Архаические религии

ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ, ВИДЫ РЕЛИГИИ

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 7

Религия– одна из древнейших форм культуры, важная составная часть духовной сферы.

Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок тысяч лет назад.

На определенном этапе развития религии появляется такой социальный институт, как церковь, которая объединяет людей одного вероисповедания, формирует единые каноны, догматы, нормы поведения.

Большое значение религия имеет и в наше время.

Учебник трактует слово «религия» в двух значениях. Одни исследователи переводят это слово с латинского как «связывать», то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.

Согласно другому толкованию, религия – это «набожность, святыня, предмет культа».

Число научных определений понятия «религия» так же велико, как и понятий «культура».

Таким образом, само определение понятия «религия» – это уже предмет для дискуссии.

Все религии подразделяются на:

1) архаичные политеистические (многобожие) религии – тотемизм, фетишизм, анимизм;

2) мировые монотеистические (единобожие) религии – буддизм, христианство, ислам.

Архаичные религии.

Архаичные религии– это древние верования, основанные на мифах.

Миф – это фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нем человека и общества.

ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА

Элитарная культура является, безусловно, сложной и трудной для восприятия неподготовленным человеком. Это так называемое высокое искусство. Его девиз – «искусство для искусства». Главная цель тех, кто создает эту культуру, самовыражение.

Произведения, создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг разбирающихся в искусстве людей.

Коммерческая выгода не является главной целью для создателей элитарной культуры. Элитарная культура способствует появлению уникальных произведений искусства. Это, например, фильмы Феллини, Тарковского, Копполы; картины Пикассо, Сальвадора Дали, музыкальные произведения Шнитке, Дюваля и т. д.

В отличие от элитарной народная культура создается, можно сказать, самим народом, часто неизвестными авторами. Это народные песни, народные танцы, былины, легенды, народные сказки, сказания, эпос и т. д. и т. п.

Устное народное творчество, к которому можно отнести народные частушки, пословицы, поговорки, загадки и т. д., называется фольклором

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио, телевидение, видео- и компьютерная техника, а также современные средства связи способствуют ее распространению.

В западной социологии массовая культура рассматривается как коммерческая.

Как и в любом другом виде коммерции, неотъемлемой частью массовой культуры является реклама. Телевидение, радио, кинематограф и др. существуют в основном за счет рекламы.

Ярчайшим примером массовой культуры является продукция Голливуда. В настоящее время американский кинематограф заполонил весь мир.

Подобной коммерциализации подверглись также книгопечатание, пресса, музыка, фотография, живопись.

Массовая культура оказывает большое и своеобразное влияние на человека, в том числе психическое. Существует даже такой термин, как «внушение и заражение». В результате такого воздействия массовой культуры человек становится как бы зомбированным, зараженным «бациллами» коллективного настроения массовой культуры. Массовая культура через масс-медиа навязывает человеку своих кумиров, образ мыслей и образ жизни. Поэтому к концу ХХ века массовая культура во многом дискредитировала себя.

В наше время термин «массовая культура» заменен понятием «поп-культура», или «популярная культура». Эта культура, можно сказать, демократична. Она обращена ко всем социальным слоям. И сегодня благодаря современным средствам массовой информации и коммуникации самым широким слоям населения стали доступны многие произведения искусства, в том числе и имеющие высокую художественную ценность.

ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРЫ». ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ КУЛЬТУРЫ

Основой духовной сферы общества является культура (в переводе с лат. – «возделывание, воспитание, образование, развитие»).

Под культурой понимают исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

С точки зрения исторической науки культура – это, по сути дела, все, что создается руками, умом и талантом народа.

Культуру изучают многие науки: культурология, история, археология, эстетика и др. Каждая из них дает свое определение культуры. Этих определений насчитывается до пятисот.

Культура – это комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

Культура народа – это его образ жизни, одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое.

В понятие «культура» входят также социально-бытовые правила, принятые в обществе жесты вежливости, этикет, гигиенические привычки

Таким образом, культура – это сложная многоуровневая система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира.

Движущие силы развития культуры – это:

1) противоречие между социализацией и индивидуализацией личности, то есть с одной стороны человек неизбежно социализируется, усваивая нормы общества, а с другой – стремится сохранить индивидуальность своей личности;

2) противоречие между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку, то есть норма и свобода – два полюса, два борющихся начала;

3) противоречие между традиционностью культуры и ее обновлением.

Все эти противоречия характеризуют культуру и являются источниками ее развития

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

Мы уже отметили, что культура – это многоуровневая система. Так, выделяют мировую и национальную культуры. Кроме того, различают материальную культуру – это культура труда и материального производства, культура быта, культура отношения к собственному телу, физическая культура, и духовную.

Собственно духовнаякультура выступает многослойным «пирогом» и включает в себя познавательную и интеллектуальную, а также философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную культуру.

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Главная задача культуры – всестороннее развитие человека. Отсюда главной ф у н к ц и е й к у л ь т у р ы является человекотворческая, или гуманистическая. Все другие функции связаны с ней.

Информационная функция. Культура передает социальный и исторический опыт человечества, является как бы памятью человечества.

С информационной непосредственно связана познавательная функция культуры.

Следующая функция культуры – нормативная. Эта функция опирается на мораль и право и регулирует поведение людей в обществе.

Ценностная функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура формирует определенные ценностные потребности и ориентации.

Таким образом, стержнем культуры выступают ценности. Ценность – это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

Ценности для разных людей и социальных групп могут быть различными, но среди них есть фундаментальные, общечеловеческие – Добро, Любовь, Справедливость. Эти ценности понятны всем людям, всем народам.

Архаичные формы религиозных верований

Религии могут быть

монотеистическими (единобожие) и политеистическими (пантеон богов);

родо-племенными (распространены у народов, у которых сохранились архаические общественные структуры, например, у аборигенов Австралии и Океании);

народностно-национальными (индуизм, конфуцианство, сикхизм и т.д.);

мировыми. К мировым (наднациональным) религиям относятся: буддизм (основные направления – махаяна и хинаяна), христианство (гл. разновидности – католицизм, православие, протестантизм), ислам (основные направления – суннизм и шиизм).

Архаичные формы религиозных верований

Одной из общепризнанных форм древних религиозных верований является фетишизм – придание сверхъестественных (магических) свойств каким-либо предметам действительности. Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека формой или свойствами. Если фетиш помогал, то его почитали, если нет – заменяли другим или «наказывали». Другой ранней формой религии считают тотемизм – веру в существование магических связей между группой людей и определённым видом животных (растений). Этнографы считают, что тотемизм тесно связан с хозяйственной деятельностью человека присваивающей культуры (собирательство, охота). Вид растений, животных, играющих особую роль в жизнедеятельности первобытного человека, становился тотемом, что отражалось в мифах о происхождении человека и мира. Тотемизм мог включать и ритуальное употребление тотемных животных, растений. Есть предположение, что в рамках тотемизма возникла целая система табу (запрет), своеобразный механизм регулирования социокультурного бытия древнего человека. Распространённой формой древнейших верований была магия (колдовство) – совокупность представлений и действий, в основе которых уверенность в возможности влияния на действительность искусством использования таинственных сил. Магия и сегодня сохраняется в тех сферах деятельности человека, где он не уверен в эффективности своей обычной практики. Современные этнографы предлагают классификацию магии по различным основаниям. Например, по целям воздействия магию делят на виды: любовную, лечебную, вредоносную, военную, хозяйственную. Профессиональные маги – шаманы, колдуны, бахсы (у казахов) – выполняли функцию духовных лидеров и занимали соответствующее место в социокультурной системе. Среди древних форм религиозных верований называют и анимизм (душа) — веру в существование душ и духов. Согласно концепции видного исследователя анимизма антрополога Э. Тайлора, верования развивались из двух источников: осмысление психических состояний (сон, галлюцинация, болезнь) и стремление к олицетворению и одухотворению окружающей действительности.

Одной из самых ранних форм родоплеменных религий является тотемизм – вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определенным животным, растением или явлением природы – с другой. В первобытном обществе был распространен и фетишизм – почитание материальных предметов, якобы наделенных сверхъестественными свойствами. Кроме того, для родового строя характерен культ предков, которые якобы влияют на жизнь потомков. Вера в духов и душу, всеобщую одухотворенность природы называется анимизмом. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом. Была распространена вера в магию, которая через определенные действия и заклинания должна была повлиять на человека или природные явления.

Виды религий

Политеи́зм (от греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «Бог, божество» — «многобожие») — религиозное мировоззрение, совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов, которые имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния. Среди существенных изменений в характере религиозных верований периода перехода от общинной к государственной организации является замена иерархии духов иерархией богов, получившей наименование политеизма (многобожие). Боги связаны с природными стихиями и социокультурными силами. Меняется религиозная деятельность; она становится регламентированной. Появляются социальный слой профессиональных служителей культа, зачастую сочетающих религиозную деятельность с иной духовной, а также постоянные святилища, становящиеся центром религиозной жизни. Таким образом, религия начинает оформляться как самостоятельная сфера жизни общества, социокультурная подсистема государственно-организованных сообществ.

Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие — политеизм.

Единобожие (монотеизм) характерно для таких религий, как иудаизм, христианство, ислам, сикхизм и некоторых других. С точки зрения верующих, приверженцев вышеперечисленных религий, появление их стало следствием Божественного действия.

Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеизм был распространён в ряде античных религиозно-философских школ (стоики и др.), в ряде средневековых учений (см. Спиноза и т. д.). Многие элементы пантеизма присутствуют в отдельных формах язычества и неоязычества, а также в ряде современных синкретических оккультных учений: теософии, Живой Этике и др.

Существуют также религии без Бога (в том смысле, какой придаёт этому понятию западное религиоведение) — вера в абстрактный идеал: буддизм, джайнизм

МОНОТЕИЗМ (единобожие), система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге. Противоположен политеизму (многобожию). Характерен прежде всего для религий авраамовского круга (иудаизма, христианства, ислама).

Хотя религии авраамовского круга исходили из положения, что единобожие являлось первоначальной религией человечества, с течением времен искаженной людьми и превращенной ими в многобожие, в действительности оно возникло значительно позже политеизма. Самая ранняя монотеистическая религия – иудаизм – первоначально носила политеистический характер и освободилась от него только в 7 в. до н.э. Однако монотеистический культ имел гораздо более давнюю историю, чем монотеистическая вера. В некоторых культурах признание многобожия не означало почитания многих богов (генотеизм): верующий часто поклонялся только верховному богу пантеона (культ Атона в Древнем Египте). Кроме того, еще в древности появилась тенденция рассматривать остальных богов как различные ипостаси одного главного божества, наиболее ярко выразившаяся в индуизме, где все боги (Вишну, Шива и др.) считаются воплощениями исходного божественного абсолюта – брахмана.

При этом некоторые признанные монотеистические религии до сих пор обладают некоторыми политеистическими чертами. Так, наиболее влиятельные направления христианства (католицизм, православие, лютеранство) разделяют идею троичного божества: одного единого бога в трех лицах (Отец, Сын, Святой Дух). Эта идея воспринималась и воспринимается строгими монотеистами и вне (иудеи, мусульмане), и внутри христианства (ариане) как отступление от единобожия.

АРХАИЧНЫЕ ВЕРОВАНИЯ

Архаичные верования выступают составной частью двух культурных ком­плексов — мифологии и народной культуры. Хотя между ними наблюдает­ся тесное родство и пересечение, полностью совпадающими их назвать нельзя. Мифология носит скорее религиозный характер, а народная куль­тура — светский. Определения «религиозный» и «светский» имеют здесь условный смысл, так как мифология в строгом смысле не является религи­ей, а категория «светский» обычно относится к аристократии, а не к наро­ду. Можно выразиться иначе: народная культура придает верованиям при-земленно-бытовой характер, а мифология — возвышенно-духовный. Посе­му вопрос о верованиях освещается в двух разделах — религии и народной культуры, но под разными углами.

Архаичные верования выступают ранней формой современной религиоз­ной веры. Потому они и называются верованиями, а не верой.

Верование — убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Древние люди верили, что Земля плоская и держится на трех китах. Они не считали это заблуждением или ложным сведением, а относились к этому как к доказанному знанию. На веровани­ях основаны мифы. Верования — это взгляды, которые должны материали­зоваться, превратиться в нечто конкретное. Универсальное верование в бога у христиан конкретизируется одним образом, у мусульман, язычников или буддистов — другими.

Сложный симбиоз мифологических пережитков, разного рода примет и поверий представляли собой верования славян,в частности если речь шла об устройстве Вселенной. Согласно народным представлениям, удивительным образом наслоивших в себе дохристианские и христианские символы, в цент­ре Вселенной находилась земля, а в ее недрах помещался ад, где горел страш­ный огонь. Небо воспринималось как свод из твердого вещества. Причем небо было не одно, а целых семь. На нижнем помещались дожди, снега, роса и прочие метеоявления, управляемые ангелами. Солнце, луна и звезды на­ходятся на четвертом небе. Седьмое небо — рай (отсюда поговорка: «почув­ствовать себя на седьмом небе от счастья»). Земля выглядела плоской и пла­вала в океане-море на трех больших китах. Светила представлялись живы­ми существами, к ним обращались с просьбами. Звезды в народном

представлении были душами людей и умерших крещеных детей, души пра­ведников светят ярко, а грешников — тускло.

Такое верование или система верований представлялась слушающим аб­солютно достоверной картиной мира. Разубедить их в обратном было не­возможно. Даже более просвещенным европейцам потребовалось почти два тысячелетия для того, чтобы отказаться от птолемеевой картины мира и принять коперниканскую.

В числе религиозных верований С.А. Токарев называет тотемизм, ведов­ство, знахарство, эротические обряды и культы, погребальный культ, ран-

неплеменной культ (инициации), про­мысловый культ, материнско-родовой культ святынь и покровителей, патри­архальный семейно-родовой культ пред­ков, шаманизм, нагуализм, культ тай­ных союзов, культ вождей, культ пле­менного бога, аграрные культы, магию, анимизм3. Если подробно рассмотреть каждое из верований, можно заметить, что все они основаны на магических представлениях о возможности дости­жения необходимых целей магическим путем и соответствующих магических действий (обрезание, охота за голо­вами, заклинания и пр.) или бездействий (те или иные виды табу на пищу, сексуальную жизнь и т.п.)4. Сказанное касается того, что называется анимиз­мом, тотемизмом, шаманизмом и пр. Магические представления и действия лежат также в основе любой религии, включая мировые.

Архаичные религии кроме верований, мифов и мифологии включали также особые обряды и ритуалы. Комбинация тех и других дает три разных типа древней религии — тотемизм, фетишизм и анимизм. Их можно считать самыми древними культурными комплексами.

Культурные функции древних богов были очень обширными. Они защи­щали племя перед многочисленными опасностями потустороннего и при­родного мира, поэтому им поклонялись, приносили жертвы и молились им. Божества, каждый по своей специализации (бог ремесел, медицины, земле­делия и т.д.), приносили удачу в бизнесе. Их фигурки стояли в каждом доме, а не только в общегосударственном или племенном храме. Наконец, боги были тем же, чем позже стал флаг страны — символом всего народа, госу­дарства. Его нельзя попирать, отдавать врагу, сжигать. В то и дело возникав­ших межплеменных конфликтах и войнах уничтожение вражеского идола означало полную победу, а своего — поражение. Поэтому изображения бо­жеств хранили пуще глаза.

Боги подчиненного племени проходили унизительную процедуру: их включали в низшие уровни пантеона победителей. Больше того, теперь они могли вовсе изменить культурный статус, превратившись из позитивных в негативные божества — злых демонов. Ими пугали детишек, их вспомина­ли при неудаче всуе.

3 Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990. С. 621.

4 Марков Г.Е. Религиозные верования. Предполагаемый генезис и история (www.ethnonet.ru).

Религиозность населения и процветание общества

Независимый американский исследователь Грегори Пол в 2009 году опубликовал в журнале Evolutionary Psychology (англ.)русск. итоги своего комплексного кросс-национального анализа того, влияет ли массовая религиозность на процветание общества. В анализ были включены только данные по благополучным, процветающим демократическим государствам «первого мира» с населением около 4 млн человек или более. Всего было учтено 17 стран, данные по которым в международных базах и опубликованных сводках являются наиболее полными, достоверными и взаимно сравнимыми: США, Ирландия, Италия, Австрия, Швейцария, Испания, Канада, Новая Зеландия, Австралия, Нидерланды, Норвегия, Англия, Германия, Франция, Дания, Япония, Швеция.

По данным Пола, уровень убийств почти не коррелирует с религиозностью. Уровень самоубийств практически не зависит от религиозности населения (результаты по самоубийствам среди молодежи чуть-чуть в пользу светских стран, по самоубийствам среди людей всех возрастов — в пользу религиозных). По его данным, чем религиознее страна, тем выше детская смертность; корреляция между религиозностью и продолжительностью жизни направлена в ту же сторону, но выражена слабее.

Число абортов среди несовершеннолетних достоверно ниже в светских странах, чем в религиозных. Достоверных корреляций между религиозностью и потреблением алкоголя не выявлено. Уровни удовлетворенности жизнью и безработицы не коррелируют с религиозностью, по уровню коррупции — ситуация чуть лучше в менее религиозных странах.

По производству ВВП религиозные страны чуть впереди, однако по уровню имущественного равенства нерелигиозные страны их резко опережают (чем выше уровень религиозности, тем выше индекс Джини, отражающий неравномерность распределения материальных благ среди населения). В соответствии с этим и процент бедняков в религиозных странах существенно выше.

Из этого автор делает вывод, что чем увереннее и спокойнее чувствуют себя люди (прежде всего представители «среднего класса») в своем социальном окружении, чем меньше они тревожатся за свое экономическое благополучие, тем слабее их потребность искать утешение и защиту в религии. Полученные результаты, по мнению автора, свидетельствуют о том, что религиозность — относительно «поверхностный», гибкий, переменчивый психологический механизм, помогающий справляться со стрессом и тревожностью в малоэффективном обществе с низким уровнем социально-экономической стабильности и защищенности. Массовый отход от веры в Бога, в свою очередь, является естественной реакцией людей на улучшение жизненных условий.

Нетрадиционная религиозность

См. также: Новое религиозное движение

Когда сложившая система церковных организаций оказывается неспособной удовлетворять изменившиеся духовные потребности части верующих, результатом может быть формирование религиозных новообразований. Их условно обозначают «новые религиозные движения» (также могут использоваться обозначения «нетрадиционные религии и культы», «возникающие религии», «внеконфессиональные, неканонические верования», «альтернативные религии»; и дискуссионные термины «деструктивный культ» и «тоталитарная секта», обычно употребляемые представителями традиционных конфессий или критиками НРД).

Теолог и социолог религии В. А. Мартинович, рассмотрев в монографии 2015 года «Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция: Материалы к изучению нетрадиционной религиозности» 3815 новых религиозных движений из 93 стран, определяет «нетрадиционную религиозность» как «всё многообразие форм сектантства, существующих на территории одной, конкретно взятой страны мира», а также как сложную, открытую, развивающуюся, целостную подсистему общества, включающую в себя всё многообразие разновидностей и типов сектантства. В его представлении нетрадиционная религиозность — целостная система, которая имеет неизменное «ядро» и подвижную «оболочку», изменяющуюся под влиянием целого ряда факторов. Он считает, что нетрадиционная религиозность черпает свой идейный потенциал в том числе и из несектантских идей, а поэтому будет существовать до тех пор, пока существует общество; воспроизводство нетрадиционной религиозности циклично и непрерывно. Он фактически опровергает популярную в религиоведении концепцию «бума» нетрадиционной религиозности на Западе в 1960-х гг. как уникального в истории общества явления.

Примечания

  1. Holdcroft, Barbara (September 2006), «What is Religiosity?», Catholic Education: A Journal of Inquiry and Practice Т. 10 (1): 89–103
  2. Грусман, 2007.
  3. 1 2 3 Магомедова, 2017, с. 133.
  4. Religiosity Highest in World’s Poorest Nations. Gallup. Дата обращения 27 мая 2015. (приводятся округлённые результаты)
  5. GALLUP WorldView — data accessed on 17 january 2009
  6. Rossi, Maurizio & Scappini, Ettore (June 2014), «Church Attendance, Problems of Measurement, and Interpreting Indicators: A Study of Religious Practice in the United States, 1975-2010», Journal for the Scientific Study of Religion (англ.)русск. (Wiley-Blackwell (англ.)русск., Society for the Scientific Study of Religion (англ.)русск.) . — Т. 53 (2): 249–267, ISSN 0021-8294, doi:10.1111/jssr.12115, <https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/jssr.12115>
  7. Chaves, Mark (March 2010), «SSSR Presidential Address Rain Dances in the Dry Season: Overcoming the Religious Congruence Fallacy», Journal for the Scientific Study of Religion (англ.)русск. Т. 49 (1): 1–14, DOI 10.1111/j.1468-5906.2009.01489.x
  8. 1 2 3 4 5 Марков А. В. Религиозность населения не способствует процветанию общества. Элементы.ру. Дата обращения 21 сентября 2018.
  9. 1 2 Григорьева, 1999, с. 90.
  10. 1 2 Фаликов, Элбакян, 2004, с. 242.
  11. Дворкин, Силантьев, 2013, с. 244.
  12. Григорьева, 1999, с. 72, 90.
  13. 1 2 Митрохин, 2010.
  14. Васильева, 2016.

Литература

  • Васильева Е. Н. Рецензия Мартинович В. А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция: Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. Т. 1. Минск: Минская духовная академия, 2015. — 559 с. // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. — 2016. — № 1 (34). — С. 410—415.
  • Гаврилов Ю. А., Кофанова Е. Н., Мчедлов М. П., Шевченко А. Г. Конфессиональные особенности религиозной веры и представлений о её социальных функциях // Социологические исследования. — 2005. — № 6. — С. 46—56.
  • Григорьева Л. И. Свобода совести и актуальные проблемы государственно-правового регулирования деятельности новейших нетрадиционных религиозных объединений. — Красноярск: РИО КГПУ, 1999. — 405 с.
  • Грусман Я. В. Исследование феномена религиозности в отечественной социологии религии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки. — 2007. — С. 18—21.
  • Новые религиозные движения / Дворкин А. Л., Силантьев Р. А. // Николай Кузанский — Океан. — М. : Большая российская энциклопедия, 2013. — С. 244. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 23). — ISBN 978-5-85270-360-6.
  • Демьянов А. И. Религиозность: тенденции и особенности проявления. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1984. — 184 с.
  • Колякина Е. А. Определение сущности понятия «религиозность» // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. — 2007. — Т. 13, № 3. — С. 51—55.
  • Лобазова О. Ф. Религиозность в современной России: факторы, динамики. Монография. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008a. — 160 с.
  • Лобазова О. Ф. Эволюция религиозности в России: Монография. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2008b. — 192 с.
  • Лобазова О. Ф. Религиозность современного российского общества : социально-философский анализ / автореферат дис. … доктора философских наук : 09.00.11 / Лобазова Ольга Фёдоровна; . — М., 2010a. — 44 с.
  • Лобазова О. Ф. Религиозность современного российского общества : социально-философский анализ / диссертация … доктора философских наук : 09.00.11 / Лобазова Ольга Фёдоровна; . — М., 2010b. — 314 с.
  • Магомедова М. З. Современная религиозность: основные методы и подходы к ее изучению // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2017. — Вып. 4. — С. 130—133. — ISSN 1997-292X.
  • Митрохин Л. Н. Нетрадиционные религии // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Новые религиозные движения / Фаликов Б. З., Элбакян Е. С. // Россия. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004. — С. 242—243. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. ). — ISBN 5-85270-326-5.
  • Яблоков И. Н. Социология религии. — М.: Мысль, 1979. — 182 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *