительной засухе финиковую пальму. Бедуины жили в переносных шатрах, оседлые арабы – в глинобитных домах. Города могли обноситься каменными стенами.

Традиционная арабская архитектура

Арабы славились как бесстрашные и жестокие воины; древние римляне нередко нанимали их на службу в своих войсках. Описывается случай, когда конный отряд арабов на римской службе атаковал пешее германское войско. Германцы, как все варвары Европы, умеющие хорошо отражать конные атаки, долго и упорно держались, не подпуская арабских всадников на достаточное для перехода к рукопашной схватке расстояние. Однако в конце концов одному из воинов-арабов удалось сразить германца. Торжествуя, араб спрыгнул с лошади, приложился губами к исходящей кровью ране на теле поверженного противника и стал высасывать кровь, а затем запрокинул голову и издал громкий вой подобно волку. Германцы, увидев такую картину, решили, что перед ними оборотень и в ужасе обратились в бегство Саму Аравию ни римляне или византийцы, ни персы завоевать не могли, да и, вероятно, не хотели: большей частью безжизненные горячие пески, вглубь которых без надежных проводников не могло пройти войско ни одной державы, не привлекали богатые империи.

Вади

Только на юге Аравийского полуострова – в области под названием Йемен, существовало древнее государство (не путать с современным государством Йемен в той же области) с довольно богатыми торговыми городами. Однако от Римской империи, Византии и Ирана его отделяли тысячи километров безводной пустыни – Неджда, служившей ему естественной защитой от воинственных устремлений императоров. Редкие города, основанные торговцами, находились также в горных долинах западной части полуострова, где было больше оазисов и колодцев. Арабские купцы торговали верблюжьей шерстью, финиками, маслом, которые скупали у земледельцев и скотоводов и верблюжьими караванами везли на север – во владения империй, где выгодно перепродавали. Из торговцев и военных предводителей в арабских городах к началу VIIв. сложилась родовая знать, которая встала во главе племен.

Финиковая пальма

Арабский этнос не был консолидирован, каждое племя, из которых он состоял, управлялось по своим обычаям и отношения с другими племенами выстраивало по своему усмотрению. И сами арабы, в первую очередь, относили себя к своему племени, а потом уже к арабам вообще. Племя обычно возводило свои корни к какому-то одному предку, а все арабы – к древнему пророку Исмаилу (Измаилу). Племя делилось на роды, тоже происходящие от одного предка, во главе родов стояли старейшины – шейхи. Во главе всего племени стоял вождь – эмир, являвшийся и военным предводителем. Суровость природных условий, отсутствие наводящей порядок единой власти приводила к распространению разбоя и грабительских войн, когда более бедные роды и племена пытались поживиться за счет грабежа более богатых. Поэтому важное место в жизни арабов занимала военная подготовка, военному искусству арабские мальчики обучались с детства. Каждый мужчина был воином, непременно владел оружием. Основным оружием были длинные мечи, копья, лук и стрелы. Арабы сражались как конными – на лошадях и верблюдах, так и пешими. В схватке часто использовался щит против ударов врага.

Тяжелый и тревожный быт заставлял общество ценить способных трудиться и сражаться членов, радоваться рождению мальчиков В воспитании детей арабы тесно сочетали порой безмерные любовь и ласку со строгой дисциплиной и субординацией. В то же время в доисламской Аравии был широко распространен инфантицид: в голодные годы новорожденных девочек как менее полезных обществу, чем мальчики, живыми закапывали в землю.

Вообще, женщина в глубоко патриархальном древнеарабском обществе почти не обладала какими-либо правами. Если в семье рождался мальчик, устраивался большой праздник, если же рождалась девочка, семья проводила обряды скорби. Богатые люди, случалось, заводили целые гаремы из десятков жен; некоторые мужья заставляли своих жен заниматься проституцией и на вырученные средства содержали семью. Женщины ели отдельно от мужчин. Конечно, не каждый араб относился к женщинам как к презренным существам, и некоторые знатные, обладавшие умом и решительностью женщины даже могли иметь значительное влияние в обществе, но в целом отношение к слабому полу доминировало высокомерное, потребительское. Уже проповедуя Ислам, пророк Мухаммед в VIIв. особо указывал, что за убийство женщины преступник тоже подлежит казни.

Первобытно-патриархальный уклад жизни древних арабов выражался не только в восприятии женщины как второстепенного члена общества, но прежде всего в четкой внутриродовой субординации. Глава семьи имел полную власть над всеми домочадцами, родовые старейшины – над всеми другими членами рода. Практиковались продажа детей родителями, обмен людьми между родами. В раннее Средневековье широко распространилось патриархальное рабство (рабы находились на положении младших членов семьи, но после смерти ее главы не становились свободными, а распределялись между наследниками). Случалось, что род, не желая по обычаю кровной мести терять своего члена, убившего кого-то из другого рода, по договору с кровниками убивал одного из своих рабов: и свободный представитель рода оставался живой, и на пару рабочих рук по принципу воздаяния становилось меньше.

Реконструкция древнего арабского города

Одежда арабов в древности была похожа на одежду современных арабов-бедуинов, но в силу давности времени имела и определенные отличия. Нижней одеждой был изар – род длинной набедренной повязки. У богатых людей изар достигал длиной до ступней и даже до земли. На торс надевалась длинная и широкая рубаха: широкие складки одежды в характерную для аравийских пустынь жару способствовали поддержанию оптимальной температуры между телом и тканью. Для дополнительной защиты от жары во время переезда по пустыне и от свойственного пустыням ночного холода сверху надевался широкий халат. Голову арабы обвязывали чалмой, защищавшей от солнечных лучей, перегрева и впитывавшей в себя пот, не давая тому растекаться по лицу и причинять неудобство. Женщины носили также просторные длинные накидки, называемые аба. На ноги арабы надевали сандалии – жесткие подошвы на ремешках, защищавшие ноги от ожогов при передвижении по раскаленному солнцем песку.

Арабский язык относится к семитской группе афразийской семьи языков. Языки афразийской семьи грамматически во многом построены подобно языкам индоевропейской семьи (присутствуют предлоги, окончания родительного и винительного падежа), но имеют и свои важные особенности. Например, словообразование осуществляется не прибавлением приставок или суффиксов, не сложением слов, а изменением гласных в слове. Например «катаба» в арабском языке означает «писать», отсюда «катиб – писатель», «китаб – книга» Арабы имели свою письменность, сохранившуюся почти без изменений и до нашего времени, с некоторыми изменениями заимствованную в эпоху Арабского Халифата другими народами, исповедующими Ислам. К началу VIIв. в арабской среде начался значительный культурный подъем. В большом почете было стихосложение. Самым известным поэтом доисламской Аравии является Маджнун.

В религиозном отношении подавляющее большинство арабов придерживалось языческих верований. В основе их религиозных представлений лежал культ того же Бога – создателя Вселенной, что и в Иудаизме и Христианстве. Его арабы называли Аллах – от древнего семитского слова со значением «бог, божество»; подобным именем – Элях, Бога называют и некоторые древнеиудейские тексты. Однако если иудеи и христиане почитали Бога как единого, то арабы-язычники считали, что кроме Бога – Аллаха, существует еще ряд богов младшего порядка, которым они поклонялись наряду с Аллахом. Других богов арабы изображали в виде идолов, которые помещали в святилищах и проводили вокруг них религиозные обряды. Своим богам арабы приносили жертвы из скота, иногда практиковались и человеческие жертвоприношения. Например, существовал обычай принесения в жертву первого родившегося в семье ребенка мужского пола. В отличие от иудеев и христиан, арабы-язычники не верили в жизнь после смерти, а следовательно, и в посмертное наказание за грехи при жизни. Поэтому в древнеарабской среде было распространено обыкновение жить, что называется, «на всю катушку» с буйными празднествами и возлияниями, доставшейся от первобытных времен мужской половой свободой, грабительскими вылазками на территорию соседних племен. Многие обычаи древних арабов выглядят, с нашей точки зрения, развращенно, например, женщины некоторые религиозные обряды совершали в обнаженном виде. Религиозным центром всех арабов-язычников был построенный пророками Исмаилом и его отцом Ибрахимом (Авраамом) храм кубической формы – Кааба, находящийся в городе Мекка в Западной Аравии. К Каабе периодически совершали паломничество – хадж, люди со всех концов Аравии. Человека, держащегося за стену Каабы, нельзя было убить. Регулярное паломничество к Каабе, сопровождавшееся жертвами многочисленным богам и подношениями служителям их культа, приносило очень большой доход жившему в Мекке и ее окрестностях племени курайш (курайшитов), которое фактически было самым влиятельным из арабских племен. Однако помимо приверженцев языческих верований, среди арабов встречались и иудеи, и христиане, в некоторых местах населявшие целые города. Также встречались ханифы – люди, верившие только в одного Бога – Аллаха, и отрицавшие существование других богов, но при этом не следовавшие ни иудейской, ни христианской религии.

Помимо божеств, арабы верили в различных невидимых простому человеческому глазу существ. В частности, как и приверженцы монотеистических религий, они верили в служителей Аллаха – ангелов (по-арабски «маляк»), обладающих сверхъестественной силой. Окружающую среду же: пустыни, горы, долины, человеческое жилище, населяли огненные духи – джинны, способные принимать различный облик. Джиннов считали способными как помогать людям, так и вредить им. Некоторых духов наделяли большой силой и опасностью для людей, например, гулей – чудовищ-людоедов, по представлениям древних арабов, водившихся в пустыне. Враждебных людям духов арабы называли шайтанами – от древнесемитского слова со значением «враг», то же происхождение имеет перешедшее из древнееврейского языка в греческий слово «сатана».

В VIIв. в Мекке пророк Мухаммед начал проповедовать Ислам, которому в очень скором будущем было суждено стать второй по числу приверженцев из мировых религий. Новая религия, предусматривающая веру только в одного Бога и строгое исполнение данных людям Богом законов, веру в жизнь после смерти и посмертное воздаяние Раем или Адом за добрые дела и грехи, в считанные десятилетия распространилась сначала в Западной Аравии, а затем и на всем Аравийском полуострове, стала распространяться и за его пределами в Сирии, Палестине, Египте, Ираке, принадлежавших тогда Византийской и Сасанидской империям. Ислам непримиримо боролся с языческими верованиями вплоть до полного их искоренения. Кроме того, он принес в арабское обществе систему новых ценностей, повсюду возобладала строгость нравов, а в течение веков жившие разрозненно арабские племена на базе одной религии объединились под властью сначала Мухаммеда, затем – его преемников – халифов. Все это происходило с такой по тем временам быстротой, что в Византии и Иране вовремя не заметили, как под боком у этих двух древних империй на месте полудиких пустынь Аравии возникло новое, сильное своей сплоченностью и преданностью подданных своей религии государство – Халифат. Вторжение войск Халифата в принадлежавшие Византии и Ирану земли Сирии, Палестины, Ирака, где среди местного населения тоже появилось много мусульман, хотевших видеть своим правителем халифа, а не императора, во многом стало неожиданностью для этих держав. Под знаменем Ислама арабы с головокружительной быстротой отвоевали половину территорий, принадлежавших Византии и сокрушили вековую «опору Востока» — иранскую империю Сасанидов, завоевав все ее территории, превратив Иран в одну из провинций новой – религиозной, империи И затем, пополнив боевые ряды принявшими Ислам другими народами, продолжили свои завоевания дальше на восток и запад, создав огромную державу, вошедшую в историю под названием Арабского Халифата – территорию, на которой вплоть до нашего времени твердо укрепился Ислам, распространились исламские духовные ценности и культура. Однако мусульмане, расширяя границы своей державы, активно заимствовали культурные и технические достижения народов, покорившихся халифу, в том числе персов и византийцев. В свою очередь, как уже говорилось, Ислам отменил многие древние арабские обычаи и элементы культуры. Поэтому исламская культура несет в себе лишь часть, причем сравнительно скромную, культуры Древней Аравии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *