Архиерейские дачи Казань


Уже во второй половине XVI века на Иконной улице, названной по находившейся здесь Изографской конторе и слободе иконописцев, стояла деревянная церковь святого апостола Филиппа. Храм был возведен по инициативе митрополита Московского и всея Руси Филиппа (Колычёва) во имя его небесного покровителя. Здесь же находилось подворье митрополита. Позднее переулок получил название по церкви – Филипповский. В 1657 году церковь была еще деревянной, а в 1688 г. была перестроена уже в камне стольником царя Алексея Михайловича Иваном Косьминым.
В Отечественную войну 1812 года церковь была разграблена французами и сильно пострадала во время пожара в Москве. Обветшавший храм предполагалось упразднить. Однако после сильнейшего пожара в 1808 году в храме Гроба Господня в Иерусалиме почти полностью уничтожившего великую святыню, патриарх Иерусалимский Поликарп обратился за помощью в восстановлении храма к другим Православным Церквям. В 1817 году он просил Императора России Александра I открыть подворье Иерусалимского Патриархата в Москве, где могли бы останавливаться монахи для сбора пожертвований на восстановление сгоревшего храма. Подворье было открыто в 1818 году при церкви апостола Филиппа в тихом арбатском переулке. Патриарх Иерусалимский прислал в дар подворью часть Древа Животворящего Креста Господня и десницу великомученика Евстафия Плакиды. Эти святыни и доныне хранятся в храме.

По окончанию ремонтно-строительных работ главный престол был переосвящен в честь праздника Воскресения Словущего, посвященного воспоминанию обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а северный Никольский придел — в честь святого апостола Филиппа. В 1848-1852 годах был возведен южный придел во имя святителя Николая и в честь Иерусалимской иконы Божией Матери.

Храм Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате. 1881 г. Фото Николая Найденова
Примечательно, что большинство московских Воскресенских храмов освящены именно в память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме в 335 году при святом равноапостольном Константине Великом, а не Пасхи Христовой. По православным представлениям, Храм Воскресения Господня в Иерусалиме, входящий в комплекс храма Гроба Господня, воздвигнутый на месте исторических событий Распятия, Погребения и Воскресения Христова невоспроизводим в своей уникальности, в том числе – в названии. Поэтому Воскресенские церкви на Руси строились во имя Воскресения Словущего (от глагола «слыть» – быть известным). Праздник в честь этого события отмечается 26 сентября по новому стилю (13 сентября по старому стилю), накануне праздника Воздвижения Креста Господня 27 сентября.
Патриархи Иерусалимские посылали в дар своей русской пастве святыни: частицы мощей апостола Иакова, брата Господня, первого иерарха Иерусалимского, священномученика Харалампия, великомученика и целителя Пантелеимона, великомученицы Варвары и великомученика Галактиона, мученика Трифона, святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, великомученика Никиты, великомученицы Параскевы Пятницы, бессребреника и чудотворца Космы и преподобного Алипия столпника. Для этих святых даров устроен позолоченный ковчег, в котором они находятся и сейчас.

В 1918 году Иерусалимское подворье было упразднено, но церковь и в годы советской власти не закрывалась для прихожан. 19 ноября 1989 года храм Воскресения Словущего (апостола Филиппа) вновь стал подворьем Иерусалимского патриархата. В 1959 году Филипповский переулок был переименован в честь писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, который в 1849—1851 годах снимал там квартиру в доме № 9. В 1993 году восстановлено прежнее название – Филипповский переулок.
В 1943-1951 годах в штате храма Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате состоял известный протодиакон Михаил (Холмогоров) – обладатель уникального по красоте баса. Его сравнивали с Шаляпиным, причем многие знатоки отдавали предпочтение голосу отца Михаила. Когда Холмогоров служил в храме великомученика Никиты на Старой Басманной, то со всего города туда съезжались знатоки и любители церковного пения, чтобы послушать его голос. Михаилу Кузьмичу неоднократно предлагали петь в опере, что сулило славу, известность и деньги, но он отказался. Художник Павел Корин писал Холмогорова для своей неоконченной и самой знаменитой картины «Реквием, или Русь уходящая», где протодиакон изображен в центре, перед патриархами, с раскачивающимся кадилом в руке.

П.Д. Корин. «Реквием, или Русь уходящая». 1935 г.

Протодиакон Михаил Кузьмич Холмогоров (1870-1951)
Запись голоса Михаила Холмогорова не сохранилась, но есть замечательное описание впечатления от его голоса на торжественной интронизации Патриарха Алексия (Симанского) 4 февраля 1945 года в Богоявленском (Елоховском) соборе, оставленное молодым тогда иподиаконом К.В. Нечаевым (митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим).
«Нашему Патриарху возглашал многолетие престарелый и немощный старейший московский протодиакон Михаил Кузьмич Холмогоров. собор затих. А затем вдруг наполнила его мягкая сила. Именно сила. Казалось, что-то мягкое, звучное, глубокое, плотное, обильное непреодолимо заливает собор доверху. От купола до дальнего угла ризницы. Это был осязаемый звук. Он лился, переполняя собой все, звучал в каждой частице пространства, это было более чем орган или оркестр, потому что этот звук был живым и органичным. Он присутствовал во всем и всюду. Казалось, он шел ниоткуда, но был во всем и все наполнял собой. Это был «Михал Кузьмич». Это была его лебединая песнь, последний и полный дар его старческих сил новому Патриарху Московскому и всея Руси. Минутой позже он опустился в изнеможении на скамью в уголке ризницы».

Так, его двор и здание уже давно не блещут новизной, а вековая штукатурка осыпалась и лишь частично давая представление о том, как выглядели здания этого комплекса. Сегодня же это место пытаются возродить и вдохнуть в него новую жизнь, третью, если быть точными, реставрируя постройки и прилегающие территории.

Происхождения названия

Архиерейская дача это комплекс сооружений и прилегающих территорий в который входят Архиерейский лес, часовня, Надвратная церковь, Воскресенский собор, здание резиденции митрополита, братские корпуса, монастырь. Название происходит от одного случая, произошедшего во времена Екатерины Великой.

Монастырь, в те времена, должен был быть закрыт по указу Екатерины II. Сохранить его помогло происшествие с митрополитом казанским Вениамином. Так, после того как Пугачев напал на Казань, митрополита по ложному обвинению посадили в тюрьму на несколько лет, как пособника бунтаря и головореза Пугачева. Позже он был оправдан и в подарок ему, дабы загладить вину, был подарен монастырь, которой до 1917 года был резиденцией митрополитов Казани.

История

Первое сооружение на территории, занимаемой монастырём, было деревянным. Позже появились каменные строения, и первым из них была Надвратная церковь, построенная в 1704 году по указу митрополита Тихона Амафунтского и Воскресенский собор, построенный при другом следующем патриархе.

В дальнейшем, вплоть до истории с митрополитом Вениамином, здания были из дерева, тому подтверждение крыльцо Воскресенского собора. Сооружения Архиерейской дачи сроились из дерева, так как указ Петра Первого запрещал строительство зданий из камне где-либо, кроме как в столице.

После перехода «дачи» во владение Вениамину был нанят для возрождения монастырского комплексаБартоломео Растрелли и начал активно возрождать это место, ноу же полностью в камне. Стиль всех построек барокко, включая архиерейские палаты и часовню.

Комплекс сегодня

Главное здание двора, то есть Воскресенский собор, было величественным и красивым, по утверждению исторических фактов, но в 1917 году собор полностью был переделан под жилое помещение, сегодня он активно реставрируется.

Надвратная церковь превращалась то в жилое здание, то в медицинский пункт, сегодня она имеет наилучший вид среди всех зданий комплекса. Часовня благополучно пережила и Царскую Россию и Большевиков и развал СССР, но до реставрации не дожила, сгоревши в 2009 году.

Треть зданий почти полностью отреставрированы, братские корпуса разрушены, а некоторые строения до сих пор принадлежат сельскохозяйственным структурам, которым были переданы в советские времена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *